Научная статья на тему 'Культурно-историческое наследие региона в содержании художественного образования детей'

Культурно-историческое наследие региона в содержании художественного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА ЮЖНОГО УРАЛА / ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Оксана Петровна, Кожаринова Александра Алексеевна, Лебедева Мария Алексеевна

В статье актуализируются подходы к содержанию художественного образования средствами культурно-исторического наследия региона. Определены уровни освоения культурно-исторического наследия. На основе анализа практики современного художественного образования обозначены обучающие и воспитательные возможности художественных занятий со школьниками по изучению культуры и искусства родного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савельева Оксана Петровна, Кожаринова Александра Алексеевна, Лебедева Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-историческое наследие региона в содержании художественного образования детей»

I

SCIENCE TIME

I

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РЕГИОНА В СОДЕРЖАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Савельева Оксана Петровна, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск E-mail: savelop@mail.ru

Кожаринова Александра Алексеевна, МБУДО «Детская художественная школа», г. Магнитогорск E-mail: artschool.mgn@gmail.com

Лебедева Мария Алексеевна, МБУДО «Детская художественная школа», г. Магнитогорск E-mail: artschool.mgn@gmail.com

Аннотация. В статье актуализируются подходы к содержанию художественного образования средствами культурно-исторического наследия региона. Определены уровни освоения культурно-исторического наследия. На основе анализа практики современного художественного образования обозначены обучающие и воспитательные возможности художественных занятий со школьниками по изучению культуры и искусства родного города.

Ключевые слова: художественное образование, искусство и культура Южного Урала, детское творчество.

Общее художественное образование сегодня является одним из уникальных видов образования, так как позволяет не только формировать эмоционально-ценностную сферу личности, но и дает значительную базу знаний о явлениях, процессах, объекта и их взаимосвязях в окружающем мире. Изменения в социокультурном пространстве страны и мира, проблемы глобализации, информационное общество, цифровая революция актуализируют вопросы, связанные с художественным воспитанием и творческим развитием подрастающего поколения. Ученые, практики музейной педагогики, художники -педагоги вынуждены искать новые формы и средства передачи культурно -исторического опыта, налаживания диалога между разными поколениями.

Российская образовательная парадигма, новые федеральные

695

о

Щ SCIENCE TIME Щ

государственные образовательные стандарты (ФГОС) предполагают ориентацию на личность, как субъект образовательной деятельности. Это субъект способный активно и ответственно определять цели, содержание, способы освоения нравственных, эстетических и духовных традиций общества. Личность ребенка, его неповторимая индивидуальность является абсолютной ценностью образовательного пространства. В то же время она становится основой для моделирования вариативности и многоуровневости содержания образования.

Сегодня в педагогике искусства наработан богатый опыт в области эстетического, художественного, нравственного и духовного воспитания как основы развития личности. Содержанием художественного образования на основе интеграции культур народов России и общечеловеческих ценностей являются «культурно-историческая и художественно-практическая

компетентность, эстетическая, эмоциональная и интеллектуальная устойчивость, художественный интерес личности» [1, с.9]. На уроках изобразительного искусства и занятиях художественного творчества обучающиеся постигают культурно-историческое наследие на трех взаимосвязанных и взаимообусловленных уровнях: «общечеловеческий - предполагает осмысление прогрессивного опыта культур различных народов и выявление способов его использования в поле общечеловеческой культурной целостности; федеральный - предполагает освоение истории возникновения современной культурной целостности народов, проживающих на территории России; региональный -предполагает взаимодействие культур различных народов региона, создающих реальную целостность современного культурного пространства в историческом развитии и продуктивную художественно-творческую деятельность по формированию этого пространства» [1, с.7].

Культурно-историческое наследие региона становится своеобразной формой бытия, в которой детерминируя друг друга развиваются социум и человек в определенных природных и исторических условиях. Таким образом, мы можем определить, что отправной точкой всех этих процессов является региональная культура. Она включает в себя весь многовековой опыт человеческой культуры, синкретизм национальной народной культуры и воплощение духовных идеалов, представлений народа в художественных образах народного искусства. Именно это, по мнению ученых, и есть основа не только дальнейшего развития искусства, но и всего человечества.

Опираясь на богатый исследовательский материал, многие ученые (Г.А. Горбунова, Н.С. Жданова, В.В. Корешков Е.Б. Плотникова, Т.Г. Русакова, О.П. Савельева, С.М. Соколова, Н.М. Сокольникова, А.С. Хворостов и др.) указывают на образовательный и воспитательный потенциал изучения и освоения традиций региональной культуры в работе с детьми и подростками. Г.А. Горбунова пишет, на таких занятиях учащиеся «ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о

696

о

Щ SCIENCE TIME Щ

своих впечатлениях и переживаниях» [2, с.268]. Т.Г. Русакова уточняет, что важным в данном контексте является использование произведений искусства, как «идеальных образцов духовных творений человечества» [9, с.53].

