Научная статья на тему 'Факторы профессиональной социализации курсантов вузов государственной противопожарной службы МЧС России'

Факторы профессиональной социализации курсантов вузов государственной противопожарной службы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
705
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА / SOCIALIZATION / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / FIRE FIGHTING SERVICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шубин Владимир Анатольевич

В статье рассматриваются особенности профессиональной социализации курсантов государственной противопожарной службы МЧС России. На основе опроса курсантов институтов ГПС, преподавателей и выпускников Ивановского института ГПС МЧС России проводится анализ основных факторов, влияющих на социализацию курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шубин Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы профессиональной социализации курсантов вузов государственной противопожарной службы МЧС России»

УДК 316.61

В. А. Шубин

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности профессиональной социализации курсантов государственной противопожарной службы МЧС России.

На основе опроса курсантов институтов ГПС, преподавателей и выпускников Ивановского института ГПС МЧС России проводится анализ основных факторов, влияющих на социализацию курсантов.

Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, противопожарная служба.

Abstract. The article reads about the specifications of the professional socialization of the EMERCOM State Fire fighting service students. Principal factors effecting the students socialization are being analyzed according to the surveys carried out among the students of the Fire fighting service institutes and among the teaching personnel and the graduates of the Ivanovo institute of the EMERCOM State Fire fighting service.

Keywords: socialization, professional socialization, Fire fighting service.

В процессе перехода России к рыночным отношениям произошли значительные изменения во всех сферах жизнедеятельности российского общества, в том числе в сфере обеспечения общественной безопасности. Участившиеся в последние годы случаи техногенных катастроф, природных катаклизмов и аварий из-за так называемого человеческого фактора привели к осознанию необходимости переосмысления подходов к обеспечению безопасности, решение этой задачи зависит от эффективности деятельности военных институтов государства. Одним из таких институтов является государственная противопожарная служба Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации (далее - ГПС). Не вызывает сомнения, что эффективность деятельности ГПС зависит от степени профессиональной подготовки ее специалистов и уровня ее технической оснащенности. Кроме того, специалисты государственной противопожарной службы являются не только субъектами профессиональной деятельности, но активными участниками всех общественных изменений, происходящих в стране. При этом фактором, влияющим на формирование их социально-профессиональных качеств, ценностных и мировоззренческих установок, норм и правил поведения, умений и навыков, является их профессиональная социализация, особенно на стадии обучения в институте ГПС. Анализ состояния и особенностей процесса профессиональной социализации, выявление факторов и противоречий имеют практическое значение для разработки механизмов и программ, способствующих усиленной профессиональной социализации курсантов.

Социализация представляет собой сложный, противоречивый процесс взаимодействия индивида и общества; процесс развития таких качеств индивидов, которые в результате воздействия общества обеспечивают становление личности. Для теоретического осмысления социализации личности представляют интерес труды классиков социологической мысли: О. Конта,

Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, Дж. Мида, Т. Парсонса. Так, Т. Парсонс рассматривает социализацию как особый социальный институт, основной функцией которого является поддержание стабильного функционирования общества за счет передачи основных норм и ценностей от старшего поколения младшим [1].

В отечественной науке профессиональная социализация является объектом изучения как социологии, так и психологии и педагогики. По мнению А. В. Морозовой, профессиональная социализация представляет собой довольно сложный многоуровневый процесс, зависящий от степени включения личности в профессиональную среду. При этом отмечается важность как внешних, так и внутренних факторов, способствующих более успешной интеграции личности в сферу профессиональной деятельности [2, с. 21-22]. Л. Э. Пробст определяет профессиональную социализацию как «процесс, в котором происходит развитие личности под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельности общества», и особенно выделяет личностные характеристики, взаимодействие с другими людьми, которые относятся к данной профессиональной среде [3, с. 32].

Важное значение в профессиональной социализации имеют ценности и ценностные ориентации личности, которые во многом определяют выбор профессии [4, с. 42].

Процесс профессионального становления протекает достаточно индивидуально и отражает соединение усилий индивида и профессиональной среды. Профессиональная социализация связана с овладением определенных умений и навыков, с приобщением к определенной субкультуре, с углублением социальных контактов индивида и расширением диапазона социальных ролей. Она предполагает способность личности реализовать собственный интерес в выборе профессии, а также личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо профессиональной общности. Профессиональная социализация проходит в процессе совместной деятельности, общения в определенной профессиональной среде. И чтобы она совершалась без значительных потерь для личности, общество, в первую очередь через институты образования, должно заложить в нее механизмы адаптации, сохранения своей индивидуальности и обеспечить социальный контроль, необходимый для более успешной интеграции молодежи в профессиональную деятельность. Кроме того, здесь важно четкое определение личностью своего места и роли в той профессиональной структуре, к которой она себя относит.

По нашему мнению, профессиональную социализацию можно определить как особый социальный процесс, представляющий собой сложную и многоуровневую систему последовательных этапов развития личности, на каждом из которых под воздействием внутренних и внешних факторов происходит накопление, структуризация и осуществление количественных и качественных личностных изменений вследствие овладения специалистами профессиональной деятельностью.

Основными социальными факторами, которые влияют на профессиональную социализацию курсантов ГПС МЧС России, являются следующие: особая социальная среда, связанная с трудностями и лишениями военного образа жизнедеятельности, риском для жизни как самих офицеров, так и гра-

жданских лиц, подвергшихся опасности для жизни, с ответственностью за безопасность граждан; ориентированность на самостоятельность принятия решений в трудных ситуациях, которая воспитывается у курсантов в процессе практических занятий; личный пример командиров, а также известных и заслуженных военных, чей труд и поступки определяют положительный имидж всей сферы деятельности; особенность учебно-воспитательного процесса в военном вузе, основными характеристиками которого являются правильное распределение учебного и свободного времени, специфика образовательных программ, моделирование чрезвычайных ситуаций, максимально приближенных к реальности; специфика социально-бытовых условий проживания и обучения курсантов, проявляющаяся прежде всего в особенностях казарменного положения и отрыва молодых людей от семьи, что по-разному влияет на их способность к адаптации к резко изменившимся трудным условиям жизнедеятельности.

Анализ деятельности институтов ГПС и особенностей профессиональной подготовки специалистов показал наличие существенных нерешенных проблем, связанных с профессиональной социализацией курсантов. К ним относятся такие проблемы, как очень слабая профессиональная ориентация школьников на овладение военной специальностью, низкая социальнопсихологическая адаптация курсантов к условиям обучения и специфике профессиональной деятельности, связанной с высоким риском собственной и общественной безопасности, низкая мотивация закрепления специалистов в профессии и др.

С целью выявления основных факторов, влияющих на социализацию курсантов ГПС МЧС России, были проведены социологические исследования: массовый опрос курсантов Ивановского, Московского и Уральского институтов ГПС МЧС России и экспертный опрос выпускников и преподавателей Ивановского института ГПС МЧС России. В ходе исследования изучались мотивы выбора профессии пожарного, удовлетворенность курсантов организацией учебно-воспитательного процесса и социально-бытовыми условиями проживания, проблемы адаптации курсантов к профессиональной среде, а также резервы оптимизации и улучшения работы вузов ГПС.

Почти треть опрошенных курсантов (29,5 %) выбрали профессию пожарного по личному желанию; 15,7 % - по семейной традиции; 12,9 % - по совету друзей или знакомых; 12,0 % курсантов выбрали профессию пожарного по совету родителей. Представляется интересным такой факт, как активность военнослужащих по агитации молодежи для обучения в военном вузе по специальностям ГПС МЧС России: 9,2 % опрошенных курсантов отметили, что выбрали профессию пожарного по рекомендации работников пожарной охраны, и только 7,4 % - по направлению военной части (рис. 1).

Что касается выпускников, то большинство из них (68,8 %) выбрали профессию по собственному желанию. Вторым основным мотивом выбора профессии выпускниками была семейная традиция (12,5 % выпускников).

Непопулярность профессии пожарного среди молодежи зависит, безусловно, от многих факторов. Среди них заметную роль играет школа. Так,

95,6 % опрошенных курсантов отметили, что в учебном заведении, которое они закончили до вуза, отсутствовали мероприятия, способствующие ориентации молодежи на обучение специальностям ГПС МЧС России. Этот тезис подтвердили и выпускники вуза: все отметили, что у них в школе не было

мероприятий, способствующих ориентации молодежи на обучение специальностям ГПС МЧС России.

