Научная статья на тему 'Восприятие художественных произведений искусства через призму эстетических категорий'

Восприятие художественных произведений искусства через призму эстетических категорий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2536
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Мария Васильевна

Статья посвящена особенностям эстетического восприятия учащимися произведений искусства на занятиях по изобразительному искусству. Раскрываются теоретические основы эстетического восприятия и идеала, эстетического вкуса и чувства, влияющие на развитие личности учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восприятие художественных произведений искусства через призму эстетических категорий»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

3. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.

4. Каримов М.Ф. Труды по химии, математике и физике А.М.Ампера и их научное и дидактическое значение // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 2. - С. 82 - 85.

5. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 4. - С. 89 - 97.

© Каримов М.Ф., Саяпов И.Г.2016

УДК 7.001+ 37.036

Коваль Мария Васильевна

магистрант Омского государственного педагогического университета,

г. Омск, РФ E-mail: [email protected]

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Аннотация

Статья посвящена особенностям эстетического восприятия учащимися произведений искусства на занятиях по изобразительному искусству. Раскрываются теоретические основы эстетического восприятия и идеала, эстетического вкуса и чувства, влияющие на развитие личности учащегося.

Ключевые слова Эстетическое восприятие, эстетический идеал, эстетический вкус.

Проблема художественного восприятия появилась в эстетике давно. Знаменитые художники создавали свои произведения искусства в результате эстетического освоения и переосмысления окружающей действительности [7]. Все эмоции и чувства, свое мировоззрение, которое художник передал в своем произведении, он обратил к обществу, ценителям искусства. Художник может быть понятым другими людьми только в результате эстетического восприятия.

Эстетическое восприятие - это способность человека чувствовать красоту окружающих предметов, различать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в окружающем мире и в произведениях искусства [1, с. 23]. В свою очередь, эстетическое восприятие произведений искусства - это особая форма творческой познавательной деятельности, в результате которой происходит осмысление человеком произведений искусства, постижение образного языка искусства, формирование эстетического отношения к искусству, которое выражается в оценке.

Результатом эстетического восприятия на занятиях по изобразительному искусству является формирование у обучающихся субъективно-эстетического сознания, которое выступает в форме эстетических идеалов, чувств, вкусов, взглядов и суждений. Основные категории эстетики, с которыми сталкивается учащийся в процессе восприятия произведений искусства: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое.

Прекрасное является центральной категорией эстетики, к которой стремится каждый человек, или человек, занимающийся изобразительным искусством [4, 5]. Прекрасное характеризуется выражением

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

эстетической идеи и стремлением к высшему предназначению или совершенству формы еще со времен античности [8]. Каждый художник должен стремиться к идеалу, показывать все ужасное и безобразное в окружающем мире через категорию прекрасного. На занятиях учащиеся могут испытывать чувства спокойного любования или бурный восторг от увиденных шедевров мировой культуры. Это зависит от того, насколько хорошо учащиеся разбираются в искусстве, и развит ли у них эстетический вкус [2, с. 36].

Безобразное, в свою очередь, категория эстетики, которая наоборот вызывает неудовольствие, отталкивающие чувства, невозможность или отсутствие совершенства. Безобразное является воплощением зла, которое не заслуживает сопереживания. Как показывает практика безобразное вызывает отрицательные и негативные чувства у воспринимающего [2, с. 37].

Возвышенное наряду с прекрасным является основной категорией эстетики, которое отображает совокупность природных, социальных и художественных явлений, исключительных по своим качественно-количественным характеристикам. Прекрасное и возвышенное тесно связаны между собой и несут только положительные эмоции (радость, восторг, наслаждение) [2, с. 39].

Низменное является крайней степенью безобразного, которое не несет никакой ценности. К данной категории относятся предметы и явления, которые несут отрицательную общественную значимость, и которые несут в себе угрозу. К таким явлениям, которые могут быть представлены в искусстве, относятся война, терроризм, или проступки людей (подлость, обман) [1, с. 63].

Трагическая категория выражается в наличии глубоких противоречий между учащимся и его отношением к природе, в деятельности и внутреннем мире личности, духовных переживаниях по отношению к гуманистическим ценностям. Трагические чувства возникают тогда, когда человек сталкивается с ситуациями или явлениями неподвластными ему. В данном случае он испытывает трагические чувства от своего бессилия. Учащийся в процессе восприятия произведений искусства может переживать чувства грусти, безнадежности, горести, печали, потрясения, несчастья [1, с. 42].

