Научная статья на тему 'Введение в профессиональную подготовку специалистов-менеджеров нравственного компонента'

Введение в профессиональную подготовку специалистов-менеджеров нравственного компонента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VOCATIONAL TRAINING / MORAL EDUCATION / VALUABLE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарев Юрий Васильевич

Автор рассматривает содержание нравственного компонента профессиональной подготовки специалистов-менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of Moral Component into Vocational Training of Qualified Managers

The author considers the moral component of vocational training of qualified managers.

Текст научной работы на тему «Введение в профессиональную подготовку специалистов-менеджеров нравственного компонента»

Библиографический список

1. Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования. - Ростов-на-Дону, 2000.

2. Малиночка, Э. Г. Актуальные проблемы педагогики. Сборник статей. Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2007. - 196 с.

3. Маричев, И. В. О профессиональной модернизации дедуктивного звена образовательной системы морских ВУЗов. Спецвыпуск. Технические науки 2006. Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. - Ростов-на-Дону. РИО РГУ, 2006.

4. Маричев, И. В. Морская академия в образовательном пространстве. Монография. - Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2006 г.

УДК 374.5

Ю. В. Слесарев

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ НРАВСТВЕННОГО

КОМПОНЕНТА

Проблема качественного профессионального обучения специалиста-ме-неджера сегодня очень актуальна, особенно в части усиления нравственного компонента в его профессиональной подготовке. Воспитывать морально-нравственные начала студентов уже сложившихся как личности, задача весьма сложная, но необходимая, поскольку изменяющаяся производственная, профессиональная среда, возрастающая роль культурного фактора в управлении (в том числе в управлении предприятием) есть важнейшие требования современности. Востребованность специалиста-менеджера определяется слагаемостью многих качеств, навыков и умений, имеющихся в его профессиональном арсенале, где управленческая культура, которая складывается из нравственных ценностей психологической культуры, гуманистического мировоззрения занимает особое место.

Проводя исследование по усилению нравственного компонента в профессиональной подготовке менеджера, мы ориентировались на две основополагаю-щиеся системы, действующие в культурно-образовательной парадигме профессионального образования, являющейся неотъемлемой частью в будущей профессиональной деятельности: 1) профессионально-нравственные элементы (мораль, культура поведения, эмоционально-психологическаяустойчивость и т. д.) профессиональной культуры менеджера; 2) профессионально-ценностные ориентации (мотивация профессиональной деятельности и обучения в вузе, профессиональные интересы и идеалы и т. д.).

Критерии изучения элементов составляющих нравственный компонент профессиональной деятельности менеджера основываются на следующем: в процессе развития личности в целом и в профессиональной подготовке

менеджера в частности, наряду с профессиональными качествами и свойствами, формируются определенные навыки морально-нравственных отношений эмоционально-устойчивого поведения, которые составляют в целом характеристику специалиста-менеджера, его профессиональную зрелость. Мотивация профессиональной деятельности, профессионально-ценностные ориентации, нравственная культура, профессиональная зрелость - эти и другие профессиональные элементы культуры менеджера во многом определяют поведение человека в разного рода жизненных ситуациях. Они же будут определяющими и в дальнейшей профессиональной деятельности специалиста-менеджера.

Целью психолого-педагогического исследования, проводившегося среди студентов специальностей: 080502 - «экономика и менеджмент», 080116 - «математические методы, модели и исследование операций в эко -номике», 050501.06, 050501.18 - «профессиональное обучение (по отраслям)», явилось изучение динамики профессионально-ценностных ориентаций, морально-нравственной культуры будущих специалистов-менедже-ров института промышленной экономики, информатики и сервиса Пензенской государственной технологической академии. Основными методиками исследования явились анкетирование, беседы, тестирование, самообследо-вание. В исследовании приняли участие студенты 1,3,5-го курсов вышеуказанного института Пензенской государственной технологической академии, групп 01 ЭМ - 25 человек, 03ПЭ - 27 человек, 02 ММ - 21 человек, вышеуказанных специальностей. Всего было вовлечено в исследование 73 человека. При поступлении в вуз и зачислении на 1 курс проводилось общее исследование по профессионально-ценностной ориентации. На 3 и 5 курсах с данными студентами было проведено повторное анкетирование с учетом изучения гуманитарных дисциплин - «философия», «правоведение», «отечественная история», общепрофессиональных дисциплин - «коммерческое и трудовое право», «менеджмент», «управление персоналом», «эко -номическая теория». Данные исследования отражены в табл. 1 и представляют собой усредненные показатели с погрешностью (1%), поскольку профессионально-ценностные ориентации есть сложный личностный механизм, зависящий от личных факторов (социальная среда, уровень познаний и мировоззрения, эмоциональное состояние, морально-нравственное возрастание личности и т. д.).

