ПРОБЛЕМЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И. В. ИВИНСКАЯ
В статье рассмотрены проблемы развития экономики, основанной на знаниях, в Российской Федерации, где основная роль отводится институтам образования и науки, превращающимся из транслятора знаний и генератора специфических навыков и умений в непосредственного производителя знаний и активного участника процесса трансформации знаний в новые продукты, технологии, услуги, так как именно они со своей инфраструктурой могут быть сегодня одним из главных поставщиков знаний.
Ключевые слова: экономика, основанная на знаниях, инфраструктура, инновационный продукт, инновационная технология, предпринимательская деятельность.
Современный этап хозяйствования характеризуется как переход к «новой экономике». В большинстве передовых стран мира уже формируется принципиально иная экономика, где, наряду с традиционными концепциями функционирования национального хозяйства, используется новая информационная парадигма развития общества, где определяющую роль в развитии всех процессов играют нематериальные и природные ресурсы, а знание, которое становятся основным фактором производства. Поэтому сегодня формирование и развитие экономики знаний в каждой конкретной стране рассматривается как единственно возможная альтернатива экономического роста.
В условиях становления экономики, основанной на знаниях, меняется роль социально-экономического института образования - из транслятора знаний и генератора специфических навыков и умений оно превращается в:
- непосредственного производителя знаний;
- активного участника процесса трансформации знаний в новые продукты, технологии, услуги [8].
Другими словами формирование экономики знаний означает взаимную интеграцию образовательного, научного и производственного пространства. Тогда знание становится важнейшим фактором экономического развития и создает возможности для более эффективного использования других факторов производства.
Из вышесказанного становится понятно, что именно вузы со своей инфраструктурой могут и должны сегодня быть одним из главных постав-
щиком знаний, т. е. именно они, в силу их универсальности, становятся основным учреждением нового общества.
Анализ деятельности системы образования и науки позволил выявить основные проблемы в развитии, сдерживающие становление экономики, основанной на знаниях, в Российской Федерации:
- несоответствие законодательной базы существующим потребностям общества: высшее учебное заведение, являясь центром производства, приращения и распространения знаний в Российской Федерации, согласно законодательству в праве вести предпринимательскую деятельность, но предпринимательская деятельность государственного учреждения как некоммерческой организации существенно отличается от деятельности коммерческого юридического лица, так как предпринимательская деятельность может осуществляться только в соответствии с целью создания вуза, ее виды строго регламентированы, извлечение прибыли от ведения предпринимательской деятельности является целью лишь в объеме, необходимом для обеспечения основной деятельности образовательного учреждения, которая не может быть распределена между учредителями вуза.
Вследствие выделенных ограничений принцип самостоятельности осуществления деятельности, являющийся одним из основных условий признания деятельности предпринимательской, реализуется не в полном объеме:
- отсутствие экономических механизмов, стимулирующих производство и внедрение но-
вого знания, выраженное в высоком налоговом бремени (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, налог на землю, ЕСН, транспортный налог, налог на дарение), которое не позволяет в полной мере использовать денежные средства, полученные в результате осуществления предпринимательской деятельности;
- низкие государственные расходы на образование и науку, не позволяющие в полном объеме проводить серьезные научные исследования: государственные затраты на образование составили в странах «Большой семерки» около 10 %, в России - 4,7 % от ВВП;
- незначительная поддержка образования и науки частным сектором экономики: в России
31,8 % от всех вложений в отрасль образования, тогда как в странах «Большой семерки» это соотношение 90:10;
- деградация научной инфраструктуры;
- снижение численности персонала, занятого научными разработками, в России сократился почти в 1,5 % (в России в 2000 г. - 1,1 млн чел, в 2008 г. - 869,7 тыс. чел.), тогда как странах «Большой семерки»наблюдается рост численности (в Германия - 484,7 тыс. чел. - в 2000 г., в 2008 г. - 521,9 тыс. чел., в Великобритании -324,9 тыс.чел., 341,5 тыс. чел).
Причины этого заключаются в следующем: низкие заработные платы в отрасли образования и науки, что препятствует привлечению молодых ученых в сферу образования и науки, наблюдается старение научных кадров и феномен «утечка мозгов»;
- неспособность эффективно использовать новые научные знания.
