Научная статья на тему 'Данные государственной статистики по экономике образования'

Данные государственной статистики по экономике образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
271
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Представлены данные государственной статистики, характеризую щие объемы государственного финансирования образования, ди намику и структуру инвестиций в отрасли, объемы платных услуг и потребительских расходов семей. Включены сведения о числен ности учащихся, получающих образование на коммерческой осно ве и пользующихся платными дополнительными образовательны ми услугами. Показаны средние потребительские цены и индексы цен на отдельные виды образовательных услуг. Приведенная стати стическая информация охватывает период 1995–2003 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Данные государственной статистики по экономике образования»

ДАННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ЭКОНОМИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ*

Представлены данные государственной статистики, характеризующие объемы государственного финансирования образования, динамику и структуру инвестиций в отрасли, объемы платных услуг и потребительских расходов семей. Включены сведения о численности учащихся, получающих образование на коммерческой основе и пользующихся платными дополнительными образовательными услугами. Показаны средние потребительские цены и индексы цен на отдельные виды образовательных услуг Приведенная статистическая информация охватывает период 1995-2003 гг.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

... нет данных — явление отсутствует х небольшая величина

В отдельных случаях незначительные расхождения итогов с суммой слагаемых объясняются округлением данных

Таблица 1 Расходы на образование из средств консолидированного бюджета Россий-

ской Федерации, млрд. руб. (до 1998г. — трлн. руб.)

Год 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Консолидированный бюджет 57,3 83,8 112,6 99,7 147,6 214,7 277,8 409,4 475,5

Федеральный бюджет 9,0 11,4 16,4 14,6 20,9 38,1 54,5 81,7 99,9

Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные (муниципальные) бюджеты 48,3 72,4 96,2 85,1 126,7 176,6 223,3 327,7 375,6

Источник: данные Министерства финансов Российской Федерации.

* Материал подготовлен сотрудниками Института статистических исследований и экономики знаний ГУ ВШЭ Н.В. Ковалевой, И.Ю. Забатуриной, В.И. Кузнецовой, О.К. Озеровой.

Данные государственной статистики по экономике образования

ской Федерации, % к валовому внутреннему продукту и расходам консолидированного бюджета

Расходы консолидированного бюджета на образование в 2003 г составили 475,5 млрд. руб., или 40,2% суммы всех расходов бюджета на социально-культурные нужды. Доля государственных расходов на образование в валовом внутреннем продукте составила 3,6%. За последние десять лет максимальное значение этого показателя (4,8%) было зафиксировано в 1997 г (см. табл. 1; рис. 1, 2).

Источник: данные Министерства финансов Российской Федерации.

Рис. 2 Структура расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на

социально-культурные мероприятия, %

Данные государственной статистики по экономике образования

Источник: данные Министерства финансов Российской Федерации; Organisation for Economic Co-operation and Development по странам ОЭСР включают государственные и частные расходы. По России показаны расходы на образование из средств консолидированного бюджета.

Рис. 3 Государственные расходы на образование в России и странах ОЭСР в 2000 г,

% к валовому внутреннему продукту

По сравнению со странами ОЭСР в России в 2000 г расходы консолидированного бюджета на образование по отношению к валовому внутреннему продукту были самыми низкими — 2,9%. В наиболее благополучных в этом отношении государствах на образование тратилось более 7-8% ВВП (см. рис. 3).

В 2003 г. инвестиции в основной капитал в сфере образования за счет всех источников финансирования составили в фактически действовавших ценах 29,5 млрд. руб., или 1,7% всех инвестиций в экономику страны (в 1995 г. — 1,9%) (см. рис. 4).

Данные государственной статистики по экономике образования

Млн. руб. (до 1998 г. - млрд, руб.)

%

2

1,8

1,6

1,4

1,2

1

0,8

0,6

0,4

0,2

0

::::::::: Инвестиции в основной капитал

—♦— В процентах от общего объема инвестиций в основной капитал

* Без субъектов малого предпринимательства.

Рис. 4 Инвестиции в основной капитал отрасли «Образование» в фактически

действовавших ценах

В 2003 г в структуре инвестиций в отрасли «Образование» 78% составляли средства бюджета и всего 8% — собственные средства организаций ^м. табл. 2).

