Научная статья на тему 'Конкурсно-выставочная деятельность как ключевое условие патриотического воспитания учащихся ДХШ и ДШИ'

Конкурсно-выставочная деятельность как ключевое условие патриотического воспитания учащихся ДХШ и ДШИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРСНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубинин Андрей Николаевич

Проблема патриотического воспитания молодежи остается актуальной на современном этапе общественного развития. Формированию патриотизма как личной ценности у учащихся детских художественных школ (ДШХ) и детских школ искусств (ДШИ) средствами отечественной живописи посвящено наше исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубинин Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурсно-выставочная деятельность как ключевое условие патриотического воспитания учащихся ДХШ и ДШИ»

Конкурсно-выставочная деятельность как ключевое условие патриотического воспитания учащихся..,

УДК 371.4

А.Н. Дубинин

КОНКУРСНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ДХШ И ДШИ

Проблема патриотического воспитания молодежи остается актуальной на современном этапе общественного развития. Формированию патриотизма как личной ценности у учащихся детских художественных школ (ДШХ) и детских школ искусств (ДШИ) средствами отечественной живописи посвящено наше исследование.

Ключевые слова: дополнительное образование, конкурсно-выставочная деятельность, патриотическое воспитание.

Патриотизм сегодня осмысливается как одна из наиболее значимых ценностей, важнейшее духовное достояние личности и одновременно с этим как залог жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов [4].

С этой точки зрения - одной из главных задач дополнительного художественного образования мы считаем их патриотическое воспитание. Под патриотическим воспитанием детей в сфере культуры и искусства нами понимается целенаправленное педагогическое взаимодействие (сотворчество педагога и ученика), сориентированное на формирование патриотического сознания личности, чувства любви к Родине, гражданского долга, готовности к защите Отечества.

В совокупности все это характеризует деятель-ностно-практическую направленность личности на реализацию (или неуклонное стремление к реализации) ведущих ценностей общества: гражданственности и патриотизма, коллективизма и ответственности, гуманизма и нравственности, национального самосознания и социальной активности. В результате совершается становление гражданина, который знает и уважает отечественную историю и культуру, понимает и принимает личную ответственность за судьбы Отечества и соотечественников, направляет свои силы и способности на их благо.

Однако у современных подростков (за редким исключением) нарушена целостность восприятия отечественной истории и культуры. По этой причине, как мы полагаем, и происходят деформации системы ценностей, из-за которых в молодежной среде растут тенденции антигуманизма и безнравственности в межличностных, социальных, экологических формах их проявления, в том числе и в способах отношений гражданина и Отечества.

Как известно, человек, особенно молодой человек, для принятия нормативных программ действий и поведения, ведущих к социально значимым результатам, нуждается в постоянном соотнесении своих внутренних ценностей с ценностями, принятыми в обществе.

Но именно сегодня российское общество переживает противоречия в отношении к одному из периодов своего историко-культурного развития, называемого «советским». Имеют место попытки либо мифологизировать все советское, либо частично (или полностью) его отвергнуть. Но и в том и другом случае имеет место искажение целостности в восприятии отечественной истории и культуры, как обществом в целом, так и отдельной личностью. Небезынтересными поэтому нам показались оценки и отношение современных подростков к истории советской России.

Одним из ключевых условий патриотического воспитания подростков в ДШХ и ДШИ, по нашему мнению, является их подготовка и участие в конкурсно-выставочной деятельности. Это предполагает интеграцию традиционных занятий по изучению учащимися теории и истории русской школы живописи (термин А. Бенуа) и практики выполнения на этой основе творческих художественных работ для последующей презентации на конкурсах-выставках (внутришкольных и областных).

С учетом вышеизложенного, нами была разработана программа областного конкурса изобразительного творчества учащихся ДШХ и художественных отделений ДШИ приуроченного к 90-летию Октябрьской революции и 70-летию Вологодской области. Программа конкурса реализовывалась при поддержке МОУ ДОД «Муниципальная детская художественная школа» г. Вологды. Это позволило не только провести конкурсные мероприятия на высоком уровне, но и создать наглядные и методические материалы

© А.Н. Дубинин, 2009 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5

39

по патриотическому воспитанию учащихся всех возрастных групп.

Подобные мероприятия, с нашей точки зрения, способствуют всестороннему осмыслению детьми и подростками революционных событий в России 1917 года как неотъемлемого и переломного момента отечественной истории, коренным образом изменившего ход культурно-исторического развития всей страны, в том числе и Вологодской области.

