Научная статья на тему 'Состояние и особенности развития системы профессионального образования Российской Федерации'

Состояние и особенности развития системы профессионального образования Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3649
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова И. М., Черновицкая Е. В.

Рассматривается структура системы образования РФ на современном этапе. Выделяются особенности и тенденции развития системы профессионального образования в период реформирования экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и особенности развития системы профессионального образования Российской Федерации»

Подготовка кадров для рыночной экономики

И.М. РОМАНОВА,

Е.В. ЧЕРНОВИЦКАЯ

Состояние и особенности развития системы профессионального образования Российской Федерации

Рассматривается структура системы образования РФ на современном этапе. Выделяются особенности и тенденции развития системы профессионального образования в период реформирования экономики России.

В настоящее время в условиях бурного развития науки, техники и технологий интеллектуальный потенциал общества, уровень его образования становятся важнейшей составляющей национального богатства. Образование является необходимым условием качественной подготовки трудовых ресурсов, которые и должны обеспечить поступательное развитие национальной экономики.

Таким образом, система образования - один из важнейших элементов социальной сферы государства, обеспечивающий процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности.

Согласно ст. 8 Закона РФ «Об образовании» система образования в Российской Федерации представляет собой:

- совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сеть реализующих эти программы и стандарты образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- совокупность органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций [4].

Система образования Российской Федерации в настоящее время имеет достаточно сложную структуру, включая в себя общее, профессиональное и послевузовское образование. Значительный сегмент в этой структуре занимает система профессионального образования. Различают три уровня профессионального образования: начальное, среднее и высшее.

Признаками формирования системы образования в РФ являются:

• наличие единой законодательной базы, регламентирующей деятельность системы образования (Закон РФ «Об образовании» [4], Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [3]). Законодательно определены типы организаций, способных осуществлять образовательную деятельность; отношения собственности в сфере образования; государственные гарантии получения образования для граждан; границы осуществления образовательными учреждениями предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и распоряжения получаемыми от этой деятельности доходами; принцип автономии учебных заведений;

• определенное организационное и административное обособление по отношению к другим сферам национальной экономики, обеспеченное единой системой государственного управления в сфере образования. Министерство образования и науки является основным звеном управления образовательными учреждениями, обеспечивая организационное и методическое руководство, определение состава направлений и специальностей обучения, разработку и внедрение Государственных образовательных стандартов по специальностям и направлениям, периодическую аккредитацию образовательных учреждений;

• единая государственная политика в отношении системы образования, отраженная в Национальной доктрине образования в Российской Федерации [7], определяющей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления развития образования на период до 2025 г.;

• наличие образовательных учреждений в качестве основных структурных элементов системы образования.

За последние годы сформировалась сеть образовательных учреждений начального профессионального образования нового типа (лицеев); введен укрупненный перечень профессий [9], согласно которому число их сокращено в 5 раз с целью дать учащимся в большей степени поливалентную подготовку, повышающую конкурентоспособность на рынке труда; разработаны государственные образовательные стандарты начального профессионального образования; усилилась преемственность между образовательными программами этого уровня и программами среднего и высшего профессионального образования.

Согласно российскому законодательству [4] среднее профессиональное образование является самостоятельным, качественно определенным уровнем системы профессионального образования, который реализует соответствующие программы и обеспечивает удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении собственного образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального.

Развитие среднего профессионального образования в 1990-е годы было связано с организацией колледжей, что закреплено в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1994 г. № 1168 [13].

Параллельно с созданием колледжей как самостоятельных учреждений среднего профессионального образования стали появляться структурные подразделения в вузах, которые реализовывали программы среднего профессионального образования, но не имели статуса юридического лица.

Организации профессионального образования могут быть государственными (созданными органами исполнительной власти государства), муниципальными (созданными муниципальным органом исполнительной власти) и негосударственными (созданными гражданами и (или) юридическими лицами в форме некоммерческой организации).

В соответствии с существующим законодательством негосударственные организации профессионального образования можно классифицировать по ряду признаков: по типу (в зависимости от реализуемой программы образования); виду; уровню реализуемого образования; учредителям; форме собственности; организационно-правовой форме; праву собственности; по государственному статусу.

Мы приводим классификацию негосударственных вузов и ссу-зов по вышеперечисленным признакам (табл. 1).

