Научная статья на тему 'Опыт ведения элективного курса по природно-очаговым инфекциям для интернов'

Опыт ведения элективного курса по природно-очаговым инфекциям для интернов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫЕ ИНФЕКЦИИ" / АНКЕТИРОВАНИЕ ИНТЕРНОВ ВЫПУСКА 2010 Г. / ЛАБОРАТОРНОЕ ОСНАЩЕНИЕ / АКТУЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожкова Е.В., Минин Г.Д., Овсянникова Л.Б., Коробов Л.И., Сыса А.М.

Цель публикации представить положительный опыт совместной деятельности преподавателей кафедры «Медико-профилактическое дело с курсом гигиены, эпидемиологии и организации госсанэпидслужбы» на базе института последипломного образования Башгосмедуниверситета и практических врачей-эпидемиологов, врачей-бактериологов, врачей-вирусологов, дезинфектологов, зоологов по проведению элективного цикла по природно-очаговым инфекциям для интернов по специальности «Эпидемиология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рожкова Е.В., Минин Г.Д., Овсянникова Л.Б., Коробов Л.И., Сыса А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт ведения элективного курса по природно-очаговым инфекциям для интернов»

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ

ОПЫТ ВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫМ ИНФЕКЦИЯМ ДЛЯ ИНТЕРНОВ

Е.В. Рожкова*, Г.Д. Минин*, Л.Б. Овсянникова, Л.И. Коробов*, А.М. Сыса*,

А.Г. Степаненко, Ш.И. Ибрагимов*, Г.Г. Умикамалова*, Л.С. Киямова*, В.Т. Валеев*,

Г.Р. Ибрагимова*, Е.Н. Амерханова*

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Росздрава, г. Уфа *Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан, г. Уфа

Цель публикации - представить положительный опыт совместной деятельности преподавателей кафедры «Медико-профилактическое дело с курсом гигиены, эпидемиологии и организации госсанэпидслужбы» на базе института последипломного образования Баш-госмедуниверситета и практических врачей-эпидемиологов, врачей-бактериологов, врачей-вирусологов, де-зинфектологов, зоологов по проведению элективного цикла по природно-очаговым инфекциям для интернов по специальности «Эпидемиология».

Материалы и методы. Проанализированы рабочая программа и учебный план элективного курса для интернов эпидемиологов по природно-очаговым инфекциям, анкеты опроса интернов.

Результаты. В 2010/11 году преподавание интернатуры по специальности «Эпидемиология» в БГМУ осуществлялось на кафедре медико-профилактического дела по вновь разработанной рабочей программе, в которую впервые был включен элективный курс «При-родно-очаговые инфекции». Продолжительность обучения - 44 часа: лекции - 18 часов, практические и семинарские занятия - 26 часов. Учебным планом предусматривались основные лекции: «Учение о природной очаговости», «Основные переносчики природно-очаго-вых болезней в республике», «Классификация природно-очаговых болезней - зоонозы (трансмиссивные и нетрансмиссивные) и сапронозы (почвенные, водные, са-прозоонозы)», «ГЛПС», «Клещевые инфекции», «Малярия

с местной передачей - исторические данные», «Природный очаг туляремии на северо-западе республики», «Бешенство», «Пораженность биогельминтозами» и другие. С интернами проведены семинарские и практические занятия: «Основные средства индивидуальной защиты и экстренной профилактики природно-очаговых инфекций. Инсектицидные обработки», «Дератизация -барьерная, очаговая», «Акарицидные обработки», «Лабораторные методы диагностики природно-очаговых болезней и инфицированности переносчиков», «Учет численности клещей и комаров», «Оценка эпидемиологической роли грызунов».

Для формирования профессиональной компетенции интерн должен знать: учение о природной очаговости; понятие о природном и антропургическом очагах; трансформация природного очага; резервуар возбудителя; переносчики; механизм и причины развития эпизоотического очага; возбудители зоонозных заболеваний человека; принципы эпизоотолого-эпидемиологи-ческого надзора; мероприятия при возникновении при-родно-очаговых заболеваний; средства индивидуальной защиты и экстренной профилактики природно-очаговых инфекций. Для формирования профессиональных компетенций интерн должен уметь: осуществлять организацию эпидемиологического надзора с учетом специфики нозологической формы зоонозной болезни и краевых особенностей жизни населения и территории, на которой осуществляется надзор; выде-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2011. № 2 (5). СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

лять группы риска, подлежащие специфической вак-цинопрофилактике; осуществлять контроль пищевых продуктов животного происхождения; осуществлять мониторинг плотности популяции и скорости инфицирования основных переносчиков; проводить учет численности и составлять прогноз развития эпизоотии в природных очагах; проводить серологические исследования в очагах инфекции; клинико-лабораторную диагностику инфекций, проводить профилактические и противоэпидемические мероприятия.

