Научная статья на тему 'ВЫДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ'

ВЫДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА / ЭСТЕТИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меженная Оксана Станиславовна

В статье автор анализирует современные подходы и принципы, используемые в построении содержательной модели воспитательного процесса детской художественной школы и описывает опыт работы педагогов ДХШ №1 г. Омска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ»

-т

SCIENCE TIME

ВЫДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ

Меженная Оксана Станиславовна, БОУ ДО «Детская художественная школа № 1

имени Саниных» г. Омска

E-mail: oksanamezh@mail.ru

Аннотация. В статье автор анализирует современные подходы и принципы, используемые в построении содержательной модели воспитательного процесса детской художественной школы и описывает опыт работы педагогов ДХШ №1 г. Омска

Ключевые слова: модель воспитательного процесса, детская художественная школа, эстетизация учебно-воспитательного процесса.

Современные изменения в социокультурном пространстве города и страны в целом активизируют вопросы моделирования образовательного процесса в образовательных учреждениях. Детские художественные школы - сегодня это один из важных элементов системы непрерывного художественного образования [6, 8]. Их основная цель - выявление и поддержка детей и подростков, проявляющих художественно-творческие способности, подготовка их к профессиональному образованию в выбранной сфере.

При построении содержательной модели воспитательного процесса БОУ ДО «ДХШ №1 имени Саниных» города Омска, ориентирующего школьника на нравственные и эстетические ценности, мы опирались на следующие идеи.

1. Идея культурологического подход .Мы считаем, что образование - это процесс овладения культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Культура рассматривается при этом как система ценностей.

2. Идея четырехкомпонентного содержания общего образования. При разработки данной идеи мы опирались на работы И.Я. Лернера, который наряду с такими обязательными элементами содержания образования, как знания, опыт способов деятельности, опыт творческой деятельности, определяет опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности [7].

3. Идея учета и развития эмоционально-чувственной и волевой сферы при формировании ценностного отношения и ценностных ориентации учащихся.

Ценности становятся источником формирования ценностных ориентации только при наличии чувства сопереживания, соучастия и соответствующих волевых усилий [5].

4. Идея субъектности ученика при формировании в воспитательном процессе его ценностных ориентаций. По утверждению А.В. Кирьяковой, источник развития ребенка лежит не только вне него, но и в нем самом.

«ДХШ №1 имени Саниных» внедряет в жизнь образовательную модель, воплощая стратегию развития ребёнка преимущественно через сферу эмоций.

Способность к эстетическому освоению мира является принципиально важным компонентом, наиболее полно воплощающем в себе цель, средства и результат развития личности и творческой индивидуальности человека. Эта способность выражается в сформированности эстетического отношения к действительности и означает, что человек может не отчуждённо воспринимать, оценивать действительность, а свободно и активно действовать в ней на основе критериев прекрасного и гармоничного, мыслить эмоционально, образно, свободно реализуя свою творческую индивидуальность [1]. Такой подход сдвигает акценты в организации обучения на личностные качества учителя и ученика, совместное переживание с учеником общения с ценностями культуры, открытое личностное отношение к изученному, совместное творчество.

На основе изученной литературы мы выделили следующие важные для нас идеи. В мире существует две основных образовательных философии. Первая направлена на развитие когнитивных (интеллектуальных) способностей ребёнка. Вторая - аффективно-эмоционально-волевая философия (центр тяжести переносится на эмоциональное и социальное развитие ребёнка). Ученик рассматривается как личность, которая сама может выбрать свой путь обучения.

Эта стратегия развития ребёнка через сферу эмоций, через естественный для детства мир образов, красок, игры в котором не форсируется, но обеспечивается постепенное и основательное развитие и интеллекта, и мотивации, и творческих способностей (система Ш.А. Амонашвили, вальдорфской педагогики, М. Монтессори и др.). Эта стратегия более универсальна, именно ее мы используем в нашей школе.

Источником образования в нашей школе служит не только наука, а гуманистическая культура во всем ее богатстве (искусство, традиции, обычаи, опыт) [3], но прежде всего эстетическая культура. Гуманитарно-эстетическая культура по гипотезе многих ученых (Д.С. Лихачева, В.С. Библера) представляет базу развития всех способностей человека, и особенно нравственно-гражданской направленности, общей культуры человека.

«ДХШ №1 имени Саниных» в качестве основного средства приобщения к культуре использует эстетизацию учебно-воспитательного процесса. Если эстетизация традиционно трактуется, как освоение действительности по законам

SCIENCE TIME

красоты, то в нашем случае это понятие рассматривается шире. В эстетизации образовательного пространства мы видим основное средство формирования человека культуры, который не только присваивает общечеловеческие ценности, но и создает новые. Эстетизация призвана развивать общие способности учащихся и педагогов. Одновременно она способствует духовному развитию учащихся на основе освоения гуманистического потенциала содержания образования и его интеграции с различными видами искусств, т. е. весь воспитательный и учебный процесс должен идти через призму эстетизации.

Концептуальные основы развития школы требуют введения в организацию педагогического процесса ряда принципов, позволяющих вести активное личностно-ориентированное образование:

- принцип эстетизации ориентирует на подчинение всех направлений педагогического процесса законам красоты и гармонии, на стремление к гармоничности, художественной оформленности, эмоциональности содержания;

- принцип ориентации на формирование ценностных установок учащихся предусматривает ориентацию всех компонентов педагогического процесса на актуализацию потребностей в саморазвитии, самосовершенствования;

- принцип культурологической ориентации образовательного процесса реализуется через организацию обучения и воспитания как культурных актов (актов культуротворчества, личностного культурного события для учителя и ученика), через наполнение содержания образования культурными смыслами, через использование в обучении всех достижений культуры.

