Научная статья на тему 'Выбор стратегии непрерывного образования'

Выбор стратегии непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / КУЛЬТУРА / ПРОСТРАНСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / CONTINUING EDUCATION / INNOVATIVE ECONOMY / STRATEGY / REFLECTION / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротенко Татьяна Юрьевна

Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что образование на протяжении всей жизни категорический императив и жизненная необходимость, которые имеют ряд веских оснований. Обсуждаемые в статье аргументы, «укрепляющие» идею непрерывности образования в современном мире, очень тесно связаны между собой и взаимозависимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOOSING A CONTINUING EDUCATION STRATEGY

Today we can say with full confidence that education throughout life is a categorical imperative, a necessity, which have a number of good reasons. The arguments discussed in the article, "strengthening" the idea of continuity of education in the modern world, are very closely related and interdependent.

Текст научной работы на тему «Выбор стратегии непрерывного образования»

УДК 37.013.76

ВЫБОР СТРАТЕГИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кротенко Татьяна Юрьевна, к.филос.н., доцент Государственный университет управления, г.Москва, Россия (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru)

Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что образование на протяжении всей жизни - категорический императив и жизненная необходимость, которые имеют ряд веских оснований. Обсуждаемые в статье аргументы, «укрепляющие» идею непрерывности образования в современном мире, очень тесно связаны между собой и взаимозависимы.

Ключевые слова: непрерывное образование, инновационная экономика, стратегия, рефлексия, культура, пространство, цифровизация.

Стремительный темп научно-технического и технологического развития ведет как к бурному росту знаний, так и к их быстрому «ветшанию». Не так давно сравнительно малый объем знаний и его относительно медленное увеличение делало возможным ограничивать формальное образование несколькими годами. В начале прошлого века обновление совершалось через 20-30 лет, и консервативность образовательной системы не давала обществу почувствовать дефицит знаний.

Структура и содержание обязательного общего и специального образования прошлого учитывали медленное становление и развитие общественного производства. Они имели завершенный вид и ориентировались на весьма конкретный заранее запланированный конечный результат. Действительно, многие знания подолгу, порой всю жизнь верно служили человеку, безотказно агентировали его деятельность. Сегодня мы обнаруживаем, что «период полураспада» знаний резко сократился, особенно в тех сферах деятельности, в которых велика роль науки и технологий.

Эволюционный смысл модернизации общества и системы образования предполагает поэтапный и грамотно спроектированный переход от индустриального к постиндустриальному, к информационному и одновременно гуманитарному типу культуры, от науки, экономики, технологий, ориентированных на развитие, к иным стандартам и качеству взаимодействия человека и государства, к раскрытию способностей личности в достойных условиях жизни.

Образование было всегда центральной, ключевой сферой в процессах развития человеческой деятельности и общества в целом; огромные достижения именно в образовании легли в основу чрезвычайно важных, колоссальных социальных и научно-технологических преобразований и прорывов мирового значения 20-го века. Сегодняшнее изменение статуса образования сопровождаются обострениями проблем в этой сфере [1].

Для осуществления такого масштабного социокультурного перехода необходимо знать и хорошо ориентироваться как в мировом опыте успешных

модернизаций, так и понимать непростой путь становления российской идентичности, видеть возможности роста страны, барьеры на пути к информационному и гуманитарному типу культуры.

Мы являемся свидетелями и неизбежными участниками далеко не первой трансформации, и становится понятным, что до следующего «преобразующего» шага, а никак не после него, необходима качественная рефлексия самой логики реформ. Нововведения в образовании как особые социальные действия, вызывающие грандиозный резонанс во всех сферах жизни, оказываются в нашей стране фатально уязвимыми по причине их импульсивности, неподготовленности, непонимания либо игнорирования интересов различных социальных слоев.

Всё еще инерционная, несмотря на перманентное реформирование, система формального образования не успевает за энергичными изменениями картины мира и потребностей экономики. Отсюда вытекает необходимость постоянного обновления с использованием неформальных и информаль-ных способов образования.

Знание и информация перепозиционируют образование в структуре общественной жизни. Они выступают на передний фланг общественно-экономического развития, как и прежде в главной, но в иного качества роли. Инновации должны приносить прибыль, знания - быть стратегическим ресурсом, обеспечивать информационно-экономическую безопасность, формировать конкурентные преимущества производствам, превращаться в ведущий источник стоимости. Это вызовы информационного общества.

Сфера образования теперь сама активно действует в развитии рыночных отношений, потому что знания преобразуются в общественный капитал, являются товаром. Выгоды ожидаются и у получателя услуги, и у поставщика, и у общества в целом. От грамотной активности института образования зависят перспективы социально-экономического развития страны.

Вторя известным футурологам, можно утверждать, что обучение, продолжающееся всю жизнь, сегодня становится залогом относительно безопасной жизни людей: образованность общества и рост гуманитарного потенциала обеспечивают миру хоть какой-то шанс на выживание, ведь они предоставляют возможность контроля над неуёмностью научно-технического прогресса.

Постоянный рост динамики социума подталкивают человека не только к повышению квалификации, но даже к смене сферы деятельности, профессии, специальности. Самозанятость во многих случаях становится неизбежностью и спасением. Если двадцать лет назад быстрый арифметический счет и грамотное письмо гарантировали мало-мальски обеспеченную жизнь, то сейчас этого мало.

Повышение уровня жизни создает благоприятную основу для разнообразных занятий людей. Увлечения, многие досуговые формы невозможны без специального обучения и соответствующих личностных преобразований.

Мы являемся свидетелями существенных изменений в сферах формального и неформального образования. Обучение уже не отождествляется только с обязательным средним и высшим образованием, эту роль играют и другие институты, например, предприятия, в которых подготовка и совершенствование необходимых для работы навыков и умений являются нормой, даже технологическим требованием.

Переориентация с госзаказа на подготовку узкого специалиста в направлении личностного развитие становится возможной при индивидуализации обучения с учётом способностей и пожеланий конкретного человека.

Представления о пространстве непрерывного образования в последнее время интенсивно развиваются и преображаются. Надо отметить, что во многих странах используются глобальные и локальные масштабы пространственных измерений и преобразований в образовательной сфере. Мы становимся свидетелями заметного последовательного расширения взглядов на территорию, на которой разворачиваются образовательные процессы: от конкретного, ограниченного физическими границами (зданием школы, вуза) места, где обучают и обучаются, до глобального открытого информационно-образовательного пространства современного мира. Появляется явное разделение представлений о реальном и виртуальном пространстве обучения [1].

«Образовательное пространство» как концепт непрерывного образования рассматривается сегодня как глобальный фон для межкультурного взаимодействия и свободного передвижения субъектов обучения (очевидна связь понятий «академическая» и «профессиональная мобильность» с идеей передвижения в образовательном пространстве). При неоднородности качества национальных и региональных пространств обучения намечается повсеместное движение к таким общим характеристикам, как: открытость, многообразие, инклюзивность, многоуровневость, полиструктурность. Реальная топография образовательного пространства меняется по мере того, как меняется концептуальное представление о нем [3].

Цифровизация, в общем-то, решает и проблему непрерывности образовательного пространства и процесса обучения, открывая человеку новые возможности: удобные время, место, форма, уровень, комфортный вариант коммуникации, индивидуальные маршруты, самостоятельный образовательный путь, сотрудничество с педагогом как с проводником по цифровому миру, «созидание», а не только «потребление» электронных ресурсов [2].

