Научная статья на тему 'Балльно-рейтинговая система контроля успеваемости обучающихся по отдельным дисциплинам'

Балльно-рейтинговая система контроля успеваемости обучающихся по отдельным дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / SCORE-RATING SYSTEM / CONTROL OF KNOWLEDGE / A SPECIAL DISCIPLINE / EVALUATION FUND / RATING ESTIMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якубчик П. П.

Рассмотрена балльно-рейтинговая система оценки знаний обучающихся, учитывающая все виды сту-денческих работ, качество их исполнения. Приведен пример оценки степени освоения обучающимися учебного материала по дисциплине «Насосные и воздуходувные станции» в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттеста-ции. Дана оценка эффективности применения данной системы на практике. Указано, что обучающиеся понимают балльно-рейтинговую систему контроля успеваемости, повышается их интерес к занятиям, активизируется систематическая само-стоятельная работа в течение всего процесса обучения по кон-кретной дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Point-Rating Performance Monitoring System of Students in Certain Disciplines

We consider the score-rating system of an estimation of knowledge of students, taking into account all types of student work, the quality of their performance. An example of assessing the development of studying of educational material on the subject “The pump and blower stations” during the ongoing monitoring of progress and intermediate certification. The estimation of the effectiveness of the system in practice. Indicated on the learners understanding of score-rating performance monitoring system, increasing their interest in activities and intensification of system-atic independent work during the whole learning process a par-ticular discipline.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая система контроля успеваемости обучающихся по отдельным дисциплинам»

Балльно-рейтинговая система контроля успеваемости обучающихся по отдельным дисциплинам

Якубчик П. П.

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Санкт-Петербург, Россия [email protected]

Аннотация. Рассмотрена балльно-рейтинговая система оценки знаний обучающихся, учитывающая все виды студенческих работ, качество их исполнения. Приведен пример оценки степени освоения обучающимися учебного материала по дисциплине «Насосные и воздуходувные станции» в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Дана оценка эффективности применения данной системы на практике. Указано, что обучающиеся понимают балльно-рейтинговую систему контроля успеваемости, повышается их интерес к занятиям, активизируется систематическая самостоятельная работа в течение всего процесса обучения по конкретной дисциплине.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, контроль знаний, специальная дисциплина, фонд оценочных средств, рейтинговая оценка.

Введение

В Федеральных государственных образовательных стандартах всех поколений представлены конкретные требования к качеству обучения и к контролю знаний обучающихся. Проявлением этих требований и одной из современных тенденций развития высшей школы в рамках профессиональной направленности обучения стало использование профессионально ориентированных педагогических технологий, к каковым относится и балльно-рейтинговое оценивание результатов обучения.

Обзор публикаций

Системы балльно-рейтингового оценивания результатов обучения, разрабатываемые в вузах, получили широкое практическое применений и заняли значительное место в научных публикациях. В статьях Э. К. Алгазино-ва, Л. А. Габдрахимова, И. Е. Девятовой, М. С. Кудрявцева, Т. В. Малышевой, Т. Ю. Новичковой, Л. Н. Пономаревой рассматриваются разные аспекты применения на практике балльно-рейтинговых систем и анализируются их преимущества по сравнению с другими системами оценки [1-7]. Роли балльно-рейтинговой оценки успеваемости обучаемых посвящены статьи А. С. Левина, В. И. Опрятова [8, 9]. Балльно-рейтинговым системам оценивания знаний, обеспечению на их основе высокого качества учебного процесса и оценки социальной активности студентов большое внимание уделяется в публикациях В. И. Опрятова, Р. М. Рахимова, Б. А. Сазонова и О. В. Тарасенко [9-12]. Данной теме посвящены научные работы ученых Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I

А. П. Ледяева, С. В. Микони, В. И. Ковалева, П. П. Якубчика, Д. П. Буракова [13-15].

Вопросы повышения эффективности организации процесса обучения и оценки его качества рассмотрены во многих работах зарубежных авторов, например [16-18]. В частности, в статье [16] затрагиваются технологии, демонстрирующие компетентность студентов в области этики и профессиональных стандартов; в статье [17] - формирование профессиональных компетенций студентов в инженерном образовании; в [18] - оценки профессиональной пригодности операторов человеко-машинных систем.

