ББК 74.580.20
Jl.C. Алехина
Вузовское образование в условиях перехода к рыночной экономике в 90-е гг. XX в. (на материалах Иркутской области)
Ключевые слова: постиндустриальное общество, государственные вузы, высшее образование, внебюджетное финансирование, экономическое образование, негосударственные вузы, университет.
Key words: post-industrial society, public higher schools, higher éducation, out-of-budget financing, economic éducation, non-public higher school, university.
В течение последнего десятилетия XX в. вузы Иркутской области, как и всей страны, в условиях перехода к рынку оказались вовлеченными в той или иной степени в рыночную деятельность. Переход к рынку происходил в обстановке тяжелого экономического кризиса. Данные обстоятельства не могли не привести к радикальным изменениям в вузовском образовании.
Общее число студентов с 1985 по 1990 г. сократилось с 2966,1 тыс. до 2824,5 тыс. чел. (4,8%), неуклонно снижалась и доля студентов в общей численности населения.
Если в 1985 г. по показателям числа студентам на 10 тыс. чел. населения Россия занимала пятое место в мире, то в 1993 г. она опустилась уже на 26-е место. С 1995-1996 учебного года наметился рост количества обучающихся в вузах. В 2000 г. численность студентов в вузах увеличилась по сравнению с 1995 г. на 47%. Прием в вузы вырос за те же годы с 628,6 тыс. до 1140,3 тыс. чел., т.е. на 92%, а выпуск специалистов с 395,5 тыс. до 558,9 тыс. чел., или на 46%. По показателям приема абитуриентов, численности обучающихся и выпуску специалистов уровень 1985 г. (самый высокий в дореформенной России) был превзойден соответственно на 80, 44 и 21%. Отрасль высшего образования развивалась намного быстрее и устойчивее, чем народное хозяйство, находившееся в глубоком кризисе.
В Иркутской области, как и в целом по России, за 1985-1990 гт. число студентов сократилось на 9%. Эта тенденция сохранилась и даже усилилась в первой половине 90-х гг., когда сокращение составило 11%. Рост иркутского студенчества с 1995 по 2000 г. составил 54% (по России - 61%) [1, с. 290, 292, 296, 298].
Доля расходов на высшее образование на протяжении 1990-1997 гг. колебалась в пределах 3^1% от общих расходов федерального бюджета, что практически означало снижение этих расходов в реальном денежном исчислении почти в 2 раза. По оценке работников Министерства образования РФ, финансирование образования сократилось в первой половине 90-х гг. на 5-10% в год. Увеличилась доля федерального бюджета, выделяемого на нужды образования в целом и высшего образования в частности, хотя и не достигла предусмотренной Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» нормы - 3% от расходной части бюджета [2, с. 5, 51-52].
Выросло значение внебюджетных источников финансирования. К ним относятся плата за обучение, вносимая самими обучаемыми и их родителями, оплата предприятиями и организациями обучения своих работников, доходы от научноисследовательской, издательской деятельности, спонсорская помощь и др. Главным источником внебюджетного финансирования вузов является плата за обучение. Если общая численность студентов выросла за 90-е гг. с 2824,5 до 3728,1 тыс. чел., или на 32%, то количество студентов, обучавшихся за счет средств бюджета, сократилось с 2824,5 тыс. до 2706,8 тыс. чел., или на 4% (табл. 2)
Таблица 1
Государственные вузы РФ (на начало учебного года)*
Год Количество вузов Численность студентов, тыс. чел. Численность студентов на 10 тыс. населения
Россия Иркутская обл. Россия Иркутская обл. Россия Иркутская обл.
1985 502 9 2966,1 66,4 206 243
1990 514 9 2824,5 60,2 190 210
1995 569 10 2655,2 53,8 179 192
2000 607 11 4270,8 82,9 294 303
*Подсчитано no: [1, с. 29, 31, 150].
Таблица 2
Подготовка специалистов в государственных вузах РФ*
Общая численность студентов (тыс. чел.) 1990 2824,5 1995 2655,2 1997 3046,5 1998 3347,2 1999 3728,1 2000 4270,8
В том числе с ПВЗ** - 228,6 326,1 474,4 728,3 1021,3
За счет бюджета 2824,5 2413,4 2476,3 2572,1 2618,9 2706,8
Очное обучение 1647,7 1692,1 1777,1 1901,7 2039,9 2213,0
В том числе с ПВЗ - 111,8 148,0 207,2 302,0 412,6
*Подсчитано по: [3, с. 8].
