Библиографический список
1. Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования. - Ростов-на-Дону, 2000.
2. Малиночка, Э. Г. Актуальные проблемы педагогики. Сборник статей. Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2007. - 196 с.
3. Маричев, И. В. О профессиональной модернизации дедуктивного звена образовательной системы морских ВУЗов. Спецвыпуск. Технические науки 2006. Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. - Ростов-на-Дону. РИО РГУ, 2006.
4. Маричев, И. В. Морская академия в образовательном пространстве. Монография. - Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2006 г.
УДК 374.5
Ю. В. Слесарев
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ НРАВСТВЕННОГО
КОМПОНЕНТА
Проблема качественного профессионального обучения специалиста-ме-неджера сегодня очень актуальна, особенно в части усиления нравственного компонента в его профессиональной подготовке. Воспитывать морально-нравственные начала студентов уже сложившихся как личности, задача весьма сложная, но необходимая, поскольку изменяющаяся производственная, профессиональная среда, возрастающая роль культурного фактора в управлении (в том числе в управлении предприятием) есть важнейшие требования современности. Востребованность специалиста-менеджера определяется слагаемостью многих качеств, навыков и умений, имеющихся в его профессиональном арсенале, где управленческая культура, которая складывается из нравственных ценностей психологической культуры, гуманистического мировоззрения занимает особое место.
Проводя исследование по усилению нравственного компонента в профессиональной подготовке менеджера, мы ориентировались на две основополагаю-щиеся системы, действующие в культурно-образовательной парадигме профессионального образования, являющейся неотъемлемой частью в будущей профессиональной деятельности: 1) профессионально-нравственные элементы (мораль, культура поведения, эмоционально-психологическаяустойчивость и т. д.) профессиональной культуры менеджера; 2) профессионально-ценностные ориентации (мотивация профессиональной деятельности и обучения в вузе, профессиональные интересы и идеалы и т. д.).
Критерии изучения элементов составляющих нравственный компонент профессиональной деятельности менеджера основываются на следующем: в процессе развития личности в целом и в профессиональной подготовке
менеджера в частности, наряду с профессиональными качествами и свойствами, формируются определенные навыки морально-нравственных отношений эмоционально-устойчивого поведения, которые составляют в целом характеристику специалиста-менеджера, его профессиональную зрелость. Мотивация профессиональной деятельности, профессионально-ценностные ориентации, нравственная культура, профессиональная зрелость - эти и другие профессиональные элементы культуры менеджера во многом определяют поведение человека в разного рода жизненных ситуациях. Они же будут определяющими и в дальнейшей профессиональной деятельности специалиста-менеджера.
Целью психолого-педагогического исследования, проводившегося среди студентов специальностей: 080502 - «экономика и менеджмент», 080116 - «математические методы, модели и исследование операций в эко -номике», 050501.06, 050501.18 - «профессиональное обучение (по отраслям)», явилось изучение динамики профессионально-ценностных ориентаций, морально-нравственной культуры будущих специалистов-менедже-ров института промышленной экономики, информатики и сервиса Пензенской государственной технологической академии. Основными методиками исследования явились анкетирование, беседы, тестирование, самообследо-вание. В исследовании приняли участие студенты 1,3,5-го курсов вышеуказанного института Пензенской государственной технологической академии, групп 01 ЭМ - 25 человек, 03ПЭ - 27 человек, 02 ММ - 21 человек, вышеуказанных специальностей. Всего было вовлечено в исследование 73 человека. При поступлении в вуз и зачислении на 1 курс проводилось общее исследование по профессионально-ценностной ориентации. На 3 и 5 курсах с данными студентами было проведено повторное анкетирование с учетом изучения гуманитарных дисциплин - «философия», «правоведение», «отечественная история», общепрофессиональных дисциплин - «коммерческое и трудовое право», «менеджмент», «управление персоналом», «эко -номическая теория». Данные исследования отражены в табл. 1 и представляют собой усредненные показатели с погрешностью (1%), поскольку профессионально-ценностные ориентации есть сложный личностный механизм, зависящий от личных факторов (социальная среда, уровень познаний и мировоззрения, эмоциональное состояние, морально-нравственное возрастание личности и т. д.).
