Научная статья на тему 'Организационно-правовое регулирование профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции на административном участке с образовательным учреждением'

Организационно-правовое регулирование профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции на административном участке с образовательным учреждением Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
958
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / NEIGHBOURHOOD POLICE OFFICERS / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / PREVENTION OF OFFENCES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL INSTITUTION / БУЛЛИНГ / BULLYING / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / JUVENILE / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репьев Артем Григорьевич

Проанализированы организационно-правовые особенности деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике правонарушений и преступлений на административном участке с образовательным учреждением. Предложены меры по повышению эффективности данного направления оперативно-служебной деятельности, предупреждению насилия среди несовершеннолетних, укреплению антитеррористической защищенности объектов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Репьев Артем Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational legal regulation of neighbourhood police officers’ crime prevention work in the district with an educational institution

The article considers organizational legal peculiarities of neighbourhood police officers’ activity aimed at prevention of crimes and offences in the administrative district with an educational institution. The author suggests some measures to raise effectiveness of this type of police service, prevent juvenile violence and strengthen security of educational institutions against terrorism.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовое регулирование профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции на административном участке с образовательным учреждением»

смотрении споров им будет дана оценка судом, и это позволит защитить интересы служащих.

1 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Яковлева А. В. на нарушение его конституционных прав п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» : определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1140-0-0. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31, ст. 3215.

3 Там же. 2006. № 1, ст. 118.

4 Абдрахманова Н. В. Полномочия судьи прекращены — прощай помощник? Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Ершова Е. А. Срок действия служебного контракта. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 Конвенции и Рекомендации, принятые МОТ. Женева, 1957-1990. Т. 2 : Международное бюро труда.

7 Комментарий к федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под ред. В. Л. Козбаненко. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8 Великанова И. В. Вопрос-ответ от 7 апреля 2014 г. Аудиторская компания «GSL Law & Consulting». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9 Определение Верховного суда Республики Алтай от 23 мая 2012 г. по делу 33-401. URL: docs.cntd.ru/ document/463250150 (дата обращения: 22.07.2015).

10 Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30, ст. 3586.

11 Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги со-

трудника органов внутренних дел Российской Федерации : постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 2, ст. 20.

12 Решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан по делу № 2-1150/2015 от 11 февраля 2015 г. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 25.07.2015).

13 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Дейнекина В. М. и Славного В. А. на нарушение их конституционных прав ч. 7 ст. 11, чч. 1 и 3 ст. 56 и ч. 2 ст. 57 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации : определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 1290-0. URL: http://ksportal.garant.ru (дата обращения: 25.07.2015).

14 Решение Промышленного районного суда г. Самары по делу № 2-1979/2015 от 17 марта 2015 г. URL: http://sudact.ru (дата обращения 25.07.2015).

15 Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов : постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 10, ст. 1084.

16 Лыгин Н. Я., Ткачев В. Н. Международно-правовые стандарты и конституционная законность в российской судебной практике : науч.-практ. пособие. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17 Гарячук И. Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18 Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49, ч. 1, ст. 7020.

УДК 342.98 © А. Г. Репьев, 2016

Организационно-правовое регулирование профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции на административном участке

с образовательным учреждением

А. Г. Репьев

Проанализированы организационно-правовые особенности деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике правонарушений и преступлений на административном участке с образовательным учреждением. Предложены меры по повышению эффективности данного направления оперативно-служебной деятельности, предупреждению насилия среди несовершеннолетних, укреплению антитеррористической защищенности объектов образования.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, предупреждение правонарушений, образовательное учреждение, буллинг, несовершеннолетний, безопасность.

Одной из ключевых общественно значимых за- криминализации населения. В последние годы это дач, стоящих перед Российским государством, явля- особенно стало касаться несовершеннолетних и моется поиск новых путей и возможностей снижения лодежи. Необходимость оперативного реагирования

и принятия неотложных мер по данному направлению обусловлена как минимум тремя факторами.

