Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций специалистов индустрии гостеприимства: ситуационное обучение'

Формирование профессиональных компетенций специалистов индустрии гостеприимства: ситуационное обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
931
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / КЕЙСЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ГОСТИНИЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / SITUATIONAL LEARNING / SITUATIONAL CHALLENGES / CASES / COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION / HOTEL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нивинская Ольга Андреевна

Динамично развивающаяся отрасль индустрии гостеприимства постоянно требует притока кадров. Подготовка специалистов гостиничного дела в настоящее время возможна только с применением форм активного обучения, в том числе и ситуационного. В статье рассматривается опыт применения ситуационного обучения в Академическом колледже Вла Профессиональное образование в России и за рубежом 4 (12) 2013 дивостокского государственного университета экономики и сервиса при подготовке студентов по специальности «Гостиничный сервис». Характеризуются такие его формы, как ситуационные задачи, упражнения, кейсы. Отмечаются особенности их реализации в учебном процессе, и выявляется роль ситуационного обучения в формировании профессиональных и общих компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Situational learning in formation of professional competence of experts of hospitality industry

Fast growing branch of hospitality industry constantly requires new personnel. Education of experts for hotel business is possible only with active study, including situational learning. The article reviews the experience of situational learning at Vladivostok State University of Economics and Service Academic College in education of students of hotel service specialization. Such technologies as situational challenges, exercises, cases are described. The peculiarities of situational learning, its realization in education and its role in professional and overall competence are mentioned.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций специалистов индустрии гостеприимства: ситуационное обучение»

ностного взаимодействия и психологией данной конкретной учебной группы;

• своевременное предъявление эталонов, образцов, задающих планку требований студента к себе как представителю своей будущей профессии;

• обеспечение реальных условий самооценки для сравнения себя с другими, формирование на этой основе собственных перспектив профессионального и личностного роста;

• обеспечение видения и понимания динамики позитивного и устойчивого профессионально-личностного развития, самостоятельного оценивания студентом, насколько он приблизился к задаваемому им самим эталону;

• предложение вариантов (инварианта) социально полезной, профессионально ориентированной практической деятельности;

• включение каждого студента в социально полезную деятельность, занятия творческих коллективов и общественных объединений, в работу различных клубов, отрядов;

• создание реальных возможностей и стимулов для активного взаимодействия будущего специалиста с культурой и искусством, спортом, освоения лучших образцов художественного творчества.

Есть достаточно суровое и серьезное мнение, что куратор — системообразующий педагог — должен знать о студенте все, помогая ему определиться в учебной, научно-исследовательской, общественной и культурно-спортивной деятельности. Сегодня вузы рассматривают вопросы создания специализированной методической литературы для кураторов. Куратору выдают дневник, который он должен

заполнять на протяжении всего обучения подшефной группы. Дневник содержит перечень пунктов, отражающий основные положения по внутреннему распорядку в конкретном вузе, правила поведения в общежитии, рекомендованные темы кураторских часов. Такая информация полезна для куратора, но, возможно, не лишней была бы информация, посвященная самоанализу, примерные варианты тестирующих материалов по выявлению вредных привычек среди студентов, наклонности к экстремизму и прочим, социально опасным проявлениям. Продуктивным считается и портфель/кейс куратора, который помимо вышесказанного содержит фильмы по тематике кураторских часов, научно-популярные лекции специалистов в данной области, контактную информацию для связи с экспертами, психологами, общественными организациями, поскольку сегодня еще каждый куратор в таких вопросах полагается на личные связи. Возможно, совсем не лишним для начинающих кураторов было бы посещение коротких специализированных курсов, позволяющих приобретать начальные навыки кураторской деятельности, включающие и консультации профессиональных психологов.

Да, это мы уже расфантазировались! Хотя... Не спросить ли все же еще раз (да и не один] у наших студентов — нужно ли все это, точно ли они осознают необходимость ощущать рядом такую значимую фигуру — куратора? Да в добавление к нашим дискуссиям и спорам спросить у самих студентов: «Разве не прав древний Талмуд: «Многому научился я у своих наставников, еще больше — у своих товарищей, а больше всего — у своих учеников.»?!»

