УДК 372.8 А.Н. ДУБИНИН
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ ДХШ И ДШИ
В патриотическом воспитании подрастающих поколений средства отечественной, в том числе и советской живописи имеют большой педагогический потенциал. Тем не менее, в дополнительном образовании детей в сфере культуры и искусства сегодня эти возможности используется недостаточно. Специфика исследуемого нами процесса формирования патриотизма как личной ценности у подростков средствами живописи предполагает анализ сложного и противоречивого советского искусства, который способствует осмыслению многих тенденций современности, а через это - более глубокому пониманию изучаемой проблемы. Проблеме использования средств советской живописи в патриотическом воспитании учащихся детских художественных школ (ДШХ) и детских школ искусств (ДШИ) посвящена данная статья.
Целью статьи является стремление раскрыть педагогический потенциал советской живописи в организации патриотического воспитания учащихся ДХШ и ДШИ. Иными словами, необходимо выявить те средства советской живописи, которые могут позитивно влиять на эффективность формирования личностного патриотизма детей и подростков в условиях работы современных учреждений дополнительного художественного образования.
Живопись советского периода не исчерпывается лишь социалистическим реализмом, но включает и другие яркие явления (импрессионизм, символизм, экспрессионизм, авангард и т.д.), в большинстве сложившиеся еще до Октябрьской революции, но развернувшиеся в искусстве с новой силой после 1917 года [5].
Однако с позиции необходимости стирания грани между элитарной культурой и культурой масс, приобщения широких слоев населения и особенно молодого поколения к ценностям нового образа жизни, не все они по своей форме могли соответствовать запросам эпохи и целям коммунистического воспитания (А.М. Горький,
Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и др.). Поэтому уже к середине 1920-х годов был поставлен вопрос о создании единого художественного метода воспитания и культурно-массового просвещения средствами живописных выставок, а также школьных и внешкольных творческих конкурсов-выставок, отражающих форму художественной
выразительности, понимаемую и принимаемую миллионами граждан [1, с. 80-83].
При этом главной функцией искусства признавалась трансляция коллективистских целей общественного развития в личные цели жизни каждого советского человека, что предполагало смещение ответственности художника из чисто эстетической сферы в сферу социального поведения.
Именно в таком свете ряд исследователей отмечает, что из-за навязанного «сверху» расширения сюжетной стороны искусства художественность подменялась иллюстрированием, отличавшимся каноничностью и формальностью в отображении отношений человека и социума [2, с. 531-533].
По нашему мнению, с вульгарно-социологических позиций неправомерно подходить к объяснению взаимоотношений искусства, Советской власти и советского общества. Они были шире и сложнее, поскольку включали экономические, политические, правовые, эстетические условия, необходимые как для создания художественных произведений, так и для поддержания связей между художником и обществом. Из этих взаимоотношений, согласно другим исследователям, и вытекала основная цель художника «новой эпохи» - искренне и непосредственно изображать народную стихию, апологию масс, прибегая к помощи таких средств, как образность (включающая доступность, содержательность, дидактич-
© А.Н. Дубинин, 2009
23
Педагогика
ность) и реалистичность [6].
Деятельность большинства художников-педа-гогов того времени (Д.Н. Кардовский, П.Я. Павлинов, А.В. Бакушинский и др.) строилась на неподдельной вере в идеал социальной справедливости. Развиваемый ими на этой основе художественный процесс как «производство» и «потребление» художественных образов (и включенных в них ценностей), объединяет мировосприятие, миропереживание, миропонимание художника и зрителя. В этом смысле данный процесс является педагогичным, поскольку его цель заключается в эффективном содействии формированию новой системы ценностей и конкретной личности, и общества в целом.
Так, в системе художественного образования разрабатывается и реализуется новая концепция активных методов педагогического взаимодействия с детьми: от эмоциональных воздействий учителя на ребенка (личным примером при последовательности получения изображения) к рациональным совместным действиям, направленным на овладение способами поэтапного выполнения художественной работы. Считалось, что овладение основами изобразительной деятельности (при использовании в качестве средств воплощения художественного замысла различных материалов, инструментов и техник) способствует всестороннему развитию личности [4].
Итак, выше мы показали становление метода социалистического реализма в системе взаимодействия «художник - зритель - общество» в советском искусстве, а также в художественном образовании и воспитании. В советской живописи, с нашей точки зрения, сложилось сущностное, наполненное возвышенно-трагедийным мироощущением видение мира. На этом основании полагаем, что созданные советскими живописцами произведения, в художественных образах которых воплощены такие ценности, как коллективизм, солидарность, долг, честь, совесть, справедливость, трудолюбие, взаимопомощь, бескорыстная любовь к Отечеству могут и должны способствовать успешному воспитанию патриота в современных учреждениях дополнительного художественного образования.
