Научная статья на тему 'Вузовское образование в условиях перехода к рыночной экономике в 90-е гг. XX В. (на материалах Иркутской области)'

Вузовское образование в условиях перехода к рыночной экономике в 90-е гг. XX В. (на материалах Иркутской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ / УНИВЕРСИТЕТ / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / PUBLIC HIGHER SCHOOLS / HIGHER EDUCATION / OUT-OF-BUDGET FINANCING / ECONOMIC EDUCATION / NON-PUBLIC HIGHER SCHOOL / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алехина Любовь Сергеевна

Рассматриваются изменения, произошедшие в вузовском образовании России при переходе к рыночным отношениям, анализируются статистические данные о численности студентов, динамике специальностей, источниках финансирования. Особое внимание уделяется негосударственным вузам. Автор делает вывод о многомерных и глубоких изменениях в высшей школе России в 90-е гг. XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Higher Education under Conditions of Transition to the Market Economy in the 1990s (Based on the Data of Irkutsk Region)

The changes resulted from the transition to the market economy in the Russian higher education are considered in the article. The author analyses the statistic data of student number, the dynamics of specialities, the financing sources. Special attention is paid to the non-public higher schools. The author came to conclusion about the complex and deep changes in the Russian higher education in 1990s.

Текст научной работы на тему «Вузовское образование в условиях перехода к рыночной экономике в 90-е гг. XX В. (на материалах Иркутской области)»

ББК 74.580.20

Jl.C. Алехина

Вузовское образование в условиях перехода к рыночной экономике в 90-е гг. XX в. (на материалах Иркутской области)

Ключевые слова: постиндустриальное общество, государственные вузы, высшее образование, внебюджетное финансирование, экономическое образование, негосударственные вузы, университет.

Key words: post-industrial society, public higher schools, higher éducation, out-of-budget financing, economic éducation, non-public higher school, university.

В течение последнего десятилетия XX в. вузы Иркутской области, как и всей страны, в условиях перехода к рынку оказались вовлеченными в той или иной степени в рыночную деятельность. Переход к рынку происходил в обстановке тяжелого экономического кризиса. Данные обстоятельства не могли не привести к радикальным изменениям в вузовском образовании.

Общее число студентов с 1985 по 1990 г. сократилось с 2966,1 тыс. до 2824,5 тыс. чел. (4,8%), неуклонно снижалась и доля студентов в общей численности населения.

Если в 1985 г. по показателям числа студентам на 10 тыс. чел. населения Россия занимала пятое место в мире, то в 1993 г. она опустилась уже на 26-е место. С 1995-1996 учебного года наметился рост количества обучающихся в вузах. В 2000 г. численность студентов в вузах увеличилась по сравнению с 1995 г. на 47%. Прием в вузы вырос за те же годы с 628,6 тыс. до 1140,3 тыс. чел., т.е. на 92%, а выпуск специалистов с 395,5 тыс. до 558,9 тыс. чел., или на 46%. По показателям приема абитуриентов, численности обучающихся и выпуску специалистов уровень 1985 г. (самый высокий в дореформенной России) был превзойден соответственно на 80, 44 и 21%. Отрасль высшего образования развивалась намного быстрее и устойчивее, чем народное хозяйство, находившееся в глубоком кризисе.

В Иркутской области, как и в целом по России, за 1985-1990 гт. число студентов сократилось на 9%. Эта тенденция сохранилась и даже усилилась в первой половине 90-х гг., когда сокращение составило 11%. Рост иркутского студенчества с 1995 по 2000 г. составил 54% (по России - 61%) [1, с. 290, 292, 296, 298].

Доля расходов на высшее образование на протяжении 1990-1997 гг. колебалась в пределах 3^1% от общих расходов федерального бюджета, что практически означало снижение этих расходов в реальном денежном исчислении почти в 2 раза. По оценке работников Министерства образования РФ, финансирование образования сократилось в первой половине 90-х гг. на 5-10% в год. Увеличилась доля федерального бюджета, выделяемого на нужды образования в целом и высшего образования в частности, хотя и не достигла предусмотренной Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» нормы - 3% от расходной части бюджета [2, с. 5, 51-52].

