Научная статья на тему 'Работа с молодёжью в системе профессиональных задач сотрудников МВД России'

Работа с молодёжью в системе профессиональных задач сотрудников МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
763
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / YOUTH / PREVENTION / OFFENCE / LAW-ENFORCEMENT BODIES / SPECIAL PREVENTION OF OFFENSES / GENERAL PREVENTION OF OFFENSES / INDIVIDUAL PREVENTION OF OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Проценко Дмитрий Евгеньевич, Байкова Ирина Николаевна, Якушев Виталий Вячеславович

В статье представлены исследования по вопросам работы с молодёжью различных служб органов внутренних дел. Представлены результаты правового анализа деятельности различных служб органов внутренних дел в вопросах профилактики девиантного поведения молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Проценко Дмитрий Евгеньевич, Байкова Ирина Николаевна, Якушев Виталий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work with youth in the system of professional tasks of the Russian Ministry of Internal Affairs employees

This article presented Researches on questions of work with youth of various services by law-enforcement bodies. Results of the juridical analysis of activity of various services of law-enforcement bodies in questions of prevention of deviant behavior of young people.

Текст научной работы на тему «Работа с молодёжью в системе профессиональных задач сотрудников МВД России»

н

Проценко Д. Е., Байкова И. Н., Якушев В. В. Работа с молодёжью в системе профессиональных задач...

деляет не только направления государственной политики в органов внутренних дел с государственным контролем и щ

сфере профилактики правонарушений в целом, но и затра- деятельностью других учреждений власти и управления. О

гивает аспекты таких преступлений, как торговля людьми. Таким образом, проблема противодействия торговле ^

Следует отметить, что поэтапная реализация из- людьми для органов внутренних дел является чрезвычай- к

ложенных выше мероприятий по предотвращению тор- но сложной. Высокий уровень латентности и отсутствие _

говли людьми является эффективным началом выработки информации по данной проблеме значительно затрудняют н

стратегии системы противодействия рассматриваемым борьбу с торговлей людьми. Главное же в выявлении и пред- к преступлениям. Эффективность этих мер зависит от на- упреждении преступлений, связанных с торговлей людьми, -дёжного информационного обеспечения и достоверного добросовестная, слаженная работа ведомства, эффективное

прогнозирования, объединения профилактической работы международное сотрудничество. е

р

■ ^

Список литературы г

1. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, к дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. о Принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г. [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-право- о вой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consuItant.ru. н

2. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон РФ в от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: е http://www.consuItant .ru. о

3. О внесении изменений в статью 127.1 Уголовного кодекса Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 25 ^ ноября 2008 г. № 218-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: Т http://www.consuItant.ru. о

4. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федеральный закон РФ В от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: Д http://www.consuItant.ru. Р

5. Об утверждении Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : Приказ о МВД РФ от 17 января 2006 г. № 19 (в ред. от 30 декабря 2011 г.). [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой и системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consuItant.ru. g

6. Корсикова, Н. А. Криминологические особенности деятельности органов внутренних дел России по противо- № действию торговле людьми : дис. ... канд. юрид. наук. - СПб.: СПбУ МВД России, 2009. - 219 с. 3

7. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2015 гг. // Статистический сборник ФКУ «ГИАЦ» МВД 7 России. - М., 2016. ))

8. Выступление министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева на расширенном заседании 2 коллегии МВД России 15 марта 2016 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. ^ - Режим доступа: http://kremIin.ru/transcripts/47776 (дата обращения 13.01.2017).

© Клишков В. Б., Корсикова Н. А., 2017

о

УДК 378

Д. Е. Проценко, И. Н. Байкова, В. В. Якушев

ПРОЦЕНКО Дмитрий Евгеньевич

Заместитель начальника кафедры судебно-экспертной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-23-07

PROTSENKO Dmitriy Evgenievich

Deputy head of the department of forensic examination activities of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia,

Candidate of Juridical Sciences, Associate professor

Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1

Ph.: +7 (812) 744-23-07

БАЙКОВА Ирина Николаевна

Старший преподаватель кафедры судебно-экспертной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-23-07 E-mail: [email protected]

BAIKOVA Irina Nikolaevna

Senior lecturer of the department of forensic examination activities of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-23-07 E-mail: [email protected]

ЯКУШЕВ Виталий Вячеславович

Старший преподаватель кафедры судебно-экспертной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-23-07 E-mail: [email protected]

YAKUSHEV Vitaliy Vyacheslavovich

Lecturer of the department of forensic examination activities of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-23-07 E-mail: [email protected]

о <м

и и с с о

О!