Основной причиной выбора профессии пожарного среди курсантов является героичность профессии, сознание ее необходимости (так ответили

29,6 % опрошенных). Среди прочих причин курсанты отметили следующие: возможность приложить свои способности (13,8 %), оплата труда (11,4 %), общественное признание результата труда (11,1 %), возможность получения жилплощади, прописки (11,0 %). Почти половина выпускников не смогли вспомнить причину выбора профессии (затруднились ответить 46,9 % опрошенных), причем большинство из остальных выпускников (31,3 %) сказали, что выбрали профессию из-за возможности получения жилплощади, прописки. Отношение родных и близких курсантов, выпускников и преподавателей к их выбору профессии в основном доброжелательное, уважительное (69,6,

87,5 и 100,0 % соответственно).

Абсолютное большинство курсантов довольны тем, что учатся в институте ГПС МЧС России: 52,7 % безусловно довольны, еще 37,2 % - скорее довольны, чем не довольны (рис. 2). В то же время опрошенные курсанты и эксперты отметили и недостатки вуза, определив причины своего недовольства. Так, 23,7 % курсантов не довольны организацией учебно-воспитательного процесса, а 14,2 % курсантов - глубиной полученных знаний.

Профессионализмом преподавательского состава не довольны 19,5 % курсантов. Отношением преподавателей к курсантам не довольны 20,1 % курсантов. Организацией личного времени курсантов не довольны большее число опрошенных (33,7 % курсантов и 6,3 % выпускников). Микроклиматом курсантской среды не довольны 23,3 % курсантов и 9,4 % выпускников. Что касается оценки социально-бытовых условий проживания и обучения курсантов, то не удовлетворены 23,7 % курсантов и 15,6 % выпускников. Таким образом, каждый четвертый курсант не доволен тем или иным аспектом своей курсантской деятельности. Недовольных обучением в институте курсантов всего 9,9 % (5,5 % - скорее не довольны, чем довольны, и 4,4 % - совсем не довольны). Из них 16,3 % опрошенных собираются сменить специальность в

29,5 %

По личному желанию

-I

I 15,7%

По семейной традиции

По совету друзей, знакомых

| 12,9%

По совету родителей

| 12,0%

По рекомендации работников пожарной охраны

| 9,2%

По направлению военной части

I 7,4 %

По направлению общественных организаций Ш 344%

Рис. 1. Основные мотивы выбора профессии пожарного (в процентах от числа опрошенных, п = 909)

системе ГПС МЧС России, а 30,8 % - собираются уйти из ГПС. Отметим, что почти все опрошенные курсанты, недовольные учебой в институте ГПС, учатся в Москве (в Екатеринбурге только один такой ответ, а в Иваново подобных ответов нет).

90,6 %

Безусловно доволен Скорее доволен,

чем не доволен

П Курсанты П Выпускники О Преподаватели

Рис. 2. Удовлетворенность выбором места обучения и работы

Необходимое условие успешной адаптации - это наличие сложившейся профессиональной среды и ее традиций, потребность в данном специалисте. Решающее событие в процессе адаптации молодого офицера - это идентификация себя как военного специалиста с профессией, усвоение основных норм и опыта, приобретение самостоятельности в работе. Девять из десяти курсантов сразу или достаточно быстро освоились в условиях обучения и проживания в институте ГПС МЧС России. Кто-то попал в идеальные для себя условия (21,1 %), кто-то изначально был морально и физически подготовлен к обучению в военном вузе (28,4 %). 30,0 % курсантов освоились не сразу, но достаточно быстро, чему способствовала атмосфера в коллективе. Об этом свидетельствуют следующие цифры: почти 90 % респондентов сказали, что отношения между курсантами дружеские, хотя чуть меньше половины из них заметили, что иногда бывают случаи неуставных отношений. Причем со случаями неуставных отношений сталкивались больше трети курсантов, проживающих в городе, в котором расположен вуз (38,9 % опрошенных). Иногородних курсантов, попавших под неуставные отношения, в два раза больше (61,6 % приехавших из Ивановской области и 54,5 % приехавших из других регионов страны).

Выпускники Ивановского института ГПС МЧС России, так же как и курсанты, отметили высокую степень освоенности в условиях проживания и обучения в военном вузе: 68,8 % освоились сразу и 21,9 % освоились не сразу, но достаточно быстро. Среди опрошенных курсантов отметивших, что они долго не могли освоиться или так и не освоились, в два раза меньше обучающихся в г. Иваново, чем обучающихся в г. Москве и г. Екатеринбурге. Преподаватели дали несколько сдержанную оценку, хотя в целом подтвердили мнение курсантов. 31,2 % преподавателей сказали, что курсанты сразу осваиваются в вузе, и 68,8 % - что не сразу, но достаточно быстро.