На протяжении всех лет обучения в академии интерес к профессии сохраняется у студентов, которые ориентируются в выборе профессии на личный интерес, склонности и способности (58%, 54%, 51%). Снижается интерес к выбранной профессии и уверенность в правильности выбора у некоторых студентов старших курсов по сравнению с первым курсом.
Несмотря на снижение интереса к выбранной профессии у некоторых студентов, следует отметить, что в целом у многих студентов возрастает уровень осознания выбора профессии и возрастает уверенность в выборе
профессии. Об этом свидетельствует тот факт, что на первом курсе только 21% студентов указывали в свободных высказываниях на мотивы учения связанных с получением профессии. А на третьем курсе таких студентов становится 56%, на пятом - 60%. Это те студенты, которые с удовольствием изучают специальные предметы, успешно справляются с заданиями преподавателей. Как правило, они имеют навыки учебного труда, могут распределить свое свободное время и подготовиться к семинарам, практическим занятиям своевременно получить хорошие отметки за выполненную работу.
Более того, у 53% первокурсников отсутствовал идеал в профессии, а затем в период обучения 26% из них были сформированы профессиональные идеалы. На формирование идеалов оказывали влияние не только учебные занятия, но и квалификационные и производственные практики, поэтому 24% студентов указали, что они познакомились с людьми, которых они относят к образцам-примерам (но пока не к идеалам).
Следует отметить, что на пятом курсе только 38% студентов отметили, что у них есть идеал в профессии. Уменьшение количества студентов, имеющих идеал в профессии, связано с тем, что увеличился объем их профессиональных знаний, кроме этого, у них появились профессиональные практические навыки (некоторые из студентов начали работать по специальности на четвертом и пятом курсах). Поэтому они более критично стали подходить и к своим возможностям и к возможностям других людей.
Указанная закономерность снижения интереса к учебной деятельности прослеживается и в свободных высказываниях студентов (соответственно
1,3 и 5 курсы - 53%, 24%, 18%). У некоторых студентов возрастает уровень осознания необходимости получения образования (соответственно 19%, 31%, 35%) и приобретения профессиональных умений и навыков (соответственно 0%, 23%, 28%).
Познавательные, профессиональные мотивы выходят на первое место у первокурсников и у третьекурсников, они свойственны студентам, которые выбрали профессию осознанно ориентируясь на свои склонности и интересы. На пятом курсе многие из этих студентов начинают работать на разных предприятиях и в организациях, но выполняют не квалифицированную работу, поэтому в свободных высказываниях познавательные мотивы выхо -дят на второе место по сравнению с получением образования и возможностью устроиться в престижные предприятия, фирмы. Следует отметить, что у 23% студентов третьего курса и 28% пятого курса появляется еще один профессиональный мотив стать профессионалом, хорошим специалистом. Этот мотив формируется у студентов, которые отлично занимаются, успешно участвуют в прохождении профессиональной, квалификационной практики, стремятся выполнить как можно лучше учебные задания.
Беседы со студентами и качественный анализ их анкет позволил установить еще одну особенность в динамике мотивов учебной деятельности. Она
Таблица 1
Динамика профессионально-ценностных ориентаций студентов во время обучения в академии, в %
№ п/п Профессиональная ориентация (мотивация) 1 курс 3 курс 5 курс
1 Интересная профессия экономиста-менеджера 58 54 51
2 Выбор данной профессии (экономиста-менеджера) соответствует вашим идеалам 53 50 38
3 Получить знания по выбранной профессии, узнать что-то новое и повысить свой интеллектуальный уровень 50 50 20
4 Интересно, нравится, хочу учиться 53 24 18
5 Пообщаться с однокурсниками 25 38 5
6 Получить образование 17 44 69
7 Достигнуть более высокого положения в обществе и сделать себе карьеру 13 9 25
8 Стать профессионалом, хорошим специалистом, устроиться на хорошую работу в будущем 0 23 28
9 Профессия привлекает высоким социальным статусом и обеспечивает хорошее материальное положение 63 50 22
10 Интересна свободой реализации собственных идей и интересов, творческого выбора 11 39 56
11 Приобрести навыки профессионального и личного общения 29 63 42
проявляется в том, что мотивы первокурсников малодифференцированные и малоосознанные. Потому что 53% студентов первого курса в свободных высказываниях называют мотив «нравится, интересно», но затрудняются сказать более точно, что именно им нравится и что именно интересно. Как правило, звучит ответ: «Все нравится, все интересно». Только у 24% студентов этот мотив сохраняется до 3 курса и у 18% до пятого курса. Но уровень его осознания становится гораздо выше, чем у первокурсников: они конкретно указывают на то, что им нравится в учебном процессе, что нет, какие учебные дисциплины их интересуют, какие - нет. Интерес к обучению поддерживается у таких студентов интересными и творческими заданиями, хорошей организацией учебных занятий, хорошей материальной базой академии.