«

а т е т и

с р

Работа с молодёжью в системе профессиональных задач сотрудников МВД России Work with youth in the system of professional tasks of the Russian Ministry of Internal Affairs employees

В статье представлены исследования по вопросам работы с молодёжью различных служб органов внутренних дел. Представлены результаты правового анализа деятельности различных служб органов внутренних дел в вопросах профилактики девиантного поведения молодых людей.

Ключевые слова: молодёжь, профилактика, правонарушение, правоохранительные органы, специальная профилактика правонарушений, общая профилактика правонарушений, индивидуальная профилактика правонарушений.

This article presented Researches on questions of work with youth of various services by law-enforcement bodies. Results of the juridical analysis of activity of various services of law-enforcement bodies in questions of prevention of deviant behavior of young people.

Keywords: youth, prevention, offence, law-enforcement bodies, special prevention of offenses, general prevention of offenses, individual prevention of offenses.

о к с

г р

\o

р

т к н а

U

к и н

т

m

Способность государства быстро и гибко реагировать на изменения происходящие в обществе, даёт надежду гражданам на стабильность жизни и правовую защиту со стороны этого государства. Многие изменения в жизни нашего общества уже дают положительные результаты, некоторые только происходят. В настоящее время наше государство продолжает реформирование различных областей жизни российского общества. Не составляет исключение и Министерство внутренних дел: меняется не только законодательство, типовые положения, инструкции, но происходят изменения и в структуре Министерства, ставятся новые цели и задачи.

Профессиональные задачи сотрудников органов внутренних дел определяются запросами общества в каждый конкретный исторический период развития государства. Традиционно эти задачи определяются как охрана государственных устоев, прав и свобод граждан, защита их собственности и достоинства.

В гл. 3 «Обязанности и права полиции», в ст. 12 Федерального Закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. достаточно подробно закреплены обязанности полиции в соответствии с поставленными перед ней задачами.

Анализ определённых законом направлений деятельности полиции позволяет заключить, что её основными задачами является профилактика, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений среди всех категорий граждан.

Работа правоохранительных органов условно разделена на работу с несовершеннолетними гражданами и гражданами, достигшими данного возраста. Такое деление связано с законодательством России. Именно в 18-летнем возрасте молодой человек приобретает большинство прав, а к тридцати годам становится полноправным членом общества, т.к. именно к этому возрасту приобретает последнее, одно из важнейших прав - право баллотироваться в президенты. Выделяя молодёжную преступность не по объекту посягательства, а по возрастному принципу, М.М. Бабаев и М.С. Крутер утверждают, что молодёжная преступность и преступность в целом по кругу деяний идентичны. Они делают вывод, что вся профилактика, направленная на предупреждение преступлений в целом, и та, что направлена на отдельные категории и виды преступлений, играют положительную антикриминальную роль и в части профилактики молодёжных преступлений как части названого целого. Вместе с этим Бабаев и Крутер отмечают, что «в общем объёме мер предупреждения преступности есть и комплекс тех, которые призваны взаимодействовать именно на детерминанты молодёжной преступности и на самих молодых людей - потенциальных нарушителей закона, с учётом специфики их возраста, социального статуса, возрастных и иных психологических особенностей и т.п.» [1, с. 364].

Профилактика молодёжной преступности имеет свои особенности, поскольку она имеет специфические социальные причины, обращена к субъектам, которые отличаются своим социальным статусом, психологическими и физиологическими особенностями.

Не будем забывать, что в Российской Федерации граждане от 14 до 30 лет относятся к категории «молодёжь». Данное положение закреплено в Стратегии государственной молодёжной политики в РФ от 18 декабря 2006 г. Возрастные границы данного периода обусловлены психофизическими параметрами в своей нижней границе (физическое развитие, половое созревание, становление устойчивой психики и т.д.) и социальными параметрами в верхней границе, под которыми подразумевается «социальное взросление» индивида, когда молодой человек приобретает право принятия

самостоятельных решений, а также принимает всю полноту ответственности за свой выбор.

Обращение органов внутренних дел к целенаправленной работе с молодёжью определяется двумя основными явлениями. Во-первых, на протяжении последних лет происходит существенное омоложение преступности. Во-вторых, несмотря на позитивные социально-экономические преобразования в стране, до сих пор существует ряд социально незащищённых категорий населения, среди которых оказались дети, подростки, молодые люди.

22 сентября 2016 г. вступил в силу Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» № 182-ФЗ, где определены следующие виды профилактики: 1) общая профилактика правонарушений; 2) индивидуальная профилактика правонарушений [2].

