Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании профилактической деятельности подразделений по делам несовершеннолетних'

К вопросу о совершенствовании профилактической деятельности подразделений по делам несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3114
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / CIVIL LIABILITY OF MINORS / PREVENTIVE ACTIVITIES FOR FORMATION OF A CIVIL LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мещерякова Елена Ивановна, Мишина Надежда Николаевна

Воспитание гражданской ответственности является одним из важнейших направлений формирования законопослушного поведения несовершеннолетних и должно осуществляться в процессе совместной деятельности общеобразовательных школ и подразделений по делам несовершеннолетних. Осуществление профилактической деятельности по формированию гражданской ответственности способно существенно повысить эффективность деятельности по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мещерякова Елена Ивановна, Мишина Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF IMPROVEMENT OF PREVENTIVE ACTIVITY OF DIVISIONS FOR MINORS

Education of a civil liability is one of the most important directions of formation of law-abiding behavior of minors and has to be carried out in the course of joint activity of comprehensive schools and divisions for minors. Implementation of preventive activity on formation of a civil liability is capable to increase significantly efficiency of activity according to the prevention of illegal behavior of minors.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании профилактической деятельности подразделений по делам несовершеннолетних»

Е.И. Мещерякова, Н.Н. Мишина

доктор педагогических наук, профессор

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

TO THE QUESTION OF IMPROVEMENT OF PREVENTIVE ACTIVITY OF DIVISIONS FOR MINORS

Воспитание гражданской ответственности является одним из важнейших направлений формирования законопослушного поведения несовершеннолетних и должно осуществляться в процессе совместной деятельности общеобразовательных школ и подразделений по делам несовершеннолетних. Осуществление профилактической деятельности по формированию гражданской ответственности способно существенно повысить эффективность деятельности по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних.

Education of a civil liability is one of the most important directions offormation of law-abiding behavior of minors and has to be carried out in the course ofjoint activity of comprehensive schools and divisions for minors. Implementation ofpreventive activity on formation of a civil liability is capable to increase significantly efficiency of activity according to the prevention of illegal behavior of minors.

Правовое воспитание несовершеннолетних является одним из основополагающих условий формирования правовой культуры, законопослушного поведения человека в обществе. Наряду с образовательными учреждениями, большую роль в формировании правовой культуры несовершеннолетних в нашей стране призваны сыграть подразделения по делам не сов ершеннолетних (дале е — ПДН). Сформированная на должном уровне правовая культура выступает мощным фактором предупреждения противоправного поведения человека в любом возрасте, но особенно — в возрасте 14—16 лет, когда несовершеннолетние уже осознают необходимость законопослушного поведения, но в силу разных причин не всегда готовы соблюдать установленные правила.

«Сегодня, — подчеркивает министр внут-ренних дел России В .А. Колокольцев, — подраз -деления по делам несовершеннолетних — глав -ное звено системы профилактики, которое способно выявить обстоятельства, негативно влия -ющие на развитие отдельно взятого ребенка, оказать помощь в его становлении как полноценно -го гражданина страны, члена общества. Не будет преувеличением сказать, что от представителей этих подразделений в значительной степени за -висит будущее нашей молодежи, нравственное здоровье российского общества в целом»[1].

Сотрудники ПДН, согласно Приказу МВД РФ от 26.05.2000 № 569 « Об утверждении Инст -рукции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» (п.п. 23.6 и 23.9), оказывают содействие администрациям образовательных учреждений в организации правовой пропаганды, выступают в образовательных учреждениях по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолет-них, формируют позитивное общественное мнение о деятельности органов внутренних дел [2].

Однако изучение аналитической информации

о деятельности ПДН позволяют утверждать, что эффективность профилактической деятельности сотрудников ПДН в направлении воспитания гражданской ответственности несовершеннолетних во взаимодействии с общеобразовательными школами остается невысокой. А ведь от такой деятельности во многом зависит результативность работы ПДН в целом. В этой связи мы считаем актуальной и, как показывает проведенное исследование, недостаточно изученной проблему формирования гражданской ответственности несовершеннолетних в процессе совместной деятельности общеобразовательных школ и ПДН. Причем особое значение, на наш взгляд, приобретает

исследование указанной проблемы на стыке двух направлений — правового и педагогического2.

