УДК 378.182
UDC 378.182
А.А. КОЖУРОВА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра начального образования, педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет E-mail: [email protected] Е.П. ПАВЛОВА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра начального образования, педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет E-mail: [email protected]
A.A. KOZHUROVA
Сandidate of Pedagogiсs, Associate Professor, Department of primary education, pedagogical institute, NorthEastern Federal University E-mail: [email protected] E.P. PAVLOVA
Сandidate of Pedagogiсs, Associate Professor, Department of primary education, pedagogical institute, NorthEastern Federal University E-mail: [email protected]
ВЫБОР ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ И ИХ АДАПТАЦИЯ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ САХА ЯКУТИЯ
THE CHOICE OF PROFESSION OF THE PRIMARY SCHOOL TEACHER MODERN YOUTH AND THEIR ADAPTATION IN THE HIGHER EDUCATION OF THE REPUBLIC OF SAKHA YAKUTIA
В статье описаны результаты изучения выбора современной молодежью республики Саха (Якутия) будущей профессии, выявлены факторы, влияющие на их предпочтения. Наряду с этим рассмотрен период адаптации молодежи, проживающих в общежитии и воспитательная деятельность вуза в помощи привыкания к новой для них среде. Отдельно нами выделены студенты, выбравшие профессию учителя начальных классов, так как специалисты этого профиля востребованы в Якутии.
Ключевые слова: выбор профессии, учитель начальных классов, адаптация, молодежь, студенты, адаптационный период.
The article describes the results of a study of choice of modern youth in the Republic of Sakha (Yakutia) future profes-sion, the factors influencing their preferences. Along with this is considered a period of adaptation of young people living in dormitories and educational activity of the University, assistance in adjusting to a new environment. Separately we have identified students who have chosen a profession of the primary school teacher, since such specialists are in demand in Yakutia.
Keywords: choice of profession, primary school teacher, adaptation, youth, students, adaptation period.
Изучая молодежь в качестве активного субъекта общественного воспроизводства, следует особо выделить ее новейшую роль, способность быстро адаптироваться к социальной реальности («адаптивно-функциональное качество») и активно воздействовать на ее позитивное изменение («перспективно-воспроизводящее качество»). Прогрессивность и эффективность преобразовательной деятельности молодого поколения определяется свойствами, целенаправленно формирующимися обществом и государством в процессе его становления, взросления и развития [4].
В опросе приняли участие студенты разных учебных заведений высшего образования Республики Саха (Якутия). Всего опросом охвачено 602 студента, из них 237 юноши и 365 девушки в возрасте от 17 до 26 лет. Процентное соотношение участвовавших в опросе студентов различных учебных подразделений СВФУ и других вузов республики составил [1]: Педагогического института - 8,1%, Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ - 3,2%, Технического института - 10%, Чурапчинского го-
сударственного института физической культуры и спорта - 12,3%, Финансово-экономического института - 8,8%, Института зарубежной филологии и ре-гионоведения - 3,3%, Якутской государственной сельскохозяйственной академии - 3,8%, Медицинского института - 30,1%, Юридического факультета - 14% и Физико-технического института - 6,5%.
Выборка была целенаправленна на студентов первых, вторых и третьих курсов вузов нашей республики, приехавших из улусов (70%), переживающих этап адаптации к городской среде. В выборочной совокупности преобладает молодежь, родившаяся в Центральной Якутии (64,2%) и Западной Якутии (23,4%) (таб. 1), городской местности (28%), регионов СНГ (0,6%) и других регионов России (1,4%). Распределение респондентов по национальностям: саха - 83,4%, русские -9,3%, малочисленные народы Севера - 4,2%, другие национальности (татары, буряты, армяне) - 1,7%.
В выборке участвовали юноши в возрасте от 18 до 20 лет: студенты Чурапчинского института физкультуры (62,2%), ЯГСХА (91,3%), юридического факультета
А.А. Кожурова, Е.П. Павлова A.A. Kozhurova, E.P. Pavlova
Таблица 1.
