Научная статья на тему 'Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности'

Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1278
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / LOCAL GOVERNMENT INSTITUTIONS'' POWER IN THE FIELD OF FIRE SAFETY / ПЕРВИЧНЫЕ МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / FIRE SAFETY / LOCAL GOVERNMENT INSTITUTIONS / PRIMARY MEASURES OF FIRE SAFETY / MATTERS OF LOCAL SIGNIFICANCE / EFFICIENCY EVALUATION CRITERIA OF LOCAL GOVERNMENT INSTITUTIONS WORK / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макаркин С. В., Воробьева Е. П.

Рассмотрены методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Рассмотрены также первичные меры по обеспечению пожарной безопасности, полномочия органов местного самоуправления в данной области. На основе законодательства Российской Федерации предложены критерии оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности. Предложен новый вид пожарного риска, характеризующий количество травмированных в результате пожаров. В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, улучшения качества работы муниципальных служащих и повышения удовлетворенности населения качеством муниципальных услуг в области обеспечения пожарной безопасности предложено внедрение в их деятельность системы менеджмента качества на основе международных стандартов серии ISO 9000 и рекомендаций IWA 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Макаркин С. В., Воробьева Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON EFFICIENCY OF LOCAL GOVERNMENT INSTITUTIONS WORK IN THE FIELD OF FIRE SAFETY

Techniques of valuation of efficiency of activity of local governments are obtained. The primary measures of fire safety, powers of bodies of local self-government in the field of fire safety are discussed. On the basis of the legislation of the Russian Federation there are proposed the criteria of estimation of efficiency of activity of local governments in the field of fire safety. It is proposed new fire risk, which characterize the number of injured as a result of fires. In order to improve the efficiency of activity of local self-government, improvement of municipal employees and raising of public satisfaction with the quality of municipal services in the sphere of fire security provision it is proposed implementation in the activity of the quality management system based on the international standards of series ISO 9000 and recommendations IWA 4.

Текст научной работы на тему «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности»

С. В. МАКАРКИН, канд. юрид. наук, доцент, начальник кафедры организации надзорной деятельности, Уральский институт ГПС МЧС России (Россия, 620062, г. Екатеринбург, ул. Мира, 22; e-mail: mak_s@e1.ru) Е. П. ВОРОБЬЕВА, канд. техн. наук, доцент, профессор кафедры пожарной безопасности в строительстве, Уральский институт ГПС МЧС России (Россия, 620062, г. Екатеринбург, ул. Мира, 22; e-mail: elena.vorobeva.55@mail.ru)

УДК 614.84

ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассмотрены методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Рассмотрены также первичные меры по обеспечению пожарной безопасности, полномочия органов местного самоуправления в данной области. На основе законодательства Российской Федерации предложены критерии оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности. Предложен новый вид пожарного риска, характеризующий количество травмированных в результате пожаров. В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, улучшения качества работы муниципальных служащих и повышения удовлетворенности населения качеством муниципальных услуг в области обеспечения пожарной безопасности предложено внедрение в их деятельность системы менеджмента качества на основе международных стандартов серии ISO 9000 и рекомендаций IWA 4.

Ключевые слова: пожарная безопасность; органы местного самоуправления; полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности; вопросы местного значения; критерии оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления; система менеджмента качества.

В целях реализации положений Федерального закона № 1Э1-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [1] Указом Президента Российской Федерации в апреле 2008 г. [2] утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. В дальнейшем постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1317 [3] утверждены перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов и методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Целью методики является определение единых методических подходов к организации мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее — органы местного самоуправления) в целях оценки динамики изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровня социально-экономического развития муниципального образования (далее — МО), степени внедрения

© Макаркин С. В., Воробьева Е. П., 2014

методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления.