Важным для исследования проблемы повышения эффективности профилактической деятельности ПДН становится определение граж-данской ответственности несовершеннолетних как составляющей их правовой культуры. Ведь необходимо понимать, что должно быть сформировано в результате профилактической дея-тельности ПДН совместно с общеобразователь-ными школами, а затем искать эффективные пути осуществления такой деятельности и ее нормативного регулирования.

Правовая культура — это и часть общей культуры общества, и составляющая культуры отдельной личности, в том числе и личности не -совершеннолетнего. Это — особая интеллекту -альная сфера, которая имеет свою специфику и выступает предметом изучения не только теории права, но и социологии, политологии, философии и других наук, т.к. она тесно связана с поли -тической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Однако прежде всего правовая культура личности неразрывно связана с обычной, поведенческой, определяемой воспитанно -стью любого человека, в том числе и несовершеннолетнего, культурой, его адаптированно -стью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны.

Проблемы правовой культуры активно исследуют ученые-правоведы (Н.Л. Гранат, Н.М. Кейзеров, В.И. Каминская, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, В.Н. Синюков и др.). На основе изучения научной и учебной литературы отметим, что в современной теории права в качестве ха -рактерных черт правовой культуры личности чаще всего определяются: 1) достигнутый уровень сформированности правосознания; 2) зна -ние действующих законов государства, понимание того, что незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение; 3) соблю-дение и исполнение действующего законода-тельства; 4) убежденность в необходимости, по -лезности и целесообразности законов, внутрен-нее согласие с ними; 5) правильное понимание своих прав и обязанностей, своего положения в обществе, свободы и ответственности, норм вза-

1 Правовые аспекты проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних рассмотрены в трудах Ю.М. Антоняна, А.А. Бакаева, Л.И. Беляевой, Е.В. Головкина, А.И. Долговой, А.Н. Кривоносова, В.Н. Кудрявцева, В. А. Лелекова, В.И. Попова и др.

2 Проблемам превентивной педагогики посвяшены работы С.А. Беличевой В.Н. Герасимова, Д.В. Колесова, А.Г. Макеевой, СМ. Соловьева, АМ. Столяренко и др.

имоотношений с согражданами; 6) инициативная деятельность человека по пресечению правонарушений, поддержанию правопорядка и законо-послушания. Убежденность в необходимости, полезности и целесообразности законов, внут-реннее согласие с ними, которые отражаются в соблюдении и исполнении несовершеннолетним действующего законодательства мы определяем как гражданскую ответственность несовершеннолетнего и рассматриваем ее как составляющую его правовой культуры.

Вряд ли вызывает сомнение утверждение о том, что чем выше уровень правовой культуры несовершеннолетних как сформированного личностного качества, чем выше уровень их правосознания, тем ниже вероятность совершения ими правонарушений, различных антиобщественных деяний. Именно поэтому особое значение приобретает совместная деятельность общеобразовательных школ и ПДН по воспитанию граждан -ской ответственности несовершеннолетних.

Воспитание гражданской ответственности несовершеннолетних имеет педагогические (содержательные) и правовые (формальные) аспек -ты. Выделение педагогического и правового ас -пектов в содержательном и формальном представлении несколько условно, но, в общем, не противоречит философской трактовке формы как упорядоченности содержания, его внутренней связи и порядка [3].

Как известно, воспитание — это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Рассматривая это общее определение, вошедшее в учебники по педагогике, применительно к воспитанию гражданской ответственности несовершеннолетних, мы пришли к выводу о том, что воспитание гражданской ответственности несовершеннолетних — это целенаправленная деятельность государства, образовательных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на сознание и поведение несовершеннолетнего в целях формирования определенных позитив -ных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм. Результатом такой деятельности становится формирование убежденности несовершеннолетнего в необходимости, полезности и целесообразности законов, внутреннее согласие с ними, которые отражаются в соблюдении и исполнении действующего законодательства.

