Стеняшина Н. Л. Коммуникативная культура.
УДК 378:338.24
Н. Л. Стеняшина
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
Коммуникативная культура представляет собой совокупность социальных норм и правил, духовных ценностей, способов и форм взаимодействия и несет в себе лучшие образцы и ценности поведения личности. Работая с людьми, менеджер должен иметь специфические личностные качества, где владение деловым иноязычным общением является неотъемлемой чертой высокопрофессионального конкурентоспособного менеджера.
The paper represents communicative culture as a set of social norms and rules, cultural wealth, ways and forms of interaction which carries in itself the best patterns and values of behaviour of the person. Working with people, the manager should have specific personal qualities and the capacity of proper business communication in a foreign language which becomes an integral quality of the highly professional competitive top manager.
Ключевые слова: коммуникативная культура, профессиональная культура, деловое иноязычное общение, формы и методы обучения.
Keywords: communicative culture, professional culture, speaking another language dialogue, form and method of teaching.
Проблема развития и формирования коммуникативной культуры будущих специалистов не является новой в педагогической науке, однако вопросы, связанные с ней, становятся все более актуальными. Рассматривая коммуникативную культуру как органическую и существенную сторону общей культуры [1], многие ученые подчеркивают роль теоретических знаний и коммуникативных умений специалиста, утверждая, что коммуникативная культура - это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желаемому результату [2].
Совершенствование технологий развития коммуникативной культуры личности является одним из инновационных направлений отечественной педагогики профессионального образования. Любой современный специалист сегодня должен быть человеком творческим, интеллигентным, активным, социально зрелым и конкурентоспособным, обла-
СТЕНЯШИНА Надежда Леонидовна - старший преподаватель кафедры филологии Альметьевского государственного института муниципальной службы © Стеняшина Н. Л., 2009
дающим коммуникативной культурой. Подготовка конкурентоспособной личности является целью современного профессионального образования. Конкурентоспособность - это обобщенный показатель, характеризующий уровень профессиональной, социальной и личностной компетентности выпускников вуза.
Задачей современной системы высшего профессионального образования является формирование у студентов-менеджеров качеств организатора и руководителя, умения находить наиболее оптимальные способы реализации своих коммуникативных намерений в условиях межличностного и межкультурного сотрудничества.
Для того чтобы руководить людьми, менеджеру необходимы концептуальные навыки, он должен видеть, что нужно сделать, чего нужно добиться, как поставить цель и сформулировать задачи коллектива и отдельного работника. Для этого необходимо найти эффективные формы и методы приобщения людей к достижению этих целей и задач.
В менеджменте личность человека, ее сущность рассматриваются прежде всего с точки зрения поведения работника, способов общения с коллегами руководителями, начальниками, подчиненными. Умение менеджера в любых условиях продолжать выполнение профессиональных задач, приспосабливая формы и методы работы с подчиненными к конкретной обстановке, предполагает педагогическую направленность общения. Отношения между руководителями и подчиненными влияют на характер делового общения, во многом определяя его нравственно-психологический климат. Менеджеров интересуют вопросы отношения человека к делу, его способности, интеллектуальное развитие, сила воли, духовное богатство, опыт, порядочность, честность, инициатива и другие качества, которые оказывают существенное влияние на деятельность всего предприятия. Это касается прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в какой мере учитывается индивидуальность подчиненных, в чем выражается служебная дисциплина. Воспитательный эффект таких контактов обеспечивается тем, что именно менеджер является их инициатором. Инициативность менеджера выступает и как способ управления общением.
Менеджеру в процессе управления и координации приходится не только соблюдать общечеловеческий кодекс, но и следовать этикету делового человека, который включает нормы обращения, приветствия, знакомства; деловые отношения, культуру делового протокола; внешний облик, манеры поведения. Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Хорошее знание и выполнение норм этикета является одной из составляющих привлекательного имиджа делового человека.
