НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2011. № 2 (5). СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
лять группы риска, подлежащие специфической вак-цинопрофилактике; осуществлять контроль пищевых продуктов животного происхождения; осуществлять мониторинг плотности популяции и скорости инфицирования основных переносчиков; проводить учет численности и составлять прогноз развития эпизоотии в природных очагах; проводить серологические исследования в очагах инфекции; клинико-лабораторную диагностику инфекций, проводить профилактические и противоэпидемические мероприятия.
Обсуждение. При разработке рабочей программы на 2010/11 г. были учтены данные анкетирования интернов выпуска 2010 г., показавших необходимость разработки элективного курса, имеющего практическую направленность для последующей трудовой деятельности врачей-эпидемиологов, с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации в Республике Башкортостан по природно-очаговым инфекциям.
Актуальность введения данного элективного курса определяется тем, что интернам показывается значимость природно-очаговых инфекций для региона в целом, в то время как при проведении основного цикла их «проходят» по отдельности: ГЛПС - в группе кишечных инфекций, бешенство - в группе контактных инфекций, клещевой энцефалит и клещевой боррелиоз изучаются в группе трансмиссивных инфекций.
Важную роль играет включение лекций, имеющих фундаментальное теоретическое значение: теория о природной очаговости Павловского, современная классификация природно-очаговых болезней, трансформация природного очага (Черкасский). Лекции актуализированы с учетом современных публикаций ученых по данной проблеме, в том числе научных сотрудников ФГУН «Омский научно-исследовательский институт природно-очаговых инфекций» Роспотребнадзора.
В подготовке интернов по заданию главного врача центра принимали участие специалисты, имеющие большой практический опыт работы: врачи-эпидемиологи, дезинфектологи, зоолог, энтомолог. Особая роль на элективном цикле отведена разделам, которые не проходят в типовой программе: лабораторная диагностика природно-очаговых инфекций. Учитывая хорошее лабораторное оснащение базы кафедры - ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Баш-
кортостан», преподаватели кафедры привлекают к занятиям заведующих лабораториями особо опасных инфекций и ПЦР-диагностики, вирусологических исследований, где на практике показывают имеющиеся современные приборы «Roter-Gene» 6000 (Австралия), ПЦР в режиме реального времени, люминесцентный микроскоп, ИФА-анализатор, ламинарные боксы и др. Посещение интернами лаборатории вирусологических исследований, проводящееся в весенний период, определение вирусофорности клещей методом ИФА - одно из самых интересных практических занятий. Некоторые интерны совместно с зоологом участвовали в отлове грызунов в осенний период 2010 г.
Наиболее интересными для интернов были встречи с врачами, которые делились уникальным опытом своей профессиональной деятельности по расследованию природно-очаговых заболеваний и редких зооно-зов на территории Республики Башкортостан (64 случая туляремии в г. Агидель в 1998 году; бешенство у людей в 1996, 1997, 2004, 2010 гг.; 9400 случаев ГЛПС в 1997 г.; сибирская язва у 11 жителей Янаульского района в 2008 г.).
Несколько интернов, посещавших элективный курс, выбрали в качестве курсовой научно-практической работы темы по природно-очаговым инфекциям. Интерны изучили статьи и тезисы, опубликованные в научном журнале «Национальные приоритеты России», № 2, 2009 г. «Материалы Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 70-летию теории академика Е.Н. Павловского о природной очаговости болезней», книгу «Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: актуальные проблемы эпидемиологии, патогенеза, диагностики, лечения и профилактики» / Под ред. акад. АН РБ Р.Ш. Магазова (Уфа: Гилем, 2006. 240 с.).
Таким образом, проведение кафедрой медико-профилактического дела ИПО ГОУ ВПО «Башгосмедуни-верситет» Росздрава элективного курса «Природно-оча-говые инфекции» на базе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» имеет региональную актульность, практическую направленность и оценивается как формирование компетентностного подхода в подготовке интернов к будущей профессиональной деятельности по специальности «Эпидемиология».
ВНЕДРЕНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ МИКРОБИОЛОГИИ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
И.Б. Петрила, О.Г. Карноухова, Р.В. Киборт
ГОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет», г. Иркутск
С 2007 г. в Иркутском государственном медицинском университете введена балльно-рейтинговая система (БРС) оценки знаний студентов как необходимая
часть перехода на Болонское соглашение. Рейтинговая система оценки знаний студентов, получившая широкое распространение во многих странах, включая Россию,
ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ
призвана улучшить профессиональную подготовку студентов. Согласно приказу Минобразования РФ, «разработанную вузом рейтинговую систему следует вводить во всем вузе по всем дисциплинам основных образовательных программ». На начальном этапе БРС была разработана и внедрена на нескольких базовых кафедрах медицинского университета.
