друзья. А также высокое качество образование, гарантии и социальные льготы является важнейшим фактором в увеличении доли учебных мигрантов в вузах.
Список использованной литературы
1. Полетаев Д.В. Учебная миграция в Россию и российские вузы как ресурс для адаптации учебных мигрантов. Опыт социологического исследования // Международная экономика. 2009. - № 6. - С. 44-54.
2. Белых Н.Ю. Проблемы миграции молодёжи за пределы региона // Молодёжь как ресурс регионального развития: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. Киров: ВятГГУ, 2011. С. 16 - 18.
3. Архив Уральского ин-та ГПС МЧС России. Д. 1108. - Т. 1, 2. - С. 15.
4. Киткин К.Н. Имидж офицера МЧС в общественном мнении: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06 / Киткин Константин Николаевич. - Екатеринбург, 2008. - 168 с.
5. Кердан А.Б. Социальная престижность государственной службы в России: Монография / А.Б. Кердан. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. -264 с.
6. Миронов М.П. Выбор и освоение профессии риска как социологическая проблема: на материалах учебных заведений ГПС МЧС РФ / М.П. Миронов, Б.С. Павлов, В.Г. Попов. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, УрАГС, 2006. - 232 с.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЛИКА
СОТРУДНИКА МЧС РОССИИ
Е.Ф. Баскакова, преподаватель, М.Ю. Спичкин, преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Функционирование системы Государственной противопожарной службы во многом зависит от своевременного обеспечения её подразделений квалифицированными кадрами. По данным статистики более 70 % пожаров в России приходится на жилой сектор, где наблюдается целый комплекс противопожарных нарушений: ветхая электропроводка, неправильное устройство и эксплуатация отопительных печей, детская шалость и поджоги. Но основной причиной возникновения пожаров по-прежнему является человеческий фактор. Из-за неосторожного обращения с огнем, незнания элементарных правил пожарной безопасности и пьянства происходит свыше 50 % всех пожаров. В деятельности по обеспечению пожарной безопасности и осуществлению ГПН по предотвращению пожаров и последствий от них важное место занимает информационное обеспечение. Основным
инструментом снижения вышеперечисленных негативных тенденций остается информационная работа сотрудников МЧС среди населения в области пропаганды и связи с общественностью МЧС России.
В настоящее время практически все территориальные подразделения пожарной охраны субъектов Российской Федерации имеют на региональных и местных телеканалах свое эфирное время, в ряде областей организованы тематические теле- и радиопередачи, в газетах - тематические страницы, рубрики и подборки. Результаты социологического опроса населения показывают, что основной объем знаний правил пожарной безопасности 20 % опрошенных приобрело в процессе обучения, 16 % - обучали на предприятиях, из СМИ знания получили 13 %.
Работа со СМИ положительно влияет на формирование общественного мнения о деятельности пожарной охраны, способствует привлечению граждан к участию в предотвращении и тушении пожаров. Но при всех условиях сложившаяся сегодня обстановка с пожарами требует еще большей оперативности в информировании населения, значительной активизации работы по разъяснению правил пожарной безопасности, прав и обязанностей граждан, освещению обстановки с пожарами, причин возникновения пожаров, характера и условий тушения, а также последствий характерных пожаров и мер, предпринимаемых для их предотвращения.
В силу указанных факторов в настоящее время актуализируется процесс компетентностного формирования у курсантов профессиональных знаний, умений и навыков посредством изучения специальных дисциплин. В этих условиях ВУЗ должен формировать у обучающихся новые навыки - умение адаптироваться ко всяким сложностям, найти себя в этом мире, обрести уверенность и профессиональные навыки. Поэтому каждому требуется умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. На 90-е - начало 2000-х гг. приходится бурное развитие в России специального направления профессиональной деятельности - связей с общественностью.
МЧС в настоящее время является единственной государственной структурой, обладающей высокой деловой репутацией среди населения и среди смежных государственных структур. Современные технологии в области коммуникации образуют необходимый компонент деятельности МЧС, направленный на управление обменом информацией о рисках и позиционирование МЧС как субъекта, способного организовать эффективный контроль за рискогенными ситуациями, а также адекватно и оперативно действовать в чрезвычайных ситуациях. Его принципами являются: оперативность и непрерывность предоставления информации, открытость обществу, достижение лояльности СМИ, информационный аудит медиа пространства относительно рискогенных проблем и репутации МЧС, строгий регламент выдачи информации в чрезвычайных ситуациях, опора на информационные каналы, обладающие высокой репутацией.
