зачет по предмету в группе студентов, оценивающихся по сто — бальной системе достоверно не отличалось от группы контроля.
Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов позволило увеличить активность сту-
дентов в освоении практических навыков, увеличить количество отличников и хорошистов. В то же время, активность так называемых «резинщиков» (студентов, оставляющих все на последний момент) пока практически не сдвинулась с места.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляков Н.А., Карсаевская Т.В., Щебро А.П., Ермолаенко М.Т. Российская модель последипломного медицинского образования в контексте тенденций развития медицины на рубеже XX-XXI вв. // Биомедицинский журнал. — 2002. — Т. 3. — С.
2. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. — В 2 т. — Личность и условия развития здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова, Л.А. Коростылевой. — СПб., 1999. — С.
3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): Учеб. пособие. — М., 2001.
3. Ганноверская Декларация Римского клуба, 1994. // Вопр. философ. — 1997. — N5. — С.
4. Задачи по достижению здоровья для всех. Европейская политика здравоохранения. — Копенгаген, 2003. — С.
5. Терилл М. Три системы медицинской помощи в мире. // Всемирный форум здравоохранения. — 1997. — Т.1-2. — С. 5-17.
6. World Federation for Medical Education. The Edinburgh declaration. // Medical education. — 2008. — №22. — P. 481-482.
Информация об авторе: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1 Балабина Наталья Михайловна — заведующая кафедрой, д.м.н.
© ГОРЯЕВ Ю.А., КАЛЯГИН А.Н., КАЗАНЦЕВА Н.Ю., ОСИПОК Н.В. — 2010
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ
Ю.А. Горяев, А.Н. Калягин, Н.Ю. Казанцева, Н.В. Осипок (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. В статье приводятся практические рекомендации и анализируется собственный опыт работы на клинической кафедре в рамках балльно-рейтинговой системы. По данным социологического опроса 47 студенческих групп, делается вывод о том, что балльно-рейтинговая система может активно применяться на каждой клинической кафедре и приносить большую пользу, стимулируя студента к учебной деятельности, освоению новых знаний, умений и навыков, а, следовательно, к приобретению новых компетенций.
Ключевые слова: клиническая кафедра, балльно-рейтинговая система, оценка учебной деятельности, медицинский вуз.
SCORERATING SYSTEM OF ESTIMATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS AT THE CLINICAL DEPARTMENT
Yu.A. Goryaev, A.N. Kalyagin, N.Yu. Kazantseva, N.V. Osipok (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. In the article practical recommendations are given and the own experience of work at clinical department, taking into account score-rating system, is analyzed. On the data of sociological interrogatory of 47 student’s groups, the conclusion has been made that the score-rating system can actively be applied at every clinical department and be significantly useful, stimulating the student to educational activity, development of a new knowledge, skills, and experience and therefore, to acquisition of new competences.
Key words: clinical department, score-rating system, an estimation of educational activity, medical higher school.
Балльно-рейтинговая система (БРС) оценки учебной деятельности студентов, как необходимая часть перехода на Болонское соглашение, вводится у нас в ВУЗе с 2007 года. В это время были изданы методические рекомендации для преподавателей по этому вопросу.
Реформа образования предусматривает замену парадигмы с принятой у нас «учить студента» на «студент должен сам учиться». Эта парадигма меняет роль преподавателя в учебном процессе: преподаватель должен не «вбивать» в голову студента знания и умения, которые понадобятся ему в дальнейшей работе, а создавать условия для самостоятельной работы студента, направлять студента по правильному пути освоения наиболее значимых знаний и умений, демонстрировать необходимость и эффективность применяемых лечебных и профилактических методик.
Новая парадигма больше отвечает современному нашему обществу, которое предусматривает, что каждый добивается своего сам.
Рейтинг студента это часть балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студента: чем больше баллов, тем выше рейтинг.
Текущий (учебный) рейтинг студентов подводится на кафедре в течение семестра согласно балльно-
рейтинговой системы учета учебной деятельности студентов разработанный на кафедре.
ЦелЬ БРС — активизировать студентов на занятиях, восстановить дух соревнования между студентами и между группами одного и того же курса, добиться постоянной вне аудиторной самостоятельной работы студентов.
Зачем нужна БРС? (об этом уже много говорили и писали):
1. С помощью БРС можно гораздо точнее определить уровень знаний студентов (ведь учет ведется по 100-бальной системе).
2. БРС требует от студента постоянной работы во время семестра, а не только во время сессии. Побеждают в рейтинге те, кто умеет трудиться, ответственно относиться к учебе, добросовестно выполняет все задания преподавателя. При такой регулярной работе студента формируется прочная система умений и навыков.
3. Отношения между студентом и преподавателем становятся более ясными. Если точно определены правила БРС их труднее нарушать.
4. Благодаря БРС студент может за период обучения по дисциплине набрать более 90 баллов и получить «автоматом» экзаменационную оценку «отлично» (или «автоматом» сдать зачет).