Достижение цели в процессе воспитания гражданской ответственности несовершеннолетнего

способствует достижению главной цели воспитания, которой является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы для жизни в обществе. Воспитание гражданской ответственности несовершеннолетних должно быть основано на принципах гуманизма, общечеловеческих ценностях, не имеющих исторических и государственных границ. Эти ценности, главным образом, связаны с пониманием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с общечеловеческими ценностями в процессе воспитания должны достигаться и конкретные цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе. В частности, такими целями становятся предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних и повышение эффективности формирования правовой культуры, что способствует не только снижению преступности несовершеннолетних, но и обеспечению правопорядка.

Воспитание гражданской ответственности несовершеннолетних — сложная и многоаспект -ная система деятельности, особая роль в которой принадлежит общеобразовательным школам. Ведь именно в школьном возрасте, когда формируются личностные установки человека, необхо -димо закладывать основы для становления чело -века, уважающего закон. Правоохранительные органы в целом и ПДН в частности имеют все же ограниченные возможности влиять на комплекс -ный воспитательный процесс, включающий и воспитание культуры как формирующегося личностного качества несовершеннолетнего. Со -трудникам полиции, главным образом, прихо-дится непосредственно сталкиваться с фактами правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, их расследованием, ана -лизом причин и условий, определением винов -ных и степени их вины. В этой связи заслужива -ет особого внимания активизация участия сотрудников ПДН в правовом воспитании и просвещении по вопросам, связанным с непосредственным устранением причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений, в воспитании гражданской ответ -ственности несовершеннолетних. Рассуждая о роли ПДН в правовом воспитании несовершен -нолетних, А.М. Столяренко с сожалением кон -статирует: «Существуют и немалые возможности профилактики преступлений несовершеннолет-них, которой призваны заниматься подраз -деления по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. ...К сожалению, во многих слу -чаях наблюдается их тяготение к административно -правовым мерам, а не воспитательно -профилактическим» [3. — С .186].

Содержание, объективный и субъективный составы воспитания гражданской ответственности несовершеннолетних зависят от того, какие цели ставятся перед воспитательным процессом воспитателями — педагогами и сотрудниками ПДН. Если целью воспитания ставится распространение правовых знаний, необходимых для формирования гражданской ответственности на весьма невысоком уровне, то воспитание сводится лишь к правовому просвещению. Если воспитание направлено на формирование правовых убеждений, чувства уважения к нормам права, то процесс правового воспитания будет ограничен набором таких средств и методов, воздействие которых направленно в основном на формирование правового сознания личности. Если же целью воспитания выступает формирование правовой умелости, то усилия воспитателей будут направлены на приобретение несовершеннолетним умений и навыков законопослушного поведения в различных жизненных ситуациях. По нашему мнению, локализация целей воспитания в соответствии с необходимостью достижения заданного уровня сфор-мированности гражданской ответственности ограничивает применение разнообразных средств и методов воспитательного воздействия и не приведет к желаемым результатам. И только ставя пе -ред воспитанием комплексную цель по формированию гражданской ответственности несовершеннолетних, возможно обеспечить поэтапный переход правовоспитательного процесса от распространения правовой информации через этап формирования ценностных ориентации и навыков законопослушного поведения до вовлечения несовершеннолетних в самые разные сферы общественной жизни, урегулированные правом, сформировать их социально-правовую активность. В то же время воспитание гражданской ответствен -ности несовершеннолетних позволяет искоренить правовой нигилизм и правовой идеализм, сложившиеся у несовершеннолетних стереотипы, повысить уровень правовой культуры и сделать привычным законопослушное поведение в самых разных жизненных ситуациях.