В рамках общих процессов реформирования системы профессионального образования изменения ее отдельных уровней (начального, среднего и высшего профессионального) имеют свои особенности, которые можно проследить по динамике таких показателей, как количество образовательных учреждений, их распределение по формам собственности, по территории, численности обучающихся и преподавателей, показателям материально-технической базы, объемам и структуре доходов и расходов образовательных учреждений.

Анализ показателей функционирования системы профессионального образования РФ в 1985-2006 гг. (табл. 2) свидетельствует, что общее число профессиональных учебных заведений за последние 20 лет практически не изменилось (в 2006 г. оно составляло 98,3 % от уровня 1985 г.). Однако внутри системы произошли существенные сдвиги. Так, количество начальных профессиональных учебных заведений уменьшилось почти на 25 %, причем в основном в течение последних 10 лет; количество средних профессиональных учебных заведений незначительно увеличилось - на 10 %; наблюдается весьма заметный рост числа высших учебных заведений - более чем в 2 раза, что можно объяснить расширением сети негосударственных вузов (их удельный вес в 2006 г. составил 39,5 % в общем количестве вузов [9, с. 137]).

Таблица 1

Классификация негосударственных вузов и ссузов

Признак классификации Негосударственный вуз Негосударственный ссуз

Тип Организации высшего профессионального образования Организации среднего профессионального образования

Вид Колледж, институт, академия, университет Техникум, техникум-предприятие, колледж

Уровень Бакалавриат, специалитет, магистратура Базовый уровень, повышенный уровень

Учредители Граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципалитеты Граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципалитеты

Форма собственности Частная, собственность организации, смешанная Частная, собственность организации, смешанная

Организационноправовая форма Фонд, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, учреждение Фонд, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, учреждение

Право собственности на имущество На праве собственности, на праве оперативного управления На праве собственности, на праве оперативного управления

Государственный статус Аккредитованные, не аккредитованные Аккредитованные, не аккредитованные

Составлено по: [12, с. 25].

Таблица 2

Основные показатели функционирования системы профессионального образования РФ в 1985—2006 гг.

Показатели 1985 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. к 1985 г., %

Общее число профессиональных учебных заведений, ед. 7264 7445 7562 7561 7365 7143 98,3

Начальные профессиональные учебные заведения, ед. 4196 4328 4166 3893 3392 3206 76,4

Средние профессиональные учебные заведения, ед. 2566 2603 2634 2703 2905 2847 110,9

Продолжение табл. 2

Показатели 1985 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. к 1985 г., %

В том числе: государственные и муниципальные 2566 2603 2612 2589 2688 2631 102,5

негосударственные - - 22 114 217 216 981,8*

Высшие учебные заведения, ед. 502 514 762 965 1068 1090 217,1

В том числе: государственные и муниципальные 502 514 569 607 655 660 131,5

негосударственные - - 193 358 413 430 222,8*

Общая численность учащихся профессиональных учебных заведений, тыс. чел. 7431,4 6961,5 6409,9 8782 11164 11241 151,3

Численность учащихся в учебных заведениях начального профессионального образования, тыс. чел. 1987 1867 1689 1679 1509 1417 71,3

Численность студентов средних профессиональных заведений, тыс. чел. 2478, 3 2270 1930 2361 2591 2514 101,4

В том числе в учебных заведениях: государственных и муниципальных 2478, 3 2270 1923 2309 2473 2389 96,4

негосударственных - - 7 52 118 125 1785,7*

Численность студентов высших учебных заведений, тыс. чел. 2966,1 2824,5 2791 4742 7064 7310 246,5

В том числе в учебных заведениях: государственных и муниципальных 2966,1 2824,5 2655 4271 5985 6133 206,8

негосударственных - - 136 471 1079 1177 865,4*

Выпуск учащихся, всего, тыс. чел. 2513,6 2309,7 1718,2 1977 2538 2636 104,9

Выпускники учреждений начального профессионального образования, тыс. чел. 1378 1272 841 763 703 681 49,4

Выпускники средних профессиональных учебных заведений, тыс. чел. 659 636,6 474 579 684 700 106,2

Окончание табл. 2

Показатели 1985 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. к 1985 г., %

Выпускники высших учебных заведений, тыс. чел. 476,6 401,1 403,2 635 1151 1255 263,3