**ПВЗ - полное возмещение затрат.
Число студентов, обучавшихся за плату или с полным возмещением затрат (ПВЗ), в 1999 г. составило 1021,3 тыс. чел. (27% от их общей численности). Из них только 412,6 тыс. чел. обучалось на дневных факультетах (очная форма). Большая часть коммерческих студентов государственных вузов (60%) обучались на заочных, вечерних, дистанционных и ускоренных отделениях. Именно они дали общий рост численности студентов во второй половине 90-х гг. В общем составе студентов иркутских вузов в 2000 г. насчитывалось 36% коммерческих, более половины (56%) были приняты [4, с. 21]. Из них в Байкальском государственном университете экономики и права с полным возмещением затрат обучалось 72% студентов, среди принятых - 80%, в классическом университете - соответственно 40 и 61%, в железнодорожном институте - 47 и 38% [4, с. 22].
В условиях перехода к рыночной экономике изменилась структура подготовки кадров в высшей школе. Настоящий бум в России переживало экономическое образование. В ведомстве Министерства образования РФ в 2000 г. насчитывалось около 160 экономических государственных и частных университетов, академий и институтов, а также 69 классических университетов и около 100 технических университетов с экономическими факультетами [5, с. 26]. Существовали такие факультеты и в сельскохозяйственных, медицинских вузах, вузах культуры в рамках соответствующих министерств. Прием на экономические отделения вузов за последнее десятилетие XX в. вырос почти в 4 раза. Каждый четвертый абитуриент как в целом по России, так и в Приангарье выбирал для изучения экономические специальности.
Изменилось содержание и организация экономического образования. Так, Иркутский институт народного хозяйства в 80-е гг. осуществлял подготовку специалистов на 4 факультетах. Преобразованный в 1993 г. в государственную экономическую академию, а в 2002 г. - Байкальский государственный университет экономики и права (БГУЭП), он насчитывал к концу 90-х гг. 16 факультетов и вел прием на 17 специальностей дневного и 14 -заочного отделения. Наиболее привлекательными для абитуриентов являлись специальности «экономика и управление инвестициями и недвижимостью», «мировая экономика», «прикладная
информатика в экономике», «экономика и управление на транспорте и в связи» [6, с. 2]. Университет осуществил вертикальную интеграцию, объединив в своем составе колледж бизнеса и права, подготовку бакалавров, дипломированных специалистов и магистров, структуры дополнительного образования. БГУЭП (ИГЭА) активно участвовал в проектах программы Европейского Совета ТАСИС и осуществлял координацию деятельности по реализации всех проектов ТАСИС по Восточной Сибири и Забайкалью. В 1997 г. проводился рейтинг среди 16 экономических вузов России, входящих в Ассоциацию высшего экономического образования. ИГЭА по рейтингу заняла 8-е место [6, с. 51].
За 1990-2000 гг. в три раза увеличилось число обучающихся на гуманитарных специальностях и составило в 2000 г. по России - 19,3% от всех принятых, в Иркутской области - 20,2%. Особой популярностью пользовались юридические специальности. Но несмотря на бурный рост в 90-е гг. гуманитарных и социально-экономических специальностей в российских вузах, их выбирали менее половины абитуриентов. В западных странах доля студентов, обучающихся по этим специальностям, достигала 70%. В условиях глубокого спада промышленного производства снизились наборы студентов на инженернотехнические специальности с 42,8% в 1990 г. до30,5% в 2000 г. от общей численности поступивших в вузы [1, с. 281-282].
С 1992 по 2000 г. общая численность профессорско-преподавательского состава государственных вузов России выросла на 12,3%, но поскольку численность студентов за те же годы выросла на 41,3%, то количество студентов, приходившихся на одного преподавателя, увеличилось с 11,7 до 14,6 чел. [3, с. 34]. В России в 1992 г. 57,5% преподавателей имели ученые звания, в 1999 г. - 57,9%. Выросло число докторов наук: в России - с 15,7 тыс. до 25,9 тыс. чел., т.е. в 1,6 раза, в Иркутской области - со 168 до 322 чел., т.е. в 2 раза [1, с. 183].
В изучаемые годы понизился уровень жизни работников науки и образования. Заработная плата российских профессоров сократилась с 219% от заработной
Таблица 3
Структура высшей школы РФ и Иркутской области*
Высшие учебные заведения Год
Государственные вузы 1992 1995 2000
Университеты (РФ/Иркутская обл.) 85/1 221/1 277/3
Академии (РФ/Иркутская обл.) 28/0 170/1 163/2
Институты (РФ/Иркутская обл.) 420/8 154/7 122/5
*Подсчитано по: [7, с. 51].
платы в промышленности в 1987 г. до 62% средней заработной платы в промышленности в 1993 г. [7, с. 6]. Сокращение оплаты труда научно-педагогических работников при увеличении интенсивности их труда стало важным фактором роста сферы высшего образования.
Система образования в РФ и в Иркутской области характеризуется разнообразием высших учебных заведений. По данным НИИ ВО (2000 г.) представим структуру высшей школы (табл. 3).
