и преподавательским составом различных итальянских балетных школ.
Конференция в Риме разработала ряд предложений, в которых была дана характеристика текущему положению хореографического искусства в стране и перечислены его актуальные проблемы, и передала их в Сенат Республики Италия, чтобы тот смог преобразовать эти технические предложения в законодательный акт.
Благодаря проекту «ЕхеЮапсе», было найдено переходное звено для дальнейшего развития балетных школ и роста хореографического образования в период ожидания решения законодательных органов, что, в свою очередь, в настоящее время представляет особую актуальность для поднятия итальянских балетных школ на определенный профессиональный уровень.
Культурные обмены, их взаимодействие и взаимопроникновение отвечают необходимости полной освещенности культурно-исторического процесса и способствуют решению актуальной задачи современности устанавливать и поддерживать устойчи-
Библиографическй список
вые политические, экономические и культурные связи между государствами и общественными организациями.
Феномен формирования русской и итальянской классических школ, их исторически сложившийся межкультурный контакт помог создать на современном этапе развития классического балета и его репертуара уникальное по своей форме культурное и педагогическое сотрудничество между двумя государствами.
Подводя итог, отметим, что в сфере международного культурного сотрудничества на уровне профессиональных балетных школ в последние десятилетия образовалось взаимовыгодное партнерство. В сложившихся доброжелательных условиях взаимоотношений между государствами необходима комплексная поступательная разработка новых принципов их культурного диалога, отвечающих особенностям процесса сотрудничества и взаимовлияния национальных культур и традиций, опирающаяся на новейшие исследования и творческие достижения в области хореографического искусства, которые в конце ХХ - начале XXI веков приобрели всемирный характер.
1. Ваганова А.Я. Статьи, воспоминания, материалы. Ленинград - Москва: Искусство, 1958.
2. Nocilli C., Pontremoli A. La disciplina coreologica in Europa. Problemi e prospettive. Aracne, settembre 2010.
3. Sasportes J. Storia della danza italiana. Torino: EDT srl, 2011.
4. Guadagni P. Liberta di Arte di Scienza di insegnamento. Sull'insegnamento della danza. URL: https://guadagni. wordpress. Com, 2009; 2 aprile.
5. I Licei coreutici. Available at:https://ridanzare.wordpress.com/riconoscere-buona-scuola-danza/
6. Cioffi A. La scuola di danza, un bene collettivo. Available at: http:www.wda-europe.net/tavolo_relazioni/Cioffi-Antonio.htm References
1. Vaganova A.Ya. Stat'i, vospominaniya, materialy. Leningrad - Moskva: Iskusstvo, 1958.
2. Nocilli C., Pontremoli A. La disciplina coreologica in Europa. Problemi e prospettive. Aracne, settembre 2010.
3. Sasportes J. Storia della danza italiana. Torino: EDT srl, 2011.
4. Guadagni P. Liberta di Arte di Scienza di insegnamento. Sull'insegnamento della danza. URL: https://guadagni. wordpress. Com, 2009; 2 aprile.
5. I Licei coreutici. Available at:https://ridanzare.wordpress.com/riconoscere-buona-scuola-danza/
6. Cioffi A. La scuola di danza, un bene collettivo. Available at: http:www.wda-europe.net/tavolo_relazioni/Cioffi-Antonio.htm
Статья поступила в редакцию 24.08.17
УДК 378.14
Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal university n.a. M.K. Ammosov
(Yakutsk, Russia), E-mail: kozhurova_2013@mail.ru
PROSPECTS OF VITAL PLANS OF GRADUATES OF THE HIGHER EDUCATION OF THE SAKHA (YAKUTIA) REPUBLIC.