Таблица 2 Структура инвестиций в основной капитал отрасли «Образование» по

источникам финансирования*, %

Год 2000 2001 2002 2003

Инвестиции в основной капитал — всего 100,0 100,0 100,0 100,0

Собственные средства организаций 12,1 11,3 10,0 8,4

Бюджетные средства 76,2 75,9 77,3 78,5

федеральный бюджет 11,1 14,9 15,1 18,9

бюджеты субъектов Российской Федерации

и местные бюджеты 65,1 61,0 62,2 59,6

Привлеченные средства 11,7 12,8 12,7 13,1

* Без субъектов малого предпринимательства.

Данные государственной статистики по экономике образования

В 2003 г объем платных услуг в системе образования составил 95 млрд. руб., что примерно равняется сумме средств, выделяемых на образование из федерального бюджета (99,9 млрд. руб.). В сравнении с 2002 г этот показатель возрос на 9%, с 1995 г — в 4 раза (в сопоставимых ценах). (см. табл. 3).

Таблица 3 Объем платных услуг системы образования*

Год 1995 1999 2000 2001 2002 2003

Объем платных услуг системыобразова-ния, млн. руб. (1995 г. — млрд. руб.) (в фактически действовавших ценах) 2802 28301 41530 55993 72874 95428

по отношению к предыдущему году (в сопоставимых ценах), % 120,2 123,3 121,7 112,7 105,5 108,9

по отношению к 1995 г. (в сопоставимых ценах), % 100,0 272,2 331,2 373,3 393,8 428,8

Объем платных услуг системы образования на душу населения, руб. (1995 г. — тыс. руб.) 19 194 287 387 509 665

Уровень потребления населением платных услуг в системе образования находится в прямой зависимости от материальной обеспеченности семей. Расходы на оплату услуг образования у наиболее обеспеченных россиян (десятая децильная группа) превышают в среднем 800 руб. в год в расчете на одного члена семьи и составляют 8,4% общей суммы оплаты личных услуг Менее обеспеченные семьи (первая децильная группа) тратят на эти цели 29 руб. в год на человека (4,0%) (табл. 4; см. также табл. 5). *

* С учетом оценки скрытой и неформальной деятельности.

Данные государственной статистики по экономике образования

Таблица 4 Распределение расходов домашних хозяйств на оплату услуг в системе обра-

зования по 10%-м группам населения с различным уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов в 2002 г

Расходы на образование в расчете на одного члена домохозяйства в год, руб. В том числе по уровням образования, %

дошкольное и начальное среднее среднее профессио- нальное высшее профессио- нальное не определенное по уровню

Домашние хозяйства по 10%-м группам обследуемого населения: первая (с наименьшими располагаемыми ресурсами) 29 10,3 40,1 21,9 19,2 8,5

вторая 55 6,4 30,5 23,9 29,0 10,2

третья 95 5,1 23,1 21,0 44,8 6,0

четвертая 124 3,3 19,3 20,1 49,6 7,7

пятая 201 3,5 16,5 15,4 56,7 7,9

шестая 376 2,5 9,4 13,8 68,1 6,2

седьмая 697 1,2 8,3 15,5 69,6 5,4

восьмая 613 4,3 8,0 18,1 65,9 3,7

девятая 829 1,2 17,9 8,0 68,3 4,6

десятая (с наибольшими располагаемыми ресурсами) 809 1,3 8,2 8,3 77,2 5,0

Источник: материалы выборочного обследования домашних хозяйств.

Данные государственной статистики по экономике образования

Таблица 5 Расходы домашних хозяйств различного состава на оплату услуг в системе

образования в 2002 г

Расходы на образование в расчете на одного члена домохозяйства в год, руб. В том числе по уровням образования, %

дошкольное и начальное среднее среднее профессио- нальное высшее профессио- нальное не определенное по уровню

Домашние хозяйства, состоящие из:

1 человека 96 0,3 1,3 10,5 81,1 6,8

2 человек 289 1,4 19,4 8,0 65,1 6,1

3 человек 394 4,2 11,0 11,3 66,5 7,0

4 человек 583 1,5 10,8 13,3 70,8 3,6

5 человек и более 264 2,4 12,5 20,4 58,4 6,3

Домашние хозяйства, имеющие в своем составе детей до 16 лет

1 ребенка 388 4,7 21,8 12,6 54,8 6,1

2 детей 315 4,6 19,2 11,7 59,8 4,7

3 детей и более 87 12,8 26,6 10,4 37,9 12,3

Источник: материалы выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств.

