Научная статья на тему 'Актуальные проблемы реализации образовательного дизайна в работе сдетьми и подростками. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . '

Актуальные проблемы реализации образовательного дизайна в работе сдетьми и подростками. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы реализации образовательного дизайна в работе сдетьми и подростками. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . »

Савельева О.П.

Магнитогорский государственный университет

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИЗАЙНА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

Рассмотрены проблемы реализации дизайн-образования в работе с детьми и подростками. В качестве приоритетных направлений определены: повышение профессиональной компетенции педагога и образовательная программа дополнительного образования детей.

Современное образовательное пространство регламентируется Национальной доктриной. В Концепции образовательной области «Искусство» художественное образование определено как необходимая база для духовного возрождения России, формированию которой способствует рост творческого потенциала граждан, процветание отечественной культуры. Сформулированная авторами цель художественного образования формирование художественной культуры учащихся, формирование и развитие «умения ценить и понимать прекрасное в природе, в продуктах физического, умственного, духовного и художественного труда людей, умения пользоваться плодами культурного развития человечества и собственного народа, посильно участвовать в процессах поддержания и обновления общественной культуры, совершенствование собственной личности путем художественного общения, и собственного художественного творчества в различных видах искусства, участия в культурной жизни школы, страны, мира» (7, с. 44).

Приоритетной задачей современного художественного образования является формирование культурной и творческой целостности нации на основе освоения мировой и отечественной культуры. Изменение образовательной парадигмы - от человека образованного к человеку творческому (В.С. Библер), предполагает использование нового содержания и методов обучения детей и подростков (3). Сегодня дизайн и компьютерные технологии рассматриваются как необходимая составная часть системы общего образования, поскольку они заключают в себе фундаментальные методы познания, необходимые для всякой деятельности. Переход к воспитанию личности, способной к оригинальным

решениям, от которых зависит будущее человека и общества, приводит к появлению новых образовательных систем, технологий, активизирующих творческое, преобразующее познание мира. Одной из таких систем является дизайнерское образование. Она системно формирует творческую, созидательную личность. Личность, обладающую особым дизайнерским мышлением, которое проявляется в вариативности, рациональности и целесообразности, чувстве стиля, способности к проектированию. Такое изменение образования требует существенного переосмысления теории и методики педагогического влияния на организацию обучения, развития, воспитания.

Анализ современного состояния теории и практики деятельности образовательных учреждений выявил ряд существенных противоречий, которые заключаются в следующем:

- противоречие между имеющимся научно-теоретическим потенциалом современной педагогической науки и его невостре-бованностью в практике образовательных учреждений;

- противоречие между насущной необходимостью теоретического, дидактического, методического и технологического обоснования современных средств педагогической поддержки (учебные планы, программы, учебно-методические комплексы) художественно-эстетического образования и неподготовленностью специалистов образовательных учреждений работать в новых рыночных условиях;

- противоречие между сложившейся системой художественно-эстетического образования и недостаточной эффективностью использования этого образовательного пространства.

Для разрешения этих противоречий в муниципальной художественно-образовательной программе г. Магнитогорска реализуется система непрерывного художественного образования, которая объединяет не только учреждения (дошкольные, общеобразовательные, дополнительного образования, начального и высшего профессионального), но и учреждения культуры и социальной сферы в реализации Концепции образовательной области «Искусство» (6, 9).

Одним из динамично развивающихся направлений в последние годы является дизайн-образование. Более пятнадцати лет в общеобразовательных школах города идет эксперимент по внедрению дизайн-технологий в образовательное пространство школ 19, 49, 63. Большой популярностью пользуются различные кружки, реализующие программы дизайнерской направленности. Кружки и студии компьютерной графики все чаще с технологической направленности меняют ориентир на студии культурологической направленности и профориентационной и социальной адаптации.

Однако в современных условиях модернизации образования детей все чаще возникает вопрос о программном обеспечении дополнительного образования детей. Анализ существующих программ «Театральный дизайн», «ИЗО-дизайн», «ИЗО, мифология, дизайн», «Дизайн в начальной школе», «Стиль и дизайн», «Дизайн архитектурной среды» и др. (1, 2, 8, 10, 11) позволяет сделать вывод, что зачастую популизм и непрофессионализм приводят к необоснованным и зачастую неэффективным попыткам создать авторскую программу. Одной из причин такого положения дел является дилетантизм педагогов, которые не владеют теоретическими основами художественного проектирования, не знакомы с методами и приемами разработки проектов, не выделяют разницы в методических подходах к обучению детей и подростков основам дизайна. Эта проблема разрешается через организацию переподготовки педагогов предметов художественно-эстетического цикла, проведение курсов повышения квалификации педагогов ИЗО, ДПИ, технологии, которые чаще всего об-

ращаются к дизайну как системообразующему курсу в организации художественно-творческой деятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования.