The article researches a problem of definition of reference points relevant today and prospects of vital plans of graduates of the higher education in the sphere of employment and preference of future residence. The purpose of article is studying of possible prospects of vital plans of graduates in modern conditions of the higher education of the Sakha (Yakutia) Republic. In an empirical part of the research sociological poll of graduates for the purpose of studying and definition of the choice of preferences of future residence and work of respondents is developed and approved. So, the research defines preferences of ways of life in future, appeals of a city and rural area, employment problems, connected with the choice of the residence and further plans after the graduation. On the basis of the statistical and quantitative data obtained during the research it is possible to present a draft picture of migration processes among specialists, necessary for the republic. The practical importance of the research is the understanding that when the preferences of graduates are studied, it is necessary to observe demographic and migration processes.
Key words: values, vital plans, student's youth, graduates, higher education.
А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц. Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск,
E-mail: kozhurova_2013@mail.ru
ПЕРСПЕКТИВЫ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме попытки определения ориентиров и перспектив жизненных планов выпускников высшего образования в сфере трудоустройства и предпочтения будущего местожительства. Целью статьи является изучение возможных перспектив жизненных планов выпускников в современных условиях высшего образования Республики Саха (Якутия). В эмпирической части исследования разработан и апробирован социологический опрос выпускников с целью изучения и определения выбора предпочтений будущего места жительства и работы респондентов. Так, определены предпочтения образа жизни в будущем, привлекательность городской и сельской местности, проблемы трудоустройства в выборе места жительства и дальнейшие планы после окончания учебы. На основе статистических и количественных данных, полученных в ходе исследования можно представить примерную картину миграции и расстановки, необходимых для республики кадров. Практическая значимость исследования заключается в том, что при учете предпочтений выпускников, можно иметь возможность регулирования демографическими и миграционными процессами.
Ключевые слова: ценности, жизненные планы, студенческая молодежь, выпускники, высшее образование.
Введение. В настоящее время российское общество находится в непростой ситуации. Социально-экономический кризис характеризуется падением производства во многих регионах
страны, сокращением числа рабочих мест, безработицей в значительных масштабах. На региональном уровне эта проблема актуальна, в связи с некоторыми объективными и в большей
мере субъективными факторами, влияющими на ориентиры жизненных планов молодежи. Наряду с этим, актуальность исследования связана с проблемой активного оттока из арктических районов и сельской местности квалифицированных специалистов, что имеет влияние на социально-экономическое развитие и благосостоянии местного коренного населения.
На территории республики создано 445 муниципальных образований, в том числе - 34 муниципальных района, 2 городских округа, 48 городских и 361 сельских поселений [1]. Ввиду особенностей социально-экономического развития республики востребованность в разнообразии кадров на региональном рынке труда Якутии весьма ограничена. Наиболее востребованным на территории республики до сих пор являются профессии, связанные с медициной, образованием - учителя различных профилей, в том числе учителя начальных классов и воспитатели дошкольных учреждений, специалисты сельского хозяйства и другие. Востребованность в педагогических кадрах отражена в Публичных отчетах Министерства образования РС(Я) известно, что в основном бывают вакансии в отдаленных школах сельских и арктических районов. В образовательные учреждения республики наиболее востребованы учителя английского языка, математики, начальных классов, русского языка и литературы музыки, также педагоги-психологи и воспитатели ДОУ. В республике организована систематическая работа по трудоустройству выпускников среднего и высшего образования по направлению педагогическое и психолого-педагогическое образование. Из всего количества трудоустроенных выпускников более 60% едут работать в сельскую местность. В Республике развита поддержка молодёжи, выбравшей по окончании обучения жизнедеятельность в сельском социуме, в связи с этим на уровне правительства республики утверждена нормативно-правовая база, разработаны и реализуются программы по материальной поддержке молодых специалистов. Так, Министерством образования Республики Саха (Якутия) молодым специалистам, прибывшим на работу в образовательные учреждения по договору, производятся выплаты проездных расходов и провоз багажа до места назначения, единовременное пособие в размере месячного должностного оклада при подтверждении явки молодого специалиста на работу.
В целях привлечения педагогических кадров в образовательные организации продолжена реализация подпрограммы «Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ и медицинских работников учреждений здравоохранения арктических и северных улусов». Например, в 2015 году по договору в отдаленные сельские школы Арктики и Севера направлены 30 учителей.