В конце 2003 г 2,9 тыс. дошкольных образовательных учреждений (6,2% их общего числа) предоставляли платные дополнительные услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами дошкольного образования. В каждом втором из них проводят платные музыкально-ритмические занятия (обучение пению, танцевальным движениям), в каждом третьем проводят занятия по иностранному языку и оказывают платные услуги по оздоровлению детей (ингаляция, массаж, фитотерапия, обучение плаванию и т.д.) (табл. 6).

Данные государственной статистики по экономике образования

Таблица 6 Платные дополнительные услуги, предоставляемые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дошкольными образовательными учреждениями в 2003 г

Всего Города и поселки городского типа Сельская местность

Число дошкольных образовательных учреждений, предоставляющих платные дополнительные услуги: единиц 2907 2696 211

% от общего числа дошкольных образовательных учреждений 6,2 10,1 1,0

Численность детей, пользующихся дополнительными платными услугами: тыс. человек 309,3 301,4 7,9

% от общей численности детей в дошкольных образовательных учреждениях 7,2 8,7 0,9

Таблица 7 Негосударственные дневные общеобразовательные

учреждения (на начало учебного года)

1995/ 1996 1996/ 1997 1997/ 1998 1998/ 1999 1999/ 2000 2000/ 2001 2001/ 2002 2002/ 2003 2003/ 2004

Число общеобразовательных учреждений 525 540 570 568 607 635 662 683 707

Начальные 141 119 108 82 86 78 68 66 71

Основные 83 107 97 115 103 97 94 82 76

Средние(полные) 301 314 365 371 418 460 500 535 560

Численность учащихся, тыс. человек 46 47 50 50 53 61 66 68 69

В том числе в общеобразовательных учреждениях:

начальных 6 5 4 3 3 3 2 2 2

основных 6 9 7 8 7 7 7 6 5

средних(полных) 34 33 39 39 43 51 57 60 61

Из общей численности учащихся занимаются в классах:

1-4 23 21 20 18 18 20 22 23 25

5-9 17 19 22 23 25 29 31 30 29

10-11 (12) 6 7 8 9 10 12 13 15 15

Данные государственной статистики по экономике образования

Из общего числа негосударственных общеобразовательных учреждений более 14% (охватывающие 14% обучающихся) — конфессиональные школы, более 35% (31% обучающихся) — школы без программ углубленного изучения предметов.

Некоторое разнообразие образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях обеспечивается за счет платного дополнительного обучения (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, дополнительные уроки с учащимися, занимающимися углубленным изучением предметов, и т.д.). В 2002/2003 учебном году такие услуги оказывали 4,6 тыс. общеобразовательных учреждений (7% их общего числа) (табл. 8).

Таблица 8 Дневные государственные общеобразовательные учреждения,

предоставляющие платные дополнительные образовательные услуги

Учебный год 1999/2000 2000/2001 2001/2002 2002/2003

Число общеобразовательных учреждений, предоставляющих платные дополнительные образовательные услуги: единиц 4399 4322 4444 4583

% от общего числа общеобразовательных учреждений 6,6 6,5 6,8 7,2

Численность учащихся, пользующихся платными дополнительными образовательными услугами: тыс. человек 817,9 726,1 743,4 774,2

% от общей численности учащихся общеобразовательных учреждений 4,1 3,7 4,0 4,5

Увеличивается численность студентов (учащихся), обучающихся на платной основе в учреждениях профессионального образования различных форм собственности. В 2003/2004 учебном году на платной основе обучались более половины студентов в высших учебных заведениях, более трети — в учреждениях среднего профессионального обучения (в 1995/1996 учебном году удельный вес студентов (учащихся), обучавшихся на платной основе, составлял соответственно 13 и 12%) (см. рис. 5).

