Научная статья на тему 'Балльно-рейтинговая система оценки при подготовке студентов по дисциплине "Педиатрия"'

Балльно-рейтинговая система оценки при подготовке студентов по дисциплине "Педиатрия" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / СТУДЕНТЫ / УСПЕВАЕМОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / БАЛЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Сардана Валерьевна, Ханды Мария Васильевна, Аммосова Аэлита Михайловна, Артамонова Саргылана Юрьевна, Степанова Лена Анатольевна

Балльно-рейтинговая система оценки (БРС) успеваемости комплекс мероприятий, обеспечивающих проверку качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ. Балльно-рейтинговая система оценки знаний предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в университете. БРС поддерживает мотивацию студентов к активной и равномерной работе в течение семестра, обеспечивает осознанную самоорганизацию студентами учебной деятельности, способствует повышению эффективности регулярной самостоятельной работы, усиливает контроль над систематической работой студентов при освоении ими образовательной программы посредством более высокой дифференциации оценки результатов их учебной деятельности, повышает самодисциплину студентов и ответственность за результаты своей учебной деятельности. Цель данной работы заключается в сравнительном анализе балльно-рейтинговой системы с оценкой традиционного экзамена по дисциплине «педиатрия» у студентов, обучающихся по специальности 31.05.01. «Лечебное дело». Балльно-рейтинговая система внедрена в учебный процесс с 2011 г. Проведена сравнительная оценка успеваемости студентов, обучающихся по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования в 2015-2016 гг. и итогов экзаменационной сессии студентов, обучившихся по Государственному образовательному стандарту 2 поколения за 2016-2017 гг. по дисциплине «Педиатрия». Результаты полученных данных показали, что проведение БРС дает возможность получения итоговой оценки по дисциплине с учетом успеваемости, стимулирует студентов на достижение более высоких результатов, повышает мотивацию на освоение образовательной программы. Внедрение новых информационных технологий, таких, как БРС, позволяет усовершенствовать систему организации учебного процесса и повысить качество образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Сардана Валерьевна, Ханды Мария Васильевна, Аммосова Аэлита Михайловна, Артамонова Саргылана Юрьевна, Степанова Лена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Point-rating system of assessment in training students in the Pediatrics course

The point-rating system (PRS) of students’ performance is a set of measures that verify the quality of the educational work of students in mastering basic educational programs. The point-rating system of knowledge assessment is intended to improve the objectivity and reliability of assessing the level of students’ training and is used as a part of the educational process management at the university. PRS maintains motivation and stable active work of students during the semester, provides a conscious self-organization of educational activities, enhances the effectiveness of regular independent work, strengthens the control over systematic work of students in mastering educational programs by higher differentiation of evaluating the results of their learning activities, promotes self-discipline and students’ responsibility for the results of their training activities. The aim of this work is the comparative analysis of the point-rating system and the assessment with a traditional exam in the course of Pediatrics for the students enrolled in the programme 31.05.01. Therapy. The point-rating system was introduced in the educational process in 2011. We compared the performance of the students under the Federal State Educational Standard of higher education in 2015-2016 and the results of the examination session of the students trained under the State Educational Standard of the 2nd generation in 2016-2017 on the course of Pediatrics. The results of the data showed that the PRS gives the opportunity of obtaining the final grade for the semester performance, stimulates students to achieve better results, increases motivation for learning educational programs. The introduction of new information technologies, such as PRS, allows to improve the system of organizing the educational process and to enhance the quality of educational services.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая система оценки при подготовке студентов по дисциплине "Педиатрия"»

УДК 378.146

С.В. Маркова, М.В. Ханды, А.М. Аммосова, С.Ю. Артамонова,

Л.А. Степанова, Л.Г. Маринова

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДИАТРИЯ»