Предметом оценки являются результаты деятельности органов местного самоуправления в сферах:

1) экономического развития;

2) дошкольного образования;

3) общего и дополнительного образования;

4) культуры;

5) физической культуры и спорта;

6) жилищного строительства и обеспечения граждан жильем;

7) жилищно-коммунального хозяйства;

8) организации муниципального управления;

9) энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В данном перечне отсутствует такой немаловажный вид деятельности органов местного самоуправления, как обеспечение первичных мер пожарной безопасности, закрепленный в качестве вопроса местного значения в п. 9 ч. 1 ст. 14 и п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-Ф3 [1]. Правом на решение данного вопроса наделены органы местного самоуправления таких видов муниципальных образований, как поселения и городские округа.

Ст. 63 Федерального закона № 12Э-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [4] определяет, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Перечисленные показатели могут быть взяты за основу при оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

В качестве влияющего на оценку деятельности фактора необходимо также учитывать и полноту использования права органов местного самоуправления на создание муниципальной пожарной охраны на территории муниципального образования. Данное право закреплено в ст. 11.1 Федерального закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" [5] и в п. 8.1 ч. 1 ст. 14.1 ип. 8.1 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона [1].

Однако не нужно забывать, что для всесторонней и объективной оценки деятельности органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере этих показателей недостаточно. В связи с этим в качестве исходных данных для проведения мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления необходимо использовать официальные данные, представленные в докладах руководителей органов местного самоуправления, а также данные официального статистического учета пожаров и их последствий в Российской Федерации либо расчетные критерии, разработанные на их основе.

Поскольку осуществление официального статистического учета и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям согласно п. 5 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре [6] и п. 10.1.3 и 10.4 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности [7] является компетенцией органов Государственного пожарного надзора (ГПН) главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и органов ГПН специальных и воинских подразделений, предоставление данной информации может быть возложено именно на эти надзорные органы. Отметим, что порядок учета пожаров и их последствий утвержден приказом МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714 [8].

Статистические данные по пожарам и их последствиям в данном случае являются основой для определения величины основных видов пожарных рисков [9], которые будут служить критериями оценки деятельности органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности:

Я1 — риск для человека столкнуться с пожаром (его основными факторами) за единицу времени;

Я2 — риск для человека погибнуть при пожаре (оказаться его жертвой);

Я3 — риск для человека погибнуть в результате пожара за единицу времени;

Я4 — риск уничтожения строений в результате пожара;

Я5 — риск прямого материального ущерба от пожара.

К этим видам риска, по нашему мнению, необходимо добавить риск, характеризующий количество людей, получивших травмы в результате пожара (*2.1).

Значения рассматриваемых показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления необходимо анализировать в динамике за отчетный год при их планируемых значениях на трехлетний период.

При анализе необходимо учитывать и полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, предусмотренные ст. 19 Федерального закона [5]. Согласно ч. 1 ст. 19 этого закона [5] к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится:

• создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

• создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

• оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

• организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы (ГПС) о пожаре;

• принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

• включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

• оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

• установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относится (ч. 2 ст. 19 Федерального закона [5]):

• создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

• включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

• оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной без-

опасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

• установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Оценку эффективности деятельности органов

местного самоуправления муниципальных районов по показателям, отражающим полномочия органов местного самоуправления поселений, расположенных на территории соответствующих муниципальных районов, необходимо осуществлять при условии передачи органам местного самоуправления муниципальных районов соответствующих полномочий.

Говоря о роли населения муниципального образования в оценке эффективности органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности, необходимо помнить, что согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации [10] вопросы местного значения самостоятельно решаются именно населением, а также то, что некоторые из полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности непосредственно затрагивают интересы населения муниципального образования. Немаловажным фактором при оценке тех или иных вопросов, находящихся в ведении органов местного самоуправления, является способность населения контролировать исполнение и объективно оценивать результаты решения этих вопросов. Поэтому в качестве критериев необходимо также учитывать и мнение населения, непосредственно проживающего на территории муниципального образования. Для оценки предлагаются следующие критерии:

• доля лиц, обученных мерам пожарной безопасности (%);

• оценка населением уровня обеспечения пожарной безопасности территории муниципального образования (% от числа опрошенных);

• удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности граждан (% от числа опрошенных).

