Научная статья на тему 'Особенности внедрения балльно-рейтинговой системы на фармацевтическом факультете Иркутского государственного медицинского университета'

Особенности внедрения балльно-рейтинговой системы на фармацевтическом факультете Иркутского государственного медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY / SCORE-RATING SYSTEM / PHARMACEUTICAL FACULTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заварзина Галина Анатольевна, Зюбр Татьяна Прохоровна, Васильев Игорь Борисович

В 2007 году Иркутский государственный медицинский университет начал использовать балльнорейтинговую системы оценки знаний студентов в учебном процессе. Все кафедры и курсы фармацевтического факультета провели расчет учебной нагрузки, определили критерии учета выполнения нагрузки студентами, разработали ведомости учёта учебной деятельности. В целом, студенты и преподаватели положительно оценили внедрение балльно-рейтинговой системы учета выполнения учебной нагрузки. Но еще имеются вопросы, которые необходимо решить для унификации оценки качества знаний на кафедрах факультета и подведении рейтинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заварзина Галина Анатольевна, Зюбр Татьяна Прохоровна, Васильев Игорь Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of introduction of score-rating system at pharmaceutical faculty of Irkutsk State Medical University

In 2007 Irkutsk State Medical University started to use score-rating system in estimation of knowledge of students in educational process. All departments and courses of pharmaceutical faculty have actually executed transition to this system of the account of performance of an academic load. Diffi culties of transition consisted in certain features of work of chairs which have been successfully overcome during the experiment.

Текст научной работы на тему «Особенности внедрения балльно-рейтинговой системы на фармацевтическом факультете Иркутского государственного медицинского университета»

Вывод: рейтинговая система оценки производ- оценки результатов учебной работы каждого студен-

ственной практики студентов является эффектив- та, уменьшить влияние субъективных факторов со

ной, так как позволяет усилить мотивацию учебной стороны преподавателя, что способствует повыше-

деятельности путем более четкой дифференциации нию качества обучения.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: zinvasdor@mail.ru Молоков Владислав Дмитриевич — заведующий кафедрой, профессор, д.м.н.,

Доржиева Зинаида Васильевна — доцент, к.м.н.,

Артемьева Ирина Анатольевна — ассистент, к.м.н.

© ЗАВАРЗИНА Г.А., ЗЮБР Т.П., ВАСИЛЬЕВ И.Б. — 2010

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Г.А. Заварзина, Т.П. Зюбр, И.Б. Васильев (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. В 2007 году Иркутский государственный медицинский университет начал использовать балльнорейтинговую системы оценки знаний студентов в учебном процессе. Все кафедры и курсы фармацевтического факультета провели расчет учебной нагрузки, определили критерии учета выполнения нагрузки студентами, разработали ведомости учёта учебной деятельности. В целом, студенты и преподаватели положительно оценили внедрение балльно-рейтинговой системы учета выполнения учебной нагрузки. Но еще имеются вопросы, которые необходимо решить для унификации оценки качества знаний на кафедрах факультета и подведении рейтинга.

Ключевые слова: Иркутский государственный медицинский университет, балльно-рейтинговая система, фармацевтический факультет.

FEATURES OF INTRODUCTION OF SCORE-RATING SYSTEM AT PHARMACEUTICAL FACULTY OF IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

G.A. Zavarzina, T.P. Ziubr, I.B. Vasiliev (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. In 2007 Irkutsk State Medical University started to use score-rating system in estimation of knowledge of students in educational process. All departments and courses of pharmaceutical faculty have actually executed transition to this system of the account of performance of an academic load. Difficulties of transition consisted in certain features of work of chairs which have been successfully overcome during the experiment.

Key words: Irkutsk State Medical University, score-rating system, pharmaceutical faculty.

В 2007 году Иркутский государственный медицинский университет начал использовать балльнорейтинговой систему (БРС) оценки знаний студентов в учебном процессе. Переход на БРС происходит во многих вузах нашей страны как один из этапов присоединения к Болонскому процессу — единой европейской системе высшего образования.

Переход на БРС в вузах осуществляется для совершенствования планирования и организации учебного процесса, увеличения роли самостоятельной работы студентов, оптимизации учебной нагрузки педагогических работников, обеспечения свободы вуза в формировании основных образовательных программ, а также расширения возможностей студентов в индивидуализации подготовки по выбранному направлению или специальности [2].

Основные цели введения БРС в вузе направлены на повседневную работу студентов, на стимулирование повседневной систематической работы студентов; снижение роли случайностей при сдаче экзаменов и зачетов; повышение состязательности в учебе; создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения (ординатура, аспирантура и т.д.); повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы.

В основу системы зачетных единиц для российских вызов взята Европейская система зачетного перевода (European Credit Transfer System — ECTS) [1].

Министерством образования России предложена методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального обра-

зования в зачетных единицах предполагает, что одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам), учитывает трудоемкость курсовых работ, зачетной недели, практики и семестровых экзаменов, а стоимость дисциплины в баллах вместе с экзаменом составляет 100 [3].

Все кафедры и курсы фармацевтического факультета провели расчет учебной нагрузки студентов при освоении предмета, определены критерии учета выполнения студентами учебной нагрузки, включающие основные, дополнительные и штрафные баллы. Составлены ведомости учета выполнения нагрузки. На разных кафедрах ведомости реализованы в типовой форме, согласованной кафедрами факультета. Для удобства учета выполнения нагрузки на каждом занятии разработана электронная версия ведомости, в которой производится подсчет баллов по модулям с учетом штрафных и дополнительных, баллов за семестр и за время изучения всего предмета. Электронная ведомость значительно ускоряет и облегчает работу преподавателей.

