Научная статья на тему 'Экономика образования в период его модернизации: состояние и проблемы'

Экономика образования в период его модернизации: состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова Любовь Николаевна, Синельникова Ольга Петровна

В статье приведены результаты экономического анализа состояния образования на основе внешнего государственного финансового контроля, выявлены существующие проблемы законодательного обеспечения экономики российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational economics in the period of its modernization: condition and problems

In the following article it is presented the analysis of economics in the sphere of education that was held on the basis of internal state financial control.

Текст научной работы на тему «Экономика образования в период его модернизации: состояние и проблемы»

Л. Н. Титова, О. П. Синельникова

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

L. N. Titova, О. P. Sinelnikova Educational economics in the period of its modernization: condition and problems

In the following article it is presented the analysis of economics in the sphere of education that was held on the basis of internal state financial control.

Экономический анализ состояния образования на основе внешнего государственного финансового контроля позволяет выявить существующие проблемы законодательного обеспечения экономики российского образования.

Так, применение сопоставительного метода позволяет утверждать, что доля расходов федерального бюджета на образование (утвержденных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год) в общих расходах федерального бюджета на протяжении последних четырех лет действительно растет (табл. 1). Например, в 2000 г. она составила 3,71 %, в 2001 г. — 4,09 %, в 2002 г. — 4,11 %, в 2003 г. — 4,16 %, а в 2004 г. составит 4,43 %. Однако удельный вес государственных расходов на образование в целом по стране в объеме расходов консолидированного бюджета имеет отрицательную тенденцию (в 2000 г. — 11,4 %, в 2004 г. — 10,8 %). Более того, если в 2002 г. доля государственных расходов на образование в объеме ВВП составляла 3,81 %, в 2003 г. -3,54 %, то в 2004 г. уже 3,47 %.

Структурный анализ расходов федерального бюджета показал, что ежегодный рост расходов на образование обусловлен, прежде всего, повышением заработной платы работникам бюджетной сферы, стипендий студентам, а также ростом расходов на текущее содержание бюджетных организаций в связи с ростом индексов потребительских цен. Так, например, рост расходов на образование в федеральном бюджете на 2004 г. предусмотрен, в первую очередь, в связи с повышением минимального размера оплаты труда до 600 руб. в месяц и оплаты труда работников бюджетной сферы в 1,33 раза (с октября 2003 г.), стипендий студентам в 2 раза (с 1 сентября 2003 г.), доплат работникам

© Л. Н. Титова, О. П. Синельникова, 2005

науки и высших учебных заведений (с 1 апреля 2003 г.), а также ростом расходов на текущее содержание бюджетных организаций в связи с ростом индекса потребительских цен.

Следовательно, увеличение расходов федерального бюджета на образование направлено лишь на покрытие затрат по так называемым текущим статьям, но не обеспечивает в соответствии с потребностями такие статьи расходов, как приобретение оборудования и капитальный ремонт, что подтверждается отчетами образовательных учреждений, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

Такая ситуация с финансированием учреждений образования не позволяет в полной мере осуществлять деятельность, предусмотренную федеральными законами «Об образовании», «Об утверждении Федеральной программыг развития образования», «О выгсшем и послевузовском профессиональном образовании» и другими нормативно-правовыгми документами.

Данные о государственных расходах на образование не дают полной картины расходов на образование в целом по стране. В Минобразовании России до настоящего времени отсутствует единая для страны система информации о расходах на образование в целом, в том числе в консолидированном бюджете страны, а также о расходах на содержание негосударственных образовательных учреждений.

В последние годы имеет место тенденция роста количества негосударственных образовательных учреждений и, одновременно, снижения количества государственных образовательных учреждений, численности детей, обучающихся в государственных учреждениях за счет бюджета, а также уменьшение численности про-

Л. Н. Титова, О. П. Синельникова. Экономика образования в период модернизации

Таблица 1

Динамика государственных расходов на образование Российской Федерации

за 2000-2004 гг., млрд. руб.

Наименование Годы

2000 2001 2002 2003 2004

Расходы консолидированного бюджета РФ (далее — КБ РФ) 1871,6 2407,5 3403,7 4223,6 4887,7

из них: расходы КБ РФ на образование 214,3 285,1 414,1 462,4 531,2

Удельный вес расходов КБ РФ на образование в общей сумме КБ РФ 11,4 11,8 12,2 10,9 10,8

Объем расходов федерального бюджета 1 014,196 1 193,483 1 947,386 2 345,641 2 659,4

из них: расходы федерального бюджета на образование 37,644 48,803 80,088 97,671 117,8

Удельный вес расходов федерального бюджета на образование в общем объеме расходов федерального бюджета 3,71 4,09 4,11 4,16 4,43

Удельный вес расходов федерального бюджета на образование в расходах КБ РФ на образование 17,6 17,1 19,3 21,1 22,2

Объем ВВП 7306 9039 10863 13050 15300 (оценка)

Удельный вес расходов КБ РФ на образование в объеме ВВП 2,93 3,15 3,81 3,54 3,47

фессорско-преподавательского состава, работающего в них. Поэтому в общих расходах на образование также должны быть учтены расходы на обучение в негосударственных образовательных учреждениях.