Во-первых, в стране продолжает сохраняться сложная криминальная обстановка в подростковой среде. Среди лиц, совершивших в 2015 г. преступления по всей территории России, доля несовершеннолетних составляет 5,2% (55 993 из 1 075 333). Этот показатель вырос относительно аналогичного периода прошлого года на 2,4% '.

Во-вторых, ухудшающееся финансовое положение большинства семей, трудности, с которыми сталкиваются образовательные учреждения, — все это неблагоприятно влияет на юное поколение. Дезорганизация молодежной политики, упущения по формированию у несовершеннолетних нравственных основ поведения и ценностных ориентаций привели к тому, что в сферу профессиональной преступности втягивается все больше студентов. Количество совершивших преступления из числа учащихся по всей стране также увеличилось на 1,5%.

В-третьих, смешанными криминальными группами (с участием как взрослых, так и несовершеннолетних) при отрицательном воздействии медиапро-странства совершаются все более жестокие насильственные преступления. Информацио о своих деяниях подростки размещают на веб-ресурсах, страничках социальных сетей, завоевывая, таким образом, субкультурный авторитет. Так, 4 марта 2016 г. пять девочек в возрасте от 13 до 16 лет, учащиеся одной из общеобразовательных школ г. Пензы, в темное время суток на окраине областного центра жестоко избили бывшую подругу 2003 года рождения. Все происходящее малолетние правонарушители зафиксировали на видеокамеру мобильного телефона, а затем разместили материал в сети Интернет. По данному факту 23 марта возбуждено уголовное дело по ст. 116 УК РФ (побои) 2. Несколькими неделями ранее аналогичный инцидент произошел в Ульяновской области, где три девушки нанесли 16-летней сироте, первокурснице Карсунского технологического техникума, серьезные увечья. По результатам доследственной проверки также возбуждено уголовное дело 3.

Описанные деяния были совершены не под воздействием внезапно возникшей неприязни. Они были детерминированы длительными конфликтными взаимоотношениями и скрупулезно спланированы. По всей видимости, побои носили системный, многоэпизодный характер, а огласке были преданы лишь последние факты избиения. Зарубежные исследователи проблем насилия в конце прошлого века ввели специальный термин, означающий травлю одних учеников другими, — буллинг (от англ. bully — хулиган, драчун). Это понятие можно рассматривать как в узком смысле — видеосъемка драки с последующим размещением в Интернет, так и в широком —

любое школьное насилие 4. Изучение упомянутых в примерах видеоматериалов свидетельствует об имеющихся коммуникативных проблемах молодого поколения. Формы насилия среди несовершеннолетних заставляют ужаснуться: своих жертв они буквально истязают не только в физическом, но и в психологическом плане.

Преступность не только стремительно молодеет и уравнивается в гендерном отношении, но и принимает устойчивый профессиональный характер. Например, из 1369 совершенных в 2016 г. на территории Алтайского края подростками преступлений 374 — групповые, в числе которых 171 преступление — в смешанной группе. Из 321 несовершеннолетнего преступника, обучающегося в образовательных организациях региона, 128 совершили групповые преступления. При этом 12 ранее уже были осуждены, но наказание отбывали условно. 65 обучающихся подростков совершили преступление в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, что на 30,0% больше аналогичного периода прошлого года. 29 из всех «подростков-рецидивистов» — девочки. Все сказанное заслуживает пристального внимания не только психологов и социологов, но и правоведов (ученых и практиков). Актуальность приобретает и превентивная деятельность органов полиции, направленная на предупреждение дальнейшей криминализации образовательных учреждений.

Нормативная правовая база для этого имеется. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закрепил полномочия сотрудников полиции в указанной сфере, основания проведения профилактической работы в отношении несовершеннолетних, категории лиц, с которыми должна проводиться работа, определил порядок проведения профилактических мероприятий и другие аспекты (ст. 20) 5. Федеральный закон «О полиции» предусмотрел в качестве обязанности полиции выявление причин преступлений и административных правонарушений, условий, способствующих их совершению, принятие в пределах полномочий мер по их устранению, а также лиц, имеющих намерение совершить преступление, проведение с ними индивидуальной профилактической работы; участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в пропаганде правовых знаний; обеспечение безопасности в общественных местах и предупреждение экстремистской деятельности (ст. 12) 6.

