Научная статья на тему 'Экономический вуз в контексте развития региона'

Экономический вуз в контексте развития региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STRATEGIC PLAN / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / INNOVATIVE REGIONAL CLUSTERS / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанова Ольга Витальевна

В статье проводится мысль о том, что профессиональное образование является стратегическим приоритетом и катализатором развития региона в сложных социально-демографических условиях. Только глубокие инновационные трансформации в области образования и ориентация на сотрудничество университета с властными структурами, бизнесом, академиями наук и вузами могут в современных условиях обеспечить устойчивое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY OF ECONOMICS IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A REGION

The article suggests that vocational education is a strategic priority and a catalyst for the development of a region in complex socio-demographic conditions. Only immensely innovative transformations in the field of education and the orientation towards cooperation between the universities and the state, business, and other universities can in recent conditions ensure sustainable development.

Текст научной работы на тему «Экономический вуз в контексте развития региона»

О.В. МОЛЧАНОВА, и.о. ректора, доцент, Заслуженный экономист РФ Новосибирский государственный университет экономики и управления

Экономический вуз в контексте развития региона

В статье проводится мысль о том, что профессиональное образование является стратегическим приоритетом и катализатором развития региона в сложных социально-демографических условиях. Только глубокие инновационные трансформации в области образования и ориентация на сотрудничество университета с властными структурами, бизнесом, академиями наук и вузами могут в современных условиях обеспечить устойчивое развитие.

Ключевые слова: стратегический план, устойчивое развитие, инновационный территориальный кластер, профессиональное образование

Тему данной статьи определила проблема адаптации современного университета экономического профиля к новым требованиям, необходимость адекватно отвечать на вызовы времени.

В настоящее время вузы оказались в очень сложных условиях в силу ряда причин. Во-первых, с 1 сентября 2013 г. вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», подписанный Президентом страны В.В. Путиным 9 января текущего года. Во-вторых, необходимо существенно перестраивать работу с бизнесом. Это постоянно подчеркивается нашими руководителями. Так, Председатель Правительства Д.А. Медведев на заседании Правительства 21 августа 2013 г. сказал: «Мы исходим из того, что нужно поддерживать те высшие учебные заведения, которые напрямую работают с промышленными предприятиями, которые напрямую работают с компаниями, работодателями, совместно развивают и продвигают свои инновационные продукты, и чьи выпускники, желательно задолго до окончания обучения, связывают своё будущее с тем местом, где живут и учатся, и уверены в том, что получат интересную и нормально оплачиваемую работу» [1]. В-третьих (и это вытекает из предшествующего), нужно быть готовыми существенно перестраивать структуру

учебных планов в связи со вступлением России в ВТО. Необходимость актуализации стратегий, разработанных субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями страны, становится в этих условиях особенно острой. Здесь наблюдается целый спектр влияний. Так, на структуру высшего образования влияет реструктуризация различных отраслей экономики: «Их развитие или упадок после присоединения России к ВТО потребует от высшей школы приведения структуры подготовки кадров в соответствие со структурными изменениями рынка труда» [2, с. 50]. Поэтому нужен не только четкий мониторинг происходящих в экономике процессов, но и предвидение наиболее важных последствий. Это требует глубокой интеграции образования и науки.

Нестабильность мировой экономики, снижение темпов социально-экономического развития России обусловливают необходимость реализации стратегии последовательного внедрения инновационных технологий как в сфере техники, так и в социальной сфере. Очевидно, что оно невозможно без профессионалов высокого уровня в ключевых сферах производства и общественной жизни. Причем следует иметь в виду, что если раньше высшее образование было элитным, то в настоящее

время оно становится едва ли не непременным условием существования для большинства населения. Однако для реализации этого мирового тренда сырьевая ориентация экономики должна смениться высокотехнологичным наукоемким производством. И здесь необходим целый ряд шагов, которые позволят вывести профессиональное образование на такой уровень, который обеспечит инновационное развитие.