Мир изменяется на наших глазах, причем настолько, что интернет позволяет людям работать удаленно, медиа ускоряют производство, реселлеры перепроектируют привычный бизнес. Промышленная революция уже сейчас меняет наше представление о труде [4]. Многие рабочие места исчезают с развитием искусственного интеллекта и робототехники. Рынок труда настойчиво требует постоянного обучения и частой переподготовки, эти вещи становятся нормой пребывания и функционирования на рынке

труда. «Привыкание» рынка труда и системы образования к постоянным трансформациям в общественной жизни, к технологическому прогрессу неизбежны. Каждый человек в итоге сталкивается с проблемой, как пережить безболезненно и достойно эту адаптацию. Требуются ответные преобразования - собственных знаний, умений, навыков, моделей поведения.

Уже на подходе то время, когда генная инженерия, развитие биотехнологий и искусственного интеллекта предъявят миру долгожданные, будем надеяться, полезные результаты. Для понимания их необходимости и пользы, для уверенного «взаимодействия» с ними требуется постоянное обучение.

Не вызывает сомнений: непрерывное образование - это уже не произвольный выбор, индивидуальное решение человека, а необходимость, не только социальная и экономическая, но физическая, эмоциональная, экологическая, культурная. Человек задумывается о расширении горизонтов развития не только когда находится под угрозой увольнения, а еще и тогда, когда осознает: чем больше узнаёт, тем меньше знает.

Практика и культура постоянного развития людей формируется в социуме. Это медленное становление происходит в ходе появления, накопления и распространения способов свободного непрерывного образования людей с помощью создаваемых образованием инструментов. Если говорить об отдельном человеке, то культуру непрерывного развития можно понимать, пользуясь различениями Колесниковой И.А, как интегративную характеристику способности к личностному развитию через образовательные практики [5].

Культивирование непрерывного образования возможно во всех возрастных категориях. В современном обществе, стремящемся к идеалам информационного и инновационного социума, мы видим признаки воплощения идеи К.Д. Ушинского о том, что основной целью образования человека должен быть только сам человек, а не государство, народ, культура, человечество, - они должны существовать в первую очередь для человека.

Образование, являющееся институтом социализации, просто обязано обеспечить преемственность положительного опыта, творческий рост личности. Формирование культуры непрерывного образования - одна из серьезных задач института образования, которое отвечает за развитие личности на протяжении всей жизни.

Воплощение идеи непрерывного развития в глобальном масштабе на уровне отдельной страны, региона, организации, личности требует не только соответствующего системного взгляда на образовательную инфраструктуру, но также дисциплины саморазвития и сформированной способности людей к учению на протяжении всей жизни. Отнюдь не многие могут и готовы использовать информационный, коммуникационный, технический и технологический потенциал открытого общества для своего личностного развития, сознательно различать цели и результаты формального, неформального, информального образования; грамотно выстраивать соб-

ственное поведение и взаимодействовать в группе как участники процесса непрерывного образования.

Список литературы

1. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования», Екатеринбург, 2010.

2. Дьяконова М.А., Шарипов Ф.Ф. Эволюция понятия «управление человеческими ресурсами». Вестник университета. 2018. № 4. С. 14-17.

3. Шарипов Ф.Ф. Эволюция представлений о пространственной организации экономики. Вестник университета. 2017. № 10. С. 80-87.

4. Макеева В.Г. От технократии - к научно-ориентированному индустриализму. В сборнике: II Моисеевские чтения: культура как фактор национальной безопасности России Доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Под редакцией А.В. Костиной, В.А. Лукова. 2019. С. 441-443.

5. Концептосфера непрерывного образования: опыт лингво-педагогического анализа: [в 3 ч.] / [И. А. Колесникова [и др.]; под ред. профессора И. А. Колесниковой], Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2016. Ч.1. 38 с.

6. Оценка влияния инвестиционной активности на динамику экономического развития России в период санкций/ Матвеев В.В., Резвякова И.В.// Вестник ОрелГИЭТ. 2018. № 1 (43). С. 96-101.

7. Повышение эффективности использования бюджетных средств на региональном уровне/ Матвеев В.В., Мазур Л.В., Бубнова Н.В.// Вестник ОрелГИЭТ. 2018. № 3 (45). С. 104-111.

