УДК 796'011
С. В. Лобанов, А. А. Бирюков
Лобанов С. В., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания МГЛУ; e-maiL: [email protected] Бирюков А. А., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры физического воспитания МГЛУ; e-maiL: [email protected]
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В статье рассматриваются содержательные и оценочные характеристики балльно-рейтинговой системы проверки знаний студентов по дисциплине «физическая культура». Предлагаемый вариант апробирован на кафедре физического воспитания Московского государственного лингвистического университета. Показано, что балльно-рейтинговая система эффективнее традиционной методики выставления оценки студенту только по результатам сдачи контрольных нормативов по физической культуре.
Ключевые слова: балльно-рейтинговая система; критерии оценки; студенты; физическая культура.
S. V. Lobanov, A. A. Birjukov
LobanovS. V., PhD (Pedagogy), Assodate Professor, Head of the Department of PhysicaL Education, MSLU; e-maiL: [email protected] Birjukov A. A, PhD (Pedagogy), Assodate Professor, Professor of the Department of PhysicaL Education, MSLU; e-maiL: [email protected]
SCORE-RATING SYSTEMS ASSESSMENT OF ACHIEVEMENT OF UNIVERSITY STUDENTS ON DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE"
The articLe deaLs with content and assessment characteristics of score-rating system of students' knowLedge verification on the subject "physicaL cuLture". The proposed option was tested at the Department of PhysicaL Education, Moscow State Linguistic University. It was proved that the score-rating system is more efficient than traditionaL methods of the student's assessment onLy by resuLt of passing the controL standards for physicaL education.
Key words: score-rating system; criteria for assessment; students; PhysicaL CuLture.
В настоящее время в высших учебных учреждениях РФ вводятся положения об организации учебного процесса с использованием
системы зачетных единиц. Данные положения предусматривают использование балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов по всем дисциплинам программы обучения, в том числе и по физической культуре1.
Цель нашего исследования - теоретическое обоснование и практическая разработка балльно-рейтинговой системы проверки и оценки студентов по дисциплине «физическая культура» с учетом специфики их обучения в вузе.
Балльно-рейтинговая система (далее - БРС) представляет собой совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающим обработку информации как по количественным, так и качественным показателям индивидуальной учебной деятельности обучаемых, позволяющим присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин [Артемова 2013; Габдрахимова 2012; Сазонов 2012; Тарасенко 2014].
Применительно к дисциплине «физическая культура» под балльно-рейтинговой системой понимается система количественной оценки качества освоения образовательной программы. При этом физическая культура делится на ряд самостоятельных, логически завершенных разделов (модулей) для проведения по ним контрольных мероприятий.
Цели балльно-рейтинговой системы по дисциплине «физическая культура»:
- стимулирование систематической физической тренировки студентов;
- повышение мотивации студентов к освоению учебной программы по физической культуре на базе более высокой дифференциации оценки результатов учебной работы;
1 См.: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.07.2002 г. № 2654 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.02.2005 г. № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации».
- определение реального места, которое занимает каждый студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами по физической культуре;
- снижение роли случайных факторов при сдаче экзамена или дифференцированного зачета.
Принципы балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов по физической культуре:
- единство требований, предъявляемых к работе студентов;
- регулярность и объективность оценки результатов работы студентов;
- открытость и гласность результатов успеваемости студентов для всех участников образовательного процесса;
- строгое соблюдение трудовой и учебной дисциплины всеми участниками образовательного процесса: студентами, преподавателями, учебно-вспомогательным и административно-управленческим персоналом.