Главной целью реализации балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения является повышение качества образовательного процесса вуза в целом и качества знаний каждого обучаемого в частности.

Использование данной системы каждым преподавателем позволяет:

• повысить качество учебного процесса и успеваемость каждого обучающегося на основе регламентации семестровых контрольных мероприятий по всем учебным дисциплинам;

• упорядочить, сделать прозрачными и расширить возможности применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля, процесса и результатов обучения;

• формировать у обучающихся мотивацию к регулярной аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работе;

• совершенствовать развитие принципов индивидуального подхода в образовательном процессе;

• широко использовать в учебном процессе новые формы, методы и средства обучения, обеспечивающие реализацию образовательных программ, в том числе с применением современных информационных и дистанционных технологий.

Характеристика балльно-рейтинговой системы

Использование балльно-рейтинговой системы основано, прежде всего, на единых требованиях к обучающимся, предусматривающих в процессе изучения дисциплины прохождение фиксированного количества тестирований, выполнение определенного числа контрольных, лабораторных, курсовых и других самостоятельных работ. Балльно-рейтинговая система оценки требует от обучающегося постоянной ритмичной работы в течение всего семестра, так как изучаемый материал сдается по частям и время его освоения сконцентрировано и ограничено. Разработка и реализация балльно-

рейтинговой системы предусматривает повышение качества планирования и контроля учебно-методической деятельности каждого преподавателя, что должно быть четко определено в его индивидуальном плане. Необходимость использования в учебном процессе балльно-рейтинговой системы заключается в том, что с ее помощью точнее оценивается уровень знаний обучающихся, она менее субъективна, чем традиционная система.

Степень освоения обучающимися учебного материала по каждой дисциплине при балльно-рейтинговой системе оценивается в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости проводится в ходе аудиторных занятий по расписанию учебных занятий и (или) дополнительных консультаций проверкой уровня освоения знаний в течение семестра. Промежуточная аттестация обучающихся происходит по завершении изложения преподавателем дисциплины в конце семестра в виде зачета или в период сессии в виде экзамена. Текущий контроль может проводиться в форме письменных и устных опросов на практических и лабораторных занятиях, тестирования по материалам отдельного учебного модуля, выполнения контрольных, лабораторных и самостоятельных работ; написания эссе и рефератов с отчетом (защитой) в установленные сроки. При текущем контроле успеваемости преподаватель может учитывать регулярность посещения обучающимся аудиторных занятий.

Промежуточная аттестация состоит в определении суммы баллов, полученных по результатам, достигнутым обучающимся в ходе текущего контроля успеваемости, и баллов, полученных при сдаче экзамена, зачета, защиты курсового проекта (работы).

Следует отметить, что балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения должна учитывать не только факт аудиторной работы, но и качество ее выполнения. Учет факта и качества работы на занятиях должен быть объективным, оцениваться по заранее установленным правилам, а не зависеть от произвола преподавателя. На наш взгляд, эта система должна быть:

• объективной, простой и понятной преподавателем и обучающимся;

• нетрудоемкой и не требующей специальной подготовки преподавателя;

• учитывающей все виды аудиторной и самостоятельной работы обучающегося и качество ее выполнения.

С учетом этих требований кафедра определяет количество, содержание разделов и оценочную шкалу баллов. Информация о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации должна фиксироваться в кафедральном журнале группы и быть доступной для студентов.

Балльно-рейтинговая система по дисциплине «Насосные и воздуходувные станции»

В таблице приведен пример организации балльно-рей-тинговой системы оценивания результатов обучения по специальной дисциплине «Насосные и воздуходувные станции» для подготовки бакалавров по направлению «Строительство», профиль «Водоснабжение и водоотведение».

Дисциплина «Насосные и воздуходувные станции» изучается в течение двух семестров и включает лабораторные, практические занятия и экзамен в первом семестре; выпол-

нение курсового проекта и второй экзамен - во втором семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 з. е. (288 ч).