Комическое представлено в эстетике, как антипод трагическому, и характеризуется противоречием действительности под углом зрения эмоционально-критического отношения к ней с позиции эстетического идеала. В изобразительном искусстве комическое можно встретить в рисунке-шарже.

Понять замысел и идею произведения, а также выразить свое отношение к нему, помогают изобразительные средства выражения, которые использует художник в своей творческой деятельности. Восприятие учащимся, например, несправедливости, жестокого поступка в картине, конечно вызовет у него отрицательные эмоции, но сам способ художественного выражения в передаче отрицательных черт изображенного человека или поступка может вызвать чувства восторга. Данное противоречие можно объяснить тем, что мы можем воспринимать не только содержательную сторону произведения, идею и замысел автора, но и способ передачи и организации содержания.

Таким образом, эстетические категории тесно взаимосвязаны между собой. Прекрасное может выступать мерой по отношению к возвышенному, трагическому или комическому. Безобразное и низменное не несут в себе положительные ценности, но, несмотря на это, в процессе восприятия произведений искусства, учащиеся могут испытывать все категории эстетики, одновременно. Главная задача учителя научить учащихся видеть прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное не только в произведениях искусства, но и в окружающем мире подчеркивают Л.Г. Медведев [6], Е.С. Лыкова [3], О.П. Савельева [9], С.В. Рябинова [10] и др. Полученные знания и умения помогут сформировать у обучающихся эстетический вкус, любовь к природе и человеку, увидеть в окружающем мире красоту.

Список использованной литературы:

1. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. - М.: Высшая школа, 2002. — 511 с.

2. Дивненко О. В. Эстетика: учебное пособие. - М. : Аз, 1995. - 274 с.

3. Лыкова Е.С. Изучение ахроматических цветов на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. 2016. № 1. С. 37-43.

4. Лыкова Е.С. Методика развития декоративности в изобразительной деятельности младших школьников // Проблемы художественного образования. Межвузовский сборник научных трудов. - Омск, 1997. - С. 40-47.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х

5. Лыкова Е.С. Проблема декоративности в изобразительном искусстве // Научно-методические основы обучения изобразительному искусству. Межвузовский сборник научных трудов. Омск, 2000. - С. 90-98.

6. Медведев Л.Г. О состоянии художественного образования // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 8. С. 14-16.

7. Медведев Л.Г. Эстетическое воспитание в процессе художественного образования. - Омск. - 2015. - 214 с.

8. Савельев К.Н. Античная литература: учеб.-метод. пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2013. - 108 с.

9. Савельева О.П., Кожаринова А.А., Лебедева М.А. Культурно-историческое наследие региона в содержании художественного образования детей// Science Time. 2015. №12 (24) С. 695 - 700.

10.Рябинова С.В., Савельева О.П. Методические аспекты развития творческого подхода в живописи // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2016. Т.2. №1. С. 60 - 63.

© Коваль М.В., 2016

УДК 371

Ковель Марина Ивановна

канд. педагог. наук, доцент ККИПКиППРО,

г. Красноярск, РФ E-mail: [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ КРИТЕРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация

В статье рассматривается одна из технологий критериального подхода - Способ диалектического обучения. Показано применение критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся на курсах повышения квалификации. Автором представлено практическое занятие для учителей начальной школы по извлечению информации из текста (на примере материалов окружающего мира).

Ключевые слова

Критериальная система оценивания, федеральный государственный образовательный стандарт,

объективная самооценка.

Kovel Marina Ivanovna

Candidate of pedagogical sciences, professor RAE, associate professor Krasnoyarsk regional institute of improvement of professional skill and professional retraining of educators

Russia, Krasnoyarsk

Summary

In article one of technologies of criteria approach — the Way of dialectic training is considered. Use of criteria system of estimation of educational achievements of students at advanced training courses is shown. The author has presented practical class for elementary school teachers in extraction of information from the text (materials on the world around).

Key words

Criteria system of estimation, the federal state educational standard, the objective (materialized) self-assessment

Введение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения предполагает развитие у учащихся таких регулятивных универсальных учебных действий, как контроль, оценка и самооценка, что требует от учителя профессиональных знаний и умений в данной области. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» указывается на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.