Так, общее количество общеобразовательных учреждений в 2000 г. уменьшилось в сравнении с 1995 г. на 1490 учреждений, т. е. на 2,1 %, в то время как количество негосударственных увеличилось за этот период на 82 учреждения, или на 15,6 %; а в 2002 г. — на 30,1 %. На снижение количества детей, обучающихся во всех общеобразовательных учреждениях, повлияло сокращение количества детей, обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях. При этом в негосударственных учреждениях, наметился постоянный рост контингента обучающихся, который составил в 2002 г. по отношению к 1995 г. 144 % (табл. 2).

В России ежегодно растет количество учебных заведений высшего профессионального образования (10,6 % в 2002 г. по отношению к 1999 г.). При этом рост негосударственных вузов составил 10,9 % в 2002 г. по отношению к 1999 г., а рост государственных — 10,4 % за тот же период. Одновременно доля студентов государственных высших учебных заведений, обучающихся за счет бюджетных средств, ежегод-

но сокращается. Так, в 1999 г. она составляла 73 %, а в 2002 г. — уже 56 %.

Увеличение общего приема студентов в 2002 г. в 1,37 раза по сравнению с 1999 г. обусловлено увеличением приема студентов, обучающихся на платной основе. Удельный вес приема студентов (очной, заочной, очно-заочной форм обучения) за счет средств бюджета ежегодно снижается и составил в 2002 г. 46 % (в 1999 г. — 60 %). Соотношение числа платных студентов к числу студентов, обучающихся за счет бюджета, только по очной форме обучения составило в 1999 г. 30 : 70, а в 2002 г. — 41 : 59.

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации, а также Федеральным законом «Об образовании» провозглашена гарантия общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования и на конкурсной основе — высшего профессионального образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Приведенные в анализе факторы (численность студентов, их прием и др.) подтверждают, что доступность получения высшего профессионального образования в целом расширяется. Однако это увеличение достигается в результате обучения более половины студентов на

Таблица 2

Сведения о количестве образовательных учреждений и обучающихся в них за 1995-2002 гг.

Показатель 1995 Годы 1999 2000 2002

Количество общеобразовательных учреждений в РФ, всего, ед. 70782 69613 69292 Данные отс.

в том числе: государственных 68445 67321 66943 Данные отс.

негосударственных 525 568 607 683

Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ, тыс. чел. 22038,9 21969,9 21369,2 Данные отс.

в том числе: в государственных 21522 21428,7 20826,8 18212

в негосударственных 45,8 50,2 53,4 65,94

Количество высших учебных заведений РФ, всего, ед. 762 944 951 1044

в том числе: государственных 569 595 607 657

негосударственных 193 349 344 387

Численность студентов, всего, тыс. чел. 2791 4072,3 4739,5 5926,1

из них в государственных 2642 3728,1 4270,8 5209. 7

в том числе обучающихся за счет бюджета 2413,4 2706,8 2802,0 2902,1

Количество студентов, обучающихся в государственных вузах за счет бюджета, % 91 73 66 56

Прием в гос. вузы, всего/за счет бюджета, тыс. чел. 625,4 / 531,9 946,4 / 564,3 1140,3 / 586,8 1299,8 / 604,2

Прием за счет бюджета, % 85 60 51 46

из них на очное обучение, всего / за счет бюджета, тыс. чел. 400,9 / 355,9 539,1 / 379,3 621,9 / 396,0 695,7 / 409,2

Прием на очное обучение за счет бюджета, % 89 70 64 59

платной основе. Одновременно снижается уровень доступности получения высшего профессионального образования для малообеспеченных граждан, в результате чего не может быть реализован в полном объеме провозглашенный федеральным законодательством принцип доступности образования.

Таким образом, проведенный анализ состояния экономики в области образования показал, что в последние годы наметилась тенденция переноса центра тяжести с бюджетного фи-

нансирования учебного процесса на активное привлечение внебюджетных средств, и в первую очередь средств родителей. При финансировании всех уровней образования все более значительными по объему становятся средства, полученные в результате коммерческой деятельности учреждений образования, что ведет к созданию условий для развития элитного платного образования для «избранных» за счет разрушения доступного образования для остальных слоев населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.