Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной культуры будущих специалистов сферы сервиса в колледже'

Развитие коммуникативной культуры будущих специалистов сферы сервиса в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА СЕРВИСА / SERVICE SPHERE / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / COMMUNICATIVE CULTURE / КОММУНИКАТИВНЫЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / COMMUNICATIVE SITUATIONAL TASKS / CLIENT-ORIENTED APPROACH / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микушина Т.И.

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной культуры у будущих специалистов среднего звена сферы сервиса. Описываются особенности современной сферы сервиса, и обусловленные ими требования к подготовке специалистов для данной отрасли в профессиональной образовательной организации. Обосновывается значимость развития коммуникативной культуры для повышения профессиональной компетентности выпускника. Предлагаются коммуникативные ситуационные задачи как средство развития коммуникативной культуры. В статье описываются особенности их применения на различных этапах развития коммуникативной культуры, приводятся результаты диагностики уровня её развития по результатам эксперимента по применению коммуникативных ситуационных задач в образовательном процессе. Доказывается, что использование коммуникативных ситуационных задач позволяет повысить качество подготовки будущего специалиста сферы сервиса в профессиональных образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CULTURE OF FUTURE SERVICE SPHERE SPECIALISTS IN THE COLLEGE

The article deals with the development of communicative culture among future specialists of the middle level of the service sector. The work describes the features of the modern service industry, and the resulting requirements for training specialists for the industry in a professional educational organization. The significance of the development of the communicative culture for increasing the professional competence of a graduate is substantiated. Communicative situation problems are proposed as a means of developing the communicative culture. The article describes the features of their use at various stages of the development of the communicative culture, presents the results of diagnosing the level of its development based on the results of the experiment on the use of the communicative situation problems in the educational process. It is proved that the use of communicative situational tasks helps improve the quality of training of the future specialist in the sphere of service in professional educational organizations.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной культуры будущих специалистов сферы сервиса в колледже»

3. Pakeeva V.V. Psihologicheskie novoobrazovaniya studencheskogo vozrasta. Psihologicheskie novoobrazovaniya studencheskogo vozrasta. Povolzhskij gosudarstvennyj tehnologicheskij universitet. 2015; № 1: 22 - 23.

4. Identity's Architect: A Biography of Erik H. Erikson (Lawrence J. Friedman and Robert Coles, 1999).

5. Butakova D.A. Aktivnye strategii social'noj adaptacii studencheskoj molodezhi sovremennogo rossijskogo obschestva, 2009. Available at: http://www.dissercat.com/content/aktivnye-strategii-sotsialnoi-adaptatsii-studencheskoi molodezhi-sovremennogo-rossiiskogo-ob

6. Clausen J.A. The life course: A sociological perspective. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1986.

7. Platonova R.I. Formirovanie konkurentnosposobnogo specialista v sisteme regional'nogo vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya (na primere pedagogicheskih vuzov Yakutii). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.

8. Platonova R.I. Podgotovka konkurentnosposobnogo specialista vregional'nom pedagogicheskom vuze. Moskva: Sovetskij sport, 2011.

9. Platonova R.I., Shkurko N.S., Bubyakina E.V. Nacional'no-regional'naya napravlennost' soderzhaniya vuzovskogo obrazovaniya kak so-cial'nyj zakaz obschestva. European social science journal. 2013; 12-2(39): 84 - 88.

Статья поступила в редакцию 15.08.17

УДК 377.5

Mikushina T.I, postgraduate, Yaroslav the Wise Novgorod State University Department, teacher, Leningrad State Polytechnical

University, Tosnensky Polytechnic College (Tosno, Russia), E-mail: tatyana4748@yandex.ru

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CULTURE OF FUTURE SERVICE SPHERE SPECIALISTS IN THE COLLEGE. The

article deals with the development of communicative culture among future specialists of the middle level of the service sector. The work describes the features of the modern service industry, and the resulting requirements for training specialists for the industry in a professional educational organization. The significance of the development of the communicative culture for increasing the professional competence of a graduate is substantiated. Communicative situation problems are proposed as a means of developing the communicative culture. The article describes the features of their use at various stages of the development of the communicative culture, presents the results of diagnosing the level of its development based on the results of the experiment on the use of the communicative situation problems in the educational process. It is proved that the use of communicative situational tasks helps improve the quality of training of the future specialist in the sphere of service in professional educational organizations.

