Научная статья на тему 'Своевременная (ранняя) профилактика противоправного поведения несовершеннолетних как основа предупреждения преступности'

Своевременная (ранняя) профилактика противоправного поведения несовершеннолетних как основа предупреждения преступности Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

2139
322
Поделиться
Ключевые слова
РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Семенюк Руслан Александрович

Рассматриваются вопросы своевременной профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, а также проблемы формирования системы ранней профилактики. Автором обобщены и проанализированы мнения ученых по данной тематике, сделаны соответствующие теоретические выводы и предложения по эффективности и своевременности предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних. Рассмотрены методы профилактического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Изложенные положения имеют как научную, так и практическую значимость.

Timely (early) prevention of illegal behaviour of minors as basis for juvenile crime prevention

Timely prevention of wrongful conduct should create conditions for positive parenting, personal development, ensuring its security, as well as early detection of typical crisis situations arising in adolescents. In cases there is a tendency for youth anti-social or unlawful behaviour, the facts of anti-social impact on a minor it is necessary to stop this kind of behaviour and negative impact. In the basis of timely prevention of illegal behaviour of juveniles of the strategically important directions are the activities for the prevention of crimes and administrative offences. Prevention is applied when a person appears intent to commit a crime, the decision is made and planned to be executed. There still is no criminal action, there is no stage of preparation for a crime or attempted crime, the endangered teenager is not criminally responsible. However, if there are grounds, the minor should be punished in an administrative or disciplinary procedure with a view to form the sense of responsibility for their behaviour and the inadmissibility of impunity. To influence the minors positively with the purpose of preventing them from illegal actions their families should be actively used, educational institutions, bodies of guardianship and trusteeship, bodies on youth affairs, management bodies of social protection of the population (shelters, social assistance centres for children, left without parents' guardianship), specialized social service institutions (centres of emergency psychological aid, territorial centres of assistance to family and children), institutions providing psychological help to families and children. For the purposes of socio-legal control in all educational institutions and labour collectives it is offered to recreate the institution of public exposure to the violators of discipline and committers of administrative offence. In the secondary schools priority indicators, together with the academic performance and discipline, should be moral, patriotic and physical education of students. Today, domestic legislation must not only create conditions for the formation of a highly moral and law-abiding person, but also to ensure the profitability of law-abiding behaviour. After all, until the wrongful conduct in the society will look more profitable than law-abiding, any measures will fail to educate a worthy personality.

Текст научной работы на тему «Своевременная (ранняя) профилактика противоправного поведения несовершеннолетних как основа предупреждения преступности»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 369. С. 114-118

УДК 343.851.5

Р.А. Семенюк

СВОЕВРЕМЕННАЯ (РАННЯЯ) ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ОСНОВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Рассматриваются вопросы своевременной профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, а также проблемы формирования системы ранней профилактики. Автором обобщены и проанализированы мнения ученых по данной тематике, сделаны соответствующие теоретические выводы и предложения по эффективности и своевременности предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних. Рассмотрены методы профилактического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Изложенные положения имеют как научную, так и практическую значимость.

Ключевые слова: ранняя профилактика; противоправное поведение; несовершеннолетний.

Одним из наиболее приоритетных направлений как в деятельности правоохранительных органов, так и общества в целом является своевременное предупреждение противоправного поведения, заключающееся в воздействии на несовершеннолетнего, характеризующегося отрицательно, но еще далекого от совершения преступления.

Профессор А.И. Алексеев справедливо отмечает: «Труднообъяснимым парадоксом современной уголовной политики, в значительной мере основанной на либеральных ценностях, является пренебрежение превентивными подходами, явная недооценка предупреждения преступности как наиболее гуманного направления борьбы с преступностью» [1. С. 78]. В настоящее время необходимо дальнейшее развитие и воссоздание системы ранней профилактики, в основе которой должны состоять превентивные меры работы с несовершеннолетними, склонными к правонарушающему поведению.