На протяжении всех лет обучения в академии интерес к профессии сохраняется у студентов, которые ориентируются в выборе профессии на личный интерес, склонности и способности (58%, 54%, 51%). Снижается интерес к выбранной профессии и уверенность в правильности выбора у некоторых студентов старших курсов по сравнению с первым курсом.

Несмотря на снижение интереса к выбранной профессии у некоторых студентов, следует отметить, что в целом у многих студентов возрастает уровень осознания выбора профессии и возрастает уверенность в выборе

профессии. Об этом свидетельствует тот факт, что на первом курсе только 21% студентов указывали в свободных высказываниях на мотивы учения связанных с получением профессии. А на третьем курсе таких студентов становится 56%, на пятом - 60%. Это те студенты, которые с удовольствием изучают специальные предметы, успешно справляются с заданиями преподавателей. Как правило, они имеют навыки учебного труда, могут распределить свое свободное время и подготовиться к семинарам, практическим занятиям своевременно получить хорошие отметки за выполненную работу.

Более того, у 53% первокурсников отсутствовал идеал в профессии, а затем в период обучения 26% из них были сформированы профессиональные идеалы. На формирование идеалов оказывали влияние не только учебные занятия, но и квалификационные и производственные практики, поэтому 24% студентов указали, что они познакомились с людьми, которых они относят к образцам-примерам (но пока не к идеалам).

Следует отметить, что на пятом курсе только 38% студентов отметили, что у них есть идеал в профессии. Уменьшение количества студентов, имеющих идеал в профессии, связано с тем, что увеличился объем их профессиональных знаний, кроме этого, у них появились профессиональные практические навыки (некоторые из студентов начали работать по специальности на четвертом и пятом курсах). Поэтому они более критично стали подходить и к своим возможностям и к возможностям других людей.

Указанная закономерность снижения интереса к учебной деятельности прослеживается и в свободных высказываниях студентов (соответственно

1,3 и 5 курсы - 53%, 24%, 18%). У некоторых студентов возрастает уровень осознания необходимости получения образования (соответственно 19%, 31%, 35%) и приобретения профессиональных умений и навыков (соответственно 0%, 23%, 28%).

Познавательные, профессиональные мотивы выходят на первое место у первокурсников и у третьекурсников, они свойственны студентам, которые выбрали профессию осознанно ориентируясь на свои склонности и интересы. На пятом курсе многие из этих студентов начинают работать на разных предприятиях и в организациях, но выполняют не квалифицированную работу, поэтому в свободных высказываниях познавательные мотивы выхо -дят на второе место по сравнению с получением образования и возможностью устроиться в престижные предприятия, фирмы. Следует отметить, что у 23% студентов третьего курса и 28% пятого курса появляется еще один профессиональный мотив стать профессионалом, хорошим специалистом. Этот мотив формируется у студентов, которые отлично занимаются, успешно участвуют в прохождении профессиональной, квалификационной практики, стремятся выполнить как можно лучше учебные задания.

Беседы со студентами и качественный анализ их анкет позволил установить еще одну особенность в динамике мотивов учебной деятельности. Она

Таблица 1

Динамика профессионально-ценностных ориентаций студентов во время обучения в академии, в %

№ п/п Профессиональная ориентация (мотивация) 1 курс 3 курс 5 курс

1 Интересная профессия экономиста-менеджера 58 54 51

2 Выбор данной профессии (экономиста-менеджера) соответствует вашим идеалам 53 50 38

3 Получить знания по выбранной профессии, узнать что-то новое и повысить свой интеллектуальный уровень 50 50 20