Основные термины балльно-рейтинговой системы:
- модуль - организационно-методическая структурная единица учебной программы, которая представляет набор разделов из данной дисциплины, необходимых для ее освоения (практический, теоретический, методический и спортивный);
- текущий контроль - оценка освоения отдельных составляющих модуля дисциплины (посещаемость занятий, сдача контрольных нормативов, выполнение методических заданий, защита рефератов, участие в спортивной работе);
- рубежный контроль - оценка освоения одного или нескольких модулей дисциплины;
- итоговый контроль - оценка освоения всей дисциплины;
- контрольная точка (контрольное мероприятие) - реализация текущего, рубежного или итогового контроля;
- рейтинг - индивидуальная накопительная оценка освоения учебной дисциплины студента в баллах, определяемая каждым видом контроля;
- нормативный рейтинг дисциплины - максимально возможная сумма баллов, которую студент может набрать за период освоения дисциплины. Например: нормативный рейтинг дисциплины «физическая культура» может составлять 100, 200, 300, 400, 500 или 600 баллов,
в зависимости от количества семестров освоения дисциплины. По каждому виду контроля устанавливается свой нормативный рейтинг (текущего, рубежного, итогового контроля). Нормативные рейтинги текущего и рубежного контроля в сумме составляют нормативный рейтинг семестрового контроля. Нормативный рейтинг итогового контроля включает нормативный рейтинг экзамена или дифференцированного зачета;
- фактический рейтинг - баллы, которые набирает студент по результатам текущего, рубежного контроля и зачета / экзамена. Фактические рейтинги текущего и рубежного контроля в сумме составляют фактический рейтинг семестрового контроля. Фактический рейтинг итогового контроля включает фактический рейтинг экзамена или дифференцированного зачета;
- накопленный рейтинг - фактический рейтинг по всем освоенным к данному моменту разделам физической культуры, включая их текущий, рубежный и итоговый контроль;
- проходной рейтинг - минимум баллов, набрав который студент будет считаться аттестованным по физической культуре. Проходной рейтинг для дисциплины - более 50 % от нормативного рейтинга. Например: 50,1 баллов при 100-балльной системе оценки и т. д. Если студент по итогам обучения набирает меньше проходного рейтинга, дисциплина считается неосвоенной;
- относительный рейтинг - фактический рейтинг по физической культуре, приведенный к единому, независимому от длительности освоения дисциплины виду.
Рейтинговый балл, выставляемый студенту за текущее или рубежное контрольное мероприятие по физической культуре, определяется следующим образом (см. табл. 1).
Таблица 1
Уровень выполнения контрольного мероприятия Рейтинговый балл (в % от максимального балла за контрольную точку)
Отличный 85,1 - 100
Хороший 65,1 - 85
Удовлетворительный 50,1 - 65
Неудовлетворительный 0
Рейтинговый балл, выставляемый студенту за итоговое контрольное мероприятие (экзамен или зачет) по физической культуре, определяется следующим образом (см. табл. 2).
Таблица 2
Уровень выполнения Рейтинговый балл (в % от максимального балла за контрольную точку)
контрольного мероприятия
Отличный с плюсом 95,1 - 100
Отличный 90,1 - 95
Отличный с минусом 85,1 - 90
Хороший с плюсом 78,1 - 85
Хороший 72,1 - 78
Хороший с минусом 65,1 - 72
Удовлетворительный с плюсом 60,1 - 65
Удовлетворительный 55,1 - 60
Удовлетворительный с минусом 50,1 - 55
Неудовлетворительный 0
В Московском государственном лингвистическом университете на кафедре физического воспитания разработана и апробирована балльно-рейтинговая система количественной оценки успеваемости бакалавров по дисциплине «физическая культура».
Оценка студента определяется в зависимости от накопительной суммы баллов за освоение отдельных составляющих модуля дисциплины (посещаемость обязательных учебных занятий, знания теоретического и методико-практического разделов программы, выполнение установленных на данный семестр контрольных нормативов общей и прикладной физической культуры, участие в спортивной работе).
Нормативы практического раздела дисциплины «физическая культура» разрабатываются кафедрой физического воспитания с учетом спортивной базы университета и профиля выпускаемых специалистов.
В каждом семестре студенты выполняют не более пяти контрольных нормативов, включая три обязательных физических упражнения для контроля общей физической подготовленности.
Студенты, временно освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья и находящиеся в подготовительной группе без сдачи контрольных нормативов выполняют тест по теории физической культуры, размещенный на Allsoft.ru мультимедийных контролирующих программ.
Представленный программный комплект был опубликован в 2013 г. и создавался специально в помощь преподавателям кафедр физического воспитания вузов, чтобы в условиях рейтинговой системы мотивировать обучаемых на проявление интереса к содержанию предмета [Артемова 2013]. Основной дидактической особенностью представленных электронных пособий является авторская систематизация теоретического материала и практическая неповторяемость «генерируемых» билетов (обновляющихся комбинаций вопросов).
Рефераты по физической культуре для текущего контроля и промежуточной аттестации готовят инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья. Сроки подготовки рефератов устанавливаются индивидуально в зависимости от состояния здоровья обучаемых.
В основной и подготовительной группах
баллы в семестрах обучения начисляются:
- за выполнение контрольных упражнений (таблица начисления баллов отдельно для юношей и девушек);
- активное участие в учебных занятиях по физической культуре - 1 балл;
- выполнение физических упражнений в условиях, требующих значительного проявления личностных качеств, - до 7 баллов;
- выполнение методического задания - до 3 баллов;
- участие в спортивных соревнованиях - до 90 баллов (в зависимости от показанного результата и ранга соревнований);
- выполнение теоретических тестов (для студентов, освобожденных по состоянию здоровья от выполнения контрольных упражнений) - до 20 баллов.