Цель исследования заключается в изучении перспектив и ориентиров жизненных планов выпускников в современных условиях высшего образования Республики Саха (Якутия). Для достижения, поставленной цели исследования нами определены следующие задачи: анализ и обобщение трудов зарубежных и отечественных авторов; разработка опросника о выявлении предпочтений студентов-выпускников, затрагивающей их жизнедеятельность после окончания обучения в вузе; анализ полученных результатов и обоснование выводов по теме исследования.
Обзор литературы. Под студенческим возрастом мы понимаем расплывчатое понятие. Эта отдельная возрастная категория и особый период в жизни человека. Студенческий возраст, по мнению нашего отечественного психолога Б.Г. Ананьева, - это сенситивный период для развития основных социогенных потенций человека. Возраст, когда студент имеет все возможности развиваться всесторонне, свои психические процессы и явления. Это самое благоприятное время для отличного обучения в СУЗе, ВУЗе [2].
Впервые проблема взрослости в отечественной психологии была поставлена Н.Н. Рыбниковым в 1928 году. Этот новый раздел возрастной психологии получил название «Акмеология». К этому разделу относится и студенческий возраст.
В психологии студенческий возраст как отдельная психологическая, социальная и возрастная категория начала выделяться только в 60-е годы 20 столетия при исследовании психофизиологических функций взрослых людей Б.Г. Ананьев и его психологическая группа.
Студенчество как возрастной период в жизни человека относится ко взрослому периоду жизни человека. В психологии развития и в возрастной психологии этот период понимается как переходная фаза от созревания к зрелости. Иногда этот период относят к поздней юности или ранней взрослости. Этот период охватывает 18-25 лет. Включение периода студенчества в зре-
лый период человека основано на социально-психологическом подходе [2].
Особым образом стоит вопрос о позиционировании студенчества в рамках возрастной периодизации. Множество специалистов считают студенческий возраст переходным этапом от юности к взрослости.
В.В. Пакеева считает, что: «студенчество, как возрастная категория, соотносится с этапами развития взрослого человека и представляет собой «переходную фазу от созревания к зрелости», оно определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18 - 25 лет)». В свою очередь Л.С. Выготский подчеркивает переходный аспект студенческого возраста: «возраст от 18 до 25 лет составляет скорее начальное звено в цепи взрослых возрастов, чем заключительное звено в детском развитии» [3].
В качестве испытуемых в нашем исследовании преобладают выпускники 21 - 23 лет. Именно этот возраст соответствует стадии молодости, согласно Э. Эриксону [4].
Для студентов высшей инструментальной ценностью является получение высшего образования, получение диплома. И это в дальнейшем будущем позволит им добиться высоких достижений, «определенного положения в обществе и получения материальных благ» [5].
Процесс социализации продолжается в период ранней взрослости, а также после его завершения; мы усваиваем новые социальные роли в таких контекстах, как работа, самостоятельная жизнь в отдалении от родителей, продолжительные интимные отношения с другим человеком, брак и семья. Многие люди приобретают и осваивают новые роли в рамках своих общин, вступая в ряды членов различных клубов, гражданских групп и религиозных институтов [6].
Бывают и такие случаи, что после студенчества, после получения диплома ВУЗа, многие начинают понимать, что это не их сфера деятельности, по которому бы они пошли работать, многим не нравится сама работа или деятельность, других не устраивает заработная плата. Стихийно может произойти переоценка ценностей. Многие выпускники также не могут трудоустроиться, из-за того, что слишком много опытных специалистов, квалифицированных кадров в той сфере деятельности, где они хотят работать. Есть и такая категория студентов-выпускников, которые хотят получить дополнительное высшее образование по другим профессиям для общего саморазвития. Это будущие молодые специалисты широкого профиля, которые должны вступить в и рыночные отношения с работодателем. В такой ситуации помимо умственного багажа и умений, с них требуется и наличие конкурентоспособности. По мнению Р.И. Платоновой, конкурентоспособность специалиста определяется по уровню достижений, уровню компетентностей, психологической и физиологической готовности к предстоящей профессиональной деятельности [7; 8; 9].