4 Интересно, нравится, хочу учиться 53 24 18

5 Пообщаться с однокурсниками 25 38 5

6 Получить образование 17 44 69

7 Достигнуть более высокого положения в обществе и сделать себе карьеру 13 9 25

8 Стать профессионалом, хорошим специалистом, устроиться на хорошую работу в будущем 0 23 28

9 Профессия привлекает высоким социальным статусом и обеспечивает хорошее материальное положение 63 50 22

10 Интересна свободой реализации собственных идей и интересов, творческого выбора 11 39 56

11 Приобрести навыки профессионального и личного общения 29 63 42

проявляется в том, что мотивы первокурсников малодифференцированные и малоосознанные. Потому что 53% студентов первого курса в свободных высказываниях называют мотив «нравится, интересно», но затрудняются сказать более точно, что именно им нравится и что именно интересно. Как правило, звучит ответ: «Все нравится, все интересно». Только у 24% студентов этот мотив сохраняется до 3 курса и у 18% до пятого курса. Но уровень его осознания становится гораздо выше, чем у первокурсников: они конкретно указывают на то, что им нравится в учебном процессе, что нет, какие учебные дисциплины их интересуют, какие - нет. Интерес к обучению поддерживается у таких студентов интересными и творческими заданиями, хорошей организацией учебных занятий, хорошей материальной базой академии.

Например, для студентки Б. главными являются мотивы важности приобретаемых знаний в жизни, становлении специалистом-менеджером возможности занять достойное положение в обществе, поэтому она готовится ко всем семинарам, на лекциях внимательна, выполняет безукоризненно все задания преподавателей. Поэтому от большинства зачетов ее освобождают, она уверена в успехе во время экзаменов, для нее с первого курса не существенными являются мотивы лишения стипендии, избежания конфликтных

отношений с родителями и преподавателями. У нее ровные отношения со сверстниками, которые с уважением относятся к ней. Поэтому эти мотивы к третьему курсу становятся не существенными.

Студентка М. удовлетворительно по сравнению с другими абитуриентами сдала вступительные экзамены. Однако во время учебы ее старания и желание добиться признания со стороны сверстников и преподавателей изменили ее отношение к учебной деятельности в целом. Поэтому у нее произошли существенные изменения в мотивах учения и ведущими стали такие мотивы, как заслужить уважение в группе, продолжить образование в институте, получить одобрение от преподавателей, быть культурным человеком, занять достойное положение в обществе.

Весьма интересной, на наш взгляд, является динамика, определяемая статусом и материальным положением выбранной профессии менеджера в снижении показателей в связи с изменением приоритетов и качественных форм будущей профессии. Для студентов первого курса показательным и привлекательным является высокий социальный статус менеджера-управ-ленца и его высокая оплата труда, то третьекурсники отличают, что статус и материальное положение зависят от уровня и качества образования, поэтому постижение основ профессии менеджера и есть гарантия достаточно высокого статуса и хорошего материального положения. Однако, к пятому курсу данная мотивация резко изменяется в сторону снижения личностных интересов и повышении престижа профессии и качества выполняемой работы, статус и материальное положение вторичны, а первичными признается профессиональный рост и компетентность, которые определят дальнейшие статусные и материальные формы выбранной профессии (1 курс -63%, 3 курс - 50%, 5 курс - 22%).

Следует отметить возрастание творческой активности и интереса, поскольку первоначально у 1 курса диапазон творчества и свободы мысли был ограничен «неизвестностью» образования в данной области и отсутствие профессиональных навыков. Характерно, что у 3 и 5 курсов профессиональное творчество связано с адаптацией к труду и вызвано профессиональной спецификой, так как менеджер-управленец, по мнению студентов, есть творческая личность, имеющая свободный выбор в принятии правильного сбалансированного решения. Пятикурсники указывают, что у специалиста-менеджера рутинная, однообразная работа занимает малое время, а творчество есть непрерывный постоянный процесс в профессиональной деятельности специалиста-менеджера (1 курс - 11%, 3 курс - 39%, 5 курс - 56%).

Обобщенные результаты по исследованию профессионально-ценностных ориентаций у студентов можно представить в виде диаграммы, указанной на рис 1.

