Научная статья на тему 'О методических особенностях преподавания спецкурса «Этика туризма» в системе бакалавриата'

О методических особенностях преподавания спецкурса «Этика туризма» в системе бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1090
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / МЕТОД КЕЙСОВ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / НРАВСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ТУРИЗМ / УЧЕБНЫЙ КУРС / ЭТИКА ТУРИЗМА / BACCALAUREATE / CASE METHOD / METHODS OF TEACHING / MORAL REQUIREMENTS / PROFESSIONAL ETHICS / TOURISM / TOURISM ETHICS / TRAINING COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшина А. Г.

Дана характеристика профессиональной этики как необходимого компонента при подготовке студентов в системе бакалавриата. Рассмотрена методика преподавания элективного курса «Этика туризма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of teaching «Tourism ethics» in the system of baccalaureate

Professional ethics is identified as a necessary component of professional training in the system of baccalaureate. Importance and methodology of teaching the course «Ethics of tourism» are shown.

Текст научной работы на тему «О методических особенностях преподавания спецкурса «Этика туризма» в системе бакалавриата»

А.Г. ЛАПШИНА

О МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦКУРСА «ЭТИКА ТУРИЗМА»

В СИСТЕМЕ БАКАЛАВРИАТА

УДК 378.147

Дана характеристика профессиональной этики как необходимого компонента при подготовке студентов в системе 6ака,іавриата. Рассмотрена методика преподавания элективного курса «Этики туризма».

Алючевые слови: бакалавриат, метод кейсов, методы обучения, нравственные требования, профессиональная этика, туризм, учебный курс, этика туризма.

Professional ethics is identified as a necessary component of professional training in the system of baccalaureate. Importance and methodology of teaching the course «Ethics of tourism» are shown.

Key words: baccalaureate, case method, methods of teaching, moral requirements, professional ethics, tourism, tourism ethics, training course.

Возникновение этики туризма обусловлено развитием индустрии гостеприимства. Значение этики в сфере гостеприимства значительно возросло в ответ на увеличение спроса потребителей и расширение их прав и возможностей. Поскольку специалисты индустрии гостеприимства постоянно взаимодействуют с другими людьми, связаны нравственными взаимоотношениями с ними и между собой, то возникает необходимость в повышении внимания к нравственной стороне выполняемых ими функций.

Развитие и совершенствование этики туризма зависит как от социальных и экономических отношений, которые сложились в обществе, так и от отношения индустрии гостеприимства к качеству обслуживания и культуре ведения бизнеса. Соприкосновение данных категорий друг с другом в процессе общественной жизни порождает этический конфликт между идеологическими (тем, во что верят) и операциональными ценностями (тем, как осуществляют). В связи с этим целью профессиональной этики является

регулирование социального и профессионального поведения специалиста сферы туризма. Под этикой туризма понимается свод нравственных требований, которые распространяются на специалистов данной индустрии |6|.Этика туризма включает знание этических принципов, норм морали, владение нравственными навыками [1]. Профессионально-этические принципы и нормы в туристской деятельности регулируют поведение специалистов сферы туризма. При этом значимость этических норм отражается не только в процессе взаимодействия специалистов сферы туризма с потребителями, но и в процессе их взаимодействия между собой [5]. Ключевыми понятиями этики туризма являются: честность и порядочность по отношению к окружающим, уважение к их достоинству, совестливость и открытость в отношениях с потребителями, осознание своего профессионального долга. Следовательно, при подготовке специалистов сферы туризма необходимо уделять больше внимания такой дисциплине, как профессиональная этика.

Преподавание элективного курса «Этика туризма» в системе бакалавриата опирается на ряд тенденций, свойственных современному образованию. Так, одной из тенденций является смещение акцента значимости с таких форм преподавания, как лекции, семинары, практические занятия, в пользу самостоятельной работы студентов. Другая тенденция предполагает индивидуализацию преподавания, подразумевая более напряженную работу преподавателя со студентами, в которой учитываются их индивидуальные особенности и ценностные ориентации. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов связано с организацией регулярных консультаций для обсуждения промежуточных этапов и формы представления результатов индивидуальной творческой работы. В связи с этим процесс образования приобретает творческий характер.