Место рождения
)есповдентов в зависимости от вуза
№ Место рождения Педагогическийинст итут Техническийинститут g. | Финансово-экономический институт н и It i s 3 i s s 1 -!'§ s Юридическийфаку льтет Физико- техническийинститут
1 Регионы РФ N=8 1 3 3 1
2 Регионы СНГ N=4 1 1 2
3 Западная Якутия N=137 12 5 19 7 8 3 9 47 15 12
4 Южная Якутия N=6 1 1 3 1
5 Центральная Якутия N=376 31 11 35 38 37 13 11 118 58 24
6 С е в е р о - В о с т о ч н а я Якутия N=17 1 2 4 1 2 2 3 2
7 Арктическая зона N=38 4 1 1 16 2 3 7 3 1
Итого: N=586 49 18 58 70 51 18 23 180 80 39
Таблица 2.
Гендерный состав участников исследования и место их учебы
Количество студентов по тендер- Процентный состав по тендерному
№ ВУЗы ному различию различию, %
юноши девушки юноши девушки
1 Пединститут 12 37 24,5% 75,5%
2 ИЯКН 3 16 15,8% 84,2%
3 ТИ 31 29 51,6% 48,4%
4 ЧГИФКиС 46 28 62,2% 37,8%
5 ФЭИ 14 39 26,4% 73,6%
6 ИЗФиР 6 14 30% 70%
7 ЯГСХА 21 2 91,3% 8,7%
8 Мединститут 35 146 19,3% 80,7%
9 ЮФ 46 38 54,7% 45,3%
10 ФТИ 23 16 58,9% 41,1%
Итого по группе 237 365 39,4% 60,6%
Таблица 3.
Место жительство студентов в зависимости от вуза, %
№ ВУЗы С родителями В общежитии У родственников Аренда жилплощади Другое
1 ПИ 10,2 79,6 10,2
2 ИЯКН 5,3 73,7 5,3 15,8
3 ТИ 28,3 35 16,7 15 5
4 ЧГИФКиС 2,7 74,3 4,1 18,9
5 ФЭИ 64,2 17 5,7 1,9 11,3
6 ИЗФиР 65 25 5 5
7 ЯГСХА 30,4 34,8 21,7 13
8 МИ 34,4 41,7 6,1 8,9 8,9
9 ЮФ 48,8 22,6 11,9 10,7 6
10 ФТИ 15,4 38,5 25,6 12,8 7,7
Итого: 31,3 43,3 9,8 10,1 5,5
(54,7%) и физико-технического института (58,9%). У опрашиваемых девушек основной преобладающий возраст был от 17 до 21 года. Это студентки пединститута (75,5%), финансово-экономического института (73,6%) и медицинского института (80,7%) (табл.2).
Большинство респондентов (79,7%) были выпуск-
никами средних общеобразовательных школ нашей республики, из них доля выпускников гимназий и лицеев составляет 16%. Количество студентов, поступивших после окончания средних специальных учреждений -училищ и колледжей, всего было - 3,7% и ПТУ - 0,7%. Обеспечение студентов местом в общежитии явля-
ется одним из важных условий для привлечения абитуриентов. В связи с этим студентам задали вопрос: «Где вы на данный момент проживаете?». Анализ ответов выявил, что студенты проживают: в общежитии 43,3%, с родителями - 31,3%, у родственников - 9,8%, арен-дуют жилплощадь - 10,1%, другое (собственная жил-площадь или живут с супругом или супругой) - 5,5%. Если рассматривать совокупность респондентов с точки зрения места учебы, то видно, что почти половина сту-дентов из медицинского института живут в общежитии 41,7%, пединститут - 79,6%, ЧГИФКиС - 74,3%, ИЯКН - 73,7% (табл.3).
Как показывает наблюдение, вступление студентов, вчерашних выпускников школ, ссузов и нпо, в новую систему норм и ценностей часто носит некоторый сти-хийный характер, когда профессиональные планы не подкреплены реальными возможностями и поэтапно не проработаны.