В том числе учебных заведений: государственных и муниципальных 476,6 401,1 395 579 978 1056 221,6

негосударственных - - 8,2 56 173 199 2426,8*

Численность преподавателей средних специальных учебных заведений, тыс. чел. 126,3 124,4 111,2 130,8 150,8 148 117,2

Численность преподавателей высших учебных заведений, тыс. чел.: государственных и муниципальных** 205,1 219,7 240,2 265,2 322,1 334 162,8

негосударствен- ных*** - - 13 42,2 65,2 75 576,9*

* 2006 г. к 1995 г., %

** Штатный персонал.

*** Общая численность, включая совместителей.

Составлено по: [9, с. 134-139].

Учреждения начального профессионального образования также могут быть негосударственными. «Однако в силу высокой затратности их содержания и низкой платежеспособности населения, которым востребованы их образовательные услуги, кроме 8 учреждений данного уровня в системе потребительской кооперации, негосударственных образовательных учреждений не отмечено» [2, с. 24].

Удельный вес негосударственных учреждений среди числа средних специальных учебных заведений в 2006 г. составил всего 7,6 % [9, с. 135], причем первые негосударственные средние профессиональные учебные заведения появились только в 1995 г. Этим объясняется незначительный рост общего числа средних профессиональных учебных заведений.

За последние 20 лет в РФ отмечается рост численности учащихся и студентов профессиональных учебных заведений более чем на 50 %. Изменение структуры численности этих учащихся по уровням образования за период с 1985 по 2006 г. в РФ иллюстрирует рисунок.

В общей численности учащихся профессиональных учебных заведений удельный вес учащихся начальных профессиональных учеб-

ных заведений за анализируемый период уменьшился более чем в 2 раза, а студентов вузов, напротив, увеличился на 25 процентных пункта. Численность последних выросла почти в 2,5 раза. Такая ситуация объясняется не только появлением негосударственного сектора образовательной деятельности, но и значительным развитием в государственных вузах, наряду с бюджетным, обучения студентов на компенсационной основе.

12,6 %

□ 2

□ 3

1985 г.

2006 г.

Изменение структуры численности учащихся профессиональных учебных заведений по уровням образования (1 - начальное, 2 - среднее, 3 -высшее) в РФ в 1985 и 2006 гг.

1

Аналогичные тенденции прослеживаются в изменении структуры выпуска учащихся профессиональных учебных заведений РФ по уровням образования за период с 1985 по 2006 г. Общий выпуск за анализируемый период изменился незначительно - увеличился на 5 %, однако количество выпускников начальных профессиональных учебных заведений уменьшилось более чем в 2 раза, а выпускников вузов, напротив, - возросло более чем в 2,5 раза. Выпуск учащихся средних профессиональных учебных заведений изменился несущественно (увеличился на 6 %).

За анализируемый период произошли изменения и численности профессорско-преподавательского состава, обусловленные ростом количества профессиональных учебных заведений и увеличением численности учащихся. При этом темпы роста численности профессорско-преподавательского состава в вузах значительно выше, чем в средних профессиональных учебных заведениях (свыше 160 % против 117 % в ссузах). Оценивая больший рост численности в негосударственных профессиональных учебных заведениях, надо отметить, что здесь достаточно высокий удельный вес совместителей, как правило, преподавателей из государственных вузов, что не дает возможности оценить реальную численность профессорско-преподавательского состава в целом, ввиду двойного счета.

Проведенный анализ основных показателей функционирования системы профессионального образования в РФ за последние 20 лет позволил выделить ряд особенностей, характерных для данной системы на современном этапе.

Одна из основных особенностей заключается в появлении негосударственного сектора образовательной деятельности, причем распределение негосударственных учебных заведений по уровням профессионального образования неравномерное. Так, в 2006 г. доля негосударственных учебных заведений в общем количестве вузов составляла около 40 %, а средних профессиональных учебных заведений среди ссузов - всего около 8 %.