Приведенные данные показывают серьезные структурные изменения вузовской системы, внесшие коррективы в статус высших учебных заведений. Структура высшего образования не представляет собой чего-то окончательно установившегося. Практика 90-х гг. заключалась в преобразовании различных по профилю институтов в университеты, т.е. произошла «университизация высшего образования» [8, с. 1].
В настоящее время наряду с университетами естественно-научного и гуманитарного профиля (классические университеты) функционируют технические, медицинские, педагогические и другие университеты, в которых больше внимания уделяется фундаментальной подготовке, позволяющей расширить диапазон получаемых специальностей. Процесс университизации 90-х гг. можно охарактеризовать как далеко неоднозначный. С одной стороны, некоторые учебные заведения уже были вузами университетского типа. С другой - для многих вузов такое преобразование было продиктовано желанием повысить свой статус, получить бюджетные средства, расширить структуру подготовки, а следовательно, и штаты.
Результатом влияния рыночных отношений на российскую систему высшего профессионального образования явилось появление негосударственных образовательных учреждений (табл. 4).
В 90-е гг. происходило увеличение числа негосударственных вузов и повышение их доли в вузовской системе в целом. В 1994 г. доля негосударственных вузов составляла 22,1%, а в 2000 г. - уже 37,1%. В то же время следует отметить, что негосударственные вузы концентрировали в своих стенах лишь 4,1% общего контингента студентов в 1994 г. и 9,2% - в 2000 г. Большую часть этого сектора высшей школы составляли некрупные учебные заведения.
В Иркутской области в 2000 г. действовали 10 негосударственных вузов, включая филиалы учебных заведений, находящихся в других регионах страны. Общая численность студентов составила 4151 чел., из них по гуманитарным специальностям 1927 чел. (46%), по экономике и управлению - 1919 чел. (46%) [4, с. 31].
Негосударственные вузы формировали свой преподавательский состав преимущественно за счет научнопедагогических кадров государственных вузов, работающих на условиях штатного совместительства. Так, в 1994 г. совместители среди преподавательского состава составляли 64,9%, в 2000 г. - 74%. Ведущей формой обучения в этих вузах являлась заочная. По ней обучалось 56,4% студентов в 1994 г. и 50,4% - в 2000 г. Недостаточно развита материальнотехническая база негосударственных вузов. Из 2179,6 тыс. кв. м. общей площади учебных помещений, находившихся в их распоряжении в 2000 г., 1723,2 тыс. кв. м (79%) арендовалось. В госсекторе доля арендованных площадей была всего 4,5%.
Большинство негосударственных вузов сконцентрировало подготовку по престижным в 90-е гг. гуманитарным и экономическим специальностям и отраслям науки, а именно: экономике, менеджменту, коммерции, маркетингу, юриспруденции, социологии, психологии и некоторым другим (всего 94,6%
Таблица 4
Основные показатели негосударственных вузов
Показатель 1994 1997 2000
Число негосударственных вузов (РФ/Иркутская обл.) 157/3 302/6 349/10
Численность студентов (тыс. чел.) (РФ/Иркутская обл.) 110,5/1,3 201,8/2,2 344,8/4,2
Подсчитано по: [3, с. 31].
от общей численности студентов). Негосударственные вузы в большей степени, чем государственные, ориентированы на требования рынка, поскольку основным источником их финансирования являлась плата за обучение.
Таким образом, переход России к рыночным отношениям привел к многомерным и глубоким изменениям социально-экономической сущности высшего образования. Глубокий экономический кризис,
в условиях которого осуществлялось реформирование высшей школы, оказал, с одной стороны, негативное воздействие на нее в виду резкого недофинансирования и невостребованности выпускников по многим специальностям, с другой - породил активные поиски и самих вузов и общества в целом, приведшие к созданию негосударственных вузов, расширению сферы образовательных услуг, широкому набору студентов по специальностям, востребованным рынком.
Библиографический список
1. Образование в России 2003 : стат. сб. - М., 2003.
2. Материалы к совещанию ректоров учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации 27 октября 2000 г. - М., 2000.
3. Система образования в Российской Федерации : сб. стат. данных. - М., 2001.
4. Высшие и средние специальные учебные заведения Иркутской области : стат. справочник. - Иркутск, 2001.
5. ИГЭА в цифрах, фактах, мнениях. - Иркутск, 2000.
6. Совещание ректоров высших учебных заведений Российской Федерации 27 октября 2000 г. - М., 2000.
7. Государственный архив Иркутской области ГАИО. -Ф. Р 3245. - Оп. 1.-Д. 76.-Л. 162.
8. Алексеева, Л.П. / Процесс университизации вузов и некоторые подходы к оценке их деятельности / Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина. - М., 1999.