Под ранней профилактикой противоправного поведения несовершеннолетних мы понимаем целенаправленную социально-педагогическую деятельность семьи и учебных заведений дошкольного и среднего общего образования, иных государственных и общественных организаций, направленную на устранение (ослабление) риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них здорового духовного правосознания, нравственных и патриотических принципов, социально-полезных

навыков и интересов.

Своевременная профилактика противоправного поведения должна создавать условия для позитивного воспитания, развития личности, обеспечения ее безопасности, а также своевременного выявления типичных кризисных ситуаций, возникающих у подростков. В случаях если наблюдается склонность подростка к асоциальному или противоправному поведению, выявляются факты антиобщественного влияния на несовершеннолетнего требуется пресечь подобное поведение и негативное влияние.

В криминологической литературе отмечается, что ранняя профилактика, помимо вышеперечисленного, включает в себя также комплекс мер по коррекции поведения подростков, ведущих антиобщественный образ жизни, допускающих правонарушения, совершивших преступления до достижения возраста уголовной ответственности, а также принудительно-воспитательные меры: постановка на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД, помещение в центр времен-

ного содержания несовершеннолетних правонарушителей ОВД, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав [2. С. 105].

Согласно федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3] объектами мер системы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних являются несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении вследствие безнадзорности, беспризорности, нахождения в обстановке, не соответствующей требованиям воспитания или содержания, а также вследствие совершения правонарушений или антиобщественных действий.

Субъектов же этой системы множество, ими являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, органы опеки и попечительства, органы служб занятости, органы образования, в том числе детские дома и школы-интернаты для детей-сирот, органы по делам молодежи, учреждения культуры, спорта, туризма, молодежные объединения, органы здравоохранения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органы внутренних дел, а также прокуратура, которая осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних. Однако отсутствует практический механизм работы системы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних.

В настоящее время формы профилактической работы согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» направлены только на ограничение, контроль и надзор, а условия, восстанавливающие нравственное здоровье детей и способствующие обеспечению надлежащих условий формирования личности, к сожалению, отсутствуют. Также в отечественном законодательстве нет мероприятий, направленных на положительное культурное, творческое, досуговое, физическое развитие детей. Поэтому в соответствующем законодательстве Российской Федерации необходимо предусмотреть возможность создания таких условий и проведения мероприятий по развитию детей.

Предлагается конкретизировать п. 5 ст. 17 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнад-

зорности и правонарушений несовершеннолетних», предусматривающий участие органов по делам молодежи в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних (цели и задачи такого участия, перечень рекомендуемых мероприятий, способы взаимодействия с другими заинтересованными органами и организациями).

Необходимо указать, что своевременная профилактика противоправного поведения несовершеннолетних должна включать в себя предупреждение преступлений и административных правонарушений, безнадзорности, токсикомании, праздности как образа жизни, формирование активных позиций гражданственности, патриотизма, правосознания, духовных и нравственных ценностей, интеллектуальное развитие и т. п. Однако предупреждение преступлений и административных правонарушений в несовершеннолетнем возрасте как крайних форм общественно-опасного поведения является приоритетным.

Согласно Закону «О полиции» (ст. 2), Приказу МВД России от 17 января 2006 г. № 19 и другим соответствующим нормативно-правовым актам предупреждение и пресечение преступлений является одним из основных направлений работы органов внутренних дел. Однако на практике предупредительная работа в органах полиции остается малоактуальной, в оперативных аппаратах такой показатель либо вообще отсутствует, либо не приветствуется со стороны руководства, потому что основным показателем оценки деятельности работников полиции было и остается раскрытие преступлений, а не профилактика.

Анкетный опрос сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Алтайского края показал, что они нередко сталкиваются с проблемой неэффективности предусмотренных законом методов воздействия на несовершеннолетних правонарушителей (профилактические беседы, работа по месту жительства и учебы) при отсутствии взаимодействия и помощи со стороны общественности, школьных педагогов, родителей и иных законных представителей несовершеннолетних. Также необходимо отметить, что причину дезадаптации несовершеннолетних правонарушителей многие видят в неблагополучии семей несовершеннолетних, влиянии улицы, агрессивном воздействии средств массовой информации, недостаточном внимании со стороны родителей.