УДК / uDC 377.1 О. А. Нивинская

O. Nivinskaya

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНцИЙ специалистов ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА: ситуационное обучение situational learning in formation of professional competence OF EXPERTS OF HOSPITALITY INDuSTRY

Динамично развивающаяся отрасль ин- только с применением форм активного обу-

дустрии гостеприимства постоянно требует чения, в том числе и ситуационного. В статье

притока кадров. Подготовка специалистов го- рассматривается опыт применения ситуацион-

стиничного дела в настоящее время возможна ного обучения в Академическом колледже Вла-

дивостокского государственного университета экономики и сервиса при подготовке студентов по специальности «Гостиничный сервис». Характеризуются такие его формы, как ситуационные задачи, упражнения, кейсы. Отмечаются особенности их реализации в учебном процессе, и выявляется роль ситуационного обучения в формировании профессиональных и общих компетенций.

Fast growing branch of hospitality industry constantly requires new personnel. Education of experts for hotel business is possible only with active study, including situational learning. The article reviews the experience of situational learning at Vladivostok State University of Economics and Service Academic College in education of students of hotel service specialization. Such technologies as situational challenges, exercises, cases are described. The peculiarities of situational learning, its realization in education and its role in professional and overall competence are mentioned.

Ключевые слова: ситуационное обучение, ситуационные задачи, кейсы, компетентност-ный подход в образовании, гостиничное обслуживание.

Keywords: situational learning; situational challenges; cases; competence approach in education; hotel service.

Сегодня туризм не только крупнейшая, но и наиболее динамично развивающаяся отрасль сферы услуг, которая за быстрые темпы роста признана экономическим феноменом столетия. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), число международных туристских прибытий выросло более чем на 4 % и достигло 1,035 млн человек [1]. Туристское и сервисное обслуживание — это, с одной стороны, множественная система знаний, охватывающая многие стороны жизни и деятельности, а с другой — отрасль, имеющая конкретно-целевую и практическую направленность.

Нет сомнений, что подготовка кадров для области гостиничного сервиса и туризма объективно связана с необходимостью практико-ориентированности и активизации учебного процесса. У будущих специалистов необходимо формировать способности к выработке самостоятельных решений, адекватных новой реальности, навыки действий в условиях неопределенности, креативный и инновационный потенциал.

Одним из методов активизации учебного процесса является ситуационное обучение.

Суть его заключается в поисках способа разрешения ситуации (положения] в определенной конкретной социально-экономической системе. На основании предъявленных фактов (событий], связанных с ситуацией, происходящих в реальных условиях профессиональной деятельности, студенты должны принять рациональное решение, действуя сначала индивидуально, а затем в рамках коллективного обсуждения возможных выходов. Особенность этого метода в том, что чаще всего ситуация не имеет единого решения и является многовариантной [2, с. 42].

В статье рассматривается опыт применения ситуационного обучения в Академическом колледже Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (далее — АК ВГУЭС] при подготовке студентов по специальности СПО 101101 «Гостиничный сервис». Колледж является звеном непрерывного образования, осуществляемого вузом, и реализует подготовку по этой специальности в соответствии с общей направленностью обучения.

Ситуационное обучение применяется наряду с традиционными методами во время чтения лекционного курса (в виде элементов лекций, семинарских и практических занятий] и после лекционного курса — для отработки практических знаний и навыков, аттестации и контроля. Ситуационные задачи и кейсы включены в программу междисциплинарного выпускного экзамена по специальности «Организация обслуживания в сфере сервиса».

Вид применяемых в учебном процессе ситуаций в каждом конкретном случае зависит от специфики изучаемого курса, контингента и опыта обучаемых, учебного времени.

Результаты, к которым должен прийти выпускник в результате изучения курса сервисных дисциплин, изложены в образовательном стандарте: обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности менеджера:

— бронирование гостиничных услуг;

— прием, размещение и выписка гостей;

— организация обслуживания гостей в процессе проживания;

— продажа гостиничного продукта.

Помимо этого, в числе общих компетенций

менеджер обязан выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями [3].

Контингент обучаемых (средний возраст 15-18 лет) характеризуется:

— слабо осознанной профессиональной мотивацией,

— неразвитыми коммуникативными навыками,

— сензитивностью (восприимчивостью) к творческому развитию и развитию рефлексии [4, с. 85-8б].

Таким образом, применяемые педагогические технологии должны: а)способствовать формированию адекватных представлений

о профессии, развивая профессиональную мотивацию; б) формировать коммуникативные и познавательные компетенции; в) использовать возрастную сензитивность.

