Научная статья на тему 'Некоторые вопросы организации противопожарной пропаганды'

Некоторые вопросы организации противопожарной пропаганды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
228
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы организации противопожарной пропаганды»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ

СА. Буданов, доцент, к.ю.н., доцент, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В настоящее время почти каждый второй пожар происходит из-за неосторожного обращения с огнем, каждый четвертый - нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования. Большинство пожаров (более 70 %) возникают в результате халатного отношения отдельных граждан к правилам пожарной безопасности и последствиям в результате нарушения этих правил [1].

Не случайно пропаганда знаний в области обеспечения пожарной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности [2].

При этом весьма важным является то, что в обеспечении безопасности не должно быть доминирующих проблем, так как их последовательное решение не может привести к успеху [3].

Решение проблемы пожарной безопасности во многом зависит от повышения уровня противопожарных знаний населения, поэтому среди основных функций системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации выделяется и проведение противопожарной пропаганды, т.е. информирование общества о путях обеспечения пожарной безопасности [4].

Противопожарная пропаганда должна преследовать следующие цели:

1) формирование чувства ответственности у граждан за последствия пожаров;

2) воспитание у людей грамотного (с точки зрения обеспечения пожарной безопасности) отношения к предметам;

3) обучение населения правилам пожарной безопасности и действиям при пожаре;

4) популяризация мужества и героизма пожарных;

5) освещение научно-технических достижений в области пожарной безопасности;

6) информирование населения об особенностях пожаров в современных зданиях, сооружениях, транспортных средствах, технологических установках и др.

Компонентами системы противопожарной пропаганды, воздействующими на население, являются органы государственной власти, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, органы местного самоуправления и организации.

Важная роль в деле организации противопожарной пропаганды отводится Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В МЧС России согласно Приказу от 29 июня 2006 г. № 386 должностными

лицами, ответственными за организацию пропаганды в области обеспечения пожарной безопасности являются: начальник Управления информации и связи с общественностью МЧС России; руководители информационных подразделений территориальных органов МЧС России; руководители органов (структурных подразделений), специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления и организаций.

Контроль за организацией пропаганды в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется в форме: анализа в Управлении информации и связи с общественностью МЧС России ежеквартальных и годовых донесений по организации пропаганды в области обеспечения пожарной безопасности, которые представляются в установленном порядке информационными подразделениями территориальных органов МЧС России, и подготовки соответствующих решений; проведения инспекторских и комплексных проверок и оценок состояния функциональных и территориальных подсистем РСЧС, а также деятельности территориальных органов МЧС России [5].

Организация пропаганды в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется постоянно как в повседневной деятельности, так и при различных степенях готовности гражданской обороны и режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).

Юридическими фактами, являющимися основанием для организации пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, являются требования Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [6], от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [4] и постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» [7].

Среди основных форм проведения противопожарной пропаганды можно выделить следующие:

- публикации материалов в средствах массовой информации;

- организация показа фильмов на противопожарную тематику;

- содействие популяризации мер пожарной безопасности посредством издания и распространения пожарно-технической литературы и рекламной продукции на противопожарную тематику (плакаты, альбомы, буклеты, конверты, марки, открытки, календари и т.п.);

- проведение тематических конференций, семинаров, выставок, лекций, презентаций, бесед, консультаций, инструктажей, а также выступлений по местному телевидению;

- организация олимпиад, конкурсов, викторин, дней открытых дверей в подразделениях пожарной охраны и др. [8].

Таким образом, противопожарная пропаганда должна использовать все формы пропагандистского воздействия, проникнуть во все средства массовой

коммуникации, во все сферы, где так или иначе идет воспитание человека. Противопожарная пропаганда создает условия для соблюдения правил пожарной безопасности, личной безопасности граждан и организаций, эффективной деятельности по обеспечению безопасности, социальной ответственности органов и подразделений государственной противопожарной службы, создания доброжелательных отношений с общественностью, общественными и государственными организациями. Кроме того, следует отметить, что открытость, компетентность, профессионализм, доброжелательность отношений, служение обществу и каждому человеку - основы эффективной противопожарной пропаганды и работы с общественностью.

Список использованной литературы

1. http: //www.mchs .gov.ru/activities/stats.

2. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

3. Величко С.Е. Информирование и защита населения и территорий от землетрясений / С.Е. Величко, А.В. Усов, С.А. Буданов // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: сб. ст. по матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. курсантов, слушателей, студентов и молодых ученых, 17 апр. 2015 г.: в 2-х ч. Ч. 1. - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2015. - С. 177-180.

4. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 35. - Ст. 3649.

5. Приказ МЧС России от 29 июня 2006 г. № 386 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2006. - № 30.

6. Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3648.

7. Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 45. - Ст. 4490.

8. Сметанкина Г.И. Информационное обеспечение, противопожарная пропаганда: фондовая лекция / Г.И. Сметанкина. - Воронеж, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.