Эффективность системы организации работы по социальной адаптации многие видят в комплексном подходе всех органов - социальной защиты, школы, специализированных подразделений ОВД. Основной проблемой, поставленной в качестве фактора, мешающего эффективной организации процесса социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей, является большая загруженность, недостаток свободного времени сотрудников по делам несовершеннолетних ОВД и социальных педагогов.

По нашему мнению, органам исполнительной власти в регионах и территориальным органам внутренних дел необходимо больше уделять внимания:

- организации и проведению индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД;

- своевременному выявлению и постановке на учёт подростков, склонных к совершению правонарушений;

- укреплению связей с ведомствами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также с общественностью района в работе с неблагополучными родителями и асоциальными подростковыми группами;

- повышению эффективности проведения мероприятий общего плана (комплексных операций, патрулирования, рейдов и т.д.).

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в нашей стране Президентом Российской Федерации 1 июня 2012 г. был подписан Указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Правительству России поручено в трехмесячный срок утвердить план первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации её важнейших положений. Соответствующая работа проводится и на уровне регионов. Так, в Алтайском крае ведется профилактическая работа с несовершеннолетними: в 2011 г. регион принял участие в четвертом конкурсе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На конкурс поступило 63 заявки от 45 регионов страны.

В мае 2012 г. состоялось заседание правления фонда, на котором были рассмотрены рекомендации конкурсных комиссий и принято решение о финансовой поддержке 20 программ. Три из них разработаны в нашем регионе. Успешно прошли конкурсный отбор программы «Счастливое детство - в семье» (профилактика социального сиротства), «Детство - без жестокости и насилия» (профилактика всех форм насилия в отношении детей). Общая сумма средств, выделенных фондом в 2012 г. на реализацию данных программ, составила 15,1 млн руб. Кроме того, конкурсный отбор в Алтайском крае прошла программа социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов «Мир, открытый для всех». В рамках программ предполагается дальнейшее развитие системы своевременного (раннего) выявления семей в трудной жизненной ситуации, совершенствование работы с семьями в социально опасном положении. Продолжается совершенствование системы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание служб по профилактике отказов от новорожденных детей. Планируется организация работы служб сопровождения детей, пострадавших от насилия и преступных посягательств.

Сегодня на территории Алтайского края в учебных заведениях обращается особое внимание на пропаганду здорового образа жизни, к этой работе должны привлекаться и школьные медицинские работники. Организовывается работа по созданию условий для трудоустройства несовершеннолетних, трудовой занятости граждан в возрасте 14-18 лет, в том числе освободившихся из воспитательных колоний, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. В Алтайском крае особое внимание уделяется трудоустройству подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Их доля в общем числе трудоустроенных составила около 50%: 165 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 122 человека состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, в органах внутренних дел.

Отмечается положительная практика межведомственного взаимодействия в организации профилактики самовольных уходов. В крае сформирована и актуализируется нормативная правовая база по данному вопросу, налажен оперативный обмен информацией с ОВД по каждому случаю самовольного ухода. Принимаются все необходимые организационные и практические меры, направленные на их профилактику. В результате наметилась тенденция к снижению количества самовольных уходов воспитанников из детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, социальных учреждений.

Главному управлению МВД России по Алтайскому краю предстоит разработать оценочные критерии мониторинга по данной категории детей с целью выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению самовольных уходов несовершеннолетних с места жительства. Результаты мониторинга будут направлены в региональные субъекты системы профилактики для принятия соответствующих мер. Территориальные органы внутренних дел будут в обязательном, оперативном порядке направлять информацию обо всех фактах самовольных уходов несовершеннолетних с места жительства, связанных с семейным неблагополучием, в муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и в органы социальной защиты населения. Со своей стороны они должны принять профилактические меры. В 2012 г. проведена добровольная дактилоскопическая регистрация воспитанников детских домов, интернатов и приютов в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 128 «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».

