УДК 378.016:616-07 Л.Г. Чибыева, Л.В. Дайбанырова
РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
Преподавание внутренних болезней в медицинских вузах начинается на кафедрах пропедевтической терапии. В курсе пропедевтики внутренних болезней изучаются семиотика и диагностика болезней, студент овладевает логикой построения диагноза. Изучение основных терапевтических заболеваний служит иллюстрацией клинической значимости симптомов, при разборе истории болезни конкретного больного студенты овладевают методами диагностики. С первых дней работы в клинике студент должен также овладевать основами врачебной деонтологии, что входит в задачи курса пропедевтики внутренних болезней. Методика преподавания, в принципе оставаясь классической, постоянно совершенствуется и меняется только в аспекте внедрения новых обучающих технологий. Подобный подход необходим в связи с научно-техническим процессом и возможностью специалистов непрерывно приобретать новые знания. Профессорско-преподавательский коллектив организует занятия не столько в передаче студентам информации, сколько в стимуляции их познавательной деятельности, т.е. идет поиск новых и совершенствование традиционных форм преподавания, оптимизации и интенсификации учебного процесса, повышение объема и уровня организации самостоятельной работы студентов под контролем преподавателей.
В статье представлены основные положения проблемы внедрения балльно-рейтинговой системы (БРС) оценки деятельности студентов в медицинском вузе. Перечислены задачи и этапы внедрения балль-но-рейтинговой системы, контрольные недели и модели подсчёта рейтинга по дисциплине.
Положение о балльно-рейтинговой системе Северо-Восточного федерального университета определяет порядок оценки знаний студентов и используется с целью личностно-ориентированного обучения, стимулирования систематической работы студентов, раскрытия их творческих способностей, дифференциации оценки знаний при уровневой системе высшего образования. Балльно-рейтинговая система оценки знаний предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в университете.
Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, контрольная неделя, самостоятельная работа студентов, балльно-рейтинговая оценка деятельности студентов, модульно-рейтинговая система, познавательная деятельность, самообразование, рейтинг студента, текущий контроль успеваемости, промежуточный контроль успеваемости.
L.G. Chibyeva, L.V. Daibanyrova
Development of evaluation criteria for practical skills and theoretical knowledge in the Propaedeutics of Internal Diseases course
Teaching of Internal Diseases in medical schools begins in departments of propaedeutic therapy. The Propedeutics of Internal Diseases course covers semiotics and diagnosis of diseases, where students master the
ЧИБЫЕВА Людмила Григорьевна - доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтической и факультетской терапии с эндокринологией и ЛФК Медицинского института Северо-Восточного федерального университета. Тел.: 89245905672. E-mail: chibyeva_l@mail.ru
CHIBYEVA Liudmila Grigor'evna - Doctor of Medical Sciences, Professor, Department of Propaedeutic and Faculty Therapy with Endocrinology and Physiotherapy, Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Tel.: +7 924 590 56 72. E-mail: chibyeva_l@mail.ru
ДАЙБАНЫРОВА Лилия Владимировна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтической и факультетской терапии с эндокринологией и ЛФК Медицинского института Северо-Восточного федерального университета. Тел.: 89241734446. E-mail: lilday@mail.ru
DAIBANYROVA Liliia Vladimirovna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Propaedeutic and Faculty Therapy with Endocrinology and Physiotherapy, Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Tel.: +7 924 173 44 46. E-mail: lilday@mail.ru
logics of constructing diagnosis. Learning basic therapeutic diseases illustrates the significance of symptoms, when analyzing an individual patient's medical history students acquire the methods of diagnostics. From the first days of work in the clinic, students must master the basics of medical ethics that is included in the objectives of the Propaedeutics of Internal Diseases course. Though the teaching method remains classical in principle, it is constantly improving and changing with the introduction of new learning technologies. Such an approach is necessary regarding the scientific and technical process and the ability of specialists to acquire new knowledge continuously. The training staff organizes classes not only to transmit information to students, but rather to stimulate their cognitive activity, which means the search for new and improved forms of traditional teaching, optimization and intensification of the educational process, increase in the scope and level of organization of independent work of students under the lecturers' supervision. The main problem is implementing the provisions of the point-rating system of evaluating students' activities in the medical school. The article lists the tasks and stages of introducing the point-rating system, control weeks and the model of calculating rankings for the discipline.