Key words: service sphere, communicative culture, communicative situational tasks, client-oriented approach.

Т.И. Микушина, соискатель каф. Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого,

преподаватель ГБПОУЛО «Тосненский политехнический техникум», г. Тосно, E-mail: tatyana4748@yandex.ru

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СЕРВИСА В КОЛЛЕДЖЕ

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной культуры у будущих специалистов среднего звена сферы сервиса. Описываются особенности современной сферы сервиса, и обусловленные ими требования к подготовке специалистов для данной отрасли в профессиональной образовательной организации. Обосновывается значимость развития коммуникативной культуры для повышения профессиональной компетентности выпускника. Предлагаются коммуникативные ситуационные задачи как средство развития коммуникативной культуры. В статье описываются особенности их применения на различных этапах развития коммуникативной культуры, приводятся результаты диагностики уровня её развития по результатам эксперимента по применению коммуникативных ситуационных задач в образовательном процессе. Доказывается, что использование коммуникативных ситуационных задач позволяет повысить качество подготовки будущего специалиста сферы сервиса в профессиональных образовательных организациях.

Ключевые слова: сфера сервиса, коммуникативная культура, коммуникативные ситуационные задачи, клиенто-ориентированность.

Возрастание роли сферы сервиса в обществе подразумевает новое понимание качества предоставляемых услуг. Согласно данным аналитического центра НАФИ 55% жителей России готовы переплачивать за продукты или услуги, если предприятие предоставляет качественное обслуживание. Тем не менее, согласно институту общественного мнения «Анкетолог» россияне являются одними из самых недовольных сферой услуг в мире. 63% опрашиваемых отрицательно оценили деятельность работников сферы сервиса. Представленные результаты социологических опросов констатируют недостаточный уровень качества и культуры обслуживания, низкий уровень профессионализма персонала в российском сервисе, выявляют необходимость изменения требований к специалисту и выпускнику колледжа по специальностям сферы сервиса.

Одной из серьёзных проблем, на которую должно реагировать профессиональное образование - это развитие коммуникативной культуры будущих специалистов сферы сервиса - сферы, где технологические умения и их коммуникативное сопровождение составляют единое целое, где требуется высокая степень ориентации на клиента, учет его запросов и интересов. О.А. Жиляева отмечает, что отсутствие ориентации на клиента и недостаточные навыки коммуникаций специалистов приводят к «неудачам и провалам в профессиональной сфере, и, как следствие, препятствуют профессиональному и личностному росту специалиста» [1, с. 248], что «современному обществу нужен не просто профессионал, а человек культуры, интегрирующий культуру знаний, чувств, общения и творческого действия» [1, с. 245]. На эту проблему в существующей системе обучения указывают и другие исследователи [2; 3].

Необходимость коммуникативного образования обуславливается тем, что специалист среднего звена осуществляет свою трудовую деятельность в так называемой «контактной зоне», постоянно взаимодействуя с потребителем, между тем, «в подготовке специалистов, а позднее и в оценке специалистов... сферы обслуживания, очень «урезанно» представлена или не представлена вовсе коммуникативная компонента» [4, с. 111].

В ходе исследования разработана модель развития коммуникативной культуры будущих специалистов среднего звена сферы сервиса (рис. 1). Основным средством развития коммуникативной культуры будущих специалистов среднего звена сервисной сферы мы выделяем коммуникативные ситуационные задачи. По мнению Ю.А. Сурьмина, ситуация - «временное состояние, которое может измениться в нескольких направлениях» [5, с. 52]. Тот же автор определяет следующие признаки ситуационного обучения: акцент на выработку новых знаний, плюралистичность, результативность при освоении новых знаний и навыков профессиональной деятельности, развитие системы ценностей и жизненных установок обучающихся.

Рассмотрим последовательность этапов развития коммуникативной культуры в процессе обучения. Процесс обучения состоит из четырёх этапов, на каждом из которых использовались разные виды коммуникативных ситуационных задач, последовательно отражающих освоение профессиональной деятельности и профессиональных коммуникаций будущим специалистом. Обозначим более подробно применение коммуникативных ситуационных задач на различных этапах развития коммуникативной культуры.