В особенно трудных условиях оказались сегодня социально-гуманитарные науки. Это связано с тем, что они существенно уступают по удельному весу естественным и техническим, что вообще можно рассматривать как особенность именно российской науки по сравнению с североамериканской и западноевропейской [3]. Вузы данного профиля изначально находятся в невыгодных условиях, поскольку нужно одновременно поднимать и уровень образования, и уровень научных исследований в социогуманитарной области. Между тем А.В. Юревич и И.П. Цапенко пишут: «Одна из главных причин лучшей адапти-рованности социогуманитариев к отечественному варианту рыночной экономики видится в большей востребованности гуманитарного образования, нежели естественнонаучного или технического» [4, с. 40]. Итак: уровень науки и, соответственно, образования в социогуманитарной сфере ниже, а востребованность выше. Парадоксальная ситуация требует существенного повышения качества подготовки социогуманитариев. Наука и образование здесь идут рука об руку.

Все это заставляет переосмыслить место экономического вуза (в данном случае -НГУЭУ) в структуре экономики Новосибирской области. Это крупнейший в Западной Сибири учебно-научный комплекс экономического профиля. В его составе работают пять институтов (менеджмента, экономики, прикладной информатики, международных отношений и права, заочного обучения) и 27 кафедр.

Надо сразу заметить, что представители региональной и муниципальной власти хорошо понимают значение образования. Принципиальную важность этой сферы для развития экономики Новосибирского региона подчеркивает и тот факт, что в 2013 г. основной темой для обсуждения на V Международном инновационном форуме «Интерра», проводимом в Новосибирске, выбрано именно образование. На повестку дня вынесены вопросы роли образования в процессе перехода на инновационный сценарий развития, формирования образовательного кластера, повышения конкурентоспособности вузов, интеграции в мировую образовательную среду. Очевидно, что высшее профессиональное образование может и должно стать катализатором развития экономики региона. Но для этого необходимо осознать место нашего вуза в осуществлении планов стратегического развития города и области.

Сказанное выше заставляет провести

ревизию ранее определенных приоритетов, задач, механизмов реализации с учетом принятых к руководству важнейших документов, определяющих основные тенденции развития на ближайшие годы. Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска, стратегия развития Новосибирской области были подготовлены на основе анализа показателей и тенденций, характеризующих период до 2005 г., с прогнозом до 2020 г. Система профессионального образования рассматривается в них в качестве важнейшей составляющей, не только обеспечивающей развитие других сфер деятельности, но и являющейся самостоятельным приоритетом. Профессиональное образование определяется в упомянутых документах как элемент инновационного территориального кластера, что объясняется рядом факторов: бедностью ресурсно-сырьевой базы по сравнению с другими территориями Сибири и Дальнего Востока, высоким образовательным потенциалом населения, концентрацией научноисследовательских организаций различного профиля, выгодным географическим расположением, развитой социальной, транспортной, инженерной инфраструктурой.

Одной из особенностей Новосибирской области является то, что более 56% населения и 70% экономического потенциала сосредоточено в областном центре. Это относится и к сфере образования: в средних специальных учебных заведениях Новосибирска обучается 72% студентов, в высших - 99%.

В стратегическом плане устойчивого развития Новосибирска на период до 2020 г. предусмотрены «контрольные параметры» по 247 основным показателям на конец каждого пятилетнего периода. Контрольные цифры представлены в двух вариантах: инерционном (пессимистическом) и инновационном (оптимистическом). Для стимулирования развития экономики города по инновационному варианту разрабо-

тано 12 комплексных целевыхпрограмм. По важнейшим направлениям развития определены перечни перспективных крупных объектов, учтенных при подготовке генерального плана развития города на период до 2030 г. [5]. Необходимо заметить, что мировой финансовый кризис 2008 г. оказал существенное влияние на экономику Новосибирска, поскольку снизились темпы роста в промышленности, строительстве, оптовой и розничной торговле, сфере обслуживания, на транспорте. Докризисный уровень был достигнут преимущественно в 2011 г.

Среднесписочная численность занятых по основным видам деятельности на крупных и средних предприятиях Новосибирска за 2006-2012 гг. в целом уменьшилась на 8%, в промышленности - на 10%, в образовании - на 7%, при этом удельный вес занятых в образовании увеличился на 0,1 п.п.

