Научная статья на тему 'Проблема развития личностннравственной парадигмы будущих менеджеров туризма'

Проблема развития личностннравственной парадигмы будущих менеджеров туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / TOURISM / PROFESSIONAL AND ETHICAL TRAINING / ETHICS OF PROFESSIONAL ACTIVITY / MORAL RESPONSIBILITY / PERSONAL SELF-FULFILLMENT / PROFESSIONAL DUTY / PSYCHOLOGICAL CULTURE / INTERPERSONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холостова А. К.

Излагаются разные аспекты влияния этической подготовки менеджеров туризма на работу туристской фирмы. Описываются методологические понятия этики, раскрываются ее теоретическая и нормативная составляющие. Исследуется профессионально-этические проблемы управленческой деятельности, а также профессионально-этические аспекты деятельности специалиста, выделено самосовершенствование личности как важный компонент профессиональной культуры. Знание сущности и содержания этической культуры позволяет менеджерам по туризму эффективно решать задачи повышения качества предоставляемых услуг и способствует их профессиональному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Холостова А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS PROFESSIONAL AND ETHICAL TRAINING OF TOURISM

The article outlines different aspects of the influence of ethical training on tourism managers' further work. It describes the methodological concepts of ethics, discloses its theoretical and normative components and defines the ethics of professional activity. The article tells about the various professional and ethical problems of managerial activities in the recreational area and also explores the professional and ethical aspects of professional activity, providing self-fulfillment as an important component of professional culture. The author emphasizes that knowledge of the ethical culture allows tourism managers to increase quality of service more effectively and helps to their professional growth.

Текст научной работы на тему «Проблема развития личностннравственной парадигмы будущих менеджеров туризма»

и борьба за их осуществление представляют интерес не только для исторического прошлого, а и для настоящего и, что особенно важно, для будущего.

Историко-педагогический анализ прошлого отечественного опыта реализации идеи трудовой

подготовки позволит расширить и обогатить современные научные представления о ее социальной и личностной сущности, возможных вариантах ее решения, содержании, об организационных формах и о методах трудового воспитания молодежи.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНО-

НРАВСТВЕННОЙ ПАРАДИГМЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ТУРИЗМА

А.К. ХОЛОСТОВА,

соискатель кафедры психологии и педагогики РМА Т Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: AKholostova@yandex.ru Научный руководитель и рецензент: доктор педагогических наук, профессор В.А. Кальней

Аннотация. Излагаются разные аспекты влияния этической подготовки менеджеров туризма на работу туристской фирмы. Описываются методологические понятия этики, раскрываются ее теоретическая и нормативная составляющие. Исследуется профессионально-этические проблемы управленческой деятельности, а также профессионально-этические аспекты деятельности специалиста, выделено самосовершенствование личности как важный компонент профессиональной культуры. Знание сущности и содержания этической культуры позволяет менеджерам по туризму эффективно решать задачи повышения качества предоставляемых услуг и способствует их профессиональному росту.

Ключевые слова: туризм, профессионально-этическая подготовка, этика профессиональной деятельности, моральная ответственность, личностная самореализация, профессиональный долг, психологическая культура, межличностное взаимодействие.

IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS PROFESSIONAL AND ETHICAL TRAINING OF TOURISM

A.K. KHOLOSTOVA,

an applicant for the department of psychology and pedagogy department RIAT

Annotation. The article outlines different aspects of the influence of ethical training on tourism managers' further work. It describes the methodological concepts of ethics, discloses its theoretical and normative components and defines the ethics of professional activity. The article tells about the various professional and ethical problems of managerial activities in the recreational area and also explores the professional and ethical aspects of professional activity, providing self-fulfillment as an important component of professional culture. The author emphasizes that knowledge of the ethical culture allows tourism managers to increase quality of service more effectively and helps to their professional growth.

Keywords: tourism, professional and ethical training, ethics of professional activity, moral responsibility, personal self-fulfillment, professional duty, psychological culture, interpersonal interaction.

Социальные и культурные тенденции развития туризма являются важным фактором в процессе профессиональной подготовки студентов туристского вуза в сфере профессиональной этики, выступают критериями, определяющими содержание профессионально-этической подготовки студентов вуза для работы менеджерами в индустрии гостеприимства. Человек XXI в. должен быть не только высо-

копрофессиональным специалистом, но и творческой личностью, способной принимать нетривиальные решения, человеком высоконравственным, с высоким уровнем духовного развития.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. зафиксирована следующая основная цель профессионального образования: «подготовка квалифицированного работника

соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

Наряду с процессом обучения система туристского образования предполагает процесс этического воспитания, что является важнейшим направлением деятельности профессиональной высшей школы. Необходимость серьезной специальной этической подготовки в образовательном учреждении диктуется состоянием дел в этой области. Утрата идеалов, разочарованность в жизни, неудовлетворенность личными взаимоотношениями, неуверенность в завтрашнем дне распространены сегодня и среди молодежи. В отношении личности основной целью воспитания является развитие ее задатков и формирование ее способностей, личностных и гражданских качеств, обеспечивающих ее жизнеспособность и самореализацию в профессиональной деятельности. В личностном плане необходимо выделить такие сферы воспитания, как нравственное, эстетическое, культурное, которые обеспечат устойчивость профессионального роста.

