МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
Для реализации вышеуказанных условий необходима методика, позволяющая развивать художественное восприятие учащихся, и как следствие — формировать вкус.
Библиографический список
1. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / под ред. В. Н. Шацкой. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1995. - 184 с.
2. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р. Арнхейм. — М. : Прогресс, 1974. — 392 с.
3. Раппопорт, С. X. От художника к зрителю [Текст] / С. X. Раппопорт. — М. : Советский художник, 1978. — 237 с.
4. Анализ и интерпретация произведения искусства : учеб. пособие [Текст] / под ред. Н. А. Яковлевой. — М. : Высшая школа, 2005. — 551 с.
5. Гуружапов, В. А. Как учить детей понимать изобразительное искусство: Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики [Текст] / В. А. Гуружапов. — М. : РИА Мы и Мир, 1999. — 112 с.
6. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание [Текст] / А В. Бакушинский ; сост., вступ. ст. Н. Н. Фомина, Т. А. Копцева. — М. : Карапуз, 2009. — 304 с.
7. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е. И. Игнатьев. — М. : Учпедгиз, 1961. — 223 с.
8. Зальцман, Е. П. К проблеме взаимосвязи структуры художественного произведения и характера его восприятия во времени [Текст] / Е. П. Зальцман. — М. : Советский художник, 1978. — 55 с.
9. Торшилова, Е. М. Художественное восприятие живописи и структура личности [Текст] / Е. М. Торшилова, М. З. Ду-каревич // Творческий процесс и художественное восприятие. — Л. : Наука, 1978. — 278 с.
10. Юсов, Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей [Текст] / Б. П. Юсов. — Магнитогорск : МаГУ, 2002. — 283 с.
11. Филатова, Л. Интерпретация образа как средство развития художественного восприятия учащихся [Текст] / Л. Филатова // Искусство в школе. — 2008. — № 6. — С. 4 — 8.
12. Кудина, Г. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников [Текст] / Г. Н. Кудина. — М. : Знание, 1988. — 79 с.
ДАВАЛЁВА Дина Акрамовна, преподаватель кафедры дизайна и художественного образования.
Адрес для переписки: dinadavaleva@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 26.12.2011 г.
©Д. А. Давалёва
УДК 371.389. К 959 д. в. КУЧЕРОВА
Омский государственный технический университет
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОСНОВАМ ДИЗАЙНА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
В статье рассматривается материал, раскрывающий изучение основ дизайна в общеобразовательной школе. Образовательная область дизайна ориентирует будущего учителя на решение новых задач, поставленных в современной школе, что является необходимым фактором профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства. Также в статье автор описывает модель профессионального становления студентов педагогического колледжа на занятиях по основам дизайна и критериальный аппарат.
Ключевые слова: дизайн, профессиональное становление, модель, критерии.
Образовательная область «искусство» нацелена на изучение с учащимися основ дизайна (В.С. Кузин, С.П. Ломов, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др). Учитель обеспечивает высокий уровень преподавания изобразительного искусства и его разделов в соответствии с нормативными документами — учебными программами. Методика преподавания изобразительного искусства предписывает не теоретизирование, а усиление практической направленности в обучении, при которой теоретический материал осваивается в художественно — творческой деятельности учащихся. Так, в программе для общеобразо-
вательных школ, гимназий, лицеев «Основы дизайна» под редакцией В.С. Кузина изучение дизайна начинается с 5-го по 9-й классы [1]. В методических материалах, авторами которых являются С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов, также включен в изучение раздел «Дизайн».
В задачу учителя в пятом классе входит ознакомление учащихся с дизайном, как областью профессионально-художественной деятельности, с основными выразительными средствами художественного конструирования. Планируется целенаправленное рассмотрение таких вопросов, как: форма; процесс конструирования и учет формообразующих, фун-
кциональных и эргономических требований; конструкция, шрифт. В основу изучения формы, конструкции, эстетических особенностей различных объектов дизайна закладываются анализ аналогов, организация восприятия учащимися лучших образцов дизайна. Практическое применение теоретических знаний происходит при выполнении композиций объектов графического дизайна и шрифтовых композиций: знаков визуальной коммуникации, эмблемы класса и другое. Работа на плоскости чередуется с выполнением заданий по конструированию. Учащиеся выполняют макет упаковки, игрушек, состоящих из геометрических форм.
