Научная статья на тему 'Компетентностный подход как основа формирования коммуникативной культуры специалиста сферы сервиса'

Компетентностный подход как основа формирования коммуникативной культуры специалиста сферы сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОНТЕКСТНОСТЬ / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микушина Татьяна Ильинична

В статье рассматриваются возможности применения компетентстного подхода для формирования коммуникативной культуры будущего специалиста сферы сервиса в учреждениях СПО. Обозначены пути создания контекстности в обучении специальным дисциплинам, выделены особенности организации учебного процесса при использовании контекстного подхода, рассмотрено технологическое обеспечение образовательной деятельности. Представлены результаты опытно-поисковой работы, актуализирующие учебный процесс, способствующий формированию коммуникативной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Микушина Татьяна Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход как основа формирования коммуникативной культуры специалиста сферы сервиса»

УДК 377.5 +371

Микушина Татьяна Ильинична

Аспирант кафедры педагогики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, tatyana4748@yandex.ru, Пермь

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДхОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИя

коммуникативной культуры специалиста сферы сервиса

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения компетентстного подхода для формирования коммуникативной культуры будущего специалиста сферы сервиса в учреждениях СПО. Обозначены пути создания контекстности в обучении специальным дисциплинам, выделены особенности организации учебного процесса при использовании контекстного подхода, рассмотрено технологическое обеспечение образовательной деятельности. Представлены результаты опытно-поисковой работы, актуализирующие учебный процесс, способствующий формированию коммуникативной культуры.

Ключевые слова: коммуникативная культура, контекстность, квазипрофессиональная деятельность, дискурсивные практики, социокультурный контекст.

Mikushina Tatyana Ilyinichna

Post-graduate student of the Department of pedagogy of the Perm State Humanitarian Pedagogical University. tatyana4748@yandex.ru, Perm

COMPETENCE APPROACH AS THE BASIS FOR THE FORMATION of communicative CULTURE OF SERVICE PROFESSIONALS

Abstract. The article deals with the possibilities of application of competence approach for formation of communicative culture of the future specialist in the sphere of service in the secondary professional institutions. The article defines the ways of creating context in the teaching of special disciplines. Both special features of organizing the educational process, when using a contextual approach and the applied technological support of educational activities are described. The paper presents the results of experimental-research work, actualizing the educational process, assisting the formation of communicative culture .

Keywords: communicative culture, context, quasi-professional activities, discursive practices, sociocultural context.

Сфера сервиса на современном этапе нуждается в специалистах, обладающих компетентностью в решении профессиональных задач и высоким уровнем коммуникативной культуры, позволяющей наиболее эффективно выполнять стоящие перед ней цели. По мнению Е. Ю. Есениной «стремление обеспечить построение конкурентоспособной экономики знаний диктует необходимость сближения сфер труда и образования» [2, с. 63]. Такое сближение возможно в рамках компетентностного подхода, который необходимо использовать в подготовке специалистов. Компетентностный подход осуществляется контекстно, поэтому контекстность является важным фактором углубления сущности образовательной деятельности, которая реализуется на основе

компетентстного подхода. Контекст возникает тогда, когда в незначительных деталях участникам процесса: организаторам и потребителям сферы услуг, предлагается открытие в сфере культуры. Поэтому одним из наиболее эффективных способов воспитания личности работника, обладающего высоким уровнем коммуникативной культуры, является использование контекстного подхода в рамках преподавания учебных дисциплин. Деятельность специалиста сферы сервиса основана на глубокой интеграции предметных знаний в процесс выполнения служебных обязанностей. В основании процесса лежат смыслообразующие факторы профессиональной деятельности, обобщённые символы, образы, модели, которые контекстно выстраивают направленность

учебно-воспитательной деятельности. Тогда в процессе получения знаний, умений и навыков студенты одновременно учатся применению их в деятельности, то есть овладевают теми компетенциями, которые позволяют специалисту выстроить отношения в условиях тех социокультурных связей, которые имеются в обществе, это и означает, что характер таких отношений контекстен.

