Научная статья на тему 'Анализ функционирования пожарной охраны в субъектах Российской Федерации'

Анализ функционирования пожарной охраны в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2184
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ функционирования пожарной охраны в субъектах Российской Федерации»

Анализ функционирования пожарной охраны в субъектах Российской

Федерации

В.В. Василенко, АГЗ МЧС России

Работа выполнялась в соответствии с утвержденным планом НПР на 2005 год. Исходные данные были определены в техническом задании, разработанном заказчиком и доведенном до исполнителей.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Реорганизация пожарной охраны, осуществляемая после принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3807) и Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федераций и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», соответствующее нормотворчество органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, требования по уточнению направлений развития пожарных органов управления и сил пожарной охраны обосновало необходимость проведения научно-практической работы.

Актуальность проведения работы вытекает из задач совершенствования всей системы МЧС России и пожарной охраны и потребностей фундаментальных и прикладных исследований по этому вопросу.

Данная работа является первой научно-практической работой, выполненной сформированной в 2004 году кафедрой пожарной безопасности Академии гражданской защиты.

Отчет базируется на материалах представленных из 6 субъектов Российской Федерации: главного управления МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике, главного управления МЧС России по Республике Хакасия, главного управления МЧС России по Магаданской области, главного управления МЧС России по Смоленской области, главного управления МЧС России по Самарской области и главного управления МЧС России по Таймырскому АО.

Специалистами Академии гражданской защиты были выявлены некоторые проблемы в регулировании процесса обеспечения пожарной безопасности в субъектах Российской Федерации и др.

Современное состояние системы подготовки руководящего состава и специалистов РСЧС в сфере пожарной безопасности не отражает необходимого уровня. Этот недостаток в системе подготовки влияет на снижение эффективности работ по предотвращению и ликвидации ЧС, что отрицательно сказывается на всей системе ГО и ЧС. Целью этой научно-практической работы является попытка восполнить этот пробел.

Основные результаты научно-практической работы

1. Анализ функционирования пожарной охраны в субъектах РФ

1.1. Обстановка с пожарами

Главными управлениями МЧС России по субъектам РФ, выполнявшими научно-практическую работу, дана различная оценка пожарной опасности на территориях. При анализе пожаров учитывалось:

- количество пожаров - общее количество, в городах, сельской местности, жилых домах, на производстве, транспорте и др.;

- количество пожаров с гибелью людей - 1 человека, 2-х человек,

3-х человек, 4-х человек, 5 человек и более;

- материальные потери;

- общее число погибших - мужчин, женщин;

- общее число травмированных - мужчин, женщин;

- категории погибших и категории травмированных по различиям зданий и сооружений по высоте - на 1 этаже, 2 этаже. 3-5 этажах, 6-9 этажах, 10-16 этажах, 17-25 этажах, выше 25 этажа;

- категории погибших и категории травмированных по различиям зданий и сооружений по степени огнестойкости - от 1-й до 5-й;

- категории погибших и категории травмированных по причинам возникновения - неосторожное обращение с огнем, нарушения правил эксплуатации электрооборудования, нарушения правил устройства и эксплуатации печей и теплоустановок, шалость детей, поджоги и др.;

- категории погибших и категории травмированных по причинам обстоятельств гибели - алкогольное опьянение, нахождение без присмотра, болезнь, быстрое распространение пламени, сон, паника и другие неправильные действия на пожаре;

- категории погибших и категории травмированных по уровню их образования

- начальное, среднее, высшее и др.;

- категории погибших и категории травмированных по социальному положению - сельскохозяйственные работники, неработающие, учащиеся, пенсионеры, рабочие, инвалиды, служащие, предприниматели, студенты, заключенные, рабочие, работники пожарной охраны, и др.;

- категории погибших по сезонным и временным факторам - месяцам, дням недели, времени суток;

- категории погибших по возрасту погибших и др.

В целом за Российскую Федерацию органы управления Федеральной противопожарной службы дают следующую оценку.

В 2005 году на территории страны зарегистрировано более 170 тысяч пожаров. При пожарах погибли более 12 тысяч человек, получили травмы более 10 тысяч человек.