В процессе преподавания специальной дисциплины «Насосные и воздуховодные станции» используются следующие образовательные технологии:

• лекции с использование современных информационных средств обучения;

• лабораторные занятия, на которых выполняются исследования насосов в различных сочетаниях, обработка опытных данных и построение графиков, по которым определяются энергетические параметры насосных установок;

• письменные домашние задания, в которых обучающийся должен решить не менее шести задач за семестр (по две задачи в одном задании);

• выполнение курсового проекта по индивидуальной теме;

• промежуточные тестирования по определенным модулям дисциплины;

• самостоятельная работа обучающихся, в которую входят освоение теоретического материала, подготовка к выполнению лабораторных работ, выполнение домашних заданий и курсового проекта, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к текущему тестированию и сдаче экзаменов.

Все виды контроля успеваемости обучающихся по дисциплине оцениваются по 100-балльной шкале. Оценка выставляется в соответствии с приведенной таблицей. На текущий контроль успеваемости отводится 60 баллов, на учет посещаемости обучающимися лекций - 10 баллов, на промежуточную аттестацию - 30 баллов. Поэлементное распределение баллов на текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию устанавливает кафедра.

При текущем контроле успеваемости по дисциплине «Насосные и воздуходувные станции» в первом семестре учитываются выполнение и защита в срок лабораторных работ по 3 балла за одну работу (всего 5 х 3 = 15 баллов), выполнение и защита в срок трех домашних заданий по 5 баллов за одно задание (всего 35 х 5 = 15 баллов), успешное прохождение трех текущих тестирований по 10 баллов за одно тестирование (всего 35 х 10 = 30 баллов).

При текущем контроле успеваемости по данной дисциплине во втором семестре учитываются ритмичная работа над курсовым проектом (всего 30 баллов) и успешное прохождение еще трех текущих тестирований по 10 баллов за каждое тестирование (всего 35 х 10 = 30 баллов). Баллы за ритмичную работу над курсовым проектом устанавливает кафедра с разбивкой по отдельным разделам проекта и сроками выполнения. Так, если обучающийся к 27-й учебной неделе (в учебном году 54 недели) выбрал режим работы насосной станции, то он получает 6 баллов, к 31-й неделе правильно определил расчетные параметры насосной станции - 8 баллов, к 35-й неделе подобрал по каталогам насосы для проектируемой насосной станции и выполнил графический анализ их работы - 8 баллов, к 39-й неделе разработал чертеж насосной станции и успешно защитил курсовой проект - еще 8 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся за курсовой проект, равно 30. При таком количестве баллов обучающийся при защите курсового проекта получает оценку «отлично». При меньшем количестве баллов оценка при защите курсового про-

Таблица

Балльно-рейтинговая система оценки знаний обучающихся по дисциплине «Насосные и воздуходувные станции»

Количество часов Максимальное количество

Вид учебной деятельности и сроки контроля по семестрам баллов по семестрам Примечание

3 4 3 4

1. Лекции 1.1. Посещаемость лекций (0,6 балла за одну лекцию) 36 34 10 10

2. Текущий контроль 2.1. Лабораторные работы и домашние задания: • выполнение и защита лабораторных работ по расписанию занятий (5 л. р. х 3 балла); • выполнение и защита домашних заданий по графику (3 д. з. х 5 баллов). 2.2. Выполнение курсового проекта: • выбор режима работы насосной станции (27-я неделя); • определение расчетных параметров насосной станции (31-я неделя); • подбор насосов и анализ их работы (35-я неделя); • разработка чертежа насосной станции и защита курсового проекта (39-я неделя) 18 17 15 15 6 8 8 8 Допуск к экзамену: > 50 баллов и защита лабораторных работ, домашних заданий -в первом семестре; защита курсового проекта - во вто-

Е40 Е30 ром семестре. Баллы начисляются только при выполнении всех видов учебной деятельности в установленные сроки

3. Тестирование 3.1. Тесты по лекциям № 1 - № 5 3.2. Тесты по лекциям № 6 - № 10 3.3. Тесты по лекциям № 11 - № 14 3.4. Тесты по лекциям № 15 - № 19 3.5. Тесты по лекциям № 20 - № 24 3.6. Тесты по лекциям № 25 - № 28 000 000

Е30 Е30

4. Экзамен - - 30 30

Итого: 5. Итоговая оценка 5.1. «отлично» 5.2. «хорошо» 5.3. «удовлетворительно» 5.4. «неудовлетворительно» Ею« 100-86 85-75 74-60 > 59 Е100 100-86 85-75 74-60 > 59

екта определяется преподавателем в зависимости от уровня ответов обучающегося.