И выпускники, и преподаватели считают, что в институте между курсантами либо дружеские, либо приятельские отношения. Отметим чуть больший процент их ответов о неуставных отношениях - 46,9 % выпускников

и 68,8 % преподавателей. Заметим, что о разрозненности коллектива говорили в основном курсанты младших курсов, и чем старше курс обучения, тем меньше доля выбравших такой вариант ответа, среди пятикурсников никто не указал на это.

Абсолютное большинство курсантов положительно оценили роль преподавателей в их жизни. Так, 40,8 % опрошенных отметили, что преподаватели активно участвуют в личной жизни курсантов, помогая самореализоваться в рамках традиций общества. Еще 25,9 % сказали, что преподаватели иногда интересуются личной жизнью курсантов, но не влияют на нее. В то же время курсанты отметили и наличие в преподавательском составе назойливых и безразличных учителей. Каждый четвертый опрошенный отметил, что преподаватели либо активно навязывают им свое мировоззрение на все, либо просто безразлично относятся к личной жизни курсантов. Выпускники и преподаватели единодушны в том, что преподаватели активно вникают в личную жизнь курсантов. Однако среди выпускников в два раза меньше тех, кто отметил, что преподаватели навязывают курсантам свое мировоззрение. Так ответили 9,4 % выпускников. Остальные отметили, что преподаватели помогают курсантам самореализоваться в рамках традиций общества.

На вопрос, адресованный преподавателям «Какова Ваша роль в личной жизни студентов?», 81,3 % респондентов ответили, что активно участвуют в личной жизни курсантов, помогая им самореализоваться; 15,6 % - активно участвуют в личной жизни курсантов, при этом навязывают им свое мировоззрение; 3,1 % - иногда интересуются личной жизнью курсантов, но не влияют на нее.

По мнению курсантов, в первую очередь воспитательная работа командиров, основанная на личном опыте, в большей мере влияет на превращение курсантов в истинных офицеров. Среди всех факторов, влияющих на становление курсантов истинными офицерами, курсанты выделили самые основные: личный пример командиров - 19,9 %; воспитательная работа командиров - 16,1 %; престиж профессии - 15,0 %; образовательная среда военного вуза - 11,4 %; влияние авторитета известных и заслуженных военных - 11,3 % (рис. 3). 12,5 % выпускников отметили значимость воспитательной работы командиров, а 9,4 % - общественное признание результатов труда, по 3,1 % -влияние авторитета известных и заслуженных военных и личный пример командиров.

Преподаватели поставили на первое место среди факторов, влияющих на становление курсантов истинными офицерами, общественное признание результатов труда, так считают 43,8 % преподавателей. 21,9 % отметили роль образовательной среды военного вуза; 15,6 % - влияние авторитета известных и заслуженных военных; 6,3 % - личный пример командиров и престиж профессии; 3,1 % - воспитательную работу командиров и соревновательную атмосферу среди курсантов.

Вторичный анализ исследования, проведенного С. Н. Дигиным1, выявил некоторый диссонанс между реальным поведением курсанта - будущего

1 Материалы исследования, проведенного в 2006-2007 гг. в Челябинском высшем военном автомобильном командно-инженерном училище (ЧВВАКИУ), п = 1120 респондентов.

офицера и идеальным представлением о нем. С одной стороны, традиционные профессиональные ценности (долг, честь и др.) по-прежнему декларируются в качестве идеалообразующих. С другой стороны, очевиден факт, что они не интериоризированы курсантами и рассогласованы с реальными поведенческими установками. Так, если товарищество (офицерское братство) как ценность получило высокую оценку у 62,0 % респондентов, то его реальное проявление в среде курсантов отметило лишь 38,0 % опрошенных. В иерархии ценных профессиональных качеств до 80 % курсантов поставили дисциплинированность на одно из первых мест, однако оценили свой уровень дисциплины как высокий 58,0 % респондентов. Также определенный диссонанс обнаружился при сопоставлении декларируемой ценности «патриотизма» (61,0 % опрошенных) с готовностью служить в армиях других государств при условии лучших, чем в российской армии, оплаты труда и условий жизни (33 % респондентов) [5, с. 5]. Анализ степени овладения ролью офицера в процессе профессиональной социализации в военном вузе показал следующее: 56,0 % опрошенных оценили себя готовыми к выполнению профессиональной роли офицера. Эти данные коррелируют с данными о мотивации курсантов на профессию офицера. Исследование зафиксировало, что более четверти курсантов оценили свой уровень профессионализма как низкий. В этом проявляется одно из противоречий процесса профессиональной социализации курсантов - между сформированным в процессе профессиональной социализации представлением о профессионально важных качествах офицера и реально низкой оценкой наличия необходимых качеств у курсантов - будущих офицеров; между требованиями профессии к личности офицера и низким уровнем развития профессионально значимых качеств и личностных ресурсов у курсантов [5, с. 5].