Из этой проблемы логично вытекает следующая смешение, неправильное прочтение или самостоятельное толкование различных терминов и понятий, относящихся к образовательному дизайну. Опираясь на категорию «художественный образ», зачастую смешивают достаточно диаметрально противоположные виды деятельности - декоративно-прикладное искусство и дизайн. Например, «в основу курса ДПИ положены дизайн-технологии». А также содержание тематического плана занятий в программах не всегда отражает специфику дизайна (формирование проектных знаний и умений), оно лишь может служить базовым уровнем в освоении художественных технологий обработки различных материалов с последующим развитием в художественное проектирование.

В другом случае, когда для обучения разно-ролевому поведению используется особый вид дизайна (проектирования) - «нон-дизайн» (не дизайн), предполагающий моделирование различных ситуаций и разработку рекомендаций поведения в них человека, и включающий особый вид - театральный дизайн как элемент системы проектирования, в рамках театральных игр помогающий социализации подростков, интерпретируемый автором в содержании программы как актерское мастерство.

Кроме этого, авторы делают попытки разработать педагогические технологии по формированию проектных умений учащихся среднего школьного возраста в системе взаимодействия общего и дополнительного образования. Педагоги определяют, что «будущий дизайнер должен обладать проектной культурой, включающей владение разнообразными средствами выражения мысли, умение понимать сегодняшнюю социально-культурную ситуацию, чувствовать тенденции развития современной художественной культуры, знания и опыт по организации дизайн-производства». В то же время развитие у детей и подростков умений и навыков по самовыражению в художественно-прикладной

деятельности предполагается посредством технологий проектного обучения.

Решение выявленных проблем осуществляется через работу, в первую очередь, с педагогом по повышению его профессиональной компетентности. Ученые В.И. Андреев, В.Н. Введенский, В.А. Бухвалов, С.Г. Молчанов и другие выделяют, что основным условием повышения качества образования является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, занимающихся с детьми. Профессиональная компетентность понимается как:

- совокупность знаний и умений, которые определяют результативность профессионального труда, объем навыков, с помощью которых субъект может адекватным образом выполнять задачи;

- комбинация личностных качеств и свойств;

- комплекс профессиональных знаний и профессионально-значимых личностных качеств;

- вектор профессионализации;

- единство теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности;

- способность осуществлять сложные культурно-сообразные виды действий и др.

Профессиональная компетентность педагога включает следующие структурные элементы: коммуникативний, информационный, регулятивный, интеллектуально-педагогический (см. рис.1). Основополагающей или базовой является интеллектуально-педагогическая компетентность, которую сегодня обозначают как метаспособность, определяющую меру освоения субъектом педагогической деятельности (4).

Система дополнительного профессионально-педагогического образования призвана помочь педагогу в продвижении с уровня II квалификационной категории к высшей. Особенностью данного образования является его ориентированность на взрослого человека. Поэтому опирается такое образование на основные положения андрагогики как науки об образовании взрослых. Теоретическое обоснование андрагогистических проблем можно найти в трудах Б.Г. Ананьева,

Б.М. Бим-Бада, С.Г. Вершловского, В.Г. Воронцова, Э.М. Никитина А.П. Ситника и других. Особое внимание к специфике подготовки учителей изобразительного искусства к работе с детьми уделяется в работах В.С. Кузина, Б.П. Юсова, Б.М. Неменского, Л.Б. Рыловой, Т.Я. Шпикаловой и других. По-ствузовское образование обозначается термином «дополнительное профессиональное образование» (ДПО). Хотя точнее всего применим термин дополнительное профессионально-педагогическое образование (ДППО).

Система ДППО по художественно-графическому и дизайн-образованию функционирует на открытом образовательном пространстве региона, который составляют Челябинская, Оренбургская, Курганская области, Башкортостан, Ханты-мансийский АО. Организатором и научно-методическим ядром выступает Региональный центр развития художественного образования (РЦРХО) (директор - В.М. Белый, научн. рук. - Л.В. Неретина).

В настоящее время РЦРХО действует как научно-методический центр, основными направлениями деятельности которого являются изучение инновационных систем художественного образования в регионе и формирование банка педагогических инноваций, разработка регионального компонента для программ предметов эстетического цикла, переподготовка педагогических кадров с ориентацией на инновационные системы художественного образования. Одной из приоритетных задач Центра является повышение компетентности педагогов ИЗО, ДПИ, МХК, дизайна, графики из образовательных учреждений (детские сады, школы, дополнительное образование), где реализуется государственный стандарт общего образования и образовательных учреждений культуры (детские художественные школы, школы искусств), где осуществляется дополнительное образование детей и подростков.