Например, для студентки Б. главными являются мотивы важности приобретаемых знаний в жизни, становлении специалистом-менеджером возможности занять достойное положение в обществе, поэтому она готовится ко всем семинарам, на лекциях внимательна, выполняет безукоризненно все задания преподавателей. Поэтому от большинства зачетов ее освобождают, она уверена в успехе во время экзаменов, для нее с первого курса не существенными являются мотивы лишения стипендии, избежания конфликтных
отношений с родителями и преподавателями. У нее ровные отношения со сверстниками, которые с уважением относятся к ней. Поэтому эти мотивы к третьему курсу становятся не существенными.
Студентка М. удовлетворительно по сравнению с другими абитуриентами сдала вступительные экзамены. Однако во время учебы ее старания и желание добиться признания со стороны сверстников и преподавателей изменили ее отношение к учебной деятельности в целом. Поэтому у нее произошли существенные изменения в мотивах учения и ведущими стали такие мотивы, как заслужить уважение в группе, продолжить образование в институте, получить одобрение от преподавателей, быть культурным человеком, занять достойное положение в обществе.
Весьма интересной, на наш взгляд, является динамика, определяемая статусом и материальным положением выбранной профессии менеджера в снижении показателей в связи с изменением приоритетов и качественных форм будущей профессии. Для студентов первого курса показательным и привлекательным является высокий социальный статус менеджера-управ-ленца и его высокая оплата труда, то третьекурсники отличают, что статус и материальное положение зависят от уровня и качества образования, поэтому постижение основ профессии менеджера и есть гарантия достаточно высокого статуса и хорошего материального положения. Однако, к пятому курсу данная мотивация резко изменяется в сторону снижения личностных интересов и повышении престижа профессии и качества выполняемой работы, статус и материальное положение вторичны, а первичными признается профессиональный рост и компетентность, которые определят дальнейшие статусные и материальные формы выбранной профессии (1 курс -63%, 3 курс - 50%, 5 курс - 22%).
Следует отметить возрастание творческой активности и интереса, поскольку первоначально у 1 курса диапазон творчества и свободы мысли был ограничен «неизвестностью» образования в данной области и отсутствие профессиональных навыков. Характерно, что у 3 и 5 курсов профессиональное творчество связано с адаптацией к труду и вызвано профессиональной спецификой, так как менеджер-управленец, по мнению студентов, есть творческая личность, имеющая свободный выбор в принятии правильного сбалансированного решения. Пятикурсники указывают, что у специалиста-менеджера рутинная, однообразная работа занимает малое время, а творчество есть непрерывный постоянный процесс в профессиональной деятельности специалиста-менеджера (1 курс - 11%, 3 курс - 39%, 5 курс - 56%).
Обобщенные результаты по исследованию профессионально-ценностных ориентаций у студентов можно представить в виде диаграммы, указанной на рис 1.
