ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ МЧС РОССИИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА УЧЕБНУЮ МИГРАЦИЮ
М.В. Бараковских, старший преподаватель, Е.И. Пустовалова, старший преподаватель, А.И. Ложкарев, доцент, к.филос.н., доцент, Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург
В настоящее время Россия идет по пути пересмотра миграционной политики с целью ее ориентации на прием и удержание востребованной рынком категории мигрантов, обладающей необходимыми социальными параметрами и квалификационными характеристиками.
Понятие «миграция» существовало с давних времен, однако первое, но не исчерпывающее определение этому процессу было дано в работах Э. Равенштейна в конце XIX в.: «постоянное или временное изменение местожительства человека». На примере миграционных процессов в Великобритании и Северной Америке им был открыт и научно обоснован ряд законов, носящих объективный характер, что, в свою очередь, «послужило толчком к созданию других теорий миграций, базирующихся на этих законах
[1]. В современной теории миграционных процессов существует две, наиболее известных точки зрения, по этому поводу. Обращаясь к Л.Л. Рыбаковскому, мы находим, что в первом случае под миграцией понимается широкий спектр понятий, включающих в себя различные виды движения (например, с точки зрения А.У. Хомры - отраслевое, территориальное, профессиональное, социальное). Во втором случае миграция представляет собой только территориальное перемещение. Авторы придерживаются второй точки зрения, полагая возможным в данном случае исследовать социальный аспект образовательной миграции в контексте территориального перемещения индивидов.
Социологические исследования показывают, что в ряду других разновидностей миграций, учебная миграция (передвижение студентов и молодых специалистов с целью продолжения образования) - это один из наиболее динамично развивающихся миграционных потоков.
В этом контексте, учебная миграция, ориентированная на образовательные заведения МЧС России, выступает фактором экономического роста и мощным геополитическим ресурсом страны, служащим для распространения и продвижения культуры безопасности жизнедеятельности
[2].
Феномен образовательной миграции, несомненно, нуждается в глубоком и всестороннем изучении.
В научной литературе по данной проблематике преобладают психологические и демографические подходы, тогда как социальные факторы, объясняющие различные аспекты учебной миграции (на наш взгляд - не менее
важные - авт.) остаются без должного внимания ученых. Более того, сами границы проблемного поля образовательной миграции пока остаются без точного обозначения, что мешает эффективному применению исследовательских практик.
Поэтому авторы предприняли попытку прояснить некоторые основные черты этого феномена применительно к образовательным заведениям МЧС России.
Например, говоря об Уральском институте ГПС МЧС России, следует отметить, что до недавнего времени он являлся единственным образовательным учреждением МЧС России, расположенным в азиатской части страны, а география регионов, откуда прибывали его будущие курсанты до начала 90-х годов, была весьма обширной и включала в себя не только автономные республики, края и области РСФСР (Татарскую и Башкирскую АССР, Красноярский, Хабаровский, Приморский, Алтайский край, Челябинскую, Свердловскую, Кировскую, Тюменскую, Новосибирскую, Читинскую, Сахалинскую область), но и союзные республики: Казахскую, Киргизскую, Туркменскую, Таджикскую ССР...» [3].
В настоящее время образовательная организация сотрудничает в сфере комплектования и последующего распределения с Приволжским, Уральским, Северокавказским, Сибирским и Дальневосточным региональными центрами МЧС России.
Сегодня, по мнению авторов, к числу важнейших факторов, в значительной степени определяющих динамику учебной миграции, ориентированной на высшие учебные заведения МЧС России, следует отнести:
1. Возможность получения качественного высшего профессионального образования. Доказательством тому является тот факт, что на сегодняшний день во всех пожарно-технических образовательных учреждениях обучаются почти 10 тыс. курсантов и студентов.
2. Востребованность избранной профессии на всероссийском и региональном уровне.
Известно, что ежегодно Государственной противопожарной службе МЧС России требуется не менее 6 тыс. специалистов с высшим и средним профессиональным образованием [4].
3. Особую роль в выборе учебного заведения играет и социальный статус офицера МЧС России, выражаемый в его общественном положении, материальном благополучии, отношении к власти, в наличии определенных критериев престижности. К таким критериям мы относим уровень образования, материальное положение, социальная позиция и власть, специфика труда, степень ответственности, обобщенные характеристики общественной значимости профессиональной деятельности офицера МЧС [4].