Приведем статистические данные, которые характеризуют ситуацию в сфере образования. При общем сокращении численности обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях Новосибирска в 2005-2010 гг. на 6 тыс. чел. (4%) численность выпускников 9-х классов уменьшилось на 5,7 тыс. человек (33%), 11-х классов - на 8,3 тыс. человек (57%) (табл. 1). Уменьшение количества выпускников школ, изменения структуры экономики, вызвавшие сокращение спроса на рабочие профессии сферы материального производства, отставание уровня оплаты труда в промышленности, привели к значительному снижению численности обучающихся (на 41 и 32% соответственно) и выпускников (на 59 и 28% соответственно) учреждений начального профессионального образования и ссузов. Падение численности выпускников происходило более высокими темпами, чем прогнозировалось на конец периода. На начало 2011/2012 учебного года в 30 ссузах Новосибирска обучались 26 354 человека, прием составил 9553

Таблица 1

Показатели развития образования в Новосибирске

Наименование показателя, размерность Значения показателя за годы Прогноз 2010 (по сценариям)

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Численность обучающихся: в дневных общеобразовательных учреждениях, чел. 128584 122676 118541 117072 118197 122556 117200-118100

в учреждениях начального профессионального образования, чел. 14166 12327 9711 9682 8768 8289 8000-8600

в ссузах, чел. 41139 38353 35274 31892 29280 27807 28900-30600

в вузах, чел. 166609 167934 168013 168084 162518 151844 165400-169000

Выпуск: из 9-х классов общеобразовательных школ, чел. 17104 13739 12417 9296 8772 11444 9489-9513

из 11-х классов общеобразовательных школ, чел. 14534 13450 12682 10128 8761 6219 8891-8930

из учреждений начального профессионального образования, чел. 9695 8884 8569 7427 5018 3963 6507-6574

из ссузов (включая филиалы), чел. 10418 10577 10269 9644 9110 7438 8390-8399

из вузов (включая филиалы), чел. 31148 32071 32615 31700 31155 31863 31300-31800

человека, выпуск - 6377. Тенденция сохранилась, но темпы замедлились.

В 2010 г. численность обучающихся в вузах по сравнению с 2005 г. сократилась на 8%, а выпускников - возросла на 3% (за счет высоких наборов в предыдущий период). В 2011 г. число студентов в вузах Новосибирска сократилось еще на 12 тыс. человек, или на 7,9% к уровню 2010 г. (табл. 2). Вместе с тем в 2011 г. в государственные вузы студентов было принято больше, чем выпущено, тогда как в негосударственные вузы поступило студентов на

39,2% меньше, чем выпущено. Если в 2006 г. в негосударственных вузахобучалось 8,8% всех студентов, то в 2011 г. - только 8,1%. Еще одна важная тенденция - увеличение удельного веса студентов, обучающихся на очном отделении. Так, среди выпускников государственных вузов удельный вес очных студентов составил 49,6%, а среди принятых на обучение - 56%. Это предполагает увеличение площади учебных, в том числе спортивных, помещений, общежитий, а также численности профессорско-преподавательского, вспомогательного и обслужи-

Таблица 2

Высшие учебные заведения по городу Новосибирску на начало 2011/2012 учеб. года

Число высших учебных заведений Число филиалов высших учебных заведений Численность студентов (включая филиалы), чел. Принято, чел. Выпуск в 2011 г., чел.

Государственные

Новосибирская область 15 10 129854 27325 26958

В том числе г. Новосибирск 15 5 128421 27077 26620

Негосударственные

Новосибирская область 9 7 11402 1794 2950

в том числе: г. Новосибирск 9 7 11402 1794 2950

Всего

Новосибирская область 24 17 141256 29119 29908

В том числе г. Новосибирск 24 12 139823 28871 29570

вающего персонала вузов (при прочих равных условиях).

Сравним некоторые параметры высшего профессионального образования по регионам Российской Федерации. В среднем по РФ на 10 тыс. человек населения в 2006 г. приходилось 514 студентов, в 2011 г. - 493. Для сравнения взяты вузы Москвы, Санкт-Петербурга, а также городов Урала и Сибири, составляющих наибольшую конкуренцию для вузов Новосибирска (табл. 3).

