ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION
Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html УДК 371.11:378
Методическая система преемственности формирования маркетинговых компетенций у студентов СПО-ВО направления подготовки
«Туризм»
Е. А. Рогаль
Южно-Сахалинский педагогический колледж СахГУ,
г. Южно-Сахалинск
Аннотация. В статье рассматривается методическая система преемственности формирования маркетинговых компетенций у студентов СПО-ВО с использованием преимущественно активных методов обучения. В основе определения необходимых преемственных маркетинговых компетенций СПО-ВО лежит сравнительная характеристика федеральных государственных стандартов СПО-ВО по направлению «Туризм». С учётом этого автор предлагает свой вариант развития компетенций на основе использования краткосрочных элективных курсов в качестве формы образовательного процесса.
Ключевые
слова: методическая система, маркетинговые компетенции, актив-
ные методы обучения, элективные курсы, преемственность обучения.
В соответствии с необходимостью активно взаимодействовать с внешней средой и своевременно реагировать на условия рынка, при анализе существующей методической системы обучения, следует ориентироваться на то, что данная система должна быть открытой, динамично развивающейся, откликающейся на все изменения как в туристской профессиональной сфере, так и в изменениях маркетинговой составляющей и адекватно отражающая эти изменения при подготовке специалиста по туризму уровней среднего профессионального об-разования-высшего образования (далее - СПО-ВО) к работе в новых условиях. Она должна быть действенным инструментом формирования профессиональных маркетинговых компетенций выпускников в области туризма, что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему развитию не только будущих специалистов, но и туристской сферы в целом.
Под методической системой мы понимаем динамическую систему, которая включает в себя цели, содержание, методы и средства, организационные формы, ориентируется на личность специалиста по туризму и обеспечивает взаимодействие преподавателя и обучающихся на основе деятельностного подхода.
В связи с тем что сегодня идёт всё больший уклон на построение непрерывных систем образования, важной составной частью непрерывного образования является обеспечение иерархически преемственной цепочки взаимосвязанных, но в то же время автономных подсистем: средних школ, профессионально-технических училищ, техникумов, колледжей, вузов, институтов повышения квалификации, аспирантуры, докторантуры.
Одним из важнейших принципов учебного процесса является принцип систематичности и последовательности, который содержит в себе элемент преемственности.
Связи преемственности в системе СПО-ВО недостаточно изучены, не разработаны технологии реализации преемственности ступеней среднего профессионального образования и высшего образования. Молодые люди со средним профессиональным образованием, поступающие в высшие профессиональные учебные заведения, оказываются в неодинаковых условиях по сравнению с выпускниками средних школ. Во время обучения в вузе у выпускников среднего профессионального образования за счёт повторения отдельных тем, разделов и целых дисциплин не реализуется, а иногда и теряется на младших курсах вуза сформированная в СПО профессиональная направленность. Возникает необходимость обеспечения преемственности в системе многоуровневого профессионального образования в условиях возрастающих требований к качеству профессионального образования.
В настоящее время активно идёт процесс переориентации современного российского образования из «знаниевого» на компетентностный подход, что является главнейшим и необходимым условием модернизации и приведения его результатов в соответствие с международными нормами.
Профессиональная компетентность специалиста по гостеприимству и туризму предполагает собой потенциальную готовность решать задачи со знанием дела и обеспечивает будущему работнику конкурентоспособность и уверенность в собственных силах [2, с. 18].
Поскольку мы рассматриваем маркетинговую компетентность специалистов по туризму уровней СПО-ВО как составляющую их профессиональной компетентности, остановимся на аспектах, связанных с её сущностью.
Учитывая тенденции развития маркетинга (от маркетинга сделок к маркетингу взаимоотношений) и специфику деятельности специалистов туристской отрасли в современных рыночных условиях, мы считаем, что, в целом, нам близко понятие маркетинговой компетентности студента СПО-ВО, сформулированное И. В. Кравец, и может быть рассмотрено как составная часть профессиональной компетентности Оно характеризуется сформированностью потребности и мотивации в проведении маркетинговых исследований, выборе оптимальных стратегий, применении различных методов и форм коммуникаций с целью развития клиенто-ориентированного направления работы предприятия. Маркетинговые компетенции также подразумевают осмысленное использование умений проводить маркетинговое исследование, разрабатывать стратегию, осуществлять коммуникации [3, с. 9].