В указанном Федеральном законе уделено внимание вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые более детально регулируются Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Надо отметить, что всю профилактическую работу в органах внутренних дел можно отнести к специальной, т.к. она предназначена для воздействия непосредственно на субъекта, способного или совершившего правонарушение, а также на факторы, детерминирующие преступность.

Практически все службы органов внутренних дел привлечены к работе с молодежью: патрульно-постовая служба, дежурная часть, уголовный розыск, следствие, дознание, участковые инспекторы, инспекторы по работе с несовершеннолетними, инспекторы дорожного движения, конвойные службы и службы мест лишения свободы.

В Приказе МВД от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» имеется раздел III «Обязанности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению преступлений конкретизирована деятельность различных служб». Пункт 7 настоящего приказа посвящён деятельности участковых уполномоченных по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений [3]. Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» очень подробно раскрывает меры общей и индивидуальной профилактики, определяя формы воздействия участкового уполномоченного на граждан и его права и обязанности.

Важнейшими формами профилактической работы среди молодёжи, регламентированными действующим законодательством, для участкового уполномоченного являются регулярные обходы вверенного ему участка, проверка общественных мест, где чаще всего происходят правонарушения и совершаются преступления (к ним относятся подъезды, чердаки и подвалы, пустующие и подлежащие сносу строения, места концентрации молодёжи), проверка лиц, ранее совершавших противоправные деяния. Тесный контакт администрации детских заведений Министерства образования и науки РФ, проведение уроков права и родительских собраний в образовательных организациях с участием участкового уполномоченного, содействие и помощь общественным объединениям правоохранительной направленности обеспечивают процесс ранней профилактики противоправного поведения.

Деятельность подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), регламентируется законами РФ «О полиции» и ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы

Проценко Д. Е., Байкова И. Н., Якушев В. В. Работа с молодёжью в системе профессиональных задач.

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», приказами МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы ПДН ОВД», от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» и др.

Анализируя данные правовые акты, можно сделать вывод, что к общим формам профилактической работы ПДН относятся: анализ состояния правонарушений на обслуживаемой территории; проведение лекций и бесед; публикации в газетах и журналах; выступления по радио и телевидению; незамедлительное информирование всех заинтересованных органов (КДН, опеки и попечительства, управления образования, органы прокуратуры, здравоохранения, социальной защиты населения и т.д.); обобщённая информация в органы власти и управления по вопросам профилактики преступлений; информация и рапорты о недостатках в работе органов внутренних дел; сообщения в другие службы и руководству органов внутренних дел сведений, используемых в профилактической работе [4, с. 56-57].

Основной формой работы инспекторов ПДН является индивидуальная работа с подростками и их родителями. Она включает не только личный контакт с лицами, попавшими в поле зрения полиции, но и взаимодействие инспектора с различными государственными органами и учреждениями, общественными объединениями, в обязанности которых входит работа с подростками по профилактике противоправного поведения. Такие важные направления, как правовая защита, здравоохранение, обучение, трудоустройство, невозможны без тесного взаимодействия с заинтересованными государственными органами [5, с. 56-64], потому что «начинать профилактическую работу надо не в подростковом возрасте, в преддверии возможной встречи с наркотиками и другими негативными влияниями, а гораздо раньше - когда формируется сознание маленького человека, его отношение к окружающим людям, к миру и к себе в этом мире, когда закладываются система его потребностей и способностей» [6, с. 167-170].

Проанализировав должностные обязанности инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, можно сделать вывод, насколько серьёзные требования предъявляются к сотрудникам службы, к их подготовке к профилактической работе с несовершеннолетними, насколько многообразна их деятельность, требующая широкого применения форм и методов профилактического воздействия.

Как считают некоторые исследователи, основной задачей сотрудника патрульно-постовой службы является психолого-педагогическое воздействие на граждан, а его общение с гражданами положительно влияет на их правосознание [7, с. 17-30; 8, с. 26; 9, с. 234].

Рассматривая профилактическую деятельность патрульно-постовой службы органов внутренних дел, трудно разграничить общие и индивидуальные формы профилактической работы. Уже само присутствие сотрудников полиции в общественных местах в установленной форме одежды оказывает сдерживающее, профилактическое воздействие на всех граждан без исключения. Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» и приложение к нему - «Устав патрульно-постовой службы полиции» - детально регламентируют деятельность службы. Данные нормативные акты ставят перед подразделениями патрульно-постовой службы полиции (ППСП) в качестве основной задачи обеспечение безопасности личности, предотвращение преступлений и правонарушений на постах и маршрутах патрулирования.