Эффективность воспитания гражданской ответственности несовершеннолетних во многом зависит от того, какие формы, методы и средства для этого используются. Их выбор во многом определяется тем, в отношении кого и кем осуществляется воспитательное воздействие, т .е. кто выступает субъектом и объектом воспитательного процесса. Возможны следующие варианты объ-ект-субъектного взаимодействия: 1) педагог и/или сотрудник ПДН — коллектив несовершеннолетних (класс, несколько классов); 2) педагог и/или сотрудник ПДН — группа несовершеннолетних (неформальное объединение, группа несовершен-

нолетних с определенными отклонениями в поведении и т.п.); 3) педагог и/или сотрудник ПДН — несовершеннолетний, по тем или иным причинам требующий особого внимания.

Изучение результатов научных исследований, документов, разработанных и апробированных в воспитательном процессе общеобразовательных школ планов, программ и других доку -ментов показывает, что для первого варианта (педагог и/или сотрудник ПДН — коллектив не -совершеннолетних) наиболее эффективными

являются следующие формы организации воспитания : организация в школе правовых кружков, где несовершеннолетние знакомятся с правилами законопослушного поведения, проведение круг -лых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения несовершеннолетних с приглашением родителей (законных представителей); проведе -ние викторин, конкурсов, дискуссий, диспутов, классных часов с целью освоения несовершен -нолетними общечеловеческих норм нравствен -ности и законопослушного поведения; проведе -ние родительских собраний с приглашением представителей правоохранительных органов; освещение в школьной печати вопросов правового воспитания и формирования законопослушного поведения; организация тематических кино -показов по вопросам правового воспитания, формирования гражданской ответственности и законопослушного поведения несовершеннолет -них и др. Второй вариант взаимодействия (педа -гог и/или сотрудник ПДН — группа несовершеннолетних) позволяет использовать как неко -торые из уже перечисленных форм (тематиче-ские кинопоказы, дискуссии, диспуты, классные часы и др.), так и специфические формы воздей -ствия на обособленную группу, такие как встречи несовершеннолетних групп риска с сотрудни -ками ПДН, социальными педагогами, психоло-гами и др.), групповые беседы с учетом специфики группы несовершеннолетних и тех проблем, которые возникли и проявились в их пове -дении; коллективный труд, задания и поручения; оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям (законным представите -лям) по вопросам защиты прав и законных инте -ресов в сложившейся ситуации и др. Что касает -ся третьего варианта (педагог и/или сотрудник ПДН — несовершеннолетний, по тем или иным причинам требующий особого внимания), то здесь наиболее эффективной формой остается правильно проведенная беседа. В последнее время формой индивидуального взаимодействия сотрудника ПДН (педагога) с несовершеннолет -ними, требующими особого внимания, становит -ся общение в социальных сетях и по электронной

почте. Однако далеко не все несовершеннолет -ние, требующие особого внимания, имеют необходимые для этого средства общения.

Важно учитывать, что воспитание граждан -ской ответственности несовершеннолетних в указанных или иных формах, как и любая педа -гогическая профилактика, требует от воспитате -лей не стандарта, шаблона, администрирования, а гибкости мышления, творчества, подлинного педагогического мастерства и способностей. Причем эти требования применительно к во спи -танию несовершеннолетних значительно более высокие, чем при работе с взрослыми. Особое значение приобретает деятельность сотрудников ПДН в русле превентивной педагогики на современном этапе социально-экономического, поли -тического, правового развития России. Ведь на рубеже XX — XXI веков в нашей стране наметился реальный переход от так называемой карательной превентивной практики к охранно-защитной. Это нашло отражение в комплексе мер социальной, психолого -педагогической, правовой, экономической поддержки семей и детей группы риска. В нашем государстве карательная превентивная практика имела свою длительную историю. Однако на фоне происходящих в настоящее время в нашей стране социальных, политических, экономических, ментальных и иных перемен такая практика очевидно себя изживает. Вряд ли у кого-то вызывает сомнение утвержде -ние о том, что требуются новые подходы в решении проблем, связанных с профилактикой отклоняющегося поведения несовершеннолет -них, воспитанием законопослушных членов формирующегося гражданского общества. Основные принципы охранно-защитной превенции были закреплены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон №120) [4]. В нем отражены государственные субъекты, которые обязаны обеспечивать предупреждение безнадзорности и правонарушений, осуществлять охрану прав несовершеннолетних, контролировать состояние воспитательной работы с ними, оказывать социально-психологическую, социально-правовую и педагогическую помощь несовершеннолетним и их семьям.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона №120 в систему таких государственных субъек -тов входят комиссии по делам несовершеннолет -них и защите их прав, органы управления соци -альной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. При этом в указанных

