Список литературы
1. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции. Правила ЕЭК ООН N 36(03)/Пересмотр 2 - Введ. 30.09.2008 - Минск : Госстандарт : Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2008. - 112 с.
2. Пожарная безопасность. Общие требования: ГОСТ 12.1.004-91. - Введ. 01.07.92. - Москва : Стандартинформ, 2006. - 64 с.
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПАГАНДЫ В ОБЛАСТИ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Буданов ^А. доцент, к.юр.н., ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В Российской Федерации ежедневно происходит около 500 пожаров, при которых погибают люди. Огнем уничтожаются строения, техника и скот. Ежедневный материальный ущерб от пожаров составляет более 20 млн. рублей. На долю пожаров в зданиях жилого сектора приходится около 90% всех погибших и около 70% травмированных при пожарах, в то же время на долю пожаров в производственных помещениях и местах массового пребывания людей приходится наибольший материальный ущерб. В деятельности по обеспечению пожарной безопасности и осуществлению государственного пожарного надзора по предотвращению пожаров и последствий от них важное место занимает противопожарная пропаганда[3].
Компонентами системы противопожарной пропаганды, воздействующими на население, являются органы исполнительной власти Российской Федерации и их территориальные подразделения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований, а также организации.
В МЧС России согласно Приказу от 29 июня 2006 г. № 386[2] должностными лицами, ответственными за организацию пропаганды в области пожарной безопасности являются:
- начальник Управления информации МЧС России;
- руководители информационных подразделений территориальных органов МЧС России;
- руководители органов (структурных подразделений), специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления и организаций.
Организация пропаганды в области пожарной безопасности осуществляется постоянно как в повседневной деятельности, так и при различных степенях готовности гражданской обороны и режимах функционирования РСЧС.
Юридическими фактами, являющимися основанием для организации пропаганды в области обеспечения пожарной безопасности, являются требования Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ[1].
Контроль за организацией пропаганды в области пожарной безопасности осуществляется в форме:
- анализа в Управлении информации МЧС России ежеквартальных и годовых донесений по организации пропаганды пожарной безопасности, которые представляются в установленном порядке информационными подразделениями территориальных органов МЧС России, и подготовки соответствующих решений;
- проведения инспекторских и комплексных проверок и оценок состояния функциональных и территориальных подсистем РСЧС, а также деятельности территориальных органов МЧС России.
Главенствующая роль в деле организации противопожарной пропаганды отводится Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов РФ, муниципальных образований.
На основании анализа обстановки с пожарами на территории как отдельного муниципального образования, так и субъекта РФ в целом, органы государственного пожарного надзора разрабатывают комплекс мероприятий, направленный на профилактику пожаров и гибели от них людей, а также вносят свои предложения на рассмотрение данной комиссией. Согласно утвержденного решения комиссии органы местного самоуправления отчитываются о проделанной работе по профилактике пожаров, в том числе и по проведению противопожарной пропаганды.
Противопожарная пропаганда должна использовать все формы пропагандистского воздействия, проникнуть во все средства массовой коммуникации, во все сферы, где так или иначе идет воспитание человека.
Одна форма воздействия может сменять другую, диапазон влияния может колебаться в самых широких пределах: от чистой информативности до чистой эмоциональности. Если иметь в виду, что главная функция пропаганды - это формирование общественного мнения и воздействие через него на сознание масс и общественную практику, то любая форма пропаганды должна влиять на те рациональные и эмоциональные элементы, которые входят в структуру общественного мнения и массового сознания[3].
Противопожарная пропаганда ведется по двум направлениям:
1. Разъяснение населению правил пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать на производстве и в быту.
2. Ознакомление населения и коллективов предприятий, организаций и учреждений с причинами пожаров, мерами их предупреждения, а также порядком действий при возникновении пожаров.
Пути проведения противопожарной пропаганды:
• публикации материалов в средствах массовой информации;
• организация показа кино-, теле-, видеофильмов противопожарной тематики;
• содействие популяризации мер пожарной безопасности посредством издания и распространения пожарно-технической литературы и рекламной продукции противопожарной тематики (плакаты, альбомы, буклеты, конверты, марки, открытки и сувениры).
• проведение тематических выставок, лекций, бесед, консультаций, инструктажей, а также выступлений по местному кабельному телевидению;
• организация на базе Центров противопожарной пропаганды и общественных связей конкурсов, дней открытых дверей в подразделениях пожарной охраны;
• подготовка с советами ДПО и другими общественными противопожарными формированиями годовых планов совместных мероприятий по предупреждению пожаров и их реализации.
С помощью противопожарной пропаганды можно не только создать условия для усвоения и выполнения правил пожарной безопасности, но и сформулировать на научной основе сознательное отношение к безопасному ведению работ, безопасному обращению с пожароопасными веществами и материалами. Следовательно, противопожарная пропаганда должна преследовать следующие цели:
1) формирование чувства ответственности у граждан за последствия пожаров;
2) воспитание у людей грамотного (с точки зрения обеспечения пожарной безопасности) отношения к предметам;
3) обучение населения правилам пожарной безопасности и действиям при пожаре;
4) популяризация мужества и героизма пожарных;
5) освещение научно-технических достижений в области пожарной безопасности;
6) информирование населения об особенностях пожаров в современных зданиях, сооружениях, транспортных средствах, технологических установках и т.д.
Таким образом, противопожарная пропаганда создает условия для соблюдения правил пожарной безопасности, личной безопасности граждан и организаций, эффективной деятельности по обеспечению безопасности, социальной ответственности органов и подразделений государственной противопожарной службы, создания доброжелательных отношений с общественностью, общественными и государственными организациями. Кроме того, следует отметить, что открытость, компетентность, профессионализм, доброжелательность отношений, служение обществу и каждому человеку - основы эффективной противопожарной пропаганды и работы с общественностью.
Список литературы
1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3649.
2. Приказ МЧС России от 29 июня 2006 г. № 386 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2006. - № 30.
3. Сметанкина Г.И. Информационное обеспечение, противопожарная пропаганда: Фондовая лекция / Г.И. Сметанкина. - Воронеж, 2011.
АУДИТОРИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ПОЖАРНЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ
Виноградов С.А., Грицына И.Н., к.т.н., доцент,.
Национальный университет гражданской защиты Украины,
г.Харьков
Подготовка водителей транспортных средств (ТС) подразделений МЧС Украины осуществляется в соответствии с Наставлением по организации профессиональной подготовки работников органов управления и подразделений МЧС Украины [1] и рекомендациями для повышения профессионального мастерства водителей транспортных средств.
Во время подготовки водителей ТС МЧС Украины особое внимание уделяется [2]:
- усовершенствованию мастерства (техники и тактики) управления
ТС;
- изучению Правил дорожного движения, основ психофизиологии труда водителей, территории города, района выезда подразделения, вопросам содержания, эксплуатации, ТО и ремонта ТС и их специальных агрегатов;
- формированию навыков выявления и устранения неисправностей
ТС;
- формированию навыков оказания первой медицинской помощи.
В парк транспортных средств МЧС Украины входит много видов техники, однако особняком стоят пожарные автомобили, которые используются при тушении пожаров.
Пожарные автомобили классифицируются на основные, специальные и вспомогательные. К основным относятся машины, предназначенные для подачи огнетушащих веществ в зону горения. К специальным относятся машины, предназначенные для проведения специальных работ на пожаре: