ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ОСНОВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В ДХШ И ДШИ
Горматюк A.B.
Вопросы обучения детей и подростков основам изобразительного искусства в системе дополнительного образования регулярно обсуждаются на совещаниях директоров детских художественных школ (ДХШ) и заведующих изобразительными отделениями детских школ искусств (ДШИ) под председательством главного методиста Методического кабинета Департамента культуры г. Москвы Е.Д. Серовой. Столь пристальное внимание со стороны Правительства г. Москвы обусловлено фактором высокой значимости изобразительного искусства как учебного предмета в процессе формирования и развития личности ребенка, будущего гражданина.
Эстетическое воспитание подрастающего поколения,развитие творческих способностей детей, начиная с младшего школьного возраста, выявление наиболее одаренных и подготовка их в средние специальные и высшие учебные заведения сферы искусства и культуры - с этими проблем постоянно приходится сталкиваться преподавателям детских художественных школ и школ искусств. Для их успешного решения методическим кабинетом раз в четыре года проводятся научнопрактические конференции преподавателей “Педагогические чтения”, на которых предоставляется возможность выступить с авторскими разработками, обменяться опытом работы с детьми и подростками на уроках изобразительного искусства, заказать интересующую программу.
В разработке ныне действующих образовательных программ 1990 г. по рисунку, живописи, композиции, декоративно-прикладному искусству, скульптуре, истории изобразительного искусства и пленэру, рекомендованных методическим кабинетом
© Горматюк A.B., 2009
для работы в ДХШ и старших классов ДШИ, приняли участие ведущие преподаватели детских художественных школ г. Москвы: Е.А. Афанасьева, Е.Д. Анискин, В.А. Гераске-вич, Е.Н. Зайцева, Т.И. Исраилян, Б.А. Иванов, Г.Б. Корягин, Л.А. Казарина, В.Н. Ларионов, Е.В. Лапин, В.А. Потанина, Л.В. Румянцева, В.А. Румянцев, М.И. Улупов, В.И. Щерба [5, с. 475 - 514]. Программы рассчитаны на четыре года обучения для подростков 11 - 15 лет. К основной программе по пленэру 1989 г., составителями которой являются коллективы преподавателей ДХШ № 2 г. Ярославля, ДХШ № 5 г. Арзамаса Нижегородской области, а также Ю.П. Высоковских (г. Петрозаводск), предлагаются две вариативные программы, рассчитанные на четыре и три года обучения.
Обучение в ДШИ и ДХШ носит комплексный характер, все программы по предметам между собой связаны единством поставленных учебных задач, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, учебные задания располагаются в порядке возрастающей сложности. На занятиях по ведущим дисциплинам - рисунку, живописи и композиции, - учащиеся ДХШ и изобразительного отделения ДШИ изучают основы изобразительного искусства, осваивают различные художественные приемы и техники. В процессе обучения у них формируются навыки рисования с натуры, по памяти и представлению, развивается пространственное и образное мышление, целостное видение, представление и воображение, чувство цвета и пропорций.
Основной задачей курса “Рисунок” является обучение детей пониманию и изображению трехмерной формы на двумерной плоскости листа. Для этого учащиеся осваивают перспективные построения и способы передачи объема с помощью
светотени на геометрических телах и предметах быта, приобретают навыки последовательной работы от общего к частному, от частного к общему. На занятиях академическим рисунком учащиеся развивают глазомер и координацию руки, учатся анализировать свой рисунок в процессе работы, находить в нем недостатки и устранять их.
Первоочередной задачей курса “Живопись” является развитие у детей способности видеть и изображать форму цветом. Поэтому значительное внимание отводится изучению законов цветоведения. Подростки должны не только иметь полное представление об основных и дополнительных цветах, нюансе и контрасте, но и разбираться в вопросах колорита, теплой и холодной цветовой гамме, знать об изменении цвета по светлоте, насыщенности и цветовому тону, который, в свою очередь, зависит от источника освещения (его удаленности, окрашенности, угла падения и отражения лучей) и пространственного положения предметов, но и уметь использовать полученные знания в процессе работы с натуры и по представлению. Учащиеся ДХШ и старших классов ДШИ должны уметь обращаться с различными живописными материалами, знать их технические свойства и характеристики.