При ситуации снижения общего количества пожаров их количество все еще остается высоким - более 500 в год в каждом субъекте РФ, создавая серьезную опасность гражданам и принося большие потери материальных средств. Снижение количества пожаров имеет место в тех субъектах РФ, где осуществляются: эффективное проведение профилактической работы, повышение требовательности органов пожарного надзора и снижение уровня коррупции в этих подразделениях, проведение информирования населения о вопросах пожарной безопасности через средства массовой информации, печатную продукцию и т.д. Но, несмотря на снижение количества пожаров, материальный ущерб от них растет. Одна из причин -инфляционные процессы, происходящие в России.

По данным, предоставленным исполнителями в отчетах, наибольше количество пожаров происходит:

- по времени - ежегодно в ноябре-декабре - одних регионах, в марте-мае - в

других;

- по объектам - здания промышленных предприятий металлургической отрасли, здания жилого сектора, торговых предприятий и транспортные средства;

- по причинам - неосторожное обращение с огнем и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, нарушения правил устройства и эксплуатации печей и поджоги.

Основными причинами возникновения пожаров в жилом секторе и на территории торговых предприятий послужили неисправность электрооборудования и неосторожное обращение с огнем (в большинстве случаев в состоянии алкогольного опьянения). В целях снижения количества потерь по названным причинам следует осуществлять постоянный контроль состояния электрооборудования, как в зданиях общественного пользования, так и в частных домах, квартирах, обязывая владельцев своевременно принимать меры к замене устаревшего и неисправного электрооборудования. Наряду с этим, необходимо проводить комплекс организационно-технических мероприятий по предупреждению возникновения пожаров в жилом секторе. К таким мероприятиям относятся: уборка мусора из подвальных помещений, закрытие подвальных и чердачных помещений с целью не допущения туда посторонних лиц (по статистике большинство возгораний происходит по вине бродяг), активизировать контроль над неблагополучными семьями.

На территории субъектов РФ количество пожаров или количество погибших на пожарах распределено неравномерно. Около 60% пожаров происходит в городах.

1.2. Нормативное правовое обеспечение функционирования пожарной охраны в субъектах РФ

Нормативное правовое обеспечение функционирования российской пожарной охраны включает большой массив нормативных правовых актов и документов федерального уровня, субъектов РФ, местного самоуправления и организаций.

В настоящее время основными регуляторами общественных отношений в области обеспечения пожарной безопасности на территориях муниципальных образований являются следующие нормативные правовые акты:

- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Федеральный закон «О пожарной безопасности»;

- Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

В настоящее время дорабатывается проект технического регламента «Об общих требованиях пожарной безопасности», который будет иметь статус Федерального закона.

Однако необходимо понимать, что предоставленные полномочия нуждаются в постоянном контроле за их исполнением, стимулировании и финансировании, так как органы местного самоуправления не только вправе их осуществлять, но и ответственны за эффективность и своевременность их исполнения. Так, например, нормативные правовые акты и проекты нормативных актов по вопросам обеспечения пожарной безопасности в Магаданской области включают:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2004 г., утвердившее Соглашение между МЧС России и администрацией Магаданской области;

- Устав Магаданской области;

- Закон Магаданской области от 14 февраля 2002 г. № 232-03 «О порядке управления государственной собственностью Магаданской области»;

- Закон Магаданской области «О пожарной безопасности»;

- Закон Магаданской области 2004 года № 534-ОЗ «Об областном бюджете на 2005 год»;

- Постановление губернатора Магаданской области от 7 декабря 2004 г. № 41 об утверждении плана работы над нормативными актами губернатора и администрации области;

- Постановление губернатора Магаданской области от 15 декабря 2003 г. № 256 «О денежном довольствии сотрудников ГПС по Магаданской области, финансируемых за счет областного бюджета»;

- Постановление губернатора Магаданской области от 20 апреля 2005 г. № 73-п «О мерах по обеспечению охраны от пожаров лесного фонда. Лесов, не входящих в лесной фонд, и земель иных категорий в 2005 году на территории Магаданской области»;