Таким образом, изучение психологических особенностей студенческого возраста, их ценностей, целей в жизни, представляется для нашего исследования важным и необходимым этапом эксперимента.
Результаты. В целях изучения жизненных планов выпускников высшего образования в Республике Саха (Якутия) был проведен социологический опрос (апрель-май 2017г.). Вопросы для анкеты были нами сгруппированы по тематическому и проблемному принципам. Например, предпочтения образа жизни в будущем, привлекательность городской и сельской местности, проблемы трудоустройства в выборе места жительства и дальнейшие планы после окончания учебы. Выборка исследования была целенаправлена на студентов четвертых курсов ВУЗов нашей республики, переживающих стратегически важный этап будущего трудоустройства, миграции и жизненного самоопределения. Нами специально были отобраны для обследования более востребованные будущие кадры на региональном рынке труда Якутии, это: учителя школ, врачи, юристы, землеустроители, технологи и инженеры в сфере агропромышленного комплекса, электротехники в сфере комплексного промышленного освоения горнодобывающей отрасли, работники сферы развития культуры и туризма.
Всего опросом охвачено 393 выпускника, из них 302 женщины и 91 мужчина в возрасте от 19 до 31 года. Так, респондентами опроса были студенты: Педагогического института - 14% (56 человек), Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ - 20% (79 человек), Нерюнгринского филиала СВФУ - 10% (32 человека), Якутской государственной сельскохозяйственной академии - 19% (78 человек), Медицинского института - 30% (121) и Юридического факультета - 7% (27).
Таблица 1
Сопряженность предпочтения в выборе места жительства и работы в будущем в зависимости от места рождения респондентов (2017 г.), %
Предпочтения в выборе места жительства и работы: Место рождения: Итого:
Город Рабочий поселок Село
Городская местность Сельская местность Затрудняюсь ответить 126 (85%) 4 (33%) 111 (50%) 241 (63%)
8 (5%) 4 (33%) 43 (20%) 55 (14%)
15 (10%) 4 (33%) 69 (30%) 88 (23%)
Итого: 149 (100%) 12 (100%) 223 (100%) 384 (100%) (9 не ответили)
Согласно данным опроса, доля студентов, приехавших из сельской местности, составляет 58%. Удельный вес сельских студентов наблюдается в Педагогическом институте (78,6%), в Институте языков и культуры народов Северо-Востока РФ (73,6%) и в Якутской государственной сельскохозяйственной академии (69,2%).
Анализ полученных результатов опроса студентов в отношении предпочтения в выборе будущего места жительства и работы показал, что большинство предпочитают городской образ жизни не зависимо от их места рождения, специфики учебного заведения и специальности на данный момент. Так, свою будущую жизнь с городом связывают 62,7% респондентов, а с селом - только 14,3%. Как показал опрос, почти каждый четвертый из опрошенных испытывал затруднение в выборе предпочтительного образа жизни. Студенты, родившиеся в городских поселениях намного чаще, чем родившиеся в сельской местности, предпочитают привычный для них городской образ жизни (126 студентов). Удельный вес предпочтений жизни в городской местности среди студентов, родившихся в городе составляет 85%. Наряду с ними наблюдались ответы 5,4% (8) выпускников, которые связывают свою будущую жизнь с сельской местностью. С точки зрения, сельских студентов, приехавших обучаться в учреждениях высшего образования, предпочли более перспективный выбор местожительства в сельской местности - 20%, но 30% затруднились ответить, так как еще не определились с окончательным выбором (табл.1).