Применение активных методов обучения связано и со сроками освоения основной профессиональной образовательной программы: ранним, по сравнению с вузом, началом препо-

давания профессиональных дисциплин.

Применяя методы ситуационного обучения, преподаватели сервисных дисциплин преследуют следующие цели:

— усвоение знаний и приобретение профессиональных навыков и умений на основе деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практике;

— активизация учебной деятельности студентов, обеспечение вовлеченности всей группы в работу;

— установление постоянного контроля над качеством обучения и процессом усвоения знаний.

В учебном процессе применяются такие разновидности ситуационного обучения, как ситуационные задачи, упражнения и кейс-стади. В соответствии с особенностями этих методов они применяются в преподавании различных дисциплин (рис. 1].

Формирование знаний о менеджменте, маркетинге, управлении персоналом

Ситуационные задачи, упражнения

Формирование практических навыков и профессиональных приемов туристского сервиса

Кейс-стади

Семинары, практические занятия

I

Государственный междисциплинарный экзамен

Рис. 1. Методы ситуационного обучения в АК ВГУЭС

На практике часто происходит смешение или подмена понятий «ситуационная задача» и «кейс-стади».

Решение ситуационной задачи связано: а] с поиском выхода из ситуации, сложившейся в отрасли, организации; б] анализом правомерности действий менеджера, приведенной в задаче. Описание ситуации включает изложение условий деятельности и желаемого результата, решение задачи заключается в определении способа деятельности [2, с. 48].

Студенту необходимо проявить способности к аналитической деятельности: систематизировать проблемы, осуществить сравнительные действия, произвести классификацию, осуществить расчеты, на основании чего принимаются решения.

В нашей практике ситуационные задачи

используются при освоении маркетинговых аспектов менеджмента, а также в области управления персоналом в рамках семинара или практических занятий. При использовании данного метода больше внимания уделяется индивидуальному подходу к проблеме и ее решению, чем групповому.

Ситуационные упражнения сходны с ситуационными задачами, но материал упражнения подкреплен результатами специальных исследований, формами статистической отчетности, нормативными документами и другой информацией. Результат решения представляется в виде количественных показателей, графиков, формул, графически изображенных структур.

Начальный этап обучения характерен применением простых ситуационных упражнений, требующих применения знаний в конкретной

области. Например, в рамках дисциплины «Гостиничная индустрия» (СД. 01] на практическом занятии требуется рассчитать стоимость проживания в гостинице в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в зависимости от времени заезда и выезда, стоимости номера, количества потребленных гостем дополнительных услуг. Результаты должны быть представлены в форме таблицы.

Кейс-стади — метод ситуационного обучения, основанный на анализе конкретных ситуаций. Для него характерно создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни [5, с. 237].

На занятиях используется реально существующая модель системы индустрии туризма: гостиничная сфера с задействованными в процессе оказания и потребления услуг сотрудниками гостиницы и их гостями. Преподаватели используют как заимствованные примеры

Обсуждение проходит по схеме: уточнение условий задания ^ выдвижение предложений по выходу из ситуации ^ групповое обсуждение ^ резюме с аргументацией доводов.

Решение подобных задач требует:

— применения профессиональных компетенций — знаний должностных обязанностей супервайзера и администратора, знаний правил обслуживания и бронирования;

— познавательных компетенций — студент при решении должен выбрать способ выполнения профессиональных задач, принять решение в нестандартных ситуациях;

— коммуникативных компетенций — уметь устанавливать эмоционально положительный

из методических пособий, так и самостоятельно разработанные кейсы, так как практика позволяет накопить достаточный «полевой» опыт для конструирования ситуаций как стандартных, так и критических. Реальность их бытования плюралистична: исход ситуации предопределен множеством значений, поскольку в ее основе — взаимодействие людей различных характеров и социальных слоев, свойственные сервису.

На первичном этапе применяются стандартные ситуации — типичные, часто повторяющиеся при одних и тех же обстоятельствах.

В дальнейшем, по мере усложнения образовательной программы, материал кейсов усложняется. Так, при изучении дисциплины «Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах» (СД 04] применяются задачи, в которых требуются знания операций бронирования,правил гостиничного обслуживания, знаний психологии (табл.].

контакт как с гостем, так и с сотрудниками другой гостиницы.

