Научная статья на тему 'Рейтинговая оценка производственной практики на кафедре терапевтической стоматологии'

Рейтинговая оценка производственной практики на кафедре терапевтической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / STOMATOLOGICAL PRACTICE / RATING ESTIMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доржиева Зинаида Васильевна, Молоков Владислав Дмитриевич, Артемьева И. А.

На кафедре терапевтической стоматологии внедрена рейтинговая системы оценки производственной практики в 2008-2009 учебном году. При сравнении результатов производственной практики с предыдущим 20072008 годом отмечается повышение активности работы студентов при освоении программы производственной практики и интенсификация самостоятельной работы. Рейтинговая система оценки позволяет уменьшить влияние субъективных факторов со стороны преподавателя. Объективная оценка работы студента обеспечивает активизацию внутренней учебной мотивации студента, которая формируют интерес студента к учебе, что способствует повышению качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Доржиева Зинаида Васильевна, Молоков Владислав Дмитриевич, Артемьева И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rating estimation of stomatological practice at the therapeutic stomatology department

Rating system of stomatological practice estimation was introduced at the therapeutic stomatology department in 2008-2009 academic year. Increasing of students work activity in coping with programme of stomatological practice and intensifi cation of independent work is marked in comparison with the results of stomatological practice in the previous 20072008 academic year. Rating system of estimation gives the possibility to decrease the infl uence of subjective factors on the teachers part. Objective estimation of students work provides activation of internal educational motivation of the student, that forms the students interest to studies. It promotes the increase of teaching quality.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая оценка производственной практики на кафедре терапевтической стоматологии»

© ДОРЖИЕВА З.В., МОЛОКОВ В.Д., АРТЕМЬЕВА И.А. — 2010

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

З.В. Доржиева, В.Д. Молоков, И.А. Артемьева (Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск, Россия)

Резюме. На кафедре терапевтической стоматологии внедрена рейтинговая системы оценки производственной практики в 2008-2009 учебном году. При сравнении результатов производственной практики с предыдущим 20072008 годом отмечается повышение активности работы студентов при освоении программы производственной практики и интенсификация самостоятельной работы. Рейтинговая система оценки позволяет уменьшить влияние субъективных факторов со стороны преподавателя. Объективная оценка работы студента обеспечивает активизацию внутренней учебной мотивации студента, которая формируют интерес студента к учебе, что способствует повышению качества обучения.

Ключевые слова: производственная практика, рейтинговая оценка.

RATING ESTIMATION OF STOMATOLOGICAL PRACTICE AT THE THERAPEUTIC STOMATOLOGY DEPARTMENT

Z. V. Dorzhieva, V.D. Molokov, I.A. Artemjeva (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. Rating system of stomatological practice estimation was introduced at the therapeutic stomatology department in 2008-2009 academic year. Increasing of student’s work activity in coping with programme of stomatological practice and intensification of independent work is marked in comparison with the results of stomatological practice in the previous 20072008 academic year. Rating system of estimation gives the possibility to decrease the influence of subjective factors on the teacher’s part. Objective estimation of student’s work provides activation of internal educational motivation of the student, that forms the student’s interest to studies. It promotes the increase of teaching quality.

Key words: stomatological practice, rating estimation.

В условиях становления новых форм организации и деятельности учебно-научно-производственной сферы необходимо совершенствовать систему творческой, соревновательной деятельности студентов на всех этапах вузовского учебного процесса.

Цель: изучить эффективность рейтинговой системы оценки производственной практики для повышения качества обучения студентов за счет активизации работы при освоении ими программы производственной практики и интенсификации самостоятельной работы.

Для повышения мотивации и активизации работы студентов в период производственной практики по терапевтической стоматологии на VI семестре все виды учебной деятельности оцениваются рейтинговыми баллами. Рейтинговая оценка производственной практики складывается из количества баллов, набранных за работу в период практики и полученных при защите практики. Максимальное количество их равно 100. Для получения положительной оценки необходимо набрать не менее 70 баллов. Баллы установлены по усмотрению кафедры в соответствии с требованиями к работе в период производственной практики и отчету о практике.

Рейтинговая система производственной практики позволяет отразить в балльном диапазоне индивидуальные способности студентов и объективно оценить усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ.

Перед началом прохождения производственной практики преподаватель-руководитель практики знакомит студентов с содержанием программы производственной практики, всеми видами лечебной, учебноисследовательской работы, включая самостоятельную работу, формирует пакет необходимых учебнометодических материалов для обучения и контроля студентов в период производственной практики, информирует студентов о рейтинговой оценке производственной практики.

При защите практики учитывается объем лечебной работы, выполненный студентом, содержание и оформление дневника производственной практики, учебноисследовательской работы, санитарно-просветительной работы. Рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за особые успехи. Преподаватель «премирует» соответствующих студентов дополнительными баллами за представление портфолио достижений,

включающий в себя результаты работы студента во время практики, выполнение презентации учебноисследовательской работы, отличное качество оформления и содержания дневника практики и пр.

Преподаватель-руководитель практики может использовать «штрафы» в виде уменьшения набранных баллов за недостаточный объем лечебной работы, небрежное заполнение дневника, недостаточные знания санитарно-эпидемиологического режима, техники безопасности работы в стоматологическом кабинете.

Для получения академической оценки за практику сумма баллов должна составлять от 70 до 80 баллов для оценки «удовлетворительно», 80-90 баллов для оценки «хорошо», 90-100 баллов для оценки «отлично». Студенту, не набравшему минимального количества рейтинговых баллов, т.е. получившему «неудовлетворительно», предоставляется возможность добора баллов в течение двух недель после установленного срока защиты практики.

На кафедре терапевтической стоматологии был проведен анализ результатов производственной практики за 2007-08 и 2008-09 учебные годы.