С целью формирования морально-нравственных ценностей и профессиональной культуры будущих специалистов-менеджеров, нами был организован специальный курс «Этика бизнеса и менеджмента» для студентов 3 и

100 я

90 ^ 80 ^

□ 1 курс □ 3 курс □ 5 курс

Рис 1. Обобщенная динамика профессионально-ценностных ориентаций студентов

5 курсов института промышленной экономики, информатики и сервиса Пензенской государственной технологической академии по специальностям: 080502 - «экономика и менеджмент», 080116 - «математические методы, модели и исследование операций в экономике», 050501.06, 050501.18 -«профессиональное обучение (по отраслям)». Запись на спецкурс «Этика бизнеса и менеджмента» была добровольной и осуществлялась по желанию студентов. Всего на занятиях по данному спецкурсу записалось 39 человек. Условно данный спецкурс включал два блока занятий и проходил во внеучебное время в рамках факультатива в течение 2006/07 уч. г.

Первый блок занятий проходил в индивидуальной форме и включал пси-холого-педагогические консультации, индивидуальные беседы по нравственно-правовой тематике, морально-этическим, профессиональным устоям и принципам бизнеса и менеджмента. Тематика индивидуальных или групповых бесед объявлялась предварительно и включала в себя элементы дисциплин: «История экономики (бизнеса)», «Философия», «Теория права», «Теория менеджмента», «Управление персоналом». Второй блок занятий проходил в групповой форме, обсуждались различные производственные, деловые ситуации, возможные варианты правовых, управленческих, деловых решений с точки зрения морально-нравственных принципов профессии менеджера, предпринимателя, в целом социальной организации общества. В проведении групповых занятий нами использовались интерактивные методы: работа в малых группах, обсуждение, мозговой штурм, беседа, деловая игра, управляемая дискуссия. Тематика групповых занятий открыто обсуждалась и принималась большинством голосов. В процессе проведения групповых занятий по правовой, нравственно-толерантной тематике нами были использованы учебно-методические материалы, деловые игры, упражнения, ситуации, задачи, которые способствовали росту познания и осознания нравственных основ профессиональной деятельности будущего специалиста-менеджера. Структура специального курса «Этика бизнеса и

менеджмента» обозначена на рис. 2. В конце спецкурса с помощью тест-опроса было установлено ( ~ 90%), что у студентов произошли положительные изменения: 32 из 39 студентов сочли нужным и весьма полезным нравственно-профессиональное воспитание в своей дальнейшей профессиональной деятельности в качестве менеджера на основе занятий, проводимых в рамках спецкурса «Этика бизнеса и менеджмента». В табл. 2 мы приводили динамику морально-нравственной культуры будущих специалистов-менед-жеров в сравнении, участников спецкурса и студентов 1 курса в масштабе 1:1

Рис. 2. Структура специального курса «Этика бизнеса и менеджмента»

Таблица 2

Динамика морально-нравственной культуры будущих специалистов-

менеджеров, в %

№ п/п 1 курс 3 и 5 курсы, обучающиеся на спецкурсе

1 Морально-нравственные принципы основа профессии менеджера 11 27

2 Менеджер должен являться нравственным идеалом и примером подражания для подчиненных 29 46

3 В принятии решения менеджер должен руководствоваться морально-нравственными принципами 7 37

4 Общественные нравственные устои не применимы в производственных отношениях 9 19

5 Профессионально-нравственная культура менеджера формируется в процессе обучения и профессиональной подготовки 5 31

6 Воспитательная работа среди подчиненных не является обязанностью менеджера 44 12

7 Менеджер не должен заботиться о нравственном облике своих подчиненных 38 17

8 Стиль и качество работы подчиненных всегда зависят от методов руководства менеджером 56 59

9 Менеджер ориентируется на конечную производственную цель и его не волнует нравственно-этическая сторона результата 63 41

10 Увольнение работника есть результат плохой воспитательной работы менеджера 15 46

