-т
SCIENCE TIME
ВЫДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ
Меженная Оксана Станиславовна, БОУ ДО «Детская художественная школа № 1
имени Саниных» г. Омска
E-mail: oksanamezh@mail.ru
Аннотация. В статье автор анализирует современные подходы и принципы, используемые в построении содержательной модели воспитательного процесса детской художественной школы и описывает опыт работы педагогов ДХШ №1 г. Омска
Ключевые слова: модель воспитательного процесса, детская художественная школа, эстетизация учебно-воспитательного процесса.
Современные изменения в социокультурном пространстве города и страны в целом активизируют вопросы моделирования образовательного процесса в образовательных учреждениях. Детские художественные школы - сегодня это один из важных элементов системы непрерывного художественного образования [6, 8]. Их основная цель - выявление и поддержка детей и подростков, проявляющих художественно-творческие способности, подготовка их к профессиональному образованию в выбранной сфере.
При построении содержательной модели воспитательного процесса БОУ ДО «ДХШ №1 имени Саниных» города Омска, ориентирующего школьника на нравственные и эстетические ценности, мы опирались на следующие идеи.
1. Идея культурологического подход .Мы считаем, что образование - это процесс овладения культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Культура рассматривается при этом как система ценностей.
2. Идея четырехкомпонентного содержания общего образования. При разработки данной идеи мы опирались на работы И.Я. Лернера, который наряду с такими обязательными элементами содержания образования, как знания, опыт способов деятельности, опыт творческой деятельности, определяет опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности [7].
3. Идея учета и развития эмоционально-чувственной и волевой сферы при формировании ценностного отношения и ценностных ориентации учащихся.
Ценности становятся источником формирования ценностных ориентации только при наличии чувства сопереживания, соучастия и соответствующих волевых усилий [5].
4. Идея субъектности ученика при формировании в воспитательном процессе его ценностных ориентаций. По утверждению А.В. Кирьяковой, источник развития ребенка лежит не только вне него, но и в нем самом.
«ДХШ №1 имени Саниных» внедряет в жизнь образовательную модель, воплощая стратегию развития ребёнка преимущественно через сферу эмоций.
Способность к эстетическому освоению мира является принципиально важным компонентом, наиболее полно воплощающем в себе цель, средства и результат развития личности и творческой индивидуальности человека. Эта способность выражается в сформированности эстетического отношения к действительности и означает, что человек может не отчуждённо воспринимать, оценивать действительность, а свободно и активно действовать в ней на основе критериев прекрасного и гармоничного, мыслить эмоционально, образно, свободно реализуя свою творческую индивидуальность [1]. Такой подход сдвигает акценты в организации обучения на личностные качества учителя и ученика, совместное переживание с учеником общения с ценностями культуры, открытое личностное отношение к изученному, совместное творчество.
На основе изученной литературы мы выделили следующие важные для нас идеи. В мире существует две основных образовательных философии. Первая направлена на развитие когнитивных (интеллектуальных) способностей ребёнка. Вторая - аффективно-эмоционально-волевая философия (центр тяжести переносится на эмоциональное и социальное развитие ребёнка). Ученик рассматривается как личность, которая сама может выбрать свой путь обучения.
Эта стратегия развития ребёнка через сферу эмоций, через естественный для детства мир образов, красок, игры в котором не форсируется, но обеспечивается постепенное и основательное развитие и интеллекта, и мотивации, и творческих способностей (система Ш.А. Амонашвили, вальдорфской педагогики, М. Монтессори и др.). Эта стратегия более универсальна, именно ее мы используем в нашей школе.
Источником образования в нашей школе служит не только наука, а гуманистическая культура во всем ее богатстве (искусство, традиции, обычаи, опыт) [3], но прежде всего эстетическая культура. Гуманитарно-эстетическая культура по гипотезе многих ученых (Д.С. Лихачева, В.С. Библера) представляет базу развития всех способностей человека, и особенно нравственно-гражданской направленности, общей культуры человека.
«ДХШ №1 имени Саниных» в качестве основного средства приобщения к культуре использует эстетизацию учебно-воспитательного процесса. Если эстетизация традиционно трактуется, как освоение действительности по законам
SCIENCE TIME
красоты, то в нашем случае это понятие рассматривается шире. В эстетизации образовательного пространства мы видим основное средство формирования человека культуры, который не только присваивает общечеловеческие ценности, но и создает новые. Эстетизация призвана развивать общие способности учащихся и педагогов. Одновременно она способствует духовному развитию учащихся на основе освоения гуманистического потенциала содержания образования и его интеграции с различными видами искусств, т. е. весь воспитательный и учебный процесс должен идти через призму эстетизации.
Концептуальные основы развития школы требуют введения в организацию педагогического процесса ряда принципов, позволяющих вести активное личностно-ориентированное образование:
- принцип эстетизации ориентирует на подчинение всех направлений педагогического процесса законам красоты и гармонии, на стремление к гармоничности, художественной оформленности, эмоциональности содержания;
- принцип ориентации на формирование ценностных установок учащихся предусматривает ориентацию всех компонентов педагогического процесса на актуализацию потребностей в саморазвитии, самосовершенствования;
- принцип культурологической ориентации образовательного процесса реализуется через организацию обучения и воспитания как культурных актов (актов культуротворчества, личностного культурного события для учителя и ученика), через наполнение содержания образования культурными смыслами, через использование в обучении всех достижений культуры.