Возникновение и развитие негосударственных профессиональных учебных заведений было вызвано объективным процессом развития рыночной экономики. Дефицит бюджетного финансирования не позволяет количественно расширять сеть государственных образовательных учреждений и увеличивать численность приема обучающихся на места, финансируемые за счет средств бюджета. Для решения этой проблемы необходимо привлечение средств населения и крупных организаций в сферу образования через создание негосударственных учебных заведений. Кроме того, негосударственные учебные заведения частично решают проблему неравномерного распределения вузов и ссузов по территории РФ, задачи организации условий для более полной реализации конституционных прав граждан на образование, создания конкурентной среды, увеличения численности подготовленных специалистов среднего и высшего звена для различных областей хозяйственного комплекса России.

В настоящее время негосударственные профессиональные учебные заведения являются наиболее активными экономическими субъектами формирующегося рынка образовательных услуг и развиваются более быстрыми темпами, чем государственные. Так, за период с 1995 по 2006 г. динамика численности государственных и муниципальных профессиональных учебных заведений выглядела следующим образом: число средних - практически не изменилось (темп роста - 100,7 %), высших - увеличилось на 16 %; негосударственных: средних - увеличилось почти в 10 раз (темп роста - 981,8 %), высших - выросло более чем в 2 раза (темп роста - 222,8 %).

За период с 1995 по 2006 г. численность студентов государственных ссузов увеличилась на 24,2 %, а негосударственных - почти в 20 раз. Темпы роста численности студентов государственных и негосударственных вузов также существенно различаются (230 и 865 % соответственно). Надо отметить, что существует ряд проблем, затрудняющих функционирование негосударственных учебных заведений. В первую очередь «это сложившийся стереотип потребителей... Потребитель связывает понятие “негосударственный вуз, ссуз” с чем-то ненадежным, недолговечным и негарантированным» [6, с. 77].

Во многом это обусловлено государственной политикой в отношении негосударственных учебных заведений: предоставление льготного режима налогообложения и льгот студентам только при наличии свидетельства о государственной аккредитации, невозможность продолжения образования в государственном учебном заведении следующего уровня без документа об образовании государственного образца и др.

По сравнению с государственными и муниципальными профессиональными учебными заведениями перед негосударственными вузами и ссузами более остро стоят проблемы повышения качества образования и уровня подготовки специалистов, комплектования качественного штатного профессорско-преподавательского состава, создания и укрепления собственной учебно-материальной базы.

Следующей особенностью развития системы профессионального образования на современном этапе является значительное развитие в государственных учебных заведениях наряду с бюджетным обучения студентов на компенсационной основе.

Доля студентов, обучающихся на компенсационной основе, из года в год растет и в настоящее время составляет около 40-50 % от общего числа студентов. Возможно, в ближайшей перспективе число студентов, обучающихся на компенсационной основе, превысит число студентов-бюджетников. Надо отметить, что плата за образовательные услуги получила широкое распространение после юридического закрепления в Законе Российской Федерации «Об образовании».

К особенностям функционирования системы профессионального образования на современном этапе следует отнести также низкую оплату труда работников сферы образования. Их среднемесячная заработная плата уступает заработной плате работников, занятых прочими видами экономической деятельности (за исключением работников сельского хозяйства), несмотря на то что темп ее роста за анализируемый период был одним из самых высоких (5,6 раза). В 2006 г. среднемесячная заработная плата работников сферы образования составляла всего 6984 руб., или 25 % заработной платы работников, занятых финансовой деятельностью [9, с. 118-120].

Недооценка государством труда работников сферы образования (низкий уровень оплаты, слабая социальная защищенность) ведет к снижению общественного статуса преподавателей профессиональных учебных заведений, уменьшению притока молодых педагогов, «утечке умов» за границу, а также из периферийных профессиональных учебных заведений в центральные. Результатом этих процессов является ухудшение кадрового обеспечения профессиональных учебных заведений, старение контингента педагогических работников.

Низкий уровень заработной платы вынуждает преподавателей профессиональных учебных заведений вести образовательную деятельность на условиях почасовой оплаты и совместительства в нескольких учебных заведениях одновременно. В результате в ряде

учебных заведений отсутствуют полноценные кафедры, многими преподавателями обучение ведется не по профилю полученной ими специальности, значительная доля из них не имеет ученых степеней и званий (в особенности в негосударственных профессиональных учебных заведениях). Все это влияет на качество подготовки специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характерной чертой функционирования системы образования на современном этапе является также многоуровневость профессионального образования. В современной трактовке «многоуровневое профессиональное образование представляет собой ступенчатую, дифференцированную по годам обучения систему получения различных уровней профессиональной квалификации» [11, с. 18].