Мнение населения может быть выяснено в результате опроса граждан, проведенного в соответствии с требованиями ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ [1].

Учитывая, что рассматриваемые вопросы волнуют не только ученых, но и практических работников, отметим, что ранее в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" [11] в целях качественного проведения проверок и оценки деятельности Свердловской подсистемы РСЧС и ее звеньев на всех уровнях была разработана и утверждена приказом начальника гражданской обороны

Номер Вопрос проверки Критерии для оценки соответствия предъявляемым требованиям

вопроса Соответствует Удовлетворяет Не соответствует

1 Денежные средства, выделяемые на реализацию принимаемых в органах местного самоуправления программ "Пожарная безопасность" От 70 до 100 % От 40 до 70 % Менее 40 %

2 Финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов жилищного фонда малообеспеченных слоев населения (ревизия и ремонт печного отопления, электропроводки и т. д.) От 70 до 100 % от общего количества От 40 до 70 % от общего количества Менее 40 % от общего количества

3 Финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов социальной сферы, находящихся в ведении администрации МО (выполнение противопожарных мероприятий: монтаж и обслуживание систем автоматической пожарной защиты (АПЗ), электрооборудования, противопожарного водоснабжения, огнезащитная обработка сгораемых конструкций и т. д.) От 70 до 100 % от общего количества От 40 до 70 % от общего количества Менее 40 % от общего количества

4 Финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов образования, находящихся в ведении администрации МО (выполнение противопожарных мероприятий: монтаж и обслуживание систем АПЗ, электрооборудования, противопожарного водоснабжения, огнезащитная обработка сгораемых конструкций и т. д.) От 70 до 100 % от общего количества От 40 до 70 % от общего количества Менее 40 % от общего количества

5 Финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов здравоохранения, находящихся в ведении администрации МО (выполнение противопожарных мероприятий: монтаж и обслуживание систем АПЗ, электрооборудования, противопожарного водоснабжения, огнезащитная обработка сгораемых конструкций и т. д.) От 70 до 100 % от общего количества От 40 до 70 % от общего количества Менее 40 % от общего количества

6 Доведение численности личного состава ГПС, содержащегося за счет средств местных бюджетов, до нормативной, установленной ст. 10 [5] 1 сотрудник ГПС на 650 жителей МО (нормативная) 1 сотрудник ГПС на 325 жителей МО Менее 1 сотрудника ГПС на 325 жителей МО

7 Обеспечение квартирами сотрудников и работников ГПС, нуждающихся в улучшении жилищно-коммунальных условий в течение года От общего числа сотрудников ГПС, нуждающихся в улучшении жилищно- коммунальных условий:

20 % и более от 10 до 20 % менее 10 %

8 Степень, в которой радиус выезда подразделений ГПС (в соответствии с нормативным — 3 км) обеспечивает обслуживание территории и объектов муниципального образования 100 % 50 % Менее 50 %

9 Выделение средств на организацию и содержание подразделений ведомственной, добровольной пожарной охраны, находящихся в ведении администрации муниципального образования От 70 до 100 % от общего количества От 40 до 70 % от общего количества Менее 40 % от общего количества

10 Количество пожаров на территории МО в сравнении со среднестатистическими показателями на 10 тыс. населения по области Снизилось Стабилизировалось Увеличилось

11 Количество погибших на территории МО в результате пожаров в сравнении со среднестатистическими показателями на 10 тыс. населения по области Снизилось Стабилизировалось Увеличилось

12 Количество травмированных на территории МО в результате пожаров в сравнении со среднестатистическими показателями на 10 тыс. населения по области Снизилось Стабилизировалось Увеличилось

Окончание таблицы

Номер вопроса Вопрос проверки Критерии для оценки соответствия предъявляемым требованиям

Соответствует Удовлетворяет Не соответствует

13 Размер материального ущерба на территории МО, причиненного в результате пожаров, в сравнении со среднестатистическими показателями на 10 тыс. населения по области Снизился Стабилизировался Увеличился

