Научная статья на тему 'К вопросу о гражданско-правовом положении учреждения противопожарной службы МЧС России'

К вопросу о гражданско-правовом положении учреждения противопожарной службы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ / AGENCY FIRE SERVICE / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ENTITY / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА / PROPERTY AND PERSONAL NON-PROPERTY RIGHTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШТАТНАЯ ОСНОВА / PROFESSIONAL FULL-TIME BASIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скрементова О. С., Гаврилова О. В., Цечоев Х. И.

Рассмотрены основные задачи и функции учреждения противопожарной службы, вопросы финансирования учреждения противопожарной службы, вопрос об учредителе учреждения противопожарной службы, нормативные правовые акты, на основании которых осуществляет свою деятельность учреждение противопожарной службы. Подчеркнуто, что учреждение противопожарной службы действует на постоянной профессиональной штатной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTION OF THE LEGAL STATUS OF CIVIL INSTITUTIONS FIRE SERVICE of EMERCOM of RUSSIA

The main tasks and functions of the institution fire service, financing institutions Fire Service, question about the founder fire service agencies, regulations, under which the institution operates a fire service. It was stressed that the establishment of a fire service operates on a permanent professional staff basis.

Текст научной работы на тему «К вопросу о гражданско-правовом положении учреждения противопожарной службы МЧС России»

К ВОПРОСУ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

О.С. Скрементова, кандидат юридических наук, доцент; О.В. Гаврилова, кандидат юридических наук; Х.И. Цечоев, кандидат педагогических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассмотрены основные задачи и функции учреждения противопожарной службы, вопросы финансирования учреждения противопожарной службы, вопрос об учредителе учреждения противопожарной службы, нормативные правовые акты, на основании которых осуществляет свою деятельность учреждение противопожарной службы. Подчеркнуто, что учреждение противопожарной службы действует на постоянной профессиональной штатной основе.

Ключевые слова: учреждение противопожарной службы, юридическое лицо, имущественные и личные неимущественные права, профессиональная штатная основа.

QUESTION OF THE LEGAL STATUS OF CIVIL INSTITUTIONS FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

O.S. Skrementova; O.V. Gavrilova; КИ.Г Tsechoev.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The main tasks and functions of the institution fire service, financing institutions Fire Service, question about the founder fire service agencies, regulations, under which the institution operates a fire service. It was stressed that the establishment of a fire service operates on a permanent professional staff basis.

Keywords: agency fire service, entity, property and personal non-property rights, professional full-time basis

Учреждение противопожарной службы является юридическим лицом, некоммерческой организацией, государственным бюджетным учреждением, то есть не имеющей членства организацией, созданной и финансируемой собственником (соответствующим публично-правовым образованием - субъектом Российской Федерации) в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций (п. 1 ст. 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) [1].

Учреждение противопожарной службы имеет полное и сокращенное наименование, которое служит его индивидуализации и заключается в его наименовании, определенном в учредительных документах. Наименование учреждения противопожарной службы содержит указание на его организационно-правовую форму (государственное учреждение соответствующего субъекта Российской Федерации), а также указание на характер его деятельности (противопожарно-спасательная служба, пожарно-спасательный отряд и др.) (п. 1 ст. 54 ГК РФ) [1]. Учреждение противопожарной службы имеет официальное место нахождения (юридический адрес), которое обычно определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ) [1] и обязательно указывается в его учредительных документах.

Наименование учреждения противопожарной службы, а также другие гражданско-правовые средства его индивидуализации позволяют четко идентифицировать как принадлежность конкретных субъективных прав и обязанностей, так и сторону соответствующего договорного или иного гражданского правоотношения, а также участника судебного спора (истца или ответчика). Таким образом, собственное имя (наименование) учреждения противопожарной службы является признаком, производным от основных признаков юридического лица - организационного единства и имущественной обособленности.

Как правило, учредителем учреждения противопожарной службы выступает соответствующее публично-правовое образование - субъект Российской Федерации в лице уполномоченных государственных органов, в связи с этим учреждения противопожарной службы находятся в ведомственном подчинении главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Учреждение противопожарной службы осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации [2], законодательством Российской Федерации, законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации и Уставом (единственным учредительным документом).

В связи с тем, что учреждение противопожарной службы является юридическим лицом, государственным бюджетным учреждением, некоммерческой организацией, оно приобретает свой правовой статус с момента государственной регистрации в качестве юридического лица, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета, предусмотренные законодательством Российской Федерации, круглую печать с воспроизведением одноцветного полного герба соответствующего субъекта Российской Федерации и со своим полным наименованием на русском языке, другие печати, штампы и бланки; свою символику, атрибутику, форму одежды и другие средства индивидуализации.

Учреждение противопожарной службы от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, исполняет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учреждение противопожарной службы финансируется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе по обязательному государственному личному страхованию работников, и средств, полученных от осуществления учреждением противопожарной службы приносящей доход деятельности, разрешенной законодательством Российской Федерации и его учредительными документами (уставом).