органах в порядке, установленном законодатель -ством Российской Федерации и законодатель ст -вом субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Значительный объем функций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних среди специализированных служб полиции возложен на подразделения по делам несовершеннолетних главных управлений и управлений МВД России, министерств внутренних дел субъектов Российской Федерации, отделов МВД России и отделов полиции. Правовое положение ПДН, их права и обязанности, основные направления деятельности, а также права и обязанности их сотрудников отражены в широком перечне нормативных правовых актов. Однако, как было отмечено выше, в соответствии с Федеральным законом №120 ПДН являются одним из элементов механизма государственной системы профилактики. Практика показывает, что в существующей разветвленной системе профилактических органов ПДН не имеют достаточных полномочий. Представления и сообщения, которые направляются сотрудниками ПДН, носят не обязательный, а рекомендательный или информационный характер. Восстановить же нарушенные права несовершеннолетних сотрудники ПДН зачастую могут лишь через органы прокуратуры. И в этой связи возникает необходимость совершенствования законодательства, не только регламентирующего административно-правовой статус ПДН как одного из основных специализированных субъектов, занимающихся профилактикой противоправного поведения несовершеннолетних, но и повышающего эффективность совместной деятельности общеобразовательных школ и ПДН в воспитании законопослушных граждан в период их пребывания в несовершеннолетнем возрасте.

В настоящее же время, в соответствии со ст. 21 Федерального закона №120, ПДН осуществляют свою деятельность, главным образом, в отношении тех несовершеннолетних, которые находятся в сложных жизненных ситуациях — безнадзорных и беспризорных, употребляющих наркотические и психотропные средства, совершивших правонарушения и преступления и др. Исчерпывающий перечень категорий таких несовершеннолетних содержится в подпунктах 4—14 п.1 ст. 5 указанного Федерального закона.

Именно с ними сотрудники ПДН проводят индивидуальную профилактическую работу. Кроме того, ПДН выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение антиобщест -венных действий и совершающих противоправ-ные деяния в отношении них, а также родителей

и иных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности в отношении несовершеннолетних; осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявле-нию несовершеннолетних, объявленных в розыск, нуждающихся в помощи государства, на -правляют их в соответствующие органы или учреждения; рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административ -ных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолет -них, не достигших возраста, с которого наступа -ет уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителя -ми либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию не -совершеннолетних ; осуществляют иные, безусловно, важные и общественно полезные дейст -вия. Однако среди этих действий Федеральным законом №120 не предусмотрено действий по ранней профилактике противоправного поведе-ния несовершеннолетних, которые не в хо дят в группы риска, но могут в них оказаться, если попадут в сложные жизненные ситуации, когда решающую роль может и должна сыграть сформированная на должном уровне в процессе воспитания гражданская ответственность.

В связи с этим можно сформулировать сле -дующие предложения по совершенствованию профилактической деятельности.

1. Внести дополнения в статью 21 Федерального закона от 24 июня 1999 г. №» 120-ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [5].

Пункт 1 «Подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений ) внутренних дел, отделов (управле -ний) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно -территориальных

образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте» дополнить подпунктом 10 следующего содержания :

«10) участвуют совместно с общеобразовательными школами в воспитании правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних, вносят предложения по проведению мероприятий ранней профилактики правонарушений и преступлений учащихся общеобразовательных школ».