Основные правила выполнения технического рисунка, чертежа и их отличия учитель с учащимися рассматривают в шестом классе. При этом большое значение придается изучению особенностей композиции в дизайне, средствам композиции. Рассматриваются виды и категории композиции — органичность и целостность формы, пропорциональность и ритм, масштабность, симметрия и асимметрия формы, пластичность, цвет и цветовые сочетания. В качестве практической работы для учащихся разработаны задания по конструированию, в частности конструирование (с предварительным выполнением эскизов) игрушек по образцам народных игрушек. Композиционной деятельности учащихся предшествует анализ аналогов, далее осуществляются разработка декоративного мотива решетки для ограждения участков детского сада, школы, окон спортивного зала и создание на этой основе индивидуальных и коллективных эскизов. Колористическое мышление и чувство цвета у учащихся формируется в ходе выполнения упражнений на гармоничное сочетание цветов, подбор цветов по колориту, составление цветовой шкалы.
Обучение дизайну в седьмом классе направлено на рассмотрение этапов художественного проектирования, а также выразительных средств художественного конструирования на различных его стадиях, на изучение способов подачи проекта: эскизная графика, аппликация, шаблоны, разработка фактуры. В части графического дизайна предложены задания на создание эскизов старинных народных костюмов и поиск образа в современных костюмах (эскизы, макеты, цветовое решение), а также выполнение шрифтовых композиций учащимися, поиск образа буквы.
Изучение первых школ дизайна «Веркбунд» и «Баухауз» осуществляется в восьмом классе. Учащиеся знакомятся с особенностями проектирования среды: игровых площадок, жилищ, выставок и т.п. В практической деятельности осваивают вопросы проектирования элементов благоустройства внешней среды (малые формы) — книжные и журнальные киоски, торговые киоски, стенды, уличные осветители и фонари, уголки озеленения во дворе дома.
Теоретический материал девятого класса ориентирует учителя на раскрытие современных проблем дизайна в России и за рубежом. Продолжается более глубокое освоение композиции и формообразования. Рассматриваются вопросы стиля и моды в художественном конструировании. Практическая работа учащихся включает конструирование современных видов транспорта — самолета, локомотива, парохода, легковых и грузовых машин (индивидуальные и коллективные работы), осуществляется поиск внешней формы и применение приема на совмещение несовместимого. Художественное проектирование учащихся направлено на разработку проектов сувениров, различных предметов быта.
В программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Основы народного и декоративноприкладного искусства. 1—8 кл.» под редакцией Т.Я. Шпикаловой и др. начиная с шестого класса определен теоретический материал, который характеризует элементы дизайна и позволяет учителю познакомить учащихся с графическим дизайном (промышленная графика, графический стиль учреждения). Рассматриваются принципы формообразования в двухмерном и трехмерном пространстве, значение знака как абстрактного символа, композиции как процесса гармонизации формы изделий, формообразование предметной среды на основе природных объектов, основы колористики. А также предполагается изучение основ макетирования и моделирования. Практические задания выполняются на основе изученного теоретического материала: разработка серии эскизов с дизайнерским решением предметов быта; композиционная серия «Буквы». Образ — буква может быть в виде корабля, дома, растения, животного.
Изучение основ дизайна продолжается в седьмом классе. Здесь необходимо углубить теоретические знания по основам формообразования. Рассматривается зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства. Поиск оптимальной формы изделия, учет рабочей функции (назначения) изделия и эргономических требований, обеспечения удобства и безопасности пользования изделием. Большое значение придается изучению изобразительно-выразительных средств дизайна: точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма; формированию умений учащихся передавать объем, пропорции, пространство. Учащиеся знакомятся с принципами композиции в дизайне (симметрия, асимметрия, равновесие, ритм и движение); применению пропорции золотого сечения при создании объектов дизайна; с гармонией и контрастом в дизайне, а также с основами цветоведения в дизайне.
Обучение в седьмом классе предполагает овладение учащимися основами разработки дизайна книги. Знакомство с процессом работы художника над книгой осуществляется на примере творчества выдающихся мастеров книжной графики (В. Фаворский, В. Лебедев, Д. Шмаринов и др.). Учащиеся осваивают знания о функциональном и эстетическом значении компонентов книги: обложка, суперобложка, титул и его виды, шрифт, иллюстрация. Изучают средства выразительности и стилевое единство всех компонентов книги.