В выборе будущей профессии в беседе студенты перечислили факторы, повлиявшие на их выбор. Так, сре-ди выпускников средних общеобразовательных школ были приведены факторы: осознанный, мотивирован-ный выбор (мечта с детства); советы родственников (матери, отцы, старшие сестра, старшие братья, тети, дяди и др.); финансовый фактор (будущая зарплата); об-разец старшего поколения родственников и знакомых (профессиональные династии в роду); потребность в специалистах (будущее трудоустройство), престиж выбранной профессии; поменять окружающий социум и другое. Среди выпускников средних и начальных профессиональных учреждений были приведены причины: желание повысить квалификацию по имеющейся специальности; финансовый фактор (будущая зарплата); престиж вузовского образования; поменять имеющуюся специальность; повысить свою конкурентоспособность в будущем трудоустройстве; желание поменять место жительства и другие.
Наряду с перечисленными факторами выбора будущей профессии нами выявлен планируемый образ жизни, связанный с предпочтением дальнейшей жизнедеятельности в определенном социуме. Анализ полученных результатов опроса студентов в отношении планируемого образа жизни показало, что большинство предпочитают городской образ жизни не зависимо от их места рождения и проживания, типа учебного заведения, формы обучения и конкретных условий проживания на данный момент. Так, свою будущую жизнь с городским социумом связывают 72,1% всех опрошенных респондентов, а с сельским - только 8,4%. Примерно, один из каждого пятого респондентов затруднился с конкрет-ным выбором предпочтения в образе жизни. Студенты, родившиеся в городских населенных пунктах, более чем в 7 раз чаще, чем родившиеся в сельской местности, предпочитают именно городской образ жизни (рис. 1).
На городской образ жизни ориентированы 3/4 уроженцев иных регионов РФ (75%), районов Центральной (75,4%) и Западной Якутии (67,2%). Жители остальных
районов Якутии также чаще выбирают городской образ жизни. Сельский образ жизни больше предпочитают, естественным образом, студенты из сельских местностей Южной (33,3%), Северной (21,2%) и СевероВосточной Якутии (20%). Итого, из всех опрошенных респондентов максимальный удельный вес составляет выбор городского образа жизни (72,2%), что характерно для сильного влияния процесса и становления урбанизации молодежи. Однако, есть некоторое количество студентов, неопределившихся в своем выборе связать будущую жизнедеятельность с определенным социумом 19,6% (табл. 4). Сложность в выборе будущей жиз-недеятельности в определенном социуме испытали в большей степени первокурсники вуза.
100,00% 80,00% 60,00%' 40,00%' 20,00%' 0,00%.
-17- 26,6
12,6
89,6
60,8
родившиеся в городе
- Городской образ жизни г | Не знаю, не определился
родившиеся в селе
- Сельский образ жизни
Рис. 1. Предпочитаемый образ жизни в определенном социуме в зависимости от места рождения респондентов.
Таблица 4.
Предпочитаемый образ жизни в будущем в зависимости от региона рождения респондента
Регион рождения респондента Предпочитаемый образ жизни, %
Городской Сельский Неопределилис ь
Регионы РФ N=8 75 - 25
Регионы СНГ N=4 100 - -
Западная Якутия № 137 67,2 8,6 24,2
Южная Якутия N=6 50 33,3 16,7
Центральная Якутия N=376 75,4 6,7 17,9
Северо-Восточная Якутия N=17 63,6 20 36,4
Северная Якутия N=38 60,6 21,2 18,2
Всего: 72,2 8,2 19,6
Выявленное предпочтение сохраняется, если рассматривать мнения респондентов, в зависимости от условий их проживания. Из числа уроженцев городских поселений (горожан), проживающих с родителями, 97,9% студентов предпочитают городской образ жизни, а сельский - только 2,1%. Аналогичное распределение наблюдается и для уроженцев села, проживающих с родителями: 92,9 против 7,1%. Некоторое предпочтение сельского образа жизни обнаруживается только у студентов - уроженцев села, проживающих в общежитии или арендующих жилье. Абсолютно все студенты, родившиеся в городских поселениях, свое будущее связывают только с городом (табл. 5).