Пункт 2 «Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право в установленном порядке» дополнить подпунктом 6 следующего содержания:

«6) вносить в органы управления образованием предложения по организации правового воспитания школьников, принимать участие в разработке комплексных программ правового воспитания, требовать от руководителей общеобразовательных школ реализации мероприятий по ранней профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в соответствии с утвержденными программами правового воспитания».

2. Внести изменения в Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденную Приказом МВД РФ от 26.05.2000 № 569 [2]. Дополнить пункт 23.5 Инструкции и из -ложить его в следующей редакции:

«23.5. Осуществляют взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенными на обслуживаемой территории.

При этом особое внимание уделяют организации и осуществлению взаимодействия с администрациями расположенных на обслуживаемой территории образовательных учреждений и специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа. Участвуют в разработке совместных планов горрайоргана и администрации указанных учреждений на полугодие или год по профилактике правонарушений и предупреждению чрезвычайных происшествий, а также групповых нарушений общественного порядка, самовольных уходов воспитанников из специальных учебновоспитательных учреждений закрытого типа. Участвуют в разработке программ и проведении мероприятий по правовому воспитанию учащихся общеобразовательных школ и воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа. Собирают и обобщают информационно-статистические материалы на образовательные учреждения (учебно-воспитательные учреждения открытого типа)».

3. Внести дополнение в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

Статью 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Совершение несовершеннолетними ад -министративных правонарушений

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представи -телей несовершеннолетних в размере от одной до трех тысяч рублей».

4. Приказом Минобрнауки России и МВД России утвердить Типовое положение о порядке осуществления взаимодействия образовательных учреждений и подразделений по делам несовер-

шеннолетних органов внутренних дел по организации работы школьных инспекторов полиции. Одним из направлений взаимодействия определить осуществление правового воспитания, в рамках которого предусмотреть воспитание гражданской ответственности несовершеннолетних.

5. Внести дополнение в Приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении По -рядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [6].

Пункт 47 «Повышение квалификации и профессиональная переподготовка сотрудников могут при необходимости осуществляться на основе государственного заказа в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования, имеющих лицензии и государственную аккредитацию и не входящих в систему МВД России» дополнить подпунктами 47.1 и 47.2 следующего содержания:

«47.1. Для сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, не имеющих высшего педагогического образования, предусмотреть его получение на основе государственного заказа в профильных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих лицензии и го судар ств енную аккр едитацию.

47.2. Для сотрудников подразделений по де -лам несовершеннолетних, имеющих педагогиче -ское, но не имеющих юридического образования, предусмотреть его получение по основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования в образовательных учреждениях МВД России».

В целях совершенствования профилактической деятельности подразделений по делам не -совершеннолетних нами была разработана и внедрена типовая программа воспитания граж-данской ответственности несовершеннолетних, рассчитанная на 2 года, которая показала свою эффективность в условиях конкретной общеобразовательной школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. В.А. Колокольцев. Телеграмма, направленная 31 мая 2012 года в территориальные органы МВД России в связи с празднованием Дня подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел [Электронный ресурс]. — ЦКЬ: http://72.mvd.ru/news/ (дата обращения: 05.12.2012).

2. Об утверждении Инструкции по организа -ции работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: приказ МВД РФ от 26.05.2000 № 569 // СПС « Консуль -тантПлюс». — ЦКЬ: http://www.consultant.ru /? utm_source=sps (дата обращения: 07.01.2013).

3. Энциклопедия эпистемологии и философии

науки. — М.: Канон+; Реабилитация, 2009 [Электронный ресурс]. — иКЬ: М1р://епс-

dic.com/enc_epist/Soderzhanie-i-forma-677/ (дата обращения: 18.12.2012).

4. Столяренко А .М. Юридическая педагоги -ка: курс лекций. — М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 2000. — 496 с.

5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 31.01.2013) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 26. — Ст. 3177; 2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7644.

6. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 // Российская газета. — 2012. — 31 авг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.