Балльно-рейтинговая система оценки (БРС) успеваемости - комплекс мероприятий, обеспечивающих проверку качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ. Балльно-рейтинговая система оценки знаний предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в университете. БРС поддерживает мотивацию студентов к активной и равномерной работе в течение семестра, обеспечивает осознанную самоорганизацию студентами учебной деятельности, способствует повышению эффективности регулярной самостоятельной работы, усиливает контроль над систематической работой студентов при освоении ими образовательной программы посредством более высокой дифференциации оценки результатов их учебной деятельности, повышает самодисциплину студентов и ответственность за результаты своей учебной деятельности. Цель данной работы заключается в

МАРКОВА Сардана Валерьевна - кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Адрес: 677018 г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.: 89241759663. E-mail: [email protected]

MARKOVA Sardana Valer'evna - Candidate of Medical Sciences, Head of the Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Medical Institute, M. K. Ammosov North-East Federal University. Address: 677018 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: +7 924 175 96 63. E-mail: [email protected]

ХАНДЫ Мария Васильевна - доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Адрес: 677018 г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.: 89142331281. E-mail: [email protected]

KHANDY Mariia Vasil'evna - Doctor of Medical Sciences, Professor Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Medical Institute, M. K. Ammosov North-East Federal University. Address: 677018 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: +7 914 233 12 81. E-mail: [email protected]

АММОСОВА Аэлита Михайловна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Адрес: 677018 г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.: 89141039944. E-mail: [email protected]

AMMOSOVA Aelita Mikhailovna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Medical Institute, M. K. Ammosov North-East Federal University. Address: 677018 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: +7 914 103 99 44. E-mail: [email protected]

АРТАМОНОВА Саргылана Юрьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Адрес: 677018 г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.: 89246635471. E-mail: [email protected]

ARTAMONOVA Sargylana Iur'evna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Medical Institute, M. K. Ammosov North-East Federal University. Address: 677018 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: +7 924 663 54 71. E-mail: [email protected]

СТЕПАНОВА Лена Анатольевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Aдрес: 677018 г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.: 89246604927. E-mail: [email protected]

STEPANOVA Lena Anatol'evna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Medical Institute, M. K. Ammosov North-East Federal University. Address: 677018 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: +7 924 660 49 27. E-mail: [email protected]

МАРИНОВА Людмила Германовна - ассистент кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Aдрес: 677018, г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Tел.: 89142266629. E-mail: [email protected]

MARINOVA Liudmila Germanovna - Assistant Professor, Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Medical Institute, M. K. Ammosov North-East Federal University. Address: 677018 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: +7 914 226 66 29. E-mail: [email protected]

сравнительном анализе балльно-рейтинговой системы с оценкой традиционного экзамена по дисциплине «педиатрия» у студентов, обучающихся по специальности 31.05.01. «Лечебное дело». Балльно-рейтинго-вая система внедрена в учебный процесс с 2011 г. Проведена сравнительная оценка успеваемости студентов, обучающихся по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования в 2015-2016 гг. и итогов экзаменационной сессии студентов, обучившихся по Государственному образовательному стандарту 2 поколения за 2016-2017 гг. по дисциплине «Педиатрия». Результаты полученных данных показали, что проведение БРС дает возможность получения итоговой оценки по дисциплине с учетом успеваемости, стимулирует студентов на достижение более высоких результатов, повышает мотивацию на освоение образовательной программы. Внедрение новых информационных технологий, таких, как БРС, позволяет усовершенствовать систему организации учебного процесса и повысить качество образовательных услуг.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, студенты, успеваемость, учебный процесс, образовательные услуги, итоговая оценка, система менеджмента качества, стандартизация, баллы, профессиональная подготовка.