Реализация компетентностного подхода состоит в такой организации учебной среды, что конкретные знания, полученные по основным программам, соответствуют культурным условиям, культурному фону деятельности специалистов в реальных условиях и формирует её контекст. Эта среда способствует профессиональному развитию личности специалиста путём использования современных технологий, реализующих

культурологическую направленность обучения. Процесс формирования контекстных отношений представлен на рисунке 1.

Данная идея воплощена в создание кон-текстности обучения при подготовке специалистов сферы обслуживания в Пермском государственном технологическом колледже. Была разработана среда, в которой созданы условия развития личности, включающие в себя:

рассмотрение личностного и профессионального развития как взаимодополняющих друг друга процессов;

создание концептуальных и технологических моделей овладения личностью коммуникативной культурой профессиональной среды;

разработку методического обеспечения реализации этих моделей на основе кон-

Рисунок 1 - Формирование контекстных отношений образовательной деятельности

текстного подхода;

получения студентами установки на усвоение норм профессиональной культуры;

предоставления личности возможности преобразования своего внутреннего мира в процессе изучения специальных дисциплин для творческой реализации в профессиональной деятельности.

В создаваемой среде присутствовали следующие артефакты культуры: современная материально-техническая база, нормативные документы, регламентирующие деятельность специалистов (стандарты обслуживания), высокий культурный и творческий потенциал педагогов, их ориентация на создание у студентов ценностных установок на качественное обслуживание клиентов. При этом происходило освоение ими элементов институционального дискурса сферы сервиса, формирование чувства языка, которое по мнению Л. И. Лурье «зреет как феномен образованности, достигаемой проникновением в контексты процесса познания, формирования нового смыслового слоя, как витка в продвижении сути» [3, с.32].

Система обучения основывалась на технологиях рельефно выделяющих контекст-ность смысловых характеристик профессиональной деятельности: интерактивной, проблемного обучения, case-stady. В этих технологиях культурологическая направленность обучения достигается за счёт использования дискурсивных практик в следующих доминантах: тематической, отражающей содержание образования (набор дисциплин, профессиональных модулей), в зависимости от получаемой специальности; концептуальной, включающей системообразующие универсалии, характерные для данной профессиональной среды; ценностной, образующий тип культуры, сохраняемый в языке; эмоционально-смысловой, служащей основой метафоризации и вербализации профессиональной картины мира.

Эти доминанты позволяют в косвенном, скрытом виде утвердить те особые свойства деятельности профессиональной сферы, рассмотреть систему взаимоотношений с точки зрения социокультурных связей. При этом наряду с получением знаний по специальности, развиваются коммуникативные способности студентов, которые не только раскрывают контекстность преподавания,

но и шифруют, делают многозначным своеобразие профессионального самовыражения специалиста.

Контекстный подход способствует совмещению внутренних и внешних смысловых доминант, рождающих обобщения, метафорическое отражение действительности, аллегории, сравнения и смыслы, которые, в конечном счете, выводятся из совокупности сведений о мире. В этой связи создан учебно-методический комплекс, позволяющий в рамках изучения специальных дисциплин развивать навыки профессиональной коммуникации будущих специалистов. При его использовании содержание обучения включает в себя теоретический материал, в котором намечаются предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности, проблемные ситуации профессиональной среды, связанные с общением, в которых моделируются эффективные действия профессионалов, обсуждаются противоречивые ситуации и проблемы. Это способствует приобретению знаний на основе информационных потоков, присутствующих в сфере сервиса, их дифференциации по культурологическим признакам. Комплекс позволяет использовать технологическое обеспечение для обучения эффективным коммуникациям.