В таблице 2, приведены результаты за 2010 год и за 2017 год сравнительного анализа предпочтений будущего места жительства в зависимости от места их рождения. Здесь наблюдается положительная динамика предпочтений студентов-выпускников в выборе будущего места жительства в сельской местности. Здесь стоит отметить, что в 2010 году проведенный опрос также включал вопрос о выборе предпочтения местожительства в будущем для студентов вузов Республики Саха (Якутия). На тот момент целью опроса было изучение качественных характеристик студентов на этапе жизненного самоопределения и исследованием было охвачено 602 респондента из десяти подразделений высших учебных заведений.
За прошедшие семь лет (2010-2017гг.) велось наблюдение за возможной динамикой в развитии предпочтений разных поколений студентов-выпускников. Так, было интересно наблюдать за намерениями выпускников связать свою будущую жизнедеятельность с сельской местностью. Активная работа в вузах и пропаганда со стороны работодателей по привлечению молодых специалистов в сельских поселениях; к возвратной миграции уроженцев села с целью благого намерения как «Родина - как стартовая площадка для карьеры», вместе с тем, патриотическое воспитание студентов к любви малой родине, дают результаты. Например, даже среди городских студентов выбор городской местности с 2010 года по 2017 год уменьшился на 5%, а доля предпочтения сельской местности повысилась с разницей 3 %. Среди уроженцев села выбор местожительства в городе в
Таблица 2
Динамика предпочитаемого образа жизни в будущем в зависимости от места рождения респондентов за 2010 г и 2017 г.
Предпочтения в выборе места жительства и работы: Родившиеся в городе Родившиеся в селе
2010 г. 2017 г. 2010 г. 2017 г.
Городская местность Сельская местность Затрудняюсь ответить 90% 85% 61% 50%
2% 5% 13% 20%
8% 10% 26% 30%
Итого: 100% 100% 100% 100%
Рис. 1. Динамикавыборабудущегоместа жительстваи работы городскихи сельхкыхссденеов заИОИОхи 2017 г
2010 году составлял 61%, а в 2017 году уже 50%, уменьшение с разницей на 11%. Поэтому предпочтение сельской местности среди сельчан увеличилось с 13% (2010) до 20% (2017). Таким образом, идет процесс развития и обогащения села молодыми специалистами (рис.1).
Далее рассмотрим планирование студентами будущего места жительства и работы в зависимости от вуза. Для анализа нами выбраны самые востребованные специальности для региона, это учителя начальных классов и врачи общей практики. Как представлено в вышеуказанной таблице 1, самая высокая доля сельских студентов превалирует в Педагогическом институте (78,6%), а в Медицинском институте составляют почти по 50%: и городские (49,2%), и сельские выпускники (48,3%). Поэтому, как правило, результаты коррелируются с показателями выбора места жительства, например, у будущих учителей планирование трудоустройства в сельской местности намного выше (29%), чем у врачей (9%).
Причинами привлекательности городского образа жизни студентами были названы: возможность найти хорошую работу (41%), благоустроенное жилье (25%), возможность получить образование (24%) и большее количество развлекательных мест отдыха (театры, музеи, кафе, рестораны, спортивные учреждения) (23%).
Студенты, отдавшие предпочтение сельскому образу жизни в будущем, назвали причины: спокойствие и тишина (66%), чистый воздух (50%), натуральные продукты питания (35%), семья и родственники (34%) и ответ «ничего не привлекает» составляет 2,3%.
Наряду с этим нами были охвачены проблемы молодежи, связанные с дальнейшими планами после окончания высшего образования. В результате анализа опроса пришли к выводу, что многие респонденты в будущем планируют в почти равных количествах соотношений: скорее остаться в городе (23,7%) и поедут работать по специальности в район (23,2%). Далее, по иерархии жизненных планов выдвигается ответ «магистратура по своей специальности» (21,4%), что имеет для выпускника немаловажное значение для развития конкурентоспособности компетентного специалиста и в любви к своей будущей профессии. На четвертом месте популярности ответов занимает «магистратура по другой специальности» (10,4%) как альтернатива получения второго высшего образования. Ответ «вернусь на родину» выбрали из 393 только 11 выпускников (2,8%).
С точки зрения, дальнейших планов после окончания учебы в зависимости от ВУЗа, по вышеуказанным анализам у студентов Медицинского института на первом месте стоит ответ «останусь в городе» (28,1%), так как половина выпускников являются родившиеся в городе. По специфике протяженности учебы они планируют поступить в ординатуру (14,9%). Среди выпускников мужского пола из Якутской государственной сельскохозяйственной академии, Юридического факультета, Нерюнгринского филиала СВФУ (электротехники) в плане «другие намерения» намерены служить в армию или заниматься индивидуальным предпринимательством. А у девушек в основном планируется уход за ребенком и, тем самым, должны свободно трудоустроиться.
Библиографический список
Выводы. Таким образом, жизненные планы иногда отличаются от главной цели обучения - подготовки специалиста определённого профиля. У студентов в данном случае доминирующим является мотив достижений (прагматический), то есть их деятельность направлена, прежде всего, на получение конечного результата определённого уровня или продукта, и для них этот результат проявляется как сама по себе ценность, как жизненный стратегический план. Сам процесс решения учебных задач приобретает для них значение лишь в силу его соотношения с конечным результатом: получение баллов и оценки, сдача зачёта, государственного экзамена, защита выпускных квалификационных работ и получение диплома. В основном реализация данных приоритетов наших испытуемых происходит стихийно. Постепенно с возрастной зрелостью и с изменениями в личной или общественной жизни в вузе на последних курсах у выпускника наблюдается пересмотр интересов или переоценка ценностей, которая подкрепляется стартовым шагом в выборе дальнейшего действия для жизненного самоопределения.
Вместе с тем, наличие высшего профессионального образования независимо от мотивов его получения, в целом воспринимается студентами как один из основных компонентов будущего благополучия и успешности. Это связано с тем, что вопрос о жизненных планах, по существу, является вопросом о качестве учебной деятельности и высоком уровне подготовки и практики в период обучения по специальности в вузе, эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста.
Пропаганда со стороны работодателей по привлечению молодых специалистов в сельские поселения, активная работа в вузах дают результаты возвратной миграции уроженцев села. Как среди городских, так и среди сельских студентов с 2010 года по 2017 год растёт доля предпочтения сельской местности, что свидетельствует о процессе развития и обогащения села молодыми специалистами. При анализе планирования студентами будущего места жительства и работы в селе самые высокие показатели прослеживаются в Педагогическом институте. Как правило, результаты коррелируются с показателями выбора места жительства, так у будущих учителей планирование трудоустройства в сельской местности намного выше, чем у врачей.
Все эти показатели говорят о существующей проблеме десинхронизации рынка образовательных услуг и рынка труда в плане предпочтения кадрами села. Несомненно, и врачи, и учителя остро востребованы по всей республике, особенно в Северных районах Якутии. По совокупным ответам респондентов причина кроется в слабом развитии социально-культурной инфраструктуры сельской местности. Но, тем не менее, это можно также констатировать, что сельский образ жизни больше предпочитают студенты - выходцы из сельской местности, а родившиеся в городе отдают предпочтение городу. Весь механизм предпочтения сельской местности можно объяснить еще таким фактом, как стремление к изменению своего социального положения, несмотря на минимальные материальные ресурсы. В связи с этим наблюдается значительный отток молодёжи в город с появлением у них рядовых проблем по отсутствию жилья, сложным трудоустройством и низкой заработной платой.
1. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия). Официальные статистические публикации ТОГС. Available at: http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/publications/official_publications/electronic_versions_
2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста: современные психологические проблемы высшей школы. Ленинград, 1974; Выпуск 2.
3. Пакеева В.В. Психологические новообразования студенческого возраста. Психологические новообразования студенческого возраста. Поволжский государственный технологический университет. 2015; № 1: 22 - 23.
4. Identity's Architect: A Biography of Erik H. Erikson (Lawrence J. Friedman and Robert Coles, 1999).
5. Бутакова Д.А. Активные стратегии социальной адаптации студенческой молодежи современного российского общества, 2009. Available at: http://www.dissercat.com/content/aktivnye-strategii-sotsialnoi-adaptatsii-studencheskoi molodezhi-sovremennogo-rossiisko-go-ob
6. Clausen J.A. The life course: A sociological perspective. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1986.
7. Платонова Р.И. Формирование конкурентноспособного специалиста в системе регионального высшего педагогического образования (на примере педагогических вузов Якутии). Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2011.
8. Платонова Р.И. Подготовка конкурентноспособного специалиста в региональном педагогическом вузе. Москва: Советский спорт, 2011.
9. Платонова Р.И., Шкурко Н.С., Бубякина Е.В. Национально-региональная направленность содержания вузовского образования как социальный заказ общества. European social science journal. 2013; 12-2(39): 84 - 88.
References
1. Statisticheskij ezhegodnik Respubliki Saha (Yakutiya). Oficial'nye statisticheskie publikacii TOGS. Available at: http://sakha.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/sakha/ru/publications/official_publications/electronic_versions_
2. Anan'ev B.G. Kpsihofiziologiistudencheskogo vozrasta: sovremennye psihologicheskie problemy vysshejshkoly. Leningrad, 1974; Vypusk 2.
3. Pakeeva V.V. Psihologicheskie novoobrazovaniya studencheskogo vozrasta. Psihologicheskie novoobrazovaniya studencheskogo vozrasta. Povolzhskij gosudarstvennyj tehnologicheskij universitet. 2015; № 1: 22 - 23.
4. Identity's Architect: A Biography of Erik H. Erikson (Lawrence J. Friedman and Robert Coles, 1999).
5. Butakova D.A. Aktivnye strategii social'noj adaptacii studencheskoj molodezhi sovremennogo rossijskogo obschestva, 2009. Available at: http://www.dissercat.com/content/aktivnye-strategii-sotsialnoi-adaptatsii-studencheskoi molodezhi-sovremennogo-rossiiskogo-ob
6. Clausen J.A. The life course: A sociological perspective. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1986.
7. Platonova R.I. Formirovanie konkurentnosposobnogo specialista v sisteme regional'nogo vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya (na primere pedagogicheskih vuzov Yakutii). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.
8. Platonova R.I. Podgotovka konkurentnosposobnogo specialista vregional'nom pedagogicheskom vuze. Moskva: Sovetskij sport, 2011.
9. Platonova R.I., Shkurko N.S., Bubyakina E.V. Nacional'no-regional'naya napravlennost' soderzhaniya vuzovskogo obrazovaniya kak so-cial'nyj zakaz obschestva. European social science journal. 2013; 12-2(39): 84 - 88.
Статья поступила в редакцию 15.08.17
УДК 377.5
Mikushina T.I, postgraduate, Yaroslav the Wise Novgorod State University Department, teacher, Leningrad State Polytechnical
University, Tosnensky Polytechnic College (Tosno, Russia), E-mail: tatyana4748@yandex.ru
DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CULTURE OF FUTURE SERVICE SPHERE SPECIALISTS IN THE COLLEGE. The
article deals with the development of communicative culture among future specialists of the middle level of the service sector. The work describes the features of the modern service industry, and the resulting requirements for training specialists for the industry in a professional educational organization. The significance of the development of the communicative culture for increasing the professional competence of a graduate is substantiated. Communicative situation problems are proposed as a means of developing the communicative culture. The article describes the features of their use at various stages of the development of the communicative culture, presents the results of diagnosing the level of its development based on the results of the experiment on the use of the communicative situation problems in the educational process. It is proved that the use of communicative situational tasks helps improve the quality of training of the future specialist in the sphere of service in professional educational organizations.
Key words: service sphere, communicative culture, communicative situational tasks, client-oriented approach.