- Постановление губернатора Магаданской области об утверждении положения «О проведении комплексных проверок организации работы органов местного самоуправления муниципальных образований Магаданской области по выполнению законодательства в области пожарной безопасности»;

- Постановление администрации Магаданской области от 28 апреля 2005 г. № 77-па «О порядке и условиях оплаты труда работников ОГУ РСЦ ГО ЗНТ и ПБ Магаданской области»;

- Постановление администрации Магаданской области от 2июня 2005 г. № 101-па об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров на территории Магаданской области;

- Постановление администрации Магаданской области от 14 декабря 2004 г. № 46 о создании областного государственного учреждения «Учебно-методический центр по обучению гражданской обороне, защите населения, территорий от ЧС и пожарной безопасности Магаданской области»;

- Распоряжение губернатора Магаданской области от 22 ноября 2004 г. № 768-р об утверждении графика проведения в 2005 году комплексных проверок организации работы органов местного самоуправления муниципальных образований Магаданской области по выполнению законодательства в области пожарной безопасности;

- проект постановления администрации Магаданской области об утверждении «Плана первоочередных мероприятий Магаданской области в области пожарной безопасности на 2006-2008 годы»;

- проект постановления администрации Магаданской области об утверждении Положения «О противопожарной службе Магаданской области»;

- проект постановления администрации Магаданской области об утверждении положения «Об аварийно-спасательных формированиях областного государственного учреждения «Пожарно-спасательный центр гражданской обороны. защиты населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области»;

- проект постановления администрации Магаданской области об утверждении инструкции «О порядке погребения погибших (умерших) спасателей поисковоспасательных формирований областного государственного учреждения «Пожарноспасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области» и спасателей, привлекавшихся к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, изготовления и установки надгробных памятников» и др.

Кроме того, имеется рекомендуемый перечень по подготовке законодательных и иных нормативных актов органов местного самоуправления муниципальных образований РФ в области пожарной безопасности:

- Положение о муниципальной пожарной охране;

- Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров в муниципальном образовании;

- Порядок финансирования и содержания пожарной охраны муниципального образования;

- О штатной численности и оснащенности пожарной охраны муниципального образования;

- Положение о добровольной пожарной охране муниципального образования (с указанием финансирования обеспечения мер первичной пожарной безопасности).

Поэтому в деле обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов первостепенную роль играет реализация первичных мер пожарной безопасности.

Законодательство РФ впервые четко отнесло обеспечение первичных мер пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления. В период проведения в стране административной реформы и разграничения предметов ведения между субъектами РФ и местными властями особо важно наиболее правильно определить круг ответственности соответствующих уровней власти.

Отнесение вопросов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления обусловлено тем обстоятельством, что только органы местного самоуправления, как наиболее заинтересованные и наиболее приближенные к проблемам, существующим на их территории, способны эффективно организовывать эту работу. Направляя, как социальные, так и финансовые ресурсы именно в те отрасли, которые нуждаются в скорейшем решении вопросов пожарной безопасности.

Контроль за выполнением органами местного самоуправления вопросов обеспечения пожарной безопасности на территориях муниципальных образований действующим законодательством возложен на органы государственного пожарного надзора. Первичные меры пожарной безопасности Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения.

Понятие «первичные меры пожарной безопасности» только на первый взгляд кажется не содержательным, в него вкладывается не только большой смысл, но и большая работа и ответственность. В проекте технического регламента «Об общих требованиях пожарной безопасности» предусматривается статья, которая определяет конкретный перечень первичных мер пожарной безопасности, в том числе:

- муниципальное правовое регулирование вопросов организационноправового, финансового, материально-технического обеспечения в области пожарной безопасности;

- разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований и объектов муниципальной собственности, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы и программы развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

- наличие сил и средств для тушения пожаров или договора с подразделением пожарной охраны на обеспечение пожарной безопасности;

- разработка и организация выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

- разработка плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

- установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, установление на время его действия дополнительных требований пожарной безопасности, согласованных с подразделением Федеральной противопожарной службы;

- обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

- обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

- организация обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

- социальное и экономическое стимулирование населения и организаций, а также добровольной пожарной охраны в деле обеспечения пожарной безопасности, в том числе участия населения в борьбе с пожарами;

- размещение муниципального заказа на обеспечение пожарной безопасности;

- разработка паспорта безопасности муниципального образования.