Задачи программы конкурса были направлены на:

- воспитание у детей и подростков чувства историзма и патриотизма;

- целостное развитие личности посредством эстетизации; формирование устойчивого интереса воспитанников к основным событиям истории России, ее героическому прошлому и настоящему, а также к культурно-историческому наследию Вологодчины;

- максимальная реализация творческих задатков учащихся.

В рамках программы осуществлены следующие проекты:

I. Областной конкурс детского изобразительного творчества учащихся ДХШ и художественных отделений ДШИ «История Отечества - 2007».

II. Выставка конкурсных работ в двух номинациях:

1) Историческая композиция (отражающая революционные события 1917 года, драматические дни гражданской войны и иностранной военной интервенции в России);

2) Вологодский пейзаж (индустриальный, городской, сельский).

III. Создание экспозиционно-методического фонда из конкурсных работ; разработка методических рекомендаций для ДХШ и ДШИ, художественных центров, клубов и студий, центров детского творчества и общеобразовательных школ, направленных на патриотическое воспитание учащихся.

Любое воспитание (трудовое, нравственное, экологическое и др.) не может считаться удовлетворительным, если оно не вырабатывает эстетического отношения к явлениям действительности, не побуждает действовать человека по законам красоты. Точно также патриотическое воспитание без эстетизации оказывается неполным и не эффективным, так как искусству присуще свойство развивать в человеке способность осознавать и ощущать жизнь как целое.

В перечне критериев качества патриотической воспитанности учащихся ДХШ и ДШИ, дополняющих педагогическое пространство общеобразовательной школы, на наш взгляд, можно выделить формирование навыков художественно-исследовательской творческой деятельности. Этому процессу способствует реализация комплекса педагогических условий, которые учитывались нами при разработке конкурсной программы (готовность педагога к гуманистическому взаимодействию с ребенком; организация творческой среды; создание ситуации публичной презентации).

1. Готовность педагога (нормативно-правовая, организационная, психологическая, интеллектуальная, патриотическая) к гуманистическому взаимодействию с ребенком проявляется в стимулировании и поддержании его исследовательского интереса к историческим событиям Родины, труду и быту, семейным отношениям, идеалам и ценностям народа. Это дает учащимся возможность критически подходить к предлагаемым знаниям, способствует переоценке фактов с альтернативных, личностных позиций.

2. Организация творческой среды, ориентированной на формирование позитивной мотивации учащихся к исследовательскому поведению через создание ситуации поиска, оценки, выбора и интерпретации проблемы во вновь созданном художественном образе.

Базой художественного развития детей считается оптимальное сочетание умения анализировать изображенные образы при визуальном восприятии произведения искусства (сначала при помощи педагога, затем самостоятельно) с навыками эстетического их «проживания» в собственном творчестве [5, с. 37]. В соответствии с этим конкурсно-выставочная деятельность должным образом включает музейно-педагогичес-кую практику, которая предусматривает не традиционные искусствоведческие экскурсии, а занятия, построенные с опорой на опыт ребенка и специфику его возраста. Цель таких занятий, следуя мысли А.В. Бакушинского, «...должна быть непременно нормативно-эстетическая, эстетическое переживание с элементарной разработкой небольшого количественно, но яркого качественно материала» [2, с. 121].

Чувственное познание формирует ассоциативно-образное мышление, помогающее ребенку достраивать в сознании картину мира. Обоб-

Конкурсно-выставочная деятельность как ключевое условие патриотического воспитания учащихся..

щение и анализ получаемых извне данных ведут к формированию абстрактных понятий. И когда в сознании ребенка патриотизм обобщается как понятие «Родина», ярко раскрывающее его духовно-нравственные основания и ценностное содержание, тогда, по мнению Н.Ф. Головановой, образ Родины приобретает целостную многоуровневую структуру: «Это - одновременное функционирование трех «пластов»: Родина как государство; малая Родина (город, село, улица и двор детства); родной дом (семья)» [3, с. 241].

Исходя из перечисленных теоретических положений, программой конкурса и были предусмотрены две номинации - жанровый рисунок и пейзаж.

Родной пейзаж в визуальном восприятии и творчестве важен для воспитания чувства историзма, которое, во-первых, напоминает детям о делах и людях минувшего, во-вторых, по Р. Арнхей-му, придает «...достоинство любому повседневному занятию, и подготавливает почву, на которой базируется и вырастает искусство» [1, с. 379]. Поэтому гармоничное сочетание двух вышеназванных номинаций позволяет глубже проследить формирование патриотизма учащихся как ценностного отношения к Родине, выраженного:

а) на рациональном уровне в проявлении размышлений на темы значения России в истории мировой цивилизации, осознанием своего гражданского долга перед Отечеством (критерии: художественная образность, композиционная идейность, способы раскрытия замысла);

б) на эмоциональном уровне в демонстрации неравнодушного отношения к судьбам Родины и народа (критерии: колористическое решение, ритм, психологизм образов);

в) на деятельностно-практическом уровне в умении дать оценку определенным событиям с позиции объективности, в наличии независимого взгляда на действительность (критерии: владение живописной техникой, способность к выбору из нескольких разнонаправленных побуждений).