Находясь постоянно на виду у граждан, сотрудники ППСП выполняют большой объём индивидуальной профилактической работы: выявляют детей и молодых людей, находящихся в опасности, а также ведущих безнадзорный образ жизни или потерявшихся, малолетних правонарушителей, в т.ч. находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, доставляют таких лиц в дежурную часть, патрулируют места концентрации криминогенного элемента, в т.ч. несовершеннолетних, предостерегают граждан от совершения противоправных действий, разъясняя им недопустимость антиобщественного поведения, выявляют взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в противоправные деяния, принимают меры по недопущению нахождения несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (иных законных представителей).

К субъектам профилактики противоправных деяний среди молодёжи следует отнести также центры временной изоляции несовершеннолетних. Основные методы профилактики данной службы - проведение индивидуальной профилактической рабо-

ты с каждым несовершеннолетним, по тем или иным причинам попавшим к ним. Их задача - выявлять среди молодых людей лиц, причастных к совершению противоправных деяний, установление обстоятельств, причин и условий их совершения для информирования об этом заинтересованных лиц и учреждения.

Правовой основой воспитательно-профилактической деятельности подразделений следствия и дознания являются нормы УПК РФ, регламентирующие не только основополагающие принципы уголовного судопроизводства, но и основные институты профилактической работы, которые включают в себя выявление и устранение обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, применение мер уголовно-процессуального принуждения, в т.ч. мер пресечения, обжалование неправомерных действий (бездействий) и решений должностных лиц, уведомление участников судопроизводства, производство по уголовным делам несовершеннолетних.

Ст. 158 УПК РФ предусматривает вынесение постановлений с предложениями о мероприятиях, способствующих устранению причин и условий совершения преступления, что является одной из основных форм индивидуальной профилактической работы. К профилактической деятельности следователя можно также отнести и следственные действия, в ходе которых устанавливаются причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Следует учитывать, что указанные процессуальные формы не являются исключительно профилактическими, в связи с тем, что они выполняют и другие задачи уголовного судопроизводства [10, с. 10-13].

Общими формами профилактической работы являются: доклады по материалам уголовных дел; проведение бесед и лекций; публикации в газетах и журналах; выступления в средствах массовой информации; взаимодействие с подразделениями по делам несовершеннолетних; направление справки-характеристики на обвиняемого в следственные изоляторы и в подразделения по делам несовершеннолетних; информирование работодателей обвиняемых для проведения ими работы с данным лицом; направление обобщённой информации в органы власти и управления по вопросам профилактики преступлений; направление в другие службы и руководству органов внутренних дел информаций и рапортов, содержащих сведения, используемые в профилактической работе.

В организационную структуру подразделений уголовного розыска входит управление по раскрытию преступлений, совершённых несовершеннолетними. В отделах уголовного розыска назначается один или несколько наиболее подготовленных сотрудников для работы с подростками, которые по возможности максимально освобождаются от выполнения прочих обязанностей. Проводя оперативно-розыскные мероприятия, сотрудники розыска предупреждают и пресекают правонарушения несовершеннолетних, пресекают деятельность подростковых преступных групп, выявляют организаторов преступлений, совершаемых несовершеннолетними, лиц, вовлекающих подростков в пьянство, наркоманию, токсикоманию, азартные игры, проституцию, бродяжничество и попрошайничество, осуществляют розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из дома или специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

В соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», первостепенной задачей оперативно-розыскных подразделений является выявление, предупреждение, пресечение преступлений на любой их стадии а также установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших [11]. Из этого следует, что профилактическая работа данной службы представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых оперативно-розыскными подразделениями в пределах установленных полномочий.

Профилактика при этом может быть общая, представляющая собой целенаправленную деятельность субъектов предупреждения преступлений по выявлению, устранению и нейтрализации причин и условий преступлений, а также индивидуальная, представляющая собой комплекс мер по выявлению конкретных лиц, от которых можно ожидать совершения преступления, и оказанию на них либо на окружающую их среду позитивного воздействия с целью недопущения совершения преступления и изменения поведения личности от антиобщественного к законопослушному [12, с. 36-37].

Основные методы оперативно-розыскной профилактики заключаются в следующем: в сборе информации о криминально-активных лицах, их образе жизни, поведении; наблюдении за лицами, поставленными на профилактический учёт; работе по разобщению и нейтрализации организован-127 -

(33 гъ

0 H

1

s *

С р

I

*

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СТ\

у

M

о «

о

M

0 у

1 s

X

а »

р

о о г s s

о

^ ных преступных групп или преступных сообществ; выявле- 2. Работа по предупреждению противоправных дея-2 нии причин и условий совершения преступлений, разработке ний обусловлена двумя основными факторами: омоложени-

^ предложений по информированию органов государственной ем преступности и появлением социально не защищенных

власти РФ о необходимости принятия мер по устранению и категорий населения, в числе которых - которых дети, под-

^ нейтрализацииуказанныхпричиниусловий [13,с. 135-142]. ростки,молодыелюди.