Данные государственной статистики по экономике образования

Рис. 5 Удельный вес студентов учреждений профессионального образования, обу-

чавшихся с полным возмещением затрат на обучение, в общей численности студентов (по учреждениям всех форм собственности), %

Таблица 9 Подготовка квалифицированных рабочих в учреждениях начального

профессионального образования по источникам финансирования

Год 1995 2000 2001 2002 2003

Всего, тыс.человек 1034,1 1131,0 1191,1 1172,9 1137,1

В том числе обучавшихся:

на бюджетной основе, тыс. человек % от общей численности 840,6 81,3 762,8 67,4 758,6 63,7 745,3 63,5 721.5 63.5

по договорам с юридическими и физическими лицами (на коммерческой основе), тыс. человек % от общей численности 193,5 18,7 368,2 32,6 432,5 36,3 427,6 36,5 415,6 36,5

Данные государственной статистики по экономике образования

Рис. 6 Структура обучавшихся в учреждениях начального профессионального

образования по договорам с юридическими и физическими лицами, %

В последние годы резко возросли объемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого и незанятого населения в учреждениях начального профессионального образования за счет средств работодателей, органов службы занятости, а также

Таблица 10 Численность студентов учреждениях среднего профессионального

образования по источникам финансирования (на начало учебного года), тыс. человек

Учебный год 1995/1996 2000/2001 2001/2002 2002/2003 2003/2004

Численность учащихся — всего 1929,9 2360,8 2470,2 2585,5 2612,1

В том числе обучавшихся: на бюджетной основе 1694,9 1590,1 1591,8 1627,6 1622,1

с полным возмещением затрат на обучение 235,0 770,7 878,4 957,9 990,0

из них студенты: государственных учреждений среднего профессионального образования 228,4 718,5 818,0 860,9 879,5

негосударственных учреждений среднего профессионального образования 6,6 52,2 60,4 97,0 110,5

Данные государственной статистики по экономике образования

Таблица 11 Численность, прием студентов и выпуск специалистов государствеными

учреждениями среднего профессионального образования по источникам финансирования (на начало учебного года), тыс. человек

Учебный год 1998/ 1999/ 2000/ 2001/ 2002/ 2003/

1999 2000 2001 2002 2003 2004

Численность студентов — всего 2051,6 2147,3 2308,6 2409,8 2488,5 2501,6

В том числе обучавшихся за счет средств: федерального бюджета бюджетов субъектов 1177,1 1180,8 1145,3 1159,5 1195,4 1194,8

Российской Федерации 316,2 329,5 385,5 373,9 374,4 371,6

местных бюджетов 113,3 75,4 59,3 58,4 57,8 55,6

с полным возмещением затрат на обучение 445,0 561,6 718,5 818,0 860,9 879,5

Из общей численности студентов — получают стипендии и (или) другие выплаты за счет стипендиального фонда 884,3 939,4 940,4 930,6 829,9 806,8

Прием студентов — всего 706,5 766,5 842,4 850,8 860,7 861,9

В том числе на обучение за счет средств: федерального бюджета бюджетов субъектов Российской Федерации местных бюджетов 362,4 96,8 377,5 100,3 377,4 119,7 377,3 116,8 391,6 120,4 388.1 120.2

37,7 23,6 19,4 19,4 19,6 19,2

с полным возмещением затрат на обучение 209,6 265,1 325,9 337,3 329,1 334,4

Выпуск специалистов — всего 544,8 563,2 567,7 593,2 646,4 670,7

В том числе обучавшихся за счет средств: федерального бюджета бюджетов субъектов 312,6 319,5 291,2 281,6 298,0 301,9

Российской Федерации 88,9 92,5 106,5 105,1 102,3 100,1

местных бюджетов 32,4 21,1 16,5 17,1 15,4 14,5

с полным возмещением затрат на обучение 110,9 130,1 153,5 189,4 230,7 254,3

Данные государственной статистики по экономике образования

ш Государственные и муниципальные учреждения среднего профессионального образования на бюджетной основе

esj Государственные и муниципальные учреждения среднего профессионального образования на платной основе

ш Негосударственные учреждения среднего профессионального образования

Рис. 7 Структура численности студентов учреждений среднего профессионального

образования по источникам финансирования, %

собственных средств граждан (вдвое по сравнению с 1995 г). В 2003 г такими формами обучения было охвачено 416 тыс. человек, причем каждый второй — в возрасте до 30 лет (см. табл. 9).

