А. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ _
Актуальные проблемы административного права
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЕКТА ГРАЖДАН В РАБОТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПУНКТОВ ОХРАНЫ ПОРЯДКА
А.Е. МАСЛОВ,
кандидат юридических наук, полковник полиции, доцент кафедры административной деятельности
органов внутренних дел Московского университета МВД России;
Э.В. МАРКИНА,
кандидат юридических наук, полковник полиции, доцент кафедры административной деятельности
органов внутренних дел Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право; финансовое право; информационное право
E-mail: aleks_m@
Аннотация. Рассматриваются проблемы правового регулирования деятельности общественных пунктов охраны порядка.
Ключевые слова: общественный пункт, охрана порядка, общественный порядок, содействие полиции, профилактика правонарушений.
ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE PROJECT OF CITIZENS IN WORK OF PUBLIC POINTS OF PROTECTION OF AN ORDER
A.E. MASLOV,
the candidate of jurisprudence, the colonel of police, the senior lecturer of chair of administrative activity of law-enforcement bodies of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia;
E.V. MARKINA,
the candidate of jurisprudence, the colonel of police, the senior lecturer of chair of administrative activity of law-enforcement bodies of the Moscow university of the Ministry of Internal AAffairs of Russia
Annotation. In article problems of legal regulation of activity of public order protection points are considered. Keywords: public point, order protection, public order, police assistance, prevention of offenses.
В настоящее время состояние правопорядка в Российской Федерации требует консолидации усилий всего общества и государства, решительных мер в сфере экономических и социально-политических процессов, создающих предпосылки для различных противоправных явлений. Кроме того, необходимо активизировать разработку и внедрение в повседневную действительность на государственном уровне комплекса различных мер правового, социального и иного характера для высокоэффективного предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Накопленный зарубежный и отечественный опыт по осуществлению выполнения указанных выше задач, позволяет сделать вывод о том, что успех в этой сфере может быть достигнут только при условии активизации взаимодействия правоохранительных органов в целом, и органов внутренних дел в частности, с объединениями граждан правоохранительной направленности. Актуальность и особая ценность данного взаимодействия обусловлена различными причинами, в том числе такими, как: прямая и неотъемлемая связь этой деятельности с формированием гражданского общества и снижением социальной напряженности в стране; острая необходимость в принятии самых решительных мер по восстановлению и
Актуальные проблемы административного права
укреплению доверительных отношении между органами внутренних дел и широкими массами граждан Российской Федерации; активизация работы по осуществлению предупредительных мер по предупреждению проявлений расовой, национальной и религиозной нетерпимости; использование положительного опыта в деле взаимодействия органов внутренних дел с объединениями граждан правоохранительной направленности в организации и осуществлении подготовки кадров в образовательных учреждениях МВД России, которые будут способны более результативно выполнять возложенные на них обязанности, исходя из уважения человеческого достоинства, строгого соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а так же ряда других обстоятельств.
Проблема активизации работы по привлечению граждан России к сотрудничеству с органами внутренних дел как в составе объединений граждан правоохранительной направленности, так и в индивидуальном порядке нашла свое принципиальное отражение в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г., который особо подчеркнул; «Нам необходимы новые стандарты в деятельности органов го-
сударственного управления и оказании публичных услуг, высокое качество работы судебной и правоохранительной системы, современные формы участия граждан в развитии своего города и села, их большее влияние на деятельность муниципальных органов... Модернизация в Российской Федерации только тогда даст ожидаемый эффект, когда в обществе будут действовать справедливые законы, функционировать независимые и уважаемые суды и органы правопорядка, которые пользуются настоящим доверием граждан.»1.
В настоящее время одной из наиболее эффективных форм участия граждан Российской Федерации в работе объединений правоохранительной направленности выступает их деятельность в составе общественных пунктов охраны порядка. Правовую основу деятельности общественных пунктов охраны порядка составляют правовые акты органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, принятие которых соответствует ст. 132 Конституции Российской Федерации2. Так, в г. Москве
1 Рос. газета 2010, 1 дек.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. ) // Рос. газета. 1993, 25 дек.
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
8-е изд., перераб. и доп.: учебник / Под ред. И.И. Сыдо-рука, А.В. Ендольцевой, Р.С. Тамаева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 471 с.
В учебнике на основе правовой категории «право-охрана» определено понятие «правоохранительный орган» и установлен исчерпывающий перечень этих органов. Правовая категория «правоприменение» позволила выделить органы, содействующие правоохране (правоприменительные органы). Посредством системного подхода установлена структура каждого правоохранительного и правоприменительного органа, раскрыты их функции и взаимосвязи.