Выросло значение внебюджетных источников финансирования. К ним относятся плата за обучение, вносимая самими обучаемыми и их родителями, оплата предприятиями и организациями обучения своих работников, доходы от научноисследовательской, издательской деятельности, спонсорская помощь и др. Главным источником внебюджетного финансирования вузов является плата за обучение. Если общая численность студентов выросла за 90-е гг. с 2824,5 до 3728,1 тыс. чел., или на 32%, то количество студентов, обучавшихся за счет средств бюджета, сократилось с 2824,5 тыс. до 2706,8 тыс. чел., или на 4% (табл. 2)

Таблица 1

Государственные вузы РФ (на начало учебного года)*

Год Количество вузов Численность студентов, тыс. чел. Численность студентов на 10 тыс. населения

Россия Иркутская обл. Россия Иркутская обл. Россия Иркутская обл.

1985 502 9 2966,1 66,4 206 243

1990 514 9 2824,5 60,2 190 210

1995 569 10 2655,2 53,8 179 192

2000 607 11 4270,8 82,9 294 303

*Подсчитано no: [1, с. 29, 31, 150].

Таблица 2

Подготовка специалистов в государственных вузах РФ*

Общая численность студентов (тыс. чел.) 1990 2824,5 1995 2655,2 1997 3046,5 1998 3347,2 1999 3728,1 2000 4270,8

В том числе с ПВЗ** - 228,6 326,1 474,4 728,3 1021,3

За счет бюджета 2824,5 2413,4 2476,3 2572,1 2618,9 2706,8

Очное обучение 1647,7 1692,1 1777,1 1901,7 2039,9 2213,0

В том числе с ПВЗ - 111,8 148,0 207,2 302,0 412,6

*Подсчитано по: [3, с. 8].

**ПВЗ - полное возмещение затрат.

Число студентов, обучавшихся за плату или с полным возмещением затрат (ПВЗ), в 1999 г. составило 1021,3 тыс. чел. (27% от их общей численности). Из них только 412,6 тыс. чел. обучалось на дневных факультетах (очная форма). Большая часть коммерческих студентов государственных вузов (60%) обучались на заочных, вечерних, дистанционных и ускоренных отделениях. Именно они дали общий рост численности студентов во второй половине 90-х гг. В общем составе студентов иркутских вузов в 2000 г. насчитывалось 36% коммерческих, более половины (56%) были приняты [4, с. 21]. Из них в Байкальском государственном университете экономики и права с полным возмещением затрат обучалось 72% студентов, среди принятых - 80%, в классическом университете - соответственно 40 и 61%, в железнодорожном институте - 47 и 38% [4, с. 22].

В условиях перехода к рыночной экономике изменилась структура подготовки кадров в высшей школе. Настоящий бум в России переживало экономическое образование. В ведомстве Министерства образования РФ в 2000 г. насчитывалось около 160 экономических государственных и частных университетов, академий и институтов, а также 69 классических университетов и около 100 технических университетов с экономическими факультетами [5, с. 26]. Существовали такие факультеты и в сельскохозяйственных, медицинских вузах, вузах культуры в рамках соответствующих министерств. Прием на экономические отделения вузов за последнее десятилетие XX в. вырос почти в 4 раза. Каждый четвертый абитуриент как в целом по России, так и в Приангарье выбирал для изучения экономические специальности.