В условиях становления экономки, основанной на знаниях, функционирование детерминирующих институтов в Российской Федерации означает переход к многоканальному финансированию на основе самостоятельного поиска источников финансирования, что предполагает развитие предпринимательской деятельности, которая представляет собой предусмотренную уставом образовательного учреждения и не запрещенную законодательством об образовании инновационно-хозяйственную деятельность, направленную на повышение эффективности образовательного процесса и качества образовательных услуг в результате управления ключевыми факторами конкурентоспособности, внешними и внутренними ресурсами образовательного учреждения [2]. В связи, с чем возникают вопросы: «Какие основные тенденции сформировались в высшем профессио-
нальном образовании в период становления экономики, основанной на знаниях, в РФ? Почему вузы вынуждены развивать предпринимательской деятельности?» Попытаемся ответить, используя статистические данные о сфере высшего профессионального образования (ВПО).
Так как предпринимательская деятельность вуза представляет интеграцию образовательной, научной, просветительской и прочей деятельности, то структуру ее доходов можно представить в
Из рисунка 1 видно, что большую часть доходов от предпринимательской деятельности в российских вузах сегодня составляют доходы, полученные от оказания платных образовательных услуг (85,75 %). Отметим, что основную массу этих доходов вуз получает за счет студентов, обучающиеся с полным возмещением затрат (54,9 % от общей численности студентов) [7].
В настоящее время в Российской Федерации действуют государственные вузы, которые помимо госзаказа обучают студентов с полным возмещение затрат (ПВЗ). Статистика свидетельствует, что количество вузов постепенно увеличивается: в 1995/06 их было 762, в 2005/06 - 1068, в 2009/10 - уже 1114. Динамику роста за 15 лет можно представить в виде диаграммы (рис. 2).
Из рисунка 2 видно, что увеличение количества вузов произошло за счет негосударственных учреждений, общее количество которых увеличилось в 2,5 раза (в 1995 г. их количество составило 193 вуза, а в 2010 г. - 452), при этом количество государственных вузов увеличилось на 13,8 % (в 1995 г. - 569 вузов, в 2010 г. - 662). Увеличение числа вузов сочетается с увеличением количества студентов, обучающихся в высших учебных заведениях (рис. 3).
следующем виде (рис. 1).
■ доходы от оказания платных услуг
■ поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ
■ доходы от выполнения договорных научноисследовательских и проектных работ
■ уменьшение стоимости материальных запасов
85,75
Рис. 1. Структура доходов, полученных в результате осуществления предпринимательской деятельности, государственными вузами РФ [3]
1200 1100 1000 900 800 700 600 500 400
300 ■+■ 200 100 0
1995/06
2000/01
2004/05
2005/06
2006/07
2007/08
2008/09
2009/10
і Всего
1 государственные
негосударственные
Рис. 2. Число образовательных учреждений ВПО [4]
Рис. 3. Численность студентов образовательных учреждений ВПО (тыс. чел.)
Из диаграммы, изображенной на рисунке 2, мы видим, что общее количество вузов за 15 лет увеличилось в 1,5 раза с 762 до 1134, а на рисунке 3 наблюдаем увеличение количества студентов за тот же период с 2790,7 до 7419, т. е. более чем в 2,5 раза. Следствием развития социума и экономики знаний в Российской Федерации является рост спроса на образовательные услуги, и, соответственно предложения со стороны вузов.
В рамках тематики данной статьи особый интерес представляет та часть спроса, которую формируют студенты, обучающиеся на платной основе, так как в современных экономических условиях именно они составляют основу предпринимательской деятельности в российских вузах, тем самым предоставляя вузу возможность функционировать в качестве предпринимателя. По данным Министерства образования и науки РФ с 1995 по 2009 г. общее количество студентов с каждым годом увеличивается: в 1985 г. их количество составило 2 966,1 тыс. чел., а в 2009 г. - уже 7 419 тыс. чел.
Необходимо отметить, что, начиная с 1995 г., распределение приема студентов в государственные образовательные учреждения ВПО РФ по источникам финансирования претерпело существенные изменения (рис. 4). За период 1985-1995 гг. студентов, обучающихся с полным возмещением затрат (ПВЗ), не было вообще, государство, будучи единственным заказчиком всех специалистов, полностью финансировало систему ВПО.