Организуется практическая художественная деятельность по усвоению теоретического материала при выполнении учащимися заданий: разработка эскиза экслибриса для библиотеки; разработка эскиза и модели кукол; конструирование игрушек, масок из бумаги; выполнение эскиза обложки титула и иллюстраций к книге о народном искусстве; разработка эскизов дизайнерского решения современных изделий: наборы детской мебели, детской игровой площадки. Все эти задания могут выполняться с включением этнокультуры.
В восьмом классе осуществляется более глубокое изучение шрифта. Рассматривается роль шрифта в оформлении книги, а также взаимосвязи шрифта с общим решением листа, с иллюстрацией в макете, выразительные возможности славянского шрифта и др. Практическая работа учащихся направлена на выполнение заставки, концовки, буквицы к макету книги по искусству с показом взаимосвязи изображения со шрифтом; разработка графики слова или
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
надписи слова (облако, стриж, железо, ярмарка и т.д.) в соответствующем его содержанию графическом ключе. Планируется выполнение авторской графической версии алфавита с решением линией, линия — пятно, силуэт. Шрифт прозрачный и наполненный, легкий и тяжелый Все вопросы требуют основательной теоретической и практической подготовки учителя.
Профессиональное становление учителя ориентировано на решение новых задач, поставленных в типовых программах. Будущие учителя изобразительного искусства должны знать особенности компонентов, составляющих дизайн, как область профессиональной подготовки: цвет, композиция, формообразование, шрифт, а также владеть приемами проектной деятельности, уметь создавать художественный образ и научить учащихся основам дизайна, в совокупности всех его составляющих.
В этой связи учитель должен сформировать у учащихся систему знаний, умений и ценностных ориентиров в организованной творческой деятельности в области дизайна. Следовательно, для обучения учащихся основам дизайна будущему учителю изобразительного искусства необ-ходимы знания и умения в работе над шрифтовой композицией, знание этапов проектирования, технологии создания объектов графического дизайна из бумаги, развитое композиционное мышление. Необходима также основательная подготовка по цветоведению и колористике, овладение приемами создания декоративного мотива и технологии организации восприятия учащихся, направленного на анализ аналогов, овладение процессом проектирования объектов дизайна, приемами проектной графики, умений создавать и передавать в объеме проектный художе-ственный образ.
Особенности профессионального становления студентов в системе среднего профессионального образования и развитие творческой деятельности, требования нормативных документов к профессиональной подготовке учителя в области дизайна послужили основой для обоснования компонентов модели.
Модель в методологии науки — это аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности. Этот аналог служит для хранения и расширения знаний об оригинале, его свойствах и структуре, для его преобразования и управления им [2, с. 229].
В процессе познания модель выступает в качестве источника информации об оригинале и служит средством ее фиксации. Общенаучное понятие модели представляет собой один из ключевых компонентов общей теории систем. Таким образом, модель можно определить как материально и мысленно представленный объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные черты.
Моделирование — это теоретико-познавательная процедура, осуществляемая на основе абстрактнологического мышления. Применяя метод моделирования в нашем исследовании, мы опирались на характеристику прогностической модели, демонстрирующей теоретически аргументированное состояние образовательной практики в будущем [3].
Важным компонентом профессионального становления является профессиональное намерение, которое связано с осознанием требований к профессии, представлением о будущей профессии, понимание ее сущности и целей, представление о себе как о профессионале. В этом аспекте важно отношение
к средствам и результатам работы, профессиональным качествам, что характерно для профессионального самоопределения. На этой основе возникает самооценка. Структурным элементом профессиональной деятельности является мотив, который вызывает потребность в деятельности. Мотивация рассматривается как внутренняя потребность деятельности, обусловленная целями и планами на будущее. Формирование мотивации к профессионально- творческой деятельности студентов основано на интересе к предмету обучения, личностной потребности в «Основах дизайна», ценностное отношение к профессии педагога, самореализация.
Таким образом, мотивационно-целевой компонент является необходимым для данной модели и представлен критериями: профессиональное самоопределение и мотивационно-ценностное отношение к профессии. Признаками профессионального самоопределения являются: осознание требований к профессии; представление о будущей профессии др. Мотивационно-ценностное отношение характеризуется признаками: отношение к средствам и результатам работы; профессиональные качества; интерес к предмету обучения.