Выдвинутое положение, исходящее из постулата, что искусство способствует гармоничному развитию личности, а значит и социальному прогрессу общества, было нами реализовано на практике в рамках трех областных конкурсов детского
изобразительного творчества учащихся ДХШ и художественных отделений ДШИ Вологодской области: «История отечества - 2007» (сентябрь -ноябрь 2007 г.); «Солдату России посвящается!» (февраль - апрель 2008 г.); «Родина. История. Комсомол» (сентябрь-ноябрь 2008 г.).
Генеральной целью конкурсов было стремление средствами советской живописи помочь учащимся выработать объективный взгляд на историю и культуру России, без чего невозможно оптимизировать процесс формирования личностного патриотизма у детей и подростков. Очевидно, что когда у ребенка не сформирована «историческая память», тогда прерывается связь поколений (нравственная ответственность отцов перед сыновьями, а сыновей перед отцами), а без этого - нет Отечества как социально-культурной общности соотечественников, а значит, у России нет будущего.
Общая задача конкурсов - педагогически поддержать учащихся в процессе вырабатывания ими собственных представлений о ключевых событиях российской истории и культуры: двух революциях, гражданской войне, индустриализации всей страны, Великой Отечественной войне, восстановлении народного хозяйства, целине, первом полете в космос, Афганистане, БАМе, перестройке, Чечне.
В конкурсной практике было задействовано более 60 педагогов из 19-ти ДХШ и ДШИ Вологодской области. Конкурсные мероприятия сопровождались тематическими экскурсиями, занятиями с демонстрациями движущегося видеоряда произведений дореволюционной, советской и современной живописи (с применением новейших технических средств), уроками мужества; промежуточные результаты отслеживались в учреждениях дополнительного образования, общие подводились на итоговых конкурсных выставках на базе МОУ ДОД «Детская художественная школа» г. Вологды.
Всего за конкурсную практику жюри (которое включало 2-х членов Вологодского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», методиста, педагога истории и педагога высшей школы) было рассмотрено около 750 детских рисунков и 50 литературных к ним приложений (эссе, сочинений, стихотворений). На каждой итоговой выставке «на суд зрителя» было представлено по 100 творческих работ учащихся.
24
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
Лауреатами и дипломантами конкурсов стали более 300 учащихся в возрасте от 6 до 17 лет.
В целом качественные показатели конкурсновыставочной деятельности можно признать высокими. (Например, на вопрос «Хотели бы Вы покинуть Отечество?», учащиеся (К = 250) «нет» отвечали 84%, «да» - 9%, не определились - 7%. Диагностические данные по той же программе вначале экспериментальной работы составляли соответственно: 63%, 24% и 13%.)
Если в традиционном процессе патриотичес-ки-ориентированного образования происходит присвоение (интериоризация) ребенком отчужденных ценностных образцов, пусть и дидактически оформленных учителем, то с помощью средств советской живописи в процессе творческого самореализации (экстериоризации) воспи-туемые сознательно и активно воспроизводят принятый социальный опыт и выражают свои патриотические чувства. Поэтому в педагогическом процессе урок изобразительного искусства является «единственным, на котором возможно количество правильных ответов (выразительных работ), совпадающих с числом учащихся» [3, с. 73].
Таким образом, анализ показал, что учащиеся ДХШ и ДШИ в процессе конкурсно-выставочной деятельности воспроизводят (социальные и индивидуальные) ценности с помощью специфических средств. К ним относятся художественные образы, изобразительно-выразительные средства, художественные материалы, инструменты и техники, а также конкурсы и выставки детского изобразительного творчества. Педагогический потенциал советской живописи в процессе современного дополнительного худо-
жественного образования направлен на организацию комплекса педагогических условий, способствующих формированию у детей и подростков личностного патриотизма; целостному развитию личности посредством эстетизации; реализации творческих задатков учащихся; овладению навыками реалистического изобразительного искусства.
Библиографический список
1. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы. Документы. Воспоминания / Ред.-сост. В.Н.Перельман. - М.: Советский художник, 1962. - 404 с.
2. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т.
1. - СПб.: «Кольна», 1995. - 672 с.
3. Жуков Д.Л. Роль изобразительного искусства в развитии школьника // Организация воспитательной работы в образовательном учреждении: Материалы второй региональной научнопрактической конференции. - Вологда: ВРО ОДОО «МАН «Интеллект будущего», 2008. - С. 70-74.
4. Игнатьев С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей: Автореф. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - 40 с.
5. История русской живописи: Первая половина ХХ века / В. Роньшин. - М.: Издательство «Белый город», 2007. - 127 с.
6. Круглова Т.А. Искусство соцреализма как культурно-антропологическая и художественнокоммуникативная система: исторические основания, специфика дискурса и социокультурная роль. Автореф. ... д-ра филос. наук. - Екатеринбург, 2005. - 46 с.
УДК 372
Д.В. ЗАЙЦЕВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматривается понятие «педагогическая технология». Озвучены основные принципы с помощью которых возможно реализовать воспитательный потенциал педагогических технологий в воспитании экологической культуры учащихся.
Ключевые слова: культура, экология, воспитание, педагогические технологии.
© Д.В. Зайцев, 2009
25