В системе среднего профессионального образования расширяется подготовка специалистов на коммерческой основе. В настоящее время более трети студентов учреждений среднего профессионального образования обучается по договорам с юридиче-

1995/1996 учебный год 2003/2004 учебный год

Численность студентов Прием студентов Выпуск специалистов

Источники финансирования:

Ш1 федеральный бюджет ш местные бюджеты

епэ бюджет субъектов es с полным возмещением

Российской Федерации затрат на обучение

Рис. 8 Распределение численности, приема студентов и выпуска специалистов госу-

дарственными учреждениями среднего профессионального образования по источникам финансирования, %

Данные государственной статистики по экономике образования

скими и физическими лицами. Негосударственные учреждения в сфере среднего профессионального образования немногочисленны и пока существенного влияния на объемы подготовки специалистов этого уровня не оказывают ^м. рис. 7).

Отмечается рост численности студентов, обучающихся в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования на платной основе. В 2003/2004 учебном го-

Таблица 12 Численность студентов высших учебных заведений по источникам

финансирования (на начало учебного года), тыс. человек

Учебный год 1995/1996 2000/2001 2001/2002 2002/2003 2003/2004

Численность студентов — всего 2790,7 4741,4 5426,9 5947,5 6455,7

В том числе обучавшихся: на бюджетной основе 2426,6 2802,0 2842,8 2919,8 2973,9

с полным возмещением затрат на обучение 364,1 1939,4 2584,1 3027,7 3481,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

из них студенты: государственных высших учебных заведений 228,6 1468,8 1954,6 2308,9 2622,3

негосударственных высших учебных заведений 135,5 470,6 629,5 718,8 859,5

и Государственные высшие учебные заведения на бюджетной основе

46,1 ш Государственные высшие учебные заведения на платной основе

Негосударственные высшие учебные заведения

1995/1996

4,9

2003/2004

Рис. 9 Структура численности студентов высших учебных заведений по источникам

финансирования, %

Данные государственной статистики по экономике образования

Таблица 13 Численность, прием студентов и выпуск специалистов государствеными

высшими учебными заведениями по источникам финансирования (на начало учебного года), тыс. человек

Учебный год 1998/1999 1999/2000 2000/2001 2001/2002 2002/2003 2003/2004

Численность

студентов — всего 3347,2 3728,1 4270,8 4797,4 5228,7 5596,2

В том числе обучавшихся за счет средств:

федерального бюджета бюджетов субъектов 2580,9 2662,8 2754,6 2783,0 2851,1 2898,0

Российской Федерации 24,3 37,8 36,8 49,9 59,5 68,3

местных бюджетов 13,3 6,2 10,6 9,9 9,2 7,5

с полным возмещением затрат на обучение 728,7 1021,3 1468,8 1954,6 2308,9 2622,3

Из общей численности студентов — получают стипендии и(или) другие выплаты за счет стипендиального фонда 1077,7 1303,3 1329,5 1333,8 1223,9 1259,4

Прием студентов — всего 831,8 946,4 1140,3 1263,4 1299,9 1411,7

В том числе на обучение за счет средств:

федерального бюджета 533,7 554,3 572,2 569,5 590,4 604,8

бюджетов субъектов 6,4 8,1 11,5 15,8 14,4 15,8

Российской Федерации местных бюджетов 4,2 1,9 3,1 2,6 3,2 2,0

с полным возмещением затрат на обучение 287,5 382,1 553,5 675,6 691,9 789,1

Выпуск специалистов — всего 470,6 514,6 578,9 647,8 753,1 860,2

В том числе обучавшихся за счет средств:

федерального бюджета 403,2 420,9 445,1 465,4 501,1 509,5

бюджетов субъектов 4,1 4,2 5,3 7,0 7,2 9,7

Российской Федерации местных бюджетов 1,3 1,0 1,4 1,4 1,3 1,3

с полным возмещением затрат на обучение 61,9 88,5 127,1 174,0 243,5 339,6

Данные государственной статистики по экономике образования

ду 879,5 тыс. студентов (35% их общей численности в этих учебных заведениях) обучались с полным возмещением затрат на обучение, что почти вдвое превышает показатели 1998/1999 учебного года — 445,0 тыс. (22%) (см. табл. 11; рис. 8).

На фоне увеличения численности студентов на бесплатной основе расширяются коммерческие формы обучения. В 2003/2004 учебном году высшее профессиональное образование на условиях полного возмещения затрат получал каждый второй студент. По сравнению с 1995/1996 учебным годом численность этой категории возросла в 9 раз; при этом на негосударственные вузы приходится только четверть специалистов, подготавливаемых на коммерческой основе (см. табл. 12; рис. 9).