Ключевым субъектом, осуществляющим воспитательную и профилактическую работу с подростками, наряду с инспектором по делам несовершеннолетних, выступает участковый уполномоченный полиции. Определенный законодательством перечень задач, возложенных на него, весьма широк и много-

гранен, и включает в себя обязанность заниматься организацией профилактической деятельности в образовательном учреждении. Вместе с тем это направление оперативно-служебной деятельности обладает определенной спецификой. Вот лишь некоторые ее аспекты.

Так, для полноценной профилактической работы в учебных заведениях участковым уполномоченным полиции необходимо, кроме стандартных навыков и умений, обладать знаниями в области структуры органов управления образованием, педагогического и воспитательного процессов; представлять направления взаимодействия подразделений органов внутренних дел с органами государственной власти, общественными формированиями в части, касающейся обеспечения правопорядка в учебных заведениях.

Другим немаловажным фактором является социальная характеристика данного объекта профилактической работы. Школьники и студенты выступают одной из самых динамичных и вместе с тем противоречивых социальных групп. Наряду с огромным позитивным и творческим потенциалом подрастающего поколения в данной среде имеют место нарушения законности и правопорядка, связанные с употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ. Нередки проявления ксенофобии на почве национальных или межконфессиональных конфликтов, вовлечения несовершеннолетних в организации экстремистского толка. Последний пример вербовки запрещенной в Российской Федерации организацией ДАИШ (арабское название группировки «Исламское государство») студентки Московского государственного университета В. Карауловой 7 весьма показателен.

В связи с этим приказом начальника территориального органа МВД России может создаваться административный участок с особым статусом, с включением в него только общежитий, административных зданий образовательных учреждений, организаций, предприятий и прилегающих к ним территорий.

Общие обязанности участкового уполномоченного полиции на административном участке с образовательным учреждением изложены в п. 83 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции (п. 12) 8. К ним относятся: знание структуры и режима работы образовательного учреждения, оперативной обстановки на его территории, на основе чего выносятся непосредственному руководителю предложения по повышению эффективности профилактической деятельности данного объекта; проведение профилактической работы со школьниками и студентами, совершившими административные правонарушения, а также иные антиобщественные действия, в том числе экстремистской направленности; использование возмож-

ностей общественных молодежных объединений по предупреждению преступлений и административных правонарушений среди обучающихся; участие в мероприятиях по проверке объектов образовательного учреждения, мест массового пребывания студентов на предмет антитеррористической защищенности и технической укрепленности.

Исходя из заданного вектора, полагаем, что цели и задачи, стоящие перед участковым уполномоченным полиции в образовательном учреждении, должны быть следующими:

— защита прав и законных интересов всех граждан, находящихся в учебных заведениях;

— профилактика преступлений и иных правонарушений, выявление причин и условий, способствующих их совершению;

— установление лиц, систематически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства и их прекурсоры, психотропные и одурманивающие вещества; проведение с ними общей и индивидуальной профилактической работы;

— обеспечение охраны общественного порядка в местах массового пребывания студентов, а также при проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий.

В целях реализации обозначенных задач полиции участковый уполномоченный, обслуживающий административный участок, на территории которого расположено учебное заведение:

— принимает заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, совершенных на территории учебного заведения, незамедлительно сообщает о ее получении дежурному по территориальному органу МВД России на районном уровне и в пределах своих полномочий принимает по ней своевременные меры, предусмотренные законодательством;

— проводит пропаганду правовых знаний среди обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского состава по формированию у них законопослушного поведения, чувства толерантности к людям других национальностей и религиозных конфессий;

— оказывает организационно-методическую и практическую помощь членам молодежных общественных организаций правоохранительной направленности;

— проводит работу по выявлению лиц, причисляющих себя к молодежным объединениям экстремистской направленности, установлению их связей, мест сбора;

— выявляет места возможного сбыта, приобретения и потребления наркотических средств в учебном заведении и на прилегающей территории;

— участвует в организации и проведении профилактических рейдов, операций и других профи-

лактических мероприятий, направленных на выявление лиц, находящихся в социально опасном положении и оказании им помощи.