1.3. Оценка деятельности пожарной охраны

Подразделениями ГПС на пожарах спасено более 70 тысяч человек и материальных ценностей на сумму более 19 млрд. рублей.

Статистика представивших отчеты главных управлений МЧС России по субъектам РФ показывает, что на этих территориях:

а) среднее время:

- прибытия к месту вызова - 9 минут;

- локализации пожаров - 21 минута:

- тушения пожаров - 51 минута;

б) средние радиусы выезда подразделений:

- на территории городов и поселков городского типа - 8,5 км;

- на территории сельских поселений - 23,7 км;

в) среднестатистическое время подачи первого ствола на тушение пожара -14,52 минут (по России - 12 минут).

Деятельность ЕДДС отражает то, что из всех выездов около 25% составляют выезды на пожары, до 0,03% - на ликвидацию аварий, до 5% - на эвакуацию пострадавших из зданий и сооружений, до 0.5% - на ликвидацию последствий ДТП, до 0,2% -на спасение на водах.

Значительная работа постоянно проводится по пропаганде противопожарных знаний и проведению надзорно-профилактической работы, особенно проведение надзорно-профилактических операций «Урожай-2004», «Школа», «Отдых», «Больница» и «Жилище-2004».

Особое внимание уделяется профилактике пожаров на объектах с массовым пребыванием людей (школы, детские и лечебные учреждения), низкой устойчивостью при пожарах, жизнеобеспечения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемные вопросы следующие.

Особую озабоченность вызывает факт значительного удаления населенных пунктов от пожарных частей. Сегодня свыше 66% населенных пунктов находятся на расстоянии более 15 километров, где помощь своевременно прибыть не сможет.

Телефонной или радиосвязью не обеспечены около 24,9% населенных пунктов, противопожарным водоснабжением - около 38,5%. Потенциальной угрозе лесных пожаров подвержено 19,0% населенных пунктов.

Остро стоит вопрос ведомственной и добровольной пожарной охраны. Большинство этих подразделений в анализируемых субъектах Российской Федерации не укомплектованы необходимой пожарной техникой и пожарно-техническим инвентарем, либо укомплектованы техникой с истекшим сроком эксплуатации.

В результате дефицита средств в бюджетах субъектов РФ остается нерешенный вопрос о создании пожарных депо в каждом населенном пункте, как этого требуют нормативные документы, в результате чего большие территории не прикрыты пожарными подразделениями (особенно это характерно для территории Западной и Восточной Сибири), в связи с этим увеличивается время прибытия пожарных подразделений и расход.

ГСМ. Не во всех населенных пунктах имеются элементарные средства связи (телефон), этот не позволяет оперативно реагировать на возникновение возгорания.

Количество оперативных отделений пожарной охраны в части гарнизонов недостаточно. Ее необходимо привести к численности согласно требованиям НПБ 101-95 и «Организационно-методических рекомендаций по определению численности противопожарной службы субъекта РФ и ее технической оснащенности».

Во всех рассмотренных субъектах снижается качество трудовой жизни, удовлетворенность трудом, престиж и привлекательность профессии пожарного, которое началось с отменой социальных гарантий, льгот и компенсаций, после введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ.

Разделение единой противопожарной службы привело к нарушению отлаженной системы обеспечения пожарной безопасности, возникновению проблем, связанных с взаимодействием структур различных ведомств, необоснованное увеличение расходов на повышение уровня пожарной безопасности, так как многие функции органов управления дублируются.