Для полноценного гуманитарно-эстетического развития учащихся необходима и целостная воспитательная система, ориентированная на развитие инициативности и социальных умений учеников, на формирование индивидуализированных способов организации жизнедеятельности школы, охватывающих создание эстетически окрашенной среды, атмосферы, деятельности, традиции, стиля общения и т.д. [2]. При этом воспитание должно организовываться как взаимодействие взрослых и детей, старших и младших по реализации совместных планов, по поиску жизненных ценностей при совместных эстетических переживаниях.
Только совместная выработка нравственных ценностей, правил и законов жизни составляют суть воспитания как средства социализации и индивидуализации личности. Такой подход сдвигает акценты в организации всего педагогического процесса на личностные качества учителя и ученика и на культурологический смысл их взаимодействия, а также условий, в которых это взаимодействие происходит. Не простое усвоение ценностей культуры, а их активное воспроизводство и создание, не простая передача ЗУНов учителем, а совместное переживание с учеником общения с ценностями культуры, открытое личностное отношение к изучаемому, совместное творчество в т.ч.
художественное - вот ориентиры развития педагогического процесса [4].
Систему внеурочной воспитательной работы мы рассматриваем как составную часть педагогической системы, ориентирующую учащихся на нравственные и эстетические ценности, создающую социальную ситуацию развития учащихся.
Основываясь на идее деятельностного подхода, включая учащихся во внеурочную деятельность, возможно создать условия для нижеследующего.
- расширения кругозора учащихся с целью формирования нравственных и эстетических идеалов, понимания и потребности в общечеловеческих нравственных и эстетических ценностях;
- формирования эмоционально-ценностного отношения к событиям и фактам окружающей жизни, к природе, искусству, труду, к самому себе и другим людям на основе истины, добра и красоты;
- развития творческих способностей учащихся с целью стимулирования познавательной, творческой и общественной активности, проявления их ценностных ориентации;
- развития внутренней потребности к самовоспитанию и самосовершенствованию на основе социально значимых нравственных и эстетических ценностей;
- свободы выбора учащимися различных видов деятельности (с учетом их индивидуальных интересов и способностей), способствующего их сознательному самоопределению, самовыражению и самореализации, закреплению представлений о нравственных и эстетических приоритетах;
- обогащения опыта деятельности и общения, способствующего преобразованию ситуативных отношений школьников в устойчивые ценностные ориентации;
- определение в качестве основополагающих при организации внеурочной воспитательной работы методики коллективного творческого дела;
- создание школьных традиций.
Традиции - это социологическое и социально-психологическое явление, устойчиво отражающее преемственность социального опыта, закрепление и развитие определенных общественных отношений. Они выступают как форма функционирования общественных отношений, передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни общества, класса, социальной группы, коллективов общепринятых видов общественной деятельности
Традиции обращены к духовному миру человека и, как правило, вносят коррективы в общение, в усвоение накопленных ценностей, идей, формируют самостоятельность оценочных суждений. Традиции расширяют знания о мире в целом, способствуют развитию творческих способностей человека, дают новым поколениям развивающееся чувство принадлежности к народу, ответственности
за продолжение рода.
Воспитательные традиции нашей школы это: 1 - защита дипломных проектов учащимися 4 классов; 2 - творческий отчёт объединений по интересам; 3 - посвящение в художники (первоклассников); 4 - выставка и публичная защита работ, изготовленных учащимися во внеучебное время (с вручением приза зрительских симпатий); 5 - творческий отчёт школы перед родителями.
Такой подход к организации учебно-воспитательного процесса в детской художественной школе на наш взгляд является не только научно обоснованным, но и социально востребованным.
Литература:
1. Горбунова Г.А., Игнатьев С.Е. Интеграционные подходы в системе обучения изобразительному искусству в начальных классах // Наука и школа. 2015. №26. С. 110 - 119.
2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990.
3. Ломов С.П., Медведев Л.Г. Изобразительное искусство как фактор формирования научного мировоззрения школьников // Философия образования. 2015. № 6 (63). С. 168 - 180.
4. Лыкова Е.С. Учебники по изобразительному искусству в системе эстетического воспитания детей // Омский научный вестник. 2014. № 2 (126). С. 243 - 245.
5. Лыкова Е.С. Разработка методов обучения рисованию // Омский научный вестник. 2014. № 1 (125). С. 212 - 215.
6. Лыкова Е.С. История становления предмета «Изобразительное искусство» // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 187 - 190.
7. Савельева О.П. Вопросы профессиональной подготовки специалиста в системе непрерывного художественного образования г. Магнитогорска // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Методика обучения изобразительному и декоративному искусству. 2007. №2 2. С. 41 - 47.
8. Савельева О.П., Белый В.М. Решение проблем непрерывности художественного образования в регионе на основе взаимодействия учреждений // Совершенствование художественного образования в современных условиях: материалы научно-методического семинара, посвященного 40-летию Детской художественной школы г. Магнитогорска. - Магнитогорск, 2009. - С. 23 - 28.
9. Савельева О.П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы // Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность. Материалы международной научно-практической конференции. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова - 2014. - С. 237 - 241.