Первый этан развития коммуникативной культуры - подготовительный к использованию коммуникативных ситуационных задач. Для прохождения студентами данного этапа был собран теоретический материал по вопросам профессиональных коммуникаций, созданы простейшие практические задания для студентов по изучению стандартов обслуживания и дресс-кода сервисных предприятий, наблюдению за работниками сферы сервиса, оценке их деятельности, составлению письменных отчётов и презентаций. На данном этапе использовались простей-

шие ситуационные коммуникативные упражнения, позволяющие осваивать основные ценности сервисной деятельности и получать элементарные навыки взаимодействия с потребителем. Задачей этапа является достижение потенциального уровня развития профессиональной коммуникативной культуры студента. Качественное состояние коммуникативной культуры на этом этапе развития определяется степенью воспитанности у студентов профессионального сознания, знакомством с базовыми элементами профессиональной культуры.

Целевой блок

Цель: Развитие коммуникативной культуры будущего специалиста среднего звена сферы сервиса Ведущие идеи: контактная услуга как единство технологии и коммуникации; гармония регламентированности и вариативности услуга, клиентоориенгированность Подходы: социокультурный, личностно ориентированный

Принципы: контекстности обучения, актуализации субъектной позиции студента, событийности, использования культурологического потенциала коммуникативной среды обучения.

Содержательный блок

обогащение предметного содержания учебных дисциплин, профессиональных модулей, программ практики:

- знаниями культурных норм, проблем, противоречий, особенностей, перспектив развития сферы услуг,

- уменлямп решать репродуктивные задачи и ситуационные упражнения;

- умениями анализа и решения коммуникативных ситуационных задач

-рефлексией личностного коммуникативного опыта студентов и пре подавателе й,

- опытом проектирования профессиональной коммуникации в виде коммуникативных ситуационных задач;

м

Технологнчесюш блок

Технология контекстного обучения. Метод коммуникативных ситуационных задач, обеспечивающий имитационное ^ проектирование образовательной коммуникации на основе профессиональной коммуникации в сфере сервиса

Уровни развития коммуникативной культуры студентов

Исходный уровень базовой культуры студента

Потенциальный: владение базовыми элементами коммуникативной культуры

Теоретико-интерпретационный: владение культурными и этическими основами профессиональной коммуникации

Практнко-моделирующий: демонстращи контактной и опосредованной профессиональной коммуникации, основанной на рефлексии процесса обслуживания

Преобразующий: творческая индивидуализация коммуникативного поведения при оказании ■VOTVni

Этапы развития коммуникативной культуры

1 этап — подготовка к использованию коммуникативных сигуатционных задач.

2 этап - включение в метод коммуникативных ситуационных задач

3 этап -решение коммуникативных ситуационных задач

4 этап -тво рческое моделирование коммуникативных ситуационных задач

Диагностический блок:

Комплексный критерий развития коммуникативной культуры, выражаемый через частные критерии клиентоориенгированность, самоорганизация коммуникативной деятельности, коммуникативная креативность. Коммуникативные ситуационные задачи как средство оценивания уровня развития коммуникативной культуры

Педагогические условия: повышение преподавателями собственного уровня коммуникативной культуры; построение системы образовательных коммуникаций в процессе профподготовки в соответствии с этапами развития коммуникативной культуры демонстрация лучших образцов коммуникативной культуры в сфере сервиса; использование учебных лаборатории профессиональной образовательной организации и потенциала социального партнёрства

Результативный блок: повышение уровня коммуникативной культуры специалиста среднего звена сферы сервиса

Рис. 1. Модель развития коммуникативной культуры будущих специалистов среднего звена сферы сервиса

Второй этап предполагал включение в метод коммуникативных ситуационных задач. Для постепенного включения в данный метод использовались ситуационные упражнения, мини-ситуации и репродуктивные ситуационные задачи. На втором этапе развития коммуникативной культуры происходило освоение общекультурных компетенций профессиональной среды, осмысление содержания профессионального общения и моделирование профессиональных коммуникаций, При этом происходил переход на следующий уровень коммуникативной культуры: теоретико-интерпретационный

На третьем этапе развития коммуникативной культуры предполагалось обучение профессиональным коммуникациям при взаимодействии с клиентом в начальном периоде деятельности по оказанию услуг, поэтому были необходимы задачи, позволяющие при поиске решения осуществлять анализ конкретных условий обслуживания потребителей и в соответствии с ним определять своё коммуникативное поведение. В процессе решения задач становилось возможным овладение практико-моделирую-щим уровнем коммуникативной культуры, переводящего структуры профессиональной культуры субъекта с теоретического уровня на уровень действия. Коммуникативная культура на этом уровне представлена ситуативной адекватностью специалиста в процессе осуществления профессиональных коммуникаций.