Для совершенствования существующей системы профессионального образования СПО-ВО (бакалавр) туристской направленности с точки зрения непрерывности образовательного процесса мы провели анализ и сравнительную характеристику федеральных государственных образовательных стандартов СПО-ВО по направлению туризма с целью выявления взаимодополняющих маркетинговых компетенций.
В результате анализа была выявлена следующая преемственность маркетин-
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / OF PROFESSIONAL EDUCATION
говых компетенций (табл.) [5]:
Таблица
Сравнительный анализ ФГОС СПО-ВО (бакалавриат)
Компетенции
ФГОС СПО 3+ ФГОС ВО 3+
Выявление потребностей и запросов клиента
ПК 1.1 Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации ПК-13 Сервисная деятельность: способность к общению с потребителями туристского продукта, обеспечение процесса обслуживания с учётом требований потребителей и (или)туристов
ПК 1.2 Информировать потребителя о туристских продуктах
Проведение маркетинговых исследований
ПК 3.1 Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта ПК-7 Научно-исследовательская деятельность: способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг
ПК-8 готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме
Продвижение и реализация турпродукта на рынке
ПК 1.3 Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта ПК-11 Производственно-технологическая деятельность: способность к продвижению и реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий
ПК 3.4 Взаимодействовать с тураген-тами по реализации и продвижению туристского продукта
ПК 3.5 Организовывать продвижение туристского продукта на рынке туристских услуг
По результатам анализа были сгруппированы и выделены 3 основные преемственные, интересующие нас маркетинговые компетенции:
I. Выявление потребностей и запросов клиента.
II. Проведение маркетинговых исследований.
III. Продвижение и реализация турпродукта на рынке.
Для формирования выявленных профессиональных маркетинговых компетенций возникает необходимость использования педагогических технологий, которые позволяли бы на основе уже имеющихся теоретических знаний в наиболее краткие сроки развивать профессиональные маркетинговые умения и навыки студентов СПО-ВО.
Как одну из важнейших задач педагогики в современных условиях мы выделяем конструирование таких педагогических процессов, которые позволяют ак-
тивизировать познавательную деятельность обучаемых, развивают инициативу и самостоятельность.
Существенной составной частью современных педагогических технологий являются методы обучения, которые, в свою очередь, сопровождаются необходимыми приёмами и средствами.
На современном этапе цели и задачи совершенствования профессиональной подготовки кадров на основе компетентностного подхода обусловливают необходимость разработки и применения инновационных образовательных технологий с целью становления профессионально-личностных качеств будущих специалистов СПО-ВО.
Использование активных методов даёт выпускникам необходимые практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивает способности аргументировать и чётко излагать свои мысли, является одним из наиболее рациональных (с точки зрения качества, скорости и степени практи-ко-ориентированности) методов.
Как показывает практика, применение активных методов обучения позволяет не только повышать уровень профессиональной подготовки обучаемых, представляющий собой конечный результат образовательного процесса, но и делать этот процесс более интересным и продуктивным. Поэтому наш выбор остановился на них.
Существующие в настоящее время подходы к классификации активных методов обучения отражают различные их свойства и наиболее важные классификационные признаки.
Основным классификационным критерием, по Е. В. Зарукиной, выступает наличие имитируемой деятельности, что предполагает деление всех активных методов обучения на имитационные и неимитационные. Имитационные методы делятся на игровые и неигровые, предполагают обучение профессиональным умениям и навыкам, и их отличительной чертой является наличие модели изучаемого процесса [1, с. 6].
Стоит отметить, что наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с теми задачами, которые стоят перед преподавателем.
Анализ производственной (конкретной) ситуации является одним из наиболее эффективных и распространённых методов организации познавательной деятельности и предполагает анализ слушателями предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел и выработке практического решения.
