Научная статья на тему 'Результаты учебной деятельности студентов лечебного факультета с использованием балльно-рейтинговой системы на кафедре факультетской терапии Иркутского государственного медицинского университета'

Результаты учебной деятельности студентов лечебного факультета с использованием балльно-рейтинговой системы на кафедре факультетской терапии Иркутского государственного медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / STUDENTS / SCORE-RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриевская Татьяна Григорьевна, Алексеева Наталья Юрьевна

Использование балльно-рейтинговой системы в оценке учебной деятельности студентов позволяет активизировать познавательную работу студентов, их стремление к овладению знаниями, в том числе во внеурочное время. Активизация самостоятельной деятельности студентов способствует более глубокому овладению профессиональными знаниями и практическими навыками. Использование балльно-рейтинговой системы в учебном процессе позволяет более реально определить достижения студентов в овладении знаниями и практическими навыками по предмету, исключив при этом элемент случайности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриевская Татьяна Григорьевна, Алексеева Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of educational activity of students of therapeutic faculty with use of score-rating system at the department of faculty therapy of Irkutsk State Medical University

Th e use of score-rating system in estimation of educational activity of students allows to make more active the cognitive work of students, their aspiration to knowledge, including aft er-hour time. Activization of independent activity of students promotes deeper professional knowledge and practical skills. Use of score-rating system in educational process leads to really deep achievements of students in knowledge and practical skills in a subject, having excluded thus an element of chance.

Текст научной работы на тему «Результаты учебной деятельности студентов лечебного факультета с использованием балльно-рейтинговой системы на кафедре факультетской терапии Иркутского государственного медицинского университета»

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ

ЗНАНИЙ СТУДЕНТА И ЕГО ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ

© АНДРИЕВСКАЯ Т.Г., АЛЕКСЕЕВА Н.Ю. — 2010

РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Т.Г. Андриевская, Н.Ю. Алексеева (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Использование балльно-рейтинговой системы в оценке учебной деятельности студентов позволяет активизировать познавательную работу студентов, их стремление к овладению знаниями, в том числе во внеурочное время. Активизация самостоятельной деятельности студентов способствует более глубокому овладению профессиональными знаниями и практическими навыками. Использование балльно-рейтинговой системы в учебном процессе позволяет более реально определить достижения студентов в овладении знаниями и практическими навыками по предмету, исключив при этом элемент случайности.

Ключевые слова: студент, балльно-рейтинговая система.

RESULTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF THERAPEUTIC FACULTY WITH USE OF SCORE-RATING SYSTEM AT THE DEPARTMENT OF FACULTY THERAPY OF IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

T.G. Andrievskaya, N.Y. Alekseeva (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. The use of score-rating system in estimation of educational activity of students allows to make more active the cognitive work of students, their aspiration to knowledge, including after-hour time. Activization of independent activity of students promotes deeper professional knowledge and practical skills. Use of score-rating system in educational process leads to really deep achievements of students in knowledge and practical skills in a subject, having excluded thus an element of chance.

Key words: students, score-rating system.

На кафедре факультетской терапии Иркутского государственного медицинского университета (ИГМУ) балльно-рейтинговая система (БРС) оценки знаний и навыков студентов применяется с 2007 года. Внедрение этой системы в учебный процесс продиктовано необходимостью вступления российской высшей школы в мировое Болонское соглашение по высшему профессиональному образованию. БРС оценки учебной деятельности студентов является одной из составляющих Болонского соглашения. Использование этой системы при обучении студентов позволяет повысить их заинтересованность в улучшении качества приобретаемых знаний, так как определяет некоторые приоритеты в итоге обучения. В связи с этим БРС оценки работы студентов стимулирует их познавательную деятельность, в том числе самостоятельную работу, создает здоровую конкуренцию среди студентов уже на этапе обучения, готовя их к дальнейшей самостоятельной работе. Кроме того, БРС позволяет более объективно оценить реальные успехи будущих врачей в овладении знаниями и практическими навыками.

Методика БРС оценки учебной деятельности студентов была разработана с учетом трудоемкости дисциплины (в кредитах) и рекомендованной оценкой в баллах (100 баллов за дисциплину) [1].

Ежедневно в процессе обучения знания и практические навыки студентов оцениваются традиционной оценкой по 5-балльной шкале (как это принято во всех вузах России).