В настоящее время можно выделить такие проблемы формирования системы ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, как сокращение штата сотрудников по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, являющихся специализированными субъектами профилактики преступности несовершеннолетних. Это сокращение способствовало формализму работы по предупреждению преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних. Во многих школах и других учебновоспитательных учреждениях ученики не видят работы по профилактике правонарушений, подростки устанавливают преступные связи, сплачивая вокруг себя других несовершеннолетних. Отсутствуют встречи с заинтересованными в этой работе сотрудниками полиции. Даже при совершении на территории школы преступлений небольшой либо средней тяжести педагогические работники крайне редко обращаются в органы внутренних дел, дабы «не портить судьбу ребенка», совершившего преступление.

В итоге уровень проведения воспитательной работы с учащимися довольно низок, во многих школах отсутствуют институты общественного воздействия к нарушителям дисциплины и шефства над слабоуспевающими подростками. Основными показателями в общеобразовательных заведениях остаются только учебная успеваемость и дисциплинированность учащихся, а вопросам их нравственного, этического, патриотиче-

ского, физического воспитания внимание, либо не уделяется, либо уделяется недостаточно полно.

Однако воспитать законопослушного подростка легче, чем перевоспитать трудного, конфликтного, педагогически запущенного, что порой вообще является невозможным. Антон Семенович Макаренко по этому поводу писал: «Без всякого преувеличения можно сказать, что вопросы воспитания всплывают обычно на поверхность только при каких-нибудь досадных происшествиях, когда на “помощь” привлекается Уголовный кодекс. Если же происшествий нет - школьник не сорвался с подножки трамвая под колеса, стрелок из рогатки не вышиб глаз товарищу, - о проблемах воспитания не вспоминают» [4. С. 105]. То же самое наблюдается и сегодня.

В качестве положительного опыта при решении вопроса своевременной профилактики противоправного поведения несовершеннолетних хотелось бы отметить введение института социальных педагогов в учебных заведениях и института школьных инспекторов в органах внутренних дел. При их взаимодействии было сделано немало для снижения подростковой преступности. Практика показывает, что более эффективно стали работать советы профилактики в учебных заведениях, постоянное присутствие «человека в погонах» дисциплинировало школьников. Проведение разъяснительной работы (путем проведения круглых столов, конкурсов, правовых уроков и т.д.) давало возможность подросткам осознавать свое поведение и в криминогенных ситуациях не допускать совершения преступлений и административных правонарушений. Данное взаимодействие школьного инспектора и социального педагога привело к положительному результату. Только в течение 3 лет, с 2008 по 2010 г., на территории Алтайского края и Республики Алтай было достигнуто снижение преступности несовершеннолетних в среднем на 38%, в том числе снижено количество преступлений, совершенных в учебных заведениях.

К сожалению, в связи с реформированием системы органов внутренних дел штатные единицы школьных инспекторов сократили, в результате во многих городах Алтайского края сейчас наблюдается рост правонарушающего поведения среди учащихся общеобразовательных учебных заведений. Также в связи с изменением демографической ситуации, заключающемся в увеличении числа детей несовершеннолетнего возраста, а также по причине увеличения объема работы участковых уполномоченных полиции, которые, неся службу на закрепленных административных участках, теперь еще обязаны выполнять и функции школьных инспекторов, можно прогнозировать рост преступности несовершеннолетних.

Анализ результатов изучения личности несовершеннолетних преступников на территории Алтайского края за последние 5 лет показал, что им присущи такие характеристики, как неокультуренные эгоизм и эгоцентризм, формирующиеся в раннем возрасте.

Отличия эгоизма от эгоцентризма заключаются в том, что эгоизм - это себялюбие, предпочтение личных интересов интересам общества и окружающих, а эгоцентризм - это крайняя степень эгоизма [5. С. 902], заключающаяся в установке жить только для себя, ко-

гда за исходную точку восприятия мира принимается собственная личность.