Из диаграммы (рис. 4), мы видим, что количество студентов, получающих ВПО в бюджетных вузах, с каждым годом увеличивается. Так, начиная с 1995 г., количество студентов-бюджет-ников растет, а с 2004 г. - их количество уменьшается, что и продолжается до настоящего времени. Общее количество студентов на бюджетной основе составило в 1990 г. 2824,5 тыс. чел., в 2000 г. - 2802,0, в 2005 г. - 3002,7, в 2006 г. - 2989,4 тыс. чел., а уже к 2009 г. их количество составило 2763,9 тыс. чел. Основная причина происходящего - демографический спад в период перестройки.
•общее количество студентов
Студенты с ПВЗ
•студенты, обучающиеся за счет бюджетных средств
Рис. 4. Распределение студентов в государственных образовательных учреждениях ВПО РФ по источникам финансирования
(тыс. чел.) [5]
С 2004 г. количество выпускников школ стало сокращаться, но прием в вузы еще рос, с 2005 г. начал сокращаться и прием, но превышение числа поступивших в вузы над числом окончивших среднюю школу продолжало сохраняться, а в последние годы указанный разрыв даже вырос после небольшого уменьшения в 2004 г. Так в 2006 г. прием в государственные вузы, несмотря на уменьшение выпусков из школ, вырос на 4 тыс. чел. (0,3 %) за счет увеличения приема студентов с ПВЗ.
С 1995 г. появляются первые студенты (228,6 тыс. чел.), которые полностью возмещают затраты на обучение. Количество студентов с ПВЗ росло, и уже в 2009 г. их количество составило 3371,7 тыс. чел. или 55 % от общей численности студентов высших учебных заведений, это даже на 10 % выше, чем студентов, обучающихся на бюджетной форме обучения. Тогда возникает вопрос: «В чем причина такого явления?».
Во-первых, это можно связать с необходимостью получения высшего образования, так как знание является главным критерием при приеме на работу, т. е. это требование становится обязательным в современных условиях; это можно связать с увеличением уровня жизни населения, если такое количество жителей желают заплатить за образование, значит, их семейный бюджет позволяет это делать.
Другой причиной может быть и то, что студенты выбирают специальность, где количество бюджетных мест не соответствует спросу по этой специальности (рис. 5).
Из изображенной диаграммы видно, что лидирующее место среди специальностей по количеству студентов с ПВЗ занимают: экономика и управление - 44,4 %, гуманитарные науки (юрис-
пруденция) - 18,2 %, образование и педагогика -
5,8 % и архитектура и строительство - 4,8 %. При этом, сравнивая 2007 и 2008 гг., видно, что прием студентов по специальностям «экономика и управления» и «гуманитарные науки» снизился на 2,5 % по сравнению с 2007 г. Отметим, что студенты, хотя и выбирают специальности «Экономика и управление» и «Юриспруденция», но рынок труда переполнен этими специалистами (в 2008 г. высшими учебными заведениями РФ было выпущено 166 тыс. чел. по специальности «Юриспруденция», из которых только 12 % устроились на работу по специальности), поэтому государство вынуждено снижать план приема для установления баланса на рынке труда, так как 80 % выпускников юридических академий, экономических факультетов не работают по специальностям [4].
Из рисунка 4 видно, что с 2002 г. государство начинает увеличивать прием на бюджетные места, чтобы несколько сгладить дисбаланс между платным и бесплатным приемами. Но, учитывая демографические процессы, оно вынуждено с 2005 г. идти на снижение бюджетного приема. Так как бюджетный контингент студентов в 20062008 гг. остался практически неизменным (29 % от общего количества студентов), то рост финансирования привел к тому, что резко увеличились бюджетные расходы на одного студента в государственных вузах: в 2004 г. средние бюджетные расходы в РФ на обучение одного бюджетного студента составляли всего 18 тыс. руб., в 2005 г. эти расходы выросли до 25,6 тыс. руб., а в 2006 г. они достигли 37,5 тыс. руб., а 2007 г. 51,6 тыс. руб. [1]. В эти расходы включены только затраты на оказание собственно образовательной услуги (непосредственно обучение), которые составляют примерно 70 % от общих расходов на ВПО [6].
Рис. 5. Распределение приема студентов в государственные образовательные учреждения ВПО РФ
по группам специальностей (%)
Это означает, что в 2007 г. расходы на обучение одного студента-бюджетника очной формы обучения составили в среднем 74,4 тыс. руб. В эту цифру входят, как уже выше отмечалось, только расходы на оказание собственно образовательной услуги. Это сделано для обеспечения сопоставимости расходов федерального бюджета в расчете на одного бюджетника и платы за обучение студентов, обучающихся на платной основе, поэтому в этих расходах не учитываются расходы на стипендиальное обеспечение, а также другие трансферты населению.