Кафедра микробиологии ИГМУ одной из первых была выбрана в качестве экспериментальной базы для внедрения балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов медицинского университета в2007/08 учебном году. За пять лет по БРС была дана оценка знаний более 3000 студентов, обучающихся на кафедре микробиологии. Выбор кафедры был обусловлен тем, что медицинскую микробиологию как базовую дисциплину изучают студенты всех факультетов вуза. Текущий рейтинг позволяет поэтапно в течение всего учебного года (двух учебных семестров, отводимых для изучения медицинской микробиологии) контролировать успеваемость большого количества студентов, избегая при этом субъективности, присущей традиционной форме оценки.
Рабочие учебные программы составлены в кредитах исходя из количества часов, отводимых на изучение всей дисциплины в целом и по отдельным ее разделам.
Для определения рейтинга успеваемости студентов сотрудниками, ответственными за внедрение БРС, разработаны специальные условия, которые позволяют определить уровень теоретической и практической подготовки студентов по микробиологии, вирусологии и иммунологии. При этом в дисциплине выделена базисная часть - основная доля знаний, умений и навыков, которыми обязаны овладеть все студенты, и дополнительная часть, овладение которой зависит преимущественно от способностей и мотивации самого студента.
Оценка освоения учебного материала производится в баллах. Распределение кредитов и сумма баллов, которые может получить студент, определяются количеством учебных часов (кредитов), отводимых для изучения отдельной темы (рубежного контроля знаний) и курса в целом, а также степенью освоения учебного материала.
При изучении предмета на кафедре медицинской микробиологии в течение двух учебных семестров студенты могут набрать восемь кредитов, что составляет сто баллов. В эту сумму входят баллы, набранные при сдаче коллоквиумов (рубежного контроля знаний) и итогового экзамена, включающего три этапа: сдачу практических навыков, компьютерное тестирование и устный ответ, а также баллы, набранные при выполнении самостоятельной работы различных уровней сложности. Студентам предлагается одинаковый набор вопросов, знаний и навыков, что важно для унификации и объективности оценки, а также это привносит элемент соревнования в отношения между студентами и значительно повышает их активность в изучении предмета. Вопросы множественного выбора в тестовых формах и ситуационные задачи с многовариантной системой ответов призваны научить студента применять полученные знания и навыки для своей профессиональной практической деятельности, способствовать формированию врачебного мировоззрения. Задания тестовых контролей предполагают использование современных программно-педагогических средств компьютерного обучения.
Дополнительными баллами поощряется активная,
инициативная работа на практических занятиях. Студенты, в итоге набравшие 90 и более баллов за весь курс обучения, освобождаются от сдачи устного этапа итогового экзамена. В системе штрафов учитываются пропуски лекций, занятий, неподготовленность к занятиям.
Для оптимизации самостоятельной работы студентов на долю, на которую приходится до 1/3 всего времени, составлены планы самостоятельной внеаудиторной работы студентов, методические рекомендации по ее выполнению, схемы написания докладов, рефератов, список дополнительной литературы и вопросы для самостоятельного изучения и проверки знаний.
Для перевода на балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов потребовались разработка и внедрение информационных материалов для студентов и преподавателей кафедры. Материалы, включенные в «информационные» папки, содержат ведомости для преподавателя (для учета успеваемости в баллах), ведомость для студента (каждый студент имеет индивидуальный листок успеваемости в баллах), перечень тем и оригинальных заданий, разделенных на три уровня сложности, для выполнения самостоятельной работы.
Для интерактивного (дистанционного) обучения и выполнения самостоятельной работы студентов на кафедре микробиологии ИГМУ используются современные компьютерные технологии, которые выступают в роли мощного вспомогательного средства обеспечения качества учебного процесса и дают возможность быстрого поиска текстового, графического, видеоматериала. Качественное выполнение этой задачи требует знания студентами отечественных и иностранных ресурсов, журналов, баз данных по микробиологии, а также овладения навыками поиска и анализа информации.
Включение инновационных методов, компьютерных технологий в учебный процесс на кафедре микробиологии позволяет повысить эффективность и расширить диапазон познавательной деятельности студентов.
Студенты, имеющие хорошую теоретическую подготовку и проявившие склонность к научно-исследовательской работе, выполняют научно-практические работы на базе ЦЛД (центр лабораторной диагностики «Мечников») при ИГМУ.
В настоящее время балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов на кафедре микробиологии ИГМУ освоили все преподаватели и с воодушевлением приняли студенты. Выполнение самостоятельной работы различного уровня сложности не только повышает мотивацию студентов при изучении предмета, но и позволяет увеличить итоговое количество баллов, которое может получить студент по завершении изучения курса медицинской микробиологии.
Итоги многолетнего использования рейтинговой системы на кафедре микробиологии ИГМУ показали, что у студентов вырабатывается более активное и ответственное отношение к подготовке и проведению практических занятий, повышается заинтересованность в приобретении знаний и умений и требовательность к качеству и уровню преподавания. В процессе реализации на практике балльно-рейтинговой системы оценки знаний необходимо избегать излишней формализации учебного процесса, постоянно совершенствовать методы и формы обучения студентов по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии.