УДК 340.6:378.661
Зарафьянц Г.Н., Круть М.И.
ВВЕДЕНИЕ БАЛЛЬНО - РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ СТУДЕНТАМ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ В СПбГУ1
Санкт-Петербургский государственный университет, Медицинский факультет, кафедра патологии, [email protected]
Введение. Здоровье каждого человека и нации в целом зависит, наряду с другими факторами, от качества подготовки будущих врачей. В связи с интеграцией в общеевропейскую систему образования, в СПбГУ, в частности на Медицинском факультете и факультете Стоматологии и медицинских технологий, возникла необходимость введения балльно - рейтинговой системы (БРС) оценки знаний (в том числе и по судебной медицине).
Материалы. Образовательные стандарты (ФГОС ВПО) III поколения, положения Болонской декларации, учебно-методические комплексы, рабочие программы, интернет-ресурс [1] и др. Общая трудоемкость судебной медицины по специальности «лечебное дело» составляет 3 зачетные единицы (108 часов), «стоматологии» - 2 (72 часа).
Результаты. Целями изучения судебной медицины являются подготовка врача любой специальности к выполнению функции врача - эксперта; формирование основ экспертного мышления; понимание правовой регламентации и организации судебно-медицинской экспертизы; вопросов ответственности врачей за вред, причиненный здоровью человека, за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения.
Принимая во внимание эти особенности судебной медицины, было разработано «Положение о БРС оценки деятельности студентов в процессе обучения на курсе судебной медицины кафедры патологии». Максимальное количество баллов за весь модуль по судебной медицине составляет - 100. Из них максимальная сумма за текущую успеваемость - 60 баллов, минимальная - 35, на экзаменах (зачетах) соответственно 40 и 20 баллов. С учетом количества лекций,
1 Zarafiants G.N., Krut M.I. Introduction of the score - rating system at teaching to students of forensic medicine in St.Petersburg state university.
практических занятий, часов, выделенных на самостоятельную работу, разработаны критерии и уровни оценки всех видов деятельности студентов. Так, например, по специальности «лечебное дело» теоретическая подготовка составляет 20 баллов, практические навыки и умения - 21 балл, самостоятельная подготовка - 7 баллов и дисциплина - 12 баллов. Предусмотрены также поощрительные и штрафные баллы. Итоговая оценка, выставляемая в зачетную книжку, складывается из суммы баллов, «заработанных» в течение семестра и на экзаменах (зачетах). Это лишает возможности отдельных студентов, имеющих слабые знания и практические навыки, не активных, не набравших в течение семестра необходимого количества баллов надеяться «на удачу» на экзамене (зачете). Одним из главных условий успешного внедрения БРС является мотивация студентов к набору как можно большего количества баллов. Для преподавателей судебной медицины переход обучения на БРС является дополнительным стимулом более широкого внедрения интерактивных методов обучения на лекциях, практических занятиях, а также для организации и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Заключение. 1. Введение БРС по судебной медицине и внедрение интерактивных методов обучения способствуют подготовке квалифицированного, ответственного, самостоятельного специалиста.
2. Студент становится не только участником своей образовательной деятельности, но и ее организатором, «зарабатывая» в течение семестра и на экзаменах (зачетах) определенное количество баллов.
3. БРС - является объективной оценкой учебной (практической, теоретической, самостоятельной), исследовательской, научной и общественной деятельности студента, его компетенции.
4. В приложении к диплому о ВПО, наряду с традиционными российскими оценками («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»), введено итоговое количество баллов, полученных по БРС, в том числе по - судебной медицине, что способствует переводу учебного курса вуза на общеевропейскую систему кредитования (ЕСТБ).
Литература
1. Васильева Н.А. Квалиметрические основы рейтинговой системы контроля знаний студентов [Электронный ресурс]: диссертационная работа/Н.А. Васильева.- Режим доступа www.lib.ua-ru.net/diss/vved/105824.html
Ключевые слова: балльно - рейтинговая система, вуз, судебная медицина, врачебное дело, стоматология, студент.
Key words: score - rating system (point-rating system), high school, forensic medicine, medical business, stomatology, a student.
УДК 316.6
Н.Н. Киреева, А.И. Анисимов
НОВЫЙ ПОДХОД К ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ1
Санкт-Петербургский государственный университет, [email protected]; Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, [email protected]
Высшее образование нацелено на подготовку профессионалов высокого уровня, способных решать всё более сложные задачи, возникающие в современном мире. Достижение высокого профессионализма требует высокого уровня социального здоровья студента, т.е. способности устанавливать и поддерживать гармоничные отношения с социальным окружением при высокой степени социальной зрелости. Задача укрепления социального здоровья должна реализовываться уже на этапе профессиональной подготовки, на протяжении всех лет обучения в вузе.
Поддержание социального здоровья, на наш взгляд, предполагает учет функционирования не только сознательной, но и бессознательной сферы психики, в частности, используемых человеком психологических защит. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий, участвуя в росте и развитии личности, в становлении её социальной зрелости.
Психологические защиты являются важным фактором, направленным на сохранение и поддержание здоровья человека. Степень актуализации тех или иных видов психологических защит, уровень их сложности могут служить в том числе и показателем состояния социального здоровья человека.
1Kireeva N.N., Anisimov A.I.New approach to differentiation of the individual social health of students.