Численность студентов Прием студентов Выпуск специалистов

Источники финансирования:

чт федеральный бюджет ш местные бюджеты

ш бюджеты субъектов ка с полным возмещением

Российской Федерации затрат на обучение

Рис. 10 Распределение численности, приема студентов и выпуска специалистов государ-

ственными высшими учебными заведениями по источникам финансирования, %

Расширяется практика предоставления образовательных услуг на платной основе в государственных высших учебных заведениях. Так, в начале 2003/2004 учебного года платный прием составил свыше половины от общего приема в вузы; в 1998/1999 учебном году аналогичный показатель был чуть более трети. На условиях полного возмещения затрат высшее профессиональное образование получали 2622,3 тыс. студентов, что на 34% больше, чем в 2001/2002 учебном году.

Данные государственной статистики по экономике образования

Таблица 14 Средние потребительские цены на отдельные виды услуг образования и

дошкольного воспитания (на конец года), руб.

Год 1999 2000 2001 2002 2003

Детский ясли-сад муниципальный, ведомственный, за один день посещения 7,90 9,19 11,57 15,50 16,39

Средние полные общеобразовательные учреждения, за месяц 1387,35 1703,76 2182,62 2836,46 3029,16

Учреждения среднего профессионального образования, за семестр 3728,31 4232,07 4749,40 5737,78 6416,8

Курсы иностранных языков, за одно занятие 25,62 31,09 37,41 49,30 52,19

Курсы профессионального обучения (бухгалтерские, компьютерные, секретарские и т.п.), за одно занятие 17,73 21,87 25,31 33,66 34,35

Негосударственные высшие учебные заведения, за семестр 7672,62 8310,66 9530,61 11331,68 11952,33

Государственные высшие учебные заведения, за семестр 6172,33 7033,69 8535,15 10620,66 12186,46

В 2003/2004 учебном году 38,8 тыс. студентов (слушателей) осваивали дополнительные образовательные программы, получая второе высшее профессиональное образование, с полным возмещением затрат на обучение.

Развитие платных услуг в сфере образования сопровождается повышением их стоимости. В конце 2003 г средняя плата за семестр в негосударственных вузах возросла по сравнению с декабрем 2002 г. на 5%, в государственных вузах (обучение на платной основе) — на 15%, средняя плата за месяц обучения в общеобразовательном учреждении — на 7% (см. табл. 14).

За период 1997-2003 гг. цены за обучение в общеобразовательных учреждениях выросли в 5 раз, на услуги профессионального обучения и высшего профессионального образования — в 4 раза (см. табл. 15).

Данные государственной статистики по экономике образования

Таблица 15 Индексы потребительских цен на отдельные виды услуг образования

и дошкольного воспитания, % к декабрю предыдущего года

Год 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Услуги в системе дошкольного воспитания 118,9 113,2 130,8 116,7 124,2 133,6 115,1

Обучение в средних общеобразовательных учреждениях 117,4 137,1 127,8 122,1 125,3 125,9 121,6

Обучение в учреждениях среднего профессионального образования 118,8 126,9 126,3 115,9 113,1 121,9 118,5

Услуги высшего профессионального образования 116,4 132,9 127,6 115,2 120,4 124,8 119,2

обучение в негосударственных высших учебных заведениях 119,9 143,9 123,4 109,2 115,7 123,6 115,8

обучение в государственных высших учебных заведениях 114,9 128,2 129,2 117,3 122,3 125,3 120,3

Услуги профессионального обучения 113,4 119,6 132,9 124,8 118,1 131,2 116,1

курсы иностранных языков курсы профессионального 112,9 120,2 133,1 121,1 119,4 129,3 117,7

обучения (бухгалтерские, компьютерные, секретарские и т.д.) 113,9 119,0 132,8 127,5 117,2 132,6 115,0

В 2003 г в отрасли «Образование» среднемесячная номинальная начисленная зарплата составила 3384 руб., увеличившись по сравнению с 2002 г в 1,2 раза. Более низким этот показатель был только в сельском хозяйстве (см. табл. 16).