Использование метода анализа производственной ситуации способствует развитию навыков по продвижению туристских продуктов и услуг, соответствующих запросам потребителей, входящих в состав ПК-3.5 «Организовывать продвижение туристского продукта на рынке туристских услуг» (СПО), ПК-11 «Способность к продвижению и реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий» (бакалавриат) и непосредственно связанных с маркетинговой деятельностью на предприятии.
На современном этапе подготовки специалистов достаточно эффективным является использование кейс-технологий.
Основой каждого кейса является реальная ситуация, с которой столкнулся менеджер. В связи с этим целесообразно выделить ключевые факторы, которые могут быть использованы в определении кейса как специфического метода обучения. Их можно объединить в пять категорий: источник кейса; процесс сбора данных для кейса; содержание кейса; проверка кейса в аудитории; процесс устранения кейса.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / OF PROFESSIONAL EDUCATION
Указанные ключевые факторы позволяют отделить кейс от упражнения, задачи, поставленной проблемы, иллюстрации и других материалов, используемых преподавателями в учебных целях.
Использование кейс-технологий имеет широкий спектр применения и позволяет развить такие маркетинговые навыки и умения студентов, как:
- оценка рынков сбыта, потребителей, клиентов, конкурентов в туристской индустрии;
- выбор и применение эффективных технологий продаж.
Данные умения входят непосредственно в состав профессиональных компетенций 3.1 и 3.5 (СПО), а также ПК-7, ПК-8 и ПК-11 (бакалавриат).
Что касается отличительных особенностей использования кейс-технологий и анализа производственной ситуации, то можно сказать, что в основе метода анализа конкретных ситуаций, как правило, лежат свершившееся событие, реальные факты, отражающие уже осуществленные решения, которым в ходе учебных занятий даётся оценка. Кейс-технология, в свою очередь, строится на анализе кейса - сложившейся ситуации или специально сформулированных условий осуществления того или иного вида деятельности, в которых ещё не существует готового решения.
Деловая игра, в основе которой лежит имитационная модель какого-либо вида профессиональной деятельности, является одним из самых результативных, но в то же время самых сложных в разработке и применении методов обучения.
Деловые игры, в отличие от производственных ситуаций и кейсов, как правило, создают высокий уровень эмоциональной напряжённости. Они могут быть сконструированы как в целях формирования, так и в целях оценки компетенций, требуемых в конкретной профессиональной деятельности, т. е. могут выступать и методом обучения, и оценочным средством.
Использование деловых игр подходит не только для развития навыков по оценке рынков сбыта, потребителей, клиентов, конкурентов в туристской индустрии, выбору и применению эффективных технологий продаж, но и для совершенствования коммуникационных навыков и, помимо вышеизложенных профессиональных компетенций, способствует развитию ПК 1.1 «Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации», ПК 1.2 «Информировать потребителя о туристских продуктах» (СПО) и ПК-13 «Обладать способностью к общению с потребителями туристского продукта, обеспечению процесса обслуживания с учётом требований потребителей и (или) туристов» (бакалавриат).
Помимо вышеперечисленных методов активного обучения в образовательном процессе будут применяться такие неимитационные средства, как мини-лекции, презентации, метод мозгового штурма, которые направлены и на развитие представленных выше профессиональных компетенций. Активизация обучения реализуется здесь в результате использования постоянно действующих прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.
Каждый из перечисленных видов активных методов обучения отличается определёнными признаками, имеет своё назначение и рациональную область применения. Многие виды активных методов обучения в современных условиях успешно применяются на основе информационно-коммуникационных технологий. Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой преподаватель.
Мы считаем, что представленные методы активного обучения будут способствовать наиболее эффективному развитию выявленных нами профессиональных маркетинговых компетенций.
Помимо методов обучения важной составной частью современных педагогических технологий является и форма его организации.
В качестве форм обучения, по результатам анализа учебных программ и оценки степени загруженности студентов, мы решили остановиться на построении системы преемственности СПО-ВО, основанной на краткосрочных элективных курсах и тренинговом формате.