ДППО реализовывается силами ведущих педагогов вуза на основе компетентностно-ориентированных программ. Целью этих программ является повышение общего культурного уровня слушателей, приобщение их

к богатому наследию мировой и отечественной культуры и искусств, формирование творческой активности личности, актуализация и совершенствование методической грамотности.

Факультет изобразительных искусств и дизайна МаГУ осуществляет дополнительное профессиональное педагогическое образование в городе совместно с Центром эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея», в состав которого входит городской методический отдел по художественному образованию и Детской художественной школой города Магнитогорска. На базе партнерских отношений ежегодно проводятся:

1) научно-практические конференции -«Тенденции развития и управления инновационными процессами в системе непрерывного художественного образования», «Искусство и культура Урала как региональный компонент художественного образования»;

2) курсы повышения квалификации -«Совершенствование художественного образования в условиях модернизации образования России», «Совершенствование начального художественного образования: освоение композиции в ДХШ»;

3) научно-практические и методические семинары: «Принципы разработки программы по компьютерной графике», «Основы колористики», «Особенности использования графических задач в курсе черчения», «Формальная композиция», «Особенности организации работы с одаренными детьми», «Приемы художественного оформления развивающей среды», «Диагностика художественного развития детей по их рисункам» и другие;

4) мастер-классы (приемы художественного конструирования, основы цветоведе-ния, азбука бумагопластики, выразительные возможности графики, интегрированный подход к проведению занятий, использование цифровых образовательных ресурсов на занятиях).

Такие формы деятельности являются уже традиционными, социально востребованными и высоко результативными.

Одним из показателей высокого уровня профессиональной компетенции педагога является образовательная программа, по которой осуществляется работа с детьми и подростками. Методологической основой современных программ является представление о творческом развитии личности в процессе активного взаимодействия с миром:

- деятельностный подход, на основе которого решается задача обучения творчески преобразующей проектной деятельности, формирующей психологические процессы самоактуализирующейся личности,

- системно-интегративный подход, позволяющий разработать модель дизайн-образования на основе формирования в сознании ученика интегрированной модели внешнего мира и проектных умений.

Наиболее удачными, на наш взгляд, на сегодня являются программы, разработанные в Центре эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея» - «Апельсин» и «Батефлай».

Так, например, целью программы «Апельсин» является «обучение восприятию информации, визуального образа, переработка в знаковую систему в процессе изучения инструментария компьютерных программных средств и повышение уровня художественной грамотности учащихся.

Задачи по ее достижению сформулированы как:

- познание и освоение новых способов обработки и восприятия информации средствами компьютерных технологий;

- формирование знаний и навыков работы интерактивными средствами через освоение инструментов программных пакетов Corel Draw, Adobe Photoshop, Flash MX;

- развитие аналитико-графических мыслительных процессов учащихся в процессе повышения общекультурного уровня;

- формирование культуры общения и воспитание художественного вкуса» (8, с. 5).

Программа имеет модульное построение. Содержание занятий продумано с обозначением образовательного, развивающего и воспитывающего компонентов. Предусмотрено освоение следующих модулей - «История дизайна, основные школы, разновид-

ности дизайна», «От сложного к простому (Конструктивизм, Абстрактное искусство, Супрематизм К. Малевича)», «Постимпрессионизм. Творчество Ван Гога, П. Сезана, А. де Тулуз-Лотрека. Рекламный и информационный пейзаж», «От сложного к простому (Ренессанс. Классицизм. Конструктивизм)», «Абстрактное искусство. Комбина-

торика цвета», «Искусство романтизма», «Искусство импрессионизма», «Искусство рубежа столетий. Модернизма», «Искусство ХХ века. Искусство США», «Русский авангард начала ХХ века».

В образовательной программе дополнительного образования детей «Батефлай» цель сформулирована как «формирование

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

как метаспособность, определяющая меру освоения субъектом педагогической деятельности

- совокупность знании и умении, которые определяют результативность профессионального труда, объем навыков, с помощью которых субъект может адекватным образом выполнять задачи;

- комбинация личностных качеств и свойств;

- вектор профессионализации;

- комплекс профессиональных знаний и профессиональнозначимых личностных качеств;

- единство теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности;

- способность осуществлять сложные культурносообразные виды действий и др.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ - ТВОРЧЕСТВО - МАСТЕРСТВО

Повышение квалификации педагогов и удовлетворение их образовательных потребностей на дифференцированной основе

полихудожественный подход, комплексно-интегрированныи подход, личностноориентированный подход, современные педагогические технологии, информационно-коммуникативные технологии

Рисунок 1. Структура профессиональной компетентности педагога

Таблица 1. Отслеживание результатов реализации программы

Уровень Тип Критерии оценки

Замысел Изобразительное решение Владение ИКТ

ВысокиИ уровень уровень художественной выразительности 1 Оригинальный, динамика эмоциональность, художествеобобщение Разнообразность графических средств выразительности, оригинальность цветового композиционного решения. Самостоятельность, умение ориентироваться, самоконтроль, самопроверка