19,9 %

Личный пример командиров Воспитательная работа командиров Престиж профессии

Образовательная среда военного вуза Влияние авторитета известных и заслуженных военных

Самоподготовка У чебный процесс Общественное признание результатов труда Соревновательная среда среди курсантов Другой вариант ответа Затруднились ответить

Рис. 3. Факторы, влияющие на становление курсантов истинными офицерами (в процентах от числа опрошенных, п = 909)

Результаты проведенного исследования показали, что почти половина курсантов (46,4 %) собираются продолжать обучение, в то же время 8,9 %

планируют уйти из ГПС МЧС России, 22,4 % опрошенных хотят продвигаться по службе в ГПС МЧС России. Большинство выпускников (65,5 %) также не собираются уходить из системы ГПС МЧС России. Продвижения по службе ожидают 18,8 % выпускников, и лишь 3,1 % выпускников собираются сменить специальность в системе ГПС МЧС России.

Проведенное автором исследование профессиональной социализации курсантов ГПС и в первую очередь анализ социальных процессов, влияющих на профессиональную социализацию курсантов ГПС, позволили сформулировать ряд мер, направленных на повышение эффективности образовательного и воспитательного процессов в институтах ГПС. Одним из основных моментов, на который необходимо обратить внимание, является проведение мероприятий, направленных на разработку предложений по формированию идеологии укрепления положительного имиджа военных специальностей. Важно вернуть военным профессиям прежнее отношение и поддержку общества, ведь военные профессии издревле относились к почетным. И здесь не последнее место занимает уровень оплаты труда военного специалиста, в том числе пожарного. Кроме того, необходимо усилить взаимодействие военных вузов со средними образовательными учреждениями, в первую очередь со школами. Это важно для повышения уровня военно-патриотического воспитания и военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи в стране. В институтах ГПС МЧС России необходимо более сознательно проводить воспитательную работу с курсантами. Речь идет прежде всего об укреплении дисциплины и уверенности в собственных силах, способностях. Кроме того, офицеры должны на личном примере показывать молодым людям необходимость и востребованность постоянного повышения своей квалификации.

Список литературы

1. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. - М. : Аспект-Пресс, 1998. - 270 с.

2. Морозова, А. В. Управление процессом профессиональной социализации студентов ссузов в условиях модернизации институтов образования / А. В. Морозова, Н. А. Фролова. - Орел : Изд-во ОРАГС, 2005. - 200 с.

3. Пробст, Л. Э. Проблемы профессионального самоопределения молодежи в рыночных условиях: аспекты социализации и воспитания / Л. Э. Пробст ; Ур. соц.-экон. ин-т Акад. тр. и соц. отношений. - Челябинск, 2001.

4. Кошарная, Г. Б. Влияние ценностных ориентаций на потребительское поведение молодежи / Г. Б. Кошарная, Ю. Л. Афанасьева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2008. - № 4. - С. 41-52.

5. Дигин, С. Н. Профессиональная социализация курсантов высших военноучебных заведений : социологический анализ / С. Н. Дигин, С. Г. Зырянов. - Челябинск : ЧВВАКИУ, 2008. - 200 с.

Шубин Владимир Анатольевич

старший преподаватель, кафедра пожарной строевой и физической подготовки, Ивановский институт противопожарной службы

Shubin Vladimir Anatoloyevich Senior lecturer, sub-department of fire fighting, drill and physical training, Ivanovo institute of fire fighting service

E-mail: siup@pnzgu.ru

УДК 316.61 Шубин, В. А.

Факторы профессиональной социализации курсантов вузов государственной противопожарной службы МЧС России / В. А. Шубин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. - № 3 (15). - С. 85-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.