The Guidelines on the point-rating system on North-Eastern Federal University define the procedure of evaluating students' knowledge and are used for the purpose of student-centered learning, promoting the systematic work of students, revealing of their creative abilities, differentiation of knowledge evaluation in the higher education system. The point-rating system of knowledge evaluation is designed to improve the objectivity and reliability of students' level of training, and the evaluation is used as part of the educational process management at the university.
The main objectives of the point-rating system are:
- to support the motivation of active and uniform work of students during semester;
- to ensure a conscious self-organization their learning activities by students;
- to enhance the efficiency of regular independent educational work of students during semester;
- to strengthen the control over the systematic work of students during the development of the program through higher differentiation of evaluating results of their learning activities,
- to improve the discipline of students and the responsibility for the results of their learning activities;
- to get an objective evaluation of student's academic performance and mastery of the competence of the discipline and the curriculum.
Keywords: point-rating system, control week, independent work of students, point-rating evaluation of students, module-rating system, cognitive activity, self-education, student ratings, current control of progress, intermediate performance control.
Введение
Приоритетной задачей реформы высшего медицинского образования в России определено обеспечение высокого качества теоретических знаний и практических навыков и умений. Одним из важных средств улучшения качества подготовки студентов является совершенствование методики преподавания пропедевтики внутренних болезней как ключевое в формировании у будущих врачей клинического мышления. Закладывание основ клинического мышления невозможно без использования дедуктивного метода познания. На кафедре пропедевтики внутренних болезней студенты впервые знакомятся с клиникой и, что особенно важно, учатся основам комплексирова-ния знаний. Не случайно, что по программе обучения пропедевтика внутренних болезней изучается параллельно с патофизиологией и патологической анатомией: только научившись проводить клинико-анатомические параллели, будущий врач научится клинически мыслить.
При этом большое внимание уделяется формированию практических навыков также по единой методике. Будущий врач учится проведению пальпации, перкуссии и аускультации, а также его осмысленному запоминанию. При этом происходит комплексное усвоение материала не только на основе ранее полученных знаний (анатомии, физиологии, гистологии), но и использовании получаемых непосредственно параллельно по патологической физиологии, патологической анатомии, фармакологии. В процессе подобного обучения происходит ориентация студента на понимание сути дела, самостоятельную аналитическую работу, что обуславливает последовательность его мышления и подготавливает к обучению на более старших курсах. Подобное воспитывающее обучение трудно переоценить, так как оно закладывает основу формирующегося клинического мышления. Методологическое знание, то есть осмысление понятийного аппарата, не менее важно, чем знание предметное [1]. Воспитательная работа на кафедре пропедевтики внутренних болезней в медицинском вузе неотделима от процесса обучения, она тесно связана с познавательным процессом, необходима для формирования у студентов
навыков и умений, закладывания основ клинического мышления, формирования у них самосо-хранительного поведения и направленности на положительное [2].
Одной из ведущих причин введения балльно-рейтинговой системы (БРС) оценивания качества учебной деятельности студентов в вузе является необходимость повышения эффективности образовательного процесса. БРС позволяет оценивать совокупную деятельность студентов за семестр или учебный год (уровень знаний, умений, навыков, полученных на занятиях, выполнение рефератов, докладов, работу в научном обществе), а не только результат на зачете или экзамене. Непрерывно учитывается текущая успеваемость студента. Четкое расписание возможных видов работ и их оценки в баллах дают возможность студенту самостоятельно определять темп и интенсивность работы в течение семестра в расчете на желаемую оценку на экзамене [3, 4, 5, с. 108]. Рейтинг студента по отдельной учебной дисциплине и совокупный рейтинг по окончании вуза являются определенной характеристикой уровня сформированных профессиональных компетенций [6].
По мнению О.Н. Бурчинской [7], эффективное внедрение БРС должно основываться на следующих принципах: изучение положительного и отрицательного опыта как зарубежных, так и отечественных вузов, повышение соревновательности за счет введения принципа учета успеваемости в процентах от лучшего в группе либо потоке студента; принятие во внимание менталитета российских студентов, а также их индивидуальных особенностей. Следование этим принципам при разработке балльно-рейтинговой системы обеспечит более эффективный переход к новой системе оценивания успеваемости и максимальную эффективность применения БРС в условиях российских вузов.