Изменилось содержание и организация экономического образования. Так, Иркутский институт народного хозяйства в 80-е гг. осуществлял подготовку специалистов на 4 факультетах. Преобразованный в 1993 г. в государственную экономическую академию, а в 2002 г. - Байкальский государственный университет экономики и права (БГУЭП), он насчитывал к концу 90-х гг. 16 факультетов и вел прием на 17 специальностей дневного и 14 -заочного отделения. Наиболее привлекательными для абитуриентов являлись специальности «экономика и управление инвестициями и недвижимостью», «мировая экономика», «прикладная

информатика в экономике», «экономика и управление на транспорте и в связи» [6, с. 2]. Университет осуществил вертикальную интеграцию, объединив в своем составе колледж бизнеса и права, подготовку бакалавров, дипломированных специалистов и магистров, структуры дополнительного образования. БГУЭП (ИГЭА) активно участвовал в проектах программы Европейского Совета ТАСИС и осуществлял координацию деятельности по реализации всех проектов ТАСИС по Восточной Сибири и Забайкалью. В 1997 г. проводился рейтинг среди 16 экономических вузов России, входящих в Ассоциацию высшего экономического образования. ИГЭА по рейтингу заняла 8-е место [6, с. 51].

За 1990-2000 гг. в три раза увеличилось число обучающихся на гуманитарных специальностях и составило в 2000 г. по России - 19,3% от всех принятых, в Иркутской области - 20,2%. Особой популярностью пользовались юридические специальности. Но несмотря на бурный рост в 90-е гг. гуманитарных и социально-экономических специальностей в российских вузах, их выбирали менее половины абитуриентов. В западных странах доля студентов, обучающихся по этим специальностям, достигала 70%. В условиях глубокого спада промышленного производства снизились наборы студентов на инженернотехнические специальности с 42,8% в 1990 г. до30,5% в 2000 г. от общей численности поступивших в вузы [1, с. 281-282].

С 1992 по 2000 г. общая численность профессорско-преподавательского состава государственных вузов России выросла на 12,3%, но поскольку численность студентов за те же годы выросла на 41,3%, то количество студентов, приходившихся на одного преподавателя, увеличилось с 11,7 до 14,6 чел. [3, с. 34]. В России в 1992 г. 57,5% преподавателей имели ученые звания, в 1999 г. - 57,9%. Выросло число докторов наук: в России - с 15,7 тыс. до 25,9 тыс. чел., т.е. в 1,6 раза, в Иркутской области - со 168 до 322 чел., т.е. в 2 раза [1, с. 183].

В изучаемые годы понизился уровень жизни работников науки и образования. Заработная плата российских профессоров сократилась с 219% от заработной

Таблица 3

Структура высшей школы РФ и Иркутской области*

Высшие учебные заведения Год

Государственные вузы 1992 1995 2000

Университеты (РФ/Иркутская обл.) 85/1 221/1 277/3

Академии (РФ/Иркутская обл.) 28/0 170/1 163/2

Институты (РФ/Иркутская обл.) 420/8 154/7 122/5

*Подсчитано по: [7, с. 51].

платы в промышленности в 1987 г. до 62% средней заработной платы в промышленности в 1993 г. [7, с. 6]. Сокращение оплаты труда научно-педагогических работников при увеличении интенсивности их труда стало важным фактором роста сферы высшего образования.

Система образования в РФ и в Иркутской области характеризуется разнообразием высших учебных заведений. По данным НИИ ВО (2000 г.) представим структуру высшей школы (табл. 3).

Приведенные данные показывают серьезные структурные изменения вузовской системы, внесшие коррективы в статус высших учебных заведений. Структура высшего образования не представляет собой чего-то окончательно установившегося. Практика 90-х гг. заключалась в преобразовании различных по профилю институтов в университеты, т.е. произошла «университизация высшего образования» [8, с. 1].

В настоящее время наряду с университетами естественно-научного и гуманитарного профиля (классические университеты) функционируют технические, медицинские, педагогические и другие университеты, в которых больше внимания уделяется фундаментальной подготовке, позволяющей расширить диапазон получаемых специальностей. Процесс университизации 90-х гг. можно охарактеризовать как далеко неоднозначный. С одной стороны, некоторые учебные заведения уже были вузами университетского типа. С другой - для многих вузов такое преобразование было продиктовано желанием повысить свой статус, получить бюджетные средства, расширить структуру подготовки, а следовательно, и штаты.