Таким образом, для получения итоговой положительной оценки по дисциплине «Насосные станции и воздуходувные станции» обучающийся в каждом семестре должен набрать сумму баллов в пределах от 60 до 100. Для допуска к экзаменам обучающийся по итогам текущего контроля успеваемости должен набрать не менее 50 баллов. В приведенной таблице представлено соотношение рейтинговых баллов к экзаменационной оценке.

Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся при сдаче экзамена, равно 30. Минимальное количество баллов, которыми может быть оценен удовлетворительный ответ, - 11.

Перевод уровня ответа обучающего на экзамене в баллы следующий:

• полные ответы на вопросы - 25-30 баллов;

• достаточно полные ответы на вопросы - 20-24 балла;

• неполные ответы на вопросы или часть вопросов -11-20 баллов;

• нет ответов на вопросы или вопросы не раскрыты -0 баллов.

Обучающийся, получивший сумму баллов с учетом сдачи экзамена менее 60, аттестуется неудовлетворительно, ему представляется возможность ликвидировать задолженность

по дисциплине в дни переэкзаменовок или по индивидуальному плану.

Заключение

Следует отметить, что предлагаемая балльно-рейтинговая система контроля успеваемости обучающихся по отдельной специальной дисциплине проста для преподавателя, так как составляет его привычную работу, и понятна обучающимся.

Подсчет баллов по каждому виду учебной работы обучающегося не требует специальных знаний и умений преподавателя, а также временных затрат, выходящих за рамки его обычной нагрузки. Итоговая оценка по дисциплине носит объективный характер, так как устанавливается независимо от произвола преподавателя. Применение данной системы автором на практике показало эффективность и понимание ее обучающимися, повышение их интереса к занятиям, создание условий обучающимся для активизации систематической самостоятельной работы в течение всего учебного года.

Литература

1. Алгазинов Э. К. Балльно-рейтинговая система контроля знаний / Э. К. Алгазинов // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. -2006. - № 1. - С. 45-48.

2. Габдрахимова Л. А. Балльно-рейтинговая система оценки знаний в контексте формирования единого пространства европейского высшего образования / Л. А. Габдрахимова // Вестн. Казан. энергетич. ун-та. - 2012. - № 3. -С. 139-145.

3. Девятова И. Е. Из опыта внедрения рейтинговой системы оценки успеваемости студентов / И. Е. Девятова // Вестн. Южно-Урал. пед. ин-та. - 2012. - № 2. - С. 47-58.

4. Кудрявцев М. С. Балльно-рейтинговая оценка успеваемости студентов при изучении гуманитарных дисциплин / М. С. Кудрявцев // Alma mater (Вестн. высш. шк.). -2015. - № 10. - С. 67-71.

5. Малышева Т. В. Практика внедрения балльно-рейтин-говой системы оценивания результатов обучения студентов ссуза / Т. В. Малышева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф., Уфа,

2013. - Уфа: Лето, 2013. - С. 170-173.

6. Новичкова Т. Ю. Современные средства оценивания результатов обучения / Т. Ю. Новичкова // Молодой ученый. -

2014. - № 6. - С. 740-742.

7. Пономарева Л. Н. Обзорный анализ применения модульного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе / Л. Н. Пономарева. - URL: http://science. ru/articles/hs/09.

8. Левина А. С. Рейтинговая система оценки знаний студентов / А. С. Левина // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 3. - С. 59-60.

9. Опрятов В. И. Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» / В. И. Опрятов // Ученые записки Орлов. гос. ун-та. - 2012. - № 5. - С. 457-459.