Психолого-педагогическая подготовка студента-медика
Оценка качества подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования является одной из основных задач учебного процесса.
Эффективность подготовки профессионалов, способных принимать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, умеющих адаптироваться к постоянно меняющимся условиям деятельности, обладающих навыками самообучения и самовоспитания, зависит от того, насколько успешно решаются вопросы развития способностей студентов в процессе их обучения в высшей медицинской школе. Подготовка специалиста в рамках медицинского вуза должна основываться на сбалансированном подходе к формированию у студентов способностей интеллектуально-рационального и эмоционально-гуманитарного плана, так как именно такой подход отвечает требованиям деятельности медицинского работника. Специфика организации учебно-воспитательного процесса в медицинских вузах, содержание учебных программ, использование главным образом традиционных академических форм обучения, недостаточное внимание преподавателей к проблеме формирования профессиональных способностей студентов (а не только знаний, умений и навыков) приводит к заметной дисгармонии в воспитании личности будущего специалиста.
Психолого-педагогическими предпосылками становления студента-медика как полноправного участника учебно-воспитательного процесса являются:
- тщательное определение уровня пригодности абитуриентов к владению врачебной профессией, к учебному труду в медицинском вузе. Каждый из них путем тестирования должен сам лично убедиться в своих возможностях обучения в высшем медицинском учебном заведении;
- оказание помощи студентам-первокурсникам в формировании образа «Я - идеал» того специалиста (врача), которым он должен стать после окончания медицинского вуза. Такой образ является механизмом самовоспитания и самообразования, самоуправления и саморегулирования студента своими действиями и поступками на пути формирования своей личности будущего врача;
- формирование и поддержание на протяжении всего периода обучения положительной мотивации у студента по надежному овладению профессией, причем мотивация должна исходить от самого студента;
- привлечение студентов к формированию целей и задач изучения отдельных учебных дисциплин, занятий, отбору их содержания, а также к организации активного обучения, определению содержания самостоятельной работы; использование студентов в педагогической и
медицинской деятельности; приучение студентов к анализу своих интеллектуальных возможностей для решения учебно-трудовых задач, самостоятельному их решению в нормальных и экстремальных ситуациях; поддержание уверенности студентов в достижении успехов в учебе и доброжелательная, объективная их оценка;
- создание условий для самообразовательной работы студентов, свободного выхода их за пределы обязательных учебных программ, вовлечение их в творческие поиски, научные исследования, стимулирование к функционированию самостоятельных творческих объединений, компьютеризация учебной и научной работы;
- установление паритетных отношений между преподавателями и студентами, создание деловой, морально-психологической атмосферы на учебных занятиях, во внеаудиторное время;
- осуществление системно-целостного подхода к организации обучения, контролю за его результатами, сочетание самооценки, взаимооценки студентов и квалифицированной модуль-но-рейтинговой системы.
Произошло изменение критериев оценки качества: усвоение знаний должно сочетаться с высоким уровнем эрудиции, работоспособностью, умением и навыками организации собственной деятельности на основе творческого применения полученных теоретических основ и практических навыков. Набор этих характеристик во многом определяет эффективность и результативность работы специалиста. Успешное развитие современных технологий обучения зависит от правильно организованной образовательной среды, которая включает личностный, информационный, профессиональный, социально-средовый и материально-технический компоненты. Качество подготовки готовности к обучению студента зависит от его способностей к мотивации, скорости мышления, наличия или отсутствия навыков выполнения самостоятельных работ, волевых качеств, от желания и умения работать с техническими средствами. Знания в настоящее время необходимо актуализировать с большим объемом информации, поэтому необходимо развивать самостоятельную познавательную деятельность студентов. В современной высшей школе получает признание концепция, согласно которой задача преподавателя вуза сводится не к изложению готовых знаний, а к организации активной самостоятельной деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа рассматривается как важнейший элемент обучения и воспитания студентов, когда преподаватель выступает в роли менеджера образовательного процесса, организуя и направляя познавательную деятельность обучаемых. Это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний студентов, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки и самообразования современных специалистов.
