ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ
ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ
ОПЫТ ВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫМ ИНФЕКЦИЯМ ДЛЯ ИНТЕРНОВ
Е.В. Рожкова*, Г.Д. Минин*, Л.Б. Овсянникова, Л.И. Коробов*, А.М. Сыса*,
А.Г. Степаненко, Ш.И. Ибрагимов*, Г.Г. Умикамалова*, Л.С. Киямова*, В.Т. Валеев*,
Г.Р. Ибрагимова*, Е.Н. Амерханова*
ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Росздрава, г. Уфа *Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан, г. Уфа
Цель публикации - представить положительный опыт совместной деятельности преподавателей кафедры «Медико-профилактическое дело с курсом гигиены, эпидемиологии и организации госсанэпидслужбы» на базе института последипломного образования Баш-госмедуниверситета и практических врачей-эпидемиологов, врачей-бактериологов, врачей-вирусологов, де-зинфектологов, зоологов по проведению элективного цикла по природно-очаговым инфекциям для интернов по специальности «Эпидемиология».
Материалы и методы. Проанализированы рабочая программа и учебный план элективного курса для интернов эпидемиологов по природно-очаговым инфекциям, анкеты опроса интернов.
Результаты. В 2010/11 году преподавание интернатуры по специальности «Эпидемиология» в БГМУ осуществлялось на кафедре медико-профилактического дела по вновь разработанной рабочей программе, в которую впервые был включен элективный курс «При-родно-очаговые инфекции». Продолжительность обучения - 44 часа: лекции - 18 часов, практические и семинарские занятия - 26 часов. Учебным планом предусматривались основные лекции: «Учение о природной очаговости», «Основные переносчики природно-очаго-вых болезней в республике», «Классификация природно-очаговых болезней - зоонозы (трансмиссивные и нетрансмиссивные) и сапронозы (почвенные, водные, са-прозоонозы)», «ГЛПС», «Клещевые инфекции», «Малярия
с местной передачей - исторические данные», «Природный очаг туляремии на северо-западе республики», «Бешенство», «Пораженность биогельминтозами» и другие. С интернами проведены семинарские и практические занятия: «Основные средства индивидуальной защиты и экстренной профилактики природно-очаговых инфекций. Инсектицидные обработки», «Дератизация -барьерная, очаговая», «Акарицидные обработки», «Лабораторные методы диагностики природно-очаговых болезней и инфицированности переносчиков», «Учет численности клещей и комаров», «Оценка эпидемиологической роли грызунов».
Для формирования профессиональной компетенции интерн должен знать: учение о природной очаговости; понятие о природном и антропургическом очагах; трансформация природного очага; резервуар возбудителя; переносчики; механизм и причины развития эпизоотического очага; возбудители зоонозных заболеваний человека; принципы эпизоотолого-эпидемиологи-ческого надзора; мероприятия при возникновении при-родно-очаговых заболеваний; средства индивидуальной защиты и экстренной профилактики природно-очаговых инфекций. Для формирования профессиональных компетенций интерн должен уметь: осуществлять организацию эпидемиологического надзора с учетом специфики нозологической формы зоонозной болезни и краевых особенностей жизни населения и территории, на которой осуществляется надзор; выде-
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2011. № 2 (5). СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
лять группы риска, подлежащие специфической вак-цинопрофилактике; осуществлять контроль пищевых продуктов животного происхождения; осуществлять мониторинг плотности популяции и скорости инфицирования основных переносчиков; проводить учет численности и составлять прогноз развития эпизоотии в природных очагах; проводить серологические исследования в очагах инфекции; клинико-лабораторную диагностику инфекций, проводить профилактические и противоэпидемические мероприятия.
Обсуждение. При разработке рабочей программы на 2010/11 г. были учтены данные анкетирования интернов выпуска 2010 г., показавших необходимость разработки элективного курса, имеющего практическую направленность для последующей трудовой деятельности врачей-эпидемиологов, с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации в Республике Башкортостан по природно-очаговым инфекциям.
Актуальность введения данного элективного курса определяется тем, что интернам показывается значимость природно-очаговых инфекций для региона в целом, в то время как при проведении основного цикла их «проходят» по отдельности: ГЛПС - в группе кишечных инфекций, бешенство - в группе контактных инфекций, клещевой энцефалит и клещевой боррелиоз изучаются в группе трансмиссивных инфекций.
Важную роль играет включение лекций, имеющих фундаментальное теоретическое значение: теория о природной очаговости Павловского, современная классификация природно-очаговых болезней, трансформация природного очага (Черкасский). Лекции актуализированы с учетом современных публикаций ученых по данной проблеме, в том числе научных сотрудников ФГУН «Омский научно-исследовательский институт природно-очаговых инфекций» Роспотребнадзора.
В подготовке интернов по заданию главного врача центра принимали участие специалисты, имеющие большой практический опыт работы: врачи-эпидемиологи, дезинфектологи, зоолог, энтомолог. Особая роль на элективном цикле отведена разделам, которые не проходят в типовой программе: лабораторная диагностика природно-очаговых инфекций. Учитывая хорошее лабораторное оснащение базы кафедры - ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Баш-
кортостан», преподаватели кафедры привлекают к занятиям заведующих лабораториями особо опасных инфекций и ПЦР-диагностики, вирусологических исследований, где на практике показывают имеющиеся современные приборы «Roter-Gene» 6000 (Австралия), ПЦР в режиме реального времени, люминесцентный микроскоп, ИФА-анализатор, ламинарные боксы и др. Посещение интернами лаборатории вирусологических исследований, проводящееся в весенний период, определение вирусофорности клещей методом ИФА - одно из самых интересных практических занятий. Некоторые интерны совместно с зоологом участвовали в отлове грызунов в осенний период 2010 г.
Наиболее интересными для интернов были встречи с врачами, которые делились уникальным опытом своей профессиональной деятельности по расследованию природно-очаговых заболеваний и редких зооно-зов на территории Республики Башкортостан (64 случая туляремии в г. Агидель в 1998 году; бешенство у людей в 1996, 1997, 2004, 2010 гг.; 9400 случаев ГЛПС в 1997 г.; сибирская язва у 11 жителей Янаульского района в 2008 г.).
Несколько интернов, посещавших элективный курс, выбрали в качестве курсовой научно-практической работы темы по природно-очаговым инфекциям. Интерны изучили статьи и тезисы, опубликованные в научном журнале «Национальные приоритеты России», № 2, 2009 г. «Материалы Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 70-летию теории академика Е.Н. Павловского о природной очаговости болезней», книгу «Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: актуальные проблемы эпидемиологии, патогенеза, диагностики, лечения и профилактики» / Под ред. акад. АН РБ Р.Ш. Магазова (Уфа: Гилем, 2006. 240 с.).
Таким образом, проведение кафедрой медико-профилактического дела ИПО ГОУ ВПО «Башгосмедуни-верситет» Росздрава элективного курса «Природно-оча-говые инфекции» на базе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» имеет региональную актульность, практическую направленность и оценивается как формирование компетентностного подхода в подготовке интернов к будущей профессиональной деятельности по специальности «Эпидемиология».
ВНЕДРЕНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ МИКРОБИОЛОГИИ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
И.Б. Петрила, О.Г. Карноухова, Р.В. Киборт
ГОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет», г. Иркутск
С 2007 г. в Иркутском государственном медицинском университете введена балльно-рейтинговая система (БРС) оценки знаний студентов как необходимая
часть перехода на Болонское соглашение. Рейтинговая система оценки знаний студентов, получившая широкое распространение во многих странах, включая Россию,