Педагогика профессионального образования
Все перечисленные выше качества являются составляющими в структуре понятия «культура специалиста». Ценности культуры осваиваются конкретной индивидуальностью человека, влияя на его характер, психический склад, темперамент и менталитет. Все это позволяет говорить о том, что коммуникативная культура представляет собой совокупность социальных норм и правил, духовных ценностей, способов и форм взаимодействия и несет в себе лучшие образцы и ценности поведения личности.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что личностные качества менеджера, его философия бизнеса и этические воззрения, характер, амбиции имеют большое значение для формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста. Важно также и то, чтобы будущие руководители учитывали социальные, культурные и нравственные аспекты, приобретали и совершенствовали умения и навыки организаторов и воспитателей производственных коллективов.
С учетом сказанного выделим компетентности, которыми должен обладать современный менеджер:
- установить доброжелательные взаимоотношения со всеми участниками производственного процесса, строить с ними взаимодействие для достижения положительных результатов, мотивировать их к предстоящей деятельности;
- индивидуально воздействовать на работников;
- влиять на формирование коллектива, благоприятной среды его жизнедеятельности и общения;
- применять в практике своей деятельности социально-психологические и социально-педагогические технологии и методы влияния на работников.
К социальной компетентности относятся: педагогические навыки, чувствительность к личным проблемам сотрудников, способность к коммуникации, нестандартное мышление, решительность, настойчивость в достижении целей, инициативность, умение выполнять обязательства и обещания, высокий уровень эрудиции, твердость характера, справедливость, тактичность, аккуратность, умение расположить к себе, чувство юмора и хорошее здоровье.
Для овладения вышеперечисленными умениями менеджер должен знать:
- закономерности и механизмы социального и профессионального становления личности в системе общественных отношений и профессиональной деятельности;
- соотношение социализации,воспитания,раз-вития личности;
- социальную психологию в контексте современных управленческих подходов и особенностей профессии;
- методологические основы принятия управленческих решений;
- родной и иностранный языки в целях свободной ориентации в жизни современного обще-
ства, быть способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения [3].
Таким образом, эффективность работы менеджера зависит от общих знаний в области управления предприятием; компетентности в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится предприятие; наличия практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на рынке; знания психологии другого человека, его ценностных ориентаций; знания норм и правил общения.
Овладеть названными знаниями и умениями будущий менеджер может в процессе обучения в высшей школе. В настоящее время совершенствуется учебно-воспитательный процесс в высшей школе в целях формирования будущего специалиста, обладающего не только профессиональными знаниями, но и широким мышлением, умеющего найти правильное решение в нестандартной ситуации, эффективно строить деловые отношения с партнерами. Необходимой предпосылкой успешного решения комплекса задач, связанных с повышением эффективности профессиональной деятельности, является существенное повышение уровня общей и профессиональной культуры будущего менеджера, важнейшим компонентом которой является коммуникативная культура. Именно высшая школа закладывает фундамент профессии, формирует профессиональный менталитет, так как здесь срабатывает «эффект погружения» во все проблемы профессиональной деятельности, студентам не только дают знания, но и воспитывают их. Именно здесь действует фактор времени (4-5 лет обучения), способствующий формированию личности студента - будущего специалиста, воспитанию установок и определенного типа профессионального мышления, привычек, черт характера, с определенным отношением к людям и обществу.
Вопросы профессионального образования в условиях современной высшей школы требуют системной теоретической разработки, и в первую очередь это касается развития и совершенствования коммуникативной культуры будущих менеджеров в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык» в условиях междисциплинарной интеграции.
Развитие и укрепление межгосударственных политических, экономических и культурных связей, интернационализация всех сфер жизни в нашей стране способствует тому, что иностранные языки становятся реально востребованными в современном обществе. Овладение иностранным языком является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста, открывающим доступ к престижной работе и зарубежным контактам. Это актуализирует проблему профессиональной подготовки специалистов нового типа - менеджеров и предъявляет новые требования к уровню их профессиональной подготовки.