Отечественным законодательством предусматривалась много-уровневость профессионального образования как право выпускников средних специальных учебных заведений в дальнейшем обучаться в вузе с сокращением сроков обучения (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 656, 1974 г.), однако широкое развитие многоуровневое профессиональное образование получило только в 1990-е годы (после приказа Госкомобразования СССР № 165, 1990 г. и принятия Закона РФ «Об образовании», 1992 г.).

В настоящее время отличительной чертой многоуровневого профессионального образования является его развитие на фоне интеграции образовательных систем и университизации высшего профессионального образования. Интеграция профессиональных учебных заведений различного уровня представляет собой разнообразные формы содержательного, организационного, структурного, правового, ресурсного, экономического взаимодействия и объединения учебных заведений профессионального образования [1, 5, 8, 10, 14]. Распространенными формами интеграции на современном этапе стали интеграция самостоятельных средних специальных учебных заведений в структуру вузов, а также интеграция средних специальных учебных заведений и учреждений начального профессионального образования.

Еще одной особенностью функционирования системы профессионального образования является низкая степень ее корреляции с реальным сектором экономики. Вследствие развития негосударственного сектора образовательной деятельности утратило свое значение государственное регулирование подготовки профессиональных кадров путем изменения количества учебных профессиональных заведений и численности обучающихся. Спрос на профессиональные кадры на рынке труда перестал быть известной нормой для профессиональных учебных заведений. Предприятия различных сфер деятельности не обозначают свои потребности в кадрах, т. е. в настоящее время заказчиками у системы профессионального образования в основном выступает население, а не предприятия. Родители, ориентируя своих детей на выбор профессии, следуют моде на специальность, а не ре-

альным потребностям рынка труда. Все это ведет к несоответствию профессиональных и квалификационных параметров выпускников требованиям работодателей. В среднем по РФ около 30 % молодых специалистов безработные, многие работают не по профилю полученной специальности, что, естественно, влияет на эффективность их труда.

Таким образом, вышеперечисленные особенности развития системы профессионального образования на современном этапе свидетельствуют о необходимости принятия срочных мер для повышения эффективности ее функционирования.

Литература

1. Анисимов П.Ф. Формирование региональных систем среднего профессионального образования / П.Ф. Анисимов; под ред. В.М. Зуева. - Казань: ИСПО РАО, 1999. - 172 с.

2. Гринько В.С. Организационно-экономические основы развития начального профессионального образования в России: дис. ... д-ра экон. наук / В.С. Гринько. - М., 2006. - 306 с.

3. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции Федерального закона от 10.07.2000 г. № 92-ФЗ).

4. Закон Российской Федерации «Об образовании». - 8-е изд. - М.: Ось-89, 2004.

5. Кондратко И. И. Многоуровневая подготовка специалистов / И.И. Кондратко, Е.Е. Плотницкая // Специалист. 1993. № 10.

6. Лукашенко М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения / М. А. Лукашенко. - М.: Высш. школа: Кно Рус, 2002.

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Официальные документы в образовании: информ. бюл. 2000. № 21 (132). С. 3-11.

8. Перспективы развития непрерывного образования / под ред. Б.С. Гер-шунского. - М.: Педагогика, 1992. - 226 с.

9. Россия в цифрах. 2007: кр. стат. сб. / РОССТАТ. - М., 2007. -494 с.

10. Система профессионального образования в Российской Федерации: нац. докл. - М.: Нац. обсерватория проф. образования, 1998. - 102 с.

11. Старкова Л.Г. Организационно-педагогическая модель региональной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования (на материалах Новгородского комплекса профессионального образования): дис. ... канд. пед. наук / Л.Г. Старкова. -Великий Новгород, 2000. - 146 с.

12. Сухочев В.И. Эффективность функционирования негосударственного профессионального учебного заведения в условиях рынка: дис. ... канд. экон. наук / В.И. Сухочев. - Уфа, 2006. -146 с.

13. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1994 г. № 1168.

14. Щепотин А.Ф. Среднее профессиональное образование в системе непрерывного профессионального образования / А.Ф. Щепо-тин // Непрерывное образование в средних профессиональных образовательных учреждениях. М.: НМЦ СПО, 1998. С. 41-47.

© Романова И.М., Черновицкая Е.В., 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.