Курс “Композиция” (станковая) дает учащимся представление об основных элементах композиции и организации изобразительного пространства на основе цельности, типизации, выделения главного и подчинения ему второстепенных деталей с использованием композиционных законов, схем и правил. Единство формы и выражаемого ею содержания является главной художественной задачей на всех этапах обучения станковой композиции. Особое внимание на уроках композиции уделяется развитию образного мышления, умению творчески подходить к решению художественных задач в процессе работы по памяти и представлению, вести сбор и обработку подготовительного материала. “Ключом ко всей проблеме развития мышления в переходном возрасте является тот установленный рядом исследователей факт, что подросток впервые овладевает процессом образования понятий, что он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности -
к мышлению в понятиях” [3, с. 52], и, “как на основе образования понятий возникает ряд совершенно новых психологических функций, как перестраиваются на новой основе восприятие, память, внимание и практическая деятельность подростка и, главное, как они объединяются в новую структуру, так постепенно закладываются основы высших интересов личности и миросозерцания” [3, с. 219].
Поскольку в первый класс ДХШ поступают младшие подростки 11 лет на конкурсной основе, встает вопрос о начальной художественной подготовке. Методическим кабинетом Департамента культуры г. Москвы рекомендованы программы для подготовительных групп детских художественных школ (1987 г.). Составители программ - Л.Б. Донцова ( Москва), Н.В. Жуков (Владикавказ), С.М. Даниэль, С.П. Станжев-ская, И.М. Горная (Санкт-Петербург). Ими представлен учебный план по двум вариативным программам. Первый вариант предусматривает четырехгодичное обучение детей следующим предметам: изобразительному искусству, лепке, декоративно-прикладной композиции, дополнительному предмету по выбору. Второй вариант предлагает программу, рассчитанную на два года обучения, учебные дисциплины даны в соответствии с учебной программой основного отделении ДХШ: рисунок, живопись, станковая композиция, декоративно-прикладная композиция, лепка.
Для подготовительных классов изобразительных отделений ДШИ (четыре года обучения) предлагаются следующие предметы: основы изобразительной грамоты, прикладное искусство, лепка, беседы по искусству. Единая образовательная программа по предмету “основы изобразительной грамоты” отсутствует, что создает определенные трудности при организации учебно-воспитательного процесса в детских школах искусств. В связи с этим рассмотрим подробнее вопросы, связанные с особенностями обучения младших школьников основам изобразительного искусства на подготовительном отделении ДШИ.
В отличие от школ художественных, в подготовительные классы ДШИ принимаются все желающие без возрастных ограничений и специальной подготовки. Набор
детей осуществляется во все классы. В первый класс подготовительного отделения зачисляются дети 6,5 - 7 лет. Характерной особенностью этого возраста является ведущая учебная деятельность. Учащиеся с большим удовольствием посещают занятия по изобразительному искусству, испытывают потребность в обучении, стараются освоить новые для них художественные техники и приемы, выполнять домашние задания, ходят на экскурсии и выставки, тем самым отводят значительную часть свободного времени изобразительному искусству. Ввиду преобладания первой сигнальной системы у младших школьников, определяющим дидактическим принципом на данном этапе обучения остается принцип наглядности, что позволяет использовать на уроках плакаты, таблицы, репродукции, фотографии, предметы натюрмортного фонда, образцы работ из методического фонда. “В младшем школьном возрасте происходит интенсивное интеллектуальное развитие, осуществляется формирование познавательных интересов, ответственного и добросовестного отношения к учению, произвольности поведения и деятельности, взаимоотношений в коллективе, нового отношения к взрослым” [11, с. 58].
Обязательным условием для эффективного обучения является четкая, конструктивная речь учителя. Роль вербального общения на данном этапе высока по разным причинам. Преподаватель, с одной стороны, объясняя новый материал, побуждает ученика к освоению специального понятийного аппарата, чем повышает его интеллектуальный уровень. С другой стороны, дети в этом возрасте испытывают потребность в словесном выражении своего художественного замысла и прогова-ривании вслух способов его реализации.
С первого года обучения учащимся прививаются определенные умения и навыки работы с разнообразными художественными материалами: гуашевыми и акварельными красками, пастелью, углем, сангиной и другими. Для успешного освоения основ изобразительной грамоты в области рисунка, живописи и композиции работа с натуры планомерно чередуется с рисованием на темы. Тематический принцип планирования учебного материала с учетом возрастных и индивидуальных осо-
бенностей учащихся является наиболее эффективным. Высокой результативности можно достичь, если занятиям с младшими школьниками придать образно-игровую окраску, побуждая детей к творческой активности. Для закрепления пройденного материала широко используется принцип повторяемости.