(82,8%). Сибирские вузы находились в интервале 79,1% (Новосибирск) и 79,8% (Томск). По-видимому, на это влияет и значительно более низкая плотность населения в восточной части страны. Вместе с тем пример вузов Томска свидетельствует о том, что качество образования, наличие бренда способствуют притоку студентов из других регионов. Благодаря многопрофильности экономики Новосибирска, различной ведомственной подчиненности организаций в

Таблица 3

Численность студентов по крупным городам РФ

Город Численность студентов, тыс. чел. Численность студентов на 10 тыс. населения, чел.

На начало 2006/2007 учеб. года На начало 2011/2012 учеб. года На начало 2006/2007 учеб. года На начало 2011/2012 учеб. года

Москва 1279,6 1029,0 1154 886

Санкт-Петербург 439,5 400,9 926 809

Екатеринбург 190,5 165,2 1415 1171

Новосибирск 166,6 139,8 1195 945

Красноярск 114,6 98,1 1235 983

Томск 87,7 76,5 1711 1365

Москва, безусловно, остается городом с максимальной численностью студентов, но за период 2005-2010 гг. вузы столицы «потеряли» 23,2%. Это тоже максимальный размер сокращения численности студентов. В данный период в наибольшей степени сохранить контингент удалось вузам Санкт-Петербурга (87,4%) и Екатеринбурга

советский период было создано много государственных техникумов и вузов для подготовки специалистов для разных сфер деятельности - от культуры и искусства до железнодорожного и речного транспорта. В постсоветский период открыто много негосударственных образовательных учреждений, в основном гуманитарного и эконо-

мического направлений подготовки. С одной стороны, это объективно создает конкурентные преимущества Новосибирску, с другой - ситуация требует постоянного мониторинга спроса и труда.

Говоря о перспективах трудоустройства, следует иметь в виду, что Новосибирск лидирует среди сибирских городов по таким показателям, как среднегодовая численность населения, доходы бюджета города, оборот розничной торговли, объем платных услуг, инвестиции в основной капитал, ввод в действие домов. Он также является крупнейшим региональным сервисным центром, что находит свое отражение в том числе и в структуре его экономики. В частности, по виду деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг » учитываются занятые в науке и научном обслуживании. Это обусловлено как увеличением количества и площадей бизнес-центров, так и ростом количества малых наукоемких организаций и численности занятых научными исследованиями и разработками. Кроме того, растет удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях города. По данным за 2011 г., Новосибирская область занимала лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе по количеству организаций, среднесписочной численности работников, обороту организаций, инвестициям в основной капитал для организаций среднего, малого предпринимательства и микропредприятий. Так, среднесписочная численность работающих на малыхи микропредприятияхв Новосибирской области - на 60 тыс. человек больше, чем в Красноярском крае (по данным 2011 г.). Для успешного предпринимательства необходимо обладать экономическими знаниями, и этим можно объяснить большее количество поступающих в вузы города на направления подготовки «Экономика », «Менеджмент » как очной, так и заочной форм обучения. Экономистов и управленцев готовят все вузы, кроме твор-

ческих, и здесь наш вуз, традиционно выпускающий специалистов соответствующего профиля, имеет важное конкурентное преимущество.

Еще одной особенностью Новосибирской области является формирование инновационного кластера. В настоящее время активно ведутся работы по двум направлениям: программное обеспечение и медикофармацевтические исследования и разработки. Информационные технологии в основном развиваются на базе двух технопарков; в создание технопарка новосибирского Академгородка в 2007-2011 гг. было вложено 915,6 млн. рублей из федерального бюджета, 1078,1 млн. рублей - из областного и 789,3 млн. рублей - из бюджета города. Еще в 2001 г. администрация Новосибирской области, Президиум СО РАН, НГУ и семь 1Т-компаний создали некоммерческое партнерство «СибАкадем-Софт ». В 2012 г. в него входило уже 30 компаний. По прогнозу участников партнерства, к 2016 г. численность занятых увеличится с 9 до 13,3 тыс. человек, выручка - с 24 до 45 млрд. рублей. Для широкого внедрения в медицинскую практику новейших разработок в Новосибирске был построен медицинский технопарк. Общие затраты на