Объем самостоятельной работы студентов (СРС) в организации учебного процесса определяется государственным образовательным стандартом. В государственных образовательных стандартах нового поколения данному виду работы отводится более 30 % учебного времени, так как усилен акцент на овладение профессиональными компетенциями, связанными с самообразованием, самоорганизацией, саморазвитием, самодисциплиной, личной заинтересованностью, мотивацией к обучению.
Самостоятельная работа предполагает поиск информации по какой-то теме, изучение информационных потребностей в данное время актуально, так как в современном мире существует огромное количество возможностей получения информации. Без получения необходимой информации, то есть без удовлетворения информационной потребности, невозможно получение новых знаний, а следовательно, и обучение в вузе, невозможно формирование полноценной личности студента.
Для большого количества самостоятельной работы студента следует учитывать источники исследовательской информации, способы и технику работы с информацией студентами. Данные параметры необходимо обсуждать с обучающимися и корректировать их применение.
Кроме того, полученные данные приводят к необходимости внедрения обучения студентов информационным технологиям по мере их востребованности, т.е. со второго курса.
Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов на курсе пропедевтики внутренних болезней
Основная цель перехода на балльно-рейтинговую систему - повышение эффективности в освоении дисциплин, была конкретизирована в следующих задачах: повышение учебной мотивации студентов; повышение уровня организации учебного процесса в вузе, активизация работы ППС по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения; повышение объективности оценки «знаний-умений-навыков» студентов за счет высокой дифференциации баллов и выработки чётких параметров контроля выполнения учебной работы: развитие самостоятельности и ответственности будущих специалистов и формирование информационного банка данных, отражающего успеваемость каждого студента.
Пропедевтика внутренних болезней изучается в течение двух семестров и в конце каждого семестра студенты проходят аттестационные испытания по отдельности.
В каждом семестре предусмотрены контрольные недели. Студенты второго курса Медицинского института по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» весной в конце семестра сдают зачет без оценки и должны набрать не менее 60 баллов из 70, предусмотренных на текущую аттестацию по положению о БРС СВФУ (2016 г.).
Распределение баллов за отдельные составные части учебного процесса по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» за второй курс в четвертом семестре по специальности «Лечебное дело» производится с учетом следующих показателей: посещаемость лекций, практических занятий и семинаров оценивается в 4,6 баллов (табл. 1); оформление фрагментов истории болезни, курация больных, практические навыки - 21 балл; результаты текущего и промежуточного контроля: устный опрос - 12, решение тестов - 10, решение ситуационных задач - 11, выполнение контрольных работ - 6 баллов. Всего за четвертый семестр студенты второго курса по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» получают максимально 70 баллов. Если студент не набрал 60 баллов, необходимых для получения зачета, то он должен сдать весь обязательный минимум или получить у преподавателя дополнительные задания с указанием конкретных баллов за данную работу и сроков её сдачи. Допуск к экзамену получает студент, набравший по итогам семестра не менее 45 баллов.
Студенты третьего курса после осеннего четвертого семестра сдают в зимнюю сессию экзамен. Баллы по видам занятий и контроля распределяются, также как на втором курсе (табл. 2), дополнительно учитываются премиальные баллы от 10-20 баллов максимально, за экзамен от 10 до 30 баллов. Всего за семестр итоговый балл составляет максимально 100 баллов. Для вычисления простой рейтинговой оценки преподавателю необходимо после каждого контрольного измерения подсчитывать накопленные суммы баллов и максимально возможные накопленные баллы. В отличие от простой рейтинговой оценки относительная рейтинговая оценка, полученная студентом после нескольких измерений, выражается в процентах и показывает степень освоения учебного материала. Последовательность значений относительной рейтинговой оценки характеризует устойчивость работы студента в течение семестра. Она ориентирует обучающихся на сравнение своих достижений с другими студентами.
Студент, получивший сумму баллов, превышающую минимальную, может быть освобожден от курсового экзамена по его желанию. Кроме того, этот студент может повысить рейтинговую оценку за счет дополнительных критериев. При этом в зачетную книжку ставится оценка в соответствии с его набранной суммой баллов, как по основным, так и по дополнительным критериям рейтинга.