Гущина Г. А. К проблеме обоснования критериев оценки эффективности формирования.
Обучение иностранному языку оказывает влияние на личность будущего специалиста в целом: расширяет ценностные ориентации будущего специалиста, углубляет профессиональные знания, повышает образованность и культуру студента как будущего профессионала, содействует овладению новыми умениями и навыками общения.
Для того чтобы учебный процесс развития коммуникативной культуры студентов - будущих менеджеров в процессе изучения дисциплины гуманитарного цикла «Иностранный язык» в экономическом вузе был более эффективным, необходимо выполнение следующих педагогических условий, а именно:
- изучение социально-психологических и личностных особенностей студента;
- выявление и научное обоснование образовательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» в обеспечении профессионального становления будущего менеджера в условиях междисциплинарной интеграции;
- обеспечение положительной мотивации и стимулирование интереса к процессу и результатам развития коммуникативной культуры студентов экономического факультета;
- включение студентов в учебный процесс с использованием форм и методов учебной работы по дисциплине «Иностранный язык», инновационных педагогических технологий, соответствующих целям профессионального становления будущего менеджера.
Развитию коммуникативной культуры, овладению требуемыми знаниями и умениями в процессе подготовки конкурентоспособного специалиста может способствовать изучение разработанного нами интегрированного спецкурса «Business communication». Умение непринужденно общаться на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях - одна из задач овладения языком. Учитывая актуальность подготовки специалистов -менеджеров со знанием иностранного языка для российской экономики, нам представляется правомерным говорить о формировании у студентов знаний, умений и навыков коммуникативной культуры как основы становления личности современного конкурентоспособного специалиста. Студенты размышляли об особенностях личности современного специалиста, отмечали его положительные деловые качества. Они высказывали свои суждения, связанные с особенностями профессионального общения, с ролью коммуникативной культуры будущего специалиста в решении профессиональных задач. В качестве идеала им видится образ свободного человека с высоким чувством долга, преданного делу, честного в отношениях с людьми, способного четко выражать свои мысли и убеждать, адаптироваться к условиям жизни, быть конкурентоспособным.
Приобретенные на занятиях иностранного языка будущим менеджером коммуникативные умения и навыки являются основой для эффективного взаимодействия с деловыми партнерами, представителями зарубежных компаний, клиентами и сотрудниками. Формирование представлений о многообразии культур в мире, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения, формирование экономического кругозора студентов, развитие и совершенствование личностных качеств средствами иностранного языка в условиях профессионального обучения способствует лучшему овладению избранной специальностью.
Примечания
1. Балдынюк Д. И. Системное исследование культуры общения педагога. Умань, 1989. 165 с.
2. Кибанов А. Я, Захаров Д. К. Этика деловых отношений: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФА-М, 2005. С. 114-121.
3. Колин М. К. Суперменеджер: проведение эффективных переговоров. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 128 с.
УДК 378:33
Г. А. Гущина
К ПРОБЛЕМЕ ОБОСНОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ
В статье дается определение понятия профессиональной культуры и обосновывается эффективность применения рефлексивно-деятельностного подхода к ее формированию, раскрываются компоненты диагностики и условия определения критериев оценки эффективности использования рефлексивно-дея-тельностного подхода к формированию профессиональной культуры будущих экономистов вузе.
The article reveals the actuality of training future economists for the professional activities in connection with forming their professional culture. The author puts forward the description of a personality on different stages of the professional formation and presents an approximate model of a student graduating from Economy departments of the institutes of higher education.
Ключевые слова: формирование, критерии, профессиональная культура, будущий экономист, становление личности, профессиональное образование.
Keywords: formation, criteria, professional cul-ture, future economist, forming personality, profes-sional education.
Российское общество в настоящее время находится на переходном этапе своего развития, и мы должны учитывать возрастание значимости систе-
ГУЩИНА Галина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, директор слободского филиала ВСЭИ © Гущина Г. А., 2009