С 2003 г. плата за обучение в государственных вузах стала превышать аналогичный показатель для негосударственных вузов. Это можно было расценить как показатель того, что государственные вузы по качеству образования выиграли конкурентную борьбу у негосударственных вузов, поэтому потребитель готов платить за обучение в государственных вузах больше, чем негосударственных. В 2003 г. по требованию налоговых органов были приняты цены за обучение в вузах, где они были ниже бюджетных расходов в расчете на одного студента. Например, они поднимались с 9-12 тыс. руб. до 16,5 тыс. руб., т. е. на 37,5-85 %, что было серьезным увеличением стоимости платного обучения для населения многих дотационных регионов1.
1 Дотационный регион - регион, не вносящий ничего в казну и живущий на дотациях из федерального бюджета.
В то же время рост доходов населения в 20032005 гг. был таков, что государственные вузы в этот период еще могли частично компенсировать нехватку бюджетных средств за счет студентов с ПВЗ, поскольку темпы роста среднедушевых доходов обгоняли темпы роста платы за обучение.
С 2005 г. ситуация начинает принципиально меняться: бюджетные расходы на образовательную деятельность в расчете на одного студента практически сравниваются со средней платой за обучение в государственных вузах, при том, что население, в огромной степени втянутое в систему платного высшего образования, начинает использовать возможности наращивания платы за обучение, поскольку темпы роста платы за обучение в государственных вузах начинают обгонять темпы роста среднедушевых доходов населения.
Бюджетное финансирование по массовым социально значимым специальностям является в определенной степени залогом экономической стабильности. Доля средств, полученных вузом в результате осуществления предпринимательской деятельности, в общем объеме отражает экономическую активность вуза, его умение функционировать в условиях современной экономики.
Например, если в регионе средняя заработная плата высокая, то вуз вынужден большую долю средств как бюджетных, так и внебюджетных, направлять на заработную плату. Иначе он не сможет привлекать высококвалифицированные кадры, в результате будет снижаться качество обра-
зования, сократится приток платных студентов, и, как следствие, будут уменьшаться внебюджетные доходы. Важным конкурентным преимуществом в условиях экономики, основанной на знаниях для высших учебных заведений, в значительной мере определяющим качество образовательных услуг, является их профессорско-преподавательский состав (ППС). Его сохранение и, тем более, обновление в современных российских условиях являются чрезвычайно важной задачей. В качестве основной проблемы, с которой столкнулись вузы, можно назвать низкую привлекательность преподавательского труда. Она вызвана относительно небольшой заработной платой у ППС, большей длительностью построения академической карьеры, чем в бизнесе, и объективной сложностью этого вида деятельности в эпоху ускорения НТП и трансформации общественно -экономических процессов. Однако очевидно, что растущие требования потребителей к качеству образовательных услуг на фоне увеличивающейся конкуренции на этом рынке не могут быть удовлетворены без преподавательских кадров высочайшей квалификации, способных в условиях экономики знаний передавать необходимые навыки и умения.
Если же средняя заработная плата в регионе невысокая, и заработная плата в вузе с ней сопоставима, то он имеет возможность направлять большую долю средств на собственное развитие, проведение инициативных научных исследований. Другими словами, в этом случае вузу дана экономическая свобода и право выбора, на какие нужды необходимо в первую очередь направить денежные средства от предпринимательской деятельности, расставляя приоритеты (рис. 6.)
■ Оплата труда
■ Расходы на приобретение материалов и оборудования
■ Расходы на капитальный ремон, строительство и коммунальные услуги
■ Расходы на социальное обеспечение
Рис. 6. Структура расходов средств от предпринимательской деятельности в вузах РФ (%)
Из рисунка 6 видно, что механизм распределения средств от предпринимательской деятельности вузов в Российской Федерации достаточно прост и сводится к выстраиванию последовательности приоритетов: выплата заработной платы (47 %), приобретение материалов и оборудования для обеспечения учебного процесса (23 %), текущее содержание (14 %), расходы на социальное обеспечение сотрудников вуза и студентов (3 %) и пр. (13 %). Таким образом, денежные средства от предпринимательской деятельности вуза в современной экономике являются основным источником финансирования капитального строительства и ремонта (11 %), коммунальных услуг (3 %), приобретения современного оборудования (11%) и оргтехники (1 %), канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущей хозяйственной деятельности (10 %), оплата услуг связи (1 %) - все эти инвестиционные расходы формируют инновационную инфраструктуру вуза, необходимую для выпуска инновационного продукта вуза, способного соответствовать требованиям экономики, основанной на знаниях.