Целью освоения курса «Этика туризма» является подготовка специалистов, владеющих знаниями об этосе своей профессии, этике сферы бизнеса, управленческой этике, типах партнерских отношений специалистов по туризму и умеющих их использовать в практической деятельности |2|.

Содержание курса «Этика туризма» определяется, во-первых, особенностями подготовки студентов в системе бакалавриата и, во-вторых, потребностями самих студентов и построено с учетом знаний других дисциплин, таких как философия, психология, социология, культурология и других, опирается на усвоенные при изучении данных дисциплин навыки и умения. Создание курса базируется на определении этических принципов; описании этических ценностей, на основании которых формируются этические принципы; на использовании аналитических методов, применяемых в конкретных ситуациях для интерпретации этических принципов.

Этапы создания программы элективного курса «Этика туризма»:

• постановка цели обучающего курса. К целям можно отнести повышение этичности поведения в рассматриваемой профессиональной сфере, повышение осведомленности об этических основах управленческих решений и др.;

• разработка программы обучающего курса.Создание учебного пособия и подбор учебных материалов, которые раскрывают учебные цели, объясняют важность соблюдения норм поведения;

• внедрение обучающего курса и его апробация. Фактическое обучение всех заинтересованных лиц различными методами. Среди таких методов можно выделить следующие: использование ролевых игр, целью которых является решение этической дилеммы, использование биографий людей для осознания их нравственного облика, использование газетных сообщений, повествующих о неэтичном или, напротив, высокоэтичном поведении, использование видеоматериалов по деловой этике, использование конференций и семинаров с целью определения важности соблюдения этических принципов в профессиональной деятельности |4|.

Курс «Этика туризма» способствует развитию морального воображения и морального поведения, активизации видения этических проблем, развитию анали-тнческнхспособностей, воспитанию чувства долга, личной ответственности, толерантного отношения.

Достижение данных целей возможно благодаря использованию метода кейсов (метод конкретных ситуаций, или метод ситуационного анализа). Метод кейсов — это активный проблемно-ситуационный анализ. Студенты обучаются, решая конкретные задачи — ситуации, которые основаны на реальном фактическом материале и представлены в виде этических дилемм. Анализируя реальные жизненные ситуации, студенты осознают, что

этика является довольно важной и неотъемлемой частью повседневной жизни. В процессе обсуждения они учатся уважительно взаимодействовать друг с другом, получают представление об общей нравственной позиции сокурсников, критически оценивают свои этические воззрения на обсуждаемые ситуации.

Сущность метода кейсов заключается в том, чтобы из множества альтернативных вариантов выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации [7]. При этом преподаватель не навязывает свое мнение, а стимулирует деятельность студентов. Усвоение знаний и формирование умений происходит путем активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий. В результате этой работы происходит творческое овладение профессиональными знаниями и умениями, а также развитие мыслительных способностей студентов, развитие их системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок.

Технология работы с методом кейсов включает шесть этапов:

• первый этап — определение проблемной ситуации. Преподаватель знакомит студентов с ситуацией;

• второй этап — идентификация проблемы. Студенты обобщают факты, выбирают проблему для обсуждения, выявляют сущность проблемы и выясняют, в чем заключается противоречие, формулируют ключевые факты и определения;

• третий этап — обсуждение, генерация идей. Каждый студент высказывает свою точку зрения на проблему и уточняет, на основании чего сформулировано мнение;

• четвертый этап — рассмотрение ключевых доводов. Студенты указывают момент возникновения проблемы, перечисляют желательные и нежелательные последствия, уточняют противоречия, приводят примеры, объясняют причины возможного возникновения проблем и меха-

низмы их предотвращения, отдают предпочтение одному из ключевыхдоводов;

• пятый этап — уточнение и оценка рекомендаций/плана действия.Студенты излагают рекомендации, разрабатывают план действий, рассматривают аналогичные ситуации, оценивают предложенные рекомендации/план действий;

• шестой этап — принятие решения и подведение итогов. Студенты выявляют наиболее разумное решение проблемы, анализируют последствия принятия данного решения, проверяют обоснованность принятия данного решения.