Заработная плата в отрасли «Образование» в 2002 г составила лишь 62% от аналогичного показателя по экономике в целом и была почти вдвое ниже, чем в науке и научном обслуживании ^м. рис. 11).

В финансовом секторе, сфере управления, а также в отрасли науки высокий уровень образования кадров сочетается с высокой оплатой труда, тогда как в сельском хозяйстве — напротив, низкий уровень образования соответствует низкой оплате труда. В отрасли «Образование», где каждый второй работник имеет высшее образование,

Данные государственной статистики по экономике образования

Таблица 16 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по

отраслям экономики, руб. (до 1998 г. — тыс. руб.)

Годы 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

По экономике в целом 472,4 790,2 950,2 1051,5 1522,6 2223,4 3240,4 4360,2 5498,5

Промышленность 528,8 868,8 1056,8 1208,0 1838,1 2735,7 4016,0 5128,6 6439,1

Сельское хозяйство 236,7 382,0 439,1 467,6 629,1 891,0 1306,4 1752,1 2163,8

Строительство 595,1 967,4 1220,6 1330,6 1801,3 2795,6 4158,9 5248,3 6551,9

Транспорт 736,5 1140,2 1338,3 1511,1 2295,3 3344,8 4436,6 5917,0 7638,0

Связь 586,2 1024,2 1356,8 1469,6 2108,2 2879,2 4131,2 5663,3 7315,4

Оптовая и розничная торговля, общественное питание 360,6 608,6 747,7 839,9 1211,0 1580,6 2311,0 3046,5 3958,5

Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы 685,1 1170,9 1538,4 1811,7 2602,4 4370,4 6754,5 8067,4 10279,8

Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 483,6 836,0 1017,0 1103,0 1393,4 1957,9 2795,5 3700,3 4665,3

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 348,4 609,5 668,3 727,0 975,0 1370,9 2004,0 3225,3 3754,9

Образование 309,2 551,5 616,2 660,5 885,1 1234,6 1821,0 2922,1 3383,9

Культура и искусство 286,3 510,8 585,1 653,8 854,2 1229,0 1916,2 2888,8 3474,5

Наука и научное обслуживание 365,8 657,8 889,2 1035,7 1669,2 2711,1 4069,8 5512,4 7005,3

Финансы, кредит, страхование 768,7 1522,7 1683,8 2093,8 3514,1 5433,2 9283,7 12438,8 14873,2

Управление 504,4 949,4 1241,3 1359,9 1876,7 2668,6 3636,9 5153,3 6897,7

Данные государственной статистики по экономике образования

Таблица 17 Связь образования с оплатой труда в 2003 г

Удельный вес лиц с высшим профессиональным образованием в численности занятых, %* Ранг Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы к среднероссийскому уровню, % Ранг

По экономике в целом 23,2 — 100,0 —

Промышленность 18,1 9 117,1 5

Сельское хозяйство 7,0 11 39,4 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строительство 19,4 7 119,2 4

Оптовая и розничная торговля, общественное питание 18,6 8 72,0 7

Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 12,8 10 84,8 6

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 27,2 6 68,3 8

Образование 48,2 3 61,5 10

Культура и искусство 35,0 5 63,2 9

Наука и научное обслуживание 64,5 1 127,4 2

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 53,8 2 270,5 1

Управление 40,4 4 125,4 3

оплата труда остается на значительно более низком уровне, чем в большинстве отраслей экономики (см. табл. 17).

Размеры заработной платы в отрасли «Образование» существенно различаются в зависимости от формы собственности образовательного учреждения. Наиболее высокая заработная плата складывается в учреждениях смешанной российской формы собственности: в 2003 г она более чем вдвое превышала среднеотраслевой уровень. В учреждениях с иностранным участием превышение достигало 2,0 раза, в частных образовательных учреждениях —

* По данным результатов выборочного обследования населения по проблемам занятости.

Данные государственной статистики по экономике образования

Таблица 18 Cреднемесячная номинальная начисленная заработная плата

работников отрасли «Образование» по формам собственности организаций,руб. (до 1998г. — тыс.руб.)