Таким образом, каждый студент имеет возможность повысить свой рейтинг за счет выполненной дополнительной деятельности, выходящей за пределы обязательного учебного плана: участие в работе студенческого научного общества и выступление с докладам на заседаниях; публикация результатов научных исследований (тезисы, материалы, статьи, внутривузовские, региональные, всероссийские, международные); участие в конкурсах на лучшую студенческую научную работу (на внутривузовском, региональном, всероссийском, международном уровне с учетом занятого места, награждения и др.). Студенты третьего курса мединститута СВФУ участвовали в конференциях СВФУ, Ломоносовских чтениях МГУ (г. Москва), в международных конференциях студентов в г. Новосибирске, г. Киеве, г. Харькове, по результатам которых опубликованы статьи и получены сертификаты участников.
Таблица 1
Балльно-рейтинговая оценка знаний студентов отделения «Лечебное дело» по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней»
Специальность: Лечебное дело Курс: 2. Семестр: 4
№ Темы Виды учебной работы
Посещение ПЗ Курация больных/ практич. навыки/ история болезни Текущий и промежуточный контроль (max баллов) СРС, реферат, презентации** ИТОГО за ПЗ (max баллов) Премиальные бонусы-участие в конференц, олимпиадах* Посещение лекций Текущий контроль по дисциплине (зачет, контроль компетенций) (max баллов)
Устный опрос Решение тестов Решение ситуац. задачи Контрольные работы.
1 Введение в пропедевтику. Основы врачебной деонтологии. История развития диагностики. Диагноз. Виды диагноза. 0,5 2 1 1 1 0,5 6,0 20 30
2 Физикальное обследование больного. Лабораторные и инструментальные методы обследования. Симптоматика при заболеваниях органов дыхания. 0,5 2 1 1 1 0,5 6
3 Пневмонии. Пнев-москлероз. Синдром уплотнения легочной ткани. Абсцесс легкого. Синдром образования полости в легком. 0,5 1 1 1 1 0,5 5
4 Бронхиальная астма. Синдром нарушения бронхиальной проходимости. 0,5 2 1 1 1 0,5 6
5 Бронхиты. Эмфизема легких. Синдром повышенной воздушности легких. 0,5 2 1 0,5 0,5 0,5 5
6 Синдром наличия жидкости в полости плевры. Плевриты. Пневмоторакс. 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 4
7 Симптоматика при заболеваниях сердечнососудистой системы. 0,5 2 1 1 1 0,5 6
8 Ишемическая болезнь сердца (стенокардия). Атеросклероз. Инфаркт миокарда. 0,5 1 1 1 1 0,5 5
9 Ревматизм. Лабораторная диагностика. Лечение. Приобретенные пороки сердца. 0,5 4 1 1 1 0,5 8
10 Гипертоническая болезнь. Вторичные артериальные гипер-тензии 0,5 2 1 1 1 0,5 6
11 Кардиомиопатии. Миокардиты. Перикардиты. 0,5 1 1 0,5 1 0,5 4,5
12 Острая и хроническая сердечная недостаточность. 0,5 1 1 0,5 1 0,5 4,5
Всего 6,0 21 12 10 11 6 66 4 70+30
Итого 6 66 20 4 100
Таблица 2
Балльно-рейтинговая оценка знаний студентов отделения «Лечебное дело» по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней»
Специальность: Лечебное дело Курс: 3. Семестр: 5
№ Темы Виды учебной работы
Посещение ПЗ Курация больных/ практич. Навыки/ история болезни Текущий и промежуточный контроль (max баллов) СРС, реферат, презентации** ИТОГО за ПЗ (max баллов) Премиальные бонусы-участие в конференц, олимпиадах* Посещение лекций Текущий контроль по дисциплине (зачет, контроль компетенций) (max баллов)
Устный опрос Решение тестов Решение ситуац. задачи Контроль- ная работ.