Диаграмма, изображенная на рисунке 6, позволяет судить о политике в отношении расходования средств - ограничение текущих расходов на уровне 65-70 % и повышение инвестиционных расходов до уровня 30-35 %. Финансирование данных направлений расходования средств прямым образом влияет на повышение качества подготовки специалистов и конкурентоспособности вуза, рост его экономического потенциала, необходимого для предоставления инновационной технологии в условиях становления в Российской Федерации экономики, основанной на знаниях.
Однако при изучении проблемы распределения средств от предпринимательской деятельности в ВПО необходимо руководствоваться не просто интересами вуза, но и принимать во внимание общеэкономические законы рынка. В настоящее время на рынке образовательных услуг наблюдается усиление конкуренции. В ситуации, когда стоимость образовательной услуги по идентичной специальности одинакова в нескольких вузах, потребитель (общество, предприятие, физические лица) предпочитает вуз, который способен предоставить услугу лучшего качества, больше возможностей по применению полученных знаний на практике, используя инфраструктуру самого вуза, функционирование и обновление которой зависит от степени развитости предпринимательской деятельности самого учреждения. Развитая инфраструктура вуза (учебные корпуса, современное учебное оборудование, передовые
методы обучения, студенческие общежития) в большой степени способствует повышению рейтинга вуза в глазах потребителя и, как следствие, повышению конкурентоспособности вуза. Происходит расширение присутствия вуза на рынке образовательных услуг, увеличивается размах его деятельности, возрастает объем средств от предпринимательской деятельности, поступающих в вуз, таким образом, происходит стратегическое развитие вуза.
В заключение отметим, что исследования в области экономики, основанной на знаниях, неразрывно связаны с системой высшего профессионального образования и науки, так как именно образование и наука являются фундаментом становления экономики, основанной на знаниях. Поэтому особенности развития этой сферы дают нам возможность судить о ее значении для дальнейшего развития экономики. Особенности высшего образования в Российской Федерации сегодня заключаются в том, что любое государственное высшее учебное заведение согласно законодательству имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в рамках образовательного процесса, что привело к быстрому росту целого ряда показателей - прежде всего числа высших учебных заведений и обучающихся в них студентов. Увеличение количества вузов происходит с последующей стабильностью, прежде всего за счет негосударственных вузов, а государственные высшие учебные заведения вынуждены развивать предпринимательскую деятельность, в результате чего и происходят существенные изменения в инфраструктуре вуза, необходимой для производства инновационного продукта, способного учитывать все требования и потребности экономики, основанной на знаниях. Основными причинами увеличения количества вузов и обучающихся в них студентов можно считать высокий спрос на высшее образование, стимулирующий расширение предложения и увеличение по-
требности в специалистах с высшим образованием, являющихся носителями знаний как экономического ресурса в различных отраслях экономики.
Литература
1. Клячко Т. Л. Прогноз развития высшего образования в России 2009-2011. М., С. 20-27.
2. Министерство образования и науки РФ. Статистика высшего профессионального образования. иКЬ: http://mon.gov.ru
3. Основные признаки рынка как хозяйственной системы. URL: http://konkurenciya.ru
4. Самые востребованные профессии в России. иКЬ: http://vuz.edunetwork.ru.
5. Статистический сборник. Мониторинг экономики образования 2009. иЯЬ: http://www.hse.ru.
6. Статистический сборник. Образование в Российской Федерации 2006. URL: http://www.hse.ru
7. Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник 2009. иКЬ: http://www.gks.ru
8. Экономический словарь. иКЬ: http://abc.
informbureau.com
* * *
THE PROBLEMS CONSTRAINING DEVELOPMENT OF ECONOMY BASED ON KNOWLEDGE IN THE RUSSIAN FEDERATION
I. V. Ivinskaya
In article problems of development of the economy based on knowledge in the Russian Federation where the main role is allocated for institutes of science and education, knowledge turning from the compiler and generator of specific skills and abilities in the direct producer of knowledge and the active participant of process of transformation of knowledge in new products, technologies, services as they with the infrastructure can be today one of the main suppliers of knowledge are considered.
Key words: economy based on knowledge, infrastructure, innovative product, innovative technology, business activity.