Таблица 5.
Предпочитаемый образ жизни в будущем в зависимости от условий проживания респондента
Условия проживания Образ жизни, %
городской сельский
Выходцы из:
города села города села
с родителями 97,9 92,9 2,1 7,1
в общежитии 96,3 79,5 3,7 20,5
у родственников 100,0 93,3 0,0 6,7
снимаю квартиру 100,0 79,2 0,0 20,8
другое 100,0 84,6 0,0 15,4
Всего 98,1 82,8 1,9 17,2
На городской образ жизни больше всего ориентированы будущие экономисты, юристы, медики, на сельский - студенты ЯГСХА, Чурапчинского института физической культуры и спорта и института языков и культуры народов Северо-Востока РФ (рис. 2).
100
9080 "
20f 1
0
70 -Е74 6050 ' 40
30 -
632
М 31
7779 797
641
и городской ^ сельский л'Не определились Рис. 2. Предпочитаемый образ жизни студентов разных вузов.
Желание студентов в будущем связать свою жизнь с городской местностью (97,9%) на 95,8% выше, чем тудентов, которые предпочли сельский образ жизни (2,1%).
Причинами привлекательности городского об-раза жизни студентами были названы: возможность найти желаемую, высокооплачиваемую работу, благоустроенное жилье, возможность получить высшее профессиональное образование, большее количество развлекательных мест отдыха (театры, музеи, выставки, спортивные учреждения и другие), высокая вероятность найти спутника жизни. Студенты, отдавшие предпочтение сельскому образу жизни в будущем, назвали причины собственного выбора: чистый воздух, спокойствие, красивая природа, семья и родственники, натуральные родукты питания, хозяйство и др.
Таким образом, положительными последствиями миграции сельских жителей можно назвать приток в го-род молодого, трудоспособного населения, прибывшего для получения образования и поиска работы, что повы-шает образовательный и социально-культурный уро-вень молодежи.
В связи с демографической политикой страны и введением ФГОС НОО [5], возросла востребован-ность в специалистах начального общего образования Республики. Современная молодежь целенаправленно выбирает профессию учителя начальных классов [3].
Например, в приемную кампанию 2015 года по направлению «Педагогическое образование» профиль «начальное образование» по очной форме обучения было зачислено на 37 % больше, чем планировалось. Средний балл результатов трех дисциплин единого государственного экзамена зачисленных составил 65,74. Наряду с этим по заочной форме обучения зачислено на 142,9% абитуриента больше запланированных мест контроль-ных цифр приема за счет ассигнований государствен-ного бюджета будущих специалистов начальной школы. Предпочтение будущей профессии студенты первого курса очного отделения обосновали, в первую очередь, как мотивированный, осознанный, целенаправленный, обственный выбор.
Из 48 первокурсников профиля начального образования 68,8% проживают в общежитии вуза, несмотря на то, что мест в общежитии достаточно. Остальные 10% живут с родителями, 17% студентов предпочли проживать у родственников и 4,2% арендуют жилплощадь в г. Якутске, в связи с семейными обстоятельствами.