Южный Урал - это уникальный «сплав традиционной народной культуры русского народа, осваивавшего эта территории, коренных народов, населявших эти края и светской культуры XVIII - XX веков» [5]. Этнохудожественные традиции башкирского народа, художественная роспись по дереву (обвинская и урало-сибирская), лаковая роспись по металлу Нижнего Тагила, каслинское и кусинское художественное литье металла, оренбургский пуховый платок, старообрядческая невьянская икона и много другое известное далеко за пределами России. Соколов М.В. отмечает, что «декоративно-прикладное искусство разных регионов России отличается характерными особенностями, но в то же время является ярким образцом традиционного народного творчества» [12, с.8].

Сегодня этнохудожественное образование достаточно хорошо обеспечено учебными и методическими разработками. Плотникова Е.Б. указывает, что изучение культуры разных народов позволяет воспитывать «патриотизм и толерантность» [8, с.4]. Однако, основной проблемой педагога-художника на Южном Урале является отбор на занятия с обучающимися имеющейся информации, а также актуализация современных или достаточно «новых» культурно-исторических объектов.

Магнитогорск - город молодой. Он является ярчайшим примером социалистической архитектуры ХХ века, реализовавшим «новые принципы проектирования, новаторскую разработку не только архитектурных и градостроительных аспектов проектирования зданий, но и организацию их внутренних пространств, жилых и общественных интерьеров» [13, с.86].

В городском пространстве Магнитогорска значительное место занимают памятники и монументы. На наш взгляд, обращение внимания учащихся к этому самобытному, яркому, художественно-выразительному пласту городской среды станет эффективным приемом воспитания культурно-исторической памяти подрастающего поколения. Обратившись к этой теме, мы выяснили, недостаток объемных научных исследований по данному вопросу. Была предпринята попытка создать каталог «Памятники Магнитки», в котором пришлось по крупицам восстанавливать историческое прошлое города и связывать его с настоящим. В нем систематизирована информация краеведческого и искусствоведческого характера. На основе созданного каталога удалось подготовить учебное пособие «Памятники Магнитки». Его цель -«сформировать у обучающихся представление о памятниках и скульптурных группах предметно-пространственный среды Магнитогорска и их значении в культурно-историческом контексте современного промышленного города» [11,

697

о

Щ SCIENCE TIME Щ

с.4]. Пособие создано в качестве дополнительного источника информации о региональном искусстве для студентов, учащихся общеобразовательных школ и воспитанников учреждений дополнительного образования, которые знакомятся с историей и культурой родного края. Материал данного пособия поможет в организации культурно-просветительских и социальных проектах, научнопознавательных мероприятиях, реализуемых в образовательных учреждениях и учреждениях культуры.

Учебное пособие «Памятники Магнитки» можно использовать на урочных и внеурочных занятиях в общеобразовательной школе. Трудно не согласиться с утверждениями С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева [3], И.Ю. Исаевой [4], Е.С. Лыковой, Н.М. Сокольниковой и др. что ребятам необходимо не только знать достопримечательности родного города, но и быть знакомыми с его историей, с его характером, с его жизнью, с его душой. Содержание такого учебного пособия позволяет многогранно реализовать знакомство учащихся с наследием региона -это история, экономика, этнография, культура. Все те компоненты, которые создают особое региональное культурно-историческое наследие.

В зависимости от типа урока, его целей и задач материал темы «Памятники Магнитки» может быть использован преподавателем по-разному. Можно подготовить урок-беседу, например, темой для такого урока может стать значение Магнитки в победе в Великой Отечественной войне или знакомство с известными людьми города Магнитогорска. Спектр таких тем широк, и их выбор может также зависеть от тематики и задач блока уроков, частью которого данный урок является.

Проведение виртуальной экскурсии или популярной игры гео-кешинга (нахождения объекта в городском пространстве) эффективно и интересно будет при помощи карты. На ней должны быть отмечены все памятники и скульптурные группы Магнитогорска, расположенные в черте города [11, с .144].