Учреждение противопожарной службы отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При недостаточности этих средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения противопожарной службы несет собственник соответствующего имущества учреждения - соответствующий субъект Российской Федерации (собственник) в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Учреждение противопожарной службы не отвечает по обязательствам государства и его органов, в том числе обязательствам соответствующего субъекта Российской Федерации и органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Учреждение противопожарной службы действует на постоянной профессиональной штатной основе, как правило, представляющей собой совокупность органов управления, сил и средств в составе аппарата управления учреждения, территориальных органов управления силами и средствами учреждения на территории нескольких или одного муниципального образования, территориальных пожарно-спасательных подразделений, поисково-спасательных отрядов, водно-спасательных станций и маневренно-поисковых групп, специальных отрядов (авиационного, водолазного, взрывотехнического, кинологического, химического, медицинского) и других подразделений, обеспечивающих деятельность учреждения.

Численность личного состава учреждения противопожарной службы устанавливается правительством субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации и Министерством финансов субъекта Российской Федерации.

Поскольку учреждение противопожарной службы, как и любое другое юридическое лицо, может испытывать потребность в постоянном совершении каких-либо действий за пределами своего основного места нахождения, оно с этой целью вправе создать с согласия учредителя - собственника имущества учреждения - в другом месте свое обособленное подразделение в виде представительства или филиала (п. 1 и 2 ст. 55 ГК РФ) [1].

Учреждение противопожарной службы является составной частью сил территориальной подсистемы субъекта Российской Федерации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) и системы государственной противопожарной службы, осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с силами территориальной подсистемы субъекта Российской Федерации и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Основной целью деятельности учреждения противопожарной службы является защита населения от ЧС природного и техногенного характера и ликвидация их последствий, организация проведения тушения пожаров, аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС межмуниципального и регионального (областного) характера, участие в проведении мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке.

Основными задачами учреждения противопожарной службы являются:

- осуществление тушения пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных работ;

- осуществление профилактики пожаров на объектах, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

- осуществление необходимых мер по спасению жизни людей и материальных ценностей при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

- поддержание органов управления, сил и средств учреждения противопожарной службы в постоянной готовности к выдвижению в зоны ЧС и проведению работ по ликвидации ЧС;

- ликвидация ЧС и проведение мероприятий по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, экстренной медицинской и других видов помощи, созданию условий, необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;

- организация и обеспечение выполнения мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в пределах компетенции;

- аварийно-спасательные и другие неотложные работы при ЧС межмуниципального и регионального характера;

- аварийно-спасательные работы на водных акваториях, связанные с поиском, спасением людей и материальных ценностей;

- газоспасательные и горноспасательные работы;

- ликвидация последствий разливов нефти и защита населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия;

- работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- противофонтанные и другие работы, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

- предупреждение пожаров и создание условий для их ликвидации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

- пропаганда знаний в области обеспечения пожарной безопасности, защиты населения и территорий от ЧС;

- участие в реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке;

- разработка и представление на утверждение в установленном порядке планов привлечения сил и средств учреждения противопожарной службы, других видов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории ответствующего субъекта Российской Федерации;

- разработка плана и осуществление мероприятий гражданской обороны учреждения противопожарной службы в пределах своих полномочий;

- планирование и организация проведения мероприятий по гражданской обороне.

Для достижения указанных целей, предусматриваемых в уставе (учредительном

документе), учреждение противопожарной службы имеет право осуществлять деятельность, определенную действующим законодательством, учредительными документами (уставом), в том числе на занятие которой требуется получение в установленном порядке лицензии или аккредитации, а также деятельность в установленной сфере, связанную с оказанием платных услуг юридическим и физическим лицам.

Основными функциями учреждения противопожарной службы являются:

- обеспечение устойчивого, непрерывного и оперативного управления силами и средствами, подчиненными учреждению, круглосуточной работы дежурных и диспетчерских служб (ДДС), входящих в Единую систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях соответствующего субъекта Российской Федерации (ЕСОДУ), при возникновении и ликвидации ЧС, в том числе пожаров, оперативного реагирования на возникающие ЧС;

- обеспечение подготовки органов управления, сил и средств противопожарно-спасательной службы, поисково-спасательных отрядов, водно-спасательных формирований и поддержание их в постоянной готовности к тушению пожаров и проведению работ по ликвидации ЧС;

- организация деятельности подразделений противопожарно-спасательной службы, созданных в целях организации предупреждения и тушения пожаров в соответствующих муниципальных образованиях и (или) в организациях, содержащихся за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации;

- привлечение сил и средств к тушению пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации;

- проведение профилактических мероприятий, направленных на защиту от пожаров объектов собственности соответствующего субъекта Российской Федерации;

- разработка и осуществление организационных и практических мероприятий, направленных на повышение эффективности работы по локализации и ликвидации ЧС и пожаров, имеющимися тактико-техническими возможностями подразделений;

- сбор и анализ оперативной информации об угрозе возникновения или фактах ЧС, данных об обстановке в зоне ЧС, оповещение о них руководства Главного управления МЧС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, оперативного дежурного, дежурной службы главы соответствующего субъекта Российской Федерации, ДДС городов и районов субъекта Российской Федерации;