Профессиональная готовность студентов к реализации задач обучения учащихся основам дизайна отражается в компетентности, которая приобретается в рамках профессионального обучения в ходе решения учебных и творческих задач. Признаками педагогической компетентности в концепции С. С. Серикова [4] являются: понимание педагогической деятельности как сферы самореализации, осознание своих возможностей, уверенность в своих силах; владение ориентировочной основой деятельности, включающей ее результат (образ) и процесс ее достижения; набор апробированных в опыте способов решения задач (познавательных, аналитических, проектировочных, коммуникативных, информационных, организационных и др.); опыт выполнения деятельности; рефлексия; самоконтроль; самооценка.
Критериями профессионального становления выступают профессиональное развитие личности и развитие творческой деятельности. Факторами, обеспечивающими профессиональное развитие, являются профессиональное обучение основам дизайна, направленное на формирование компетенций, овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками, развитие творческой деятельности, осознание себя в будущей профессиональной деятельности.
Содержательно-деятельностный компонент представляет собой совокупность различных видов деятельности, необходимых для профессионального обучения и профессионального развития. Основным критерием профессионального обучения является овладение системой профессиональных знаний, умений, навыков, критериями развития творческой деятельности определены овладение опытом творческой деятельности и развитие творческих способностей. Этот компонент в основном характеризуют показатели: овладение студентами системой профессиональных знаний, умений, навыков, необходимой для решения творческих задач и обучения учащихся основам дизайна, овладение профессиональными методами, этапами проектирования, умение использовать инструменты познания, создавать художественный и проектный образ. Формирование творческой деятельности на занятиях по основам дизайна включает: овладение этапами проектной деятельности; овладение приемами проектной графики; овладение средствами создания художественного и проектного обра-
Таблица 1
Критериальный аппарат диагностики профессионального становления студентов педагогического колледжа на основах дизайна
Компоненты Критерии Показатели
о к Я м О П £ со £ 1 е- о 2 Профессиональное самоопределение — профессиональное намерение; — представление о трудностях профессии и готовность их преодолевать; — представление о будущей профессии и осознание требований к профессии.
Мотивационно-ценностное отношение к профессии — интерес к образовательной области «Дизайн»; — отношение к средствам и результатам работы, профессиональным качествам; — понимание педагогической деятельности как сферы самореализации.
>к 3 н т и о н 3 е т к е < о н 3 о Й к а е < о и Профессиональное обучение Овладение системой профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций — овладение системой профессиональных знаний, умений, навыков, необходимой для решения творческих задач и обучения учащихся основам дизайна; — овладение профессиональными методами (проектирование, макетирование, эскизирование); — овладение этапами художественного проектирования; — умение создавать художественный и проектный образ; — овладение приемами проектной графики и эстетическая подача проекта; — знания и умения в области композиции, формообразования, цвета, шрифта; — интерес к профессиональным дисциплинам.
Развитие творческой деятельности Овладение опытом творческой деятельности — умение интегрировать знания основ дизайна и других дисциплин; — способности к реализации всех этапов дизайн-проектирования; — умение использовать инструменты познания (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и др.); — овладение средствами создания художественного и проектного образа; — умение применять творческие методы; — создание проектов, обладающих художественными качествами.
Развитие творческих способностей — креативная направленность и способность выражать оригинальные идеи; — знание художественного языка как системы понятий и терминов и как средства создания художественного образа; — навыки самостоятельной творческой деятельности.
>к к * и е Сґ к Е- § о н X е н Овладение педагогическими технологиями, ориентированными на активизацию обучения учащихся основам дизайна — умение разрабатывать проекты уроков — технологические карты по различным темам обучения учащихся основам дизайна; — способность к организации учащихся на решение творческого уровня учебных задач — проектов; — умение составлять презентации к урокам; — умение использовать метод проектов на педагогической практике в школе; — умение оформлять результаты обучения в форме портфолио.
Результативно оценочный Потребность в творческой самореализации. — стремление к творческой самореализации, которая не ограничивается рамками учебно — творческих заданий; — вариативность в решении художественных задач при выполнении заданий; — активность и самостоятельность в разработке творческой задачи.
Готовность студентов к решению профессиональнопедагогических задач. — установка на достижение успеха в творческой и педагогической деятельности; -способность к самоанализу, самооценке; — готовность к реализации профессионально-педагогических и творческих задач на практике.
за; овладение творческим методом дизайнера, что в совокупности характеризует стремление к творчеству и овладение опытом творческой деятельности.