Для успешной реализации всего вышеобозна-ченного участковый уполномоченной полиции может использовать такие формы деятельности, как:

а) организация, проведение и непосредственное участие в заседаниях совета профилактики, попечительского совета и (или) иных органов самоуправления учебного заведения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

б) инициирование и реализация совместно с администрацией и педагогическим составом учебного заведения мероприятий (круглых столов, дискуссий, конкурсов, сюжетно-ролевых игр), направленных на формирование у обучающихся высоких морально-нравственных качеств и стремления к здоровому образу жизни;

в) оказание руководящему и преподавательскому составу учебного заведения организационно-методической, в том числе правовой помощи в вопросах раннего выявления детской и молодежной деликтологии, предупреждения насилия в семьях обучающихся;

г) получение и взаимный обмен с администрацией учебного заведения необходимой информацией, способствующей предупреждению, выявлению и раскрытию правонарушений;

д) участие в разработке и внедрении в практику работы учебной организации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения школьников и студентов.

Участковый уполномоченный полиции в своей работе должен сосредоточить внимание на установлении тесных рабочих контактов с должностными лицами, курирующими воспитательную работу, вопросы внеучебной деятельности школьников и студентов, обеспечение безопасности объекта образования. Реализация этой задачи позволит ему располагать сведениями о проблемных школьниках, студентах, а также учащихся «группы риска».

Для получения полной информации участковый уполномоченный полиции должен поддерживать постоянный контакт с подразделениями образовательной организации, непосредственно занимающимися учебно-воспитательным процессом: учебным отделом, подразделением кадровой и воспитательной работы, студенческим советом. Важная информация может быть получена им от лиц, с которыми установлены доверительные отношения, от сотрудников службы безопасности. Дополнительная информация о состоянии дел в молодежной и студенческой среде может быть получена от руководителей клуба художественной самодеятельности, кружков и секций по интересам, проректора по связям с общественностью.

Для полноценной профилактической работы в учебных заведениях участковому уполномоченному полиции необходимо в процессе выполнения своих должностных обязанностей установить взаимодействие с сотрудниками иных служб органов внутренних дел. Речь, в частности, идет о подразделениях уголовного розыска, сотрудниках по противодействию экстремизму, органов предварительного следствия и дознания, подразделений полиции по охране общественного порядка и другим направлениям оперативно-служебной деятельности. Например, с оперуполномоченными уголовного розыска взаимодействие может происходить по обмену оперативной информацией о лицах (студентах, работниках вузов), студенческих и других объединениях, представляющих оперативный интерес.

Сотрудничество с подразделениями государственной инспекции безопасности дорожного движения может реализовываться в части профилактической проверки автомототранспорта, находящегося в непосредственной близости от учебных заведений и мест компактного проживания студентов. Контроль за транспортными средствами предполагает наличие у участкового уполномоченного полиции информации о транспортных средствах, находящихся в розыске (угон, угроза террористического акта или другой «криминальный след»). В пределах компетенции также возможно принятие участия в обеспечении соблюдения гражданами (студентами, работниками вуза) правил дорожного движения на территории образовательного учреждения и прилегающей к нему территории.

Родители и обучающиеся рассчитывают, что образовательное учреждение будет безопасной и благоприятной средой, поддерживающей и способствующей обучению и развитию. Вместе с тем часто эти надежды не оправдываются. В образовательном пространстве имеют место не только факты насилия и дискриминации, но и угрозы террористических актов. Все это негативно сказывается на посещаемости, способности детей к обучению, успеваемости, эмоциональном и психосоциальном благополучии. Следовательно, помимо организации непосредственно профилактической работы в образовательном учреждении, участковый уполномоченный полиции обязан обращать внимание и контролировать вопросы обеспечения антитеррористической безопасности.