14 Выполнение мероприятий по предписаниям Государственного пожарного надзора в учебных заведениях, находящихся в ведении администрации муниципального образования От 70 до 100 % от общего количества От 50 до 70 % от общего количества Менее 50 % от общего количества

15 Выполнение мероприятий по предписаниям Государственного пожарного надзора на объектах социальной защиты населения, находящихся в ведении администрации муниципального образования От 70 до 100 % от общего количества От 50 до 70 % от общего количества Менее 50 % от общего количества

Свердловской обл. от 23.03.2004 г. № 4-ПГО Методика оценки деятельности Свердловской подсистемы РСЧС в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности (далее — Методика). Методика позволяла оценивать деятельность органов местного самоуправления Свердловской обл. по решению вопросов в области обеспечения пожарной безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона № 69-ФЗ [5]. Вопросы проверок и критерии их оценки указаны в таблице.

Оценка деятельности органов местного самоуправления проводилась комплексно, каждый из указанных вопросов оценивался по трехбалльной шкале:

• соответствует предъявляемым требованиям — 3 балла;

• удовлетворяет предъявляемым требованиям — 2 балла;

• не соответствует предъявляемым требованиям — 1 балл.

Все данные по итогам оценки деятельности органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности по каждому вопросу заносились в оценочную ведомость, выставлялся средний балл с учетом оценки каждого рассматриваемого вопроса.

Применение данной методики в оценке деятельности органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности сегодня невозможно, поскольку некоторые вопросы проверки не соответствуют положениям современного законодательства. Так, нормативный показатель "одна единица личного состава Государственной противопожарной службы на каждые 650 человек населения", установленный ст. 10 Федерального закона [5], утратил силу со вступлением в силу положений Федерального закона [12].

Положения ст. 8 Федерального закона [5], устанавливающие гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы в части, касающейся выделения личному составу ГПС органами местного самоуправления жилой площади в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам, утратили силу.

Изменен показатель "Нормативный радиус выезда подразделений ГПС — 3 км". Со вступлением в силу Федерального закона [4] согласно ст. 76 дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 мин, а в сельских поселениях — 20 мин.

Отметим, что для проектируемых поселений (или их микрорайонов), а также для поселений, в которых отсутствуют пожарные части, определение мест дислокации подразделений пожарной охраны рекомендуется осуществлять в соответствии с СП 11.13130.2009 [13] (в ред. Приказа МЧС России от 09.12.2010 г. № 642 [14]).

Говоря об организации и содержании подразделений ведомственной и добровольной пожарной охраны (см. таблицу, вопрос № 9), отметим, что эти подразделения являлись видами муниципальной пожарной службы, организованной органами местного самоуправления для предупреждения и тушения пожаров на территории муниципального образования. Порядок ее организации устанавливался НПБ 202-96 [15].

В настоящее время согласно ст. 11.1 Федерального закона [5] органами местного самоуправления на территории муниципальных образований создается муниципальная пожарная охрана. При этом цели, задачи, порядок создания и организации деятельно-

сти муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления. Однако создание муниципальной пожарной охраны на территории муниципальных образований как компетенции органов местного самоуправления в законодательстве не закреплено.

Сегодня добровольная пожарная охрана — это социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц — общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (ст. 2 Федерального закона № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" [16]).

Согласно ст. 5 Федерального закона [16] органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В связи с этим в качестве критериев оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности разумно учитывать также:

• количество созданных органами местного самоуправления подразделений муниципальной пожарной охраны, их оснащенность современной пожарной техникой, противопожарным оборудованием, инвентарем и огнетушащими средствами, снабжение пожарных специальной одеждой и снаряжением;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• численность участвующих в действиях по тушению пожаров работников подразделений муниципальной пожарной охраны и наличие у них профессионального образования (профессиональной подготовки);

• количество построенных современных пожарных депо либо помещений, предоставленных для личного состава муниципальной пожарной охраны;

• выполнение нормативного времени прибытия первого подразделения к месту вызова согласно ст. 76 Федерального закона № 123-Ф3 [4];

• выполнение органами местного самоуправления обязательств в отношении добровольных пожар-

ных и общественных объединений пожарной охраны, предусмотренных ст. 5 Федерального закона [16].