При расчете нагрузки планы проведения лабораторных (практических) занятий были разделены на модули в соответствие с изучаемыми темами, заканчивающиеся контрольной точкой (контрольная, коллоквиум, зачет по циклу). В сумму баллов модулей включены входной и выходной контроли, тестовые контроли знаний и оценка сдачи контрольной точки. В конце каждого семестра подводится итог работы студентов и рейтинг по группам и на курсе.

Особенностью подведения рейтинга является то, что на некоторых профильных кафедрах изучение предмета продолжается от одного (биотехнология) до

5 семестров (фармацевтическая химия), поэтому количество набранных баллов студентами на разных курсах сильно отличаются по сумме. Это вызывает определенную трудность при определении рейтинга студентов на факультете в целом.

Со времени начала введения БРС на факультете на отдельных кафедрах по итогам работы при изучении предмета многие студенты получили зачет «автоматом». Кроме того, сумма набранных баллов учитывается при сдаче экзамена. Но данная практика не реализуется, если результатом изучения предмета является итоговая государственная аттестация.

Исходя из практики сдачи экзаменов на факультете, некоторые студенты могут получить более низкую экза-

менационную оценку, чем оценки, результатов работы.

На наш взгляд, объективная оценка знаний студентов должна складываться из результата собеседования на экзамене и количества баллов, набранных в процессе обучения. Это будет стимулировать студентов набрать максимально возможное количество баллов, активно работая в течение учебного года.

В целом, студенты и преподаватели фармацевтического факультета ИГМУ положительно оценивают внедрение балльно-рейтинговой системы учета выполнения учебной нагрузки. Но еще имеются вопросы, которые необходимо решить для унификации оценки качества знаний на кафедрах факультета и подведении рейтинга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национально культурное пространство и проблемы коммуникации // Матер. междунар. практ. конф. — ч. 1. — СПб., 2007. — 128 с.

2. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. Ш5-55-357ин/15. Примерное положение об организации учебного процесса в высшем

учебном заведении с использованием системы зачетных единиц.

3. Приложение 1 к письму Минобразования России от 28.11.2002 №14-52-988 ин\13. Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 10, ИГМУ, кафедра технологии лекарственных форм, тел. (3952) 243447. E-mail: ivas_irk@mail.ru Заварзина Галина Анатольевна — заведующая кафедрой, к.б.н., доцент.

Зюбр Татьяна Прохоровна — заведующая кафедрой, к.ф.н., доцент.

Васильев Игорь Борисович — ассистент, к.ф.н.

© КАЛИНИЧЕНКО А.Н., НАГОВИЦЫН С.Г., ШКАТОВА Е.Ю, УСЫНИНА Н.И. — 2010

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ

А.Н. Калиниченко1, С.Г. Наговицын2, Е.Ю. Шкатова1, Н.И. Усынина1 (^Ижевская государственная медицинская академия; 2Ижевский юридический институт(ф) РПА Минюста России)

Резюме. Модернизация Российской образовательной системы предполагает использование инновационных технологий в образовательном процессе. Нами была разработана, апробирована и применена психолого-педагогическая технология балльно-рейтинговой оценки учебной успешности студентов. Информационная поддержка технологии обеспечивается информационно-аналитической программой «Рейтинговая оценка учебной успешности студентов» (OPTIMA — «Успешность»). Применение инновационных педагогических технологий, включающих информационные системы является, на наш взгляд, важным фактором модернизации Российского образования.

Ключевые слова: модернизация образовательной системы, объективизация контроля, учебная успешность, рейтинг, балльно-рейтинговая оценка, успеваемость, коэффициент активности, коэффициент зачетно-кредитных единиц, информационно-аналитическая программа.

THE USE OF SCORE- RATING SYSTEM IN ASSESSING STUDENTS EDUCATIONAL ACHIEVEMENT

A.N. Kalinichenko1, S.G. Nagovitsyn2, Ye.Yu. Shkatova1, N.I. Ysynina1 ^Izhevsk State Medical Academy, 2Izhevsk Institute of Legacy)

Summary. Modernization of the Russian system of education proposes the implementation of innovative technologies into educational process. The psychological-pedagogical technology of score-rating assessment of students’ academic achievements has been carried out and implemented by the group of researchers. Information support is provided by the information-analytical programme «Rating assessment of students’ educational achievement» (OPTIMA — «Achievement»). Application of pedagogical technologies, including information technologies is in our view an important factor of modernization of the Russian system of education.

Key words: modernization of educational system, objectification of the control, academic achievements, rating, score-rating assessment system, coefficient of activity, coefficient of credit units, information- analytical programme.

Коренные изменения в последние десятилетия в социальной и экономической сферах, присоединение России к Болонскому процессу обусловили переход ее образовательной системы на гуманистическую, личностно-ориентированную парадигму. Перед вУЗами России поставлена задача адаптации методологии обучения к требованиям Болонского процесса с учетом сохранения лучших традиций отечественной высшей школы. Модернизация затрагивает и организацию учебного процесса: увеличивается ответствен-

ность преподавателей, возрастает доля и активность самостоятельной работы студентов. При этом работа в балльно-рейтинговом регламенте становится важным компонентом внутривузовской системы оценки качества подготовки специалистов.

Принципиально новые методы контроля процесса становления студента как специалиста отслеживают не столько уровень усвоения знаний, сколько ход и результаты его практических действий и поступков. Оценка учебной успешности в сознании студента представ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.