Научная статья на тему 'Балльно-рейтинговая оценка учебной деятельности студентов на кафедре факультетской терапии Иркутского государственного медицинского университета'

Балльно-рейтинговая оценка учебной деятельности студентов на кафедре факультетской терапии Иркутского государственного медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / СТУДЕНТ / POINT AND RATING ESTIMATION / THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриевская Т. Г., Алексеева Н. Ю.

Использование балльно-рейтинговой системы в оценке учебной деятельности студентов на кафедре факультетской терапии Иркутского государственного медицинского университета позволяет активизировать познавательную работу студентов, их стремление к овладению знаниями, в том числе во внеурочное время. Активизация самостоятельной деятельности студентов способствует более глубокому овладению профессиональными знаниями и практическими навыками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриевская Т. Г., Алексеева Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Point and rat ing est imat ion of educat ional act ivity of st udents of fac ulty therap y depa rtment in Irkuts k stat e medica l university

Use of point and rating system in estimation of educational activity of students of Faculty Therapy Department of Irkutsk State Medical University allows to make more active cognitive work of students, their aspiration to mastering with knowledge, including unfixed time. Making more active independent activity of students promotes deeper mastering with a professional knowledge and practical skills.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая оценка учебной деятельности студентов на кафедре факультетской терапии Иркутского государственного медицинского университета»

ЛИТЕРАТУРА

1. Вагин В.И. Исторические сведения о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири. - СПб., 1872. - Т.1. - С.191.

2. Галкина В. Собирая осколки времени // Вост.-Сиб. правда. - 13.03.1999.

3. ГАИО.Ф.Р. -71. оп. 1. Д. 207. л.

4. ГАИО. Ф.70. оп. 1. д. 789. л.1.

5. ГАИО. Ф.70. оп. 1. д. 789. л.22-22 об.

6. ГАИО. Ф.70. оп. д. 1244. л.5, 6, 8, 13, 67-68.

7. ГАИО. Ф.70. оп. 4е. д. 403 /старая нумерация/.

8. ГАИО. Ф.587. оп. д. 273. л.242-244.

9. Гаращенко А.Н. Постройки Иркутска, связанные с Российско-американской компанией // Русская Америка: материалы III Международной научной конференции «Русская Америка» (Иркутск, 8-12 августа 2007 г.) - Иркутск, 2007. -564 с.

10. Демьянович Б.А. Улицы моего детства // Земля Иркутская. - 2006. - №1. - С.87-101.

11. Демьянович Б.А. Записки иркутянина (1916-1942 гг.).

- Иркутск: Оттиск, 2008. - 180 с.

12. Зобнин Ю.В., Калягин А.Н. К 90-летию Иркутского государственного медицинского университета. Медицинский

факультет Иркутского государственного университета (сообщение 1). // Сибирский медицинский журнал. - 2009. - Т. 84. №1. - С.86-94.

13. Колмаков Ю.П. Улица Красного Восстания // Вост.-Сиб. правда. - 1984. - 8 декабря.

14. Колмаков Ю.П. По улице Ленина... - Иркутск, 1985.

- 30 с.

15. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись 1661-1940 гг. -Иркутск: Оттиск, 2003. - 848 с.

16. Ларионова Т.А., Евсеева Н.П. Высшая медицинская школа в Иркутске (1919-1969 гг.). - Иркутск, 1972. - 67 с.

17. Мушников Д. Есть такая улица // Сов. молодежь. -

1960. - 8 октября.

18. Первое столетие Иркутска (Издание В.П. Сукачева).-СПб., 1902. - 187 с.

19. Чирков Н.С. Иркутск в кармане (1908 - 1909). -Иркутск, 1909. - С.105.

20. Щербакова В.П. По улицам родного города. - Иркутск,

1961. - 93 с.

21. Энциклопедический словарь «Иркутск». - Иркутск,

2006. - 368 с.

Информация об авторе: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания,1, ИГМУ, кафедра судебной медицины, тел. (3952)243662, Неделько Николай Федорович - доцент, к.м.н.

ПЕДАГОГИКА

© АНДРИЕВСКАЯ Т.Г., АЛЕКСЕЕВА Н.Ю. - 2010

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Т.Г. Андриевская, Н.Ю. Алексеева (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра факультетской терапии, зав. - д.м.н., проф. Н.М. Козлова)

Резюме. Использование балльно-рейтинговой системы в оценке учебной деятельности студентов на кафедре факультетской терапии Иркутского государственного медицинского университета позволяет активизировать познавательную работу студентов, их стремление к овладению знаниями, в том числе во внеурочное время. Активизация самостоятельной деятельности студентов способствует более глубокому овладению профессиональными знаниями и практическими навыками.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая оценка, студент.

POINT AND RATING ESTIMATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF FACULTY THERAPY DEPARTMENT IN IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

T.G. Andrievskaya, N.U. Alekseeva (Irkutsk State Medical University)

Summary. Use of point and rating system in estimation of educational activity of students of Faculty Therapy Department of Irkutsk State Medical University allows to make more active cognitive work of students, their aspiration to mastering with knowledge, including unfixed time. Making more active independent activity of students promotes deeper mastering with a professional knowledge and practical skills.