его создание составили 1300 млн. рублей (в том числе средства федерального и областного бюджетов - 300 млн. рублей, средства инвесторов -1000 млн. рублей). В наукограде Кольцово действует биотехнопарк, в котором разрабатываются новые медицинские препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, СПИДа и других. Работа ведется совместно со специалистами СО РАМН, СО РАН, НГМУ, ФГУП «Вектор». Можно привести и другие примеры.

Для деятельности всех этих организаций и проектов требуются не только профессионалы в области химии и медицины, но и сотрудники экономического профиля, менеджеры и юристы, и, разумеется, наш вуз учитывает эти возможности.

Надо заметить, что НГУЭУ включен в программы по развитию региона в связке с другими вузами города. Так, кадры для работы в научно-исследовательских, опытноконструкторских организациях, научнопроизводственных предприятиях различного профиля готовят, наряду с нами, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ), Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), Новосибирский государственный медицинский университет (НГМУ).

Несколько вузов Новосибирска готовят специалистов для 1Т-компаний. Это НГТУ, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (СибГУ-ТИ), НГУ, НГУЭУ. Ясно, что выпускники данного направления подготовки нужны не только в 1Т-компаниях, но и во всех организациях, работающих с большими массивами информации, в том числе в органах власти и управления.

Новосибирск является не только областным центром, но и центром Сибирского федерального округа. Этим объясняются высокие показатели численности аппарата государственных и муниципальных органов управления, что обусловливает значитель-

ный интерес абитуриентов к поступлению на направление подготовки «Государственное и муниципальное управление ». Специалистов этого профиля, кроме нашего вуза, готовят Сибирский институт управления -филиал РАНХиГС, Сибирский государственный университет путей сообщения.

В связи с ростом уровня образования населения, усилением конкуренции на рынке труда увеличивается спрос на услуги по повышению квалификации, дополнительному образованию. Наряду с традиционными и инновационными программами повышения квалификации, в трех новосибирских вузах (НГУ, НГТУ, НГУЭУ) действуют программы МВА.

По основным направлениям структура учащихся в вузах Новосибирска в целом адаптирована к сложившейся структуре экономики региона. Для ее изменения необходимо разработать и последовательно осуществлять дополнительный комплекс мер по привлечению специалистов и учащихся в новые приоритетные сферы деятельности. В качестве мероприятий по формированию спроса организаций на определенные направления подготовки, специальности, профили можно предложить следующий подход.

Вуз заключает соглашение с конкретной организацией о подготовке команды специалистов определенного состава: экономистов, управленцев, юристов, информатиков, психологов, международников, социологов, экологов и т.д. «Команды» могут формироваться для решения определенной проблемы, разработки и реализации проекта или пополнения организации новыми кадрами специалистов. После окончания второго курса студент включается в состав определенной группы, где проходит все виды практик, выполняет курсовые, научные работы и выпускную квалификационную работу на примере одной организации. По соглашению сторон организация может выплачивать студентам стипендию, заключить договор о дальнейшем трудоустрой-

стве. Кроме того, организация может предлагать темы для студенческих исследований, заключать дополнительные договоры с вузом на проведение научно-исследовательских разработок. Студенты не только получат практические навыки по специальности, но и приобретут опыт командной работы.

В настоящее время НГУЭУ отрабатывает такую модель с организациями из сферы банковского дела, промышленности, строительства, туризма, информационных технологий. Благодаря широкому спектру направлений и профилей подготовки университет может подобрать необходимый состав участников для организаций любого вида деятельности и правовой формы. Наличие магистратуры и аспирантуры позволяет готовить специалистов более высокого уровня квалификации.

Для улучшения качества подготовки, а также условий проживания студентов губернатором Новосибирской области совместно с мэрией Новосибирска принято решение о создании центра инновационной подготовки - Универпарка, включающего в себя студенческий кампус для вузов города. Этот проект позволит усилить конкурентные преимущества Новосибирска среди других городов Российской Федерации и сопредельных стран. Иностранные студенты нужны не только для сглаживания демографической ситуации, но и для дальнейшего развития вузов.