Исследования показывают высокую репутацию МЧС в информационном
пространстве российского общества. Основными объектами репутации выступают: корпоративизм самой организации, которой свойственна четкая структурированность; слаженность действий и подчиненность выполнению гуманистической миссии; личность руководителя МЧС, наделенного харизматическими лидерскими характеристиками, профессионализмом, высоким политическим авторитетом и личным мужеством; личный состав спасателей и пожарных, которые наделяются общественным мнением имиджевыми характеристиками: мужественностью и смелостью, гуманизмом, следованием морально-этическим ценностям, профессионализмом, атлетическими физическими данными.
Для поддержания сложившейся имиджевой репутации сотрудника МЧС курсант в процессе обучения должен получить набор специальных общекультурных знаний и навыков в области коммуникации и делового общения. Прежде всего, это вопросы делового этикета.
Этикет сотрудника МЧС России является профессиональным этикетом. Его базовой основой выступает «Кодекс чести сотрудника МЧС России», соблюдение которого предполагает сформированность у каждого представителя министерства таких личностных качеств, как профессиональная компетентность, патриотизм, бескорыстие, мужество, исполнительность, дисциплинированность, милосердие, сострадание. Помимо них, Кодекс нацелен на воспитание и сугубо этикетных качеств: вежливость, тактичность, скромность, культура речи и поведения, культура внешнего вида, недопустимость развязности, сквернословия, равнодушия, фамильярности, унижающих личность.
В повседневной практике сотрудники МЧС России руководствуются этикетными правилами корпоративного характера (соблюдение формы одежды, установленной для министерства, ношение министерских геральдических знаков, включение в речевой этикет специальных понятий). Речь сотрудника МЧС России, как устная, так и письменная, в первую очередь, должна быть грамотной с точки зрения правильного употребления слов и их произношения.
Права и обязанности должностных лиц по организации информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты устанавливаются должностными инструкциями и должностными регламентами, утверждаемыми в установленном порядке соответствующими руководителями структурных подразделений, исходя из прав и обязанностей структурного подразделения по решению данной задачи.
Управление информации и связи с общественностью МЧС России, информационные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры МЧС России) и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации:
Вместе с тем проблематика технологий в области коммуникаций в настоящее время является предметом многочисленных исследований. Для МЧС
характерен постоянный мониторинг общественного мнения и корректировка деятельности организации в соответствии с его результатами. Последнее достигается за счет способности контролировать информационный поток.
Реализуется возможность управления информационными потоками несколькими способами:
1) разработкой административного регламента, в котором четко дифференцируется деятельность информационных служб в зависимости от масштаба кризисной ситуации;
2) созданием журналистского пула, обеспечивающего нейтральность и ответственность в освещении чрезвычайных ситуаций и купирующих паническую реакцию массового сознания на ситуации;
3) тщательным выбором вербальных средств для нейтральной тональности в информировании населения о рисках, угрозах и чрезвычайных событиях;
4) постоянным размещением позитивной и разнообразной информации о деятельности сотрудников и спасателей МЧС в коммуникативном пространстве России;
5) использованием всего арсенала PR-технологий (выставок, спортивных состязаний, научных конференций и семинаров и др.) для продвижения позитивного имиджа МЧС в общественном мнении населения.
Таким образом, основная роль в этом процессе должна принадлежать активному применению в учебном процессе технологий в области коммуникаций, поскольку их изучение и применение позволяет получить обучающимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе и среде МЧС.
Список использованной литературы
1. Приказ МЧС России от 06.03.2006 № 136 «Кодекс чести сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
2. Давыдов В.В., Лазарев B.C., Неверкович С.Д. К проблеме совершенствования методов подготовки руководителей // Психологический журнал. - 2006. - Т.10. - № 1. - С. 32-41.
3. Воробьев Ю.Л. Реформа набирает силу // Пожарное дело. - 2005. -№ 1. - С. 2-5.