Результаты студентов 1 курса и студентов, обучающихся на спецкурсе «Этика бизнеса и менеджмента», существенно различаются в виду отсутствия у первокурсников понятия профессионально-нравственной культуры и по другому в целом представления о функциональных возможностях и обязанностях менеджера. Так, в качестве основы профессии менеджера первокурсники указывают приобретенные знания и навыки в процессе обучения, а морально-нравственные элементы лишь сопутствующими им (11%), менеджер, согласно другой части опрошенных первокурсников (29%) может являться нравственным идеалом для подчиненных, поскольку в силу своей должности обладает большим объемом знаний, информации и, соответственно, имеет большее влияние на конкретную ситуацию, при этом нравственный авторитет менеджера играет дополнительно усиливающую роль. Студенты 3 и 5 курсов на основе полученных навыков профессионально-нравственного воспитания видят в морально-нравственных принципах смысл профпригодности менеджера (27%), так как приобретенные

знания менеджера профессионально зависимы и составляют разные стороны одного процесса, при этом (46%) опрошенных участников спецкурса «Этика бизнеса и менеджмента» считают, что менеджер должен являться не только авторитетом, но и нравственно-духовным лидером, способным оказывать влияние на морально-нравственные устои своих подчиненных.

Воспитательная работа не является обязанностью менеджера у (44%) опрошенных первокурсников, поскольку у менеджера обязанности связаны с производственной деятельностью и от подчиненных требуется выполнение поставленных целей и задач, поэтому нравственно-этическая сторона не играет роли в достижении результатов (63%), но необходима в обсуждении их (разбор полетов). Опрошенные студенты 3 и 5 курсов (88%) считают воспитательную работу менеджера его прямой обязанностью, от которой зависит деятельность подчиненных и, соответственно, полученный результат есть морально-нравственная готовность подчиненных, их настрой на достижение цели (59%). Опрошенные студенты 56% и первокурсников и 59% участников спецкурса, практически едины во мнении, что стиль работы менеджера зависит от методов, в которых морально-нравственный аспект играет свою роль.

Обобщенные результаты по динамике морально-нравственной культуры будущих специалистов-менеджеров можно представить в виде диаграммы указанной на рис. 3.

Рис 3. Обобщенная динамика морально-нравственной культуры будущих специалистов-менеджеров

Проведенное нами исследование (эксперимент) в рамках проведенного нами спецкурса «Этика бизнеса и менеджмента» доказывает необходимость в усилении морально-нравственного воспитания будущих специалистов-менеджеров в целях формирования профессионально-нравственной культуры, весьма необходимой в рамках современной парадигмы профессионального образования и материально-производственной культуры.

Разработанные и примененные на практике методики доказывают факт нравственного воспитания студентов, будущих специалистов-менеджеров. Обучение в вузе в большей степени определяет теоретическую подготовку специалистов-менеджеров, соответственно практические занятия гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин нацелены нами на реальную производственную среду, имеют устойчивый позитивный характер и способствуют возрастанию и усилению нравственной позиции менеджера.

Библиографический список

1. Ахаян, Т. К. Исследование аксиологических проблем воспитания учащихся / Т. К. Ахаян. - СПб, 1996.

2. Дункан, У. Д. Основопологающие идеи в менеджменте / У. Д. Дункан. - М., 1996.

3. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова: Монография. - Оренбург, 1996.

4. Казакина, М. Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе / М. Г. Казакина. - Л.. , 1989.

5. Киллен, К. Вопросы управления / К. Киллен. - М., 1981.

6. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. - М. - Воронеж, 1995. - 356 с.

7. Питерсх, Т., Уотермен, Р. В поисках эффективного управления / Т. Питерсх, Р. Уотермен. - М., 1986.

8. Узнадзе, Д. Н. Общее учение об установке / Д. Н. Узнадзе // Хрестоматия по психологии. - М., 1978.

9. Якокка, Л. Карьера менеджера / Л. Якокка. - М., 1991.

10. Щуркова, Н. Е. Профессиональный тренинг в системе педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 124-134

11. Лурье, Л. И. Феномен выдвижения профессиональных и социальных лидеров в регионе // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 2. - С. 90 - 104

12. Белоусова, Е. Л., Ложникова, Н. А. Нравственное воспитание современных подростков в условиях системы дополнительного образования // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 270 - 277

13. Данилова, О. В. Формирование гуманитарной культуры учащихся в эпоху современных глобальных перемен // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 3. - С. 249 - 254

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.