Т.И. Микушина, соискатель каф. Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого,
преподаватель ГБПОУЛО «Тосненский политехнический техникум», г. Тосно, E-mail: tatyana4748@yandex.ru
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СЕРВИСА В КОЛЛЕДЖЕ
В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной культуры у будущих специалистов среднего звена сферы сервиса. Описываются особенности современной сферы сервиса, и обусловленные ими требования к подготовке специалистов для данной отрасли в профессиональной образовательной организации. Обосновывается значимость развития коммуникативной культуры для повышения профессиональной компетентности выпускника. Предлагаются коммуникативные ситуационные задачи как средство развития коммуникативной культуры. В статье описываются особенности их применения на различных этапах развития коммуникативной культуры, приводятся результаты диагностики уровня её развития по результатам эксперимента по применению коммуникативных ситуационных задач в образовательном процессе. Доказывается, что использование коммуникативных ситуационных задач позволяет повысить качество подготовки будущего специалиста сферы сервиса в профессиональных образовательных организациях.
Ключевые слова: сфера сервиса, коммуникативная культура, коммуникативные ситуационные задачи, клиенто-ориентированность.
Возрастание роли сферы сервиса в обществе подразумевает новое понимание качества предоставляемых услуг. Согласно данным аналитического центра НАФИ 55% жителей России готовы переплачивать за продукты или услуги, если предприятие предоставляет качественное обслуживание. Тем не менее, согласно институту общественного мнения «Анкетолог» россияне являются одними из самых недовольных сферой услуг в мире. 63% опрашиваемых отрицательно оценили деятельность работников сферы сервиса. Представленные результаты социологических опросов констатируют недостаточный уровень качества и культуры обслуживания, низкий уровень профессионализма персонала в российском сервисе, выявляют необходимость изменения требований к специалисту и выпускнику колледжа по специальностям сферы сервиса.
Одной из серьёзных проблем, на которую должно реагировать профессиональное образование - это развитие коммуникативной культуры будущих специалистов сферы сервиса - сферы, где технологические умения и их коммуникативное сопровождение составляют единое целое, где требуется высокая степень ориентации на клиента, учет его запросов и интересов. О.А. Жиляева отмечает, что отсутствие ориентации на клиента и недостаточные навыки коммуникаций специалистов приводят к «неудачам и провалам в профессиональной сфере, и, как следствие, препятствуют профессиональному и личностному росту специалиста» [1, с. 248], что «современному обществу нужен не просто профессионал, а человек культуры, интегрирующий культуру знаний, чувств, общения и творческого действия» [1, с. 245]. На эту проблему в существующей системе обучения указывают и другие исследователи [2; 3].
Необходимость коммуникативного образования обуславливается тем, что специалист среднего звена осуществляет свою трудовую деятельность в так называемой «контактной зоне», постоянно взаимодействуя с потребителем, между тем, «в подготовке специалистов, а позднее и в оценке специалистов... сферы обслуживания, очень «урезанно» представлена или не представлена вовсе коммуникативная компонента» [4, с. 111].
В ходе исследования разработана модель развития коммуникативной культуры будущих специалистов среднего звена сферы сервиса (рис. 1). Основным средством развития коммуникативной культуры будущих специалистов среднего звена сервисной сферы мы выделяем коммуникативные ситуационные задачи. По мнению Ю.А. Сурьмина, ситуация - «временное состояние, которое может измениться в нескольких направлениях» [5, с. 52]. Тот же автор определяет следующие признаки ситуационного обучения: акцент на выработку новых знаний, плюралистичность, результативность при освоении новых знаний и навыков профессиональной деятельности, развитие системы ценностей и жизненных установок обучающихся.
Рассмотрим последовательность этапов развития коммуникативной культуры в процессе обучения. Процесс обучения состоит из четырёх этапов, на каждом из которых использовались разные виды коммуникативных ситуационных задач, последовательно отражающих освоение профессиональной деятельности и профессиональных коммуникаций будущим специалистом. Обозначим более подробно применение коммуникативных ситуационных задач на различных этапах развития коммуникативной культуры.