Для студентов специальной медицинской группы
(1-5 семестры):
- регулярное посещение занятий;
- проведение разминки или комплекса упражнений для определенных групп мышц;
- составление и выполнение комплекса физических упражнений по своему заболеванию;
- теоретический тест по физической культуре.
В специальной медицинской группе
баллы в семестрах обучения начисляются:
- за посещение 15 занятий - 50 баллов;
- проведение разминки или комплекса упражнений для определенных групп мышц - 3 балла;
- подготовка и проведение комплекса упражнений по заболеванию студента - максимально 10 баллов;
- теоретическая подготовка - тест (теоретический). Шкала оценивания теста: 50-60 % правильных ответов - 5 баллов; 61-70 % - 10 баллов; 71-80 % - 15 баллов; 81-85 % - 20 баллов; 86-100 % - 25 баллов.
Общая оценка по физической культуре выставляется студенту на основании набранной суммы баллов за семестры обучения согласно требованиям таблицы оценки по физической культуре (см. табл. 3).
Таблица 3
Оценка Количество набранных баллов
1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр 5-й семестр
«отлично» 90 180 270 360 450
«хорошо» 70 140 210 280 350
«удовлетворительно» 50 100 150 200 250
Критерии оценки:
- «отлично» выставляется студенту, если по сумме пяти семестров обучения он набрал 450 баллов и более;
- «хорошо» - если за весь период обучения набрал 350-449 баллов;
- «удовлетворительно» - набрал 250-349 баллов;
- «неудовлетворительно» - сумма баллов менее 250.
- «зачтено» - выставляется студенту, набравшему за семестр обучения 50 баллов и более;
- «не зачтено» - выставляется студенту, набравшему за семестр обучения менее 50 баллов.
Итоги сдачи экзамена / зачета по физической культуре отражаются в балльно-рейтинговой ведомости дисциплины (в колонке «Рейтинговый балл за экзамен / зачет» делается запись фактического рейтинга зачета, а в колонке «Итоговый рейтинг» - запись суммарного фактического рейтинга по дисциплине).
Оценка за дисциплину «физическая культура» в зачетную книжку вносится после преобразования фактического рейтинга в пятибалльную отмету. При этом наряду со «штатной» зачетно-экзаменационной ведомостью, она заносится в экзаменационную (зачетную) балльно-рейтинговую ведомость.
Используя в МГЛУ в течение пяти лет данный вариант балльно-рейтинговой системы, мы наблюдаем постоянное увеличение посещаемости учебных занятий, рост активности студентов в спортивной работе и судействе соревнований, а также положительную динамику развития основных физических качеств обучаемых и повышение уровня их общей физической подготовленности. Сравнительный анализ успеваемости студентов за несколько лет по дисциплине «физическая культура» также показывает снижение числа занимающихся, получивших оценки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» на зачете в конце периода обучения.
Результаты экзаменационных сессий показывают, что 88,5 % студентов набора 2013 г. на I курсе обучения получили зачет по дисциплине «физическая культура», на II курсе в 2014 г. - 90,1 % обучаемых, а на III курсе через год - 91,2 % занимающихся. Следует отметить, что постепенно увеличивается и количество студентов, получивших оценки «отлично» и «хорошо» во время дифференцированного зачета по физической культуре на III курсе обучения. Так, в 2013 г. таких студентов было 57,0 %, в 2014 г. - 60,6 % и в 2015 г. - 62,3 %.
Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе развития высшего образования балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов по дисциплине «физическая культура» предпочтительнее традиционной, так как обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу как студентов, так
и преподавателей, а также дает возможность оценить все стороны
учебно-воспитательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Артемова Л. К. Возможности модульного подхода и балльно-рейтинговой системы оценивания качества обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 3 (11). С. 114-117.
Белецкий С. В. Влияние информационных технологий на формирование компетенций по теоретическим основам физической культуры // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2015. № 4 (82). С. 14-22.
Габдрахимова Л. А. Балльно-рейтинговая система оценки знаний в контексте формирования единого пространства европейского высшего образования / Габдрахимова Л. А., Бухмин В. С., Балашова Е. Я. и др. // Вестник Казанского энергетического университета. 2012. № 3. Т. 6. С. 139-145.
Сазонов Б. А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 28-40.
Тарасенко О. В. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза / О. В. Тарасенко, Ж. А. Димиденок // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 579-581.