Key words: point and rating estimation, the student.

На кафедре факультетской терапии Иркутского государственного медицинского университета (ИГМУ) балльнорейтинговая система (БРС) оценки знаний и навыков студентов применяется в течение двух лет. С учетом трудоемкости дисциплины по факультетам (в кредитах) и произвольной оценкой в баллах (100 баллов) были проведены расчеты балльно-кредитового коэффициента (цена одного кредита в баллах) по факультетам и балльная оценка различных разделов дисциплины для всех факультетов (пульмонология, гастроэнтерология, кардиология, ревматология, нефрология, гематология) [1].

Ежедневно в процессе обучения знания и практические навыки студентов оцениваются традиционной оценкой по

5-балльной шкале (как это принято во всех ВУЗах России). Разработана шкала оценки знаний (тестирование, традиционное собеседование) и практических навыков (работа с больным, интерпретация данных лабораторных и инструментальных методов обследования больного, написание историй болезни, рецептов на лекарственные препараты, решение ситуационных задач, подготовка презентаций, докладов). На каждом занятии студент получает две оценки, оценивающие приобретенные знания и полученные практические навыки (умения).

При завершении определенных разделов дисциплины проводится балльная оценка результатов учебной работы каждого студента. По окончании цикла занятий по дисци-

Таблица 1

Расчет балльно-рейтинговой оценки студентов лечебного факультета в зависимости от традиционной шкалы оценок по разделам дисциплины на кафедре факультетской

терапии

7 семестр .Ікала оценок

Курация больного, написание истории болезни 5 5- 4 4- 3+ 3 3- 2

100% 90% 85% 80% 75% 70% 60% 50%

4,0 3,5 3,3 3,2 3,0 2,8 2,4 2,0

пульмонология 13,5 12,0 11,5 11,0 10,0 9,5 8,0 6,5

гастроэнтерология 13,5 12,0 11,5 11,0 10,0 9,5 8,0 6,5

Итого 31 27,5 26,3 25,2 20,3 21,8 18,4 15,0

8 семестр

Курация, ИБ 4,5 4,0 3,8 3,5 3,2 3,0 2,7 2,3

кардиология 14,5 13,0 12,5 11,5 11,0 10,0 9,0 7,0

ревматология 8,0 7,5 7,0 6,5 6,0 5,5 5,0 4,0

нефрология 6,0 5,5 5,0 4,5 4,2 4,0 3,5 3,0

ЖДА 3,0 2,8 2,5 2,4 2,2 2,0 1,8 1,5

Неотложные состояния 3,0 2,8 2,5 2,4 2,2 2,0 1,8 1,5

Итого 39 35,6 33,3 30,8 28,8 26,5 24,8 19,3

Всего 70 63,1 59,6 56,0 49,1 48,3 43,2 34,3

плине определяется суммарная оценка в баллах за семестр и далее при завершении изучения дисциплины во втором семестре подсчитывается общее количество баллов, полученных каждым студентом по дисциплине в соответствии с полученными традиционными оценками (табл.

1).

В итоге изучения дисциплины студентам предстоит итоговое испытание (экзамен), включающее три составные части: тестирование, оценку практических навыков, собеседование. Весь экзамен и его составляющие также оцениваются традиционной оценкой и в баллах.

При подведении итогов БРС за дисциплину оценка в баллах за экзамен плюсуется к количеству баллов, полученных студентом в процессе обучения на кафедре. Таким образом, в процессе обучения на кафедре студент может набрать максимально 70 баллов и получить за экзамен

Таблица 2

Расчет экзаменационных составляющих по БРС в зависимости от традиционной шкалы оценок для студентов лечебного факультета на кафедре факультетской

терапии

ния дисциплины к баллам, полученным в процессе обучения за год, прибавляются баллы, полученные за овладение практическими навыками (экзаменационная оценка по практическим навыкам в баллах) и теоретическим знаниям (тестирование). Далее решается вопрос, в зависимости от количества набранных студентом баллов, об освобождении его от собеседования и выставлении в зачетную книжку оценки, эквивалентной набранному количеству баллов.

Предварительный анализ использования БРС по результатам обучения на кафедре в 2008-2009 учебном году показал достаточно высокую эффективность этой системы (табл. 4).

Меньшее количество отличных оценок и большее количество неудовлетворительных оценок, скорее всего, отражает реальный уровень освоения студентами учебного материала по дисциплине.