В сентябре-октябре 2015 года в Педагогическом институте СВФУ проводился традиционный месячник адаптации первокурсников к новому образу жизни и социуму, организуемый под руководством заместителя директо-ра по воспитательной работе учебного подразделения, ответственными по воспитательной работе кафедр и кураторами-наставниками студенческих групп. Месячник включает следующие мероприятия: торжественная линейка «День знаний», организованная для студентов всех урсов, встреча со студентами 1 курса «Счастливое студенчество», День первокурсника СВФУ, Международный проект «Чехов жив», «Угловские чтения» для студентов 1 курсов по пропаганде ЗОЖ, «Всемирный день здоровья», «Посвящение новобранцев в ПОС», конкурс «Алло! Мы ищем таланты!», создание базы данных секций, объединений по интересам, студий, кружков, организационное мероприятие для проживающих в общежитии беседа на тему «Мой университет - мой дом», «Урок граждан-ственности», День государственности РС(Я) и другие. Наряду с этим проводится постоянный контроль о ходе адаптации первокурсников; о состоянии организации ра-боты по охране правопорядка в Педагогическом инсти-туте и общежитии учебного подразделения; о состоянии работы по реализации Доктрины ЗОЖ; о работе по про-филактике правонарушений. Кураторы-наставники по гра-фику посещают студентов, арендующих жилье в городе и общежитие с целью ознакомления с условиями прожи-вания и проводят индивидуальные беседы с первокурс-никами. В целях успешной адаптации первокурсников в вузе и городской среде организовано сотрудничество со студенческим самоуправлением и с ребятами старших курсов. Первокурсников с первых дней обучения в вузе кураторы и ответственные по воспитательной работе ка-федр вовлекают в кружковую деятельность отделения, учебного подразделения и университета. Таким обра-зом, будущий учитель начальных классов оказывается в благоприятных условиях дальнейшего развития творче-ского потенциала и профессионального саморазвития.
%
В конце первого семестра обучения по итогам зимней сессии можно сделать определенные выводы. Серьезность намерения стать учителями начальных классов подтвердили 96% обучающихся по профилю на-чальное образование. Студенты-первокурсники успеш-но прошли первичную адаптацию в новой для их среде как в обучении, так и городском социуме.
Результаты исследования позволили сделать выводы: главными условиями успешной адаптации сельской молодежи в городской среде являются: выделение студентам мест в общежитии и благоустройство жилья; материальная помощь родителей и родственников; социальная защита студентов администрацией университета и профсоюзных организаций вуза; инди-
видуальный самостоятельный доход от подработки; организация собственной деятельности и саморегуляция времени и режима дня; устойчивая мотивация к осознанности выбора будущей профессии; уровень базовой общеучебной подготовленности и восприятия учебного материала, соответствующий требованиям обучения в вузе.
Осуществление собственных приоритетов респондентов - целеустремленных, ориентированных на профессиональное становление, подтверждает необходимость в воспитательных адаптационных мероприя-тий, носящих традиционный, систематический характер в целях вузовской профориентационной деятельности в подготовке будущих учителей начальных классов.
Библиографический список
Кожурова А.А. Профессиональная ориентация сельской молодежи в процессе вузовского образования // Наука и образование. 2014. № 4 (76). С. 89-95.
Марковичева Е.В. Сущность ювенальной уголовно-процессуальной политики // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2009. № 4. С. 146-148.
Павлова Е.П. Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях нового образовательного стандарта // Философия образования. Новосибирск: Издательство Сибирского отделения РАН. 2012. Т.41. № 2. С. 129-132.
Слуцкий Е.Г. Регион Россия: социально-экономические и геополитические проблемы и перспективы. СПб, 2002. 160 с.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m373.html от 18.05.2015.
References
KozhurovaA.A. Professional orientation of rural youth in higher education // Science and education. 2014. No. 4 (76). Pp. 89-95.
Markovicheva E.V. the Nature of juvenile criminal procedure policy // Vestnik of Orel state University. Series: New humanitarian research, 2009. № 4. Pp. 146-148.
Pavlova E.P. Pedagogical activity of primary school teacher in the conditions of the new educational standard // Philosophy of education. Novosibirsk: Publishing house of the Siberian branch of the Russian Academy of Sciences. 2012. V. 41. № 2. Pp. 129-132.
Slutsky E.G. The Region of Russia: socio-economic and geopolitical problems and prospects. Saint-Petersburg, 2002. 160 p.
Federal state standard of primary General education. Russian education. Federal educational portal: regulations http://www.edu.ru/ db/mo/Data/d 09/m373.html from 18.05.2015.