Из формулировки вопросов проверки № 3-5, 9, 14,15 (см. таблицу) и критериев их оценки следует, что оценивается работа только администрации муниципального образования. Методика не предусматривает оценку деятельности других органов местного самоуправления, перечисленных в ст. 34 Федерального закона № 131-Ф3 [1].

Рассматриваемая методика закрепляет, что в случае несоответствия проверяемого вопроса предъявляемым требованиям органу местного самоуправления присваивается 1 балл. По нашему мнению, если при оценке деятельности органов местного самоуправления установлено, что какой-то из критериев не соответствует предъявляемым требованиям, то этот показатель должен быть оценен количеством баллов со знаком "минус".

Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления создает предпосылки для системного исследования результативности управления муниципальными образованиями, принятия решений и мер по дальнейшему совершенствованию муниципального управления, а также для поощрения муниципальных образований, достигших наилучших показателей, характеризующих конечные результаты их деятельности в области обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования.

В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, улучшения качества работы муниципальных служащих и повышения удовлетворенности населения качеством муниципальных услуг в области обеспечения пожарной безопасности их деятельность также может оцениваться с применением системы менеджмента качества (далее — СМК).

Наиболее развитой моделью СМК в деятельности органов местного самоуправления является Международное рабочее соглашение (International Workshop Agreement) IWA 4:2009 [17]. Внедрение СМК на основе международных стандартов серии ISO 9000 и рекомендаций IWA 4 представляет собой всемирно признанный механизм обеспечения качества предоставляемых услуг. Поэтому вопросы их внедрения в деятельность органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности также являются актуальными и будут рассмотрены в следующих статьях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федер. закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-Ф3; принят Гос. Думой 16.09.2003 г.; одобр. Сов. Федерации 24.09.2003 г. // Собр. законодательства РФ. — 2003. — № 40, ст. 3822.

2. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов : указ ПрезидентаРФ от 28.04.2008 г. № 607 // Собр. законодательства РФ. —2008.—№ 18, ст. 2003.

3. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" : постановление Правительства РФ от 17.12.2012 г. № 1317 // Собр. законодательства РФ. — 2012. — № 52, ст. 7490.

4. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : Федер. закон РФ от 22.07.2008 г. № 123-Ф3; принят Гос. Думой 04.07.2008 г.; одобр. Сов. Федерации 11.07.2008 г. // Собр. законодательства РФ. — 2008. — № 30 (ч. 1), ст. 3579.

5. О пожарной безопасности : Федер. закон РФ от 21.12.94 г. № 69-Ф3; принят Гос. Думой 18.11.94г.; введ. 26.12.94 г. // Собр. законодательства РФ. — 1994. —№ 35, ст. 3649.

6. О федеральном государственном пожарном надзоре (с "Положением о федеральном государственном пожарном надзоре") : постановление Правительства РФ от 12.04.2012 г. № 290 // Собр. законодательства РФ. — 2012. — № 17, ст. 1964.

7. Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности : утв. приказом МЧС России от 28.06.2012 г. № 375 // Российская газета. — 22.08.2012. — № 192.

8. Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий : приказ МЧС России от21.11.2008 г. № 714 // Российская газета. — 17.12.2008. — № 257.

9. Пожарные риски. Вып. 1. Основные понятия / Под ред. H. Н. Брушлинского. — М. : ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2004. — 57 с.

10. Конституция Российской Федерации // Российская газета.—25.12.93. — №237;21.01.2009. — №7.

11. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций : постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 // Собр. законодательства РФ. —2004. — №2, ст. 121.

12. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" : Федер. закон РФ от 22.08.2004 г. № 122-Ф3; принят Гос. Думой 05.08.2004 г. // Собр. законодательства РФ. — 2004. — № 35, ст. 3607.

13. СП 11.13130.2009. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения : утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 г. № 181. — М. : ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2009.