Необходимым условием в успешном освоении основ изобразительного искусства следует признать приобщение учащихся к мировому художественному наследию, изучая его не только в рамках теоретических предметов (“Беседы по искусству” на подготовительном отделении и “История изобразительного искусства” в старших классах), но и выполняя практические упражнения по копированию произведений известных мастеров живописи и графики. При выполнении упражнений рекомендуем, в первую очередь, проводить анализ конструктивного построения картины, организации изобразительного пространства с выделением главного и соподчинению отдельных элементов в рамках данного сюжета, движению тональных и цветовых пятен на плоскости и, во вторую очередь, изучать стилистические особенности и авторскую манеру письма.
В процессе изобразительной деятельности учащиеся на практике познают пространственные свойства предметов на основе изучения линейной и воздушной перспективы. Восприятие пространства, как подтверждают данные психологии, не дается при рождении, а возникает и развивается в процессе жизни. Младшими школьниками 6, 5 - 7 лет оно воспринимается однопланово, но к 8 - 9 годам учащиеся начинают осознавать некую глубину и передавать ее через элементы второго плана [4]. К десяти годам они способны к передаче глубокого пространства, применяя в процессе изобразительной деятельности законы перспективы и светотеневую моделировку предметов. С учетом вышеизложенного строятся занятия на пленэре.
Итогом вышесказанному приведем вывод, сделанный доктором педагогических наук Е.И. Коротеевой в результате научного исследования развития творческих способностей младших школьников: “Урок изобразительного искусства и связанная с ним художественно-творческая деятельность, обеспечивает развитие способнос-
тей школьников, которое, в свою очередь, обусловливает развитие самой деятельности, поднимая ее на более высокий уровень” [8, с. 308].
Потребность в художественной деятельности и возможность приобщения к искусству - два фактора, определяющих эффективность эстетического и нравственного воспитания детей и подростков в детских художественных школах (ДХШ) и в детских школах искусств (ДШИ).
Литература
1. Алексеева В.В. Что такое искусство. М., 1991.
2. Волков H.H. Композиция в живописи. М., 1977.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1984. Т. IV Детская психология.
4. Гунина Е.В. Пространственные планы как средство передачи смысловых связей в тематическом рисунке младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.
5. Детская школа искусств. Справочное пособие. М., 1999.
6. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.
7. Клее Пауль. Педагогические эскизы. М., 2005.
8. Коротеева Е.И. Система развития способностей младших школьников к художественно-творческой деятельности. Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006.
9. Кубышкина Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчестве школьников I - VI классов общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1980.
10. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М., 1997.
11. Максимова С.Г. Формирование творческой активности учащихся 1 - 4 классов в процессе изображения человека. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.
12. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания. Книга для учителя. М., 1987.
13. Сокольникова Н.М. Изобразительной искусство: В 4 ч. Обнинск, 1996.
14. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. М., 1975.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ Гетман В.А.
Углубление социально-экономического кризиса в нашей стране, быстрые и резкие сдвиги в экономических и политических отношениях, меняющие всю систему социальных экспектаций, усилили рост негативных явлений в обществе, спровоцировали увеличение случаев девиантного поведения, к числу которых относятся алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, вандализм, суицид, бродяжничество.
Особую тревогу вызывает лавинообразно нарастающая подростковая наркомания, которая представляет серьезную угрозу физическому, психическому и нравственному здоровью подрастающего поколения, а значит, и всему обществу в целом [5].
Наркотизация несовершеннолетних -процесс, детерминирующий общую амо-рализацию и деградацию личности, деформацию ее ценностных ориентаций и нравственных установок, интенсивный катализатор асоциального поведения.
Наркотизация в стране начинает приобретать характер национальной катастрофы, наркотики в перспективе способны стать оружием массового уничтожения, глобального геноцида, грозящего вырождением потомства. Причем особенно гибельным является злоупотребление в подростковой среде - поражается и настоящее, и будущее общества.
Наряду с этим наблюдается массовое нейтральное, а нередко и откровенно
© Гетман В.А., 2009 1150