- использование различных средств связи и коммуникаций в выделенном диапазоне радиочастот;

- информационное обеспечение деятельности органов управления и подразделений учреждения противопожарной службы;

- разведка зон ЧС или предполагаемых ЧС, в том числе радиационная и химическая (состояние объекта, территории, маршрутов выдвижения сил и средств, определение границ

зоны ЧС), с применением самолетов, вертолетов, дельталетов и других летательных аппаратов;

- поисково-спасательные работы в зоне ЧС, в том числе с применением специально обученных собак;

- организация управления и связи в зоне ЧС;

- проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования учреждения противопожарной службы в военное время;

- осуществление обучения работников учреждения противопожарной службы в области гражданской обороны;

- эвакуация пострадавших и материальных ценностей из зоны ЧС;

- проведение работ, в том числе водолазных, по обеспечению безопасности в местах отдыха населения на пляжах и акваториях субъекта Российской Федерации, предупреждение несчастных случаев и спасение утопающих;

- принятие решений об ограничении доступа людей в зоны ЧС, ограничении или запрещении доступа к местам пожаров, а также об ограничении или запрещении движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

- использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;

- привлечение в установленном порядке к работам по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

- привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

- оказание помощи администрациям муниципальных образований субъекта Российской Федерации в разработке ежегодных постановлений по охране жизни людей на водоемах, участие в рассмотрении и согласовании программ мероприятий, проводимых на водоемах субъекта Российской Федерации;

- проведение взрывных работ в зоне ЧС с применением взрывчатых материалов промышленного назначения;

- дезактивация, дегазация, дезинфекция, дезинсекция, демеркуризация в зоне ЧС;

- деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

- ликвидация (локализация) на море, внутренних акваториях и территориях разливов нефти, нефтепродуктов, химических и других экологически опасных веществ;

- проведение испытаний для определения годности к использованию по назначению средств индивидуальной защиты и средств очистки воздуха объектов коллективной защиты, дегазирующих веществ и рецептур длительного хранения;

- осуществление хранения имущества гражданской обороны мобилизационного резерва органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и муниципальных образований субъекта Российской Федерации;

- осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также психологической подготовки работников учреждения противопожарной службы для работы в экстремальных условиях;

- организация систематического обучения спасателей, пожарных и других работников учреждения противопожарной службы способам защиты в условиях, максимально приближенных к условиям ЧС, обеспечение их необходимыми средствами защиты;

- участие в реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке;

- участие в разработке планов предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях, планов привлечения сил и средств Государственной противопожарной службы, других видов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории субъекта Российской Федерации;

- разработка и утверждение в пределах своей компетенции нормативов обеспечения сил и средств учреждения противопожарной службы;

- проведение мероприятий по профилактике общей и профессиональной заболеваемости, улучшению состояния здоровья спасателей, пожарных и других работников через врачебный здравпункт медицинской службы учреждения противопожарной службы;

- плановые и внеплановые проверки готовности территориальных органов управления учреждения противопожарной службы, поисково-спасательных, водно-спасательных формирований и пожарных частей к выполнению задач по предназначению;

- выработка предложений соответствующим органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности, по вопросам правового и технического обеспечения деятельности противопожарно-спасательной службы, аварийно-спасательных и водно-спасательных формирований, социальной защиты пожарных и спасателей и других работников учреждения противопожарной службы, экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

- оказание помощи в создании и обеспечении деятельности муниципальной и добровольной пожарной охраны, муниципальных аварийно-спасательных формирований на территории субъекта Российской Федерации;

- содействие работе Федерации пожарно-прикладного спорта России;

- формирование противопожарно-спасательной службы гражданской обороны субъекта Российской Федерации;

- осуществление в установленном порядке подготовки предложений в проект бюджета субъекта Российской Федерации по финансированию деятельности органов управления и подразделений противопожарно-спасательной службы субъекта Российской Федерации;

- организация в установленном порядке финансового обеспечения учреждения противопожарной службы с входящими в его структуру подразделениями, подготовка сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, поступающим из внебюджетных источников;

- осуществление строительства, реконструкции и ремонта пожарных депо, пожарно-спасательных депо, зданий поисково-спасательных формирований, водно-спасательных станций и других сооружений, находящихся на балансе учреждения противопожарной службы;

- осуществление в установленном порядке хозяйственно-договорной деятельности в сфере создания и производства пожарно-технической продукции, аварийно-спасательной техники и оборудования, в том числе оплата выполненных работ, оказанных услуг, продукции и иного имущества для нужд противопожарно-спасательной службы субъекта Российской Федерации;

- оказание содействия органам дознания и предварительного следствия в расследовании причин возникновения ЧС и пожаров в пределах своей компетенции;

- работа со сведениями, составляющими государственную тайну, организация и ведение секретного и несекретного делопроизводства;

- участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- участие в разработке нормативных документов по вопросам обеспечения пожарной безопасности, организации и проведения аварийно-спасательных работ.

Литература

1. Гражданский кодекс Рос. Федерации (принят всенародным голосованием 12 дек. 1993 г., с внесенными поправками 21 июля 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Конституция Рос. Федерации. М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.