Четвёртый этап развития коммуникативной культуры характеризовался творческим подходом к решению проблем профессиональных коммуникаций. Содержание задач позволяло

находить множество вариантов их решения, и в процессе анализа выбирать оптимальные. Данный этап предполагал знакомство с предприятием сферы сервиса, процессом обслуживания и сопутствующими коммуникациями способствовал самостоятельному анализу и описанию коммуникативных ситуаций, на основании которых возможно создание коммуникативных ситуационных задач. Здесь в основе содержания коммуникативных ситуационных задач включался личностный опыт студента как профессионала и клиента сферы сервиса. В результате освоения этого этапа развития коммуникативной культуры у студентов появляется опыт жизнедеятельности в профессиональной среде. Коммуникативная культура переходила на преобразующий уровень. Она предполагала значимость индивидуаль-

Библиографический список

ных потребностей заказчика, когда профессиональная этика и культура поведения соответствуют внутренним потребностям и идеалам личности.

В процессе использования коммуникативных ситуационных задач появлялась возможность для демонстрации лучших образцов коммуникативной культуры в сфере сервиса. В образовательном процессе при обучении будущих специалистов среднего звена сервисного профиля широко использовался потенциал учебных лабораторий и социального партнёрства. Обслуживание клиентов в процессе проведения лабораторных и практических занятий по профессиональному модулю, а также обслуживание потребителей в сервисной организации гармонично включалось в содержание ситуационных задач. Кроме обучения профессиональным коммуникациям в рамках образовательной программы большое значение имело неформальное и инфор-мальное образование студентов, являющиеся неотьемлемой частью непрерывного образования: участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства, семинарах, мастер-классах, встречах с успешными профессионалами, а также личный опыт общения с ними. Эксперимент по внедрению коммуникативных ситуационных задач был проведён в профессиональных образовательных организациях, обучающим по специальностям сферы сервиса города Перми. Его результаты представлены на диаграмме (рисунок 2).

На констатирующем этапе эксперимента структура уровней развития коммуникативной культуры в контрольной и экс-

группа

периментальной группах являлась почти идентичной. После окончания эксперимента процент студентов, имеющих более высокий уровень,заметно увеличился в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Из приведенных данных видно, что результатом экспериментальной работы явилось перераспределение студентов по уровням развития коммуникативной культуры. В целом можно отметить, что анализ структуры полученных экспериментальных данных показывает существенный повышение уровня коммуникативной культуры в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, что доказывает результативность метода коммуникативных ситуационных задач при разитии коммуникативной культуры.

Рис. 2. Результаты диагностики уровня развития коммуникативной культуры в момент окончании эксперимента по её развитию в %

1. Жиляева О.А. Языковая культура как фактор успешности профессиональной деятельности. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009; 93: 245 - 248.

2. Гостюхина Э.З. Развитие среднего профессионального образования в сфере обслуживания в контексте современных тенденций. Сервис plus. 2008; 4: 50 - 52.

3. Дусенко С.В. Качество услуг в сфере гостеприимства. Сервис в России и за рубежом. 2010; №4. Available at: http: // electronic-journal. rguts.ru/index.php?do=cat&category=2010_4

4. Матьяш О.А. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование. Вестник российской коммуникативной ассоциации. Вып. 2. 2004: 103 - 122.

5. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода. Киев. Центр инноваций и развития, 2002.

References

1. Zhilyaeva O.A. Yazykovaya kul'tura kak faktor uspeshnosti professional'noj deyatel'nosti. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2009; 93: 245 - 248.

2. Gostyuhina 'E.Z. Razvitie srednego professional'nogo obrazovaniya v sfere obsluzhivaniya v kontekste sovremennyh tendencij. Servis plus. 2008; 4: 50 - 52.

3. Dusenko S.V. Kachestvo uslug v sfere gostepriimstva. Servis vRossiii za rubezhom. 2010; №4. Available at: http: // electronic-journal.rguts. ru/index.php?do=cat&category=2010_4

4. Mat'yash O.A. Chto takoe kommunikaciya i nuzhno li nam kommunikativnoe obrazovanie. Vestnik rossijskoj kommunikativnoj associacii. Vyp. 2. 2004: 103 - 122.