В учебнике (в частях I-III) учтены изменения в законодательстве, а также решения органов судебной власти по состоянию на 1 ноября 2011 г. Последующее изменение законодательства, вплоть до выпуска в свет этого учебника, существенно не повлияло на его содержание.
Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием правоохранительных и правоприменительных органов.
П1.-. вдсн р.м I .-гт f л ь'-ч. l;
СГ_Ч-Ь1
Актуальные проблемы административного права
деятельность общественных пунктов охраны порядка регламентирована законом г. Москвы от 10 декабря 2003 г. № 77 «Об общественных пунктах охраны порядка в г. Москве»3, в соответствии с которым, общественные пункты охраны порядка создаются с целью организации содействия органам государственной власти в решении задач по обеспечению общественного порядка со стороны органов территориального общественного самоуправления, в том числе народных дружин, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, а также со стороны жителей г. Москвы. К основным направления их деятельности относится; обеспечение охраны общественного порядка, личной безопасности граждан, охраны их собственности; профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, осуществление контроля за их поведением в общественных местах, организация культурного досуга несовершеннолетних по месту жительства; обеспечение пожарной безопасности жилых домов и других объектов, расположенных в жилых зонах; соблюдение порядка использования, содержания, эксплуатации жилых домов, близлежащей территории; соблюдение правил благоустройства, охраны объектов благоустройства и зеленых
насаждений в жилых зонах; контроль за использованием земель; обеспечение санитарного состояния территории; организация дорожного движения в жилых зонах, а также содержание гаражных строений и автостоянок; организация содержания животных4.
Члены общественных пунктов охраны порядка осуществляют свою деятельность путем: фиксации фактов правонарушений и сообщения о них в общественные пункты охраны порядка, а так же должностным лицам правоохранительных органов и местного самоуправления; требования от граждан прекращения нарушения правопорядка; оказания сотрудникам правоохранительных органов и органов местного самоуправления содействия в пресечении правонарушений5.
По мнению авторов, при разработке законодательных актов федерального уровня по рассматри-
3 Закон г. Москвы от 10 декабря 2003 г. № 77 «Об общественных пунктах охраны порядка в г. Москве» // Ведомости Московской городской Думы. № 12. Ст. 562.
4 Ст. 2 Закона г. Москвы от 10 декабря 2003 г. № 77 «Об общественных пунктах охраны порядка в г. Москве» // Ведомости Московской городской Думы. № 12. Ст. 562.
5 Ст. 8 Закона г. Москвы от 10 декабря 2003 г. № 77 «Об общественных пунктах охраны порядка в г. Москве» // Ведомости Московской городской Думы. № 12. Ст. 562.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ
Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, И.Ш. Килясханова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. — 759 с. — (Серия «Dura lex, sed lex»).
В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.
Административное право Рас с н Li
■иЬж Г +4ipp"ji
■ 'П|
г!
Актуальные проблемы административного права
ваемой проблематике необходимо объединения граждан, реализованные в общественных пунктах охраны порядка, выделить в самостоятельную форму, присвоив им статус государственно-общественных объединений. Наряду с указанными задачами, следует ввести норму, позволяющую наделить руководителей и заместителей начальников соответствующих подразделений общественных пунктов охраны порядка правом рассмотрения дел об административном правонарушении (по отдельным составам административных правонарушений). Данное право необходимо также закрепить введением в гл. 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи, предусматривающей указанное полномочие.
Исторически оправдано считать, что на любом этапе развития общества, существует интерес граждан к участию в управлении государством и защите своих прав и собственности. В зависимости от конкретной исторической эпохи, формировалась своя система объединений граждан, создаваемых для участия в охране общественного порядка во взаимодействии с государственными правоохранительными органами. Данные объединения наделялись от имени государственных и муниципальных органов власти конкретными полномочиями в сфере охраны общественного порядка, в соответствии с чем, приобретали административно-правовой статус, позволяющий отграничить их от других субъектов.
Практика прошлых лет свидетельствует о том, что созданная система объединений граждан, участвовавших в охране общественного порядка, контролировала поведение граждан, что, в свою очередь, оказывало существенную помощь правоохранительным органам. На различных этапах развития российского общества граждане, участвовавшие в охране общественного порядка, наделялись полномочиями при обеспечении общественного порядка. Так, в 1930—1950 гг. ХХ в. основными формами участия в обеспечении общественного порядка были бригады содействия милиции и общества содействия милиции, общее руководство деятельностью которых осуществляли территориальные органы милиции. В 1950—1990 гг. ХХ в. объединения граждан, участвовавших в охране общественного порядка, наделялись административно-юрисдикционными полномочиями и их члены имели право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Далее следует особо обратить внимание на взаимодействие советов общественных пунктов охраны порядка (далее ОПОП) с органами государственной власти, местного самоуправления и органами внутренних дел в лице таких подразделений, как участковые уполномоченные полиции.