10. Рахимова Р. М. Общекультурные компетенции балль-но-рейтинговая система оценки социальной активности сту-

дентов в АГНИ / Р. М. Рахимова // Вестн. Альметьев. гос. нефтяного ин-та. - 2014. - № 2. - С. 214-218.

11. Сазонов Б. А. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса / Б. А. Сазонов // Высш. образование в России. - 2012. -№ 6. - С. 124-132.

12. Тарасенко О. В. Балльно-рейтинговая система оценивания студентов в условиях аграрного вуза / О. В. Тарасен-ко // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 579-581.

13. Ковалев В. И. Система оценки деятельности кафедр университета / В. И. Ковалев, А. П. Ледяев, С. В. Микони, П. П. Якубчик // Alma mater (Вестн. высш. шк.). - 2002. -№ 1. - С. 17-22.

14. Ледяев А. П. Решение рейтинговых задач в системе СВИРЬ / А. П. Ледяев, С. В. Микони, П. П. Якубчик, Д. П. Бураков // Открытое образование. - 2005. - № 4. -С. 41-46.

15. Ледяев А. П. Определение весовых коэффициентов функции полезности в задаче оценки деятельности кафедр университета / А. П. Ледяев, С. В. Микони, П. П. Якубчик // Вестн. ПГУПС. - 2004. - Вып. 2. - С. 137-143.

16. Feldhaus C. R. A single instrument: Engineering and engineering technology students demonstrating competence in ethics and professional standards / C. R. Feldhaus et al. // Sci. Eng. Ethics. - 2006. -№ 2. - P. 291-311.

17. Lisichko E. Formation of professional competence of students in engineering education / E. Lisichko, E. Postnikova, S. I. Tverdokhlebov // Creative Educ. - 2013. - № 3. - P. 104106.

18. Petukhov I. Assessment of vocational aptitude of man-machine systems operators / I. Petukhov, L. Steshina // Conf. Proc. HIS 2014: Human System Interactions. - Costa da Ca-parica, Portugal, 2014. - P. 44-48.

Point-Rating Performance Monitoring System of Students in Certain Disciplines

Yakubchik P. P. Petersburg State Transport University St.Petersburg, Russia [email protected]

Abstract. We consider the score-rating system of an estimation of knowledge of students, taking into account all types of student work, the quality of their performance. An example of assessing the development of studying of educational material on the subject "The pump and blower stations" during the ongoing monitoring of progress and intermediate certification. The estimation of the effectiveness of the system in practice. Indicated on the learners understanding of score-rating performance monitoring system, increasing their interest in activities and intensification of systematic independent work during the whole learning process a particular discipline.

Keywords: score-rating system, control of knowledge, a special discipline, evaluation fund, rating estimation.

References

1. Algazinov Je. K. Point-Rating System of Knowledge Control [Ball'no-rejtingovaja sistema kontrolja znanij], Vest-nik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik Voronezh State University], 2006, no. 1, pp. 45-48.

2. Gabdrahimova L. A. Point-rating System of Knowledge Evaluation in the Context of Forming a Single European Higher Education Space [Ball'no-rejtingovaja sistema ocenki znanij v kontekste formirovanija edinogo prostranstva evropejskogo vys-shego obrazovanija], Vestnik Kazanskogo jenergeticheskogo universiteta [Gazette Kazan Energy University], 2012, no. 3, pp. 139-145.

3. Devjatova I. E. From the Experience of the Introduction of the Rating System of Students' Progress [Iz opyta vnedrenija rejtingovoj sistemy ocenki uspevaemosti studentov], Vestnik Juzhno-Ural'skogo pedagogicheskogo instituta [Gazette South Ural Pedagogical Institute], 2012, no. 2, pp. 47-58.

4. Kudrjavcev M. S. Point-rating Assessment of Students' Progress in the Study of the Humanities [Ball'no-rejtingovaja ocenka uspevaemosti studentov pri izuchenii gumanitarnyh dis-ciplin], Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) [Alma mater (Gazette of High School)], 2015, no. 10, pp. 67-71.