В целях сохранения эффективности деятельности в субъектах РФ выполнено:

а) повышение материально-технической базы «изыскивалось» за счет обучения работников других министерств и ведомств;

б) переработаны документы планирования по боевой подготовке пожарных-спасателей, разработана программа по противопожарной подготовке нештатных студенческих спасательных отрядов области;

в) организовано обучение личного состава пожарных частей с привлечением специалистов пожарно-спасательных центров;

г) разработан Типовой устав, нацеленный создание единой системы начальной профессиональной подготовки кадров и повышения квалификации должных лиц и специалистов гражданской обороны, РСЧС и ГПС.

Положения по порядку организации и определению штатной численности пожарных подразделений далеки от совершенства и не имеют научного обоснования, что значительно затрудняет решение проблемы повышения эффективности деятельности Государственной противопожарной службы и совершенствования управления ею.

При осуществлении ежегодно до 10 тысяч выездов, за последний год имел место рост числа выездов до 10% и только 15% связано с боевой работой по тушению пожаров, около 4% - ложные вызовы, около 3% - оказание помощи предприятиям и гражданам, десятки выездов - ликвидация последствий аварий. Отдельные выезды имеют место на проведение хозяйственных работ, проведение занятий, оказание помощи населению и предприятиям.

Во многих пожарных частях имеет место малочисленность боевых расчетов, отсутствие средств связи и освещения, слабая теоретическая подготовка личного состава. Средняя численность боевых расчетов низкая - 2,6 человек.

Особенности применении технических средств характеризуются тем, что в основном использовались: ликвидация одним водяным стволом; ликвидация двумя и более водяными стволами; ликвидация воздушно-пенными стволами, подручными средствами.

Менее 10% пожаров тушилось с использованием газодымозащитной службы, менее 5% - с установкой на водоисточник, около 20% - с подвозом или перекачкой воды.

Требует расширение состава газодымозащитной службы, особенно в ведомственной пожарной охране. Во многих подразделениях ведомственной пожарной охраны ГДЗС отсутствует. Остро стоит вопрос об отсутствии у личного состава пожарной охраны допусков к работе в непригодной для дыхания среде.

В частях имеет место некомплект основных видов пожарно-технического вооружения. 70% пожарной техники выработала ресурс. Беспокоит низкое состояние противопожарного водоснабжения. Менее 10% пожаров ликвидировано населением до прибытия подразделений ГПС к месту вызова.

2. Определение требуемого соотношения между подразделениями ГПС, муниципальной пожарной охраны, ведомственной пожарной охраны, частной пожарной охраны, добровольной пожарной охраны

Выполнение данной задачи встретило определенные трудности у исполнителей в связи с тем, что принятые 3 сентября 2005 г. на заседании Совета безопасности Российской Федерации новые организационные решения требуют заново приступить к решению поставленных в научно-практической работе задач, а это стало невозможным из-за сроков выполнения в октябре 2005 г.

Однако о новых видах пожарной охраны высказана определенная точка зрения.

Положительным является то, что в целях оказания содействия органам местного самоуправления в работе по решению вопросов, отнесенных к компетенции МЧС России, в том числе - по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, были подготовлены и направлены в субъекты РФ для использования в работе Методические рекомендации для органов местного самоуправления по реализации 131-го ФЗ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Одним из основных направлений обеспечения первичных мер пожарной безопасности является создание и организация привлечения сил и средств подразделений муниципальной пожарной охраны для тушения пожаров на местном уровне. В соответствии со статьей 111 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Муниципальные подразделения пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению руководителя органа местного самоуправления. Организацию служебной деятельности муниципальной пожарной охраны целесообразно проводить в соответствии с нормативными правовыми актами, применяемыми в системе Государственной противопожарной службы МЧС России.

Для определения численности личного состава муниципальной пожарной охраны, создаваемой в муниципальном образовании, предлагается учитывать соотношение площади обслуживаемой территории муниципального образования и численности проживающего населения.

Обеспечение муниципальных пожарных специальной формой одежды и пожарно-техническим вооружением целесообразно производить согласно действующих норм. Подразделение должно обеспечиваться телефонной и радиосвязью.