5. Surmin Yu.P. Situacionnyj analiz, iliAnatomiya kejs-metoda. Kiev. Centr innovacij i razvitiya, 2002.

Статья поступила в редакцию 11.09.17

УДК 37.035.6

Mirzaev A.A., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossisk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS OF THE MARITIME UNIVERSITY IN TERMS OF INFORMATION DIVERSITY. Acquisition of patriotism is still some outlines of the state ideology and giving it the status of "national idea" urges search for new, relevant and more effective models of patriotic and military-patriotic education of Russian youth, taking into account modern threats and challenges, including increased targeted propaganda destructive plan, use of the Internet and other media. The process of military-patriotic education of cadets at Maritime University occurs in a complex environment information diversity, characterized by both positive and negative features. In this article the author substantiates the topicality of the declared themes, analyses the basics of information diversity, provides the author's definition of the phenomenon under consideration, disclosed the components of the concept of military-patriotic education of cadets at Maritime University in the information diversity.

Key words: informational diversity, information warfare, cadets of Maritime University, patriotism, Patriotic education, Fatherland, formation.

А.А. Мирзаев, аспирант Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: azmir198333@gmail.com

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО МНОГООБРАЗИЯ

Приобретение патриотизмом пока ещё некоторых очертаний государственной идеологии и придание ему статуса «общенациональной идеи» настоятельно требует поиска новых, актуальных и более эффективных моделей патриотического и военно-патриотического воспитания российской учащейся молодёжи, учета современных угроз и вызовов, в том числе и усилившейся целенаправленной пропаганды деструктивного плана, использования в этих целях Интернета и других средств массовой информации. Процесс военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза происходит в сложных условиях информационного многообразия, для которого характерны как положительные, так и отрицательные черты. В статье обосновывается актуальность заявленной темы, анализируется сущность информационного многообразия, приводится авторское определение рассматриваемого феномена, раскрываются компоненты концепции военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях информационного многообразия.

Ключевые слова: информационное многообразие, информационное противоборство, курсанты морского вуза, патриотизм, патриотическое воспитание, Отечество, формирование.

Произошедшая в ХХ веке научно-техническая революция привела к новому, качественному уровню развития человеческой цивилизации на нашей планете, основу которого составляют информационные технологии. Стремительно вошедший в нашу жизнь Интернет характеризуется наличием информационного многообразия (ИМ). Ныне всемирная патина наводнена огромным массивом информации как положительного, так и негативного плана.

Под термином «информационное многообразие» понимается значительные по количеству, разнообразные, всевозможные, разноплановые, порой диаметрально противоположные сведения и печатные материалы, получаемые человеком об окружающем мире, его истории, культуре и современных происходящих процессах, из сетей Интернета и других средств массовой информации.

Главными особенностями современного ИМ являются:

- рост информации в жизнедеятельности людей и общества;

- рост открытости общества вследствие информатизации;

- доступность информации каждому желающему;

- широкая возможность получения информации о каждом человеке;

- возможность манипулирования общественным мнением социума и сознанием личности, «промывания его мозгов».

Вместе с положительными, существуют и негативные признаки ИМ:

- практически неразделимость знания и псевдознания;

- расширение сферы информационного загрязнения;

- проникание информационных симулякров в жизни человека;

- накладывание и переплетение истинных и ложных суждений друг на друга, затрудняющих верное ориентирование человека;

- применение информационных технологий с целью деструктивного влияния на массовое сознание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.Н. Ильин [1] отмечает, что настоящее время «это время товарной и информационной избыточности. ... С ростом влияния СМИ, рекламы и скоростных интернет-потоков информации становится слишком много, и человек теряется в ней, утопает в бескрайнем массмедийном море сообщений, образов и голосов, в котором растворяется реальное бытие». Согласно мнению В. Ко-ровкина [2], мышление «пользователя» от продуктов Интернета беззащитно. Личность не способна качественно и критически обработать потоки обрушившейся на нее информации. Кроме того, анализ состояния вПв показывает, что в этой работе абсолютно не учитываются современные информационные реалии, наличие информационного многообразия, полярности предлагаемой информации, что затрудняет ориентацию молодых людей в информационном пространстве [3].

Информационное поле стало ареной информационной войны и информационного противодействия. Основным объектом информационных нападок стала Российская Федерация и ее многочисленная Интернет-аудитория и в первую очередь российская молодёжь. Нашими оппонентами в ход пускаются ложь, обман, фальсификация, фабрикация подложных документов, искажение фактов, тенденциозное преподношение информаци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.