5. Malysheva T. V. Practice Implementation of Score-rating Student Performance Evaluation System of Specialized Secondary School [Praktika vnedrenija ball'no-rejtingovoj sistemy ocenivanija rezul'tatov obuchenija studentov ssuza], Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki [Topical Issues of Modern Pedagogy], Proc. IV Int. Conf., Ufa, Leto, 2013, pp. 170-173.

6. Novichkova T.Ju. Modern Means of Assessment of Learning Outcomes [Sovremennye sredstva ocenivanija rezul'tatov obuchenija], Molodoj uchenyj [Young Scientist], 2014, no. 6, pp.740-742.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ponomaryova L. N. Survey Analysis of using of Modulus Education in the Process of Professional Training of Specialists in a High School [Survey analysis of using of modulus education in the process of professional training of specialists in a high school] (aviable at: http://science.ru/articles/hs/09).

8. Levina A. S. The Rating System of Students' Knowledge Assessment [Rejtingovaja sistema ocenki znanij studentov], Uspehi sovremennogo estestvoznanija [The Success of Modern Science], 2011, no. 3, pp. 59-60.

9. Oprjatov V. I. Implementation of Score-rating System of Evaluation of Students' Knowledge in the VPO Orel-of-State University" [Vnedrenie ball'no-rejtingovoj sistemy ocenki znanij studentov v FGBOU VPO «Orlovskij gosudarstvennyj universitet»], Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of Orel State University], 2012, no. 5, pp. 457-459.

10. Rahimova R. M. General Cultural Competence of Score-rating System to Assess the Social Activity of Students in AGNI [Obshhekul'turnye kompetencii ball'no-rejtingovaja sistema ocenki social'noj aktivnosti studentov v AGNI], Vestnik Al'met'evskogo gosudarstvennogo neftjanogo instituta [Herald of Almetyevsk State Oil Institute], 2014, no. 2, pp. 214-218.

11. Sazonov B. A. Point-rating System of Knowledge Assessment and Quality Assurance of the Learning Process [Ball'no-rejtingovaja sistema ocenivanija znanij i obespechenie kachestva uchebnogo processa], Vysshee obrazovanije v Rossii [Higher Education in Russia], 2012, no. 6, pp. 124-132.

12. Tarasenko O. V. Point-rating System of Evaluation of Students in the Conditions of Agrarian University [Ball'no-rejtingovaja sistema ocenivanija studentov v uslovijah agrar-nogo vuza], Molodoj uchenyj [Young Scientist], 2014, no. 1, pp. 579-581.

13. Kovalev V. I., Ledjaev A. P., Mikoni S. V., Jakubchik P. P. The Evaluation System of the University Faculties [Sistema ocenki dejatel'nosti kafedr universiteta], Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) [Alma mater (Gazette of High School)], 2002, no. 1, pp. 17-22.

14. Ledjaev A. P., Mikoni S. V., Jakubchik P. P., Burakov D. P. The Solution of Problems in the Rating System SVIR [Resh-enie rejtingovyh zadach v sisteme SVIR'], Otkrytoe obrazovanie [Open Education], 2005, no. 4, pp. 41-46.

15. Ledjaev A. P., Mikoni S. V., Jakubchik P. P. Determination of the Weight Coefficients of Useful Tasks Evaluation of University Departments [Opredelenie vesovyh kojefficientov funkcii poleznostiv zadache ocenki dejatel'nosti kafedr universiteta], Vestnik PGUPS [Izv. Petersburg Transp. Univ.], 2004, Is. 2, pp. 137-143.

16. Feldhaus C. R. et al. A single instrument: Engineering and engineering technology students demonstrating competence in ethics and professional standards, Sci. and Eng. Ethics, 2006, no. 2, pp. 291-311.

17. Lisichko E., Postnikova E., Tverdokhlebov S. I. Formation of professional competence of students in engineering education, Creative Educ., 2013, no. 3, pp. 104-106.

18. Petukhov I., Steshina L. Assessment of vocational aptitude of man-machine systems operators, in HIS 2014: Human System Interactions, Conf. Proc. Costa da Caparica, Portugal, 2014, pp. 44-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.