Основной технологией является технология проблемного обучения. Вторая технология - case-stady, в ней используются описания конкретных коммуникативных ситуаций, отражающих образцы успешного коммуникативного поведения в данной сфере деятельности. Для достижения поставленных целей эффективна технология интерактивного обучения. Она изменяет стиль учебного процесса, трансформирует его с транслирующего типа познавательной деятельности в диалоговую, основанную на сопоставлении не отдельных фактов, а принципиальных позиций, выводящих мышление студентов на уровень культурных и духовных ассоциаций, на уровень обобщения знаний о предмете деятельности. Используются активные формы контекстного обучения: лекция-визуализация, пресс-конференция, учебное моделирование профессиональной деятельности, деловые игры, дискуссии, круглые столы, элементы треннинговых технологий.

Использование сценарных элементов деятельности специалиста сферы сервиса, помогает освоить ролевую последовательность профессиональных действий и поступков. У студентов появляется целостный образ будущей профессиональной деятельности. Это, как пишет А. А. Вербицкий, «наполняет познавательную деятельность студентов личностным смыслом, обуславливает высокий уровень их активности, познавательной и профессиональной мотивации» [1. с. 73-74].

Эта комплексная система учебно-познавательных заданий была апробирована на студентах, обучающихся по специальности «Гостиничный сервис». В эксперименте участвовали 125 студентов - выпускники Пермского государственного технологического колледжа 2008-2012 годов по специальности 100105 «Гостиничный сервис». Из них выпускники 2008-2009 года - контрольные группы, выпускники 2010-2012 года - экспериментальные группы. С экспериментальными группами проводилась работа по использованию учебно-методического комплекса.

Структурный анализ коммуникативной культуры работников сферы сервиса позволяет выделить определённые качества личности, на базе которых происходит её реализация. Для определения степени обладания личностью профессионально - важными качествами, как элементами профессиональной культуры, использовались следующие психодиагностические методики: выявление степени коммуникативного контроля (по М. Снайдеру), коммуникативных и организаторских способностей по методике

КОС-2, диагностика коммуникативной установки и коммуникативной толерантности по В. В. Бойко. Диагностика проводилась с контрольной и экспериментальной группами в начале и конце изучения дисциплины. Время, прошедшее между диагностиками -1 год. Измерялась динамика изменения выборочного среднего по годам в контрольных и экспериментальных группах за период изучения дисциплины. Для анализа результатов эксперимента использовался вторичный метод статистической обработки - сравнение показателей динамики проявления коммуникативных качеств личности по ^критерию Стьюдента. Итоги диагностики представлены графически на рисунках 2-4.

Из данных диагностики следует, что в экспериментальных группах, по сравнению с контрольными, наблюдается позитивная динамика роста различий между показателями в диагностике коммуникативных качеств в начале и конце изучения дисциплины. В всех методиках к 2012 году он становится равен или больше 2,01 - табличного ^ критерия Стьюдента для данного числа испытуемых. Это позволяет сделать вывод о наличии статистически достоверных различий между выборками до и после эксперимента. Проведение эксперимента по внедрению в педагогическую деятельность учебно-методического комплекса на основе контекстного подхода способствовало повышению качества преподавания дисциплины и повышению удовлетворенности результатами всех сторон педагогического процесса.

В целом можно сказать, что использование компетентностного подхода способствует реализации успешного профессионально-

Рисунок 2 - Изменение ^критерия Стьюдента при диагностике коммуникативного контроля

Рисунок 3 - Изменение ^критерия Стьюдента при диагностике коммуникативных и организаторских склонностей по методике КОС-2.

Рисунок 4 - Изменение ^критерия Стьюдента при диагностике коммуникативной установки и коммуникативной толерантности по В. В. Бойко

го общения, что соответствует стандартам подготовки специалистов в государственных образовательных учреждениях СПО.

Библиографический список

1. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

2. Есенина Е. Ю. Системообразующие понятия современного профессионального образования // Педагогика - 2010. - № 10. - С. 62-67.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2009. - 240 с.

4. Лурье Л. И. Способно ли образование стать опорой новому поколению? // Альма матер. Вестник высшей школы. - 2009. - № 9. - С. 30-35.

5. Новиков А.М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. - 2011. -№ 6. - С. 3-14.

6. Харченко Е. Д. Модели речевого поведения в профессиональном общении - Челябинск: Изд.ЮУрГу, 2003. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.