Год 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Среднемесячная заработная плата в отрасли «Образование» 551,5 616,2 660,5 885,1 1234,6 1821,0 2922,1 3383,9

Формы собственности:

государственная 574,9 656,5 709,4 1032,3 1466,3 2197,8 3534,1 4236,7

муниципальная 502,8 544,0 603,0 762,5 1068,1 1562,8 2540,0 2769,2

частная 761,7 1156,1 826,0 1611,0 2086,3 3277,9 4742,1 6161,6

общественных и религиозных организаций (объединений) 630,4 839,4 946,3 1324,7 1712,5 2669,9 3250,8 4407,1

смешанная российская 814,9 862,7 1168,7 1812,6 2580,9 3918,9 5436,4 7519,8

иностранная, совместная российская и иностранная 724,1 1427,4 1171,8 1794,7 2168,5 2981,3 5020,2 6980,4

Данные государственной статистики по экономике образования

Рис. 12 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в отрасли

«Образование» по видам образовательных учреждений в 2003 г, руб.

Таблица 19 Cреднемесячная номинальная начисленная заработная плата мужчин

и женщин в отрасли «Образование»*

Год 2000 2001 2002 2003

Мужчины, руб. 1435,6 2165,8 3498,0 4117,7

Женщины, руб. 1148,8 1690,5 2746,8 3165,8

Отношение заработной платы мужчин к заработной плате женщин, % 125 128 127 130

* Без субъектов малого предпринимательства.

1,8 раза. По-прежнему низкой остается зарплата работников муниципальных образовательных учреждений (на 18% ниже среднеотраслевого уровня) (см. табл. 18).

Наиболее высокую заработную плату в отрасли «Образование» имеют работники вузов. Разрыв между их среднемесячной заработной платой и аналогичным среднеотраслевым показателем увеличился с 1,2 раза в 1995 г до 1,6 раза в 2003 г Одновременно

Методологический

комментарий

Данные государственной статистики по экономике образования

усиливается отставание заработной платы работников дошкольных образовательных учреждений, которая остается самой низкой в отрасли: в 1995 г она составляла 78% от среднеотраслевого уровня, а в 2003 г — только 71% (см. рис. 12).

В отрасли «Образование» сохраняются различия в уровнях заработной платы между мужчинами и женщинами: в 2003 г среднемесячная заработная плата мужчин была выше на 30%, что в значительной мере объясняется их более высоким должностным статусом (см. табл. 19).

Объем платных услуг, оказанных населению в системе образования, измеряется суммой денежных средств, полученных от населения за обучение и содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях; предоставление платных образовательных услуг в системе общего и профессионального образования; обучение на различных курсах и в кружках; предоставление услуг по репетиторству. При этом оплата может производиться как самим потребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель, полностью или частично оплачивающей расходы по потреблению им услуги.

Расходы домашних хозяйств на оплату услуг в системе образования включают расходы: на дошкольное и начальное образование (плата за обучение в начальных школах, подготовительных группах детских садов и школ и т.п.); среднее общее образование (плата за обучение в средних школах, гимназиях, лицеях и других средних учебных заведениях, в том числе плата за услуги уборщиц, посещение группы продленного дня (без питания), охрану и т.п.), включая внешкольное среднее образование для молодежи и взрослых; среднее профессиональное образование (плата за обучение в техникумах и других учреждениях среднего профессионального образования); высшее профессиональное образование (плата за обучение в университетах, академиях, институтах), а также расходы на образование, не определенные по уровню (плата за получение образовательных услуг в области профессионально-технического обучения, не требующего предшествующего специального образования, а также на других направлениях обучения: компьютерные курсы, курсы иностранного языка, бухгалтерского учета и т.п.).

Платные дополнительные образовательные услуги — оказываются сверх основной образовательной программы, гарантированной Государственным образовательным стандартом. Платные дополнительные образовательные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств (средств сторонних организаций или

Данные государственной статистики по экономике образования

частных лиц, в том числе родителей, на условиях добровольного волеизъявления) и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. К платным дополнительным образовательным услугам относятся обучение по дополнительным образовательным программам; преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; репетиторство, занятия углубленным изучением предметов и другие услуги.

Индекс потребительских цен на платные услуги населению характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем периоде.

Наблюдение за ценами производится в столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, городах федерального значения и выборочно — в районных центрах, отобранных с учетом их репрезентативности в отражении социально-экономического и географического положения регионов.

Средние цены по Российской Федерации определяются как среднеарифметические взвешенные величины от уровней цен в отдельных регионах.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за год исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в году (12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.