Важным критерием офицерской службы, по мнению А.Б. Кердана, является степень социальной и правовой защищенности личности (корпорации), степень морального и материального стимулирования профессиональной деятельности. При этом в стабильном обществе одним из
критериев социальной престижности может быть названа степень зависимости престижа от уровня образования и духовных качеств личности, в нестабильном - от материального благополучия и приближенности к власти [5].
Мы считаем, что повышение уровня и качества подготовки специалистов в области пожарной безопасности во многом зависит от определенных условий, где основным является улучшение материального положения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. В таблице представлены мнения респондентов, направления усиления.
Таблица
Направления Население Эксперты
% Место % Место
Повышение з/п офицерам 55,4 1 100 1
Улучшение тех. средств, обмундирования, средств защиты 44,6 2 50,7 2
Повышение квалификации, постоянное обучение новому 41,0 3 42,3 3
Введение социальных гарантий 26,5 4 35,2 4
Поднятие престижа профессии 24,1 5 10,2 6
Обеспечение жильем 20,3 6 35,2 4
Более четкое разграничение функциональных обязанностей - - 21,4 5
Данные, приведенные в таблице, демонстрируют абсолютное единство в необходимости особой заботы со стороны государства, во-первых, о материальном обеспечении офицеров, как признание им, государством, специфики профессии, связанной с риском для здоровья и жизни; во-вторых, о постоянном повышении профессионализма, повышении квалификации, переподготовка офицерских кадров [6].
Профессиональная деятельность сотрудников МЧС России напрямую зависит от ее значимости для государства, что проявляется в достаточном материальном вознаграждении и особом отношении власти к офицерам в виде предоставления им различных льгот. Поэтому более половины респондентов считают необходимым улучшение материального благосостояния (55,4 %); более четверти (27,7 %) - обеспечение офицеров социальными гарантиями, льготами, страхованием жизни и здоровья; свыше двадцати процентов -жильем, а 7,2 % указывают на увеличение в целом финансирования системы МЧС.
Действительно современный человек придает большое значение условиям труда, той технике, на которой ему приходится работать - ведь чем сложнее оборудование, техническое оснащение, тем более высокая квалификация требуется, более широкие знания, которые можно получить при условии качественного образования.
В заключении хотелось бы отметить, имидж Вуза является одним из ключевых критериев его выбора в качестве места получения высшего профессионального образования, направления образовательной миграции. Курсанты и студенты выбирают вузы, где учились родственники, знакомые и
друзья. А также высокое качество образование, гарантии и социальные льготы является важнейшим фактором в увеличении доли учебных мигрантов в вузах.
Список использованной литературы
1. Полетаев Д.В. Учебная миграция в Россию и российские вузы как ресурс для адаптации учебных мигрантов. Опыт социологического исследования // Международная экономика. 2009. - № 6. - С. 44-54.
2. Белых Н.Ю. Проблемы миграции молодёжи за пределы региона // Молодёжь как ресурс регионального развития: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. Киров: ВятГГУ, 2011. С. 16 - 18.
3. Архив Уральского ин-та ГПС МЧС России. Д. 1108. - Т. 1, 2. - С. 15.
4. Киткин К.Н. Имидж офицера МЧС в общественном мнении: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06 / Киткин Константин Николаевич. - Екатеринбург, 2008. - 168 с.
5. Кердан А.Б. Социальная престижность государственной службы в России: Монография / А.Б. Кердан. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. -264 с.
6. Миронов М.П. Выбор и освоение профессии риска как социологическая проблема: на материалах учебных заведений ГПС МЧС РФ / М.П. Миронов, Б.С. Павлов, В.Г. Попов. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, УрАГС, 2006. - 232 с.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЛИКА
СОТРУДНИКА МЧС РОССИИ
Е.Ф. Баскакова, преподаватель, М.Ю. Спичкин, преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Функционирование системы Государственной противопожарной службы во многом зависит от своевременного обеспечения её подразделений квалифицированными кадрами. По данным статистики более 70 % пожаров в России приходится на жилой сектор, где наблюдается целый комплекс противопожарных нарушений: ветхая электропроводка, неправильное устройство и эксплуатация отопительных печей, детская шалость и поджоги. Но основной причиной возникновения пожаров по-прежнему является человеческий фактор. Из-за неосторожного обращения с огнем, незнания элементарных правил пожарной безопасности и пьянства происходит свыше 50 % всех пожаров. В деятельности по обеспечению пожарной безопасности и осуществлению ГПН по предотвращению пожаров и последствий от них важное место занимает информационное обеспечение. Основным