Комплекс, состоящий из ситуационных задач, упражнений и кейсов, входит в программу итогового междисциплинарного экзамена по специальности «Организация обслуживания в сфере сервиса».

При подготовке специалистов сферы сервиса, где происходит взаимодействие людей различных психологических типов, возрастов, социальных слоев и культур, неизбежны конфликты и нестандартные ситуации. Ситуационные методы обучения помогают не только углублять профессиональные компетенции, но в безопасных условиях учебных

Таблица

Решение ситуационной задачи

Содержание задачи Решение задачи Развитие компетенций

Гость регистрируется у стойки администраторов, но выясняется, что из номера, в который он должен вселиться, предыдущий гость предположительно вышел до расчетного часа и до сих пор не вернулся. Другого свободного номера необходимой категории в гостинице нет Администратор сообщает о ситуации супервайзеру, который проверяет наличие гостя в номере телефонным звонком, затем, постучав, заходит в номер проверить наличие вещей. Если вещи находятся в номере, администратор предлагает номер другой категории. Если гость не соглашается, топ-менеджер с извинениями предлагает компромисс (скидку, дополнительные услуги). Если предложенное не удовлетворяет гостя, администрация отеля бронирует номер аналогичной категории в другой гостинице и организует трансфер Познавательные Коммуникативные Профессиональные

занятий формировать у студентов такие психологические качества, как уверенность в себе, стрессоустойчивость, умение устанавливать положительный эмоциональный контакт с гостями и сослуживцами. К достоинствам ситуационных методов относится простота их применения: они не требуют специального оборудования, могут применяться в виде коротких упражнений (30-60 мин],

Итак, ситуационные методы обучения наиболее результативны при сжатых сроках обучения, характерных для системы СПО, и способствуют развитию компетенций:

— учебно-профессиональной — путем повышения мотивации к обучению, формирования навыков действия в нестандартных ситуациях, освоения алгоритмов управленческих решений и профессиональных действий;

— познавательной — путем развития аналитического мышления, разрушения стереотипов мышления;

— информационной — путем привития практических навыков работы с информаци-

ей (вычленение, структурирование, ранжирование по значимости проблем];

— коммуникативной — путем выработки навыков коллективных действий, умения аргументированно выражать свою точку зрения, выработки новых психологических качеств, способствующих успешному деловому общению.

1. International tourism to continue robust growth in 2013 [Electronic resource]/World Tourism Organization. — URL: http://media.unwto.org/en/press-release/ 2013-01-28/

2. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. — М.: Академия, 2011. — 192 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 101101 Гостиничный сервис [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки от 5.04.2010 № 273/Российское образование. Федеральный портал. — URL: http://www.edu.ru/db/portal/sred/ archiv_new.htm.

4. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя. — М., 1989. — 215 с.

5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. — М.: НИИ шк. технологий, 2006. — 816 с.

УДК / uDC 378.14 Т. А. Лазарева

T. Lazareva

ФОРМИРОВАНИЕ цЕЛЕЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПИЩЕВОЙ ОТРАСЛИ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ FORMATION OF PuRPOSE OF The PROFESSIONAL TRAINING OF FOOD INDuSTRY ENGINEERS FOR PROJECT ACTIVITY

В статье рассматриваются проблемы системного представления целей подготовки будущих инженеров пищевой отрасли к проектной деятельности. Установлено, что при формировании целей обучения следует учитывать необходимый уровень профессиональной компетентности специалиста. На основании анализа предметов, продуктов и средств проектной деятельности инженера пищевой отрасли определены знания, умения и профессионально важные качества, которые необходимо формировать у будущих инженеров в процессе их профессиональной подготовки к проектной деятельности.

The article deals with the problems of the system representation purposes of training future engineers of the food industry for project activity. It is founded that the formation of the

learning objectives should be considered as a necessary level of professional competence of the specialist. The analysis of objects, products and tools of project activities are conducted. The knowledge, skills and professional qualities of the future engineers to the project activity are identified.

Ключевые слова: проектная деятельность, инженер пищевой отрасли, цели про-фессиональной подготовки, профессиональная компетентность специалиста, предмет, продукт, средства проектной деятельности, знания, умения, профессионально важные качества.

Keywords: project activity, the engineer of food industry, training purposes, professional competence of specialist, subject, product, means of project activities, knowledge, skills, professional qualities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.