Рассматриваязадачиразличныхслужбполиции,мыдела- 3. Практически все службы органов внутренних дел

^ ем вывод, что профилактическая деятельность занимает ведущее являются субъектами профилактической работы с молодёжью:

^ место при работе с молодёжью. Основная задача профилактиче- патрульно-постовая служба, дежурная часть, уголовный ро-

у ской работы - воспитание правосознания у молодых граждан. зыск, следствие, дознание, участковые инспекторы, инспекторы

£ Анализируя работу служб органов внутренних дел в по работе с несовершеннолетними, инспекторы дорожного

системе профессиональных задач сотрудников Министер- движения, конвойные службы и службы мест лишения свободы.

^ ства внутренних дел России по работе с молодежью, можно 4. Вопрос подготовки кадров для органов внутренних

;>| сделать следующие выводы. дел всегда был первостепенным, но в данное время ставится

се 1. Основными задачами, определёнными законо- задача не только подготовки профессиональных кадров для 5 дательством России, которые государство ставит перед органов внутренних дел, но подготовки этих кадров к работе

ти органами внутренних дел, являются профилактика, пред- с молодёжью. Обусловлено это омоложением преступности

{с упреждение, пресечение и раскрытие преступлений среди [14], а как известно, что заложено в молодости, человек про-

^ всех категорий граждан. носит через всю жизнь. в

£

о

\о Oi

■г

Список литературы

I. Бабаев, М. М., Крутер, М. С. Молодежная преступность. - М.: Юристъ, 2006.

§ 2. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федеральный закон от 23 июня 2016 г.

^ № 182-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Российской газеты». 2016. - 28 июня. - Режим доступа: ЬИрт// rg.ru/2016/06/28/profilaktika-dok.html (дата обращения: 13.02.2017).

3. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.02.2017). Д 4. Бакаев, А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних : учебное пособие. - М.: Логос, 2004.

I 5. Танаева, З. Р. Взаимодействие органов внутренних дел с государственными и общественными организациями

« в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие. - Челябинск: Челябинский ® юридический институт МВД России, 2007.

и 6. Букина, Н. Н. Неформальный подход к подготовке сотрудников МВД России в системе позитивной профилактики асоци-

д ального и заимствованного поведения молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 3 (51). К 7. Навицкий, О. Д. Умения профессионального общения работника ППСМ с гражданами. - М., 1988.

8. Лазарев, В. В. Социально-психологические аспекты применения права. - Казань, 1982. И 9. Явич, Л. С. Общая теория права. - Л., 1976.

10. Безруких, Е. С., Рытьков, А. А. Использование процессуальных форм профилактической работы в ходе расследования следователем уголовных дел. Основание вынесения следователем представлений в порядке ст. 158 ч. 2 УПК РФ. Порядок применения ст. 17.7 КОАП РФ при невыполнении законных требований следователя : методические рекомендации. - Калининград: Калининградский юридический институт МВД России, 2009.

II. Об оперативно-розыскной деятельности : Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.02.2017).

12. Печников, Н. П. Деятельность правоохранительных органов по расследованию, раскрытию и предупреждению преступлений. - Тамбов: Из-во Тамбовского государственного технического университета, 2006.

13. Лапин, Е. С., Михайлова, Ю. Н. Краткий курс теоретических основ оперативно-розыскной деятельности : учебное пособие для студентов. - Саратов: Научная книга, 2006.

14. Щеголева, А. Н. Виктимологические аспекты ранней профилактики преступности несовершеннолетних : монография. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2009.

© Проценко Д. Е., Байкова И. Н., Якушев В. В., 2017

УДК 343.8

А. Ю. Сагайдак, Н. А. Корсикова

САГАЙДАК Альбина Юрьевна

Заместитель начальника кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук

Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-70-19 E-mail: [email protected]

SAGAIDAK Albina Yurievna

Deputy head of the chair of criminology of Saint-Petersburg University of MIA of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences

Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-70-19 E-mail: [email protected]

КОРСИКОВА Наталья Александровна Старший преподаватель кафедры криминологии

Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-70-19 E-mail: [email protected]

KORSIKOVA Natalia Alexandrovna Associate professor of the chair of criminology

of Saint-Petersburg University of MIA of Russia, Candidate of Juridical Sciences Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-70-19 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.