2 Отмечаются все показатели, что и для 1 типа, но они менее яркие. Менее ярко выражены графические средства выразительности, цветовое и композиционное решение. Умение ориентироваться, самоконтроль

СредниИ уровень уровень «фрагментарной» художественной выразительности 3 Все показатели на уровне 2 типа, но нет художественного обобщения. Хорошо передано цветовое или композиционное решение, однотипность графики. Умение ориентироваться

4 Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности. Схематичность выразительных средств Отдельных изображений без учета композиционного и оригинального цветового решения. Умение ориентироваться с помощью педагога

НизкиИ уровень дохудожесвенный уровень 5 Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях. Схематичность, нет попыток составить собственную композицию и выбрать собственное цветовое решение. Постоянная помощь педагога

6 Стереотипный Репродуктивный Постоянная помощь педагога

творческой активности и компетентности у детей среднего школьного возраста в процессе освоения новых компьютерных программных средств художественной деятельности.

Задачи по ее достижению определены следующие:

- создание условий для проявления и развития творческих способностей воспитанников;

- формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- развитие потребности в художественном творчестве;

- овладение выразительными средствами и образным языком компьютерной гра-

фики на основе общехудожественных знаний и умений;

- развитие коммуникативных качеств личности через художественно-творческую и проектную деятельность» (2, с. 4-5).

Программа также имеет блочное построение. Предусмотрено освоение следующих разделов - «Создание изображения с помощью инструментальных средств», «Создание, открытие и сохранение документа», «Цветовые модели», «Создание изображения с помощью палитры Art Materials», «Средства автоматизации», «Инструменты графического редактора Corel Painter. Специальные эффекты», «Инструменты графического редактора Corel Painter. Применение в творческом проекте».

В качестве положительного момента хотелось бы отметить адаптированные к содержанию данной программы критерии отслеживания результатов освоения программы воспитанниками, на основе системы Б.П. Юсова (дохудожественный уровень, уровень «фрагментарный» художественной выразительности и уровень художественной выразительности). Следуя современной концепции образовательной области «Искусство», были выделены основные компоненты художественно-конструктивной деятельности учащихся (10 - 12

лет) - замысел изобразительного решения, выразительность работы, владение информационно-коммуникативными технологиями.

Подобный подход к составлению образовательных программ дополнительного образования детей и работа с педагогом в системе дополнительного профессионально-педагогического образования ведет к скоординированной деятельности, которая способствует организации и развитию дизайн-образования на базе учреждений дополнительного образования детей.

Список использованной литературы:

1. Авторская программа дополнительного образования детей «Фламинго»: Художественная графика, художественное проектирование с элементами дизайна / отв. ред. О.Ю.Леушканова - Магнитогорск: МаГУ, 2006. - 68 с.

2. Батефлай: образовательная программа дополнительного образования детей/ Авт.-сост. В.А.Матвеева / Отв. ред. О.Ю. Леушканова - Магнитогорск: МаГУ, 2007. - 78 с.

3. Библер B.C. Мышление как творчество / Введение в логику мыслительного диалога.- М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

4. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: Пособие для учителя/ В.П.Введенский - СПб: Филиал изд-ва «Просвещение», 2004. - 368 с.

5. Колякина В.И. Вуз как научно-методический центр региональной системы непрерывного художественного образования // Роль университетской науки в региональном сообществе: Материалы международной научно-практической конференции (Москва-Оренбург, 1-3 сентября 2003 г.) В 2-х частях. Ч.1.- Москва - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003.

6. Концепция моделирования и развития процесса эстетического воспитания в городе Магнитогорске/ В.М. Белый, О.Ю. Леушканова, О.П. Савельева // Пути развития художественных способностей детей и подростков в педагогике искусства: сборник материалов конференции по проблемам художественного образования / Под ред. О.Ю. Леушка-новой - Челябинск; Магнитогорск, 2006.

7. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. - 2002. - №2. - С.84 - 86.

8. Корсак С.В. Программа дополнительного образования детей «Апельсин»: Компьютерная графика и анимация / С.В.Корсак, Н.Н. Мигунова / Отв. ред. О.Ю.Леушканова - Магнитогорск: МаГУ, 2006. - 52 с.

9. Леушканова О.Ю. Система непрерывного художественного образования в г. Магнитогорске // Тенденции развития и управление инновационными процессами в системе непрерывного художественного образования: Сборник по проблемам художественного образования. - Челябинск, 2003.

10. Программы авторских курсов для системы непрерывного образования: Сборник программ / Под общ. ред. Е.И.Шу-левой - Магнитогорск: МаГУ, 2005. - 239 с.

11. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К.Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2003 - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.