При завершении определенных разделов дисциплины проводится балльная оценка результатов учебной работы каждого студента. По окончании цикла занятий и далее при завершении изучения дисциплины подсчитывается общее количество баллов, полученных каждым студентом.

В итоге изучения дисциплины студентам предстоит итоговое испытание (экзамен), включающее три составные части: тестирование, оценку практических навыков, собеседование. Весь экзамен и его составляющие также оцениваются традиционной оценкой и в баллах.

В процессе обучения на кафедре студент может набрать максимально 70 баллов и получить за экзамен максимально 30 баллов. С помощью системы поощрений, установленных на кафедре, возможно получение дополнительного количества баллов (не более 15), что увеличивает рейтинг студента. БРС включает и систему штрафов, что уменьшает количество набранных студентом баллов, снижая его рейтинг.

Первые два этапа экзамена (тестовый экзамен и экзамен по практическим навыкам) на кафедре считаются обязательными.

Если студент в результате обучения, успешной сдачи первых двух частей экзамена и системы поощрений набирает необходимое (определенное) количество баллов, он может быть освобожден от третьей части итогового испытания — собеседования. В этих случаях итоговая оценка (экзаменационная) определяется в соответствии с общепринятой шкалой по БРС, в зачетную книжку студента выставляется оценка, эквивалентная набранному количеству баллов, за исключением неудовлетворительной оценки (табл. 1).

Остальные студенты, не набравшие достаточного количества баллов в результате обучения и сдачи первых двух этапов экзамена для получения желаемой оценки, продолжают сдавать экзамен — проходят собеседование. Итоговая оценка, с учетом общего количества баллов, в том числе полученных и в результате собеседования, выставляется в зачетную книжку.

Такой подход к оценке учебной деятельности студентов позволяет, на наш взгляд, более реально оценить

Таблица 1

Итоговая оценка по дисциплине в результате набранного количества баллов

Набранное количество баллов + поощрения — штрафы Традиционная оценка

91-100 баллов Отлично (5)

71-90 баллов Хорошо (4)

41-70 баллов Удовлетворительно (3)

0-40 баллов Неудовлетворительно (2)

достижения обучающихся в результате овладения знаниями и практическими навыками по конкретной дисциплине, исключить элемент случайности на экзамене.

Нами проведен анализ успеваемости студентов лечебного факультета дневного и вечернего отделений по изучению внутренних болезней на кафедре факультетской терапии. При этом были сопоставлены результаты учебной деятельности студентов при оценке по БРС и традиционно.

На 4 курсе лечебного факультета дневного отделения в 2009 году по БРС (без собеседования) были оценены 110 (54,4%) студентов, из них: отлично — 41 (из 57-71,9%), хорошо — 54 (из 87-65,5%), удовлетворительно — 15 (из 53 —28,3%), остальные проходили традиционное собеседование. При этом средний балл остался на уровне предыдущих лет, как и количество отличных, хороших, удовлетворительных оценок. Неудовлетворительных оценок было меньше, чем в 2007 году, но несколько больше, чем в 2008 году.

Согласно западной модели БРС оценки учебной деятельности студентов (при подведении итогов обучения дисциплине отсутствует обязательное собеседование), мы попробовали оценить возможные результаты учебной деятельности этих же студентов, если бы итоговая оценка осуществлялась только по БРС (без собеседования). При этом средний балл был бы несколько ниже (примерно на 10%), было бы меньше отличных оценок (практически в 2 раза), хороших — несколько больше (примерно на 10%), удовлетворительных — на том же уровне, неудовлетворительных оценок почти в 4 раза больше. Однако, западная модель БРС оценки предусматривает именно для студентов с низкими результатами (Ь-Е — неудовлетворительно) собеседование с преподавателем (профессором), который по результатам собеседования определяет более высокую оценку, если это возможно, либо студент не аттестуется и направляется на повторное обучение [2, 3].

В наших условиях именно собеседование со студентами, набравшими менее 40 баллов, позволило бы уменьшить количество неудовлетворительных оценок, что несколько увеличило бы средний балл и примерно сохранило бы результаты оценки учебной деятельности студентов на уровне близком к результатам традиционной оценки (с обязательным проведением собеседования). К тому же учебные часы отводимые на проведение экзамена согласно учебному плану не включают затрат времени на экзамен по практическим навыкам и итоговому тестированию, отказ в большинстве случаев от собеседования в какой то степени компенсировал бы эти затраты.

Таблица 3

Итоги учебной деятельности студентов 5 курса лечебного факультета (вечернее отделение)

за 3 года на ка едре факультетской терапии

Оценки 2009(%) БРС (без собеседования) * 2009 (%) БРС (с собеседованием)** 8 ) 0 0 (% 2( 2007 (%)

Отлично (5) 16,2 23,2 18,0

Хорошо (4) 44,8 43,3 37,8 42,0

Удовлетворительно (3) 53,2 37,8 37,8 40,0

Неудовлетворительно (2) 0 2,7 2,3 0

Средний балл 3,44 3,73 3,8 3,78

За последние 3 года на 5 курсе вечернего отделения отмечается примерно одно и то же количество отличных, хороших и удовлетворительных оценок, практически одинаковый средний балл, но некоторое увеличение количества неудовлетворительных оценок. При этом оценка учебной деятельности студентов осуществляется также по БРС. Однако освобождение от собеседования (пока выборочно) — по количеству полученных баллов

Таблица 2

Итоги учебной деятельности студентов 4 курса лечебного факультета (дневное отделение) за 3 года на кафедре факультетской терапии

Оценки 2009(%) БРС (без собеседования) * 2009 (%) БРС (с собеседованием)** 2008 (%) 2007 (%)

Отлично (5) 12,2 25,2 25,44 26,2

Хорошо (4) 53,0 43,1 47,34 46,6

Удовлетворительно (3) 25,2 26,2 26,04 24,1

Неудовлетворительно (2) 9,6 2,5 1,18 3,4

Средний балл 3,68 3,97 3,97 3,96

Примечание: "результаты учебной деятельности студентов по БРС (итогам года, оценке практических навыков и тестовому контролю, без собеседования) — предположительно

"результаты учебной деятельности студентов совместно — по БРС (по итогам года, оценке практических навыков и тестовому контролю, без собеседования) и сочетанию БРС с традиционным собеседованием.

в процессе обучения, результатам оценки практических навыков и тестовому экзамену мы планируем ввести с этого года.

В таблице представлены результаты учебной деятельности студентов в 2009 году — сравнительная характеристика оценки по БРС с традиционным собеседованием и предположительной оценки — только по БРС (по итогам года, результатам оценки практических навыков и тестовому экзамену в баллах), но без собеседования. Данные свидетельствуют о более низком среднем балле (примерно на 8%) при оценке по БРС без собеседования в сравнении с традиционной оценкой (с собеседованием) в 2007-2009 годах, полном отсутствии отличных оценок, практически таком же количестве хороших и значительно большем (на 40%) количестве удовлетворительных оценок. При этом обращает на себя внимание факт возможного отсутствия неудовлетворительных оценок в сравнении с результатами собеседования — 2,7% неудовлетворительных оценок у этих же студентов.

Сравнительная характеристика итогов успеваемости студентов лечебного факультета дневного и вечернего отделений свидетельствует о большем количестве отличных оценок и более высоком среднем балле у студентов дневного отделения, при практически одинаковом количестве других оценок.

Предположительные результаты итоговой оценки учебной деятельности студентов по БРС (без собеседования) на наш взгляд реальнее отражают конкретный уровень знаний студентов. Меньшее количество студентов знает и владеет предметом отлично, причем на вечернем отделении таких студентов нет вообще, хорошо освоили дисциплину большее количество студентов дневного и практически такое же как при традиционной оценке количество студентов вечернего отделения, удовлетворительные результаты имелись у такого же количества студентов дневного отделения (как при традиционной оценке с собеседованием) и у значительно большего количества студентов вечернего отделения. Неудовлетворительно освоили предмет значительно большее количество студентов дневного отделения в сравнении с собеседованием, но таких студентов вообще не было на вечернем отделении.

На наш взгляд эти данные можно объяснить тем, что при собеседовании срабатывает «человеческий фактор» — большинство преподавателей завышает оценку некоторым студентам, хорошо освоившим предмет до отличной оценки, а студентам, не владеющим достаточными знаниями до удовлетворительной оценки. В связи с этим количество отличных оценок при традиционной итоговой оценке с собеседованием больше, чем при оценке по баллам без собеседования, а количество

неудовлетворительных оценок меньше. Это может быть связано и с элементом случайности на экзамене — взял удачный билет, материал которого знал лучше, только что повторил или вообще только это и знал. Отсутствие неудовлетворительных оценок при предполагаемой оценке по БРС без собеседования у студентов вечернего отделения можно объяснить их более серьезным отношением к обучению, а отсутствие у них отличных оценок более низким уровнем владения базовыми ме-

дицинскими дисциплинами, чем у студентов дневного отделения.

Таким образом, использование общепринятой согласно Болонскому соглашению БРС оценки учебной деятельности студентов позволяет более реально в соответствии с фактически имеющимися у студентов знаниями и практическими навыками оценить их овладение конкретной дисциплиной, исключив при этом элемент случайности и «человеческого фактора».

ЛИТЕРАТУРА

1. Горяев Ю.А., Казанцева Н.Ю., Калягин А.Н. Балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студента: Методические рекомендации для преподавателей. — Иркутск, 2007. — 18 с.

2. Hunter College High School. hppt://www.hchs.hunter.cuny.

edu/images/uploads/ How to Calculate Your Garde Point Average3.

pdf cmA

3. How to calculate the cumulative grade point average (CGPA) York University, Canada. http://www.kinesiology.yorku. ca/undergraduate/cpga.htm

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1. Андриевская Татьяна Григорьевна — доцент, к.м.н., Алексеева Наталья Юрьевна — доцент, к.м.н.

© БАЛАБИНА Н.М. — 2010

ЭФФЕКТИВНОСТЬ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ И ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Н.М. Балабина

(Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Проведено исследование эффективности балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов лечебного факультета на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики. Установлено, что балльнорейтинговая система позволила увеличить активность студентов в освоении практических навыков, увеличить количество отличников и хорошистов. В то же время, активность студентов, оставляющих все на последний момент не отличается от контрольной группы (оценка знаний осуществлялась по пятибалльной системе).

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, кафедра поликлинической терапии и ОВП.

EFFICIENCY OF SCORE — RATING SYSTEM OF ESTIMATION OF KNOWLEDGE QUALITY IN STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF POLYCLINIC THERAPY AND GENERAL MEDICAL PRACTICE

N.M. Balabina (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. The research of efficiency of score —rating system of an estimation of knowledge in students of medical faculty at the Department of Polyclinic Therapy and the General Medical Practice has been conducted. It has been established, that the score —rating system has allowed to increase activity of students in development of practical skills, to increase quantity of excellent and good students. At the same time, activity of the students leaving everything for last moment does not differ from control group (the estimation of knowledge was carried out on five-point system).

Key words: score-rating system, Department of Polyclinic Therapy.

Как подчеркнуто руководством Европейского регионального бюро ВОЗ (1991), «Система медицинского образования, базирующаяся на больничном секторе и отражающая доминирование взглядов врачей — специалистов и их технический подход к решению медикосоциальных проблем, определяет и характер отношения к обучению будущих врачей [1,3,4]. Позиция ВОЗ и Всемирной Федерации медицинского образования однозначна: сегодня в медицинском образовании главный акцент должен быть сделан на подготовке врачей, «обладающих всесторонними навыками и широким мировоззрением, которые были бы способны интегрировать свою работу с деятельностью как других работников здравоохранения, так и представителей других секторов»[2,5]. Этому должен способствовать переход к обучению по Болонской системе образования.

Переход на Болонский процесс на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики идет в целом нормально. Накопленный одногодичный опыт образования по балльно-рейтинговой системе показывает, что её задача — поднять качество образования [6].

Балльно-рейтинговая оценка качества знаний студентов внедрена на кафедре с февраля 2008 года. За этот

период по бальной системе проведена оценка качества знаний студентов 12 групп 5 курса и 14 групп 6 курса лечебного факультета.

Цель исследования: Изучить эффективность

балльно-рейтинговой системы оценки качества подготовки студентов на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики в 2008-2009 учебном году

Задачи исследования:

1.Определить количество неуспевающих студентов по предмету поликлиническая терапия в 2008-2009 учебном году среди студентов, оценивающихся по 100-бальной системе по сравнению с группой студентов, оценивающихся по пятибалльной системе.

2. Определить динамику качества обучения по количеству отличных и хороших оценок у студентов, оценивающихся по балльно-рейтинговой системе по сравнению со студентами, оценивающимися по пятибалльной системе.

Материалы и методы

Методом случайной выборки были взяты 4 группы студентов 5 курса, оценивающихся в 2008-2009 учеб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.