Использование метода кейсов на занятиях курса «Этика туризма* позволяет студентам выявлять и анализировать этические ситуации, реагировать на факты этических нарушений, демонстрировать поведенческие модели этичного поведения, обсуждать конкретные этические ситуации, что способствует болсс глубокому осмыслению роли этики в профессиональной жизни.

В результате освоения курса бакалавр:

• будет знать теоретические основы этики делового общения, профессио-нально-этические принципы и нормы туристской деятельности;

• сможет организовывать взаимодействие в группе, обеспечивать межличностные взаимоотношения с учетом социально-культурных особенностей общения, выявлять и регулировать различные типы проблемных ситуаций в туристской индустрии;

• овладеет основными коммуникативными методами и приемами делового общения в профессиональной сфере, навыками ориентации в вопросах управленческой этики, типах партнерских отношений специалистов по туризму.

Вышеперечисленные знания, умения и навыки помогут будущему специалисту в работе в трудовых коллективах предприятий туристской индустрии и в общении с потребителями туристского продукта.

ЛИТЕР AT VPA

1. Гусейнов А.А., Апресян P.T. Этика:учебник. М.: Гардарики, 2003. 472 с.

2. Зеленкова И.Л. Этика: учеб. пособие. Минск: Тетра Системе, 2009. 352с.

3. Уткин Э.А. Этика бизнеса: учебник для вузов. М.: Зерцало, 2000. 254 с.

4. Bowie N.E. New directions in corporate social responsibility // Business Ethics: Readings and Cases in Corporate Morality. Boston: McGrow HiII, 2001. P. 178-188.

5. Fennel David A. Tourism Ethics (Aspects of Tourism). Clevedon: Multilingual Matters, 2006. 404 p.

6. Tribe J. The Philosophic Practitioner // Annals of Tourism Research. 2002. Vol. 29, № 2. P. 338-357.

7. Yin Robert K. Case Study Research: Design and Methods. California: SAGE Publications, Inc.,2002. 200p.

Г.С. ЩЕРБАКОВ

МОПЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО —ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

ТУРИЗМА

УДК 378:001.891

Рассматривается модель подготовки специалиста как система, отображающая U.W воспроизводящая существующие или проектируемые структуры, состав и содержание информационно-технологической подготовки специа.шста и организацию учебного процесса, обеспечивающего их реализацию.

Ключевые слова: профессиональное туристское образование, менеджер туризма, информационно-технологическая подготовка, профессиональная направленность подготовки.

The author considers the model as a system of specialist training, displaying or reproducing existing or plaiuied structures, the composition and content of the information technology specialist training, and organization ofthe educational process to ensure their implementation.

Key words: professional tourist education, manager of tourism, information technology training, professional orientation training.

Модель подготовки специалиста, разработанная в соответствии с требованиями социального заказа, даст высшей школе возможность готовить будущих специалистов к самостоятельной профессиональной деятельности. В цепи «цель — средство — результат» данной системы подготовки:

• категория «цель» соотносится с моделью подготовки специалиста, ори-

ентированной на изучение и описание сферы профессиональной деятельности будущих менеджеров туризма, условий их труда, необходимых знаний, умений и навыков в информационно-технологической сфере с учетом развития профессиональной направленности;

• категория «средство» соотносится с моделью подготовки специалиста к этой деятельности, которая отражает требо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.