Результатом влияния рыночных отношений на российскую систему высшего профессионального образования явилось появление негосударственных образовательных учреждений (табл. 4).

В 90-е гг. происходило увеличение числа негосударственных вузов и повышение их доли в вузовской системе в целом. В 1994 г. доля негосударственных вузов составляла 22,1%, а в 2000 г. - уже 37,1%. В то же время следует отметить, что негосударственные вузы концентрировали в своих стенах лишь 4,1% общего контингента студентов в 1994 г. и 9,2% - в 2000 г. Большую часть этого сектора высшей школы составляли некрупные учебные заведения.

В Иркутской области в 2000 г. действовали 10 негосударственных вузов, включая филиалы учебных заведений, находящихся в других регионах страны. Общая численность студентов составила 4151 чел., из них по гуманитарным специальностям 1927 чел. (46%), по экономике и управлению - 1919 чел. (46%) [4, с. 31].

Негосударственные вузы формировали свой преподавательский состав преимущественно за счет научнопедагогических кадров государственных вузов, работающих на условиях штатного совместительства. Так, в 1994 г. совместители среди преподавательского состава составляли 64,9%, в 2000 г. - 74%. Ведущей формой обучения в этих вузах являлась заочная. По ней обучалось 56,4% студентов в 1994 г. и 50,4% - в 2000 г. Недостаточно развита материальнотехническая база негосударственных вузов. Из 2179,6 тыс. кв. м. общей площади учебных помещений, находившихся в их распоряжении в 2000 г., 1723,2 тыс. кв. м (79%) арендовалось. В госсекторе доля арендованных площадей была всего 4,5%.

Большинство негосударственных вузов сконцентрировало подготовку по престижным в 90-е гг. гуманитарным и экономическим специальностям и отраслям науки, а именно: экономике, менеджменту, коммерции, маркетингу, юриспруденции, социологии, психологии и некоторым другим (всего 94,6%

Таблица 4

Основные показатели негосударственных вузов

Показатель 1994 1997 2000

Число негосударственных вузов (РФ/Иркутская обл.) 157/3 302/6 349/10

Численность студентов (тыс. чел.) (РФ/Иркутская обл.) 110,5/1,3 201,8/2,2 344,8/4,2

Подсчитано по: [3, с. 31].

от общей численности студентов). Негосударственные вузы в большей степени, чем государственные, ориентированы на требования рынка, поскольку основным источником их финансирования являлась плата за обучение.

Таким образом, переход России к рыночным отношениям привел к многомерным и глубоким изменениям социально-экономической сущности высшего образования. Глубокий экономический кризис,

в условиях которого осуществлялось реформирование высшей школы, оказал, с одной стороны, негативное воздействие на нее в виду резкого недофинансирования и невостребованности выпускников по многим специальностям, с другой - породил активные поиски и самих вузов и общества в целом, приведшие к созданию негосударственных вузов, расширению сферы образовательных услуг, широкому набору студентов по специальностям, востребованным рынком.

Библиографический список

1. Образование в России 2003 : стат. сб. - М., 2003.

2. Материалы к совещанию ректоров учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации 27 октября 2000 г. - М., 2000.

3. Система образования в Российской Федерации : сб. стат. данных. - М., 2001.

4. Высшие и средние специальные учебные заведения Иркутской области : стат. справочник. - Иркутск, 2001.

5. ИГЭА в цифрах, фактах, мнениях. - Иркутск, 2000.

6. Совещание ректоров высших учебных заведений Российской Федерации 27 октября 2000 г. - М., 2000.

7. Государственный архив Иркутской области ГАИО. -Ф. Р 3245. - Оп. 1.-Д. 76.-Л. 162.

8. Алексеева, Л.П. / Процесс университизации вузов и некоторые подходы к оценке их деятельности / Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина. - М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.