Для полноценного гуманитарно-эстетического развития учащихся необходима и целостная воспитательная система, ориентированная на развитие инициативности и социальных умений учеников, на формирование индивидуализированных способов организации жизнедеятельности школы, охватывающих создание эстетически окрашенной среды, атмосферы, деятельности, традиции, стиля общения и т.д. [2]. При этом воспитание должно организовываться как взаимодействие взрослых и детей, старших и младших по реализации совместных планов, по поиску жизненных ценностей при совместных эстетических переживаниях.

Только совместная выработка нравственных ценностей, правил и законов жизни составляют суть воспитания как средства социализации и индивидуализации личности. Такой подход сдвигает акценты в организации всего педагогического процесса на личностные качества учителя и ученика и на культурологический смысл их взаимодействия, а также условий, в которых это взаимодействие происходит. Не простое усвоение ценностей культуры, а их активное воспроизводство и создание, не простая передача ЗУНов учителем, а совместное переживание с учеником общения с ценностями культуры, открытое личностное отношение к изучаемому, совместное творчество в т.ч.

художественное - вот ориентиры развития педагогического процесса [4].

Систему внеурочной воспитательной работы мы рассматриваем как составную часть педагогической системы, ориентирующую учащихся на нравственные и эстетические ценности, создающую социальную ситуацию развития учащихся.

Основываясь на идее деятельностного подхода, включая учащихся во внеурочную деятельность, возможно создать условия для нижеследующего.

- расширения кругозора учащихся с целью формирования нравственных и эстетических идеалов, понимания и потребности в общечеловеческих нравственных и эстетических ценностях;

- формирования эмоционально-ценностного отношения к событиям и фактам окружающей жизни, к природе, искусству, труду, к самому себе и другим людям на основе истины, добра и красоты;

- развития творческих способностей учащихся с целью стимулирования познавательной, творческой и общественной активности, проявления их ценностных ориентации;

- развития внутренней потребности к самовоспитанию и самосовершенствованию на основе социально значимых нравственных и эстетических ценностей;

- свободы выбора учащимися различных видов деятельности (с учетом их индивидуальных интересов и способностей), способствующего их сознательному самоопределению, самовыражению и самореализации, закреплению представлений о нравственных и эстетических приоритетах;

- обогащения опыта деятельности и общения, способствующего преобразованию ситуативных отношений школьников в устойчивые ценностные ориентации;

- определение в качестве основополагающих при организации внеурочной воспитательной работы методики коллективного творческого дела;

- создание школьных традиций.

Традиции - это социологическое и социально-психологическое явление, устойчиво отражающее преемственность социального опыта, закрепление и развитие определенных общественных отношений. Они выступают как форма функционирования общественных отношений, передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни общества, класса, социальной группы, коллективов общепринятых видов общественной деятельности

Традиции обращены к духовному миру человека и, как правило, вносят коррективы в общение, в усвоение накопленных ценностей, идей, формируют самостоятельность оценочных суждений. Традиции расширяют знания о мире в целом, способствуют развитию творческих способностей человека, дают новым поколениям развивающееся чувство принадлежности к народу, ответственности

за продолжение рода.

Воспитательные традиции нашей школы это: 1 - защита дипломных проектов учащимися 4 классов; 2 - творческий отчёт объединений по интересам; 3 - посвящение в художники (первоклассников); 4 - выставка и публичная защита работ, изготовленных учащимися во внеучебное время (с вручением приза зрительских симпатий); 5 - творческий отчёт школы перед родителями.

Такой подход к организации учебно-воспитательного процесса в детской художественной школе на наш взгляд является не только научно обоснованным, но и социально востребованным.

Литература:

1. Горбунова Г.А., Игнатьев С.Е. Интеграционные подходы в системе обучения изобразительному искусству в начальных классах // Наука и школа. 2015. №26. С. 110 - 119.

2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990.

3. Ломов С.П., Медведев Л.Г. Изобразительное искусство как фактор формирования научного мировоззрения школьников // Философия образования. 2015. № 6 (63). С. 168 - 180.

4. Лыкова Е.С. Учебники по изобразительному искусству в системе эстетического воспитания детей // Омский научный вестник. 2014. № 2 (126). С. 243 - 245.

5. Лыкова Е.С. Разработка методов обучения рисованию // Омский научный вестник. 2014. № 1 (125). С. 212 - 215.

6. Лыкова Е.С. История становления предмета «Изобразительное искусство» // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 187 - 190.

7. Савельева О.П. Вопросы профессиональной подготовки специалиста в системе непрерывного художественного образования г. Магнитогорска // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Методика обучения изобразительному и декоративному искусству. 2007. №2 2. С. 41 - 47.

8. Савельева О.П., Белый В.М. Решение проблем непрерывности художественного образования в регионе на основе взаимодействия учреждений // Совершенствование художественного образования в современных условиях: материалы научно-методического семинара, посвященного 40-летию Детской художественной школы г. Магнитогорска. - Магнитогорск, 2009. - С. 23 - 28.

9. Савельева О.П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы // Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность. Материалы международной научно-практической конференции. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова - 2014. - С. 237 - 241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.