К тушению пожаров привлекаются другие виды пожарных формирований (ведомственная, добровольная, частная), дислоцирующихся на территории муниципального образования. На основании заключенных соглашений, целесообразно закрепить минимально допустимое количество ресурсов противопожарной службы субъекта Российской Федерации и муниципальной противопожарной службы в муниципальных образованиях в зависимости от численности населения и площади территории муниципального образования с учетом параметров оперативной деятельности противопожарной службы.

Оперативное взаимодействие при тушении пожаров между подразделениями противопожарной службы и службами жизнеобеспечения (скорая медицинская помощь, энергослужба, «Водоканал», ЖКХ и др.), а также правоохранительными органами муниципального образования осуществляется в соответствии с заключенными соглашениями.

Для ликвидации крупных пожаров, при которых сил и средств подразделений муниципальной пожарной охраны недостаточно - задействуется план привлечения сил и средств подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации на тушение пожаров, который утверждается постановлением администрации субъекта Российской Федерации.

В каждом муниципальном образовании (включая сельские поселения) должны быть созданы добровольные пожарно-спасательные формирования, укомплектованность которых техническими и кадровыми ресурсами должна, в первую очередь, зависеть от расстояния до ближайшего места дислокации подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации или муниципальной пожарной охраны и состояния подъездных дорог к поселениям муниципального образования, защищаемых добровольной пожарной охраной.

Немаловажную роль в реализации первичных мер пожарной безопасности на уровне органов местного самоуправления также играет проведение противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности.

Статья 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» определяет, что противопожарная пропаганда - это целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования. В настоящее время законодатель предоставил органам местного самоуправления не только ряд полномочий по обеспечению пожарной безопасности, но и все необходимые механизмы их выполнения.

Рекомендовано территориальным подразделениям МЧС России выходить с предложениями к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о включении в состав цен на пользование жилыми помещениями затрат на обеспечение пожарной безопасности. Данные мероприятия могут быть реализованы, только потому, что у субъектов Российской Федерации есть такие полномочия. Использование же в полной мере полномочий, предоставленных муниципальным образованиям, по мнению специалистов, способно коренным образом улучшить противопожарную обстановку страны.

Функционирование ведомственной системы управления осуществляется по двум основным направлениям:

- управление собственными силами и средствами МЧС России;

- методическое руководство органами управления и координация действий сил федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций и координация их действий по выполнению возложенных на них задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. Разработка предложений по совершенствованию штатной структуры пожарной охраны в субъектах Российской Федерации

Основные предложения следующие.

Нормативы в области пожарной безопасности должны быть научно обоснованы. Например, за пожарным депо должен быть закреплен район обслуживания не просто в виде круга, а иметь научно обоснованную сложную конфигурацию. Радиус обслуживания депо нельзя использовать как доброкачественный норматив для определе-

ния штатной численности подразделений пожарной охраны на территории. При этом неприемлемым считается сохранение Госстроем России «неприемлемого» норматива 1930 г. и исключение из СНиП норматива по основным пожарным автомобилям, невыполнение предложений ГПС по включению указанных нормативных требований в НПБ 101-95.

Необходимо новое научное обоснование штатного количества пожарных автомобилей. Норматив, определивший иметь один пожарный автомобиль на 5 тысяч человек, не учитывает различие в типаже пожарных автомобилей: основные, общего назначения, специальные и др. При этом требуется учитывать резерв, тоже научно обоснованный. Научные расчеты требуется определять с точки зрения теории вероятности.

Важной является следующая точка зрения: «Противопожарная служба любого города должна быть организована таким образом, чтобы на любой вызов, поступивший из любого города в любое время суток, на который противопожарная служба (ППС) обязана выезжать, служба могла немедленно отреагировать адекватным характеру вызова набором сил и средств.

При этом должны выполняться два ограничения:

а) время прибытия подразделений ППС к месту вызова должно укладываться в определенный интервал (например, в 95% всех вызовов время прибытия не должно превышать 15 минут);

б) общее число сил и средств должно быть экономически оправданным».