1 Система органов пищеварения. Физические методы исследования. Инструмен-тально-лабора-торные методы исслед. 1 5 3 2 2 1 14 20 30
2 Основные клин. синдромы. Болезни органов пищеварения 2 5 2 2 3 2 16
3 Система органов мочеотделения. Физические методы исследования. Инструмен-тально-лабора-торные методы исслед. Болезни органов мочеотделения. 1 3 3 2 2 1 12
4 Система крови. Физические методы исследования. Инструмен-тально-лабора-торные методы исслед. Болезни органов кроветворения. 1 4 2 2 2 1 12
5 Эндокринная и костно-мышеч-ная системы. Физические методы исследования. Инструментально-лабораторные методы исслед. 1 4 2 2 2 1 12
Всего 6,0 21 12 10 11 6 66 4 70+30
Итого 6 66 20 4 100
Заключение
Введение рейтингового метода контроля оказывает ряд положительных эффектов, повышающих качество учебных достижений студентов в медицинском вузе. Балльно-рейтинговая система побуждает студентов к систематической работе, вносит в учебу элемент соревновательности, позволяет управлять учебным процессом.
Легче и быстрее реструктурировать педагогическую систему возможно, реализуя инновационный подход к организации образовательного процесса в вузе, обеспечивающий непрерывный и эффективный контроль и самоконтроль за формированием профессиональных компетенций.
Литература
1. Калягин А.Н. Опыт воспитательной работы в процессе подготовки будущих врачей / А.Н. Калягин, Ю.А. Горяев // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2009. - Выпуск 86. - С. 6-14.
2. Царегородцев Г.И. О развитии клинического мышления у будущих врачей / Г.И. Царегородцев, Е.А. Кротков, Ю.И. Афанасьев // Тер. архив. - 2005. - № 1. - С. 77-80.
3. Лапай Т. Н. Рейтинговая система контроля знаний в процессе обучения / Т.Н. Лапай // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 935-937.
4. Маряшина И.В. Рейтинговая модель дидактического контроля и оценивания в отечественной и зарубежной педагогической практике / И.В. Маряшина, Л.Р. Храпаль, Т.З. Мухутдинов // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Вып. № 19. - Т. 15. - С. 227-234.
5. Рейтинговая система оценивания успеваемости студентов / А.В. Поддубный, Л.Я. Ащепкова, И.К Панина. - Владивосток : Изд-во Дальневосточного университета, 2006.
6. Каминская Л. А. Применение интегрированной модели компетенции при изучении биохимии / Л.А. Каминская, В. И. Мещанинов // Research Journal of International Study. - 2014. - №12 (19). - Ч. 3 (22). - С. 25 -26.
7. Бучинская О.И. Проблемы реализации балльно-рейтинговой системы в высшей школе / О.И. Бучин-ская // Политематический журнал научных публикаций. - 2013. - № 7 (37) - С. 106 -109.
References
1. Kaliagin A.N., Goriaev Iu.A. Opyt vospitatel'noi raboty v protsesse pod-gotovki budushchikh vrachei. // Vestnik Baltiiskoi pedagogicheskoi akademii. - 2009. - Vypusk 86. - S. 6-14.
2. Tsaregorodtsev G.I., Krotkov E.A., Afanas'ev Iu.I. O razvitii klinicheskogo myshleniia u budushchikh vrachei // Ter. arkhiv. - 2005. - № 1. - S. 77-80.
3. Lapai T. N. Reitingovaia sistema kontrolia znanii v protsesse obucheniia // Molodoi uchenyi. - 2014. -№ 3,. - S. 935-937
4. Mariashina I.V. Khrapal' L.R. Mukhutdinov T.Z. Reitingovaia model' didakticheskogo kontrolia i otsenivaniia v otechestvennoi i zarubezhnoi pedagogicheskoi praktike// Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta - 2012. - Vypusk № 19. - tTom 15. - S. 227-234.
5. Reitingovaia sistema otsenivaniia uspevaemosti studentov/ Poddubnyi A.V., Ashchepkova L.Ia. Panina I.K- Vladivostok: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo universiteta, 2006. - S. 108.
6. Kaminskaia L. A. Meshchaninov V. I. Primenenie integrirovannoi modeli kompetentsii pri izuchenii biokhimii // Research Journal of International Study , 2014. - № 12 (19). - chast' 3 (22). - S. 25 -26.
7. Buchinskaia O.I. Problemy realizatsii ball'no-reitingovoi sistemy v vysshei shkole // Politematicheskii zhurnal nauchnykh publikatsii. - 2013. - Vypusk: № 7 (37). - S. 106 -109.