S.V Markova, M.V. Khandy, A.M. Ammosova, S.Iu. Artamonova,

L.A. Stepanova, L.G. Marinova

Point-rating system of assessment in training students in the Pediatrics course

The point-rating system (PRS) of students' performance is a set of measures that verify the quality of the educational work of students in mastering basic educational programs. The point-rating system of knowledge assessment is intended to improve the objectivity and reliability of assessing the level of students' training and is used as a part of the educational process management at the university. PRS maintains motivation and stable active work of students during the semester, provides a conscious self-organization of educational activities, enhances the effectiveness of regular independent work, strengthens the control over systematic work of students in mastering educational programs by higher differentiation of evaluating the results of their learning activities, promotes self-discipline and students' responsibility for the results of their training activities. The aim of this work is the comparative analysis of the point-rating system and the assessment with a traditional exam in the course of Pediatrics for the students enrolled in the programme 31.05.01. Therapy. The point-rating system was introduced in the educational process in 2011. We compared the performance of the students under the Federal State Educational Standard of higher education in 2015-2016 and the results of the examination session of the students trained under the State Educational Standard of the 2nd generation in 2016-2017 on the course of Pediatrics. The results of the data showed that the PRS gives the opportunity of obtaining the final grade for the semester performance, stimulates students to achieve better results, increases motivation for learning educational programs. The introduction of new information technologies, such as PRS, allows to improve the system of organizing the educational process and to enhance the quality of educational services.

Keywords: point-rating system, students, academic performance, educational process, educational services, outcome assessment, quality management system, standardization, scores, training.

Введение

В настоящее время система профессиональной подготовки направлена на повышение уровня обучения специалиста, конкурентоспособного на рынке труда. Большое внимание уделяется модернизации высшего образования, одной из задач которой является развитие системы качества образовательных услуг [1].

Система менеджмента качества (СМК) учитывает европейские требования к уровню образовательных услуг, рассматривает все виды деятельности высшего учебного заведения: образовательную, педагогическую, научно-исследовательскую, кадровое обеспечение, состояние материально-технической базы. Большое внимание СМК уделяет стандартизации в оценке уровня знаний обучающихся, которая должна осуществляться с помощью общепринятых критериев и положений, например, «Положения о балльно-рейтинговой системе» [2]. Результаты оценивания по балльно-рейтинговой системе (БРС) дают информацию об эффективности образовательного процесса и мотивированности студентов к обучению.

Балльно-рейтинговую систему следует отнести к современным технологиям, которые используются в менеджменте качества образования [3]. С ее помощью проводится оценка не только успеваемости обучающихся, но и их активности в учебной, научной и внеучебной деятельности, определяется рейтинг студентов и выпускников. Кроме того, применение БРС позволяет реализовать такие важные принципы, как систематичность контроля знаний и индивидуальный подход к студенту в процессе обучения [4].

Материалы и методы

Нами были проанализированы результаты внедрения БРС в двух группах. Первая группа состояла из обучающихся по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования - студенты 6 курса специальности 31.05.01. Лечебное дело 2016-2017 учебного года (п=101), вторая группа - из обучившихся по Государственному образовательному стандарту второго поколения - студенты 6 курса 2015-2016 (п=125), сдавшие традиционный устный экзамен по дисциплине «Педиатрия». 1-я группа сдавала экзамен по специальности «Педиатрия» по БРС. На экзамен были допущены студенты с баллами не ниже 45. В исследуемых группах проведена сравнительная оценка показателей успеваемости студентов. Студенты специальности «Лечебное дело» обучаются на кафедре пропедевтики детских болезней Медицинского института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» по дисциплине «Педиатрия» три семестра: на 4, 5 и 6 курсах.

Результаты и анализ исследований

В соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе СВФУ от 31 мая 2016 г. Версия 3, принятым на заседании Ученого совета и утвержденным приказом ректора, на кафедре пропедевтики детских болезней Медицинского института был разработан лист контрольных мероприятий (ЛКМ) по балльно-рейтинговой системе по дисциплине «Педиатрия» для студентов специальности 31.05.01. «Лечебное дело». На четвертом курсе студенты по дисциплине «Педиатрия» изучают физиологию и патологию детей раннего возраста, на пятом - инфекционные болезни у детей, на шестом - патологию детей старшего возраста. Дисциплина заканчивается экзаменом в 11 семестре. За каждый семестр начисляются баллы за успеваемость, активность и фактическое присутствие студента на лекционных и практических занятиях. За высокую успеваемость и мотивацию студенты могут получить бонусные баллы.

Нами проведен сравнительный анализ итогов сессий в двух группах. Группа 1 обучалась с применением балльно-рейтинговой системы, внедренной в процесс обучения студентов по дисциплине «Педиатрия» с 2014-2015 учебного года. Группа 2 обучалась по традиционной методике, без балльно-рейтинговой системы.

Сравнительная оценка успеваемости обучающихся по дисциплине «Педиатрия» по итогам зимней сессии в 2015-2016 гг. и в 2016-2017 гг. показала, что общая успеваемость в первой группе составила 96 %, во второй группе - 100 %. В 2015-2016 учебном году экзамен по дисциплине «Педиатрия» был государственным, общая успеваемость - 100 %.

Качественная успеваемость студентов в первой группе составила 84,1 %, во второй группе - 76,3 %. Студенты, получившие оценки по балльно-рейтинговой системе, показали более качественную успеваемость на 7,8 %.

Средний балл в первой группе составил 3,9 %, во второй группе 4,1 %. Качественных оценок больше у студентов, обучающихся по БРС.

Студенты, обучающиеся по БРС, отмечены как более мотивированные на высокие баллы, положительные оценки на экзамене.

Выводы

Таким образом, внедрение методики БРС дает возможность получения высокой итоговой оценки с учетом успеваемости в течение трех семестров. Применение БРС в высшем учебном заведении мотивирует студентов на активную позицию и самостоятельную работу, стимулирует на получение положительных результатов, влияет на постоянный контроль уровня знаний, регулирует активность при освоении образовательной программы. Мотивированность студентов на учебный процесс повышает удовлетворенность преподавателей, стимулирует творческий потенциал профессорско-преподавательского состава, эффективность педагогической деятельности. В целом, внедрение балльно-рейтинговой системы усовершенствует систему организации учебного процесса и повышает качество образовательных услуг.

Литература

1. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования / Б.А. Сазонов. - М.: ФИРО, 2006. - 184 с.

2. Мотова Г.Н. Экспертиза качества образования: европейский подход / Г.Н. Мотова. - М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008. - 100 с.

4. Аржаник М.Б. Усовершенствование системы контроля знаний: два вида рейтинговой системы / М.Б. Аржаник // Вестник Томского государственного педагогического университет. - 2010. Вып.1. -С. 145-149.

5. Оськин С.А. Система кредитных единиц и балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в современном вузе / С.А. Оськин // Материалы научно-методической конференции Северо-Западного института управления. - № 1. - СПб.: Изд-во РАНХиГС, 2010. - С. 179-186.

References

1. Sazonov B.A. Bolonskii protsess: aktual'nye voprosy modernizatsii rossiiskogo vysshego obrazovaniia. -M.: «FIRO», 2006. - 184 s.

2. Motova G.N. Ekspertiza kachestva obrazovaniia: evropeiskii podkhod. M.: Natsional'noe akkreditatsionnoe agentstvo v sfere obrazovaniia. 2008. - 100 s.

3. Arzhanik M.B. Usovershenstvovanie sistemy kontrolia znanii: dva vida reitingovoi sistemy // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universitet. - 2010. Vyp. 1. - S.145-149.

4. Os'kin S.A. Sistema kreditnykh edinits i ball'no-reitingovaia sistema otsenki znanii studentov v sovremennom vuze// Materialy nauchno-metodicheskoi konferentsii Severo-Zapadnogo instituta upravleniia. -№ 1. -Sankt-Peterburg, Izd-vo RANKhiGS 2010. - S. 179-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.