Каждая кафедра самостоятельно разрабатывает БРС своей дисциплины, опираясь на основные принципы. В процессе апробации системы могут быть внесены изменения.
Основные принципы БРС в нашем вузе:
1. Каждая дисциплина оценивается в 100 баллов.
2. Бальная оценка зависит от трудоемкости и значимости раздела или темы, выраженной в кредитах.
3. В 100-бальную оценку включается и самостоятельная внеаудиторная работа студентов (об этом надо помнить и самостоятельную внеаудиторную работу учитывать в баллах).
4. На клинических кафедрах рекомендуется делать выше баллы (поощрение и штраф) по практическим навыкам, чем по теоретическим знаниям, тем самым, подчеркивая приоритет практических навыков.
5. Баллы, начисленные как премиальные, штрафные и баллы за УИРС не должны быть больше оценки в баллах конкретной темы, раздела, к которым они относятся.
6. Оценка раздела (этапа) в баллах, штрафные и премиальные должны быть доведены до студента заранее.
7. Студенты должны четко знать, в каком случае они могут сдать экзамен «автоматом», когда частично, например, только практическую часть.
8. Для успешной реализации балльно-рейтинговой оценки необходимо постоянное сотрудничество со студентами.
В течение семестра текущая успеваемость отражается в аттестационных ведомостях группы, с которыми старосты знакомят студентов в ходе промежуточных аттестаций.
Текущий рейтинг студентов отражается на стендах, плакатах, которые вывешиваются в практикумах или коридоре, после каждого рубежного контроля и позволяют студентам сравнивать свой рейтинг. К созданию таких стендов привлекаются старосты групп. Рекомендуется зав. кафедрами во время контрольных посещений занятий обращать внимание на заполнение аттестационных ведомостей по БРС. Рекомендуется заслушивать на кафедральных заседаниях положительный опыт внедрения БРС на кафедре. В текущем рейтинге кафедра предусматривает премиальные и штрафные баллы в зависимости от остроты кафедральных проблем со студентами (пропуски занятий, лекций, опоздания и т.д.).
В текущем рейтинге учитываются не только успеваемость студентов, но и учебно-исследовательская работа
студентов (УИРС): реферативные сообщения, создание и ремонт учебных пособий (учебных альбомов и стендов, фантомов, электронных учебных пособий, сборников задач и тестов и т.д.).
Тематика УИРС должна строго соответствовать учебной программе и преимущественно быть по трудоемким вопросам.
Участие студента в СНК в текущем учебном рейтинге не учитывается, это учитывается в итоговом рейтинге студента.
Данные текущего (учебного) рейтинга понадобятся для подведения итогового рейтинга студента. Они передаются в базу данных АСУ «Рейтинг студентов».
Использование БРС на курсе «Общий уход за больными» (28 групп лечебного факультета и медикопрофилактического факультета), и по пропедевтике внутренних болезней на педиатрическом и стоматологическом факультетах (2-ые курсы, 19 групп) позволило сделать некоторые выводы:
1. БРС несомненно активизирует студентов на занятиях, вносит дух соревнования между студентами и группами, стимулирует внеаудиторную самостоятельную работу студентов.
2. БРС не срабатывает в слабых группах, среди студентов, которые плохо учатся.
3. Успешность системы во многом зависит от преподавателя, от его отношения к этой системе.
4. Открытость системы необходимое условие ее успешности.
Опрос студентов и преподавателей показал:
1. Заинтересованность студентов в своих баллах, своем рейтинге несомненно имеется. У тех, кто хорошо учится заинтересованность выше, чем у тех, кто плохо учится.
2. Старосты групп поддерживают дух соревнования (как правило).
3. Посещаемость занятий хорошая. Злостных прогульщиков не было (боятся штрафных санкций).
4. Подготовка к занятиям тоже хорошая.
5. Мнение студентов о БРС в абсолютном большинстве случаев положительное, преподавателей тоже.
Таким образом, балльно-рейтинговая система может активно применяться на каждой клинической кафедре и приносить большую пользу, стимулируя студента к учебной деятельности, освоению новых знаний, умений и навыков, а, следовательно, к приобретению новых компетенций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балльно-рейтинговая система оценки учебной де- 2. Приказ Министерства образования РФ от
ятельности студента: Методические рекомендации для 09.03.2008 № 15-55-357 ин/15.
преподавателей. / Сост. Ю.А. Горяев, Н.Ю. Казанцева, 3. Приказ Министерства образования РФ от
А.Н. Калягин. — Иркутск, 2007. — 18 с. 28.11.2002 № 14-52-988 ин/13.
Информация об авторах: 664046, Иркутск, а/я 62, тел. (3952) 703722, 708661, e-mail: [email protected] Горяев Юрий Аркадьевич — заведующий кафедрой, профессор, д.м.н.,
Калягин Алексей Николаевич — проректор по лечебной работе, доцент,
Казанцева Наталья Юрьевна — доцент, к.м.н.,
Осипок Надежда Владимировна — ассистент, к.м.н.