Взаимодействие председателей советов ОПОП с участковыми уполномоченными полиции реализуется в форме: выработки предложений и принятия решений на заседаниях совета ОПОП; проведения совместных мероприятий, направленных на предупреждение и выявление правонарушений и преступлений на закрепленной за ОПОП территорией; проведения совместного приема населения; совместного отчета перед населением о проделанной работе на вверенной территории. Данные формы взаимодействия осуществляются исходя из функций, возложенных на участкового уполномоченного полиции в сфере охраны общественного порядка Приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 г. № 900 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности участковых уполномоченных полиции».
Как уже было отмечено, при определении основных направлений взаимодействия органов внутренних дел и объединений граждан, участвующих в охране общественного порядка, одной из форм такого взаимодействия выступает взаимный обмен информацией. Так, для оптимизации деятельности по взаимодействию участковый уполномоченный, будучи представителем органа внутренних дел, регулярно информирует председателя совета ОПОП о: лицах, проживающих на территории обслуживания и поставленных на профилактический учет в органах внутренних дел по категориям «алкоголики», «бытовые дебоширы», «социально-опасные психические больные», «содержатели притонов для занятия проституцией», «содержатели притонов для употребления наркотических средств и психотропных препаратов», «проститутки», а так же о лицах, причисляющих себя к неформальным объединениям; преступлениях и правонарушениях, совершенных на территории микрорайона, а также о других преступлениях, требующих участия общественности в их раскрытии; режиме работы подразделений полиции, их адресах и номерах телефонов; изменениях в законодательстве, а также о нормативных актах, принимаемых Правительством Москвы, Мосгордумой, префектурой округа, касающихся правоохранительной деятельности6.
Актуальные проблемы административного права
Взаимодействие органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований и общественных пунктов охраны порядка в г. Москве осуществляется с целью координации действий и оказания содействия органам государственной власти в решении задач по обеспечению правопорядка, общественной безопасности и профилактике правонарушений, в том числе со стороны органов территориального общественного самоуправления, расположенных на территориях, закрепленных за ОПОП в границах внутригородских муниципальных образований в г. Москве.
Основные направления и формы взаимодействия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований и ОПОП, а также советов ОПОП, определяются исходя из перечня вопросов местного значения муниципального образования, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования и основных задач и функций ОПОП. На уровне административных округов, районов города, взаимодействие может реализовы-ваться в рамках деятельности координационных советов органов местного самоуправления и префектур, управ районов, межведомственных комиссий по профилактике правонарушений, а также совместной работы с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Представители органов местного самоуправления. внутригородских муниципальных образований принимают участие в организации деятельности ОПОП и их советов, участвуют в совместных мероприятиях в целях решения задач по обеспечению правопорядка, общественной безопасности, профилактики правонарушений; они вправе оказывать информационно-методическое и иное содействие в деятельности ОПОП. Решением муниципального Собрания муниципального образования в составы ОПОП всех уровней могут рекомендоваться депутаты муниципального Собрания.
Для эффективного решения вопросов профилактики правонарушений органы местного самоуправления проводят совместные заседания муниципального Собрания с советом ОПОП по вопросам мест-
ного значения муниципального образования и направления деятельности ОПОП. На этих заседаниях заслушиваются отчеты председателей советов ОПОП, в том числе с информацией по результатам проводимых приемов граждан с обращениями в ОПОП, а также в адрес депутатов муниципального Собрания, муниципалитета по вопросам обеспечения безопасности. Так обеспечивается координация деятельности общественных пунктов охраны порядка (ОПОП) в целях более эффективного осуществления деятельности по охране общественного порядка.
Советы ОПОП, в свою очередь, на основе изучения состояния общественного порядка на закрепленной территории разрабатывают предложения по укреплению правопорядка и представляют их в органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, инициируют проведение и участвуют совместно с органами местного самоуправления, а также с другими общественными организациями правоохранительной направленности в профилактических локальных мероприятиях, в том числе и по совместным планам с территориальными органами внутренних дел и территориальными органами исполнительной власти (управой района, префектурой). Органы местного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления осуществляют контроль выполнения юридическими и физическими лицами рекомендаций по укреплению правопорядка, разработанных советами ОПОП и направленных на устранение недостатков, выявленных в ходе проводимых профилактических мероприятий.
Правовое регулирование деятельности общественных пунктов охраны порядка сегодня остро нуждается в детальной регламентации на федеральном уровне, что необходимо осуществить посредством принятия соответствующего федерального закона.
6 Ст. 6 Постановления Правительства Москвы от 21 апреля 2009 г. № 342-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19 апреля 2005 г. № 237-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы от 10 декабря 2003 г. № 7 «Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2009. № 14.