Безопасность образовательного учреждения — это условия сохранности жизни и здоровья обучающихся и воспитанников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от пожаров, несчастных случаев и других чрезвычайных ситуаций. Объекты сферы образования отнесены к категории объектов особой важности, с массовым пребы-

ванием граждан. Противоправные действия (кража, грабеж, разбой, терроризм и др.) на данных объектах в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации могут привести к социальному ущербу государству и обществу.

Охрана образовательных учреждений организуется в целях предотвращения возможных преступных посягательств и терактов. Защита заключается не только в том, чтобы максимально затруднить процесс незаконного проникновения на объект для реализации своих корыстных целей, но и в том, чтобы заставить преступника вообще отказаться от попытки проникновения. Объекты и помещения, с точки зрения наличия различных механических средств защиты (запорных устройств, замков, решеток и т. п.) и оснащения техническими средствами охранной сигнализации, должны в совокупности иметь надлежащую безопасность.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено физической охраной, которая представляет собой защиту от проникновения с помощью организации постов. Исходя из возможностей образовательного учреждения, рекомендуется охрана специально подготовленным и обученным персоналом (сотрудниками подразделений вневедомственной охраны полиции, филиала ФГУП «Охрана», частными охранными организациями). В связи со вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии» 9 в ближайшее время данные функции, возможно, возьмет на себя национальная гвардия.

При выборе средств защиты следует иметь в виду, что наилучшие результаты достигаются только при оптимальном и рациональном сочетании физической охраны и технических средств охраны. Безопасность образовательного учреждения обеспечивается совокупностью контрольных мероприятий, направленных на:

1) обследование:

а) инженерно-технической укрепленности, включающей в себя проверку ограждения периметра объекта; контрольно-пропускного режима;

б) технических средств охранной и тревожной сигнализации, включающей в себя проверку состояния защиты здания, помещений, отдельных предметов; состояния защиты педагогического состава и посетителей объекта образования; системы охранного телевидения; систем оповещения, освещения; электроснабжения технических средств охраны;

2) определение необходимых мер по усилению технической укрепленности и оснащению средствами охранной сигнализации 10.

Для определения необходимых мер усиления технической укрепленности и оснащения средства-

ми охранной сигнализации объектов образования целесообразнее всего проводить их обследование межведомственной комиссией, в работе которой могут участвовать представители всех заинтересованных ведомств, органов местного самоуправления, охранных организаций.

Изложенные в работе предложения, даже при условии их скорой реализации, безусловно, не способны в полной мере исключить подростковую преступность как социальные явления. В профилактической деятельности сотрудников полиции в отношении детей преобладают меры воспитательного воздействия в виде убеждения, которые не всегда оказывают положительное влияние на лиц, состоящих на профилактическом учете. Несмотря на комплекс проводимых мероприятий, даже состоящие на контроле подростки вновь совершают противоправные деяния. Однако планомерная и последовательная деятельность участкового уполномоченного полиции по воплощению высказанных рекомендаций способна не только повысить эффективность профилактической работы органов правопорядка, но и усилить правовую защиту детей, обеспечить максимальное воспитательное воздействие педагогических и правоохранительных процессов в отношении несовершеннолет них.

1 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации, в том числе в Крымском федеральном округе, за январь-декабрь 2015 года. URL: https://mvd.ru/ folder/101762/item/7087734 (дата обращения: 20.04.2016).

2 Саванкова Н. В Пензе возбудили дело об избиении школьницы // Рос. газета. 2016. 23 марта.

3 Чернышева В. В Ульяновской области студентки жестоко избили сироту // Там же. 17 янв.

4 Собкин В. С., Смыслова М. М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. № 2. С. 71-86.

5 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Рос. газета. 1999. 30 июня ; 2015. 25 нояб.

6 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Там же. 2011. 8 февр. ; 2015. 13 марта.

7 Варвара Караулова полностью признала вину в попытке примкнуть к «ИГ» // Там же. 2015. 10 нояб.

8 Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 // Там же. 2013. 27 марта.

9 Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 // Там же. 2016. 7 апр.

10 РД 78.36.003-2002 Инженерно-техническая укреплен-ность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств. URL: https://http://snipov.net/c_4651_snip_96558.html (дата обращения: 25.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.