Уроки рисования с натуры, по памяти либо по представлению, как «предметно-обучающий фактор» [6, c.244], могут стать логичным звеном в цепи блока уроков, который начинается с урока-экскурсии либо с урока-беседы. В ходе этих уроков учащиеся не только смогут выразить свои впечатления от знакомства с памятниками родного города, но и освоить законы реалистического рисования, художественные приемы графики или живописи. Они могут выполнять зарисовки как отдельных памятников, так и городских пейзажей, включающих данные объекты. Как указывает Лыкова Е.С., рисование пейзажей «способствует формированию миропредставления ребенком и развитию его творческой активности» [7, с.58].

Уроки тематического рисования позволяют не только освоить законы, правила и принципы композиции, но создают возможность для творческого самовыражения учащихся [3, с.167]. Темами уроков могут стать такие сюжеты

698

о

Щ SCIENCE TIME Щ

как - «Праздник на улицах моего города», «Искусство на улицах родного города», «Роль художника в художественном оформлении городского

пространства», «В парках и скверах» и др. Выбор изобразительных материалов для творческой работы на таких уроках достаточно широк, однако, думается, в работах по данной теме выразительнее будут смотреться графические материалы или такие техники как аппликация, коллаж, матричная печать или печать на картоне [10, с.8].

Тема «Памятники Магнитки» хорошо вписывается в существующую тематику занятий типовых общеобразовательных программ по изобразительному искусству, и также является весьма актуальной, так как в школах разрабатывается содержание уроков, направленных на формирование интереса и уважения к истории родного края. Важным помощником в этом выступает педагог, который профессионально и компетентно создает пространство для активного, деятельностного погружения учеников в мир культуры и искусства.

Опираясь на результаты нашего исследования и его практического применения, мы можем сделать вывод, что региональная культура как самобытное явление не только является основой содержания художественнообразовательного процесса, но и сам образовательный процесс является составной частью региональной культуры. Культуры, находясь внутри которой педагог и его воспитанники не просто изучают ее ценности, но личностно развиваются.

Литература:

1. Белый В.М., Савельева О.П., Леушканова О.Ю. Концепция моделирования и

развития процесса эстетического воспитания в городе Магнитогорске // Пути развития художественных способностей детей и подростков в педагогике искусства: сб. материалов конференции по проблемам художественного

образования / Под ред. О.Ю. Леушкановой - Челябинск, Магнитогорск: МаГУ, 2006. - С. 7 - 11.

2. Горбунова Г. А., Савельева О.П. Методика изучения народных художественных

промыслов в общеобразовательной школе с применением рабочих тетрадей // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №5 - С. 268. Режим доступа. - URL: www.science-education.ru/111-10742 (дата обращения:

25.11.2015).

3. Игнатьев С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей. : дис. ... д-ра пед. наук / Московский педагогический государственный университет. - М., 2007. - 344 с.

699

о

Щ SCIENCE TIME Щ

4. Исаева И.Ю. Летний досуг: учеб.-метод. пособие для студ. пед. ву-зов, педагогов организаторов, вожатых и воспитателей детских оздоровительных лагерей. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 76 с.

5. Кожаринова А. А. Комплекс презентаций «Художественная культура Урала»// Хроники объединенного фонда электронных ресурсов // Наука и образование. -2010. - № 1(8).- Том .1. - С.97.

6. Лыкова Е.С. Учебники по изобразительному искусству в системе эстетического воспитания детей // Омский научный вестник. - 2014. - №2 (126) -С. 243 - 245. - Режим доступа. - URL: http://vestnik.omgtu.ru/images/stories/ arhiv/2014/2_126_2014/230-268.pdf (дата обращения 09.12.2015)

7. Лыкова Е.С. Пейзажное восприятие пространства и его восприятие детьми// Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2014. -№1 (28). - С. 56 - 62.

8. Плотникова Е.Б. Педагогика межнационального общения: учебное пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2006. - 135 с.

9. Русакова Т.Г. Искусство как фактор формирования и обогащения духовного

опыта личности// Грани познания - 2014 - февраль №2 (29) - С.52-54. Режим доступа. - URL: http://www.grani.vspu.ru/files/publics/1392111548.pdf (дата

обращения: 10.12.2015).

10. Рябинова С.В. Декоративность в живописи: Методическое пособие -Магнитогорск: МаГУ, 2005. - 27 с.

11. Савельева О.П., Лебедева М.А. Памятники Магнитки: учебное пособие: электронное издание - Магнитогорск, 2015.

12. Соколов М.В., Соколова М. С. Декоративно-прикладное искусство: учебное поосбие. - М.: Владос, 2013. - 399 с.

13. Чернышова Э.П., Пермяков М.Б., Григорьев А.Д. Первый квартал города Магнитогорска как историческое архитектурное наследие - Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 49. - № 3. - С. 85 - 88.

700

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.