Достоинствами такого рода курсов являются [4, с. 64]:
- небольшой объём (6-16 ч.), что позволяет студентам изучать несколько курсов в течение учебного года, при этом лишь незначительно повышая учебную нагрузку;
- направленность на решение конкретной образовательной задачи;
- большая степень свободы преподавателя в выборе содержания курса, форм и методов ведения дисциплины;
- практико-ориентированность курсов, которая позволяет быстро восстанавливать и развивать необходимые навыки и умения, полученные во время обучения и практической деятельности на предприятиях и др.
Проведение таких курсов даёт высокую концентрацию внимания участников, усиление мотивационной составляющей за счёт использования интерактивных технологий обучения, высокую активность участников.
Рассмотрим образовательные задачи, которые можно эффективно решать в рамках краткосрочных курсов:
1. Более глубокое знакомство с профессиональной дисциплиной, которое выходит за рамки учебной программы.
2. Подготовка к успешному продолжению изучения дисциплины на старшей ступени.
3. Развитие социально значимых компетентностей.
Всё это делает тренинговый формат обучения наиболее привлекательным для использования в нашей методической преемственной системе обучения.
Таким образом, для успешного создания методической системы развития маркетинговых компетенций студентов СПО-ВО на основе преемственности нами были проанализированы федеральные государственные стандарты СПО-ВО, выявлены основные маркетинговые компетенции, которые бы наиболее подходили в рамках непрерывного образовательного пространства.
Были изучены ключевые компоненты методической системы и отобраны методы обучения, преимущественно состоящие из активных.
В качестве формы обучения мы остановились на краткосрочных элективных курсах, так как именно подобного рода образовательные программы могут способствовать закреплению и развитию необходимых профессиональных качеств в условиях постоянно изменяющихся рыночных возможностей и требований.
В результате преемственность профессиональных компетенций, базирующаяся на ФГОС СПО-ВО, стала осуществлться по следующей схеме: изучение маркетинговых дисциплин -> прохождение элективных курсов для закрепления навыков -> прохождение производственной практики и отработка навыков и умений -> переход на уровень ВО -> повышение уровня маркетинговых компетенций за счёт прохождения маркетинговых дисциплин -> закрепление полученных навыков и умений при прохождении элективных курсов.
Список литературы
1. Зарукина, Е. В. Состояние и перспективы развития туризма / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. - СПб. : Изд-во СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
2. Козырева, О. А. Профессиональная педагогическая компетентность учителя: феноменоло-
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ /
THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL EDUCATION
гия понятия / О. А. Козырева // Вестник ТГПУ - 2009. - № 2. - с. 141.
3. Кравец, И. В. Формирование маркетинговой компетентности студента вуза : дис. на соиск. канд. пед. наук : 13.00.01 / И. В. Кравец; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург, 2009. - 200 с.
4. Пототня, Е. М. Краткосрочные курсы как средство формирования универсальных учебных действий / Е. М. Пототня // Справочник заместителя директора школы. - М. : ИД МЦФЭР, 2011. - № 4. - 128 с.
5. Приказ № 474 от 7 мая 2014 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://spo-edu.ru/idea/fgos-spo. (дата обращения: 28.01.2016).
Methodological System of Continuity of Student's Marketing Competencies Formation During Vocational Education and Higher Education (specialty "Tourism")
E. A. Rogal
Yuzhno-Sakhalinsk teacher training college, Sakhalin State University
Abstract. The article offers methodological system of continuity of students' marketing competencies formation during vocational and higher education using active learning methods. The basis of defining needed for continuity marketing competencies is comparative characteristics the Federal state standards of vocational and higher education (specialty «Tourism»). And according to these characteristics the author offers his own version of developing the competence by using short-term elective courses as a form of education.
Keywords: methodological system, marketing competences, active teaching methods, elective course, continuity of education.
Рогаль Евгений Александрович Rogal Evgeny Aleksandrovich
преподаватель, Южно-Сахалинский Lecture, Yuzhno-Sakhalinsk teacher педагогический колледж training college
Сахалинский государственный универ- Sakhalin State University ситет
693008, г. Южно-Сахалинск, ул. Лени- 284 Lenina St, Yuzhno-Sakhalinsk, 693008 на, 284
тел: 8(4242)450341 tel.: 8(4242)450341
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]