В связи с этим профилактика противоправного поведения должна проводиться как можно раньше, так как процесс развития неокультуренных эгоизма и эгоцентризма с самого раннего детского возраста идет по нарастающей, усиливаясь под негативным воздействием массовой культуры и деструктивных процессов в обществе. И именно поэтому обречены на неудачу попытки строго правового просвещения, не сопровождающиеся мерами по формированию у детей социально-полезных навыков и нравственных убеждений. Так, если внутренней мотивацией личности являются неокультуренные эгоизм или эгоцентризм, то не может состояться переход от знания закона к его исполнению.

При этом необходимо учитывать, что на арену жизни вышел тип «карьериста» - жесткого, преуспевающего, изворотливого, состоятельного, успешного молодого человека, стремящегося к личному благополучию, продвижению по службе в личных целях и при этом безразлично относящегося к окружающим. Такое безразличное к общественным интересам поведение следует пресекать во всех учебных заведениях и трудовых коллективах.

Питирим Сорокин писал, что моральные убеждения без реализации их на практике становятся неустойчивыми, а в случае многократного нарушения они вытравливаются, расшатываются и могут быть даже совершенно уничтожены в обмен на выработку установок совершенно противоположного характера [6. С. 130-132]. Поэтому субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних обязаны обеспечить возможность устранения неокультуренного эгоизма и эгоцентризма подрастающего поколения. Огромная роль в этом должна отводиться и семье.

Нельзя не отметить проблему отсутствия должного социально-правового контроля, т.е. целенаправленной организации жизнедеятельности людей на основе законов, за нарушение которых неотвратимо следует юридическая или дисциплинарная ответственность. Если нет позитивного воспитательного воздействия в семье, школе, общественных местах, нет социально-правового контроля за поведением несовершеннолетнего везде, где бы он ни находился, то и нет эффективной профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Нами предлагается в федеральном и (или) региональном законодательстве предусмотреть возможность материального и иного стимулирования при информировании органов полиции о готовящихся или совершенных преступлениях и административных правонарушениях, о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Иногда граждане не знают контактных телефонов и адресов соответствующих служб. Поэтому во дворах, подъездах домов, в учебных заведениях и иных организациях следует размещать информацию с номерами телефонов не только технических служб, но и подразделений участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОВД, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, территориальных органов опеки и попечительства. Это позволит эффективнее выявлять семьи и

несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Помимо вышеперечисленных субъектов, к работе с несовершеннолетними с противоправным поведением предлагается привлекать общественные организации, политические партии, депутатский корпус, судей и их помощников.

В России зарегистрировано свыше 200 тыс. общественных организаций. Если каждая правозащитная структура, политическая партия возьмет под опеку по одному ребенку, нуждающемуся в человеческом внимании, социальной помощи, то толк обязательно выйдет [7. С. 6]. Необходимо привлекать депутатов разного ранга, региональных глав администраций, крупных бизнесменов к возведению учебно-воспитательных заведений, больниц, социальных приютов для детей.

В настоящее время наблюдается неэффективность наказаний, назначаемых несовершеннолетним по приговору суда. Практика показывает, что большинство осужденных несовершеннолетних в воспитательные колонии прибывают повторно. Это можно объяснить тем, что судьи далеко не всегда прогнозируют индивидуальное преступное поведение подсудимых несовершеннолетних. В результате этого цели уголовного наказания (восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения повторных преступлений) на практике не достигаются и безнаказанность подростков-правона-рушителей возрастает.

Также крайне редко (примерно 1% из всех изученных нами случаев привлечения к уголовной ответственности) судом используются возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия, а также помещение в специальное учреждение открытого или закрытого типа к несовершеннолетним, совершившим преступление, как альтернатива лишению свободы. Причем анализ результатов проведенного нами исследования по материалам судебной практики Сибирского федерального округа (изучено более 450 уголовных дел) показал, что большая часть несовершеннолетних, совершивших преступление (около 86%), относится к случайному, ситуационному, самоутверждающемуся типам преступников, т. е. еще не имеющим сформировавшейся установки на преступную деятельность. Многие из них не готовы совершить преступление в одиночку, отсутствует подготовка, организация преступной деятельности. Их еще можно перевоспитать и вернуть к законопослушному образу жизни, но отсутствуют соответствующие внешние социальные условия и (или) лица, способные положительно повлиять на поведение подростка. Поэтому к таким типам несовершеннолетних, совершивших преступление небольшой либо средней тяжести, впервые целесообразно применять преимущественно принудительные меры воспитательного воздействия либо наказания, не связанные с изоляцией от общества.