Обсуждение. При разработке рабочей программы на 2010/11 г. были учтены данные анкетирования интернов выпуска 2010 г., показавших необходимость разработки элективного курса, имеющего практическую направленность для последующей трудовой деятельности врачей-эпидемиологов, с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации в Республике Башкортостан по природно-очаговым инфекциям.

Актуальность введения данного элективного курса определяется тем, что интернам показывается значимость природно-очаговых инфекций для региона в целом, в то время как при проведении основного цикла их «проходят» по отдельности: ГЛПС - в группе кишечных инфекций, бешенство - в группе контактных инфекций, клещевой энцефалит и клещевой боррелиоз изучаются в группе трансмиссивных инфекций.

Важную роль играет включение лекций, имеющих фундаментальное теоретическое значение: теория о природной очаговости Павловского, современная классификация природно-очаговых болезней, трансформация природного очага (Черкасский). Лекции актуализированы с учетом современных публикаций ученых по данной проблеме, в том числе научных сотрудников ФГУН «Омский научно-исследовательский институт природно-очаговых инфекций» Роспотребнадзора.

В подготовке интернов по заданию главного врача центра принимали участие специалисты, имеющие большой практический опыт работы: врачи-эпидемиологи, дезинфектологи, зоолог, энтомолог. Особая роль на элективном цикле отведена разделам, которые не проходят в типовой программе: лабораторная диагностика природно-очаговых инфекций. Учитывая хорошее лабораторное оснащение базы кафедры - ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Баш-

кортостан», преподаватели кафедры привлекают к занятиям заведующих лабораториями особо опасных инфекций и ПЦР-диагностики, вирусологических исследований, где на практике показывают имеющиеся современные приборы «Roter-Gene» 6000 (Австралия), ПЦР в режиме реального времени, люминесцентный микроскоп, ИФА-анализатор, ламинарные боксы и др. Посещение интернами лаборатории вирусологических исследований, проводящееся в весенний период, определение вирусофорности клещей методом ИФА - одно из самых интересных практических занятий. Некоторые интерны совместно с зоологом участвовали в отлове грызунов в осенний период 2010 г.

Наиболее интересными для интернов были встречи с врачами, которые делились уникальным опытом своей профессиональной деятельности по расследованию природно-очаговых заболеваний и редких зооно-зов на территории Республики Башкортостан (64 случая туляремии в г. Агидель в 1998 году; бешенство у людей в 1996, 1997, 2004, 2010 гг.; 9400 случаев ГЛПС в 1997 г.; сибирская язва у 11 жителей Янаульского района в 2008 г.).

Несколько интернов, посещавших элективный курс, выбрали в качестве курсовой научно-практической работы темы по природно-очаговым инфекциям. Интерны изучили статьи и тезисы, опубликованные в научном журнале «Национальные приоритеты России», № 2, 2009 г. «Материалы Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 70-летию теории академика Е.Н. Павловского о природной очаговости болезней», книгу «Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: актуальные проблемы эпидемиологии, патогенеза, диагностики, лечения и профилактики» / Под ред. акад. АН РБ Р.Ш. Магазова (Уфа: Гилем, 2006. 240 с.).

Таким образом, проведение кафедрой медико-профилактического дела ИПО ГОУ ВПО «Башгосмедуни-верситет» Росздрава элективного курса «Природно-оча-говые инфекции» на базе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» имеет региональную актульность, практическую направленность и оценивается как формирование компетентностного подхода в подготовке интернов к будущей профессиональной деятельности по специальности «Эпидемиология».

ВНЕДРЕНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ МИКРОБИОЛОГИИ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

И.Б. Петрила, О.Г. Карноухова, Р.В. Киборт

ГОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет», г. Иркутск

С 2007 г. в Иркутском государственном медицинском университете введена балльно-рейтинговая система (БРС) оценки знаний студентов как необходимая

часть перехода на Болонское соглашение. Рейтинговая система оценки знаний студентов, получившая широкое распространение во многих странах, включая Россию,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.