14. Об утверждении изменения № 1 к своду правил СП 11.13130.2009 "Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения", утвержденному Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 181 : приказ МЧС России от 09.12.2010 г. № 642 // Пожарная безопасность. — 2011. — № 1.

15. НПБ 202-96. Муниципальная пожарная служба. Общие требования : утв. главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору; введ. приказом ГУГПС МВД России от 29.11.96 г. №60. — М. : ВНИИПО МВД России, 1997.

16. О добровольной пожарной охране : Федер. закон РФ от 06.05.2011 г. № 100-Ф3; принят Гос. Думой 20.04.2011 г. // Собр. законодательства РФ. —2011. —№ 19, ст. 2717.

17. IWA 4:2009. Quality management systems — Guidelines for the application of ISO 9001:2008 in local government (Системы менеджмента качества. Руководство по применению ISO 9001:2008 в местных органах власти). URL : https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:iwa:4:ed-2:v1:en (дата обращения: 01.03.2014 г.).

Материал поступил в редакцию 17 марта 2014 г.

ON EFFICIENCY OF LOCAL GOVERNMENT INSTITUTIONS WORK IN THE FIELD OF FIRE SAFETY

MAKARKIN S. V., Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Head of Supervisory Activities Department, Ural State Fire Service Institute of Emercom of Russia (Mira St., 22, Yekaterinburg, 620062, Russian Federation; e-mail address: mak_s@e1.ru)

VOROBYEVA E. P., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Professor of Fire Safety in Construction Activities Department, Ural State Fire Service Institute of Emercom of Russia (Mira St., 22, Yekaterinburg, 620062, Russian Federation; e-mail address: elena.vorobeva.55@mail.ru)

ABSTRACT

Techniques of valuation of efficiency of activity of local governments are obtained. The primary measures of fire safety, powers of bodies of local self-government in the field of fire safety are discussed. On the basis of the legislation of the Russian Federation there are proposed the criteria of estimation of efficiency of activity of local governments in the field of fire safety. It is proposed new fire risk, which characterize the number of injured as a result of fires. In order to improve the efficiency of activity of local self-government, improvement of municipal employees and raising of public satisfaction with the quality of municipal services in the sphere of fire security provision it is proposed implementation in the activity of the quality management system based on the international standards of series ISO 9000 and recommendations IWA 4.

Keywords: fire safety; local government institutions; local government institutions' power in the field of fire safety; primary measures of fire safety; matters of local significance; efficiency evaluation criteria of local government institutions work; quality management system.

REFERENCES

1. On general principles of organization of local government in the Russian Federation. Federal Law on 06.10.2003 No. 131. Sobr. zakonodatelstva RF — Collection of Laws of Russian Federation, 2003, no. 40, art. 3822 (in Russian).

2. About estimation of efficiency of activity of local government of city districts and municipal regions. Decree of Prezident of RF on 28.04.2008 no. 607. Sobr. zakonodatelstva RF — Collection of Laws of Russian Federation, 2008, no. 18, art. 2003 (in Russian).

3. About measures on realization of the decree of the President of the Russian Federation dated 28 April 2008, no. 607 "On the assessment of efficiency of activity of local government of city districts and municipal regions" and subparagraph and paragraph 2 of the decree of the President of the Russian Federation from May 7, 2012, no. 601 "On basic directions of improving the system of state management". Sobr. zakonodatelstva RF — Collection of Laws of Russian Federation, 2012, no. 52, art. 7490 (in Russian).

4. Technical regulations about requirements of fire safety. Federal Law on 22.07.2008 no. 123. Sobr. zakonodatelstva RF — Collection of Laws of Russian Federation, 2008, no. 30 (part 1), art. 3579 (in Russian).

5. About fire safety. Federal Law on 21.12.94 no. 69. Sobr. zakonodatelstva RF — Collection of Laws of Russian Federation, 1994, no. 35, art. 3649 (in Russian).

6. On the Federal state fire supervision (with "Provision on the Federal state fire supervision"). Order of the government of Russia on 12.04.2012 no. 290. Sobr. zakonodatelstva RF — Collection of Laws of Russian Federation, 2012, no. 17, art. 1964 (in Russian).

7. On approval of Administrative regulation of the Ministry of Russian Federation for civil defence, emergencies and elimination of consequences of natural disasters of the performance of the state supervision over compliance with fire safety. Order of Emercom of Russia on 28.06.2012 no. 375. Rossiyskaya gazeta — Russian Newspaper, 22.08.2012, no. 192 (in Russian).

8. On approval of procedure of registration of fires and their consequences. Order of Emercom of Russia on 21.11.2008 no. 714. Rossiyskaya gazeta—Russian Newspaper, 17.12.2008, no. 257 (in Russian).

9. Brushlinskiy N. N. (ed.) Pozharnyye riski. Vyp. 1. Osnovnyyeponyatiya [Fire risks. Vol. 1. Basic concepts]. Moscow, All-Russian Research Institute for Fire Protection of Emercom of Russia Publ., 2004. 57 p.

10. Russian Federation Constitution. Rossiyskaya gazeta — Russian Newspaper, 25.12.93 г., no. 237; 21.01.2009, no. 7 (in Russian).

11. On the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations. Order of the government of Russia on 30.12.2003 no. 794. Sobr. zakonodatelstva RF — Collection of Laws of Russian Federation, 2004, no. 2, art. 121 (in Russian).

12. On introducing changes in legislative acts of the Russian Federation and invalidating certain legislative acts of the Russian Federation in connection with adoption of the Federal laws "On amendments and additions to the Federal law "On General principles of organization of legislative (representative) and Executive state authorities of subjects of the Russian Federation" and "On General principles of organization of local government in Russian Federation". Federal Law on 22.08.2004 no. 122. Sobr. zakonodatelstva RF — Collection of Laws of Russian Federation, 2004, no. 35, art. 3607 (in Russian).

13. Set of Rules 11.13130.2009. Locations of fire departments. The procedure and methodology for determining. Moscow, All-Russian Research Institute for Fire Protection of Emercom of Russia Publ., 2009 (in Russian).

14. Approval of the amendments No. 1 to the rulebook SR 11.13130.2009 "Locations of fire departments. The procedure and methodology for determining" approved by the Order of Emercom of Russia 25.03.2009No. 181]: OrderofEmercomon09.12.2010No. 642.Pozharnayabezopasnost—FireSafety, 2011, no. 1 (in Russian).

15. Fire protection standards 202-96. The municipal fire department. General requirements. Moscow, All-Russian Research Institute for Fire Protection of Ministry of the Interior of Russia, 1997 (in Russian).

16. On volunteer fire-fighting. Federal Law on 06.05.2011 no. 100. Sobr. zakonodatelstva RF — Collection of Laws of Russian Federation, 2011, no. 19, art. 2717 (in Russian).

17. IWA 4:2009. Quality management systems — Guidelines for the application ofIS09001:2008 in local government. Available at: https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:iwa:4:ed-2:v1:en (Accessed 1 March 2014).

Издательство «П0ЖНАУКА»

Представляет книгу

А. А. Антоненко, Т. А. Буцынская, А. Н. Членов. ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ КОМПЛЕКСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ: учебно-справочное пособие / Под общ. ред. д-ра техн. наук А. Н. Членова. -М.: ООО "Издательство "Пожнаука", 2010. - 210 с.

В учебно-справочном пособии изложены основы современного подхода к проблеме комплексного обеспечения безопасности объектов хозяйствования с помощью технических средств и систем; приведены сведения о технической эксплуатации комплексных систем безопасности, а также справочно-методическая информация для решения практических задач по эксплуатации. Дано основное содержание эксклюзивной разработки — ГОСТ Р 53704-2009 "Системы безопасности комплексные и интегрированные", входящего в отраслевой комплект нормативно-технической документации по данной проблеме.

Книга предназначена для практических работников в области систем безопасности и может быть использована как учебное пособие для подготовки и повышения квалификации специалистов соответствующего профиля.

121352, г. Москва, а/я 43; тел./факс: (495) 228-09-03; e-mail: mail@firepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.