Профессионально-этическое становление будущего специалиста — непрерывный и сложный процесс, в котором действуют множество факторов, как относительных, так и специально создаваемых. В условиях вуза формирование личности осуществляется в процессе ее социализации и саморазвития, которые являются стержневыми компонентами целостного педагогического процесса. Социализация приобщает будущего профессионала к социокультурным ценностям, создает практическую среду — духовное и предметное пространство деятельности. Саморазвитие благодаря непрерывной активной работе самой личности над собственным духовным ростом обеспечивает возможность последовательного исполнения задач формирования творческой индивидуальности, одновременно осуществляется коллективное воспитание и стимулирование самоуправление личности в дальнейшем ее развитии.

Современный вуз — сложная, преобразующееся система, где воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов и основной концептуальной идеей которой является педагогическое обеспечение профессионально-этической подготовки будущего менеджера туристической фирмы в культурно-образовательной среде высшего образовательного учреждения. Основной целью реализации воспитательной работы в вузе является его переориентация с традиционной «подготовки специалиста» на обеспечение личностного роста будущего профессионала как высокообразованной целостной личности, обладающей высокой профессиональной компетентностью, способной творчески, соответственно усложняющимся задачам осуществлять свое профессиональное предназначение.

Важнейшие направления этического воспитания в вузе:

♦ приобщение студентов к ценностям культуры;

♦ социальная защита и охрана жизни и здоровья молодых людей, их достоинства и прав человека и др.;

♦ создание условий для развития молодого человека как субъекта культуры собственного жиз-нетворчества;

♦ оказание помощи студенту в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей, в жизненном самоопределении, самореализации в семье, университете, окружающей среде, будущей профессии.

Для выполнения поставленных целей в процессе профессионально-этического становления специалиста в культурно-образовательной среде вуза особое значение имеют следующие задачи:

♦ философско-этическая подготовка молодежи, помощь ей в формировании самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, умения формулировать и реализовывать карьерные личностные цели в связи с общественно значимыми ценностями;

♦ приобщение будущего специалиста к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры;

♦ привитие общечеловеческих норм гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные возможности человека, культуры общения, культивирование интеллигенции как высшей меры воспитанности личности;

♦ развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции пове-

дения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

♦ воспитание уважения к законам, нормам коллективной жизни, развитие гражданской ответственности как важнейшей черты личности;

♦ формирование положительного отношения к труду как высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде, в избранной сфере, профессиональной деятельности, воспитание социально значимой целеустремленности;

♦ формирование и развитие потребности в здоровом образе жизни.

В основе профессионально-этического становления будущего менеджера турфирмы в культурно-образовательной среде вуза лежат следующие подходы:

♦ системно-структурный — знание и использование в системе, в тесной взаимосвязи структурных элементов воспитательного процесса — от цели до конечного результата;

♦ организационно-деятельностный — единство сознания и деятельности, предполагает такую организацию деятельности коллектива и личности, когда каждый студент проявляет активность, инициативу, творчество, стремится к самовыражению;

♦ отношенческий — формирование социально ценностных отношений воспитуемых к разным сторонам действительности: обществу, людям, труду, природе, искусству, науке и пр.;

♦ личностно-ориентированный — признание человека высшей ценностью воспитания, активным субъектом воспитательного процесса, признание того, что каждая личность уникальна, поэтому главной задачей воспитательной работы является развитие личности, осуществление индивидуального подхода к ней;

♦ комплексный — объединение усилий всех воспитательных институтов для успешного решения целей и задач воспитания.

В соответствии с этими подходами процесс воспитания становится целенаправленным, целостным, технологическим, индивидуально творческим, а комплексность обеспечивает его эффективность. Воспитательный процесс, организуемый вузом, направлен на:

♦ организацию многообразной и разносторонней деятельности студентов (образовательной, научно-исследовательской, художественно-творческой, досуговой и пр.);

♦ использование важнейшей социальной функции — общения со сверстниками и преподавателями в целях формирования здоровой, нравственно-ценной личности;

♦ создание необходимых и многосторонних отношений к окружающему миру: культуре, науке, обществу, природе;

♦ формирование позитивных, общественно необходимых, личностных и профессионально значимых качеств личности.

Реализация основных подходов осуществляется в следующих направлениях:

♦ отношение к обществу (гражданское воспитание, ориентированное на формирование социальных качеств личности — гражданственности, патриотизма, уважения к закону, социальной активности, ответственности, профессиональной этики);

♦ публичные человеческие отношения (воспитание человечности как гражданско-правовой и нравственной позиции уважения прав и свобод личности, гуманности и порядочности);

♦ отношение к культуре;

♦ отношение к профессии (освоение профессиональной этики, понимание общественной миссии своей профессии, уровень своих профессиональных знаний и качество труда, выработка сознательного отношения к последствиям своей профессиональной деятельности, осуществление решений — социальных, экономических, нравственных);

♦ отношение к здоровому образу жизни.

Таким образом, будущий менеджер туризма

должен знать этические нормы, регулирующие отношения человека к человеку, человека к обществу и общества к человеку, уметь учитывать их при разработке экологических и социокультурных проектов; знать нормы деловой письменной и устной речи, процессы организации эффективной речевой коммуникации в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Комплексный подход к этической подготовке менеджеров туризма в условиях высшей школы как единый процесс обучения и воспитания в культурно-образовательной среде вуза должен быть реализован на основе создания сети учебно-воспитательных программ, развивающих и дополняющих учебно-воспитательный процесс. Они должны стать базовыми элементами культурно-образовательной среды образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.