Однако, освобождение от этапа испытания (экзамена) не является обязательным, учитывая наличие этого этапа в

Таблица 3

Итоговая оценка по дисциплине в результате набранного количества баллов

Набранное количество баллов + поощрения - штрафы Традиционная оценка

91 - 100 баллов Отлично (5)

71 - 90 баллов Хорошо (4)

41 - 70 баллов Удовлетворительно (3)

0 - 40 баллов Неудовлетворительно (2)

Традиционная оценка тестирование практические навыки собеседование ИТОГО

5 «отлично» 5 10 15 30 (- 3 б)

4 «хорошо» 4,5-4,0 8,5-8,0 12,5-11,5 25,0-23,5

3 «удовлетв» 3,5-3,0 7,5-6,0 10,5-9,0 21,5-18,0

2 «неудовл» 2,5 5,0 7,5 > 15

максимально 30 баллов. Если за время изучения дисциплины и овладения соответствующими практическими навыками с помощью системы поощрений, установленных на кафедре, студент набирает необходимое (определенное) количество баллов, он может быть частично или полностью освобожден от итогового испытания (экзамена).

Система поощрений включает дополнительные баллы за отличные оценки при выполнении заданий, своевременное написание на отлично истории болезни, рецептов на лекарственные препараты, выполнение учебноисследовательской работы - подготовка докладов, демонстрация больных с презентацией. БРС включает и систему штрафов за пропуски занятий, неподготовленность к занятиям, несвоевременную (после окончания цикла занятий) отработку пропущенных занятий, написание историй болезни и рецептов.

Обязательными на кафедре считаются первые две части экзамена - тестирование и оценка практических навыков, которые оцениваются в баллах согласно представленной шкале (табл. 2). При этом оценку практических навыков мы считаем наиболее важной частью испытания в овладении медицинской специальностью. От итогового собеседования студент может быть освобожден с определением итоговой оценки по шкале баллов (табл. 3).

Таким образом, на нашей кафедре при завершении изуче-

учебном плане по факультетской терапии. Любой студент, желающий получить более высокую оценку по дисциплине, чем оценка, эквивалентная набранному им количеству баллов в процессе обучения факультетской терапии за два семестра, имеет право сдавать экзамен (собеседование). Полученная в результате испытания оценка (в баллах) суммируется с количеством баллов, имеющихся у студента за время изучения дисциплины, и эквивалентная количеству баллов итоговая оценка выставляется в зачетную книжку. Безусловно, собеседование обязательно для студентов, имеющих «низкий балл» (неудовлетворительно), и большинство студентов с «невысокими баллами» (удовлетворительно).

Внедрение БРС оценки учебной деятельности студентов в учебный процесс имеет большое значение в повышении качества знаний и практических навыков студентов, поскольку

Таблица 4

Итоги предварительной (по количеству набранных баллов) оценки учебной деятельности студентов по БРС (в %) на кафедре факультетской терапии в сравнении с результатами экзамена (за предыдущие годы)

Оценки 2009 (%) 2008(%) 2007 (%)

Отлично (5) 12,2 25,44 26,2

Хорошо (4) 53,0 47,34 46,6

Удовлетворительно (3) 25,2 26,04 24,1

Неудовлетворительно (2) 9,6 1,18 3,4

стимулирует их к овладению специальностью, в том числе в самостоятельной работе, в стремлении получить наибольшее количество баллов. Студенты практически не пропускают занятий, добросовестно готовятся к занятиям, активно ведут себя на занятиях, работая с больными, решая практические задания, своевременно выполняют задания по самостоятельной работе (написание истории болезни, рецепты).

Первый опыт внедрения БРС в том виде, в каком это осуществляется в российских ВУЗах и, в частности, в ИГМУ, свидетельствует о необходимости упрощения этой системы с учетом мирового опыта использования рейтинговой системы в учебном процессе.

Система Академической градации (рейтинговая система) постоянно совершенствуется и в Университетах Европы и Америки, в настоящее время идет унификация оценочной шкалы. В российских ВУЗах этот важный компонент рейтинговой градации - единая оценочная шкала - имеется и ,в общем является сопоставимой с мировыми оценочными шка-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горяев Ю.А., Казанцева Н.Ю., Калягин А.Н. Балльнорейтинговая система оценки учебной деятельности студента: Методические рекомендации для преподавателей. - Иркутск,

2007. - 18 с.

2. How to Calculate Your GPA Http://depts.washington.edu/

лами, используемыми в большинстве высших Европейских и Американских школ [2,3].

Нам кажется рациональным использование в российской рейтинговой системе мировых методов балльной оценки учебной деятельности студентов, как наиболее простой и менее трудоемкой, а также реально отражающей степень овладения студентами конкретными дисциплинами и специальностью в целом с учетом трудоемкости дисциплин, курсов. В конечном итоге применение Академической градации (БРС) направлено на получение диплома по специальности с преимущественным правом получения престижной и желаемой работы.

engl/ugrad/how to calculate your GPA4.pdf http://washington. edu

3.3. Hunter College High School hppt://www.hchs.hunter. cuny.edu/images/uploads/How to Calculate Your Garde Point Average3.pdf США.

Информация об авторах: 664001 г.Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, кафедра факультетской терапии ИГМУ, Андриевская Татьяна Григорьевна - доцент, к.м.н., тел. (3952) 34-19-96,

Алексеева Наталья Юрьевна - доцент, к.м.н., e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.