Здесь очень велика роль науки. НГУЭУ обладает хорошим научным потенциалом, который реализован далеко не полностью, поэтому его развитие - одна из важнейших задач. Необходимо повышать качество подготовки за счет пополнения препо-

давательского корпуса кандидатами и докторами наук. И это имеет смысл делать в связке с другими вузами. Целесообразно создавать объединенные диссертационные советы, что позволит привлечь к их работе наиболее высококвалифицированных специалистов. В настоящее время университет ведет работу по созданию трех новых объединенных советов по экономике, финансам, философии, социологии с такими вузами города, как НГТУ, Новосибирский государственный педагогический университет, Сибирская академия финансов и банковского дела. Наличие диссертационных советов, наряду с двумя журналами из перечня ВАК, учредителем которых является наш вуз, позволит планомерно повышать уровень научной работы, а значит, и квалификацию преподавателей. Что же касается студентов, то во время приемной кампании этого года была выбрана стратегия на существенное повышение среднего уровня поступающих: были заданы цифры ЕГЭ, значительно превышающие средние показатели по вузам Новосибирска. И эта стратегия себя оправдала. В условиях жесткой конкуренции НГУЭУ набрал почти такое же количество студентов, как и в прошлом году.

Таким образом, политика, направленная на повышение научного уровня препо-

давателей, на диверсификацию специальностей, на сотрудничество с властными структурами, бизнесом и другими вузами, позволяет рассчитывать на устойчивое развитие нашего университета.

Литература

1. Заседание правительства 21 августа 2013

года. URL: http://government.ru/news/3947

2. Сенашенкo В.С. Образование и процессы

глобализации // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 48-53.

3. Семетв Е.В. Человеческий капитал в рос-

сийской науке // Наука. Инновации. Образование. М.: РИЭПП, 2007. Вып. 4. С. 20-40.

4. Юpевuч А.В., Цаnенкo И.П. Наука в со-

временном российском обществе. М.: Институт психологии РАН, 2010. 335 с. С. 40.

5. Стратегический план развития Новосибир-

ска. URL: http://novo-sibirsk.ru/upload/ content/2537/stratplan.pdf; URL: http:// www.despip.novo-sibirsk.ru/

С.А. ФИЛАТОВ, профессор Н.Г. СУХОРУКОВА, доцент Т.Н. ДУДИНА, доцент

Формирование новой модели профессионального образования - императив постиндустриального развития

В статье анализируются объективные факторы, обусловливающие необходимость формирования новой модели профессионального образования в условиях становления экономики, основанной на знаниях. Такой моделью должна стать система непрерывного образования. Раскрывается социально-экономический механизм трансформации образовательной системы в постиндустриальную эпоху. Представлен опыт вуза по формированию новой образовательной модели, направленной на создание предпринимательского инновационного университета, способного готовить конкурентоспособных выпускников.

Ключевые слова: непрерывное образование, экономика, основанная на знаниях, образовательные циклы, социально-экономический механизм трансформации образовательной системы, профильное обучение

В конце прошлого века практически все развитые страны столкнулись с серьёзными системными проблемами в сфере профессионального образования, что позволило охарактеризовать данные проблемы не иначе, как кризис образования. Его глубинная причина кроется в обострении противоречия между качественными изменениями, происходящими в современном общественном производстве за счет резкого увеличения его знание-интенсивности, и эволюционно-экстенсивным развитием профессионального образования в рамках традиционных форм. Кризис приобрел глобальный характер, охватил все страны, хотя и с разной степе-

нью остроты. Однако одновременно он явился началом коренной перестройки системы образования, формирования принципиально новой образовательной модели, адекватной постиндустриальной эпохе, -системы непрерывного образования (образования в течение всей жизни).

Мы наполняем данное понятие новым социально-экономическим содержанием.

Во-первых, непрерывное образование рассматривается как перспективная образовательная модель в сфере профессионального образования, адекватная формирующейся постиндустриальной экономике [1; 2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.