С целью формирования морально-нравственных ценностей и профессиональной культуры будущих специалистов-менеджеров, нами был организован специальный курс «Этика бизнеса и менеджмента» для студентов 3 и
100 я
90 ^ 80 ^
□ 1 курс □ 3 курс □ 5 курс
Рис 1. Обобщенная динамика профессионально-ценностных ориентаций студентов
5 курсов института промышленной экономики, информатики и сервиса Пензенской государственной технологической академии по специальностям: 080502 - «экономика и менеджмент», 080116 - «математические методы, модели и исследование операций в экономике», 050501.06, 050501.18 -«профессиональное обучение (по отраслям)». Запись на спецкурс «Этика бизнеса и менеджмента» была добровольной и осуществлялась по желанию студентов. Всего на занятиях по данному спецкурсу записалось 39 человек. Условно данный спецкурс включал два блока занятий и проходил во внеучебное время в рамках факультатива в течение 2006/07 уч. г.
Первый блок занятий проходил в индивидуальной форме и включал пси-холого-педагогические консультации, индивидуальные беседы по нравственно-правовой тематике, морально-этическим, профессиональным устоям и принципам бизнеса и менеджмента. Тематика индивидуальных или групповых бесед объявлялась предварительно и включала в себя элементы дисциплин: «История экономики (бизнеса)», «Философия», «Теория права», «Теория менеджмента», «Управление персоналом». Второй блок занятий проходил в групповой форме, обсуждались различные производственные, деловые ситуации, возможные варианты правовых, управленческих, деловых решений с точки зрения морально-нравственных принципов профессии менеджера, предпринимателя, в целом социальной организации общества. В проведении групповых занятий нами использовались интерактивные методы: работа в малых группах, обсуждение, мозговой штурм, беседа, деловая игра, управляемая дискуссия. Тематика групповых занятий открыто обсуждалась и принималась большинством голосов. В процессе проведения групповых занятий по правовой, нравственно-толерантной тематике нами были использованы учебно-методические материалы, деловые игры, упражнения, ситуации, задачи, которые способствовали росту познания и осознания нравственных основ профессиональной деятельности будущего специалиста-менеджера. Структура специального курса «Этика бизнеса и
менеджмента» обозначена на рис. 2. В конце спецкурса с помощью тест-опроса было установлено ( ~ 90%), что у студентов произошли положительные изменения: 32 из 39 студентов сочли нужным и весьма полезным нравственно-профессиональное воспитание в своей дальнейшей профессиональной деятельности в качестве менеджера на основе занятий, проводимых в рамках спецкурса «Этика бизнеса и менеджмента». В табл. 2 мы приводили динамику морально-нравственной культуры будущих специалистов-менед-жеров в сравнении, участников спецкурса и студентов 1 курса в масштабе 1:1
Рис. 2. Структура специального курса «Этика бизнеса и менеджмента»
Таблица 2
Динамика морально-нравственной культуры будущих специалистов-
менеджеров, в %
№ п/п 1 курс 3 и 5 курсы, обучающиеся на спецкурсе
1 Морально-нравственные принципы основа профессии менеджера 11 27
2 Менеджер должен являться нравственным идеалом и примером подражания для подчиненных 29 46
3 В принятии решения менеджер должен руководствоваться морально-нравственными принципами 7 37
4 Общественные нравственные устои не применимы в производственных отношениях 9 19
5 Профессионально-нравственная культура менеджера формируется в процессе обучения и профессиональной подготовки 5 31
6 Воспитательная работа среди подчиненных не является обязанностью менеджера 44 12
7 Менеджер не должен заботиться о нравственном облике своих подчиненных 38 17
8 Стиль и качество работы подчиненных всегда зависят от методов руководства менеджером 56 59
9 Менеджер ориентируется на конечную производственную цель и его не волнует нравственно-этическая сторона результата 63 41
10 Увольнение работника есть результат плохой воспитательной работы менеджера 15 46
Результаты студентов 1 курса и студентов, обучающихся на спецкурсе «Этика бизнеса и менеджмента», существенно различаются в виду отсутствия у первокурсников понятия профессионально-нравственной культуры и по другому в целом представления о функциональных возможностях и обязанностях менеджера. Так, в качестве основы профессии менеджера первокурсники указывают приобретенные знания и навыки в процессе обучения, а морально-нравственные элементы лишь сопутствующими им (11%), менеджер, согласно другой части опрошенных первокурсников (29%) может являться нравственным идеалом для подчиненных, поскольку в силу своей должности обладает большим объемом знаний, информации и, соответственно, имеет большее влияние на конкретную ситуацию, при этом нравственный авторитет менеджера играет дополнительно усиливающую роль. Студенты 3 и 5 курсов на основе полученных навыков профессионально-нравственного воспитания видят в морально-нравственных принципах смысл профпригодности менеджера (27%), так как приобретенные
знания менеджера профессионально зависимы и составляют разные стороны одного процесса, при этом (46%) опрошенных участников спецкурса «Этика бизнеса и менеджмента» считают, что менеджер должен являться не только авторитетом, но и нравственно-духовным лидером, способным оказывать влияние на морально-нравственные устои своих подчиненных.