Образование становится развивающим в условиях неразрывной связи целей, задач и технологий обучения, когда знания, умения и навыки не передаются, а встроены в форму сотрудничества [5]. Ранее отмечалось, что профессиональное становление зависит от содержания и технологии обучения, разработанных педагогом в авторской программе и реализованных в образовательном процессе и происходит в условиях сотрудничества с применением продуктивных методов обучения. Предметом педагогической технологии являются практические взаимодействия преподавателя и студентов в любой области деятельности, организованной на основе четкого структурирования, систематизации, способов и приемов обучения, с применением технических средств. Педагогическая технология представлена схемой: цель — средство — правило — результат [6].
Профессиональное обучение дизайну основано на методе проектов. Учебный проект для преподавателя является дидактическим средством, позволяющим обучать проектированию, учить: поиску информации; планированию деятельности; проведению предпроектного исследования; практическому при-
менению знаний, умений, навыков в различных нестандартных ситуациях; готовить материал для презентаций в наглядной форме [6, с 128]. Перечисленные элементы характеризуют технологический компонент профессионального становления. Кроме того, он состоит в овладении общими способами познавательной деятельности, этапами проектирования, приемами визуального восприятия и анализа объектов дизайна, созданием художественного и проектного образа. Показателем данного компонента в системе профессионального становления является овладение студентами педагогическими технологиями, ориентированными на активизацию обучения учащихся основам дизайна. Успешность профессионального становления студентов в системе дополнительной подготовки определяется диагностикой уровня профессиональных компетенций, знаний, умений, способностей, осуществляемой на каждом этапе профессионального обучения (табл. 1).
Результативно-оценочный компонент характеризуется применением диагностических методик, определяющих его основной критерий: потребность в творческой самореализации и готовность студентов к решению профессионально-педагогических задач на практике. Он характеризуется установкой на достижение успеха в творческой и педагогической
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
деятельности; способностью к самоанализу, самооценке; готовностью к решению профессиональных задач на практике.
Модель профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства на занятиях по основам дизайна включает компоненты: мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный, технологический, результативно-оценочный. Компоненты представлены критериями и характеризуются показателями. Критерии и показатели позволяют определить уровни профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, дать характеристику каждому уровню.
Таким образом, профессиональное становление студентов ориентировано на усиление практической подготовки будущих учителей к реализации новых профессиональных задач, поставленных в современных нормативных документах образовательной области «Искусство», направлено на развитие и саморазвитие личности, на формирование педагогических компетенций, овладение продуктивными технологиями и методами обучения учащихся. Вышеизложенное позволило обосновать модель профессионального становления, которая включает компоненты, отражающие основные этапы этого процесса: мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный, технологический, результативно-оценочный.
Библиографический список
11 классы. Основы дизайна: 5 — 9 классы. Основы народного декоративно-прикладного искусства: 1 — 8 классы. — 4-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2002. — 288 с.
2. Петрусевич, А. А. Диагностика в педагогическом исследовании: монография / А. А. Петрусевич, Н. К. Голубев. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. — 268 с.
3. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
4. Сериков, В. В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога / В. В. Сериков // Педагогика. — 2010. — № 5. — С. 29-37.
5. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. — СПб. : Питер, 2007. — 352 с.
6. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении : учеб.-метод. пособие для учителей / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова ; под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб. : КАРО, 2006. — 176 с.
КУЧЕРОВА Алина Васильевна, старший преподаватель кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».
Адрес для переписки: 6444050, г. Омск, пр. Мира 11.
1. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство: Рисунок. Живопись: 1 —
Статья поступила в редакцию 26.12.2011 г. © А. В. Кучерова
"ДК 378 2 Н. Н. СУВОРОВА
Омский государственный университет путей сообщения
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»
В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С РЕКЛАМНЫМИ ТЕКСТАМИ
Данная статья посвящена вопросам профессиональной подготовки студентов специальности «Реклама и связи с общественностью» в вузе. Рассматривается система упражнений, формирующая профессиональные компетенции у студентов при работе с рекламными текстами.
Ключевые слова: профессиональная компетенция, навыки и умения, профессиональная подготовка, рекламный текст, упражнения.
В последнее время в профессиональной образовательной среде усилилось внимание к оценкам уровня профессиональной квалификации выпускников высшей школы. Развитие теории профессионального образования предполагает «создание новой педагоги-
ки» [1, с. 3], обеспечивающей высокое качество профессиональной подготовки, отражение в процессе обучения будущей профессиональной деятельности.
Совершенствование профессиональной подготовки студентов предполагает формирование профес-