8. Monitoring of businesses operations with cash flow analysis/ Soboleva Yu.P., Matveev V.V., Ilminskaya S.A., Efimenko I.S., Rezvyakova I.V., Mazur L.V.// International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 11. С. 2034-2044.

9. Финансы жилищно-коммунального хозяйства/ Матвеев В.В., Ильминская С.А.// учебное пособие Орел, 2011.

10. Прогнозирование и планирование национальной экономики/ Арманшина Г.Р., Голоктионова Ю.Г., Ильминская С.А., Илюхина И.Б., Красоченкова Н.П., Крылова А.В., Лисичкина Н.В., Матвеев В.В., Морковкин Д.Е., Степанов А.В., Шманёв С.В., Шманёва Л.В., Юрзинова И.Л.// Орел, 2017.

11. Роль доказательств обоснованности возникновения налоговой выгоды в судебной практике/ Матвеев В.В., Мазур Л.В., Жукова А.С.// В сборнике: Гражданско-правовое регулирование общественных отношений в современной России, Сборник научный статей и докладов V Международной научно-практической конференции, посвященной 450-летию основания г. Орла и 20-летию Орловского филиала ФГБОУ ВО "Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации". 2016. С. 280-283.

12. Механизм совершенствования макротехнологической структуры российской промышленности/ Матвеев В.В.// Москва, 2005.

Krotenko Tatyana Yurievna, cand. of philos. sciences, associate professor State University of management, Moscow, Russia (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru) CHOOSING A CONTINUING EDUCATION STRATEGY

Today we can say with full confidence that education throughout life is a categorical imperative, a necessity, which have a number of good reasons. The arguments discussed in the article, "strengthening" the idea of continuity of education in the modern world, are very closely related and interdependent.

Keywords: continuing education, innovative economy, strategy, reflection, digitalization.

УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК ОБУЧАЮЩЕЙ ПЛАТФОРМЫ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ Ляшенко Мария Сергеевна, к.п.н., доцент (e-mail: mslyashenko@mail.ru ) Минеева Ольга Александровна, к.п.н., доцент (e-mail: mineevaolga@gmail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет

им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия Поваренкина Ирина Александровна, старший преподаватель (e-mail: povarenkinaia@mail.ru), Национальный исследовательский университет НИУ ВШЭ- Нижний Новгород, Россия

Социальные медиа стали неотъемлемой частью образовательной среды. Данное исследование был проведено с целью изучения отношения учителей к использованию данной технологии для мультикультурного образования в контексте преподавания иностранного языка. Теоретическую основу исследования составили зарубежные концепции преподавания ценностей мультикультурного образования. Отношения учителей анализировались с использованием феноменологического подхода, который применялся к рефлексивным журналам. Полученные результаты свидетельствуют о том, что преподаватели положительно отнеслись к внедрению социальных сетей в качестве обучающей технологии, хотя существует ряд ограничений и отрицательных моментов при использовании социальных сайтов для преподавания.

Ключевые слова: социальные сайты, мультикультурное образование, отношение учителей, преподавание иностранного языка, феноменологический подход

Введение

Современное образование характеризуется повсеместным использованием информационно коммуникационных технологий, которые стали неотъемлемой частью процесса обучения. Педагоги сталкиваются с дилеммой: как, когда и какие технологии использовать для решения образовательных задач [1;2]. Социальные медиа, проникнув во все сферы общественной жизни от политической до культурной и социальной сфер, не могли не затронуть образовательный контекст. Возникает необходимость проанализировать, как социальные медиа могут быть использованы не только как форма «технологии персональных развлечений» [1], но и как инструмент обучения в глобальном образовательном контексте с его разнообразием и слиянием культур. Учителя как агенты изменений должны осознать важность идей поликультурного пространства и межкультурного взаимодействия, и использовать те формы и технологии общения, передачи ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.