Реализацию выработанных предложений специалисты видят в реализации

компьютерной имитационной системы «КОСМАС» и включение ее в структуру ЕДДС всех городов.

Предлагается установление обязательного страхования имущества юридических лиц на случай пожара, путем принятия федерального закона «Об обязательном страховании имущества юридических лиц на случай пожара».

Подготовка специалистов требует расширения масштабов и повышения уровня подготовки кадров, что вызвано новыми более широкими и сложными задачами пожарной охраны.

Повышение эффективности функционирования пожарной охраны должно осуществляться по следующим направлениям:

- улучшение материально-технической базы;

- совершенствование организации и управления ГПС на основе принятия научно обоснованных решений, в первую очередь - по вопросам определения штатной численности и принципам дислокации пожарных подразделений.

МЧС России должно провести комплексное научное исследование процесса функционирования ГПС, включающее организационный, функциональный, территориальный и отраслевой аспекты этого процесса.

Для реализации полномочий в области пожарной безопасности с целью обеспечения выполнения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов (кроме муниципального района) необходимо принять перечень правовых актов органов местного самоуправления в том числе:

- организационно-правового,финансового,материально-техническо-го обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов;

- организации обучения населения мерам пожарной безопасности;

- об утверждении перечня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов;

- об организации пожарно-профилактической работы в жилом секторе и на объектах с массовым пребыванием людей;

- о порядке установления, в случае повышения пожарной опасности, особого противопожарного режима в местах летнего отдыха детей;

- об обеспечении требований пожарной безопасности в период уборки урожая и заготовки кормов;

- о мерах по предупреждению и тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах сельского хозяйства и предупреждения гибели людей от пожаров;

- о создании и организации деятельности муниципальной и добровольной пожарной охраны, порядок ее взаимодействия с другими видами пожарной охраны;

- об определении формы социально значимых работ при участии граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности;

- об организации общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности.

Требуется конкретизация задач пожарной охраны как элемента гражданской обороны, участвующего в защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Определение задач противопожарных формирований гражданской обороны на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, в измененной системе ГО.

Необходима научная разработка теоретических, организационных, правовых и других основ функционирования противопожарных формирований при решении основной задачи (борьбы с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий) и других задач гражданской обороны.

Необходимо нормативное правовое развитие положений:

- о полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области борьбы с пожарами как задачи гражданской обороны;

- о полномочиях органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан РФ в области борьбы с пожарами как задачи гражданской обороны.

Требуют теоретического развития организационные и иные вопросы применения противопожарных формирований гражданской обороны, войск гражданской обороны аварийно-спасательных формирований, спасательных служб, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и других сил для борьбы с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Выводы

Полученные сведения и их анализ показал, что весьма результативным является сбор данных по регионам. Подобная работа позволит наиболее полно учитывать особенности каждого региона и, в то же время, получить обобщенные данные по ситуации в стране в целом. Поэтому целесообразным является проведение всероссийской научно-практической конференции на тему (вариант): «Борьба с пожарами как задача гражданской обороны». Так как Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России проводит, в данный момент, большую работу по анализу и учету стратегических рисков безопасности России, то ЦСИ ГЗ МЧС России мог бы выступить организатором конференции по данной тематике.

Практически нераскрытыми в отчетах главных управлений МЧС России по субъектам РФ остались вопросы совершенствования функционирования ведомственной пожарной охраны, особенно Министерства транспорта РФ и ОАО «Российские железные дороги», хотя на объектах железнодорожного транспорта последнее время регулярно возникали пожары различного масштаба. Только в отчете главного управления МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике указан состав пожарных подразделений ведомственной пожарной охраны, а в отчете главного управления МЧС России по Смоленской области указан проект областного нормативного правового акта о ведомственной пожарной охране. Положительным является разработка, представленного

в отчете главного управления МЧС России по Смоленской области проекта областных рекомендаций о создании частной пожарной охраны.

В целом можно констатировать, что практически первая НПР МЧС России по тематике пожарной охраны успешно выполнена и подразделениями МЧС России в субъектах Российской Федерации приобретен первый опыт выполнения данной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.