В 2007-08 учебном году практика оценивалась по пятибалльной системе. Анализ показал, что «отлично» получили 57% студентов, «хорошо» — 39%, «удовлетворительно» — 4%. Средний балл составил 4,5 балла. Необходимо отметить, что при пятибалльной системе оценки трудно выделить лучших студентов в группе и на курсе, поэтому применили рейтиноговую оценку.

В 2008-09 учебном году производственная практика оценивалась по рейтинговой системе. При ее использовании 90-100 баллов набрали 50% студентов, 80-90 баллов — 44%; 70-80 — 6% студентов. Средний балл академической оценки составил 4,4 балла. При рейтинговой оценке производственной практики в 2008-09 учебном году 100 баллов получили только 6 студентов, которые показали хорошие практические навыки, отличное качество оформления и содержания дневника, представили портфолио своих достижений, выполнили презентации учебно-исследовательской работы, показали глубокие знания учебно-программного материала. При использовании рейтинговой системы оценок можно установить относительную успешность учебной деятельности студента во время производственной практики в учебной группе, на курсе.

Вывод: рейтинговая система оценки производ- оценки результатов учебной работы каждого студен-

ственной практики студентов является эффектив- та, уменьшить влияние субъективных факторов со

ной, так как позволяет усилить мотивацию учебной стороны преподавателя, что способствует повыше-

деятельности путем более четкой дифференциации нию качества обучения.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: zinvasdor@mail.ru Молоков Владислав Дмитриевич — заведующий кафедрой, профессор, д.м.н.,

Доржиева Зинаида Васильевна — доцент, к.м.н.,

Артемьева Ирина Анатольевна — ассистент, к.м.н.

© ЗАВАРЗИНА Г.А., ЗЮБР Т.П., ВАСИЛЬЕВ И.Б. — 2010

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Г.А. Заварзина, Т.П. Зюбр, И.Б. Васильев (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. В 2007 году Иркутский государственный медицинский университет начал использовать балльнорейтинговую системы оценки знаний студентов в учебном процессе. Все кафедры и курсы фармацевтического факультета провели расчет учебной нагрузки, определили критерии учета выполнения нагрузки студентами, разработали ведомости учёта учебной деятельности. В целом, студенты и преподаватели положительно оценили внедрение балльно-рейтинговой системы учета выполнения учебной нагрузки. Но еще имеются вопросы, которые необходимо решить для унификации оценки качества знаний на кафедрах факультета и подведении рейтинга.

Ключевые слова: Иркутский государственный медицинский университет, балльно-рейтинговая система, фармацевтический факультет.

FEATURES OF INTRODUCTION OF SCORE-RATING SYSTEM AT PHARMACEUTICAL FACULTY OF IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

G.A. Zavarzina, T.P. Ziubr, I.B. Vasiliev (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. In 2007 Irkutsk State Medical University started to use score-rating system in estimation of knowledge of students in educational process. All departments and courses of pharmaceutical faculty have actually executed transition to this system of the account of performance of an academic load. Difficulties of transition consisted in certain features of work of chairs which have been successfully overcome during the experiment.

Key words: Irkutsk State Medical University, score-rating system, pharmaceutical faculty.

В 2007 году Иркутский государственный медицинский университет начал использовать балльнорейтинговой систему (БРС) оценки знаний студентов в учебном процессе. Переход на БРС происходит во многих вузах нашей страны как один из этапов присоединения к Болонскому процессу — единой европейской системе высшего образования.

Переход на БРС в вузах осуществляется для совершенствования планирования и организации учебного процесса, увеличения роли самостоятельной работы студентов, оптимизации учебной нагрузки педагогических работников, обеспечения свободы вуза в формировании основных образовательных программ, а также расширения возможностей студентов в индивидуализации подготовки по выбранному направлению или специальности [2].

Основные цели введения БРС в вузе направлены на повседневную работу студентов, на стимулирование повседневной систематической работы студентов; снижение роли случайностей при сдаче экзаменов и зачетов; повышение состязательности в учебе; создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения (ординатура, аспирантура и т.д.); повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы.

В основу системы зачетных единиц для российских вызов взята Европейская система зачетного перевода (European Credit Transfer System — ECTS) [1].

Министерством образования России предложена методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального обра-

зования в зачетных единицах предполагает, что одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам), учитывает трудоемкость курсовых работ, зачетной недели, практики и семестровых экзаменов, а стоимость дисциплины в баллах вместе с экзаменом составляет 100 [3].

Все кафедры и курсы фармацевтического факультета провели расчет учебной нагрузки студентов при освоении предмета, определены критерии учета выполнения студентами учебной нагрузки, включающие основные, дополнительные и штрафные баллы. Составлены ведомости учета выполнения нагрузки. На разных кафедрах ведомости реализованы в типовой форме, согласованной кафедрами факультета. Для удобства учета выполнения нагрузки на каждом занятии разработана электронная версия ведомости, в которой производится подсчет баллов по модулям с учетом штрафных и дополнительных, баллов за семестр и за время изучения всего предмета. Электронная ведомость значительно ускоряет и облегчает работу преподавателей.

При расчете нагрузки планы проведения лабораторных (практических) занятий были разделены на модули в соответствие с изучаемыми темами, заканчивающиеся контрольной точкой (контрольная, коллоквиум, зачет по циклу). В сумму баллов модулей включены входной и выходной контроли, тестовые контроли знаний и оценка сдачи контрольной точки. В конце каждого семестра подводится итог работы студентов и рейтинг по группам и на курсе.

Особенностью подведения рейтинга является то, что на некоторых профильных кафедрах изучение предмета продолжается от одного (биотехнология) до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.