С другой стороны, сохраняется проблема «мягкости» приговоров (неадекватных тяжести совершенных преступлений) в отношении устойчивых преступников-подростков, совершивших тяжкие преступления. Даже в отношении наиболее злостных типов несовершеннолетних преступников со сложившейся преступной

установкой чаще всего применяются наказания, не связанные с лишением свободы, либо лишение свободы условно. В итоге назначенное судом наказание неэффективно - такой подросток не воспринимает вынесенный обвинительный приговор за наказание, так как вновь возвращается в общество (выходит на свободу) и чувствуя безнаказанность, продолжает совершать преступления. Также наказание в виде лишения свободы на определенный срок за совершение тяжких преступлений предлагается назначать несовершеннолетним, не поддающимся коррекции в силу глубокой социальной запущенности, аномалий психики и иных патологий в рамках вменяемости.

В основе своевременной профилактики противоправного поведения несовершеннолетних стратегически важным направлением является деятельность по предотвращению преступлений и административных правонарушений. Предотвращение применяется тогда, когда у лица появляется замысел совершить преступление, формируется соответствующее решение и намечается процесс его исполнения [8. С. 7]. При этом преступных действий еще нет, отсутствуют стадии приготовления к преступлению или покушения на преступление, профилактируемый подросток к уголовной ответственности не привлекается. Однако если есть основания, то его необходимо наказывать в административном либо дисциплинарном порядке с целью формирования чувства ответственности за свое поведение и недопустимости безнаказанности.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что от нашего отношения к детям сегодня зависит то, кем они станут завтра. Поэтому работа с детьми по недопуще-

нию их противоправного поведения в настоящее время, несомненно, окажет положительное влияние на предупреждение преступности в будущем.

При воздействии на несовершеннолетних с целью отказа их от противоправных деяний необходимо максимально использовать возможности семей, в которых воспитываются несовершеннолетние; образовательных учреждений; органов опеки и попечительства; органов по делам молодежи; органов управления социальной защиты населения (социальные приюты, социальные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей); специализированных учреждений социального обслуживания (центры экстренной психологической помощи, территориальные центры помощи семье и детям); учреждений, оказывающих психологическую помощь семьям и детям.

В целях социально-правового контроля во всех учебных заведениях и трудовых коллективах предлагается воссоздать институт общественного воздействия к нарушителям дисциплины и совершившим административное правонарушение. В общеобразовательных школах приоритетными показателями, наряду с успеваемостью и дисциплинированностью, должны выступать нравственное, патриотическое и физическое воспитание учащихся.

Сегодня отечественное законодательство должно не только создать условия для формирования высоконравственной и законопослушной личности, но и обеспечить выгодность законопослушного поведения. Ведь до тех пор, пока противоправное поведение в обществе будет выглядеть более выгодным, чем законопослушное, невозможно воспитать высоконравственную личность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев АИ, Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М., 2006. С. 78.

2. Криминология : учеб. пособие / Г.И. Богуш [и др.] ; под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М. : Проспект, 2009. С. 105.

3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24 июня 1999 года

№ 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177 (с изм. от 03.12.2011 378-ФЭ).

4.МакаренкоА.С. О воспитании. М., 1988. С. 105, 165.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. М. : Рус. яз., 1990. С. 902.

6. Сорокин П. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

С.130-132.

7. Калачев Б. Проект «Двенадцать» - расписка в бессердечии // Щит и меч. 31 мая 2012. № 20 (1324). С. 6.

8. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел : учеб. для студентов вузов, обучающихся

по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 56.

Статья представлена научной редакцией «Право» 1 февраля 2013 г.