Воспитательная работа не является обязанностью менеджера у (44%) опрошенных первокурсников, поскольку у менеджера обязанности связаны с производственной деятельностью и от подчиненных требуется выполнение поставленных целей и задач, поэтому нравственно-этическая сторона не играет роли в достижении результатов (63%), но необходима в обсуждении их (разбор полетов). Опрошенные студенты 3 и 5 курсов (88%) считают воспитательную работу менеджера его прямой обязанностью, от которой зависит деятельность подчиненных и, соответственно, полученный результат есть морально-нравственная готовность подчиненных, их настрой на достижение цели (59%). Опрошенные студенты 56% и первокурсников и 59% участников спецкурса, практически едины во мнении, что стиль работы менеджера зависит от методов, в которых морально-нравственный аспект играет свою роль.
Обобщенные результаты по динамике морально-нравственной культуры будущих специалистов-менеджеров можно представить в виде диаграммы указанной на рис. 3.
Рис 3. Обобщенная динамика морально-нравственной культуры будущих специалистов-менеджеров
Проведенное нами исследование (эксперимент) в рамках проведенного нами спецкурса «Этика бизнеса и менеджмента» доказывает необходимость в усилении морально-нравственного воспитания будущих специалистов-менеджеров в целях формирования профессионально-нравственной культуры, весьма необходимой в рамках современной парадигмы профессионального образования и материально-производственной культуры.
Разработанные и примененные на практике методики доказывают факт нравственного воспитания студентов, будущих специалистов-менеджеров. Обучение в вузе в большей степени определяет теоретическую подготовку специалистов-менеджеров, соответственно практические занятия гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин нацелены нами на реальную производственную среду, имеют устойчивый позитивный характер и способствуют возрастанию и усилению нравственной позиции менеджера.
Библиографический список
1. Ахаян, Т. К. Исследование аксиологических проблем воспитания учащихся / Т. К. Ахаян. - СПб, 1996.
2. Дункан, У. Д. Основопологающие идеи в менеджменте / У. Д. Дункан. - М., 1996.
3. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова: Монография. - Оренбург, 1996.
4. Казакина, М. Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе / М. Г. Казакина. - Л.. , 1989.
5. Киллен, К. Вопросы управления / К. Киллен. - М., 1981.
6. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. - М. - Воронеж, 1995. - 356 с.
7. Питерсх, Т., Уотермен, Р. В поисках эффективного управления / Т. Питерсх, Р. Уотермен. - М., 1986.
8. Узнадзе, Д. Н. Общее учение об установке / Д. Н. Узнадзе // Хрестоматия по психологии. - М., 1978.
9. Якокка, Л. Карьера менеджера / Л. Якокка. - М., 1991.
10. Щуркова, Н. Е. Профессиональный тренинг в системе педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 124-134
11. Лурье, Л. И. Феномен выдвижения профессиональных и социальных лидеров в регионе // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 2. - С. 90 - 104
12. Белоусова, Е. Л., Ложникова, Н. А. Нравственное воспитание современных подростков в условиях системы дополнительного образования // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 270 - 277
13. Данилова, О. В. Формирование гуманитарной культуры учащихся в эпоху современных глобальных перемен // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 3. - С. 249 - 254