3. Создание для всех учащихся ситуации публичной презентации своей работы. Так как рисункам не всех участников конкурса-выставки может быть присвоена лауреатская или дипло-мантская степень, авторам и их преподавателям было рекомендовано, прежде чем отправить работы на второй тур конкурса, представить их коллективу школы, совместно обсудить выбранные темы (и поощрить, отметить успехи учащихся).

Достижением конкурса следует признать то, что в нем приняли участие дети от 6 до 16 лет из Вологды и Череповца, Великого Устюга и Кадуя, Вожегодского, Вологодского, Междуреченского, Тотемского и других районов, приславшие более 250 живописных работ.

Открытие итоговой выставки состоялось в -одном из залов Вологодской художественной школы. Перед ее посетителями предстало уникальное собрание - 100 детских рисунков, отражающих широту родной природы или уводящих от повседневности к событиям России начала прошлого столетия.

В исторических работах дети стремились отобразить различные стороны случившихся в стране общественно-политических преобразований. Первая мировая война, а затем две революции, люди, - их творцы, встают перед зрителем, запечатленные искренне, непосредственно, живо. Детское воображение приковано к тем уже далеким дням, когда бушевала народная стихия, вдохновленная упразднением эксплуатации человека человеком.

Предлагая эту номинацию, мы исходили из того, что воспитание есть не навязывание «удобных» политической ситуации ценностей, но помощь ребенку в формировании доступной его возрасту и развитию способности к самостоятельному выбору социально ценностных ориентиров.

К детскому творчеству нас привлекает не только его эстетическая сторона, своеобразие форм и яркая образность, но и стремление разобраться в психологии детского восприятия важнейших исторических событий. Высока мера правдивости в наивном отображении мира ребенком, несравнима ни с чем по своей искренности, которой не вредит и доля фантазии.

Специфика детской психики определяет направленность внимания на главное в рисунке. Выделенный композиционно - размером, ритмом, цветом - образ приобретает красочный, запоминающийся характер. Увлечение деталями не нарушает цельности впечатления.

Так ликованием народной победы наполнены уличные сценки. Они соседствуют с изображениями одиночных фигур - героев и действующих лиц эпохи: матросов, солдат, рабочих, здесь же - белые офицеры, юнкера. Замечательно стремление авторов правдиво, объективно дать оценку происходящему. Поэтому не во всех работах большевики представлены в героическом

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5

41

свете, но зато народные угнетатели всегда осуждаются, даже высмеиваются подростками. В умах юных художников зреет истина, что народ как главный субъект истории, если его толкают к краю гибели в геополитическом, цивилизационном смысле, чтобы уцелеть, вправе сам решать свою судьбу - выбирать ту общественно-политическую организацию жизни, которая в наибольшей степени соответствует его чаяниям и интересам.

На наш взгляд, обращение к патриотическому воспитанию детей и подростков в ДХШ и ДШИ как к комплексу педагогических условий позволяет преодолеть в определенной мере нравственный нигилизм, сделать нормой жизни ответственное поведение, формируя в конечном итоге ориентированность на созидание, а не на разрушение.

Таким образом, патриотизм как ценностное отношение к Родине закладывается в человеке отнюдь не на генетическом уровне, но социально детерминирован и должен быть воспитан. Предложенный в статье комплекс педагогических условий поэтапного развертывания процесса конкурсно-выставочной деятельности (сотворчества воспитателей и воспитуемых) наполнен гуманистическим содержанием и может быть рекомендован с целью повышения эффективно-

сти патриотического воспитания учащихся в общеобразовательных и художественных школах.

Библиографический список

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: «Архитектура-С», 2007. - 392 с.

2. Бакушинский А.В. Музейно-эстетические экскурсии // А.В. Бакушинский. Исследования и статьи. - М.: «Советский художник», 1981. -С. 107-122.

3. Голованова Н. Ф. Выход из педагогического безвременья: формирование образа Родины у младших школьников // Теория и практика образования в контексте отечественной культуры: Тез. докл. и сообщений... - СПб.: Изд-во СПб ГТУ, 2001.

4. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». - http://www.businesspravo.ru О Государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» Постановление Правительства РФ 11 июля 2005 г. №> 422.

5. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М.: Высш. шк., 2004. -216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.